«НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ В ПРОСТРАНСТВЕ ДОУ, КАК ПРОВОДНИК В УСТАНОВЛЕНИИ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ МЕЖДУ ПЕДАГОГАМИ И РОДИТЕЛЯМИ».
материал по теме
Задачи воспитания и развития решаются успешно только в том случае, когда дошкольное учреждение поддерживает связь с семьей и вовлекает ее в свою работу. На протяжении многих лет система дошкольного образования существовала достаточно изолированно от семьи, полностью принимая на себя проблемы образования и развития детей, которые поступали в общественные учреждения. Сотрудничество ДОУ с родителями развивалось преимущественно по пути поиска разнообразных средств пропаганды педагогических знаний, для чего были разработаны достаточно эффективные формы педагогического просвещения. В сложившейся социально-экономической ситуации и модернизации образования этого уже недостаточно.
В современных ДОУ часто используются в основном традиционные формы работы с родителями: родительские собрания, родительские комитеты, конференции, которые проводятся нерегулярно, а тема не всегда совпадает с содержанием. Воспитатели не всегда умеют поставить конкретные задачи, наполнить их соответствующим содержанием, выбрать методы: содержание родительских собраний, консультаций недостаточно дифференцированно, воспитатели при выборе методов сотрудничества не учитывают возможностей и условий жизни конкретных семей; довольно часто воспитатели, особенно молодые, используют лишь коллективные формы работы с семьей.
Причинами являются:
1.Недостаточное знание специфики семейного воспитания;
2.Неумение анализировать уровень педагогической культуры родителей и особенности воспитания детей;
3.Неумение планировать совместную работу с детьми и родителями. У отдельных, особенно молодых воспитателей, недостаточно развиты коммуникативные умения.
Обычно родительские собрания проходят традиционно. Как правило, на них родители не проявляют никакой активности. А пассивность – это показатель либо незаинтересованности, либо того, что сама форма проведения собрания не располагает к высказываниям со стороны родителей. Это говорит о том, что необходимо срочно пересматривать формы и методы работы с родителями. Я предлагаю использовать нетрадиционные формы. Для совершенствования проведения мероприятия необходима организация семинаров - практикумов, на которых стоит рассматривать вопросы проведения и подготовки родительских собраний, пути повышения активности родителей.
Некоторые родительские собрания можно делать открытыми, чтобы на нем могли присутствовать воспитатели других групп. Совместно с методистом обсудить план мероприятий по подготовке к собранию, составить вопросник для родителей, памятку.
Вопросники могут быть разного плана, примерно такого содержания:
«Уважаемые мамы и папы!!!»
Просим вас принять активное участие в подготовке к групповому родительскому собранию на тему: «……..»(указать тему)
Предлагаем подумать над следующими вопросами:
1….
2. …..
3. ….
И т. д. ( вопросы составляются с учетом темы мероприятия, учитывая социальные, педагогические, психологические аспекты воспитания .)
Также заранее выяснить, кто может выступить на собрании.
Методисту и воспитателям на доске информации необходимо поместить материал примерно по таким рубрикам:
1. «Наши успехи» - (выполнение программы по какому-либо виду воспитания (зависит от темы собрания) уровень знаний у детей.
2. «Наши задачи» (задачи, которые предстоит решить вместе с родителями )
3. «Консультации» (краткое изложение темы собрания, ее значение в воспитании детей).
4. «Литература по теме проведения мероприятия» (список литературы с краткими аннотациями).
5. «Детская художественная литература» (список литературы с аннотациями и рекомендациями к ее использованию в том или ином аспекте воспитательной деятельности).
6. «Наши проблемы» (в зависимости от тематики собрания).
Помимо подобной информационной доски можно оформить ширму - складку, выставку литературы для родителей. Активное собрание родителей предусматривает собой показ занятий-бесед затем обсуждение увиденного, раздача памяток по теме собрания.
Организуя родительские собрания по такой схеме можно за короткое время добиться результатов: родители становятся более заинтересованными в жизни детского сада, более активными в его работе. Такая форма дает возможность родителям как бы заново узнать своего ребенка, наблюдая его в условиях детского сада, когда в свободной беседе обсуждаются педагогические проблемы – сплачивается коллектив родителей, положительно сказывается на взаимоотношениях детского сада и семьи.
Одной из форм работы оказания помощи семье является использование информационно-коммуникационных технологий. В настоящее время возрастает значимость использования новейших информационных технологий в решении образовательных и воспитательных задач. Современные компьютерные технологии позволяют более эффективно, быстро и точно взаимодействовать с родителями, выявить уровень их педагогической компетенции, активизировать культурное сознание. Они ускоряют процесс взаимообогащения знаниями, опытом, полезной информацией по воспитанию и обучению детей, создают активно действующую систему поддержки семейного воспитания. Приведу возможные методы информационной работы с родителями:
«Создание группы «Дошкольный мир»» в социальной сети. Эффективность такой работы обеспечивается налаживанием взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй. Позволяет осуществлять обмен мнениями по условиям, созданным для развития ребёнка в семье. Для этого необходимо создать систему всеобуча родителей, воспитывающих детей с нормой и проблемами в развитии. Привлекать внимание родителей к интересам и потребностям ребёнка, объединять группы родителей по интересам. На этапе организации группы «Дошкольный мир» в системе Интернет в работе с родителями можно использовать методы: беседы, анкетирование, опросы, интервьюирование. Возможно использование методов интенсивного обучения родителей: фоторепортажи, дистанционные семинары, тренинги, анализ видеоматериалов, которые обогащают содержание и способствуют эмоциональному насыщению детско-родительского общения, повышают уровень педагогической и психологической культуры родителей.
«Создание медиатеки» является центром педагогической информации, которая создана для формирования ориентации в современном информационном поле интеграции различных средств информации в образовательный процесс. Медиатека должна создаваться для оказания помощи родителям по внедрению и пропаганде передового педагогического опыта и инноваций в области образования; создания детских образовательных проектов. В процессе ее функционирования должна вестись компьютерная каталогизация и обработка информационных средств (книг, видеоматериалов, аудио записей и пр.). Весь материал должен быть представлен на цифровых и электронных носителях, систематизирован и занесен в каталог.
Регулярная, системная работа дошкольного учреждения с родителями способствует всестороннему развитию личности ребенка, повышает уровень просвещенности не только родителей, но и членов семей старшего поколения. Способствует развитию рефлексии, развивает умение критически оценивать свои способности, возможности, знания. Могу предложить ряд просветительских мероприятий.
«Деловая игра»- это простор для творчества. Она максимально приближает участников к реальной обстановке, формирует навыки быстрого принятия педагогически верных решений, умение вовремя увидеть и исправить ошибку. Достоинством деловой игры является возможность получения нового знания за счет множественности интерпретаций содержания игры каждым из его участников. Решения принимаются коллективно. Реализация игры происходит в условиях управляемого эмоционального напряжения на совершенно реальном материале .Темой деловых игр могут быть разные конфликтные ситуации.
Родительские собрания-студии – активная форма сотрудничества с родителями, дающая возможность при непосредственном общении с ними обмениваться информацией о проблемах и перспективах развития и воспитания детей. Собрание-студия – это способ педагогической и психологической поддержки родителей, объединения педагогических усилий, что дает родителям возможность сравнить собственную позицию с позициями педагогов и других родителей. Студийная форма проведения собрания создаст условия для активного участия родителей в обсуждении проблем. Они должны не просто слушать, а включаться в педагогическую деятельность в ходе дискуссии, имитационно-ролевой игры, обсуждения за «круглым столом».
Условия подготовки и проведения:
1.Собрания-студии носят неформальный характер.
2.Все участники обсуждения (и родители, и педагоги) занимают одинаковое положение и одинаково активны.
3.Положительный эмоциональный настрой создаётся за счёт просмотра игр, занятий с детьми в группах, или видеозаписей разных форм работы с дошкольниками в рамках обсуждаемой темы.
4.Обязательной является рефлексия совместной деятельности по итогам обсуждения.
Тематика собраний-студий определяется на год.
«Семинары-практикумы» (играем с родителями вместо детей) – позволяют знакомить родителей с современным игровым оборудованием и играми, направленными на развитие и коррекцию детей. Эта форма работы позволяет педагогу наиболее успешно осуществлять работу с родителями по овладению ими педагогическими знаниями. Участвуя в деловых играх, родители учатся анализировать собственные действия, видеть даже в мелочах педагогическое явление, подходить к воспитанию как к серьёзному и целенаправленному процессу.
«Психолого – педагогическая гостиная» – будет способствовать привлечению родителей к детской игре, даст возможность почувствовать её значимость, освоить способы эффективного игрового взаимодействия.
Структура психолого-педагогической гостиной:
Содержание:
1.Игры-приветствия. Цель: Создать эмоционально-положительный фон, позволяющий почувствовать себя безопасно и комфортно.
2.Разнообразные игры, в которые играют дети и родители совместно. Цель: Научиться взаимодействовать с ребенком в игре.
3.Продуктивная деятельность (общая деятельность детей и родителей группы). Цель:
Создать положительное психологическое настроение, дать почувствовать общность группы, помочь релаксации детей и родителей, познакомить с вариантами домашних занятий с ребёнком.
4.Игры – прощание. Цель: Закрепить положительный эмоциональный фон.
«Клубы для родителей» – одна из наиболее эффективных форм работы с семьёй, которая может позволить реализовать потребность в установлении взаимопонимания между педагогами и родителями в пространстве ДОУ, обменяться эмоциями, знаниями, опытом так, чтобы воспитатель не навязывал свою точку зрения, а давал возможность каждому родителю принять активное участие в обсуждении актуальных проблем.
Клуб «Родитель – родителю» - заседания клуба могут происходить заочно и освещаться на страницах клубного журнала «Родитель – родителю», который будет являться трансформатором, проводником и аккумулятором лучших примеров семейного воспитания. «Донесение» информации может происходить посредством взаимодействия педагога с родителями, им же осуществляться отбор лучшего педагогического опыта. Сами родители должны предоставлять информацию, фотографии и др. практические материалы для размещения на страницах журнала.
Цель – повысить качество общения внутри родительского коллектива, осуществлять обмен опытом семейного воспитания.
«Выпуск газеты»- В создании газеты участвуют администрация детского сада , педагоги , специалисты , родители и дети.
«Информационный листок» - даст родителям полную информацию об интересных событиях и занятиях в жизни их детей в детском саду, чтобы они могли поговорить с ребенком об этом дома или по дороге из детского сада; сохранить чувство сопричастности к жизни ребенка, поддерживать эмоциональную связь с сыном или дочерью; при желании продолжить работу над той или иной темой в дальнейшем. Листок может содержать полезную информацию: объявления о собраниях, праздниках и других мероприятиях; просьба оказать различную помощь, благодарности за участие родителей в жизни детского сада, план занятий на месяц и т.д. В информационном листке могут присутствовать следующие рубрики:
“Уголок именинника ” Уголок с фотографиями детей и обозначением дня их рождения, дополненный гороскопом, названием сезонов, месяца, числа (с целью познавательного развития), чудесный мешочек для подарков.
“Звезда дня ” На самом видном месте вывешивается плакат с фотографией дошкольника, избранного “Звездой дня”. Плакат оформляют родители совместно с ребенком. В красочной форме представляется рассказ о малыше. Каждый ребенок группы по очереди должен занять это место. Ценность такого компонента в том, что он направлен на формирование положительной “я – концепции”, развитие самосознания и самооценки.
“Мое настроение ”Воспитатель, родители отслеживают эмоциональное состояние каждого ребенка в течение дня, а дети учатся осознавать свое эмоциональное состояние
«Я умею, я люблю , я хочу научиться» Заполняем со слов ребенка и раскрываем его интересы и возможное настроение.
«Я молодец , я научился !»Информация для родителей о достижениях и успехах ребенка, короткие сообщения о новостях и событиях, происшедших с ним в течение дня в детском саду.
«Ладошки успеха» Ежедневное поощрение детей за успехи и достижения в цветовом или схематическом обозначении.
«Панорама добрых дел» Накопленные в течение месяца достижения дошкольника служат стимулом к его развитию. Для воспитателей и родителей – метод наблюдения за развитием ребенка, его достижениями.
«Копилка добрых дел» Формирование копилки личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов на протяжении дошкольной жизни.
«Ждем на индивидуальную работу» Приглашение ребенка в детский сад в определенное время для индивидуальных занятий с воспитателем или педагогом дополнительного образования.
«Новости дня» Сообщение темы дня, проекта, информация по теме, написанные воспитателем или под его руководством детьми (6–7 лет) и вывешенные на всеобщее обозрение.
«Чудо носочки»
Воспитатель поочередно крепит на стенд «носок дошкольника»
с карточкой-заданием для индивидуальных занятий ребенка с родителями дома.
«Информационные письма» Ребёнок – педагог – родитель. Педагог пишет письмо родителям от имени ребёнка. В письме сообщает интересные события, новости из жизни группы. В конце письма высказывает пожелание, просьбу, обращённую к родителям.
«Стена особого назначения» – оформляется творческими работами воспитателей, родителей и детей. Такая работа предполагает обмен опытом, знаниями, материалами. Творческая работа каждого участника в отдельности предполагает достижение общего результата, объединяет интересы детей, родителей и воспитателей, способствует формированию дружеских взаимоотношений между участниками творческой деятельности, и в то же время стимулирует эффект соревнования. Продукт общей деятельности несёт в себе и творческую, и воспитательную, и познавательную, и коммуникативную функции. Дошкольники с воспитателями должны определить тему предстоящей экспозиции. Распределить задания и наметить план работы. Причем для поддержания интереса материалы стены необходимо ежемесячно обновлять. Таким образом, дети каждой группы могут участвовать в деятельности.
«Посещение семей воспитанников на дому» – позволит в непринужденной обстановке обсудить проблемы, вопросы, возникающие у родителей в процессе посещения ребенком детского сада.
«Тематические консультации» – позволят дать родителям квалифицированный совет. Консультирование необходимо планировать и организовывать в сочетании с обратной связью, а также измерением отсроченного результата, т.е. того, как будут влиять консультации на решение конкретных проблем. Тематика консультаций должна формироваться с учётом пожеланий родителей, соответственно программным требованиям и актуальности. К подготовке консультаций надо привлекать родителей, которые будут охотно оказывать помощь в подборке материала, и делиться своим опытом.
«Консультативный пункт» – позволит родителям получить квалифицированную помощь не только в вопросах воспитания, развития и обучения детей от педагогов и медицинского персонала, но и проконсультироваться по другим жизненным вопросам. Для этого необходимо привлекать родителей, которые обладают юридическими, экономическими, техническими знаниями, работающие в сфере искусства и науки. Это даст возможность укрепить социальные связи, позволит расширить кругозор родителей, вооружить их практическими советами.
«Досуг»
Любая деятельность в ДОУ с участием родителей должна способствовать более полному развитию ребёнка, его раскрепощению. Совместное участие в конкурсах, эстафетах и заданиях поможет снять излишнюю тревожность, неуверенность в себе, помогает наладить и укрепить эмоциональный контакт в семье. Участие всех членов семьи создаст у ребёнка ощущение целостности семьи, обогащает опыт семейного общения. Отдыхая и общаясь, участвуя в совместных конкурсах и программах, родители и дети учатся быть ближе друг к другу. Дети проявляют творческую активность и реализуют своё творческое начало. Можно организовать следующие мероприятия для всей семьи :
«Фестиваль талантов «Семь –я»»- он объединит взрослых и детей одной идеей, сопровождающейся демонстрацией талантов в различных видах песенного, танцевального творчества, игре на музыкальных инструментах, достижений в различных видах искусств.
«Конкурсы , викторины , выставки».- дают возможность проявить всем здоровую конкуренцию, объединиться в стремлении к победе, укрепить взаимопонимание и повысить интерес друг к другу. Цель и основное предназначение этих форм работы – пропаганда достижений дошкольного образования и воспитания, лучшего опыта семейной педагогики. Для повышения результатов работы можно создать презентации детских работ, совместных работ детей и родителей, воспитателей и детей. В рамках выставки предоставить материал о родителях и детях. Площадки для выставок определить совместно с родителями и детьми. В конкурсном движении должен складываться творческий портрет коллектива, позитивный имидж ДОУ
«Клуб выходного дня «Мама и папа ,возьмите меня за руки»- даст родителям понимание ценности дошкольного периода детства для вхождения ребёнка в мир искусства. Семейные походы в театры, музеи сопровождаются далее обсуждением постановок спектаклей, комментариями об организации выставок. Родители могут принести в детский сад репертуары, буклеты, фотографии. Комментарии родителей-очевидцев к описанным мероприятиям можно опубликовать в издании газеты детского сада. Это даст возможность проникнуться духом сопричастности к миру искусства тем, кто еще не успел посетить выставку или театральную постановку и вызвать желание сделать это обязательно.
«Добрые праздники»- позволят в пределах одного календарного дня задумать и реализовать творческий замысел по той или иной теме, наполнить обычный день пребывания в детском саду атмосферой праздника, уюта и комфорта . Их можно выбрать исходя из международного календаря, учитывая традиции учреждения, пожелания детей и родителей. В зависимости от того чему посвящен этот день взрослые и дети сами выстроят его ход, наполнят его полезными и интересными делами.
«Семейный вернисаж» – одна из форм работы с семьями воспитанников, способствующая формированию коллектива родителей, установлению доброжелательных отношений друг с другом, поиску совместных интересов, увлечений. Семьям воспитанников можно предложить представить в наглядной форме семейные ценности, традиции, увлечения. Возможно, представить свою родословную, придумать герб, гимн, осветить достижения членов семьи в различных сферах деятельности «Добрые дела своими руками» - детско-родительские акции социально-нравственной направленности, позволяющие объединить детей, родителей, педагогов для осуществления общего дела, реализации единой цели.
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую им не всегда хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Это может происходить по разным причинам. Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. Им надо научиться взаимодействовать в интересах ребёнка. Я считаю главным в этом направлении установление доверия между семьёй и детским садом, которое позволит корректировать воспитательные позиции родителей и самих педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskie_sobraniya._1docx.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ В ПРОСТРАНСТВЕ ДОУ, КАК ПРОВОДНИК В УСТАНОВЛЕНИИ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ МЕЖДУ ПЕДАГОГАМИ И РОДИТЕЛЯМИ».
КРАЕВА ОКСАНА СЕРГЕЕВНА, ВОСПИТАТЕЛЬ.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ, ЦЕНТР ДИАГНОСТИКИ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ «ШАНС». (МОУ ППМС ЦДК «ШАНС»).
Задачи воспитания и развития решаются успешно только в том случае, когда дошкольное учреждение поддерживает связь с семьей и вовлекает ее в свою работу. На протяжении многих лет система дошкольного образования существовала достаточно изолированно от семьи, полностью принимая на себя проблемы образования и развития детей, которые поступали в общественные учреждения. Сотрудничество ДОУ с родителями развивалось преимущественно по пути поиска разнообразных средств пропаганды педагогических знаний, для чего были разработаны достаточно эффективные формы педагогического просвещения. В сложившейся социально-экономической ситуации и модернизации образования этого уже недостаточно.
В современных ДОУ часто используются в основном традиционные формы работы с родителями: родительские собрания, родительские комитеты, конференции, которые проводятся нерегулярно, а тема не всегда совпадает с содержанием. Воспитатели не всегда умеют поставить конкретные задачи, наполнить их соответствующим содержанием, выбрать методы: содержание родительских собраний, консультаций недостаточно дифференцированно, воспитатели при выборе методов сотрудничества не учитывают возможностей и условий жизни конкретных семей; довольно часто воспитатели, особенно молодые, используют лишь коллективные формы работы с семьей.
Причинами являются:
1.Недостаточное знание специфики семейного воспитания;
2.Неумение анализировать уровень педагогической культуры родителей и особенности воспитания детей;
3.Неумение планировать совместную работу с детьми и родителями. У отдельных, особенно молодых воспитателей, недостаточно развиты коммуникативные умения.
Обычно родительские собрания проходят традиционно. Как правило, на них родители не проявляют никакой активности. А пассивность – это показатель либо незаинтересованности, либо того, что сама форма проведения собрания не располагает к высказываниям со стороны родителей. Это говорит о том, что необходимо срочно пересматривать формы и методы работы с родителями. Я предлагаю использовать нетрадиционные формы. Для совершенствования проведения мероприятия необходима организация семинаров - практикумов, на которых стоит рассматривать вопросы проведения и подготовки родительских собраний, пути повышения активности родителей.
Некоторые родительские собрания можно делать открытыми, чтобы на нем могли присутствовать воспитатели других групп. Совместно с методистом обсудить план мероприятий по подготовке к собранию, составить вопросник для родителей, памятку.
Вопросники могут быть разного плана, примерно такого содержания:
«Уважаемые мамы и папы!!!»
Просим вас принять активное участие в подготовке к групповому родительскому собранию на тему: «……..»(указать тему)
Предлагаем подумать над следующими вопросами:
1….
2. …..
3. ….
И т. д. ( вопросы составляются с учетом темы мероприятия, учитывая социальные, педагогические, психологические аспекты воспитания .)
Также заранее выяснить, кто может выступить на собрании.
Методисту и воспитателям на доске информации необходимо поместить материал примерно по таким рубрикам:
1. «Наши успехи» - (выполнение программы по какому-либо виду воспитания (зависит от темы собрания) уровень знаний у детей.
2. «Наши задачи» (задачи, которые предстоит решить вместе с родителями )
3. «Консультации» (краткое изложение темы собрания, ее значение в воспитании детей).
4. «Литература по теме проведения мероприятия» (список литературы с краткими аннотациями).
5. «Детская художественная литература» (список литературы с аннотациями и рекомендациями к ее использованию в том или ином аспекте воспитательной деятельности).
6. «Наши проблемы» (в зависимости от тематики собрания).
Помимо подобной информационной доски можно оформить ширму - складку, выставку литературы для родителей. Активное собрание родителей предусматривает собой показ занятий-бесед затем обсуждение увиденного, раздача памяток по теме собрания.
Организуя родительские собрания по такой схеме можно за короткое время добиться результатов: родители становятся более заинтересованными в жизни детского сада, более активными в его работе. Такая форма дает возможность родителям как бы заново узнать своего ребенка, наблюдая его в условиях детского сада, когда в свободной беседе обсуждаются педагогические проблемы – сплачивается коллектив родителей, положительно сказывается на взаимоотношениях детского сада и семьи.
Одной из форм работы оказания помощи семье является использование информационно-коммуникационных технологий. В настоящее время возрастает значимость использования новейших информационных технологий в решении образовательных и воспитательных задач. Современные компьютерные технологии позволяют более эффективно, быстро и точно взаимодействовать с родителями, выявить уровень их педагогической компетенции, активизировать культурное сознание. Они ускоряют процесс взаимообогащения знаниями, опытом, полезной информацией по воспитанию и обучению детей, создают активно действующую систему поддержки семейного воспитания. Приведу возможные методы информационной работы с родителями:
«Создание группы «Дошкольный мир»» в социальной сети. Эффективность такой работы обеспечивается налаживанием взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй. Позволяет осуществлять обмен мнениями по условиям, созданным для развития ребёнка в семье. Для этого необходимо создать систему всеобуча родителей, воспитывающих детей с нормой и проблемами в развитии. Привлекать внимание родителей к интересам и потребностям ребёнка, объединять группы родителей по интересам. На этапе организации группы «Дошкольный мир» в системе Интернет в работе с родителями можно использовать методы: беседы, анкетирование, опросы, интервьюирование. Возможно использование методов интенсивного обучения родителей: фоторепортажи, дистанционные семинары, тренинги, анализ видеоматериалов, которые обогащают содержание и способствуют эмоциональному насыщению детско-родительского общения, повышают уровень педагогической и психологической культуры родителей.
«Создание медиатеки» является центром педагогической информации, которая создана для формирования ориентации в современном информационном поле интеграции различных средств информации в образовательный процесс. Медиатека должна создаваться для оказания помощи родителям по внедрению и пропаганде передового педагогического опыта и инноваций в области образования; создания детских образовательных проектов. В процессе ее функционирования должна вестись компьютерная каталогизация и обработка информационных средств (книг, видеоматериалов, аудио записей и пр.). Весь материал должен быть представлен на цифровых и электронных носителях, систематизирован и занесен в каталог.
Регулярная, системная работа дошкольного учреждения с родителями способствует всестороннему развитию личности ребенка, повышает уровень просвещенности не только родителей, но и членов семей старшего поколения. Способствует развитию рефлексии, развивает умение критически оценивать свои способности, возможности, знания. Могу предложить ряд просветительских мероприятий.
«Деловая игра»- это простор для творчества. Она максимально приближает участников к реальной обстановке, формирует навыки быстрого принятия педагогически верных решений, умение вовремя увидеть и исправить ошибку. Достоинством деловой игры является возможность получения нового знания за счет множественности интерпретаций содержания игры каждым из его участников. Решения принимаются коллективно. Реализация игры происходит в условиях управляемого эмоционального напряжения на совершенно реальном материале .Темой деловых игр могут быть разные конфликтные ситуации.
Родительские собрания-студии – активная форма сотрудничества с родителями, дающая возможность при непосредственном общении с ними обмениваться информацией о проблемах и перспективах развития и воспитания детей. Собрание-студия – это способ педагогической и психологической поддержки родителей, объединения педагогических усилий, что дает родителям возможность сравнить собственную позицию с позициями педагогов и других родителей. Студийная форма проведения собрания создаст условия для активного участия родителей в обсуждении проблем. Они должны не просто слушать, а включаться в педагогическую деятельность в ходе дискуссии, имитационно-ролевой игры, обсуждения за «круглым столом».
Условия подготовки и проведения:
1.Собрания-студии носят неформальный характер.
2.Все участники обсуждения (и родители, и педагоги) занимают одинаковое положение и одинаково активны.
3.Положительный эмоциональный настрой создаётся за счёт просмотра игр, занятий с детьми в группах, или видеозаписей разных форм работы с дошкольниками в рамках обсуждаемой темы.
4.Обязательной является рефлексия совместной деятельности по итогам обсуждения.
Тематика собраний-студий определяется на год.
«Семинары-практикумы» (играем с родителями вместо детей) – позволяют знакомить родителей с современным игровым оборудованием и играми, направленными на развитие и коррекцию детей. Эта форма работы позволяет педагогу наиболее успешно осуществлять работу с родителями по овладению ими педагогическими знаниями. Участвуя в деловых играх, родители учатся анализировать собственные действия, видеть даже в мелочах педагогическое явление, подходить к воспитанию как к серьёзному и целенаправленному процессу.
«Психолого – педагогическая гостиная» – будет способствовать привлечению родителей к детской игре, даст возможность почувствовать её значимость, освоить способы эффективного игрового взаимодействия.
Структура психолого-педагогической гостиной:
Содержание:
1.Игры-приветствия. Цель: Создать эмоционально-положительный фон, позволяющий почувствовать себя безопасно и комфортно.
2.Разнообразные игры, в которые играют дети и родители совместно. Цель: Научиться взаимодействовать с ребенком в игре.
3.Продуктивная деятельность (общая деятельность детей и родителей группы). Цель:
Создать положительное психологическое настроение, дать почувствовать общность группы, помочь релаксации детей и родителей, познакомить с вариантами домашних занятий с ребёнком.
4.Игры – прощание. Цель: Закрепить положительный эмоциональный фон.
«Клубы для родителей» – одна из наиболее эффективных форм работы с семьёй, которая может позволить реализовать потребность в установлении взаимопонимания между педагогами и родителями в пространстве ДОУ, обменяться эмоциями, знаниями, опытом так, чтобы воспитатель не навязывал свою точку зрения, а давал возможность каждому родителю принять активное участие в обсуждении актуальных проблем.
Клуб «Родитель – родителю» - заседания клуба могут происходить заочно и освещаться на страницах клубного журнала «Родитель – родителю», который будет являться трансформатором, проводником и аккумулятором лучших примеров семейного воспитания. «Донесение» информации может происходить посредством взаимодействия педагога с родителями, им же осуществляться отбор лучшего педагогического опыта. Сами родители должны предоставлять информацию, фотографии и др. практические материалы для размещения на страницах журнала.
Цель – повысить качество общения внутри родительского коллектива, осуществлять обмен опытом семейного воспитания.
«Выпуск газеты»- В создании газеты участвуют администрация детского сада , педагоги , специалисты , родители и дети.
«Информационный листок» - даст родителям полную информацию об интересных событиях и занятиях в жизни их детей в детском саду, чтобы они могли поговорить с ребенком об этом дома или по дороге из детского сада; сохранить чувство сопричастности к жизни ребенка, поддерживать эмоциональную связь с сыном или дочерью; при желании продолжить работу над той или иной темой в дальнейшем. Листок может содержать полезную информацию: объявления о собраниях, праздниках и других мероприятиях; просьба оказать различную помощь, благодарности за участие родителей в жизни детского сада, план занятий на месяц и т.д. В информационном листке могут присутствовать следующие рубрики:
“Уголок именинника ” Уголок с фотографиями детей и обозначением дня их рождения, дополненный гороскопом, названием сезонов, месяца, числа (с целью познавательного развития), чудесный мешочек для подарков.
“Звезда дня ” На самом видном месте вывешивается плакат с фотографией дошкольника, избранного “Звездой дня”. Плакат оформляют родители совместно с ребенком. В красочной форме представляется рассказ о малыше. Каждый ребенок группы по очереди должен занять это место. Ценность такого компонента в том, что он направлен на формирование положительной “я – концепции”, развитие самосознания и самооценки.
“Мое настроение ”Воспитатель, родители отслеживают эмоциональное состояние каждого ребенка в течение дня, а дети учатся осознавать свое эмоциональное состояние
«Я умею, я люблю , я хочу научиться» Заполняем со слов ребенка и раскрываем его интересы и возможное настроение.
«Я молодец , я научился !»Информация для родителей о достижениях и успехах ребенка, короткие сообщения о новостях и событиях, происшедших с ним в течение дня в детском саду.
«Ладошки успеха» Ежедневное поощрение детей за успехи и достижения в цветовом или схематическом обозначении.
«Панорама добрых дел» Накопленные в течение месяца достижения дошкольника служат стимулом к его развитию. Для воспитателей и родителей – метод наблюдения за развитием ребенка, его достижениями.
«Копилка добрых дел» Формирование копилки личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов на протяжении дошкольной жизни.
«Ждем на индивидуальную работу» Приглашение ребенка в детский сад в определенное время для индивидуальных занятий с воспитателем или педагогом дополнительного образования.
«Новости дня» Сообщение темы дня, проекта, информация по теме, написанные воспитателем или под его руководством детьми (6–7 лет) и вывешенные на всеобщее обозрение.
«Чудо носочки»
Воспитатель поочередно крепит на стенд «носок дошкольника»
с карточкой-заданием для индивидуальных занятий ребенка с родителями дома.
«Информационные письма» Ребёнок – педагог – родитель. Педагог пишет письмо родителям от имени ребёнка. В письме сообщает интересные события, новости из жизни группы. В конце письма высказывает пожелание, просьбу, обращённую к родителям.
«Стена особого назначения» – оформляется творческими работами воспитателей, родителей и детей. Такая работа предполагает обмен опытом, знаниями, материалами. Творческая работа каждого участника в отдельности предполагает достижение общего результата, объединяет интересы детей, родителей и воспитателей, способствует формированию дружеских взаимоотношений между участниками творческой деятельности, и в то же время стимулирует эффект соревнования. Продукт общей деятельности несёт в себе и творческую, и воспитательную, и познавательную, и коммуникативную функции. Дошкольники с воспитателями должны определить тему предстоящей экспозиции. Распределить задания и наметить план работы. Причем для поддержания интереса материалы стены необходимо ежемесячно обновлять. Таким образом, дети каждой группы могут участвовать в деятельности.
«Посещение семей воспитанников на дому» – позволит в непринужденной обстановке обсудить проблемы, вопросы, возникающие у родителей в процессе посещения ребенком детского сада.
«Тематические консультации» – позволят дать родителям квалифицированный совет. Консультирование необходимо планировать и организовывать в сочетании с обратной связью, а также измерением отсроченного результата, т.е. того, как будут влиять консультации на решение конкретных проблем. Тематика консультаций должна формироваться с учётом пожеланий родителей, соответственно программным требованиям и актуальности. К подготовке консультаций надо привлекать родителей, которые будут охотно оказывать помощь в подборке материала, и делиться своим опытом.
«Консультативный пункт» – позволит родителям получить квалифицированную помощь не только в вопросах воспитания, развития и обучения детей от педагогов и медицинского персонала, но и проконсультироваться по другим жизненным вопросам. Для этого необходимо привлекать родителей, которые обладают юридическими, экономическими, техническими знаниями, работающие в сфере искусства и науки. Это даст возможность укрепить социальные связи, позволит расширить кругозор родителей, вооружить их практическими советами.
«Досуг»
Любая деятельность в ДОУ с участием родителей должна способствовать более полному развитию ребёнка, его раскрепощению. Совместное участие в конкурсах, эстафетах и заданиях поможет снять излишнюю тревожность, неуверенность в себе, помогает наладить и укрепить эмоциональный контакт в семье. Участие всех членов семьи создаст у ребёнка ощущение целостности семьи, обогащает опыт семейного общения. Отдыхая и общаясь, участвуя в совместных конкурсах и программах, родители и дети учатся быть ближе друг к другу. Дети проявляют творческую активность и реализуют своё творческое начало. Можно организовать следующие мероприятия для всей семьи :
«Фестиваль талантов «Семь –я»»- он объединит взрослых и детей одной идеей, сопровождающейся демонстрацией талантов в различных видах песенного, танцевального творчества, игре на музыкальных инструментах, достижений в различных видах искусств.
«Конкурсы , викторины , выставки».- дают возможность проявить всем здоровую конкуренцию, объединиться в стремлении к победе, укрепить взаимопонимание и повысить интерес друг к другу. Цель и основное предназначение этих форм работы – пропаганда достижений дошкольного образования и воспитания, лучшего опыта семейной педагогики. Для повышения результатов работы можно создать презентации детских работ, совместных работ детей и родителей, воспитателей и детей. В рамках выставки предоставить материал о родителях и детях. Площадки для выставок определить совместно с родителями и детьми. В конкурсном движении должен складываться творческий портрет коллектива, позитивный имидж ДОУ
«Клуб выходного дня «Мама и папа ,возьмите меня за руки»- даст родителям понимание ценности дошкольного периода детства для вхождения ребёнка в мир искусства. Семейные походы в театры, музеи сопровождаются далее обсуждением постановок спектаклей, комментариями об организации выставок. Родители могут принести в детский сад репертуары, буклеты, фотографии. Комментарии родителей-очевидцев к описанным мероприятиям можно опубликовать в издании газеты детского сада. Это даст возможность проникнуться духом сопричастности к миру искусства тем, кто еще не успел посетить выставку или театральную постановку и вызвать желание сделать это обязательно.
«Добрые праздники»- позволят в пределах одного календарного дня задумать и реализовать творческий замысел по той или иной теме, наполнить обычный день пребывания в детском саду атмосферой праздника, уюта и комфорта . Их можно выбрать исходя из международного календаря, учитывая традиции учреждения, пожелания детей и родителей. В зависимости от того чему посвящен этот день взрослые и дети сами выстроят его ход, наполнят его полезными и интересными делами.
«Семейный вернисаж» – одна из форм работы с семьями воспитанников, способствующая формированию коллектива родителей, установлению доброжелательных отношений друг с другом, поиску совместных интересов, увлечений. Семьям воспитанников можно предложить представить в наглядной форме семейные ценности, традиции, увлечения. Возможно, представить свою родословную, придумать герб, гимн, осветить достижения членов семьи в различных сферах деятельности «Добрые дела своими руками» - детско-родительские акции социально-нравственной направленности, позволяющие объединить детей, родителей, педагогов для осуществления общего дела, реализации единой цели.
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую им не всегда хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Это может происходить по разным причинам. Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. Им надо научиться взаимодействовать в интересах ребёнка. Я считаю главным в этом направлении установление доверия между семьёй и детским садом, которое позволит корректировать воспитательные позиции родителей и самих педагогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Мостик понимания между педагогами и родителями". Формы работы с родителями.
Презентация к выступлению...
Нетрадиционные формы работы с родителями. Деловая игра "Воспитание положительных взаимоотношений между родителями и детьми".
Деловая игра, цель которой - создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности ребенка, компетентн...
Установление партнерских взаимоотношений с родителями через использование нетрадиционных форм работы
...
Сценарий мастер-класса "Нетрадиционные формы работы с родителями. Деловая игра "Мостик понимания между родителями и педагогами ДОО"
Конспект проведения педагогического совета с участием родителей в форме деловой игры «Мостик понимания между родителями и педагогам ДОО»Цель: установление партнерских взаимоотношений ...
Нетрадиционные формы работы с родителями. Деловая игра. «Воспитание положительных взаимоотношений между родителями и детьми»
Предлагается разрешить разные типы социально-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка....
Консультация для родителей "Любовь - самый действенный метод в установлении взаимопонимания между взрослыми и детьми.".
Любовь - самый действенный метод в установлении взаимопонимания между взрослыми и детьми....
Формы работы с родителями. "Мостик понимания между педагогами и родителями".
Презентация к выступлению...