Формирование партнерских взаимоотношений
консультация
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 25 компенсирующего вида»
Воспитатель: Николичева Е.В.
I квалификационная категория
ФОРМИРОВАНИЕ ПАРТНЕРСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ.
(слайд) В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед дошкольным учреждением, является «взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития личности ребёнка». В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запрос и степень заинтересованности деятельностью ДОО, повышение культуры педагогической грамотности семьи.
Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы: нехватка времени, ощущение несостоятельности, этнические стереотипы – всё это может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей. Поэтому воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой семьёй на благо ребёнка. Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, можно разработать разнообразные способы вовлечения в работу большей части семей. Можно выделить пять уровней участия родителей:
(слайд) - оказание разовой помощи;
- способности родителей время от времени используются при проведении организованной образовательной деятельности;
- родители становятся добровольными помощниками на постоянной основе;
- родители помогают определять основные направления работы в группе;
- родители участвуют в обсуждении более широких вопросов, решение которых должно благотворно отразиться на работе детского сада.
Очень важно использовать разнообразные виды деятельности, которые создают возможность для сотрудничества родителей и воспитателей. Исходя из цели работы всего учреждения, целью работы в нашей группе с родителями стало установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника, объединив усилия педагогов и родителей для развития и воспитания детей.
Для координированной работы педагогов и родителей определили следующие задачи:
(слайд) 1) активизировать и обогатить воспитательные умения родителей;
2) поддержать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях, помочь им осознать свою воспитательную роль в семье, свой опыт взаимоотношений с ребёнком;
3) создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки и взаимопомощи.
В работе с семьёй используем следующие принципы взаимодействия с родителями: индивидуальный подход; сотрудничество, а не наставничество; системность; гуманизация подходов к работе с родителями.
Работа по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ ведется по четырём направлениям. (слайд)
Информационно – аналитическое направление
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка начали работу с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи». На основе собранных данных, анализировали особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработали тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло нам лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
Разработали для себя критерий, который назвали «включенностью» родителей в образовательный процесс. Сначала этот критерий отражал количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях:
посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий; участие в выставках; помощь родителей в оснащении педагогического процесса. Позже выделили качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых.
Такой анализ позволил выделить три группы родителей: (слайд)
1) родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения;
2) родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации;
3) родители – критические наблюдатели.
Изменение восприятия родителей как участников образовательных отношений привело к изменению понимания типов семей: активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей; заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».
Это дало возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.
Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. В нашем детском саду созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребёнка. Совместная работа специалистов ДОО по реализации адаптированной образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноправными участниками образовательных отношений.
В работе с родителями используем активные формы и методы.
Нетрадиционные формы общения с родителями: тематические акции; организованная образовательная деятельность с участием родителей; участие родителей в творческих конкурсах.
Особое внимание уделили такой нетрадиционной форме работы с родителями, как тематические акции («День добрых дел», «Встреча с интересными людьми», «Акции выходного дня», и другие.). Особенностями проведения тематических акций являются:
- добровольность участия в акции;
- акция предполагает активное участие каждого родителя со своим ребёнком (каждый должен что-то сделать);
- не должно быть барьеров для активности, т.е. игровые действия акции должны быть понятны, близки опыту участников и очень просты.
(слайд) Алгоритм проведения тематической акции.
1. Формулировка задачи педагогом.
2. Выбор темы (связан с актуальной темой дня, событиями, выявленной в процессе опроса или анкетирования родителей).
3. Разработка идеи, содержания, формы подачи (с использованием технологии художественно-творческой деятельности).
4. Отбор материалов и оборудования родителями.
5. Определение места прохождения акции.
6. Рефлексия и прогнозирование дальнейшей работы.
В результате повысился уровень воспитательно-образовательной активности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы. Родители стали активными частниками всех дел в группе, непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров. Совместная подготовка сблизила педагогов и родителей, родителей и детей, подружила семьи. Атмосфера доброжелательности стала характерной и для других общих дел в группе. Многие родители смогли раскрыть свои таланты, о которых они не подозревали.
На наш взгляд, одна из инновационных форм работы с родителями детей является – совместная проектная деятельность, в процессе которой появляется возможность установить доверительные, непрерывные, партнёрские отношения: ребенок-родители-педагоги. (слайд с фото)
Организация и проведение совместных мероприятий в рамках реализации того или иного проекта способствуют вовлечению родителей в единое образовательное. В ходе реализации проектов родители учатся способам взаимодействия со своими детьми, подбору и использованию игр, игровых упражнений, в соответствии с особенностями и возможностями каждого ребенка. Имеют возможность общаться друг с другом, делиться опытом, впечатлениями, совместно находить ответы на волнующие их вопросы. Постепенно исчезает барьер между детьми и родителями, а также между родителями и педагогами.
Наглядно-информационное направление включает в себя: (Слайд)
- родительские информационные уголки;
- папки-передвижки «Здоровейка», «По совету всему свету»;
- семейный и групповые альбомы «Наша дружная семейка», «Наша жизнь день за днем», «Воспитание со всех сторон»;
- библиотека-передвижка;
- фотомонтажи «Из жизни группы», «В кругу семьи».
Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребёнка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом. Сценарии праздников и развлечений разрабатываем совместно с родителями и музыкальным руководителем. Чтобы эти мероприятия стали обучающими для детей и родителей, определяем алгоритм подготовки к семейным праздникам: (слайд)
1. Выделение цели и задач мероприятий для детей, родителей и педагогов.
2. Составление плана проведения мероприятия и участия в нём родителей.
3. Консультации для родителей, индивидуальные встречи и консультации.
4. Подготовка отдельных номеров (разработка сценариев, разучивание стихов)
5. Распределение ролей, изготовление атрибутов.
Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребёнка. По результатам повторной диагностики в группе нет родителей – наблюдателей; увеличилось число родителей – лидеров; выросло и количество родителей – исполнителей. (слайд с диаграммой) Организация взаимодействия с семьёй – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником семье.
В результате проведенной работы, использовании различных форм и методов общения с родителями, повысилась психолого-педагогическая грамотность родителей, культура межличностного взаимодействия детей и взрослых. Все это позволяет сделать следующий вывод: тесное сотрудничество с родителями с использованием нетрадиционных форм работы позволило нам решить поставленные задачи и наметить перспективу дальнейшей активизации взаимодействия с семьями воспитанников.
Список источников информации:
1. Групповая традиция в детском саду. Сост. С.В.Шапошникова. Волгоград, 2007 г.
2. Давыдова, О.И., Богословец, Л.Г., Майер, А.А. Работа с родителями в ДОУ. / О.И. Давыдова. – М., 2005.
3. Об опыте взаимодействия семьи и дошкольных образовательных учреждений Санкт-Петербурга / Сост. Н.П.Митрошина, Т.А.Овечкина. СПб., 2001.
4. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
5. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование партнерских взаимоотношений детского сада и семьи.
Даны рекомендации по взаимоотношению детского сада и семьи в соответствии с ФГОС. Приведены примеры нетрадиционных форм работы с родителями....
Партнерские взаимоотношения в образовательном процессе между педагогом и детьми.
Эмоциональное благополучие дошкольника, его уверенность в себе, чувство защищённости, настроение и жизненные успехи во многом зависят от того, как складываются его взаимоотношения не только с окружающ...
Неделя методической подготовки "Технологии для создания в ДОУ пространства детской реализации и формирования партнерских взаимоотношений между детьми старшего дошкольного и раннего возраста"
Документы, подтвердающие организацию и проведение недели методической подготовки...
Методическая неделя "Технологии для создания в ДОУ пространства детской реализации и формирования партнерских взаимоотношений меду детьми старшего дошкольного и раннего возраста"
Документы, подстверждающие организацию и проведение методической недели...
Неделя методической подготовки "Технологии для создания в ДОУ пространства детской реализации и формирования партнерских взаимоотношений между детьми старшего дошкольного и раннего возраста"
Материалы о проведении недели методической подготовки по ознакомлению педагогов с технологиями создания пространства детской реализации, технологиями вормирования партнерских взаимоотношений между дет...
Презентация "Планирование и проведение мероприятий, направленных на формирование партнерских взаимоотношений с семьей по физическому развитию"
Презентация "Планирование и проведение мероприятий, направленных на формирование партнерских взаимоотношений с семьей по физическому развитию"...
Проект «Семейные мастерские как средство формирования традиционных семейных ценностей и укрепления партнерских взаимоотношений детского сада и семьи"
Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключаются в том, что технология Семейных мастерских - это широкое использование различных форм, методов и технологий работы с семьей с целью формирования се...