Программа "Умелые ручки"
рабочая программа

Карелина Анжелика Вячеславовна

Программа дополнительного образования "Умелые ручки" (по декоративному творчеству) возраст детей 5-6лет,срок реализации -1 год

  Дополнительная  общеразвивающая программа

«Умелые ручки»

Художественной направленности

(по изготовлению поделок и сувениров)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_umelye_ruchki_2018-2019g.docx93.37 КБ

Предварительный просмотр:

Программа "Умелые ручки"

Программа дополнительного образования "Умелые ручки" (по декоративному творчеству) возраст детей 5-6лет,срок реализации -1 год

  

Дополнительная  общеразвивающая программа

«Умелые ручки»

Художественной направленности

(по изготовлению поделок и сувениров)

Автор - составитель:

Карелина Анжелика Вячеславовна

МКДОУ детский сад «Тополек»

воспитатель



Дополнительная общеобразовательная программа «Умелые ручки» направлена на развитие творческих способностей, мелкой моторики рук, способствует повышению общей культуры детей.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

-Направленность программы

Дополнительная общеразвивающая программа «Умелые ручки» имеет художественную направленность, она способствует воспитанию у детей художественного вкуса, развитию творческой инициативы, самостоятельности, приобретению навыков и опыта при изготовлении простых, а затем и более сложных изделий декоративно-прикладного творчества.

Актуальность

-Актуальность программы обусловлена ее практической значимостью. Воспитанники могут применять полученные знания и практический опыт при подготовке к самостоятельной жизни в современном социуме, профессиональному самоопределению.

.

При написании программы были проанализированы существующие программы той же направленности педагогов дополнительного образования Литовской Л.А. «Мастерская сельского Самоделкина», Тимофеевой М.М. «Страна цветов» Величко Е.А. «Умелые руки».

Отличие от вышеперечисленных программ заключается в том, что:

Содержание программы «Умелые ручки» объединяет несколько видов деятельности со взаимопроникновением дисциплин (оригами, аппликация, работа с природными материалами, сувенирная игрушки из бросового материала, поделки из ткани и бисера). Разнообразие видов деятельности и материалов, использованных для работы, позволяет педагогу удерживать интерес детей на протяжении всего учебного года, а ребенку набраться опыта и знаний в различных областях художественного труда.

Содержание программы позволяет вести обучение детей не только разного возраста, но и разных по уровню подготовки. Построение программы по календарным праздникам делает процесс обучения эмоционально-насыщенным, поскольку позволяет ребёнку заранее пережить радость в процессе продуктивной деятельности по изготовлению подарков к предстоящим праздникам, ощутить себя социально значимым.

При организации образовательного процесса применяются:

современные компьютерные технологии. Используя компьютерные технологии в образовательном процессе, занятие становится более интересным, наглядным и динамичным;

Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что она позволяет сплотить творческий коллектив, создать между воспитанниками здоровую конкуренцию, стремление к победе, развить у ребят способность личностного роста, выявить их творческий потенциал. А также развить у детей такие качества, которые помогут в общении со сверстниками и не только: понимание, что все люди разные, принятие этих различий, умение сотрудничать и разрешать возникающие противоречия в общении.

Концептуальные идеи программы

1. Социальная адаптация

Создание для каждого обучающегося комфортного образовательного пространства, неформальной среды общения, поля развивающей деятельности, в которой есть все возможности для создания ситуации успеха, укрепления личного достоинства, развития коммуникативных способностей, активности и самостоятельности, и как следствие, социальная адаптация ребенка.

2. Нравственное воспитание личности

 Организованная данная деятельность содействует формированию не только здоровых психофизических качеств и интеллекта, но и воспитывает трудолюбие, взаимное уважение, товарищескую взаимопомощь, коллективизм, уважительное отношение к представителям противоположного пола, а значит, содействует нравственному воспитанию личности.

3.Формирование творческой активности личности

Развитие творческой активности – одна из актуальных задач дополнительного образования, поскольку она проявляется в умении адекватно реагировать на происходящее в общественной, научной и культурной жизни, готовности использовать новые возможности, предоставляемые постоянно обновляющейся жизнью, отношении к возникающим жизненным ситуациям без оценочных критериев, как к проблемным, стремлении избежать традиционных решений, выдвижении нестандартных идей; удовлетворении одной из основных человеческих потребностей – потребности в самореализации.

Программа «Умелые ручки» составлена в опоре на принцип доступности и наглядности.

Программа «Умелые ручки» разработана с учетом возрастных особенностей детей дошкольного  возраста 5-6 лет. Дети данного возраста отличаются способностью к творчеству, у них активно идет процесс социализации личности, миропонимания, формирование эстетического отношения к действительности. В этом возрасте дети уже могут управлять своим поведением, и занятия в детском творческом коллективе благотворно могут повлиять на развитие внимания, мышления, памяти, совершенствуется восприятие.

Кроме этого, на данном возрастном этапе занятия декоративно-прикладным творчеством способствуют творческой самореализации, развитию творческой активности детей. Идет процесс социализации личности, для реализации которой ему нужна деятельность, получающая признание других людей, деятельность, которая может придать ему значение как члену общества. Такой деятельностью, где он может реализовать свои возросшие возможности, стремление к самостоятельности, активности, коммуникабельности, удовлетворив потребность в признании со стороны взрослых, товарищей, могут стать занятия декоративно-прикладным творчеством, создающие возможность реализации своей индивидуальности. К этому времени детки  проявляют самый разнообразный интерес к жизни, в этом возрасте начинают формироваться черты будущей личности, поэтому очень важно формировать устойчивый интерес к традициям своего народа.

Разнообразный выбор видов деятельности данной программы и материалов для работ позволяет не только расширить эстетический кругозор воспитанников, но и дает возможность каждому ребенку раскрыть свои индивидуальные способности, найти свой материал и свою технику.

 

 Формы обучения и виды занятий

Форма организации процесса – групповые и индивидуальные занятия.

 Режим

Занятия проводятся 1 раза в неделю  по  продолжительности 30 минут.

Цель программы: развитие творческих способностей учащихся средствами декоративно-прикладного творчества

задачи:

Воспитательные:

формировать общее представление об окружающем мире;

воспитывать понимание декоративно-прикладного творчества как значимой сферы человеческой жизни;

воспитывать художественно-эстетический вкус, аккуратность, трудолюбие, ответственность.

Развивающие:

формировать умение планировать действие в соответствии с поставленной задачей;

формировать коммуникативные навыки;

способствовать развитию познавательного интереса и творческого мышления.

Обучающие:

познакомить с различными видами декоративно-прикладного творчества;

сформировать представление о свойствах материалов (бумага, картон, ткань, бисер, природный материал);

обучить основам различных росписей (дымковская роспись; гжель);нетрадиционные приемы рисования;

обучить детей основным приемам изготовления изделий из глины; соленого теста;

научить детей изготавливать подарки и сувениры;

сформировать навыки работы с простейшими инструментами (ножницы, линейка, шило, игла, канцелярский нож).

Учебный план

п\п

Название разделов и тем

Количество часов

Формы

аттестации

(контроля)

теория

практика

всего

Введение

журнал посещаемости

Пластилинография (Сентябрь)

1.

Лепная картина на плоской поверхности, изображение по выбору ребенка.

10мин

20мин

30мин

поделка

2.

Продолжение работы по теме.

10мин

20мин

30мин

поделка

3.

Продолжение работы по теме.

10мин

20мин

30мин

поделка

4.

Продолжение работы по теме. Выставка.

10мин

20мин

30мин

поделки

Работа с природными материалами

(Октябрь)

1.

«Домовенок Кузя»

10мин

20мин

30мин

поделка

2.

Продолжение работы по теме.

10мин

20мин

30мин

поделка

3.

Продолжение работы по теме.

10мин

20мин

30мин

поделка

4.

Продолжение работы по теме. Выставка.

10мин

20мин

30мин

поделка

Аппликация из пряжи

(Ноябрь)

1.

«Улитка» (использование техники вязания на пальцах)

10мин

20мин

30мин

поделка

2.

Продолжение работы по теме.

10мин

20мин

30мин

поделка

3.

Продолжение работы по теме.

10мин

20мин

30мин

поделка

4.

Продолжение работы по теме. Выставка.

10мин

20мин

30мин

поделка

Поделки из бисера

(Декабрь)

1.

«Семейное дерево»

10мин

20мин

30мин

поделка

2.

Продолжение работы по теме.

10мин

20мин

30мин

поделка

3.

Продолжение работы по теме.

10мин

20мин

30мин

поделка

4.

Продолжение работы по теме. Выставка.

10мин

20мин

30мин

поделка

Работа с тканью

(Январь)

1.

«Изготовление русской народной куклы»

10мин

20мин

30мин

поделка

2.

Продолжение работы по теме. Выставка.

10мин

20мин

30мин

поделка

Комбинирование различных материалов

(Февраль)

1.

«Подставка для карандашей»

10мин

20мин

30мин

поделка

2.

Продолжение работы по теме.

10мин

20мин

30мин

поделка

3.

Продолжение работы по теме.

10мин

20мин

30мин

поделка

4.

Продолжение работы по теме. Выставка.

10мин

20мин

30мин

поделка

Лепка из глины и роспись(Март,Апрель,Май)

1.

«Дымковские игрушки»

-Петушок

-Барышня

-Лошадка

-Свистулька

10мин

20мин

30мин

поделка

2.

Продолжение работы по теме.

10мин

20мин

30мин

поделка

3.

Продолжение работы по теме.

10мин

20мин

30мин

поделки

4.

Продолжение работы по теме.

10мин

20мин

30мин

поделки








1 год обучения

I. Введение (2 ч.)

1.1. Вводное занятие

Знакомство с новыми членами объединения, с правилами режима работы. Ознакомление с планом работы на год. Вводное тестирование (на мотивацию воспитанников, творческий потенциал, на определение результативности процесса). Инструктаж по правилам поведения и безопасного труда в объединении. Экскурсия по выставке работ воспитанников.

II. Работа с бумагой (16 ч.)

Темы 2.1. – 2.6.: Голубь. Мухомор. Поделки по собственному замыслу. Рамки для фотографий. Открытки – раскладушки. Снеговик

Теория: Общее понятие о производстве бумаги и картона, их сортах, свойствах, применении. Инструмент и приспособления, применяемее на занятиях, правила пользования ими. Организация рабочего места. Правила безопасности при работе с колющими и режущими инструментами. Знакомство с японским искусством складывания из бумаги – оригами. Изучение базовых форм оригами (треугольник, дверь, конверт, дом, змей, двойной треугольник и т.д.). Анализ конструкции будущего изделия педагогом. Способ заготовки деталей с помощью кальки. Составление плана действий. Демонстрация педагогом способов складывания, сборки и склеивания поделок.

Практика: Простейший опыт по определению и сравнению свойств бумаги и картона. Складывание изделий за педагогом, пошаговое выполнение поделок (мухомор, рамки для фотографий, открытки – раскладушки, снеговик). Изготовление моделей в стиле оригами (голуби). Заготовки необходимого материала, изготовление деталей. Изготовление картонных разверток по шаблону. Способы перевода чертежей и выкроек на кальку, бумагу, картон. Сборка и декорирование поделок.

III. Работа с природными материалами. Работа с рисом и горохом (10 ч.)

Темы 3.1. – 3.3.: Волшебные подсвечники. Цветы. Поделки по собственному замыслу

Теория: Беседа по теме: «Волшебный мир природы». Инструктаж по технике безопасности при работе с природными материалами. Рассматривание образцов готовых работ. Планирование последовательности выполнения работы. Совместное составление плана работы. Разбор неясных моментов в работе. Демонстрация иллюстраций и фотографий с объемными композициями. Рассказ педагога о роли риса в жизни человека.

Показ педагогом приемов крепления композиции на картон, пластмассу. Индивидуальнее рекомендации педагога по устранению недостатков в выполняемых работах. Опрос воспитанников на закрепление темы «Роль риса в жизни человека». Возможности выполнения изделий на память, по собственному замыслу.

Практика: Изготовление поделок и аппликаций из риса и гороха: колобок, жонглер, тигренок, добрый садовник, волшебные подсвечники, цветы, котенок). Подбор воспитанниками необходимых материалов и инструментов, изготовление эскизов и картин. Перевод шаблонов на картон с помощью копировальной бумаги. Наклеивание риса и гороха по шаблону. Художественное оформление работ. Оформление работ для выставки.

IV. Аппликации из пряжи (12 ч.)

Темы 4.1. – 4.4.: Цветы. Собачка. Лисичка. Картина. Поделки по собственному желанию

Теория: Рассказ педагога о свойствах пряжи и способах ее применения в быту и на производстве. Беседа «Виды аппликаций» с демонстрацией и пояснениями на готовых работах. Показ педагогом способов обработки пряжи и приемов наложения пряжи на шаблон. Подбор цветовой гамм. Инструктаж по технике безопасности при работе с пряжей. Дополнение изделий по собственному замыслу.

Практика: Изготовление шаблонов (цветы, собачка, картина) с помощь копировальной бумаги. Подбор детьми необходимой пряжи, поэтапное заполнение работы пряжей разных цветов. Разбор неясных моментов в работе. Обыгрывание выполненных работ детьми (рассказы, загадки, стихи). Оформление работ для выставки.

V. Работа с тканью (36 ч.)

Темы 5.1. – 5.4.: Изготовление ромашки садовой, розы, подсолнуха. Фантазийные цветы

Теория: Легенда о возникновении цветов. Ботаническая справка. Просмотр готовых изделий, оценка качества их изготовления (подкраска, обработка, сборка). Беседа об экономном использовании ткани.

Практика: Зарисовка шаблонов. Выполнение цветка (вырезание ткани по трафаретам, изготовление сердцевидок, подкраска венчиков и листьев, обработка вырезанных лепестков и листьев инструментами, сборка цветка). Выставка. Просмотр и анализ готовых работ.

VI. Бисеронизание (36ч.)

Темы 6.1 – 6.3.: Цепочки в одну нить, цепочки в две нити, подарки ко дню рождения

Теория: Применение бисера для украшения одежды и интерьера. Демонстрация схем и образцов по теме. Схемы: «пупырышки», «цветочки в 6-8 лепестков», «зубчики, лесенки», «цепочки в 7 бусинок». Сочетание цветов и оттенков при изготовлении изделий из бисера.

Практика: Изготовление образцов изделий. Создание собственных изделий. Изготовление изделий по выбору. Изготовление украшений на выбор или по собственному проекту.

VII. Комбинирование различных материалов (8 ч.)

Темы 7.1. – 7.4.: Комбинирование бумаги и ваты, бумаги и спичечных коробков. Шкатулка. Танк. Поделка по собственному замыслу

Теория:

Демонстрация педагогом готовых образцов и приемов наклеивания ваты на бумагу и спичек на бумагу. Изучение последовательности выполнения данных приемов декорирования изделий ватой и спичками.

Практика: Самостоятельная работа детей по изготовлению игрушек и аппликаций с элементами из ваты и спичек. Декорирование изделий по собственному замыслу.

IX. Предметно-практическая деятельность (20 ч.)

Подготовка изделий из бумаги и природного материала для оформления выставок творческих работ ЦВР «Подросток»:

выставка «Золотая осень»;

выставка «Вифлеемская звезда»;

выставка « Символы России»;

выставка « Пасхальный перезвон»;

выставка «Салют, Победы!»

X. Познавательно-развивающая деятельность (4 ч.)

Организация и проведение различных бесед по гражданско-патриотическому воспитанию, игровых программ.

1.4. Планируемые результаты

1 год обучения

У воспитанников должны быть сформированы:

Личностные:

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

понимание и следование в деятельности нормам эстетики;

заложены основы художественного вкуса.

Метапредметные:

У воспитанников должны быть сформированы:

Регулятивные

умение ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные

адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач.

Познавательные

умение строить простые рассуждения о поделке, его строении, свойствах.

Предметные:

знать:

основы технического моделирования: способы соединения деталей из бумаги и картона; название основных частей моделей;

основные приемы бисеронизания;

техники бисеронизания (объемная, ромбовидная, ручное ткачество, низание в 1, 2 нити).

условные обозначения на чертежах;

приемы и правила пользования простейшими инструментами ручного труда (канцелярский нож, ножницы, линейка, шило, игла);

свойства бумаги, картона, ткани, их использование, применение, доступные свойства обработки;

простейшие правила организации рабочего места;

виды декоративно-прикладного творчества;

способы перевода выкроек изделия и его деталей на кальку, бумагу;

способы применения шаблонов;

правила сборки моделей из готовых наборов деталей;

правила техники безопасности при работе с инструментами и материалами.

уметь:

пользоваться инструментами ручного труда;

подбирать необходимые инструменты и материалы;

проводить на бумаге ровные вертикальные, горизонтальные и наклонные линии;

вырезать из бумаги фигуры;

составлять простые композиции цветов из ткани;

сочетать в изделии различные техники бисеронизания;

соблюдать правила техники безопасности;

планировать предстоящие трудовые действия;

правильно организовывать рабочее место;

выполнять разметку объектов при помощи линейки и шаблона;

прочно соединять детали между собой;

сотрудничать со своими сверстниками и принимать участие в коллективной работе.

У воспитанников должны быть сформированы навыки:

работы с простейшими инструментами ручного труда (нож-резак, ножницы, линейка, шило).

II. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Календарный учебный график

— это составная часть образовательной программы, являющейся комплексом основных характеристик образования и определяет количество учебных недель и количество учебных дней, продолжительность каникул, даты начала и окончания учебных периодов/этапов; календарный учебный график является обязательным приложением к дополнительной общеобразовательной программе и составляется для каждой группы (ФЗ № 273, ст.2, п.92; ст. 47, п.5).

N п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля


2.2. Условия реализации программы

- набор детей;

- материально-техническое обеспечение - характеристика помещения для занятий по программе; перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы (в расчете на количество обучающихся);

- информационное обеспечение – аудио-, видео-, фото-, интернет - источники;

- кадровое обеспечение – целесообразно перечислить педагогов, занятых в реализации программы, охарактеризовать их профессионализм, квалификацию, критерии отбора.

2.3. Формы аттестации

Основными формами подведения итогов реализации программы являются:

выставки творческих работ воспитанников;

выставки-конкурсы декоративно прикладного творчества на уровне центра, села, города, области.

2.4. Оценочные материалы 

пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов (ФЗ № 273, ст.2, п.9; ст. 47, п.5). Таблица.

За период обучения воспитанники получают определенный объем знаний и умений, уровень усвоения которых проверяется в течение всего года. Для этой цели проводится педагогическая диагностика:

прогностическая (проводится при наборе детей);

текущая, промежуточная (проводится в течение учебного года);

итоговая диагностика (проводится в конце учебного года обучения) Приложения 1-7

таблица с диагностиками

Планиру-емые результаты

Параметр

Методика

Цель

Сроки проведе-ния

Ответствен-ный

Личностные

Предметные

Метапред-метные:

регулятивные;

коммуникативные;

познавательные.

2.5. Методические материалы

Особенности организации образовательного процесса

Методы обучения

Формы организации образовательного процесса

Формы организации учебного занятия

Педагогические технологии

Алгоритм учебного занятия

Дидактические материалы (перечислить)

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Данная программа призвана привлечь также детей и подростков 9-14 лет, имеющих ограниченные возможности VIII вида, к занятиям декоративно-прикладным творчеством.

Занятие декоративно – прикладным творчеством является эффективным средством в развитии детей с ограниченными возможностями. Кроме того, это способствует приобщению ребёнка к высшим духовным ценностям, развитию его воображения, эстетического вкуса, восприятия окружающего мира, творческих способностей.

Это немаловажно для детей – инвалидов, имеющих нарушения, так как данный дефект влияет не только на речь, но и на память, мышление, внимание, эстетическое восприятие. Чтобы развить эти качества, необходимо заниматься различными видами деятельности декоративно-прикладного творчества.

Особенность данных детей заключается в том, что ребенок с отклонениями в развитии проходит все те же стадии онтогенетического развития, что и здоровый, но только у первых этот процесс протекает медленнее и с другим конечным результатом. Динамика психических и физических способностей сугубо индивидуальна.

У детей умственно отсталых наблюдается нарушения психомоторики, недостаточность психологической организации движений, в связи с этим фактом в программу внесены методики по корректировке осанки, мелкой моторики рук (Е.М. Голикова), а также здоровье сберегающие технологии по организации и проведению подвижных игр (Н.П. Вайман).

У детей с интеллектуальной недостаточностью из-за общей функциональной слабости, гипотонического состояния мышц и связочного аппарата, низкого уровня развития физических качеств и координационных способностей имеют разнообразные нарушения осанки, включая все наиболее типичные ее формы. Многие школьники с интеллектуальной недостаточностью имеют мешковатую осанку, движения их неловки, походка напряженная и неустойчивая.

Методы коррекции двигательных нарушений (Е.М. Голикова) дают возможность решить проблемы нарушения осанки и мелкой моторики рук.

Содержание программы составлено таким образом, что дети с ограниченными возможностями здоровья будут включены в организацию и непосредственное участие познавательно-развивающих мероприятий, что позволит детям ощущать себя полноправным субъектом деятельности, проявлять самостоятельность, инициативу, творческую активность. А участие в мероприятиях патриотической направленности будет способствовать подъему духовно-нравственной культуры и отвечать запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивать совершенствование процесса развития и воспитания детей.

Содержание учебной деятельности включает в себя два взаимодополняющих направления: теоретическую и практическую подготовку обучающихся.

Теоретическая подготовка дает возможность получить максимум информации, позволяющей перейти с репродуктивного уровня работы к самостоятельной деятельности, а затем – на продуктивный (творческий) уровень.

Теоретическая подготовка строится пошагово следующим образом:

в содержании учебного материала выделяется наиболее значимый, т.к. переизбыток информации так же вреден для восприятия, как и недостаток;

отобранное содержание «дозируется» для каждого занятия в строгой последовательности его изучения;

профессиональное содержание материала переводится в доступное для восприятия обучающихся;

готовятся необходимые дидактические пособия для активизации чувственных анализаторов воспитанников, делающие теоретическую часть занятия содержательной, эффективной и результативной без увеличения ее продолжительности;

регулярное возвращение к изученному теоретическому материалу с целью активизации в памяти обучающихся необходимых знаний.

Практическая подготовка – основная составляющая образовательной деятельности, так как главным принципом дополнительного образования является его практико-ориентированная направленность.

Практическая подготовка включает в себя следующие аспекты:

освоение основных технических приемов работы, начиная с самых легких приемов с дальнейшим постепенным усложнением, особых для каждого вида творческой деятельности;

освоение технологического процесса (определенной последовательности связанных между собой действий);

составление комплекса специальных заданий и упражнений, ориентированных на развитие специальных и творческих способностей детей;

обязательное использование полученных в ходе подготовительной работы умений в продуктивной практической деятельности;

доведение практической работы довести до логического результата;

подготовка и презентация «продуктов» самостоятельной или совместной с педагогом деятельности обучающихся (творческие выставки и др.).

Процесс обучения по данной образовательной программе строится по типу путешествий в различные места: в заповедник «Заколдованный лес», в «Бумажное королевство», в страну Листопадию и т.д. Роль педагога – это роль экскурсовода и советника, помогающего осмыслить пути решений поставленных перед учащимися задач. Педагог и воспитанник действуют в тандеме сотрудничества.

Типы занятий в объединении могут быть разнообразными: комбинированными; занятия – импровизации; формирования новых знаний и умений; обобщения и систематизации изученного; контроля и коррекции знаний и умений; соревнования, КВНы, театрализации, занятия взаимообучения, диалоги, занятия мастерства, экскурсии и др.

Главная задача педагога сделать занятия интересными, чтобы каждый ребенок имел желание выполнить задание, чтоб работа была творческой, приносила удовольствие, и чтобы ребенок мог гордиться своими достижениями – таковы условия успешности занятий.

В программе имеет место репродуктивная деятельность, в целях овладения детьми основными приемами в работе, что является для них базой творчества. Но, по мере их усвоения, ребенок получает возможность самостоятельного и обоснованного выбора, как материалов, так и способов действий.

Такая работа постепенно позволяет выработать у ребенка правильное отношение к вещам, способность к их адекватной оценке, стремление избегать ненужной вычурности и бессмысленных излишеств, а значит, формирует истинное понимание дизайнерских правил, хороший вкус.

В учебно-творческой деятельности очень важен настрой ученика и педагога. Педагог выступает в роли сотрудника, единомышленника, а не только руководителя учебного процесса. Важно создать ситуацию успеха, убедить детей поверить в собственные силы и творческий потенциал.

В целях сплочения детского коллектива, психологической разгрузки, развития у детей организаторских способностей в каникулярное время рекомендуется проводить развлекательные мероприятия.

Условия реализации программы

1. Порядок приема воспитанников:

В творческое объединение принимаются дети с 8 лет, не имеющие аллергических реакций на клей ПВА и лак, которые представляют справку о состоянии здоровья. По результатам тестирования (по годам обучения) обучающиеся могут зачисляться на второй обучения и обучаться по программе зачисленного года.

2. Психолого-педагогические условия:

разработка предметного содержания и технологии его использования (вариация вида и формы распределения);

субъект-субъектное взаимодействие педагога и учащегося, построенное на сотворчестве, оптимизме и т.д.;

организация педагогом ситуаций успеха, авансирование успеха, особенно для детей с низким уровнем мотивации;

развитие у учащихся способности к рефлексии своей деятельности и продуктов своего труда;

организация занятия, направленного на создание условий для самостоятельности и самореализации каждого обучающегося, на раскрытие его субъектного опыта.

3. Кадровое обеспечение программы предусматривает:

реализацию образовательной программы квалифицированным педагогом, обладающего основными компетенциями в организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья учащихся и их физическое развитие;

организации различных видов деятельности и общения учащихся;

организации образовательной деятельности по реализации образовательной программы;

осуществлении взаимодействия с родителями (законными представителями) учащихся и работниками образовательного учреждения;

организации методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса, владении информационно-коммуникационными технологиями и умением применять их в воспитательно-образовательном процессе.

4. Психолого – педагогические условия:

разработка предметного содержания и технологии его использования (вариация вида и формы распределения материала);

субъект – субъектное взаимодействие педагога и учащегося, построенное на сотрудничестве, оптимизме и т.д.;

организация педагогом ситуации успеха, авансирование успеха, особенно для детей неуверенных в себе, с низким уровнем мотивации;

развитие у учащихся способности к рефлексии своей деятельности и продуктов своего труда;

организация занятия направленного на создание условий для самостоятельности и самореализации каждого учащегося, на раскрытие его субъективного опыта.

5. Валеологическое сопровождение программы

Содержание данной программы составлено с учетом анатомо-физиологических, возрастных и индивидуальных особенностей развития организма детей подросткового возраста.

Возраст от 8 до 11 лет характеризуется подъёмом жизнедеятельности и глубокой перестройкой организма, отличается повышенной возбудимостью, что необходимо учитывать во время проведения занятий.

Следует ознакомить детей с правилами работы, которые помогут избежать нарушений со зрением. Педагог не должен допускать длительную зрительную нагрузку (15-20 минут – отдых). Рабочее место учащегося должно быть достаточно и правильно освещено.

Следующая немаловажная проблема – профилактика заболеваний позвоночника, связанная с неправильной посадкой. Полезно проводить различные физкультурные минутки, которые снимают напряжение и расслабляют организм учащегося.

В начале учебного года одно занятие посвящено изучению техники безопасности при работе с мелкими предметами, проволокой. Впоследствии эти знания актуализируются в начале каждого занятия. В теплое время года предполагается проведение занятий на свежем воздухе.

Отклонения в здоровье не должны лишать детей радости творчества, желания заниматься любимым делом.

6. Финансовое обеспечение программы:

реализация образовательной программы осуществляется за счет средств учреждения;

привлечение средств за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц.

7. Санитарно-гигиеническое обеспечение:

Соблюдение санитарно-гигиенических условий, воздушно-теплового режима, соответствия нормам СанПиНа посадочных мест, мебели и соответствующего режима.

Воздушно-тепловой режим в помещении:

А) температура воздуха в комнате 18 – 19 градусов С;

Б) относительная влажность воздуха 30 – 70 %;

В) скорость движения воздуха 0,2 – 0,4 м\сек (определяется специалистом);

Г) минимальная площадь на 1 ребенка – 2-2,5 кв.м.

Световой режим в учебном помещении:

мощность искусственного освещения – 150 люкс (простой способ определения освещенности: если ребенок свободно читает мелкий шрифт книги на расстоянии 50 см. от глаз, значит освещенность – достаточная)

Требования к посадочным местам:

А) целесообразна прямая посадка с легким наклоном вперед;

Б) расстояние до глаз от изучаемого объекта должно быть равно длине предплечья и кисти с вытянутыми пальцами;

В) нога согнута во всех суставах под прямым углом.

8. Материально-техническое обеспечение:

наличие стационарного кабинета, оснащенного, в соответствии с нормами СанПиНа, всем необходимым оборудованием;

материально-техническая база:

бумага (картон – для прочных конструкций и основ, цветная бумага – для складывания игрушек в технике оригами, гофрированная бумага – для деталей усложненных моделей, копировальная бумага – для перевода рисунков на основу);

ножницы (должны быть с закругленными концами и хорошо наточенными, т.к. на занятиях предстоит резать на только бумагу, но и ткань, пряжу);

шило, игла;

проволока, леска;

ткани и бисер различной фактуры и расцветки (в зависимости от задуманного изделия);

нити или пряжа (мулине, х\б нити, пряжа для вязания различных оттенков)

клей (ПВА для склеивания деталей изделий);

кисточки (для нанесения клея);

салфетки и клеенки для каждого воспитанника (изготавливаемее поделки располагают на клеенках, салфетками вытирают руки и промокают места склеивания деталей);

карандаши, фломастеры и подставки для них;

гуашь и акварельные краски;

рис, пшено, горох (эти материалы должны храниться в плотно закрывающихся ёмкостях); желуди, орехи, шишки, веточки, корни, репейник, древесные грибы, семена;

яичная скорлупа, перья и пух птиц;

дидактический материал: коллекция альбомов, открыток, журналов, ксерокопий, фотографий, наглядных образцов изделий; фото каталог творческих работ воспитанников;

учебно-методическая литература.

9. Условия безопасности жизнедеятельности:

Соблюдение правил охраны труда детей и правил противопожарной безопасности, с которыми педагог обязан ознакомить детей в соответствии с инструкциями, которые даны в приложении к программе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Андреев В.И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития. – Казань «Центр инновационных технологий». – 2004.

Аполозова Л.А. Бисероплетение. – М.: Культура и традиции, 2005.

Горичева В.С., Нагибина М.И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластелина. – Ярославль. «Академия развития». – 2008.

Евстратова Л. Цветы из ткани, бумаги, шерсти, кожи, бисера, перьев, раковин. - М.: Культура и традиции, 2007.

Зеленина Е.Л. Играем, познаем, рисуем. – М.: «Просвещение». – 2006.

Магина А. Бисер. Плетение и вышивка. – М.: Олма – пресс, С.-Петербург, издательский дом «Нева», Валерии СПД, 2008.

Маркелова О.Н. Декоративно-прикладное творчество. – Волгоград.: - 2009.

Маркелова О.Н. Технология. Организация кружковой работ в школе. – Волгоград.: - 2008.

Мусская И.А. Домоводство – 3. – Ижевск: РИО «Квест». – 2004.

Нагибина М.И. Чудеса для детей из ненужных вещей. – Ярославль: «Академия развития». – 2007.

Новицкая М.Ю. Введение в народоведение. Родная земля. Учебник – тетрадь 1,2,3,4 класс – М.: «Дрофа». – 2010.

Программы средней общеобразовательной школы «Основы народного и декоративно-прикладного искусства» для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла (1–4 классы) – М.: «Просвещение». – 2012.

Программы средних общеобразовательнх учреждений «Трудовое обучение. Технология» 1–4 классы, 5–11 классы. – М.: «Просвещение». – 2006.

ПросняковаТ.Н.Уроки мастерства. Творческая мастерская – учебники 3 и 4 класс. – Самара.: «Учебная литература». – 2004.

Свинцова В.П. Диагностические методики изучения личности воспитанника УДО и метод психолого-педагогической диагностики. – Оренбург. ДТДиМ. – 2005.

Черныш Н.И. Поделки из природных материалов.-М., 2009.

Ю.Малахова Е. Изготовление искусственных цветов. Серия Учебный курс.-Ростов-на-Дону.: Феникс, 2004.

Программа составлена в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:

Закона РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 2 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДО детей»;

Письма Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Афанасьев С., Груздева Л. Веселые каникулы для больших и маленьких. – М.: АСТ – Пресс-книга. – 2004.

Бесова М.. Шутки, игры, песни соберут нас вместе. Сценарии праздников в начальной школе. – Ярославль: «Академия развития» Холдинг – 2002.

Голубева Н. Аппликации из природных материалов. – М.:Культура и традиции – 2002. Грожан Д.В. Справочник начинающего дизайнера. – Ростов - 2004.

Домашняя коллекция рукоделий. Альбом узоров. – СПб. – 1993 - № 5.

Грожан Д.В. Справочник начинающего дизайнера. – Ростов. – 2004.

Еременко Т.И. Рукоделие. – М.: Легпромбыт. – 1992.

Ерзенкова Н.В. Свой дом украшу я сама. – СПб.:ТОО «Лейла». – 1995.

Муханова И.Ю. Аппликация. – М.: ОЛМА – Пресс Образование. – 2004.

Суханова Н.П. Картины из цветов. –М.: ОЛМА - Пресс. Образование, 2004.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

ИНСТРУКЦИЯ

для детей по охране труда и правила поведения при проведении занятий в детских творческих объединениях швейного направления

(работа с иголками, булавками, ножницами)

№ ИОТ – 05 – 4

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В процессе трудовой деятельности, обучающиеся должны выполнять следующие правила поведения:

Приступать к работе над изделием только с разрешения руководителя.

Выполнять порученную работу только в местах, отведенных для данного вида труда.

В процессе труда постоянно поддерживать порядок на своем рабочем месте.

Использовать инструменты только по прямому назначению, применяя правила и приемы, показанные руководителем.

Работать внимательно, не отвлекаться, не ходить с инструментом в руках по помещению и не мешать другим.

В процессе работы иглы клади только в игольницу, булавки в коробку с крышкой, ножницы на специальную подставку сомкнутыми кольцами от себя.

В процессе работы необходимо строго соблюдать технику безопасности.

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

Надеть спецодежду, волосы убрать под косынку или заколоть.

Подготовить свое рабочее место: аккуратно и удобно расположить нужные для выполнения задания материалы и инструменты, убедиться в их исправности.

Проверить отсутствие ржавых иголок и булавок.

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

Во время работы следует выполнять следующие требования безопасности:

Ножницы класть справа, лезвия у них должны быть сомкнуты; развернуть ножницы кольцами к себе, чтобы при движении не уколоться об их острые концы.

Следить, чтобы ножницы не падали на пол, при падении они могут поранить тебя или твоего товарища. Кроме того, при падении у ножниц портятся лезвия.

Передавать ножницы кольцами вперед, сомкнув их лезвия.

Не класть ножницы возле движущихся частей машин.

Шить с наперстком, чтобы не уколоть палец.

Не шить ржавой иглой. Она плохо прокалывает ткань, оставляет на ней ржавчину, и кроме того, может сломаться.

Во время работы не вкалывать иголки и булавки в одежду, в стол или в другие предметы. Их надо вкалывать в специальную подушечку.

Не перекусывать нитку зубами – можно испортить эмаль зубов и поранить губы.

Иголки хранить в игольнице или подушечке. Булавки – в коробке с крышкой.

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

В случае поломки швейной илы или булавки, обломки их не бросать на пол, а убирать в урну.

При любом ранении, даже незначительном, ушибе, ссадине, электротравме и т.д., немедленно обратитесь за помощью к руководителю.

При пожаре выполнять все требования руководителя.

ТРЕБОВАНИЯ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ РАБОТЫ

Проверить наличие рабочего инструмента и привести в порядок рабочее место.

Провести влажную уборку помещения и его проветривание.

Снять спецодежду и тщательно вымыть руки с мылом.

Инструкция разработана в соответствии с «Общероссийским классификатором рабочих должностей, служащих и тарифных разрядов» ОК016 – 94, № 367, утвержденным 26.12.94 г. и «Тарифно-квалификационными характеристиками рабочих и служащих», типовыми инструкциями по охране труда, предложенными Министерством промышленности соответствующих отраслей.

Приложение 2

Тест – анкета

для обследования предрасположенности

ребёнка к художественному творчеству

Цель: Выявление интереса и предрасположенности к декоративно-прикладному творчеству.

Инструкция: На вводном занятии педагог предлагает детям ответить на несколько вопросов анкеты.( используя технологию Хаана и Кафа.)

Ответы оцениваются «+» или « - » и заносятся в таблицу

Вопросы:

К каким видам деятельности ты обращаешься, если хочешь выразить своё настроение?

а) лепке; б) рисунку; в) вязанию; г) вышивке; д) шитью; е) плетению; ж) другие виды: спорт, музыка, и т.д.

2. Что ты любишь изображать в своих рисунках?

а) людей; б) природу; в) животных; д) предметный мир (быт).

3. Назови ФИО известных тебе художников, скульпторов, архитекторов и если знаешь, назови их произведения.

№ п/п

ФИО

ребёнка

Прибегает к видам изобразительного искусства, чтобы выразить своё настроение

(ответы на 1 вопрос)

В своих работах отображает всё разнообразие предметов, людей, животных, ситуации и не зацикливается на изображении чего-то удавшегося.

Знаком с произведениями искусства и их авторами.

Проявляет интерес к ним.

+

+

+

+

+

--

+

--

--

Высокий уровень : +++ Проявляет интерес к произведениям искусства и имеет художественные способности.

Средний уровень: ++- Имеет художественные способности, но необходимо повысить интерес к теории искусства.

+-+ Проявляет художественные способности и интерес к искусству, воспитывать эстетическое отношение к действительности.

Низкий уровень: +-- Проявляет худ. способности, но необходимо воспитывать эстетическое отношение к действительности и повысить к интерес теории искусства

По данным входной диагностики педагог может предварительно сделать анализ уровня подготовки детей и внести необходимые коррективы в процесс обучения

Приложение 3

Вводное тестирование

1 год обучения

Тест на определение творческого потенциала учащихся:

Инструкция: нанесите на лист несколько клякс. Дорисуйте кляксы до узнаваемых образцов. Будет хорошо, если удастся объединить образцы в едину картину.

Обработка результатов:

3 б. – кляксы дорисованы и объединены в единую картину;

2 б. – нарисованы более 2 клякс;

1 б. – дорисована одна клякса.

Тест: «Что мы знаем»:

Цель: Получить информацию для определения результативности процесса обучения воспитанников.

Обработка результатов:

За каждый правильный ответ на вопрос – 1 балл.

9б. – высокий уровень;

6б. – средний уровень;

3б. – низкий уровень.

Инструкция: Вам предлагается ответить на вопросы:

Назовите цвета спектра (цвета радуги).

Как называется жанр изобразительного искусства, где изображается лицо человека?

Назовите холодные цвета.

Как называется рисунок, выполненный из различных кусочков бумаги, ткани?

Что такое оригами?

Перечислите жанры изобразительного искусства.

Как называется картина, на которой изображена природа?

Как называется простейшее изображение предмета?

Какой материал изготавливают из древесной массы?

Тест «Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности» Л.В.Байбородова

Цель: выявление мотивов учащихся в деятельности.

Инструкция: Учащимся предлагается определить, что в какой степени привлекает их в сомнительной деятельности.

Для ответа используется шкала:

3 – привлекает очень сильно;

2 – привлекает в значительной степени;

1 – привлекает слабо;

0 – не привлекает совсем.

Вопросы:

Интересное дело.

Общение.

Помощь товарищам.

Возможность

Творчество.

Приобретение новых знаний.

Возможность руководить другими.

Участие в делах коллектива.

Заслужить уважение товарищей.

Сделать доброе дело.

Выделиться среди других.

Выбрать у себя определенные черты характера.

Цель: Выявление уровня познавательного интереса к творческой деятельности, развитие любознательности ЗУНов и развития творческой активности.

Инструкция: При проведении итоговой диагностики (за полугодие и год) педагог проводит диагностирование воспитанников, при этом используя такие методы как наблюдение, собеседование и анализ. Данные заносятся в таблицу, при этом педагог ориентируется на критерии показателей.

Критерии показателей уровня обученности воспитанников

Уровни

Показатели

Познавательный интерес, развитие любознательности

Качество специаль-ных ЗУН

Эмоционально-художественная настроенность

Стремление к достижению успехов в конкурсах

Творческая активность во всех видах деятельности

Совершенствования (1)

Четко выраженные потребности. Стремление изучить глубоко предмет как будущую профессию.

Допрофес-сиональная подготовка.

Распознают и оценивают свои эмоции и эмоции других людей по мимике, жестам, речи, интонации. Проявляет произвольную активность в выражении эмоций. Высокий уровень включенности в художественный образ. Не насыщаемая потребность в восприятии или исполнении произведений искусства.

Участие в конкурсах, значительные результаты на уровне города, области, России.

Вносит предложения по развитию деятельности объединения. Легко, быстро увлекается творческим делом. Обладает оригинальностью мышления, способностью рождения новых идей.

Освоения (2)

Интерес на уровне увлечения. Поддерживается самостоятельно. Ведущие мотивы:

Познавательный.

Общения.

Добиться высоких результатов.

Овладение специаль-ными знаниями, умениями и навыками.

Распознает свои эмоции и эмоции других людей. Есть устойчивая потребность в восприятии или исполнении произведения искусства.

Значитель-ные результаты на уровне района и города.

Есть положительный эмоциональный отклик на успехи свои и коллектива. Проявляет инициативу не всегда. Может придумать интересные идеи, но часто не может оценить их и выполнить.

Начальный (3)

Интерес иногда поддерживается самостоятельно. Мотивация неустойчивая, связанная с результативной стороной процесса.

Владение основами специаль-ных знаний.

Замечает разные эмоциональные состояния. Пытается выразить свое состояние, не проникая в художественный образ. Есть потребность воспринимать или исполнять произведения искусства, но не всегда.

Активное участие в делах отдела, учреждения.

Инициативу проявляет редко. Испытывает потребность в получении новых знаний, в открытии для себя новых способов деятельности. Добросовестно выполняет поручения, задания. Проблемы решить способен, но при помощи педагога.

Подготовительный (4)

Неосознанный интерес, навязанный извне или на уровне любознательности. Мотив случайный кратковремен-ный.

Знакомство с образовательной областью.

Подавленный, напряженный. Бедные и маловыразительные мимика, жесты, речь, голос. Не может четко выразить свое эмоциональное состояние. Нет устойчивой потребности воспринимать или исполнять произведения искусства.

Пассивное участи в делах объединения.

Интереса к творчеству не проявляет. Инициативу не проявляет. Не испытывает радости от открытия. Отказывается от поручений и заданий.

Результаты педагогической диагностики

творческого объединения

ФИО

Показатели

Познавательный интерес, развитие любознательности

Качество специаль-ных ЗУН

Эмоционально-художественная настроенность

Стремление к достижению успехов в конкурсах

Творческая активность во всех видах деятельности

от 1 до 5 б.

от 1 до 5 б.

от 1 до 5 б.

от 1 до 5 б.

от 1 до 5 б.

Обработка результатов:

Совершенствования и освоения – высокий уровень – от 20 до 25 б.

Начальный – средний уровень – от 15 до 19 б.

Подготовительный – низкий уровень – от 5 до 14 б.

Приложение 5

Диагностическая карта

«Оценка уровня воспитанности обучающихся»

Цель: Выявление уровня воспитанности обучающихся.

Инструкция: При проведении итоговой диагностики воспитанности, основным методом является – метод наблюдения. Свои пометки педагог заносит в диагностическую карту.

№п/п

Фамилия, имя

воспитанника

Качества личности

Общий балл

Трудолюбие, терпение

Добросовестность, умение доводить начатое дело до конца

Аккуратность

Ответственность, сознательность, дисциплинированность

Коммуникабельность, активность

Честность

Доброжелательность

При подведении итогов используется шкала:

Баллы

Критерииоценки

К-во

баллов

Уровни

К-во

воспитанников

4 балла

Качество проявляется

22-28

Высокий

уровень

3 балла

Качество больше проявляется, чем не проявляется

15-21

Средний

уровень

2 балла

Качество не проявляется

14

Низкий уровень

Выводы:

Приложение 6

ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Организация и проведение выставок, фестивалей, конкурсов организуется и проводится в соответствии с письмом Главного планово- экономического управления Государственного комитета по народному образованию от 24.10.89 № 92-16-77/10, с утвержденным положением «О проведении выставок, фестивалей, конкурсов», и настоящей программой.

Программа предусматривает:

разработку эскизов экспонатов выставок;

приобретение необходимых материалов;

изготовление экспонатов;

оформление выставок;

проведение выставок, конкурсов, фестивалей.

План проведения выставок разрабатывается за 2 месяца до их организации и детально доводится до педагогов дополнительного образования.

Традиционные выставки, конкурсы, фестивали:

Областные выставки «Мастера и подмастерья», «Оренбуржье мое».

Городская выставка: «Творенье детских рук прекрасно»;

Выставки конкурсы декоративно-прикладного творчества ЦВР «Подросток»:

выставка «Золотая осень»;

выставка «Вифлеемская звезда»;

выставка « Символы России»;

выставка « Пасхальный перезвон»;

выставка «Салют, Победы!»

Сельские выставки, посвященные Дню села, Дню Победы, Дню Детства.

Выставки детского творчества в д.т.о. «Умелые руки» по разделам программы.

Приложение 7

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

(рекомендации)

Формирование здоровья - это становление поведенческих навыков, направленных на самооздоровление, диагностику.

Игры и упражнения способствуют созданию здорового образа жизни, так необходимого сегодня - в век стрессов, физических и психических нагрузок. Только активный отдых может без особого труда противостоять утомлению.

Это игры и упражнения, с которых можно начинать день интенсивного обучения. Это игры, которые можно «вкрапливать» в процесс интенсивной образовательной деятельности. Эти игры и упражнения направлены на укрепление физического здоровья ребенка и морального его состояния.

Такие игры и упражнения хороши между занятиями интенсивного обучения, когда обучающимся так необходима физическая разминка, разрядка, резкая смена деятельности.

Упражнения для глаз

«Пчела». Сели удобно. Вообразим перед собой летящую пчелу. Вам нужно сфокусировать свой взор на движущейся пчеле и выполнять таким образом круговые движения глазами, постоянно фиксируя на ней свой взор. Теперь пчела перебралась вам на поясницу. Не упускайте ее из вида.

Регулярное выполнение этих упражнений поможет вам сохранить и улучшить зрение.

«Звезда». Встали прямо. Голова, шея, спина - на одной линии.

Давайте вообразим, что стены прозрачные, и вы можете видеть перед собой звездное небо. Выберите на небе, у горизонта, самую красивую звезду, зафиксируйте на ней свой взор. После того как вы хорошенько рассмотрите ее в течение нескольких секунд, перенесите свой взор в точку, расположенную на вашей переносице.

Вообразите, что звезда, которую вы только что рассматривали, мгновенно переместилась в область переносицы, и вы можете рассмотреть свою звезду уже в этой области переносицы, переместите звезду обратно на линию горизонта и рассматривайте ее теперь на бесконечно удаленном расстоянии. Так переносите попеременно фиксацию вашего взгляда с линии горизонта, с бесконечности, в точку переносицы и обратно.

Теперь усложним упражнение. Будем фиксировать не только два крайних положения звезды, но и промежуточное ее положение. Для этого представим себе, что звезда будет останавливаться и отдыхать на прозрачной стене.

Итак, фокусировка взгляда будет сейчас идти в такой последовательности: горизонт, затем прозрачная стена, затем область переносицы, затем снова прозрачная стена и снова линия горизонта.

«Восьмерка». Встали прямо. Голова, шея, спина - на одной линии. Зафиксируем взгляд на противоположной стене. Представим себе, что на ней нарисована большая горизонтальная восьмерка. Сейчас мы будем вести свой взор по этой воображаемой восьмерке, стараясь проделывать это мягко. Несколько раз в одном направлении, затем в другую сторону.

Теперь давайте увеличим размер воображаемой восьмерки, захватывая все поле зрения. Пожалуйста, в одну сторону зрения. Спасибо. В другую сторону.

«Углы». Встать прямо или сесть на стул, чтобы спина не касалась спинки. Сядьте так, чтобы вы могли видеть противоположную сторону комнаты. Зафиксируйте взгляд на верхнем левом углу комнаты. Вообразите, что в нем сидит большая, красивая стрекоза. Рассмотрите ее хорошенько. Теперь переведите взгляд в правый верхний угол. Там тоже сидит стрекоза.

Какая она красивая! Рассмотрели стрекозу! Теперь переведите взгляд в правый нижний угол. Там тоже спряталось какое-то насекомое. Какое же, интересно? Рассмотрите его получше! Рассмотрели? Тогда переведите взгляд в последний левый нижний угол. Рассмотрите, какое насекомое забралось туда. Сейчас вы будете переводить взгляд в такой последовательности, рассматривая в каждом из углов сидящее там насекомое.

Пожалуйста, а теперь то же самое в обратном направлении.

Упражнения для рук

«Ворона». Встали прямо. Сейчас мы вообразим себя воронами и будем махать руками вверх-вниз. Прямые в локтях руки, как крылья, поднимаются через стороны - вертикально вверх и с силой опускаются вниз. Старайтесь выполнять эти упражнения энергично, а вдруг вы и вправду сейчас взлетите.

Ваши руки хорошо поработали и разогрелись.

«Скачки». Встали, ноги на ширине плеч. Наклоняемся вниз и упираемся руками в пол. При этом руки и ноги должны быть прямые.

Для разминки идем шагом как бы на четырех конечностях.

Скачки тоже проходят на месте.

Ведущий смотрит за скакунами, оценивает их резвость, выносливость и грациозность, радует всех участников, что в этом забеге они могли основательно помассировать и протрясти внутренние органы и укрепить костно-мышечную систему конечностей.

«Аист». Встали прямо, ноги вместе. Сейчас мы попробуем проделать полный наклон вперед. Для этого надо поднять вытянутые руки вверх, и из этого положения, сгибаясь в пояснице, наклониться вниз, не меняя положения рук. Наклон должен быть полным, грудь При этом прижата к бедрам, а руки достают до пола.

Вы сейчас как аист, который наклонил голову в поисках лягушки.

Желательно при этом упереться в пол ладонями. В этом положении нужно задержаться некоторое время. Сначала давайте попробуем просто дотянуться до пола ладонями, не сгибая ног. Теперь попробуем выполнить все упражнения целиком.

Это упражнение делает гибким ваш позвоночник, делает вас стройным. Кроме того, задержка в наклонном положении тонизирует внутренние органы, а также укрепляет мышцы ног.

Упражнения для позвоночника

«Водокачка». Встали прямо, сейчас мы будем делать наклоны корпусом вправо-влево. Руки при этом можно поставить на пояс, можно держать за спиной, а можно поочередно поднимать и опускать, сообразуясь с характером движения. Наклоны выполняйте энергично, представляйте себе, что с каждым наклоном вы накачиваете воду в водокачке. Наклоны корпуса влево и вправо.

Надеемся, что вы как следует размялись, разогрели позвоночник в области поясницы.

«Танец змеи». Все сели на стулья так, чтобы спина была прямая. Будем вращать головой в горизонтальной плоскости, но так, чтобы воображаемая ось головы все время оставалась направленной снизу вверх вертикально. Темп движения может меняться, амплитуду движения старайтесь делать максимальной. И так вращать головой в горизонтальной плоскости, голова при этом все время остается в вертикальном положении. Теперь в другую сторону.

Ваши шейные позвонки стали гибкими. Вы освежили себя и готовы к умственной работе.

«Ножницы». Сядьте на краешек стула. Руками можно придерживаться за спинку стула.

Вытягиваем ноги прямо перед собой. По сигналу вытяните ноги в горизонтальной плоскости. Вы будете совершать ногами движения, напоминающие движения ножниц. Ноги не сгибать. В течение 1 минуты вы будете совершать движения прямыми ногами параллельно полу.

Это упражнение способствует укреплению мышц брюшного пресса, массирует и стимулирует внутренние органы полости живота.

«Шлепки». Встали прямо. Поочередно каждой ногой попытаемся шлепнуть себя сзади пятками по ягодицам. При этом ноги нужно отбрасывать как можно сильнее назад, чтобы удар пяткой по ягодицам был ощутим и слышен.

Тонизирует весь организм, развивает мышцы рук, ног, делает гибкой поясницу, позвоночник.

Тест-анкета

для изучения ориентации воспитанников на здоровый образ жизни

Попытайтесь дать развернутое определение и ответ.

.Здоровье – это

.Здоровый образ жизни – это

Перечислите 5-10 факторов, способствующих укреплению Вашего здоровья.

Перечислите 5-10 факторов, которые оказывают негативное влияние на Ваше здоровье.

Оцените по 10-балльной шкале (от 10 баллов – максимум, до 1 балла - минимум) то, что считаете для себя наиболее ценным и значимым:

иметь понимание в семье;

хорошо учиться, получить хорошее образование;

жить без конфликтов;

иметь хорошего, надежного друга (подругу);

иметь материальный достаток;

заниматься спортом;

иметь возможность путешествовать;

быть внешне красивой (красивым), хорошо одеваться;

здоровье;

любовь.

Какие из 3-х групп личностных качеств у Вас развиты в большей степени?

а) Обязательность, совестливость, доброта.

б) Общительность, смелость, решительность.

в) Эрудиция, находчивость, целеустремленность.

Удается ли Вам всегда поступать честно и не переживать за свои поступки?

а) да,

б) не всегда,

в) нет.

Есть ли у Вас духовный идеал, человек, на которого Вы стараетесь походить?

а) да,

б) ответить затрудняюсь,

в) нет.

Есть ли у Вас идеал физически совершенного человека, на которого Вы хотели бы походить?

а) да,

б) ответить затрудняюсь,

в) нет.

Как часто Вы испытываете чувство гармонии, чувство красоты, чувство, что жизнь, природа или что-то еще прекрасны?

а)часто,

б) редко,

в) очень редко.

Способны ли Вы в случае конфликта или какой-то неприятности взять себя в руки и самостоятельно успокоиться, отвлечься?

а) да,

б) думаю, что нет,

в) нет.

Стремитесь ли Вы чередовать учебу и отдых?

а) да,

б) когда как,

в) нет.

Посещаете ли Вы какую-либо спортивную секцию?

а) да и имею хорошие результаты,

б) да, но не регулярно,

в) нет.

Делаете ли Вы физическую зарядку?

а) да,

б) да, но не регулярно,

в) нет.

Достаточно ли Вы уделяете внимания водным процедурам (баня, контрастный душ, плавание)?

а) да,

б) да, но не регулярно,

в) нет.

Придерживаетесь ли Вы какой-либо системы регулярного закаливания?

а) да,

б)от случая к случаю,

в) нет.

Имели ли Вы в последние годы травмы?

а) да,

б) да, но не существенные,

в) нет.

Как часто Вы болеете гриппом, ОРЗ?

а) не помню, когда болел в последний раз,

б) редко (1 раз в год),

в) часто, 2-3 раза в год.

Как часто Вы болеете инфекционными заболеваниями, в том числе расстройством желудка?

а) очень редко,

б) редко (1 раз в год),

в) часто, 2-3 раза в год.

Имеете ли Вы хронические заболевания?

а)нет,

б) думаю, что да,

в) да.

Как часто Вы пропускаете занятия по болезни?

а) не пропускаю,

б) редко (раз полугодие),

в) часто (раз в месяц).

Курите ли Вы?

а) нет,

б) редко,

в) да.

Употребляете ли Вы алкогольные напитки?

а) нет,

б) редко,

в) да.

Пробовали ли Вы наркотики?

а) нет,

б) однажды,

в) более 2-х раз.

Каков Ваш вес?

а) в норме,

б) меньше нормы,

в) избыточный.

Приложение 8

Методика для изучения социализированности

личности воспитанников

(разработана профессором М.И.Рожковым)

Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности детей.

Ход проведения. Обучающимся предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 - всегда,

3 - почти всегда,

2 - иногда;

1 -очень редко;

0 - никогда.

Стараюсь слушаться во всем своих педагогов и родителей.

Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.

За что бы я ни взялся - добиваюсь успеха.

Я умею прощать людей.

Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.

Мне хочется быть впереди других в любом деле.

Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.

Считаю, что делать людям добро - это главное в жизни.

Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.

Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.

Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.

Мне нравится помогать другим.

Мне хочется, чтобы со мной все дружили.

Если мне не нравятся люди, то не буду с ними общаться.

Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.

Переживаю неприятности других как свои.

Стремлюсь не ссориться с товарищами.

Стараюсь доказать свои правоту даже если с моим мнением не согласны окружающие.

Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца,

Стараюсь защищать тех, кого обижают.

Чтобы быстрее и легче проводить обработку результатов, необходимо изготовить для каждого учащегося бланк, в котором против номера суждения ставится оценка.

1

5

9

13

17

7

6

10

14

18

3

7

11

15

19

4

8

12

16

20

Обработка полученных данных:

Среднюю оценку социальной адаптированности обучающегося получают при сложении всех оценок первой строчки и делением этой суммы на 5. Оценка автономности вычисляется на основе аналогичных операций со второй строкой. Оценка социальной активности - с третьей строкой. Оценка приверженности детей гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) - с четвертой строкой. Если получаемый коэффициент больше 3, то можно констатировать высокую степень социализированности ребенка; если же он больше 2, но меньше 3, то это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств. Если коэффициент окажется меньше 2 баллов, то можно предположить, что отдельный воспитанник (или группа воспитанников) имеет низкий уровень социальной адаптированности.

Приложение 9

Модель выпускника

творческого объединения «Умелые руки»

Это творческая личность, умеющая жить в классном коллективе и строить со своими одноклассниками отношения дружбы и взаимопомощи.

Личностные качества (черты характера):

сознательная дисциплинированность;

умение дружить;

порядочность;

честность, правдивость.

Отношение к окружающим:

уважение, гуманность;

забота о других; милосердие;

интерес к людям, общительность;

доброжелательность, склонность к сотрудничеству;

толерантность, уступчивость.

Интеллектуальное развитие:

информационный кругозор;

потребность применять знания на практике.

Отношение к труду, деятельности, обязанностям:

добросовестность;

старательность;

осознанность.

Человек - творец самого себя:

"любящий себя" - значит уважающий себя и других;

стремление к саморазвитию.

Культура поведения:

умение жить вместе с другими;

культура речи.

Здоровый образ жизни:

отношение к своему здоровью как к важной личной и общественной ценности;

любовь и интерес к спорту

отсутствие вредных привычек

знание способов поддержания здоровья.

Эстетическая культура

умение видеть прекрасное в природе и жизни.

Отношение к природе:

готовность охранять и защищать природу;

бережное отношение к окружающей среде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для родителей на тему" Ручки-ручки, золотые!"

Техника рисования пальчиками позволяет создаватьпрекрасные образы, знакомит ребенка с цветовой гаммой, дает понимание результатасоединения цветов,развивает мелкую моторику, а также является прекрасным...

Открытый музейный урок "Русь ремесленная. Русь мастеровая" в младшей группе №3 дошкольного подразделения "Надежда" ГБОУ СОШ№2092.

6.10.15 в рамках открытого музейного урока "Русь ремесленная. Русь мастеровая"в младшей группе №3 прошел тематический день.Цель - приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре и народным т...

Открытый музейный урок «Русь ремесленная. Русь мастеровая. Город мастеров»

расписание мероприятий к открытому музейному уроку «Русь ремесленная. Русь мастеровая. Город мастеров»...

Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возраста по теме «Русь ремесленная .Русь мастеровая».

Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возрастапо теме «Русь ремесленная .Русь мастеровая».Образовательные задачи:·       Вызвать интерес к зан...

Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возраста по теме «Русь ремесленная .Русь мастеровая».

Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возрастапо теме «Русь ремесленная .Русь мастеровая»....

Пост-релиз открытого музейного урока "Русь ремесленная. Русь мастеровая"

В пост-релизе  можно ознакомиться с формами работы , которые проводились с детьми дошкольного возраста во всех возастных группах  в рамках  открытого музейного урока "Русь ремесленная. ...

Мастер - класс для детей и родителей "Подготовим ручки к ручке"

Мастер - класс для детей и родителей "Подготовим ручки к ручке" в подготовительной к школе группе (6 - 7 лет)...