"Роль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста"
материал
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_didakticheskoy_igry_v_razvitii_rechi_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 21.51 КБ |
Предварительный просмотр:
"Роль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста"
Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже стали больше общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса, чем друг с другом.
Ребенок – дошкольник большую часть времени проводит в детском саду, общается с воспитателем, учится у него многому, в том числе и культуре речи. Поэтому особо внимание педагогу следует уделять своей речи, она должна быть четкой и внятней.
Причины низкого уровня развития речи:
• Воспитатель знает методику, но не технологию. Не знает уровня развития речи.
• Речевое развитие рассматривается как изолированный психологический процесс в отрыве от мышления и эмоций, воображения.
• Обучение идёт в лингвистической форме, игнорирует коммуникативные умения, отсюда - отсутствие культуры речи и культуры общения.
• Комфортное пребывание в саду способствует успешному развитию
Что же надо помнить для успешного речевого развития ребёнка дошкольника?
Необходимо помнить следующие:
• цель обучения должна быть эмоционально значима для него – достигнув цели, ребенок ждет похвалы или удивления взрослого;
• лучше сохраняется материал, тот который поразил и увлек ребенка;
• дети очень любят соревнование и игру;
• во многом внимание дошкольника зависит от изобретательности взрослых, их фантазий. В дошкольном учреждении должны быть созданы условия для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками;
• обеспечить развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с возрастными особенностями;
• обеспечить условия для обогащения их словаря в соответствии с возрастными особенностями;
• создать условия для овладения детьми грамматическим строем речи;
• развивать связную речь с учётом их возрастных особенностей;
• уделить специальное внимание развитию у детей понимания речи
(упражняя в выполнении словесных инструкций);
• приобщать детей к культуре чтения худ. литературы;
К трем годам, как правило, ребенок интенсивно набирает словарь, начинает говорить фразами. Одновременно с развитием речи развивается мышление и воображение, внимание, память, мышление - основы, на которых строится речь. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи. Но это очень трудно и ответственная работа, требующих подбора наиболее действенных средств и метода обучения. Одно из таких средств - игра, которая является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
Как говорил А.С.Макаренко, игра обязательно должна присутствовать в детском коллективе. Детский коллектив, не играющий, не будет детским коллективом…
Воображение, развивается только в коллективе, обязательно играющем. В процессе реализации ФГОС в ДОУ игровой деятельности, как форме организации детской деятельности, отводится особая роль. Игра – это ведущая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается, познает.
Таким образом, игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи, в том числе и обучение.
Дидактические игры
Что представляют собой дидактические игры?
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу.
Дидактические игры играют важную роль в развитии речи детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий, например, «назови одним словом» или «назови три предмета».
В процессе многих игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи. Активизируется речь при общении детей в игре, решение спорных вопросов. В игре развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы.
В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на 3 основных вида: игры с предметами (игрушками), настольно-печатные и словесные игры.
Структурой дидактической игры являются:
• Дидактическая задача (нужно знать уровень подготовленности воспитанников, т.к. они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями).
• Игровые правила (цель: организовать действия, поведение детей. Могут разрешать, запрещать, предписывать, делая игру занимательной, напряженной).
• Игровые действия или ход игры (ими направляется, контролируется выполнение правил).
Методика организации дидактических игр имеет три направления: Подготовка, проведение, анализ.
«Подготовка»
• отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь и др.);
• установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;
• определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время);
• выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим;
• определения количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);
• подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки…);
• подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;
• подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.
«Проведение»
• ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);
• объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил;
• показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату (например, если кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);
• определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);
• подведение итогов игры – это ответственный момент в руководстве ею, т.к. по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов воспитатель подчеркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.
• В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет тоже интересной.
Дети обычно ждут этого дня.
«Анализ»
Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать ее новым материалом в последующей работе.
В процессе многих игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи, например в своей работе я использую такие игры, как “Назови ласково” “Чего не хватает”;“Угостим животных”
Отсюда можно сделать вывод:
Игра – ведущий вид деятельности, а игровая деятельность – самое интересное, доступное для ребёнка занятие. Именно через игровую совместную деятельность детей и педагога возможно расширять и активизировать словарь детей, формировать грамматический строй речи.
Список использованной литературы:
1 . Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактической игре дошкольников. – М.: Просвещение, 1992 г.
2. Боровик О.В. Развитие ребенка в ваших руках. – М.: Новая школа, 2000 г.
3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М: Просвещение,1991г.
4. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.: Просвещение, 1981 г.
5. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1984г.
6. Ушакова О.С. Занятия по развитию речи в детском саду. - М.: Просвещение, 1993г.
7. Ушакова О.С, Струнина Е.М. Влияние словарной работы на связность речи
/Дошкольное воспитание. - 1981 г. № 2.
8. Швайко Т.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М.: Просвещение, 1983г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие "Дидактические игры по развитию речи детей дошкольного возраста"
В Учебно -методическом пособии можно ознакомиться с различными играми, помогающими решать задачи по развитию всех компонентов устной речи у старших дошкольников. Эти игры интересны и занимательны для ...
Влияние дидактической игры на развитие речи детей дошкольного возраста
«Игра- это искра, зажигающая огонёкпытливости и любознательности»....
Статья Роль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста.
Статья о значении дидактических игр в развитии речи ребенка, начиная с раннего возраста и необходимости участия родителей в совместных играх детей....
Презентация. Роль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста.
Роль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста....
Статья на тему: "Роль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста".
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой де...
Роль дидактических игр в развитии речи детей дошкольного возраста.
Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, ...
Презентация: Роль дидактических игр в развитии речи детей дошкольного возраста.
Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содер...