Творческий проект «Сказочная гжель»
рабочая программа

Карелина Анжелика Вячеславовна

Развитие художественно-творческих способностей детей в процессе ознакомления с народно-прикладным искусством.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_skazochnaya_gzhel.docx385.49 КБ

Предварительный просмотр:


Творческий проект «Сказочная гжель»

Актуальность. Чтобы вырастить патриота своей страны, необходимо прививать любовь к Родине с детства. Эта любовь невозможна без глубокого познания духовного богатства своего народа в разных его проявлениях. Культурное наследие передаётся из поколения в поколение.

Приобщение детей к декоративно-прикладному искусству является важнейшим средством формирования патриотических чувств и развития духовности. Развивая и обогащая мир ребёнка, мы тем самым способствуем развитию патриотического чувства наших детей.

Предметы, окружающие ребенка с детства, должны пробуждать в его душе чувство красоты и восхищения и должны быть национальными. Тогда с детства дети наши будут гордиться своей страной, любить ее, оберегать ее природу, соблюдать традиции и обычаи своего народа.

Народное искусство - это уникальный мир духовных ценностей, где воплощена духовная энергия народа. Народное искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.

Изделия народных художественных промыслов несут в массы эстетические идеалы народа, его демократическое отношение к действительности и высокую культуру художественного освоения материалов.

Цель:

Развитие художественно-творческих способностей детей в процессе ознакомления с народно-прикладным искусством.

Задачи:

Образовательная:

• Расширить и углубить представление детей о гжельской росписи.

• Познакомить детей с историей возникновения гжельского искусства.

• Закрепить знания детей об особенностях гжельской росписи: ее колорит, основные элементы.

• Учить рассматривать изделия, выделяя детали узора.

• Учить составлять узоры по мотивам гжельской росписи.

• Совершенствовать навыки работы с красками, с кистями,

• Смешивание двух красок на палитре: белой с синей.

Воспитательная:

• Воспитывать интерес к искусству гжельских мастеров, показывая тесную связь народно-прикладного искусства с народными традициями, музыкой и устным искусством.

• Воспитывать эстетическое восприятие народного промысла.

Развивающая:

• Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.

• Развивать чувство ритма и цвета в составлении гжельского узора.

Тип: краткосрочный, групповой, комплексный.

Возраст детей: 6-7 год жизни подготовительная группа.

Планируемый результат: Возникнет интерес к искусству гжельских мастеров, увидят  тесную связь народно-прикладного искусства с народными традициями, музыкой и устным искусством.

У детей расширятся представления о гжельской росписи, как о народном искусстве. Познакомятся с историей возникновения и об особенностях гжельской росписи. Научатся выделять детали узоров и составлять узоры по мотивам гжельской росписи.

Разовьются такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками. У детей будет  возможность почувствовать себя народными мастерами.

Планируемый продукт: Выставка продуктов детского творчества. Выставка изделий в стиле гжельского декоративно-прикладного искусства.

Сроки реализации: с 15 апреля по 26 апреля.

Комплексно-тематическое планирование:

Форма работы

Тема

Цель

Сроки

Работа с родителями

Беседа

Введение в тему проекта. Сбор посуды и др. предметов в стиле гжель.

Активно включить родителей к сотрудничеству с детским садом к работе по развитию творческой личности.

12.04.2019

Консультация для родителей 

«Особенности гжельского орнамента» 

Познакомить родителей с особенностями гжельского орнамента для совместной деятельности с детьми дома

16.04.2019

Памятка

Узор «Птица Гжель».

Освоить технику росписи гжель

18.04.2019

Работа с детьми

Беседа с рассматриванием альбома

«История возникновения гжельской посуды»

Познакомить детей с историей возникновения гжельской посуды. Рисование гжельской розы.

16.04.2019

Просмотр презентации 

«Сказочная Гжель»

Познакомить дошкольников с традициями русского народного творчества – гжельской росписью, элементами росписью

17.04.2019

Дидактическая игра 

«Собери посуду» 

Учить детей внимательно подбирать узор и форму посуды.

Индивидуально после дневного сна

НОД ХЭР. Лепка

«Посуда из глины» (ленточным способом).

Знакомить детей с материалом для лепки глина и ленточным способом лепки.

18.04.2019

СОД. Беседа

«Гжельские игрушки» (раскраска) 

Знакомить детей с характерными элементами гжельской росписи. 

Подгруппой после дневного сна

Чтение литературы

«Гжельские узоры»

Прививать любовь к художественному слову.

19.04.2019

НОД ХЭР. Аппликация. 

«Гжельский цветок»

Продолжать знакомить детей с народным промыслом; учить вырезать круг приемом плавного закругления углов квадрата, разрезать круг по сгибу пополам; составлять из частей – кругов, полукругов и узкой полосы – изображения нераспустившегося и распустившегося цветков

22.04.2019

НОД ХЭР. Рисование (коллективная работа)

«Роспись гжельской посуды для Федоры».

Закреплять знание детей о гжельском узоре.

23.04.2019

СОД ХЭР.

"Сказочная Гжель" пластилинография

Закрепить представление о промысле, колорите, элементах росписи.

Закрепить приемы рисования пластилином в технике мазка, «капельки», спирали, травинки, завитков, волнистых линий.

24.04.2019

Выставка работ детского творчества

«Сказочная Гжель»

Выставка изделий в стиле гжельского декоративно-прикладного искусства.

25-26.04.2019

Заключение.

В ходе реализации проекта дети увидели  тесную связь народно-прикладного искусства с народными традициями, музыкой и устным искусством. У детей расширились представления о гжельской росписи, как о народном искусстве. Познакомились с историей возникновения и об особенностях гжельской росписи. Научились выделять детали узоров и составлять узоры по мотивам гжельской росписи. Дети получили  возможность почувствовать себя народными мастерами. Возник устойчивый  интерес к искусству гжельских мастеров.  

Родители имели возможность вместе с детьми поучаствовать в реализации проекта. Включится в педагогический процесс по развитию творческой личности.         

Памятка для родителей

Цель: познакомить с алгоритмом изготовления эскиза: узор «Птица Гжель».

  1. На палитру нужно нанести немного краски, затем добавить воды и шпателем размешать массу до плотности сметаны.
  2. Для этого используем кисть № 8, которую нужно опустить в воде, хорошо отжать о края, расправить как веер и опустить в краску так, чтобы одна сторона больше была измазана.
  3. Нужно сделать мазок полукругом, кисточку при этом нужно прижать к бумаге, в конце плавно отпустить. Мизинец руки при этом действии должен находиться на бумаге. Если все правильно сделать, то мазок будет в форме серпа — это туловище.
  4. Рисуем основание крыльев и бедра птицы с помощью каплевидных и коротких мазков.
  5. Формируем хвост птицы. Для этого нужно сделать кистью как ровные, так и волнообразные движения.
  6. Для рисования перьев на крыле нужно использовать кисть № 6. Мазки для рисования перьев используются волнистые.
  7. Кистью № 3 обвести крыло тёмными деталями.
  8. Завитки, глаза и прочие мелкие элементы следует делать самой тонкой кисточкой.

Эскиз готов. Начинающему мастеру нужно обязательно перенести эскиз с бумаги на поверхность изделия.

Альбом  «История возникновения гжельской посуды»

https://b1.culture.ru/c/126032.688x392.jpg

Синее на белом. Жители деревни Гжель говорят: небо у них, как нигде, синее-синее, вот и задумали перенести небесные краски на белый фарфор. Интересные факты о развитии старинного промысла собрала Наталья Летникова.

https://b1.culture.ru/c/125598.475xp.jpg

Гжель — не только село и промысел, а целый гончарный край.
27 деревень, так называемый «Гжельский куст». Первое упоминание — во времена Ивана Калиты.
Мастерили керамику, а когда крестьяне, братья Куликовы, раскопали белую глину, — перешли на фарфор.

Иллюстрация: посуда гжель с традиционным узором


https://b1.culture.ru/c/125635.475xp.jpg

Гжельская глина — стратегический ресурс.
В ХVII веке по указу Алексея Михайловича ее использовали для аптекарских и алхимических сосудов.
Во времена Петровы шла на кирпич, при императрице Елизавете — для первого фарфорового завода в России.

Иллюстрация: Портрет императрицы Елизаветы Петровны. А.П. Антропов. Конец 50-х — начало 60-х годов XVIII века

https://b1.culture.ru/c/125616.475xp.jpg

Над секретом изготовления фарфора бились со времен Петра I.
Отправка шпионов успеха не принесла — справились ученые.
Описал технологию производства китайского фарфора друг Ломоносова, химик Дмитрий Виноградов.

Иллюстрация: Дмитрий Иванович Виноградов. Миниатюра неизвестного художника

https://b1.culture.ru/c/125620.475xp.jpg

Все секреты росписи — в «Азбуке мазков».
Под одной обложкой собрал опыт поколений Александр Салтыков.
Граф, ученый-керамист, искусствовед в середине прошлого века почти с нуля возродил промысел.
В основе — коллекция Государственного исторического музея.

Иллюстрация: орнаменты под гжель

https://b1.culture.ru/c/125617.475xp.jpg

Даже во времена крепостного права гжельские художники считались свободными.
С ХVI века были приписаны к Дворцовому и Удельному ведомствам и занимались только керамическим ремеслом.

Иллюстрация: работа на гончарном круге

https://b1.culture.ru/c/125618.475xp.jpg

Изначально гжель была разноцветная.
Мода на кобальт пришла из Европы и Азии в ХIХ веке. Задавали тон голландские бело-синие изразцы и китайский фарфор.
«Примерила» кобальт гжель — да так бело-синей и осталась.

Иллюстрация: разноцветная гжель

https://b1.culture.ru/c/125619.475xp.jpg

Наносится гжельский узор черным кобальтом, а синь свою после обжига получает.
Гжельские мастера различают 20 оттенков синего.
Будет цвет светлее или темнее, все от мастера зависит. Как он кистью мазок положит.

Иллюстрация: роспись гжельского фарфора

https://b1.culture.ru/c/125621.475xp.jpg

Любимый узор гжельских мастеров — роза. Прозвана в ремесленной среде Агашкой.
На фарфоровых заводах ХIХ века среди художниц-крестьянок много было Агафий. Вот и прижилось название.

Иллюстрация: чайник гжель с традиционным узором

https://b1.culture.ru/c/125623.475xp.jpg

Агитфарфор — главная тема гжельской росписи времен Гражданской войны.
Придумано французами эпохи буржуазной революции. В советские годы идеи коммунизма в керамике шли на экспорт.
Сегодня цена идеологического наследия на лондонском аукционе — до четырех тысяч фунтов.

Иллюстрация: фарфоровая статуэтка эпохи СССР

https://b1.culture.ru/c/125652.475xp.jpg

Главная тайна гжели не раскрыта до сих пор — откуда пошло название промысла.
Версий несколько: от старорусского «жгель» — посуду в печи обжигают. В честь речки Гжелки в Смоленской области.
Или от «гжиолки», как раньше называли трясогузку. Гадают уже не первое столетие.

Иллюстрация: посуда гжель с традиционным узором.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Сказочная Гжель»

Проект позволяет расширить знания детей о традиционном русском художественном промысле – «гжельская керамика», освоить простые элементы росписи (прямые линии различной толщины, точки, сеточки и ...

Проект "Сказочная гжель"

В настоящее время утрачена такая нравственная ценность, как патриотизм. У детей слабо развит познавательный интерес об истории народных промыслов, о народных мастерах, особенностях росписи. Недостаточ...

Творческий проект «Сказочная гжель»

Существенным содержанием русской культуры является его быт и творчество, созданное на протяжении многовековой истории. Поэтому у дошкольников необходимо не только формировать художественный вкус, но и...

Проект "Сказочная гжель"

ВведениеСлово "гжель" сегодня невероятно популярно. С ним ассоциируется красотой гармония, сказка и быль. Фарфор с нарядной синей росписью и многоцветная майолика известны теперь не только в...

Проект «Сказочная гжель»

 Познакомить детей с русским декоративным искусством гжельских мастеров, с техникой изготовления гжели....

Презентация творческого проекта "Сказочная Гжель"

Презентация творческого проекта "Сказочная Гжель"Знакомство с народным искусством в детском саду способствует всестороннему воспитанию личности ребенка, развитию его творческих способностей ...

Проект: «Сказочная гжель» (создание настольного театра по РНС с использованием народной росписи «Гжель»)

Дошкольный возраст - возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе ...