Деловая игра «Наш богатый русский язык».
материал
В нашей стране, наверное, нет ни одного человека, который хоть раз в жизни не восхитился красотой русского языка. Русский язык бесконечно богат. И его богатство продолжает развиваться и увеличиваться. И в тоже время, наверное, ни в одной стране, нет такого количества населения которые не знали норм родного языка, не владели бы культурой речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
delovaya_igra_nash_bogatyy_russkiy_yazyk.docx | 47.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Для воспитателей
Деловая игра «Наш богатый русский язык».
Однажды к древнегреческому философу и мудрецу Сократу привели человека, о котором он должен был высказать свое мнение. Но пришедший все время молчал. Сократ воскликнул: «Заговори, чтоб я тебя увидел!» Ведь очень часто первые впечатления о человеке складываются у нас под влиянием его голоса. Голос — это зеркало человека, могущественное средство воздействия. Тон голоса имеет исключительную роль в устной речи, особенно в работе с детьми.
В нашей стране наверное нет ни одного человека который хоть раз в жизни не восхитился красотой русского языка Русский язык бесконечно богат. И его богатство продолжает развиваться и увеличиваться. И в тоже время, наверное, ни в одной стране, нет такого количества населения которые не знали норм родного языка, не владели бы культурой речи. Это можно объяснить разными причинами.
1. Являясь самым красивым языком, наш язык является одним из сложных языков. Много правил, исключений из правил. В ходе консультаций мы остановимся на этом подробнее.
2. Многонациональность. Протяженность наших территорий. В разных областях говорят по-разному. Используют разные диалекты. Много заимствованных слов.
3. Привычки речевого поведения... Мы говорим так как говорили наши родители, воспитатели, учителя. Речь на телевидение тоже перестала быть эталоном
4. Система обучения. В школах мало уделялось внимания разделам орфоэпия и культура речи. Сейчас эти разделы включены в программу. Вопросы в Эге.
5. Наш русский менталитет, небрежность. Ну, сказал да сказал. Какая разница. Вы же меня поняли.
6. Неграмотность. Не знаем, как правильно. А если знаем, то забыли.
Научиться идеально грамотной, ораторской речи очень сложно, мало кто ей владеет. Но знать основные правила, нормы языка нужно. Кто бы спорил – хорошая речь никому еще не помешала. А об актуальности этой темы для нас как нас педагогов, даже и не стоит говорить.
Что делать? Интересоваться, читать, исправлять себя. Заглядывать в словари. По поводу исправлять ли близких, коллег. Тактично. С глазу, на глаз.
Я предлагаю вспомнить и разобраться, почему мы допускаем ошибки, разобрать самые грубые, часто допускаемые в речи. Вы это все знаете, но еще раз вспомнить, объяснить почему надо говорить именно так, попробуем с вами сегодня вместе.
Деловая игра «Наш богатый русский язык».
Сегодня мы собрались, чтобы поделиться своими знаниями и умениями в области развития речи и мышления у детей дошкольного возраста, а так же повысить свою педагогическую компетентность в данном направлении.
Я приглашаю Вас на деловую игру. Но прежде нужно выбрать экспертов, которые будут следить за правильностью выполнения заданий, в конце игры подведут итог: насколько методически педагоги подготовлены в области речевого развития дошкольников.
«Разминка»
Какой вид деятельности дошкольника наиболее благоприятен для развития социальной и познавательной активности? (Игра.)
Что в первую очередь влияет на формирование человеческой личности? (воспитание, социальная и природная среда, наследственность).
Какие бывают формы взаимодействия семьи и ДОУ? (коллективная, индивидуальная, наглядно-информационная).
Что должно предусматриваться в структуре непосредственно-образовательной деятельности для снятия умственного и физического напряжения? (физминутки: пальчиковая гимнастика, динамические словесные упражнения).
«Говори правильно»
1 задание:
Прочитать скороговорку четко, без запинки, в быстром темпе.
Варя на проталинке промочила валенки.
Валенки у Вареньки сохнут на завалинке.
Девчонка везла на возу,
Козленка, козла и козу.
Сшит колпак не по-колпаковски, вылит колокол не по-колоколовски,
Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать,
Надо колокол переколоковать, перевыколоковать.
Утащил у нас щенок . Щетку в дальний уголок
Чтобы щетку потрепать. И щетинки пощипать.
Из окошка видит Вова:
Подошла к пруду корова.
И нахмурил брови Вова,
Глаз не сводит он с пруда:
Выпьет воду всю корова-
Где купаться мне тогда?
Ехал Грека через реку. Видит Грека – в реке рак. Сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку – цап.
Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
Не жалела мама мыла,
Мама Милу мылом мыла. Мила мыло не любила,
Но не ныла Мила. Мила - молодчина!
2 задание:
Прочитать четверостишие в заданном эмоциональном состоянии (грустно раскачиваясь, весело прыгая, плаксивым голосом, громко смеясь, грубым голосом, «писклявым» голосом).
Я люблю свою лошадку
Причешу ей шерстку гладко
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости
Солнышко-колоколнышко .
Ты пораньше взойди,
Нас пораньше разбуди:
Нам в поля бежать,
Нам весну встречать!
Дед хотел уху сварить, дед пошел ершей ловить,
А за дедом кот Лаврентий, за котом петух Терентий.
Тащат удочки вдоль по улочке.
Деду одному невмочь, надо старому помочь.
Жил на свете человек, скрюченные ножки,
И гулял он целый век по скрюченной дорожке
А за скрюченной рекой, в скрюченном домишке,
Жили летом и зимой скрюченные мышки.
Конкурс: «Знатоки русской речи».
Сейчас я предлагаю обратиться к нормам языка и проверить самих себя. Проведем конкурс «Знатоки русской речи».
(Я вам раздам бланки со словами, в произношении которых наиболее часто встречаются ошибки в речи русскоязычного населения в целом и педагогов. Это ошибки, которые в своем большинстве признаются грубыми и в силу это недопустимы в речи педагогов, т.к. на его речь ориентируются воспитанники, их родители и просто окружающие).
Задание 3: Вам предлагаются пары слов. В каждой паре только один вариант правильный. Нужно выбрать правильный ответ и подчеркнуть его.
- бАнты – бантЫ
- бАловаться –баловАться
- врУчит – вручИт
- грУшевый – грушЁвый
- дОбыча - добЫча
- дОсуг - досУг
- диспАнсер – диспансЕр
- жАлюзи – жалюзИ
- запломбИровать – апломбировАть
10.кладОвая – кладовАя
11.красИвее – красивЕе
12.киломЕтр -килОметр
13.нАчать – начАть
14.новорОжденный – новорождЁнный
15.облЕгчить – облегчИть
16.Оптовый – оптОвый
17.обеспЕчение – обеспечЕние
18.премИровать – премировАть
19.принУдить – принудИть
20.пОнял – понЯл
21.повтОришь – повторИшь
22.предложИть – предлОжить
23.слИвовый – сливОвый
24.стАтуя-статУя
25.тОрты – тортЫ
26.тУфля – туфлЯ
27.нет вОлка – волкА
28.нет гУся - гусЯ
29.углУбленное изучение – углублЁнное
30.фенОмен - феномЕн
31.хАос – хаОс
Шкала оценки уровня культуры речи педагога: 0 – 2 ошибки – высокий уровень культуры речи; 3 – 6 ошибок – удовлетворительный; 7 – 10 ошибок – низкий; Говорите правильно!
Раздаются бонусы.
Задание 4: Вспомните пословицы, в которых встречаются слова «речь» и «слово»
Слово не воробей: вылетит — не поймаешь.
Слово — серебро, молчание — золото.
Слова хороши, если они коротки.
Где слова редки, там они вес имеют.
Человеческое слово стрелы острее.
Ветер горы разрушает, слово народы поднимает.
На великое дело – великое слово.
Ласковое слово и кость ломит.
Каждому слову свое место.
Острое словечко колет сердечко.
Слово горы ворочает.
Доброе слово и кошечке приятно.
Будь своему слову хозяин. Речи слышим, а сердца не видим.
Красна речь с притчею (с поговоркой).
Речи королевские, а дела нищенские.
Не о том речь, что некуда лечь, а о том речь, что нечего печь.
Одет просто, а на языке речей со сто.
Не спеши голову рубить, прикажи наперед речь говорить!
Умную речь хорошо и слушать.
Площадная речь, что виноватого надобно сечь.
Одна речь не пословица.
Пень не околица, глупая речь не пословица.
Не верь чужим речам, верь своим очам!
Раздаются бонусы.
Задание 5:
Э или Е
Произнесите правильно предлагаемые вами слова (работаем по цепочке):
дельта, купе, модерн, супермен, теннис, фрейлина, пюре(Э) газета, квартет, пионер, рекорд, рейс, секрет, фанера (Е) артезианская, декан, конгресс, крем, сонет (Е и Э)
Раздаются бонусы
Итог: Однажды к древнегреческому философу и мудрецу Сократу привели человека, о котором он должен был высказать свое мнение. Но пришедший все время молчал. Сократ воскликнул: «Заговори, чтоб я тебя увидел!» Ведь очень часто первые впечатления о человеке складываются у нас под влиянием его голоса. Голос — это зеркало человека, могущественное средство воздействия. Тон голоса имеет исключительную роль в устной речи, особенно в работе с детьми.
Какое слово скажешь, такое в ответ и услышишь (Гомер)
Есть такой анекдот: «Всем, кто говорит: «Зачем писать правильно, мы же не на уроке русского языка», желаю встретить хирурга, который будет их оперировать со словами: «А зачем аккуратно резать и зашивать? Мы же не на курсах кройки и шитья».
Поэтому вопрос, нужна ли хорошая речь в жизни, ответа не требует – она всегда нужна нам для решения самых насущных жизненных задач! Экология языка – это составляющая экологии культуры, и задача сохранения и воспитания речевой культуры у ребенка по значимости не менее важна, чем задача сохранения природы.
Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним. Для ребенка непременным условием для его всестороннего развития является его общение с воспитателем. Не умея мыслить критически, дети дошкольного возраста подражают всему, что они видят и слышат в окружающей обстановке, но более всего тем людям, которые непосредственно с ними связаны, к которым у детей сложилось положительное отношение. Таким близким человеком, с которым непосредственно связан ребёнок в детском саду, является воспитатель. Поведение, речь воспитателя, его внешний облик - всё является образцом для детей.
Давайте проверим себя – не похожи ли мы на хирурга из анекдота, с которого началась наша статья. Правильно ли мы говорим с детьми?
Правило 1. В речи надо избегать постоянного употребления слов-паразитов: «как бы», «на самом деле», «так сказать», «типа», «значит», «это», «ну» — они делают речь смешной, разорванной, несвязной. Л.В. Щерба называл такие слова «упаковочным материалом», совершенно ненужным для передачи смысла.Примеры этих слов проиллюстрированы веселым стихотворением Э. Мошковской:
Жил-был этот, как его,
Ну, значит, и того,
Жило это самое
Со своею мамою.
Был еще один чудак -
Это в общем значит так,
И его любимый зять.
Звали зятя Так сказать.
А жену звали ну…
А соседа звали это…
А его родители -
Видишь ли
И видите ли…
А еще какой-то э-э-э
Жил на верхнем этаже…
И дружили они все…
Ну и значит, и вобще.
Правило 2. Взрослым в своей речи желательно очень четко и точно называть все предметы, которые окружают ребенка и которыми он пользуется. Например, не говорить безликое «штаны», а называть конкретно: «брюки», «рейтузы», «колготки», «шорты», «джинсы».Вместо того чтобы говорить «не забудь шапку», назвать конкретный головной убор: берет, ушанка, кепка, шлем, панама, шляпка, бейсболка и т.д.Когда Вы правильно и точно называете предметы, у ребенка начинают появляться вопросы к Вам – почему так называется? Это отличный повод поговорить с малышом, попробовать обсудить чем похожи и чем отличаются разные предметы. И это будет жизненное занятие, которое полезно и для интеллекта, и для речи ребенка и которое не потребует ни специальных книжек или картинок, ни Вашего времени. Такие обсуждения делаются «по пути» — при сборе на прогулку, подготовке к обеду и так далее.
Правило 3. В своей речи желательно не злоупотреблять уменьшительно –ласкательными словами и не сюсюкать: ножка, дорожка, машинка, ротик, кашка, ложечка , вилочка, карандашик и т.д. Ласковые слова очень нужны, но Ваша речь не должна состоять преимущественно из них!
Правило 4. Правило употребления глаголов в обращении к ребенку/детям. Очень часто родители и педагоги обращаются к детям в прошедшем времени: «Так, встал и пошёл умываться!», «Встали, плечи расправили. Делаем зарядку». Это недопустимо – это грубая речевая ошибка. Представьте, что кто-нибудь скажет Вам в автобусе: «Так, встала и уступила место!» — что Вы почувствуете? То же чувствуют и дети, когда им говорят в такой манере. К детям нужно обращаться с просьбой в настоящем времени: «Давайте встанем. Поднимите руки вверх. Сделаем зарядку». Или: «Встань, пожалуйста, и иди умываться».
Правило 5. Грамматическая и орфоэпическая правильность речи.
Приведу пример часто встречающихся ошибок. Правильное ударение выделено заглавной буквой.
ЗвонИм (звонИт), баловАть (балУет, балУешь, балОванный, баловАться, балУюсь, балУется, но бАловень), досУг, предложИть (предложЕние), красИвее, месяцАми (по месяцАм), ремЕнь, алфавИт, ворОта (к ворОтам, но в поэзии, песенка воротА), нет грибА, возьму дОску (дополнительный вариант – доскУ), давнИшний, задОлго, завИдно, яичница (произносится «яишница»), началсЯ, началАсь, началОсь (неправильно нАчался), повторИт (неправильно – повтОрит), арбУз, кУхонный, мЕльком, партЕр, шофЁр (неправильно – шОфер).
Что еще нужно запомнить: как правильно говорить
- Пара чулок, пара сапог, пара гетр, пара носков, пара валенок,
- Килограмм яблок, груш, слив, но апельсинов, помидоров, вафель (Не вафлей)
- Возьми из кухни (возьми с кухни – ошибка)
- Клади (неправильно – «ложь»)
- Ляг (неправильно – «ляжь»)
Давайте говорить правильно!
Памятка для педагогов
«Грамматически правильная речь воспитателя»
Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства речи, которые встречаются у взрослых. От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей. Традицией в детском саду должны стать негромкая речь, правильный тон обращения к детям, отсутствие жаргонных, бранных слов, подчеркнутая вежливость в обращении друг к другу.
Речь воспитателя, который находится постоянно в поле зрения малышей, в общении с ними, является для детей основным образцом родного языка, культурной речи, поэтому она должна быть не только правильной, с ясным и отчетливым произнесением всех звуков родного языка, но и выдержана в определенном темпе, громкости, должна быть интонационно выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания, с правильным и точным использованием словесных обозначений.
Речь воспитателя оценивается с трех сторон: содержательность (о чем и сколько говорит, что сообщает детям), безупречная правильность формы (как говорит), возрастная и педагогическая направленность (умеет ли говорить с дошкольниками, может ли убежденно и доходчиво излагать сведения по вопросам педагогики взрослым – родителям, коллегам).
Педагог должен придерживаться литературных норм произношения, устранять в своей речи различные акценты, влияние местных говоров, правильно ставить ударения в словах (порт – порты, торт – торты, крем – кремы, инженер – инженеры).
Орфоэпические нормы.
Сложность усвоения правильного литературного произношения заключается в том, что произношение не всегда совпадает с правописанием. Поэтому общепринятым нормам литературного произношения следует учиться у дикторов радио, телевидения, у мастеров художественного слова, у окружающих людей, имеющих образцовую культурную речь.
Рассмотрим некоторые правила литературного произношения слов.
1.Гласные буквы , находящиеся под ударением , всегда звучат четко и ясно, так как они обозначаются на письме соответствующей буквой. Сравните произношение звука о в таких словах: молодость (произносится как молодость – слабый, неясный звук, произносимый как средний звук между а и ы, условно обозначается з н а к о м ъ) д о г о в о р ( произносится, дъгавор); сороконожка (произносится: съръканожкъ).
2.Безударные гласные а и о в произношении ослабевают ( звук о заменяется и произносится как звук а или как средний звук между а и ы : вада (вада), акно (окно), мълако ( молоко), почтъ (почта), облъкъ , (облако).
Гласные звуки у, ю, ы, и в некоторых случаях звук и в без ударном положении не изменяются ( утуг, юла. рыбак. экзамен, игра).
3.Звуки е и я в безударном положении произносятся как короткий средний звук между е и и (условно обозначается знаками е/и, и/е: ве/и/сна (весна), те/и/ле/и/фон (телефон), е/и/гнёнок (ягнёнок), ли/е/лягушка (лягушка).
Звонкий согласный в конце слова и перед глухими в середине слова произносится как парный глухой: звуки б, в,ю г, д, ж, з произносятся как соответствующие глухие звуки п, г, ф, к, т, ш, с.Глухие согласные перед звонкими, наоборот, переходят в звонкие:
оддать (отдать), згореть ( сгореть), здать ( сдать).
4.Сочетания согласных сш, зш произносятся как долгий ( удвоенный) звук ш: бешшумный ( бесшумный), замерший (замерзший), бешшапки (без шапки)
5.Сочетание согласных сж и зж произносятся как долгий (удвоенный) звук ж: жжигать (сжигать), ражжигать (разжигать), жиром ( с жиром ), бежжира ( без жира).
6.Сочетания согласных звуков сч и зч произносятся как звук щ: щастье (счастье), ращеска (расческа), расскащик ( рассказчик)
7.Сочетание звуков тч и дч произносятся как звук ч : оччет ( отчет,), развеччик ( разведчик); а сочетания звуков тц и дц – как долгий звук ц: оццу ( отцу), дваццать( двадцать).
- В словах, имеющих окончания – ого и его, вместо г произносится звук в: каво (кого), твоево (твоего), бальшова ( большого), третьива (третьего) и т. д.
- Окончания глаголов на –тся и ться произносятся как цца: купаецца (купается), смеюцца (смеются), обусацца (обучаться ). Кусацца (кусаться ) 11.В прилагательных мужского рода единственного числа с безударным окончанием на –кий, -гий,- хий звук и произносится как средний звук между а и ы (ъ):маленнькъй(маленький), строгьй (строгий), тихъй (тихий).
10.При сочетании некоторых согласных могут выпадать отдельные звуки. В сочетаниях стн, стл. здн,выпадают звуки т и д:лесница (лестница), щасливый (счастливый), празник (праздник).Наблюдаются выпадение и других звуков; так в слове солнце не произносится звук л(солнце), в слове
11..зд р а вс т в у й – з в у к в(здраствуй), в словах сейчас, пожалуйста н е произносится звук й (здраствуй), в с л о в а х сейчас, пожалуйста не произносится звук й (сечас, пожалуста).
В разговорной речи при произнесении отчеств, при сочетании имен и отчеств иногда выпадают некоторые звуки окончания: Алексан Иваныч (Александр Иванович), Михал Палыч (Михаил Павлович) Марь Иванна (Мария Ивановна).
Если возникают сомнения в правильности произнесения слов и постановки ударения, пользуйтесь орфоэпическими словарями – справочниками.
К нелитературному произношению относится побуквенно произнесение слов, когда слова произносятся так, как они написаны : что (вместо што), его ( вместо ево) , счастье ( вместо щастье)и т. д. Отклонением от нормы литературного произношения является речь с национальным акцентом, с характерными особенностями местных городов: яканьем ( вясна вместо весна), цоканьем ( цто вместо что и др.), с неправильным ударением в словах ( магазин, километр).
В речи можно выразить тончайшие оттенки чувств, мыслей. Это достигается не только с помощью соответствующих слов, но и благодаря правильному использованию интонационных средств выразительности: силы голоса, темпа, логического ударения, пауз, ритма, тембра, мелодии. Стихи, сказки, рассказы, прочитанные или рассказанные воспитателем с использованием этих средств, помогают детям лучше понять их содержание, почувствовать силу и красоту родного языка.
Монотонная речь утомляет маленьких слушателей, снижает интерес к содержанию текста. Слушая такую речь, дети быстро начинают отвлекаться, смотреть по сторонам, а затем и совсем перестают слушать.
Речь воспитателя должна быть эмоционально насыщенной, богатой интонациями, достаточно громкой и неторопливой. Торопливость речи столь же недопустима в общении с детьми, как и неправильное произнесение звуков. Речь воспринимается детьми лучше, если она протекает в слегка замедленном темпе. Такой темп повышает отчетливость речи, и, наоборот, ускоренный темп делает ее нечеткой, смазанной, трудной для восприятия. Сказки, рассказы, стихи для детей мастера художественного слова читают, как правило, в более замедленном темпе, чем тот, который характерен для разговорной речи. Замедленную речь детям легче воспринимать, легче следить за ее содержанием, запоминать текст.
Нужно, однако, помнить, что это правило не всеобъемлюще. При чтении художественных произведений ускорение или замедление речи должно быть оправдано передаваемым в данный момент содержанием, являться средством художественной выразительности.
Рассказ, прочит анный во спит ателем с использованием средств художественной выразительности, вызовет у детей интерес, заставит их сопереживать, почувствовать силу слова, надолго запомнить содержание; тот же рассказ, прочитанный сухо, в быстром темпе, без эмоций, может вызвать только скуку и безразличие к художественному произведению.
Голос – это профессиональный инструмент воспитателя, и им необходимо пользоваться, беречь его от перегрузок. Неверное использование голоса может проявляться, например, в чрезмерном повышении его громкости (при шуме в группе, на площадке).
Если все-таки ситуация общения потребует значительного усиления громкости речи, это не означает, что нужно доводить ее до крика. Следует, несколько увеличив громкость, более четко произносить слова, замедлив при этом темп речи.
Если голос тихий и слабый, его необходимо развивать до более громкого и укреплять специальными упражнениями. Так же может быть устранена и неблагозвучность голоса (сиплость, хрипота, гнусавость).
Дети учатся у взрослых не только правильно произносить звуки и слова, но и четко пересказывать содержание сказок, рассказов, передавать собственные наблюдения об окружающем, последовательно излагать свои мысли, делать выводы.
Умение связно, интересно, в доступной форме донести до детей то или иное передаваемое в речи содержание является необходимым качеством речи педагога.
Последовательно излагая мысли, воспитатель не должен загромождать свою речь непонятными словами, сложными оборотами, длинными фразами.
Речь лучше воспринимается детьми, если она состоит из коротких фраз (пусть даже это будут сложноподчиненные предложения), так как при употреблении длинных, да к тому же в грамматическом отношении сложно построенных фраз детям трудно установить связь между частями предложения, осмыслить и понять содержание.
Но нельзя ограничиваться и употреблением только простых предложений. Важно шире использовать не длинные сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Рассказывая детям о проведенной экскурсии, о природе и т.д., необходимо выделять и давать им только главное, основное, то есть то, что относится к данной теме, отбрасывая все второстепенное и малозначащее. Многословие, наслоение лишних фраз делают речь воспитателя громоздкой, трудной для восприятия.
При слушании рассказа, насыщенного сложными оборотами, дошкольникам трудно проследить за мыслью педагога, запомнить содержание, и такой рассказ не принесет им пользы.
Доступность, понятность речи воспитателя достигается прежде всего правильным и точным использованием слов. Словарный запас русского языка богат, он постоянно пополняется новыми словами; исчезают слова, вышедшие из употребления. Словарный запас русского языка богат, он постоянно пополняется новыми словами; исчезают слова, вышедшие из употребления.
В общении с детьми воспитателю необходимо широко использовать лексическое богатство родного языка, учитывая возрастные особенности детей: подбирать и употреблять в своей речи такие слова, которые были бы им доступны для понимания и легки для усвоения.
В разговоре с детьми следует употреблять слова литературного языка, не допуская грубых слов, избегая просторечий и диалектизмов, а также слов, вышедших из употребления. Чем богаче и разнообразнее словарь воспитателя, чем ярче, насыщеннее его речь, тем больше слов могут усвоить дети.
Словарь воспитателя должен быть богатым и точным. Нужно чаще употреблять слова, которые медленно усваиваются детьми, точно обозначать оттенки цвета, материал, форму, величину предметов и др.
В качестве недостатков словаря многих воспитателей можно назвать частое употребление слов с уменьшительно- ласкательными суффиксами (Танечка, вымой ручки; Катенька, убери чашечку со стола и т.п.), засоренность лишними словами (ну, вот, так сказать, значит); в общении с более старшими детьми - подлаживание под речь малышей, то есть неуместное использование звукоподражательных слов (Где ав-ав? И т.д.).
Правильный подбор слов и словесных выражений обеспечивает точность, ясность и выразительность речи воспитателя.
К использованию новых слов необходимо подходить очень осторожно. С одной стороны, следует учитывать возраст детей и подбирать слова, доступные для их понимания, а с другой – постоянно вводить новые, расширять употребление уже имеющихся слов, объяснять их значение.
В целом рассказ педагога должен быть полным, красочным, с точно подобранными словами, грамматически правильно оформлен, выразителен, между отдельными частями должна быть установлена логическая связь. При рассказывании необходимо умело пользоваться синонимами, метафорами, эпитетами, которые делают речь выразительней, разнообразней, богаче по содержанию, шире использовать устное народное творчество (пословицы, поговорки), фразеологические обороты.
Кроме того, речь во спит ателя должна быть спокойной, вс егда уравновешенной, немногословной, но очень понятной и логичной, вежливой не только по отношению к детям, но и ко всем другим работникам детского сада.
Таким образом, работая с детьми, воспитатель должен обратить внимание на следующее:
1. Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся дефекты речи.
2. Иметь ясную, четкую и отчетливую речь, то есть хорошую дикцию.
3. Использовать в своей речи литературное произношение, то есть придерживаться орфоэпических норм.
4. Стремиться правильно использовать интонационные средства выразительности с учетом содержания высказывания.
5. В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса.
6. Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции (в соответствии с возрастом детей).
7. Не допускать в разговоре с детьми и с персоналом повышенного тона, грубых выражений.
Педагог должен критично относиться к собственной речи и при наличии недочетов в ней стремиться к их устранению.
Однако, установить и выявить недостатки своей речи не всегда легко, так как в процессе общения внимание говорящего обращено прежде всего не на форму речи (как сказать), а на ее содержание (что сказать). Кроме того, в результате длительного небрежного отношения к своей речи некоторые недочеты могут прочно закрепиться и в дальнейшем не замечаться.
Например, не замечаются такие недостатки, как торопливость, невнятность, монотонность речи, повышенная громкость голоса, неточность произнесения отдельных звуков или слов и другие несовершенства. Чаще всего речь воспитателя страдает небрежным, неряшливым произношением, когда звуки и слова произносятся при недостаточно открытом рте (как бы сквозь зубы), недоговариваются окончания слов, проглатываются отдельные звуки, невнятно произносятся согласные.
Чтобы знать о несовершенствах собственной речи, воспитателю необходимо прислушиваться к замечаниям товарищей. Открытые занятия полезно записывать на магнитофон, с тем чтобы во время разбора (или специально) можно было обратить внимание на свою речь, провести анализ ее звуковой стороны, использования лексических средств, грамматического оформления. Конечно, нужно иметь в виду, что при записи на магнитную ленту речь улучшается за счет усиленного самоконтроля. Тем более важно, чтобы проявившиеся недостатки речи стали предметом внимания и самого воспитателя, и его товарищей. Обнаруженные несовершенства своей речи (плохая дикция, нарушения в лексико-грамматическом оформлении и т.д.) воспитатель отмечает в специальной тетради, затем вырабатывает план и организует работу по их устранению.
В методическом кабинете детского сада должны быть словари, сборники и рукописные пособия, содержащие пословицы, загадки, фразеологизмы, а
также небольшие таблицы и плакаты с трудными словами (в смысле произношения, ударения, грамматики), с диалектизмами.
С нянями заведующая также проводит серьезную работу: разъясняет, что няня – помощник воспитателя, что она тоже должна вносить свой вклад в процесс воспитания: разговаривать с детьми, отвечать на их вопросы, шутить, создавая радостное настроение, и т.д.
Каждый дошкольный работник должен считать своим профессиональным долгом непрерывное совершенствование своей речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деловые игры для воспитателей "Неповторимый русский язык", "Словесная мозаика"
Деловая игра проводится для совершенствования педагогической компетентности воспитателей, закрепления знаний и умений педагогов в работе по использованию методов и ...
Конкурс знатоков русского языка (деловая игра для воспитателей)
В материале представлены занимательные игровые задания, в ходе решения которых воспитатели закрепляют произносительные нормы русского языка. Форма конкурса - соревнование команд....
"Русский язык - один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения."
Эссе на тему: "Русский язык-один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения."...
Родительское собрание в форме мастер – класса «Язык родной дружи со мной». Выступление «Игры с буквами русского языка»
Очень важно познакомить родителей с играми, в которые играют с их детьми в детском саду. А собрание является прекрасной формой общения воспитателей с родителями воспитанников. В подготовительно...
Деловая игра "Знаем два мы языка" УМК
Деловая игра "Знаем два мы языка" УМК...
Роль игры в обучении русскому языку иноязычных детей.
Ведущей деятельностью дошкольников является игра. Поэтому обучение русскому языку должно органически вплетаться в игровую деятельность. Участие детей в игре требует от каждого не только знания правил ...
«Русский язык-это интересно» (деловая игра для воспитателей)
laquo;Русский язык-это интересно»(деловая игра для воспитателей)...