Методы и приемы ТРИЗ-РТВ-ОТСМ- технологий
статья
Метод ТРИЗ-РТВ-ОТСМ вырабатывает устойчивый интерес к иностранному языку у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_triz.docx | 21.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы и приемы ТРИЗ-РТВ-ОТСМ- технологий
Игра «What’s this?»
Цель: формировать у детей умение по одному подсистемному признаку воссоздать весь предмет, расширять словарный запас.
Ход игры: Детям предлагается рассмотреть картинки, на которых изображены части объектов. Дети отгадывают и называют целое.
Wheels- cabin – window (car)
Wheels – body – window (lorry)
Wheels – body – wings (plane)
Wings – nose – wheels (plane)
Сначала детям показывают один подсистемный признак, т.е. одну картинку. Они могут назвать несколько систем, имеющих такие части.
Игра «Что лишнее».
Цель: С помощью символов, выполненных по методу зрительной аналогии формировать понятия надсистемы (обобщающее понятие) для любого ряда объектов (продуктов питания, мебели, одежды). Формировать лексический запас по данным темам.
Ход: У детей карточки с цифрами от 1 до 5. преподаватель называет 5 слов. Дети находят лишнее слово и показывают карточку с цифрой. Например: milk, bread, fish, jam, a table. В данном случае верным ответом будет карточка с цифрой 5, т.к. а table – не продукт питания.
Игры на функциональный подход так же, как и игры на структурный подход, позволяют быстро запоминать материал.
В игре «Слово и действие» ставится такая цель: учить детей определять функции, которые присущи любому объекту, как системе, и входящим в это понятие объектам, как подсистеме. Упражнять в употреблении английских слов и выражений, развивать память, формировать различные способы мышления. Расширять словарный запас за счет глагольных форм.
Ход: Водящий прокатывает мяч кому–либо из детей и называет предмет. Ребенок должен назвать, что этот объект может делать. Мяч возвращается.
Например:
объект – птица (bird)
Action: (действия)
to fly to sleep to go to sit to eat
В начале освоения игры для помощи детям можно рядом на столе разложить карточки с символами различных действий. В дальнейшем игра проводится без опоры на символы.
Для активизации дошкольников при обучении английскому языку я широко использую группу методов синектики. Это методы прямой аналогии, символической и эмпатии (личной аналогии).
Прямая аналогия, как метод, позволяет сравнивать объекты по внешнему виду, по свойствам, по цвету, функциям, характеру. Соответственно, увеличивается словарный запас у детей.
Игра «Загадки».
Цель: учить детей с помощью заданного алгоритма, представленного в виде зрительных символов, составлять рассказы – загадки о животных на английском языке.
Ход: детям показывают карточку, на которой с помощью символов задан алгоритм, и объясняет, как с его помощью можно составить загадку.
Например: It`s big. It`s brown. It likes honey. What is it? В дальнейшем дети загадывают загадки без опоры на зрительную символику. Также с помощью зрительной символической аналогии можно привлечь детей к сочинению рифмовок.
Например:
It’s a pig, It is big.
А также дети в дальнейшем могут без труда составить монологическое высказывание о животных.
Приведем примеры различных игр направленных на развитие памяти, внимания, воображения, словесной догадки, логического мышления:
Guess! What is it? «Угадай, что это такое».
Цель: закрепление лексики, развитие внимания, воображения.
На предметную карточку накладывается чистый лист бумаги с небольшим отверстием, достаточным, чтобы дети сумели догадаться о спрятанном изображении по его фрагменту.
Funny pairs «Веселые пары»
Цель: повторение лексики, развитие зрительной памяти.
В игре могут участвовать два ребенка и более. Два одинаковых набора предметных карточек раскладывается на столе вниз изображением. Дети по очереди поднимают по две карточки, задача – найти пару, если пара совпала, тот кто нашел забирает её себе, если нет – переворачивает карточки изображением вниз. Игроки запоминают месторасположение карточек, что повышает вероятность совпадения пары. Выигрывает тот кто собрал больше пар.
«Поймай звук»
Цель: развитие слухового внимания, фонематического восприятия.
Описание. Педагог говорит детям, какой звук им нужно «поймать», затем называет слова с этим звуком и без него. Дети хлопают в ладоши один раз, если слышат этот звук в слове. Пример: «Поймайте звук [dʒ]: jump, swim, jacket, dress, dog, porridge, milk, jeans, sausages.
What’s the odd one out? «Что лишнее?»
Цель: развитие слухового внимания и закрепление слов в пассивном словаре.
Из имеющегося запаса слов преподаватель называет три - четыре, связанных логически (местом нахождения, общим понятием и т. д.) и одно лишнее, логически не связанное.
Например: a table, a chair, a car, a desk
Sequencing «Расставьте по порядку»
Цель: развитие зрительной памяти, умения восстановить цепочку слов, изображений. На доске расставляются предметные картинки в определенном порядке. Дети в течении небольшого периода времени запоминают порядок картинок. Карточки убираются, дети восстанавливают порядок, либо со своими карточками, либо по одному выходя к доске.
Noughts and crosse «Крестики-нолики»
Цель: повторение лексики, чисел от 1 до 9, развитие логического мышления. Для игры необходимо 9 карточек, с цифрами от 1 до 9 на обратной стороне. На доске нарисована таблица для игры «крестики-нолики» В ячейки, вниз изображением, помешаются карточки. Дети делятся на 2 команды – крестики и нолики. По одному выходят представители от каждой команды, называют номер карточки открывают её и называют то что на ней изображено. Если навали правильно – ставят крестик или нолик. Выигрывает команда быстрее выстроившая линию из 3х картинок.
I spy «Я шпионю».
Цель: Развитие слухового восприятия, языковой догадки, повторение лексики. На доске выставляется набор карточек или предметов. I spy smth. beginning with /…./ называется первый звук слова. Затем дети могут сами называть друг другу звуки, либо для группы, либо в паре. Можно усложнить игру называя первые несколько звуков, при этом не обозначать темы слов.
Feely bag «Угадай на ощупь».
Цель: развитие воображения, осязания, догадки.
Для игры понадобится сумка из ткани и набор реальных предметов или игрушек. Игрушки помещаются в сумку, которая затягивается на шнурок. Сумку пускают по кругу ребятам для определения её содержимого на ощупь. Они могут делать пометки на листочках о своих догадках или обсудить содержимое с напарником. Затем сумка возвращается преподавателю, а дети высказывают свои предположения. Если они называют предмет, его вынимают из сумки и отдают отгадавшим.
Метод фокальных объектов (МФО) –
помогает составить сказку, сочинить загадку об объекте, используя полученные признаки, свойства, характеристики, ранее не принадлежащие данному объекту. МФО способствует развитию интереса детей к словесным играм.
Лимерик – это короткое стихотворение из пяти строчек, написанной в стиле нелепицы, развивает творческое воображение детей, чувство юмора, словесное творчество детей. Из-за своей легкости, гибкости замкнутой композиционной структуры, потрясающего чудаковатого юмора, лимерик очень нравится детям. Некоторые педагоги решили использовать лимерик в учебных целях на занятиях английского языка. И это не случайный выбор, который сам собой напрашивался. Четкая структура, запоминающаяся рифма и хороший ритм – отличная почва
для использования лимерика в отработке навыков устной речи, произношения, пополнения словарного запаса и развитии мотивации к языку через творческие упражнения. Для детей дошкольного возраста, которым не под силу запомнить и применить правила грамматики и чтения, упражнения на основе лимерика будут отличной подмогой на начальном этапе изучения английского языка.
Говоря об использовании методов ТРИЗ-РТВ-ОТСМ, нельзя не упомянуть метод морфологического анализа. С его помощью происходит систематизация, активизация и закрепление словарного запаса. Метод морфологического анализа можно использовать для создания новых слов. Метод морфологического анализа может быть представлен в виде кольца Луллия. В старшей группе кругов может быть три. Например, в игре «What do you see?» первый круг – это цифры от 1 до 10, второй круг – это цвета, третий круг – это предметы. В центре круга установлена вращающаяся стрелка. Из трех кругов педагог составляет разные комбинации, а стрелка указывает на тот вариант, который предстоит озвучить ребенку. И на вопрос педагога «What do you see?» может быть дан, например, такой ответ: I see two blue cups. Цель игры: активизировать словарь по темам, научить детей строить предложения.
Таким образом, методы ТРИЗ-РТВ-ОТСМ способствуют не только лучшему усвоению лексики, осмыслению грамматического строя языка. С помощью методов ТРИЗ-РТВ-ОТСМ у детей вырабатывается устойчивый интерес к иностранному языку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие математических представлений у детей с задержкой психического развития с использованием нетрадиционных технологий методов и приемов
Р В статье представлены материалы по системе работы с детьми дошкольного возраста с песком и водой, тканевыми модулями направленные на обучение и закрепление детьми математических представ...
ОБОБЩЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ВОСПИТАТЕЛЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКОГО САДА ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА ”КАТЮША” АЛЕКСАНДРЕНКО СВЕТЛАНЫ ВИКТОРОВНЫ ТЕМА ОПЫТА. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ-РТВ ДЛЯ РАЗВ
Основным направлением деятельности МДОУ «Катюша» является познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста, поэтому работая в данном направлении:1. Прошла курсы повышения квалификации п...
Конспект с использованием методов и приемов развивающей технологии.
Развивать познавательные интересы ребенка...
Метод наглядного моделирования в познавательно-речевой технологии ТРИЗ-РТВ-ОТСМ
Представлен метод наглядного моделирования в познавательно-речевой технологии ТРИЗ-РТВ-ОТСМ в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)...
Применение различных кинезиологических методов и приемов в рамках здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения
Применение различных кинезиологических методов и приемов в рамках здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда дошкольного образовательного учрежденияЦель: Поиск и применение наиболее опти...
консультация "Инновационные развивающие технологии, методы и приемы, направленные на развитие речи детей. Метод «Интеллект-карт»"
Интеллект-карты "представляют собой внешнюю "фотографию" сложных взаимоотношений наших мыслей в конкретный момент времени". Она отражает связи (смысловые, ассоциативные, причинно-с...