Творческий проект «Сказочная гжель»
рабочая программа
Развитие художественно-творческих способностей детей в процессе ознакомления с народно-прикладным искусством.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_skazochnaya_gzhel.docx | 385.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Творческий проект «Сказочная гжель»
Актуальность. Чтобы вырастить патриота своей страны, необходимо прививать любовь к Родине с детства. Эта любовь невозможна без глубокого познания духовного богатства своего народа в разных его проявлениях. Культурное наследие передаётся из поколения в поколение.
Приобщение детей к декоративно-прикладному искусству является важнейшим средством формирования патриотических чувств и развития духовности. Развивая и обогащая мир ребёнка, мы тем самым способствуем развитию патриотического чувства наших детей.
Предметы, окружающие ребенка с детства, должны пробуждать в его душе чувство красоты и восхищения и должны быть национальными. Тогда с детства дети наши будут гордиться своей страной, любить ее, оберегать ее природу, соблюдать традиции и обычаи своего народа.
Народное искусство - это уникальный мир духовных ценностей, где воплощена духовная энергия народа. Народное искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.
Изделия народных художественных промыслов несут в массы эстетические идеалы народа, его демократическое отношение к действительности и высокую культуру художественного освоения материалов.
Цель:
Развитие художественно-творческих способностей детей в процессе ознакомления с народно-прикладным искусством.
Задачи:
Образовательная:
• Расширить и углубить представление детей о гжельской росписи.
• Познакомить детей с историей возникновения гжельского искусства.
• Закрепить знания детей об особенностях гжельской росписи: ее колорит, основные элементы.
• Учить рассматривать изделия, выделяя детали узора.
• Учить составлять узоры по мотивам гжельской росписи.
• Совершенствовать навыки работы с красками, с кистями,
• Смешивание двух красок на палитре: белой с синей.
Воспитательная:
• Воспитывать интерес к искусству гжельских мастеров, показывая тесную связь народно-прикладного искусства с народными традициями, музыкой и устным искусством.
• Воспитывать эстетическое восприятие народного промысла.
Развивающая:
• Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.
• Развивать чувство ритма и цвета в составлении гжельского узора.
Тип: краткосрочный, групповой, комплексный.
Возраст детей: 6-7 год жизни подготовительная группа.
Планируемый результат: Возникнет интерес к искусству гжельских мастеров, увидят тесную связь народно-прикладного искусства с народными традициями, музыкой и устным искусством.
У детей расширятся представления о гжельской росписи, как о народном искусстве. Познакомятся с историей возникновения и об особенностях гжельской росписи. Научатся выделять детали узоров и составлять узоры по мотивам гжельской росписи.
Разовьются такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками. У детей будет возможность почувствовать себя народными мастерами.
Планируемый продукт: Выставка продуктов детского творчества. Выставка изделий в стиле гжельского декоративно-прикладного искусства.
Сроки реализации: с 15 апреля по 26 апреля.
Комплексно-тематическое планирование:
Форма работы | Тема | Цель | Сроки |
Работа с родителями | |||
Беседа | Введение в тему проекта. Сбор посуды и др. предметов в стиле гжель. | Активно включить родителей к сотрудничеству с детским садом к работе по развитию творческой личности. | 12.04.2019 |
Консультация для родителей | «Особенности гжельского орнамента» | Познакомить родителей с особенностями гжельского орнамента для совместной деятельности с детьми дома | 16.04.2019 |
Памятка | Узор «Птица Гжель». | Освоить технику росписи гжель | 18.04.2019 |
Работа с детьми | |||
Беседа с рассматриванием альбома | «История возникновения гжельской посуды» | Познакомить детей с историей возникновения гжельской посуды. Рисование гжельской розы. | 16.04.2019 |
Просмотр презентации | «Сказочная Гжель» | Познакомить дошкольников с традициями русского народного творчества – гжельской росписью, элементами росписью | 17.04.2019 |
Дидактическая игра | «Собери посуду» | Учить детей внимательно подбирать узор и форму посуды. | Индивидуально после дневного сна |
НОД ХЭР. Лепка | «Посуда из глины» (ленточным способом). | Знакомить детей с материалом для лепки глина и ленточным способом лепки. | 18.04.2019 |
СОД. Беседа | «Гжельские игрушки» (раскраска) | Знакомить детей с характерными элементами гжельской росписи. | Подгруппой после дневного сна |
Чтение литературы | «Гжельские узоры» | Прививать любовь к художественному слову. | 19.04.2019 |
НОД ХЭР. Аппликация. | «Гжельский цветок» | Продолжать знакомить детей с народным промыслом; учить вырезать круг приемом плавного закругления углов квадрата, разрезать круг по сгибу пополам; составлять из частей – кругов, полукругов и узкой полосы – изображения нераспустившегося и распустившегося цветков | 22.04.2019 |
НОД ХЭР. Рисование (коллективная работа) | «Роспись гжельской посуды для Федоры». | Закреплять знание детей о гжельском узоре. | 23.04.2019 |
СОД ХЭР. | "Сказочная Гжель" пластилинография | Закрепить представление о промысле, колорите, элементах росписи. Закрепить приемы рисования пластилином в технике мазка, «капельки», спирали, травинки, завитков, волнистых линий. | 24.04.2019 |
Выставка работ детского творчества | «Сказочная Гжель» | Выставка изделий в стиле гжельского декоративно-прикладного искусства. | 25-26.04.2019 |
Заключение.
В ходе реализации проекта дети увидели тесную связь народно-прикладного искусства с народными традициями, музыкой и устным искусством. У детей расширились представления о гжельской росписи, как о народном искусстве. Познакомились с историей возникновения и об особенностях гжельской росписи. Научились выделять детали узоров и составлять узоры по мотивам гжельской росписи. Дети получили возможность почувствовать себя народными мастерами. Возник устойчивый интерес к искусству гжельских мастеров.
Родители имели возможность вместе с детьми поучаствовать в реализации проекта. Включится в педагогический процесс по развитию творческой личности.
Памятка для родителей
Цель: познакомить с алгоритмом изготовления эскиза: узор «Птица Гжель».
- На палитру нужно нанести немного краски, затем добавить воды и шпателем размешать массу до плотности сметаны.
- Для этого используем кисть № 8, которую нужно опустить в воде, хорошо отжать о края, расправить как веер и опустить в краску так, чтобы одна сторона больше была измазана.
- Нужно сделать мазок полукругом, кисточку при этом нужно прижать к бумаге, в конце плавно отпустить. Мизинец руки при этом действии должен находиться на бумаге. Если все правильно сделать, то мазок будет в форме серпа — это туловище.
- Рисуем основание крыльев и бедра птицы с помощью каплевидных и коротких мазков.
- Формируем хвост птицы. Для этого нужно сделать кистью как ровные, так и волнообразные движения.
- Для рисования перьев на крыле нужно использовать кисть № 6. Мазки для рисования перьев используются волнистые.
- Кистью № 3 обвести крыло тёмными деталями.
- Завитки, глаза и прочие мелкие элементы следует делать самой тонкой кисточкой.
Эскиз готов. Начинающему мастеру нужно обязательно перенести эскиз с бумаги на поверхность изделия.
Альбом «История возникновения гжельской посуды»
Синее на белом. Жители деревни Гжель говорят: небо у них, как нигде, синее-синее, вот и задумали перенести небесные краски на белый фарфор. Интересные факты о развитии старинного промысла собрала Наталья Летникова. | |
Гжель — не только село и промысел, а целый гончарный край. Иллюстрация: посуда гжель с традиционным узором | |
Гжельская глина — стратегический ресурс. Иллюстрация: Портрет императрицы Елизаветы Петровны. А.П. Антропов. Конец 50-х — начало 60-х годов XVIII века | |
Над секретом изготовления фарфора бились со времен Петра I. Иллюстрация: Дмитрий Иванович Виноградов. Миниатюра неизвестного художника | |
Все секреты росписи — в «Азбуке мазков». Иллюстрация: орнаменты под гжель | |
Даже во времена крепостного права гжельские художники считались свободными. Иллюстрация: работа на гончарном круге | |
Изначально гжель была разноцветная. Иллюстрация: разноцветная гжель | |
Наносится гжельский узор черным кобальтом, а синь свою после обжига получает. Иллюстрация: роспись гжельского фарфора | |
Любимый узор гжельских мастеров — роза. Прозвана в ремесленной среде Агашкой. Иллюстрация: чайник гжель с традиционным узором | |
Агитфарфор — главная тема гжельской росписи времен Гражданской войны. Иллюстрация: фарфоровая статуэтка эпохи СССР | |
Главная тайна гжели не раскрыта до сих пор — откуда пошло название промысла. Иллюстрация: посуда гжель с традиционным узором. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Сказочная Гжель»
Проект позволяет расширить знания детей о традиционном русском художественном промысле – «гжельская керамика», освоить простые элементы росписи (прямые линии различной толщины, точки, сеточки и ...
Проект "Сказочная гжель"
В настоящее время утрачена такая нравственная ценность, как патриотизм. У детей слабо развит познавательный интерес об истории народных промыслов, о народных мастерах, особенностях росписи. Недостаточ...
Творческий проект «Сказочная гжель»
Существенным содержанием русской культуры является его быт и творчество, созданное на протяжении многовековой истории. Поэтому у дошкольников необходимо не только формировать художественный вкус, но и...
Проект "Сказочная гжель"
ВведениеСлово "гжель" сегодня невероятно популярно. С ним ассоциируется красотой гармония, сказка и быль. Фарфор с нарядной синей росписью и многоцветная майолика известны теперь не только в...
Проект «Сказочная гжель»
Познакомить детей с русским декоративным искусством гжельских мастеров, с техникой изготовления гжели....
Презентация творческого проекта "Сказочная Гжель"
Презентация творческого проекта "Сказочная Гжель"Знакомство с народным искусством в детском саду способствует всестороннему воспитанию личности ребенка, развитию его творческих способностей ...
Проект: «Сказочная гжель» (создание настольного театра по РНС с использованием народной росписи «Гжель»)
Дошкольный возраст - возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе ...