Конспект открытого занятия "Знакомство с магнитом" в подготовительной группе
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект НОД для подготовительной группы "Знакомство с магнитом"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_znakomstvo_s_magnitom.docx | 34.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Знакомство с магнитом и его свойствами
Цель: развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнитов.
Задачи:
- Знакомство с понятием "магнит".
- Формирование представлений о свойствах магнита.
- Актуализация знаний об использовании свойств магнита человеком.
- Формирование умений приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.
- Воспитание навыков сотрудничества, взаимопомощи.
Я расскажу вам одну старинную легенду. В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название "магнит".
Существует и другое объяснение слова "магнит" — по названию древнего города Магнесия, где эти камни нашли древние греки. Сейчас эта местность называется Маниса, и там до сих пор встречаются магнитные камни. Кусочки найденных камней называют магнитами или природными магнитами. Со временем люди научились сами изготавливать магниты, намагничивая куски железа.
Необыкновенная способность магнитов притягивать к себе железные предметы или прилипать к железным поверхностям всегда вызывала у людей удивление. Сегодня мы поближе познакомимся с их свойствами.
Опыт «Всё ли притягивает магнит?»
Педагог: “Какие материалы вы видите на столе? (Предметы из дерева, железа, пластмассы, бумаги, ткани, резины)”
Дети берут по одному предмету, называют материал и подносят к нему магнит. Делается вывод, что железные предметы притягиваются, а не железные нет.
Опыт «Действует ли магнит через другие материалы?»
Для опыта потребуется магнит, стеклянный стакан с водой, скрепки, лист бумаги, ткань, пластмассовые дощечки.
Педагог: “А может магнит действовать через другие материалы: бумагу, ткань, пластмассовую перегородку?” Дети самостоятельно проводят опыт и делают вывод.
(Магнит может притягивать через бумагу, ткань, через пластмассу)
В стакан с водой бросаем скрепку. Прислоняем магнит к стакану на уровне скрепки. После того как скрепка приблизится к стенке стакана, медленно двигаем магнит по стенке вверх.
Педагог: “Что мы видим? Скрепка следует за движением магнита и поднимается вверх до тех пор, пока не приблизится к поверхности воды. Может магнит притягивать через препятствия?
(Магнит может действовать через стекло и воду.)”
Задачка на сообразительность.
Насыпать в миску манку и закопать в нее скрепки. Как их можно быстро собрать? В ответ может быть несколько вариантов: на ощупь, просеять, или воспользоваться только что определенным свойством магнита притягивать все железное.
Опыт: «взаимодействие двух магнитов»
Воспитатель: « А что произойдет, если поднести два магнита друг к другу?»
Дети проверяют, поднося один магнит к другому (они притягиваются). Выясняют, что произойдет, если поднести магнит другой стороной (они оттолкнутся. Один конец называется южным или положительным полюсом магнита, другой конец - северным (отрицательным) полюсом магнита. Магниты притягиваются друг к другу разноименными полюсами, а отталкиваются одноименными.
(Вывод: у магнита два полюса.)
Опыт: « Магниты действуют на расстоянии»
Воспитатель: «Нарисуйте на бумаге линию и положите на нее скрепку. Теперь потихоньку пододвигайте к этой линии магнит» Отметьте расстояние, на котором скрепка вдруг "скакнет" и прилипнет на магнит. Проведите этот же опыт с другими магнитам.
Делаем вывод, что магниты разные по силе, одни из них сильные - притягивают скрепку с далекого расстояния, другие слабые - притягивают скрепку с близкого расстояния.
(Вывод: Вокруг магнита есть что-то, чем он может действовать на предметы на расстоянии. Это что-то назвали "магнитным полем".)
Опыт «Магнитные свойства можно передать обычному железу».
Воспитатель: Попробуйте к сильному магниту подвесить снизу скрепку. Если поднести к ней еще одну, то окажется, что верхняя скрепка притягивает нижнюю! Попробуйте сделать цепочку из таких висящих друг на друге скрепок.
Осторожно поднесите любую из этих скрепок к более мелким металлическим предметам, выясните, что с ними происходит. Теперь скрепка сама стала магнитом. То же самое произойдет со всеми железными предметами (гвоздиками, гайками, иголками), если они некоторое время побудут в магнитном поле. Искусственное намагничивание легко уничтожить, если просто резко стукнуть предмет.
(Вывод: магнитное поле можно создать искусственно.)
Опыт «действия магнитных сил Земли»
Проводит воспитатель.
Воспитатель спрашивает у детей, что будет с иголкой, если поднести к ней магнит (она притянется, так как металлическая). Проверяют действие магнита на иголку, поднося его разными полюсами, объясняют увиденное.
Выясняем, как будет вести себя иголка вблизи магнита, выполняя опыт по алгоритму: смазывая иголку растительным маслом, осторожно опускаю на поверхность воды. Издалека, медленно на уровне поверхности воды подношу магнит: игла разворачивается концом к магниту. Замечают направление, осторожно вращают стакан (иголка возвращается в исходное положение). Объясняю происходящее действием магнитных сил Земли. Затем рассматривают компас, его устройство, сравнивают направление стрелки компаса и иголки в стакане.
Воспитатель: что нового вы сегодня узнали?
(Магнит притягивает железные предметы, действует через бумагу, ткань, стекло, воду. Магниты притягиваются друг к другу, действуют на расстоянии.)
А где в нашей группе можно встретить магнит? А дома?
Хотите посмотреть, что случилось с героями смешариков, когда они нашли магнит?
Показ мультфильма « Смешарики. Магнетизм.»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе по формированию лексико-грамматических категорий "Согласование множественного числа существительных с числительными в родительном падеже"
Занятие проводилось в подготовительной к школе группе для детей с ОНР III ур. Закреплялась лексика по темам " домашние животные", "зимующие птицы", "фрукты", дети знакомились с согласованием у дете...
Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе
Открытое логопедическое занятие...
Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе с использованием здоровьесберегающих технологий и ИКТ
Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе с использованием здоровьесберегающих технологий и ИКТ. Звук и буква "Щ"...
Конспект открытого комплексного занятия в подготовительной группе. Тема: "Ярмарка"
Приобщение детей к истокам народной русской культуры...
Конспект открытого интегрированного занятия в подготовительной группе «Спички - детям не игрушка».
Открытое занятие учит детей опасаться огня,развивает у детей воображение, логическое мышление, мелкую моторику. Если близко телефон и тебе доступен он, Нужно «01» набр...
Конспект открытого комплексного занятия в подготовительной группе "За великую победу славились и отцы, и дети!"
Программные задачи:1. Углубить знания о Российской армии2. Воспитать уважение к защитникам Отечества, вспомнить и закрепить значение слова «ветеран». Воспитать уважение к памяти павших бойцов.3....
Учебно-методическая разработка «Развиваем познавательный интерес дошкольника» Конспект открытого подгруппового занятия в подготовительной группе для детей с ОНР по Ф.Ц.К.М. по теме «Весна пришла»
Учебно-методическая разработка "Весна пришла": признаки весны, изменения в живой и неживой природе, установление причинно-следственных связей, взаимосвязь и последовательность явлений природы....