Пути достижения взаимопонимания и взаимодействия между педагогом и семьёй ребёнка.
статья

Ефимова Маргарита Николаевна

Пути достижения взаимопонимания и взаимодействия между педагогом и семьёй ребёнка в условиях ПНДДС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.38 КБ

Предварительный просмотр:

Пути достижения взаимопонимания и взаимодействия между педагогом и семьёй ребёнка.

Авторы:

Ефимова Маргарита Николаевна воспитатель СПБ ГКУЗ ЦВЛ «Детская психиатрия» им.С.С.Мнухина

Ильина Юлия Анатольевна воспитатель СПБ ГКУЗ ЦВЛ «Детская психиатрия» им.С.С.Мнухина

Дубодел Елена Феодосьевна учитель начальных классов Гимназия «Грейс»

Залогом успешного развития ребёнка является тесный союз учреждения и семьи. На первое место, несомненно, надо поставить семью, по тому что без активной помощи родителей, да и других членов семьи, эффективность учебно-педагогического воздействия на ребёнка низка, усилия педагога не дадут желаемого результата. Включение семьи в педагогический процесс особенно актуально, если вопрос стоит о детях с какой-нибудь аномалией. Каждое нарушение психики определяет особенности умственного развития ребёнка.

Родителям «особенных» детей необходимо овладеть специальной педагогической грамотой, которая во многом определит качество и успех обучения – а по существу судьбу ребёнка.

Оказание педагогической и медицинской помощи детям с особыми потребностями требует особого внимания к организации взаимодействия специалистов и родителей.

Взаимоотношение родителей и других значимых людей из ближайшего окружения ребёнка с профессионалами строятся на принципах:

- партнёрства (родители и специалисты являются полноправными партнёрами при принятии любых решений относительно помощи ребёнку);

- добровольности (решение об обращении за помощью или об отказе от неё принимают только родители, специалисты могут только рекомендовать, но не могут обязать);

- конфиденциальности (информация о ребёнке и семье не подлежит разглашению);

- уважения к личности (специалисты должны уважительно относится к ребёнку и к родителям, принимать ребёнка как личность с индивидуальными особенностями развития, уважая личность родителей, специалисты принимают их мнение о ребёнке, их личный опыт, ожидания и решения).

К нам могут обратиться родители или другие лица, представляющие интересы ребёнка, обеспокоенные его состоянием. При этом важным фактором является личная заинтересованность семьи. Практический опыт показывает, что настойчивое направление, принуждение семьи обратиться за консультацией, идущее в разрез с желаниями семьи, не приводят к желаемым результатам. Как правило, семья или не приходит совсем, либо после первой встречи отказывается от предлагаемых вариантов дальнейшего сотрудничества.

Причины обращения в ЦВЛ могут быть различными:

- оценить уровень развития ребёнка;

- получить информацию о значимых направлениях развития ребёнка;

- желание овладеть приёмами помощи своему ребёнку;

- вопросы, касающиеся особенностей поведения ребёнка.

В зависимости от запроса семьи и состояния ребёнка могут быть предложены различные варианты сопровождения ребёнка и семьи:

- краткосрочна терапия (от45 до 90 суток);

- долговременная программа, рассчитанная на срок от нескольких месяцев до нескольких лет.

Основными задачами работы являются:

- комплексное обследование и своевременное выявление детей, имеющих нарушение в интеллектуальном, эмоциональном и физическом развитии с целью оказания им коррекционной помощи;

- обследование детей с целью выявления их готовности к обучению и определения форм обучения в соответствии с их психическим развитием;

- разработка индивидуальных рекомендаций и программ педагогического сопровождения детей с проблемами в развитии, организация их специального воспитания в семье.

Деятельность центра позволяет реализовать связь с родителями для выбора индивидуального образовательного маршрута.

Мы предлагаем систему работы с родителями:

- групповые консультации;

- индивидуальные консультации при необходимости и по мере обращения родителей;

-совместные мероприятия учреждения с родителями.

Так как мы являемся медицинским учреждением то ведущим принципом является принцип единства педагогического и медицинского воздействия, которые взаимно обуславливают друг друга и вместе определяют успешность развития ребёнка.

Медицинские мероприятия включают:

- систематическое консультирование родителей специалистами, осуществляющими наблюдение за психическим и соматическим состоянием ребёнка (психиатр, психолог, психотерапевт, невролог и другие);

- проведение курсов профилактических лечебных и оздоровительных мероприятий и процедур.

Педагогическая помощь подразумевает:

- консультирование родителей по возрастным особенностям развития;

- проведение специальных педагогических мероприятий (педагогические обследования, организация групповых и индивидуальных коррекционно – развивающих занятий).

Адекватное понимание родителями необходимости комплексной помощи ребёнку с проблемами в развитии является обязательным условием своевременного оказания квалифицированной помощи.

Зачастую родители не владеют полной и достоверной информацией о существующих направлениях поддержки таких детей. Стихийно осуществляют поиск форм поддержки и пользуются ими в различных учреждениях по отдельности (логопеды в одних центрах, психологи в других, педагоги в-третьих), что не приносит ожидаемых результатов и не редко вызывает недоверие и разочарование.

Нами изучены представления 20 семей о преобладающих направлениях помощи их ребенку, установлено, что 35% в равной степени принимали и педагогическую и медицинскую помощь и считали оба направления приоритетными. 40 % избегали медицинской помощи, отдавая приоритет педагогической. 25% отдавали явное предпочтение медицинским мероприятиям. Таким образом, 65% семей, выбравших одно направление, не осознавали роль комплексной помощи в процессе коррекции ребёнка.

Недооценка родителями комплексной помощи ребёнку усугубляет неблагополучную картину его психомоторного развития и указывает на необходимость проведение работы по формированию у родителей адекватного понимания значения комплексной помощи детям с отклонениями в развитии.

Родителей наших «особенных» детей мы условно разделили на следующие категории:

- родители, здраво рассуждающие, активно принимающие советы и помощь педагога. Общение с такими родителями доставляет большое удовольствие, степень доверия в отношениях воспитателей и родителей в данном случае абсолютная;

- родители, которых можно охарактеризовать словом «дилетанты». С той группой возникает большая трудность в налаживании взаимоотношений. Они собирают всё сказанное, не вникая в суть вопроса, не хотят понять, что их ребёнок не может быть помещён в среду здоровых детей, что само по себе ничего не изменится, пока не нормализуется контакт родитель-педагог-врач. Эти родители апеллируют педагогическими и медицинскими терминами, их заблуждения трудно развеять, а самоуверенность переломить. Сухомлинский сказал: «Сделать ребёнка счастливым - значит прежде всего помочь ему». А это значит, что учение и развитие должны быть посильными;

- родители, смирившиеся с отклонениями ребёнка, всячески показывающие свою жалость к нему. Обычно, они глубоко убеждены, что делают для своих детей всё и даже больше. Это пассивные люди. Они самоуспокаивают себя тем, что всё само собой устроится, учителя научат, расшевелить их ответственность за судьбу детей очень трудно, тут привлекается родительский коллектив. Работа с такими родителями начинается, не с теоретических проблем, а с привития с простейших навыков общения родителя с ребёнком. Даём задание маме и папе по оборудованию группы, учим помогать детям выполнять задания (помогать, а не делать за ребёнка), направляем их деятельность на организацию досуга их детей;

- родители, стыдящиеся своего ребёнка немногочисленны, но они есть. Они стараются не появляться в общественных местах, никуда не ходят, не только в гости, театр, походы, но даже на прогулки на детскую площадку. Со стороны родителей это чёрствость, все мысли заняты своими переживаниями. Наша цель разбудить в маме, папе чувство сострадания к своему обделённому судьбой ребёнку, показать им что окружающие люди сочувствуют их беде, проявляют жалость к малышу. Совместные коллективные походы небольшими группами родителей с детьми позволяют раскрепостить поведение закомплексованных людей, раскрывают достоинства ребёнка перед родителем;

- родители, ведущие аморальный образ жизни. Большая беда если ребёнок находится в семье, где родители ведут аморальной образ жизни. Поставить их на праведный путь педагог не сумеет, а силы потратит в пустую. Чем раньше общество займётся лишением родительских прав таких родителей, тем счастливее будет жизнь таких детей. И только после этого можно будет говорить о развитии такого ребёнка, но без связи с родительской заботой.

Родители — это первые воспитатели ребёнка, а здоровая домашняя обстановка — это наглядные уроки воспитания. Основное условие правильного воспитания - точное следование установленному режиму. Ребёнка приучают к определённой последовательности событий, которые происходят каждый день в одно и тоже время, к требованиям, которые он должен соблюдать. Ребёнка нужно научить самообслуживанию, развивать физически и умственно. Доводим до родителей, чтобы все общающиеся с ребёнком всегда одинаково показывали ему действия. Предъявляемые требования должны быть постоянны и дома и в стационаре. Разъясняем, что твёрдость должна быть непреклонна, но ласкова, что нужно добиваться точного следования образцу поведения.

Частью коррекционной работы является проведение совместных с родителями утренников. Приглашая на свои праздники, говорим о празднике в семье, что в современном мире явление крайне редкое. А любой ребёнок, особенно наш, нуждается в положительных эмоциях, создании ситуации успеха. Мы убеждены что, воспитывая красотой, творчеством, праздником и любовью, верой в возможности малыша можно добиться больших результатов.

На семейных консультациях проводим беседы по темам:

- семейные отношения;

- поведенческие нарушения;

- проблемы адаптации;

- взаимоотношения со сверстниками;

- проблемы в развитии и обучении;

- взаимоотношения между взрослым и ребёнком.

Наблюдения показывают, что принятие и осознание членами семьи проблем в развитии ребёнка и факта, что процесс его лечения и социального становления будет длительным и весьма трудоёмким, происходит не сразу, а постепенно и поэтапно. Первоначально у родителей – потрясение, шок. Затем отрицание серьёзности дефекта. Следующий этап – возникновение чувства отчаяния, обидчивости, подавленности. И только после этого приходит осознание проблемы ребёнка и необходимости оказания ему комплексной медико-педагогической помощи.

Многие родители, осознавая трудности, в беседах отмечают, что не всегда понимают собственного ребёнка, часто они, ссылаясь на незнание теоретических и практических основ, признают собственную несостоятельность.

Таким образом, определяющим для совместных интересных дел является обязательное доброжелательное общение между воспитателем, детьми и родителями, которые находятся в равноправном общении и взаимном доверии. Двери нашего стационара всегда открыты, родители регулярно получают достоверную информацию о ребёнке, могут принимать активное участие в творческих делах, подготовке и проведении праздников, конкурсов, выставок.

Семья получает постоянную консультативную помощь со стороны воспитателя по культуре поведения, речевого общения, советы об индивидуальном подходе к ребёнку, о его творческих интересах и возможностях.

Сотрудничество воспитателей и семьи побуждает родителей задуматься о психологическом состоянии своих детей и прислушаться к советам специалистов, пополнять педагогические знания и практически использовать из в воспитании ребёнка. В результате большинство родителей становятся помощниками и союзниками своих детей.

Список литературы:

1.Под одной крышей. Опыт работы с аутичными детьми в Санкт-Петербурге. Санкт-Петербургский общественный фонд «Отцы и дети». – СПб, 2011.

2.Дольто Ф. На стороне ребёнка.- СПб: «Петербург 21 век», 1997.

3.Семья и здоровье ребёнка: Материалы XII Международной конференции «Ребенок в современном мире. Семья и дети». – СПБ: Издательство Политехнич.ун-та, 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ В ПРОСТРАНСТВЕ ДОУ, КАК ПРОВОДНИК В УСТАНОВЛЕНИИ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ МЕЖДУ ПЕДАГОГАМИ И РОДИТЕЛЯМИ».

Задачи воспитания и развития решаются успешно только в том случае, когда дошкольное учреждение поддерживает связь с семьей и вовлекает ее в свою работу. На протяжении многих лет система дошкольного об...

Доклад "Необходимость взаимодействия между педагогами и мед.персоналом"

Доклад "Необходимость взаимодействия между педагогами и мед.персоналом"...

«Взаимодействие между педагогами ДОО и родителями детей с ОВЗ»

Взаимодействие родителей и детского сада редко возникают сразу. Это длительный процесс, долгий кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования выбранной цели, и постоянный поиск новых п...

Совершенствование процесса взаимодействия между педагогами, детьми и родителями как важный фактор повышения качества образования

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, обр...

Пути достижения взаимопонимания и взаимодействия между педагогом и семьёй ребёнка.

Оказание педагогической и медицинской помощи детям с особыми потребностями требует особого внимания к организации взаимодействия специалистов и родителей.Родителям «особенных» детей необхо...

Особенности взаимодействия между педагогом и семьей

Особенности взаимодействия между педагогом и семьей «Взаимодействие - философская категория, отражающая процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и порож...

Родительское собрание. Тема : Подведение итогов коррекционно – развивающей работы за 2021-2022 учебный год. Перспективы развития процесса взаимодействия между педагогами, родителями и детьми на летний период.

Цель: подведение итогов совместной  коррекционно - развивающей и воспитательно-образовательной работы, как средства всестороннего развития ребёнка. Организовать  безопасную среду для де...