Выступление "Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и педагога-психолога в детском саду"
материал
Предварительный просмотр:
ВЗАИМОСВЯЗЬ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ПЕДАГОГА -ПСИХОЛОГА В ДЕТСКОМ САДУ
Общепризнано, что речь является высшей психической функцией и отклонения в ее формировании рассматриваются как нарушения развития, протекающие по законам строения высших психических функций.
ОНР в чистом виде встречается крайне редко: только у 30% детей группы наблюдаются признаки ОНР без нарушения нервно- психической деятельности. Остальные имеют, как психоневрологические, так и соматические проблемы.
Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Первичная патология речи тормозит формирование потенциально сохранных умственных способностей.
У детей с речевой патологией отмечаются недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности ее распределения. При относительно сохранной логической снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Дети забывают сложные задания, последовательность их выполнения.
Часто в логопедических группах обучаются дети, недоразвитие речи которых не является первичным дефектом, а является следствием задержки психического развития.
Если в справке для прохождения ПМПК психиатр делает запись: «Может посещать логопедическую группу» - это уже настораживает и заставляет задуматься о том, какое же нарушение является первичным.
Все вышесказанное указывает на необходимость тесного сотрудничества учителя-логопеда и психолога ДОУ.
В нашем учреждении существует тесная взаимосвязь работы данных специалистов.
В феврале-марте, когда проходит обследование учителем-логопедом детей среднего возраста, с целью выявления воспитанников с речевой патологией и последующего представления их на ПМПК по зачисления в логопедические группы, психолог также обследует их повторно, сравнивая при этом имеющиеся у него диагностические данные с вновь полученными. К моменту проведения ПМПК и логопед, и психолог имеют четкое представление о детях, которые являются кандидатами на зачисление в логопедическую группу.
Следующий этап совместной работы - обследование, которое проводят оба специалиста в первые 2 недели сентября. Итогом этого обследования является заседание консилиума ДОУ, на котором обсуждаются полученные результаты. В случае, если ребенок покидает дошкольное учреждение в качестве психолого-педагогического сопровождения ему предлагается протокол консилиума с заключениями и рекомендациями всех специалистов.
Учитель - логопед ДОУ имеет перспективное планирование работы, в котором расписан на учебный год порядок изучения лексических тем. Психолог хорошо знаком с этой последовательностью и на своих занятиях использует ту же тематику, что дает возможность усилить коррекционное воздействие.
Например: логопед изучает с детьми тему «Овощи», расширяя и обогащая лексику ребенка, решая определенные задачи формирования грамматического строя речи, а психолог, развивая зрительный синтез, в игре «Разрезные картинки» дает изображения овощей, развивая восприятие и аналитико – синтетическую деятельность дает игры «Сравни и подбери», «Четвертый лишний» на том же материале, развивая внимание в играх «Что спрятано?» и «Назови предмет» использует все те же овощи.
В свою очередь и логопед широко использует во время фронтальной и подгрупповой образовательной деятельности игры, способствующие формированию и совершенствованию психических процессов у детей..
Один раз в месяц психолог и логопед проводят совместное индивидуальное консультирование родителей воспитанников.
Совместно ведется и работа по подготовке детей к ПМПК по выпуску в школу.
В подготовительной к школе группе психолог проводит коррекционные часы, что позволяет нам хорошо подготовить детей к обучению в школе.
Сопровождение для ПМПК: карта речевого развития ребенка (от логопеда) и карта психологической готовности к школе (от психолога) предварительно обсуждаются на консилиуме ДОУ
В результате взаимодействия учителя−логопеда и педагога-психолога по сопровождению детей с речевыми нарушениями, отмечается:
– обеспечение целостности, единства коррекционно-развивающего пространства;
– осуществление полноценного профессионального взаимодействия в педагогическом процессе;
– обновление форм и содержания коррекционно-развивающей работы с детьми;
– высокий профессиональный уровень и творческий характер деятельности педагогов;
– одним из важных результатов деятельности представляется модель личности ребенка, адаптированного к взаимодействию с внешней средой, и к обучению в школе.
Литература
1. Выготский Л.С. Основы дефектологии. – СПб.: Издательство
«Лань»,2003.
2. Комплексная психолого-логопедическая работа по предупреждению и
коррекции школьной дезадаптации: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений \ Под ред. д.м.н. Е.М.Мастюковой. – М.: АРКТИ, 2002.
3. Поваляева М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие
специалистов. Коллективная монография \ М.А.Поваляевой. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002
4. Трошин О.В., Жулин Е.В. Логопсихология: Учебное пособие. – М.:
«ТЦ Сфера», 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности учителя - логопеда с воспитателем в средней группе детского сада «День рождения бегемотика Бони»
Обогащение сюжетно-ролевой игры «ЧАЕПИТИЕ» в непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в средней группе....
Преемственность в работе учителя - логопеда и воспитателя в логопедической группе детского сада.
Статья: "Преемственность в работе учителя - логопеда и воспитателя в логопедической группе детского сада"...
ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ИНСТРУКТОРА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ДЕТСКОМ САДУ
Региональный семинар...
Консультация учителя – логопеда для воспитателей «Артикуляционная гимнастика в детском саду»
Добиться четкого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, их способности перестраиваться и работать координиро...
Анaлитическая спрaвка об oбoснованном выборе прогрaмм и пeдагогичеcких технoлогий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада
Анaлитическая спрaвкаоб oбoснованном выборе прогрaмм и пeдагогичеcких технoлогий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда муниципального бюджетного дошкольного образовательного учрежде...
Нейропсихологическая коррекция в контексте работы учителя- логопеда с детьми с ОВЗ в детском саду
Речевое развитие детей при соблюдении принципа интеграции образовательных областей с включением приёмов нейропсихологической коррекции.Задачи и этапы работы педагогической мастерской...
Взаимосвязь в работе учителя-логопеда ДОУ и педагога-психолога с детьми, имеющими речевые нарушения.
Взаимодополняемость позиций педагога-психолога и учителя-логопеда в подходе к ребёнку, тесное сотрудничество во всех направлениях работы, рассматривается в статье, как необходимое условие обеспечения ...