«НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ В ПРОСТРАНСТВЕ ДОУ, КАК ПРОВОДНИК В УСТАНОВЛЕНИИ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ МЕЖДУ ПЕДАГОГАМИ И РОДИТЕЛЯМИ».
материал по теме

Краева Оксана Сергевна

Задачи воспитания и развития решаются успешно только в том случае, когда дошкольное учреждение поддерживает связь с семьей и вовлекает ее в свою работу. На протяжении многих лет система дошкольного образования существовала достаточно изолированно от семьи, полностью принимая на себя проблемы образования и развития детей, которые поступали в общественные учреждения. Сотрудничество ДОУ с родителями развивалось преимущественно по пути поиска разнообразных средств пропаганды педагогических знаний, для чего были разработаны достаточно эффективные формы педагогического просвещения. В сложившейся социально-экономической ситуации и модернизации образования этого уже недостаточно.

В современных ДОУ часто используются в основном традиционные формы работы с родителями: родительские собрания, родительские комитеты, конференции, которые проводятся нерегулярно, а тема не всегда совпадает с содержанием. Воспитатели не всегда умеют поставить конкретные задачи, наполнить их соответствующим содержанием, выбрать методы: содержание родительских собраний, консультаций недостаточно дифференцированно, воспитатели при выборе методов сотрудничества не учитывают возможностей и условий жизни конкретных семей; довольно часто воспитатели, особенно молодые, используют лишь коллективные формы работы с семьей.

Причинами являются:

1.Недостаточное знание специфики семейного воспитания;

 2.Неумение анализировать уровень педагогической культуры родителей и особенности воспитания детей;

3.Неумение планировать совместную работу с детьми и родителями. У отдельных, особенно молодых воспитателей, недостаточно развиты коммуникативные умения.

Обычно родительские собрания проходят традиционно. Как правило, на  них родители не проявляют никакой активности. А пассивность – это показатель либо незаинтересованности, либо того, что сама форма проведения собрания не располагает к высказываниям со стороны родителей. Это говорит о том, что необходимо срочно пересматривать формы и методы работы с родителями. Я предлагаю использовать нетрадиционные формы. Для совершенствования проведения мероприятия необходима организация семинаров - практикумов, на которых стоит рассматривать вопросы проведения и подготовки родительских собраний, пути повышения активности родителей.

Некоторые родительские собрания можно делать открытыми, чтобы на нем могли присутствовать воспитатели других групп. Совместно с методистом обсудить план мероприятий по подготовке к собранию, составить вопросник для родителей, памятку.

Вопросники могут быть разного плана, примерно такого содержания:

«Уважаемые мамы и папы!!!»

Просим вас принять активное участие в подготовке к групповому родительскому собранию на тему: «……..»(указать тему)

Предлагаем подумать над следующими вопросами:

1….

2. …..

3.  ….

И т. д. ( вопросы составляются с учетом темы мероприятия, учитывая социальные, педагогические, психологические аспекты воспитания .)

Также заранее выяснить, кто может выступить на собрании.

Методисту и воспитателям на доске информации необходимо поместить материал примерно по таким рубрикам:

1. «Наши успехи» - (выполнение программы по какому-либо виду воспитания (зависит от темы собрания) уровень знаний у детей.

2. «Наши задачи» (задачи, которые предстоит решить вместе с родителями )

3. «Консультации» (краткое изложение темы собрания, ее значение в воспитании детей).

4. «Литература по теме проведения мероприятия» (список литературы с краткими аннотациями).

5. «Детская художественная литература» (список литературы с аннотациями и рекомендациями к ее использованию в том или ином аспекте воспитательной деятельности).

6. «Наши проблемы» (в зависимости от тематики собрания).

Помимо подобной информационной доски можно оформить  ширму - складку, выставку литературы для родителей. Активное собрание родителей предусматривает собой показ занятий-бесед затем обсуждение увиденного, раздача памяток по теме собрания.

Организуя  родительские собрания по такой схеме можно за короткое время добиться результатов: родители становятся более заинтересованными в жизни детского сада, более активными в его работе. Такая форма дает возможность  родителям как бы заново узнать своего ребенка, наблюдая его в условиях детского сада, когда в свободной беседе обсуждаются педагогические проблемы – сплачивается  коллектив родителей, положительно сказывается на взаимоотношениях детского сада и семьи.

Одной из форм работы оказания помощи семье является использование информационно-коммуникационных технологий. В настоящее время возрастает значимость использования  новейших информационных технологий в решении образовательных и воспитательных задач. Современные компьютерные технологии позволяют более эффективно, быстро и точно взаимодействовать с родителями, выявить уровень их педагогической компетенции, активизировать культурное сознание. Они ускоряют процесс взаимообогащения знаниями, опытом, полезной информацией по воспитанию и обучению детей, создают активно  действующую систему  поддержки семейного воспитания. Приведу возможные методы информационной работы с родителями:

«Создание группы «Дошкольный мир»» в социальной сети. Эффективность такой работы обеспечивается налаживанием взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй. Позволяет осуществлять обмен мнениями по условиям, созданным для развития ребёнка в семье. Для этого необходимо создать систему всеобуча родителей, воспитывающих детей с нормой и проблемами в развитии. Привлекать  внимание родителей к интересам и потребностям ребёнка, объединять группы  родителей по интересам. На этапе организации группы «Дошкольный мир» в системе Интернет в работе с родителями можно использовать методы: беседы, анкетирование, опросы, интервьюирование. Возможно использование методов интенсивного обучения родителей: фоторепортажи, дистанционные семинары, тренинги, анализ видеоматериалов, которые обогащают содержание и способствуют эмоциональному насыщению детско-родительского общения, повышают уровень педагогической и психологической культуры родителей.

«Создание медиатеки»  является центром педагогической информации, которая создана для формирования ориентации в современном информационном поле  интеграции  различных средств информации в образовательный процесс. Медиатека  должна создаваться  для оказания помощи родителям по внедрению и пропаганде передового педагогического опыта и инноваций в области образования; создания детских образовательных проектов. В процессе ее функционирования  должна вестись компьютерная  каталогизация и обработка информационных средств (книг, видеоматериалов, аудио записей и пр.). Весь материал должен быть представлен на цифровых и электронных носителях, систематизирован и занесен в каталог.

 

 Регулярная, системная работа   дошкольного учреждения с родителями способствует всестороннему развитию личности ребенка, повышает уровень просвещенности не только родителей, но и членов семей старшего поколения. Способствует развитию рефлексии, развивает умение критически оценивать свои способности, возможности, знания. Могу предложить ряд   просветительских мероприятий.

«Деловая игра»- это простор для творчества. Она максимально приближает  участников  к реальной обстановке, формирует навыки быстрого принятия педагогически верных решений, умение вовремя увидеть и исправить ошибку. Достоинством деловой игры является возможность получения нового знания за счет множественности интерпретаций содержания игры каждым из его участников. Решения принимаются коллективно. Реализация игры происходит в условиях управляемого эмоционального напряжения на совершенно реальном материале .Темой деловых игр могут быть разные конфликтные ситуации.

Родительские собрания-студии – активная форма сотрудничества с родителями, дающая возможность при непосредственном общении с ними обмениваться информацией о проблемах и перспективах развития и воспитания детей. Собрание-студия – это способ педагогической и психологической поддержки родителей, объединения педагогических усилий, что дает родителям возможность сравнить собственную позицию с позициями педагогов и других родителей. Студийная форма проведения собрания создаст условия для активного участия родителей в обсуждении проблем. Они должны  не просто слушать, а включаться в педагогическую деятельность в ходе дискуссии, имитационно-ролевой игры, обсуждения за «круглым столом».

Условия подготовки и проведения:

1.Собрания-студии носят неформальный характер.

2.Все участники обсуждения (и родители, и педагоги) занимают одинаковое положение и одинаково активны.

3.Положительный эмоциональный настрой создаётся за счёт просмотра игр, занятий с детьми в группах, или видеозаписей разных форм работы с дошкольниками в рамках обсуждаемой темы.

4.Обязательной является рефлексия совместной деятельности по итогам обсуждения.

Тематика  собраний-студий определяется на год.

«Семинары-практикумы» (играем с родителями вместо детей) – позволяют знакомить родителей с современным игровым оборудованием и играми, направленными на развитие и коррекцию детей. Эта форма работы позволяет педагогу наиболее успешно осуществлять работу с родителями по овладению ими педагогическими знаниями. Участвуя в деловых играх, родители учатся анализировать собственные действия, видеть даже в мелочах педагогическое явление, подходить к воспитанию как к серьёзному и целенаправленному процессу.

«Психолого – педагогическая гостиная» – будет способствовать привлечению родителей к детской игре, даст возможность почувствовать её значимость, освоить способы эффективного игрового взаимодействия.

Структура психолого-педагогической гостиной:

Содержание:

1.Игры-приветствия.   Цель: Создать эмоционально-положительный фон, позволяющий почувствовать себя безопасно и комфортно.                                                                                     

2.Разнообразные игры, в которые играют дети и родители совместно.   Цель: Научиться взаимодействовать с ребенком в игре.  

3.Продуктивная деятельность  (общая деятельность детей и родителей группы).  Цель:

Создать положительное психологическое настроение, дать почувствовать общность группы, помочь релаксации детей и родителей, познакомить с вариантами домашних занятий с ребёнком.  

4.Игры – прощание.   Цель: Закрепить положительный эмоциональный фон.

«Клубы для родителей» – одна из наиболее эффективных форм работы с семьёй, которая может позволить реализовать потребность в установлении  взаимопонимания между педагогами и родителями в пространстве ДОУ, обменяться эмоциями, знаниями, опытом  так, чтобы воспитатель не навязывал свою точку зрения, а давал возможность каждому родителю принять активное участие в обсуждении актуальных проблем.

Клуб «Родитель – родителю» - заседания клуба могут  происходить  заочно и освещаться на страницах клубного журнала «Родитель – родителю», который  будет являться трансформатором, проводником и аккумулятором лучших примеров семейного воспитания. «Донесение» информации может происходить  посредством взаимодействия педагога с родителями, им же осуществляться  отбор лучшего педагогического опыта. Сами родители должны предоставлять информацию, фотографии и др. практические материалы для размещения на страницах журнала.

Цель – повысить качество общения внутри родительского коллектива, осуществлять обмен опытом семейного воспитания.

«Выпуск газеты»- В создании газеты участвуют администрация детского сада , педагоги , специалисты , родители и дети.

 «Информационный листок» - даст родителям полную информацию об интересных событиях и занятиях в жизни их детей в детском саду, чтобы они могли поговорить с ребенком об этом дома или по дороге из детского сада; сохранить чувство сопричастности к жизни ребенка, поддерживать эмоциональную связь с сыном или дочерью; при желании продолжить работу над той или иной темой в дальнейшем. Листок может содержать полезную информацию: объявления о собраниях, праздниках и других мероприятиях; просьба оказать различную помощь, благодарности за участие родителей в жизни детского сада, план занятий на месяц и т.д. В информационном листке могут присутствовать следующие рубрики:

Уголок именинника ”    Уголок с фотографиями детей и обозначением дня их рождения, дополненный гороскопом, названием сезонов, месяца, числа (с целью познавательного развития), чудесный мешочек для подарков.

Звезда дня ” На самом видном месте вывешивается плакат с фотографией дошкольника, избранного “Звездой дня”. Плакат оформляют родители совместно с ребенком. В красочной форме представляется рассказ о малыше. Каждый ребенок группы по очереди должен занять это место. Ценность такого компонента в том, что он направлен на формирование положительной “я – концепции”, развитие самосознания и самооценки.

Мое настроение ”Воспитатель, родители отслеживают эмоциональное состояние каждого ребенка в течение дня, а дети учатся осознавать свое эмоциональное состояние

«Я умею, я люблю , я хочу научиться» Заполняем со слов ребенка и раскрываем его интересы и возможное настроение.

«Я молодец , я научился !»Информация для родителей о достижениях и успехах ребенка, короткие сообщения о новостях и событиях, происшедших с ним в течение дня в детском саду.

«Ладошки успеха» Ежедневное поощрение детей за успехи и достижения в цветовом или схематическом обозначении.

«Панорама добрых дел» Накопленные в течение месяца достижения дошкольника служат стимулом к его развитию. Для воспитателей и родителей – метод наблюдения за развитием ребенка, его достижениями.

«Копилка добрых дел» Формирование копилки личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов на протяжении дошкольной жизни.

«Ждем на индивидуальную работу» Приглашение ребенка в детский сад в определенное время для индивидуальных занятий с воспитателем или педагогом дополнительного образования.

«Новости дня» Сообщение темы дня, проекта, информация по теме, написанные воспитателем или под его руководством детьми (6–7 лет) и вывешенные на всеобщее обозрение.

«Чудо носочки»

Воспитатель поочередно крепит на стенд «носок дошкольника»

с карточкой-заданием для индивидуальных занятий ребенка с родителями дома.

«Информационные письма» Ребёнок – педагог – родитель. Педагог пишет письмо родителям от имени ребёнка. В письме сообщает интересные события, новости из жизни группы. В конце письма высказывает пожелание, просьбу, обращённую к родителям.

«Стена особого назначения» – оформляется  творческими работами воспитателей, родителей и детей. Такая работа предполагает обмен опытом, знаниями,  материалами. Творческая работа каждого участника в отдельности предполагает достижение общего результата, объединяет интересы детей, родителей и воспитателей, способствует формированию дружеских взаимоотношений между участниками творческой деятельности, и в то же время стимулирует эффект соревнования. Продукт общей деятельности несёт в себе и творческую, и воспитательную, и познавательную, и коммуникативную функции. Дошкольники с воспитателями должны  определить тему предстоящей экспозиции. Распределить задания и наметить план работы. Причем для поддержания интереса материалы стены необходимо ежемесячно обновлять. Таким образом, дети каждой группы могут участвовать в деятельности.

«Посещение семей воспитанников на дому» – позволит в непринужденной обстановке обсудить проблемы, вопросы, возникающие у родителей в процессе посещения ребенком детского сада.

 «Тематические консультации» – позволят дать  родителям квалифицированный совет.     Консультирование необходимо планировать и организовывать в сочетании с обратной связью, а также измерением отсроченного результата, т.е. того, как будут  влиять консультации на решение конкретных проблем. Тематика консультаций должна формироваться с учётом пожеланий родителей, соответственно программным требованиям и актуальности. К подготовке консультаций надо привлекать родителей, которые будут охотно оказывать помощь в подборке материала,  и делиться своим опытом.

«Консультативный пункт» – позволит родителям получить квалифицированную помощь не только в вопросах воспитания, развития и обучения детей от педагогов и медицинского персонала, но и проконсультироваться по другим жизненным вопросам. Для этого необходимо привлекать родителей, которые обладают юридическими, экономическими, техническими знаниями, работающие в сфере искусства и науки. Это даст возможность укрепить социальные связи, позволит расширить кругозор родителей, вооружить их практическими советами.

«Досуг»

Любая деятельность в ДОУ с участием родителей должна способствовать более полному  развитию ребёнка, его раскрепощению. Совместное участие в конкурсах, эстафетах и заданиях поможет снять излишнюю тревожность, неуверенность в себе, помогает наладить и укрепить эмоциональный контакт в семье. Участие всех членов семьи создаст у ребёнка ощущение целостности семьи, обогащает опыт семейного общения. Отдыхая и общаясь, участвуя в совместных конкурсах и программах, родители и дети учатся быть ближе друг к другу. Дети проявляют творческую активность и реализуют своё творческое начало. Можно  организовать следующие мероприятия для всей семьи :

«Фестиваль талантов «Семь –я»»- он объединит взрослых и детей одной идеей, сопровождающейся демонстрацией талантов в различных видах песенного, танцевального творчества, игре на музыкальных инструментах, достижений в различных видах искусств.

«Конкурсы , викторины , выставки».- дают возможность проявить всем здоровую конкуренцию, объединиться в стремлении к победе, укрепить взаимопонимание и повысить интерес друг к другу. Цель и основное предназначение этих форм работы – пропаганда достижений дошкольного образования и воспитания, лучшего опыта семейной педагогики. Для повышения результатов работы можно  создать презентации детских работ, совместных работ детей и родителей, воспитателей и детей. В рамках выставки предоставить материал о родителях и детях. Площадки для выставок определить совместно с родителями и детьми.   В конкурсном движении должен складываться  творческий портрет коллектива, позитивный имидж ДОУ

«Клуб выходного дня «Мама и папа ,возьмите меня за руки»- даст родителям понимание ценности  дошкольного периода детства для вхождения ребёнка в мир искусства. Семейные походы в театры, музеи сопровождаются далее обсуждением постановок спектаклей, комментариями об организации выставок. Родители могут принести в детский сад репертуары, буклеты, фотографии. Комментарии родителей-очевидцев к описанным мероприятиям можно  опубликовать в издании газеты детского сада. Это даст возможность проникнуться духом сопричастности к миру искусства тем, кто еще не успел посетить выставку или театральную постановку и вызвать желание сделать это обязательно.

«Добрые праздники»- позволят в пределах одного календарного дня задумать и реализовать творческий замысел по той или иной теме, наполнить обычный день пребывания в детском саду атмосферой праздника, уюта и комфорта . Их можно выбрать исходя из международного календаря, учитывая традиции учреждения, пожелания детей и родителей. В зависимости от того чему посвящен этот день взрослые и дети сами выстроят его ход, наполнят его полезными и интересными делами.

«Семейный вернисаж» – одна из форм работы с семьями воспитанников, способствующая формированию коллектива родителей, установлению доброжелательных отношений друг с другом, поиску совместных интересов, увлечений. Семьям воспитанников можно предложить представить в наглядной форме семейные ценности, традиции, увлечения. Возможно, представить свою родословную, придумать герб, гимн, осветить достижения членов семьи в различных сферах деятельности «Добрые дела своими руками» - детско-родительские акции социально-нравственной направленности, позволяющие объединить детей, родителей, педагогов для осуществления общего дела, реализации единой цели.

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую им не всегда хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Это может происходить по разным причинам. Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. Им надо научиться взаимодействовать в интересах ребёнка.  Я считаю главным в этом направлении установление доверия между семьёй  и детским садом, которое позволит корректировать воспитательные позиции родителей и самих педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskie_sobraniya._1docx.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

«НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ В ПРОСТРАНСТВЕ ДОУ, КАК ПРОВОДНИК В УСТАНОВЛЕНИИ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ МЕЖДУ ПЕДАГОГАМИ И РОДИТЕЛЯМИ».

КРАЕВА ОКСАНА СЕРГЕЕВНА, ВОСПИТАТЕЛЬ.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ, ЦЕНТР ДИАГНОСТИКИ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ «ШАНС». (МОУ ППМС ЦДК «ШАНС»).

 

Задачи воспитания и развития решаются успешно только в том случае, когда дошкольное учреждение поддерживает связь с семьей и вовлекает ее в свою работу. На протяжении многих лет система дошкольного образования существовала достаточно изолированно от семьи, полностью принимая на себя проблемы образования и развития детей, которые поступали в общественные учреждения. Сотрудничество ДОУ с родителями развивалось преимущественно по пути поиска разнообразных средств пропаганды педагогических знаний, для чего были разработаны достаточно эффективные формы педагогического просвещения. В сложившейся социально-экономической ситуации и модернизации образования этого уже недостаточно.

В современных ДОУ часто используются в основном традиционные формы работы с родителями: родительские собрания, родительские комитеты, конференции, которые проводятся нерегулярно, а тема не всегда совпадает с содержанием. Воспитатели не всегда умеют поставить конкретные задачи, наполнить их соответствующим содержанием, выбрать методы: содержание родительских собраний, консультаций недостаточно дифференцированно, воспитатели при выборе методов сотрудничества не учитывают возможностей и условий жизни конкретных семей; довольно часто воспитатели, особенно молодые, используют лишь коллективные формы работы с семьей.

Причинами являются:

1.Недостаточное знание специфики семейного воспитания;

 2.Неумение анализировать уровень педагогической культуры родителей и особенности воспитания детей;

3.Неумение планировать совместную работу с детьми и родителями. У отдельных, особенно молодых воспитателей, недостаточно развиты коммуникативные умения.

Обычно родительские собрания проходят традиционно. Как правило, на  них родители не проявляют никакой активности. А пассивность – это показатель либо незаинтересованности, либо того, что сама форма проведения собрания не располагает к высказываниям со стороны родителей. Это говорит о том, что необходимо срочно пересматривать формы и методы работы с родителями. Я предлагаю использовать нетрадиционные формы. Для совершенствования проведения мероприятия необходима организация семинаров - практикумов, на которых стоит рассматривать вопросы проведения и подготовки родительских собраний, пути повышения активности родителей.

Некоторые родительские собрания можно делать открытыми, чтобы на нем могли присутствовать воспитатели других групп. Совместно с методистом обсудить план мероприятий по подготовке к собранию, составить вопросник для родителей, памятку.

Вопросники могут быть разного плана, примерно такого содержания:

«Уважаемые мамы и папы!!!»

Просим вас принять активное участие в подготовке к групповому родительскому собранию на тему: «……..»(указать тему)

Предлагаем подумать над следующими вопросами:

1….

2. …..

3.  ….

И т. д. ( вопросы составляются с учетом темы мероприятия, учитывая социальные, педагогические, психологические аспекты воспитания .)

Также заранее выяснить, кто может выступить на собрании.

Методисту и воспитателям на доске информации необходимо поместить материал примерно по таким рубрикам:

1. «Наши успехи» - (выполнение программы по какому-либо виду воспитания (зависит от темы собрания) уровень знаний у детей.

2. «Наши задачи» (задачи, которые предстоит решить вместе с родителями )

3. «Консультации» (краткое изложение темы собрания, ее значение в воспитании детей).

4. «Литература по теме проведения мероприятия» (список литературы с краткими аннотациями).

5. «Детская художественная литература» (список литературы с аннотациями и рекомендациями к ее использованию в том или ином аспекте воспитательной деятельности).

6. «Наши проблемы» (в зависимости от тематики собрания).

Помимо подобной информационной доски можно оформить  ширму - складку, выставку литературы для родителей. Активное собрание родителей предусматривает собой показ занятий-бесед затем обсуждение увиденного, раздача памяток по теме собрания.

Организуя  родительские собрания по такой схеме можно за короткое время добиться результатов: родители становятся более заинтересованными в жизни детского сада, более активными в его работе. Такая форма дает возможность  родителям как бы заново узнать своего ребенка, наблюдая его в условиях детского сада, когда в свободной беседе обсуждаются педагогические проблемы – сплачивается  коллектив родителей, положительно сказывается на взаимоотношениях детского сада и семьи.

Одной из форм работы оказания помощи семье является использование информационно-коммуникационных технологий. В настоящее время возрастает значимость использования  новейших информационных технологий в решении образовательных и воспитательных задач. Современные компьютерные технологии позволяют более эффективно, быстро и точно взаимодействовать с родителями, выявить уровень их педагогической компетенции, активизировать культурное сознание. Они ускоряют процесс взаимообогащения знаниями, опытом, полезной информацией по воспитанию и обучению детей, создают активно  действующую систему  поддержки семейного воспитания. Приведу возможные методы информационной работы с родителями:

«Создание группы «Дошкольный мир»» в социальной сети. Эффективность такой работы обеспечивается налаживанием взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй. Позволяет осуществлять обмен мнениями по условиям, созданным для развития ребёнка в семье. Для этого необходимо создать систему всеобуча родителей, воспитывающих детей с нормой и проблемами в развитии. Привлекать  внимание родителей к интересам и потребностям ребёнка, объединять группы  родителей по интересам. На этапе организации группы «Дошкольный мир» в системе Интернет в работе с родителями можно использовать методы: беседы, анкетирование, опросы, интервьюирование. Возможно использование методов интенсивного обучения родителей: фоторепортажи, дистанционные семинары, тренинги, анализ видеоматериалов, которые обогащают содержание и способствуют эмоциональному насыщению детско-родительского общения, повышают уровень педагогической и психологической культуры родителей.

«Создание медиатеки»  является центром педагогической информации, которая создана для формирования ориентации в современном информационном поле  интеграции  различных средств информации в образовательный процесс. Медиатека  должна создаваться  для оказания помощи родителям по внедрению и пропаганде передового педагогического опыта и инноваций в области образования; создания детских образовательных проектов. В процессе ее функционирования  должна вестись компьютерная  каталогизация и обработка информационных средств (книг, видеоматериалов, аудио записей и пр.). Весь материал должен быть представлен на цифровых и электронных носителях, систематизирован и занесен в каталог.

 Регулярная, системная работа   дошкольного учреждения с родителями способствует всестороннему развитию личности ребенка, повышает уровень просвещенности не только родителей, но и членов семей старшего поколения. Способствует развитию рефлексии, развивает умение критически оценивать свои способности, возможности, знания. Могу предложить ряд   просветительских мероприятий.

«Деловая игра»- это простор для творчества. Она максимально приближает  участников  к реальной обстановке, формирует навыки быстрого принятия педагогически верных решений, умение вовремя увидеть и исправить ошибку. Достоинством деловой игры является возможность получения нового знания за счет множественности интерпретаций содержания игры каждым из его участников. Решения принимаются коллективно. Реализация игры происходит в условиях управляемого эмоционального напряжения на совершенно реальном материале .Темой деловых игр могут быть разные конфликтные ситуации.

Родительские собрания-студии – активная форма сотрудничества с родителями, дающая возможность при непосредственном общении с ними обмениваться информацией о проблемах и перспективах развития и воспитания детей. Собрание-студия – это способ педагогической и психологической поддержки родителей, объединения педагогических усилий, что дает родителям возможность сравнить собственную позицию с позициями педагогов и других родителей. Студийная форма проведения собрания создаст условия для активного участия родителей в обсуждении проблем. Они должны  не просто слушать, а включаться в педагогическую деятельность в ходе дискуссии, имитационно-ролевой игры, обсуждения за «круглым столом».

Условия подготовки и проведения:

1.Собрания-студии носят неформальный характер.

2.Все участники обсуждения (и родители, и педагоги) занимают одинаковое положение и одинаково активны.

3.Положительный эмоциональный настрой создаётся за счёт просмотра игр, занятий с детьми в группах, или видеозаписей разных форм работы с дошкольниками в рамках обсуждаемой темы.

4.Обязательной является рефлексия совместной деятельности по итогам обсуждения.

Тематика  собраний-студий определяется на год.

«Семинары-практикумы» (играем с родителями вместо детей) – позволяют знакомить родителей с современным игровым оборудованием и играми, направленными на развитие и коррекцию детей. Эта форма работы позволяет педагогу наиболее успешно осуществлять работу с родителями по овладению ими педагогическими знаниями. Участвуя в деловых играх, родители учатся анализировать собственные действия, видеть даже в мелочах педагогическое явление, подходить к воспитанию как к серьёзному и целенаправленному процессу.

«Психолого – педагогическая гостиная» – будет способствовать привлечению родителей к детской игре, даст возможность почувствовать её значимость, освоить способы эффективного игрового взаимодействия.

Структура психолого-педагогической гостиной:

Содержание:

1.Игры-приветствия.   Цель: Создать эмоционально-положительный фон, позволяющий почувствовать себя безопасно и комфортно.                                                                                          

2.Разнообразные игры, в которые играют дети и родители совместно.   Цель: Научиться взаимодействовать с ребенком в игре.        

3.Продуктивная деятельность  (общая деятельность детей и родителей группы).  Цель:

Создать положительное психологическое настроение, дать почувствовать общность группы, помочь релаксации детей и родителей, познакомить с вариантами домашних занятий с ребёнком.  

4.Игры – прощание.   Цель:        Закрепить положительный эмоциональный фон.

«Клубы для родителей» – одна из наиболее эффективных форм работы с семьёй, которая может позволить реализовать потребность в установлении  взаимопонимания между педагогами и родителями в пространстве ДОУ, обменяться эмоциями, знаниями, опытом  так, чтобы воспитатель не навязывал свою точку зрения, а давал возможность каждому родителю принять активное участие в обсуждении актуальных проблем.

Клуб «Родитель – родителю» - заседания клуба могут  происходить  заочно и освещаться на страницах клубного журнала «Родитель – родителю», который  будет являться трансформатором, проводником и аккумулятором лучших примеров семейного воспитания. «Донесение» информации может происходить  посредством взаимодействия педагога с родителями, им же осуществляться  отбор лучшего педагогического опыта. Сами родители должны предоставлять информацию, фотографии и др. практические материалы для размещения на страницах журнала.

Цель – повысить качество общения внутри родительского коллектива, осуществлять обмен опытом семейного воспитания.

«Выпуск газеты»- В создании газеты участвуют администрация детского сада , педагоги , специалисты , родители и дети.

 «Информационный листок» - даст родителям полную информацию об интересных событиях и занятиях в жизни их детей в детском саду, чтобы они могли поговорить с ребенком об этом дома или по дороге из детского сада; сохранить чувство сопричастности к жизни ребенка, поддерживать эмоциональную связь с сыном или дочерью; при желании продолжить работу над той или иной темой в дальнейшем. Листок может содержать полезную информацию: объявления о собраниях, праздниках и других мероприятиях; просьба оказать различную помощь, благодарности за участие родителей в жизни детского сада, план занятий на месяц и т.д. В информационном листке могут присутствовать следующие рубрики:

Уголок именинника ”    Уголок с фотографиями детей и обозначением дня их рождения, дополненный гороскопом, названием сезонов, месяца, числа (с целью познавательного развития), чудесный мешочек для подарков.

Звезда дня ” На самом видном месте вывешивается плакат с фотографией дошкольника, избранного “Звездой дня”. Плакат оформляют родители совместно с ребенком. В красочной форме представляется рассказ о малыше. Каждый ребенок группы по очереди должен занять это место. Ценность такого компонента в том, что он направлен на формирование положительной “я – концепции”, развитие самосознания и самооценки.

Мое настроение ”Воспитатель, родители отслеживают эмоциональное состояние каждого ребенка в течение дня, а дети учатся осознавать свое эмоциональное состояние

«Я умею, я люблю , я хочу научиться» Заполняем со слов ребенка и раскрываем его интересы и возможное настроение.

«Я молодец , я научился !»Информация для родителей о достижениях и успехах ребенка, короткие сообщения о новостях и событиях, происшедших с ним в течение дня в детском саду.

«Ладошки успеха» Ежедневное поощрение детей за успехи и достижения в цветовом или схематическом обозначении.

«Панорама добрых дел» Накопленные в течение месяца достижения дошкольника служат стимулом к его развитию. Для воспитателей и родителей – метод наблюдения за развитием ребенка, его достижениями.

«Копилка добрых дел» Формирование копилки личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов на протяжении дошкольной жизни.

«Ждем на индивидуальную работу» Приглашение ребенка в детский сад в определенное время для индивидуальных занятий с воспитателем или педагогом дополнительного образования.

«Новости дня» Сообщение темы дня, проекта, информация по теме, написанные воспитателем или под его руководством детьми (6–7 лет) и вывешенные на всеобщее обозрение.

«Чудо носочки»

Воспитатель поочередно крепит на стенд «носок дошкольника»

с карточкой-заданием для индивидуальных занятий ребенка с родителями дома.

«Информационные письма» Ребёнок – педагог – родитель. Педагог пишет письмо родителям от имени ребёнка. В письме сообщает интересные события, новости из жизни группы. В конце письма высказывает пожелание, просьбу, обращённую к родителям.

«Стена особого назначения» – оформляется  творческими работами воспитателей, родителей и детей. Такая работа предполагает обмен опытом, знаниями,  материалами. Творческая работа каждого участника в отдельности предполагает достижение общего результата, объединяет интересы детей, родителей и воспитателей, способствует формированию дружеских взаимоотношений между участниками творческой деятельности, и в то же время стимулирует эффект соревнования. Продукт общей деятельности несёт в себе и творческую, и воспитательную, и познавательную, и коммуникативную функции. Дошкольники с воспитателями должны  определить тему предстоящей экспозиции. Распределить задания и наметить план работы. Причем для поддержания интереса материалы стены необходимо ежемесячно обновлять. Таким образом, дети каждой группы могут участвовать в деятельности.

«Посещение семей воспитанников на дому» – позволит в непринужденной обстановке обсудить проблемы, вопросы, возникающие у родителей в процессе посещения ребенком детского сада.

 «Тематические консультации» – позволят дать  родителям квалифицированный совет.     Консультирование необходимо планировать и организовывать в сочетании с обратной связью, а также измерением отсроченного результата, т.е. того, как будут  влиять консультации на решение конкретных проблем. Тематика консультаций должна формироваться с учётом пожеланий родителей, соответственно программным требованиям и актуальности. К подготовке консультаций надо привлекать родителей, которые будут охотно оказывать помощь в подборке материала,  и делиться своим опытом.

«Консультативный пункт» – позволит родителям получить квалифицированную помощь не только в вопросах воспитания, развития и обучения детей от педагогов и медицинского персонала, но и проконсультироваться по другим жизненным вопросам. Для этого необходимо привлекать родителей, которые обладают юридическими, экономическими, техническими знаниями, работающие в сфере искусства и науки. Это даст возможность укрепить социальные связи, позволит расширить кругозор родителей, вооружить их практическими советами.

«Досуг»

Любая деятельность в ДОУ с участием родителей должна способствовать более полному  развитию ребёнка, его раскрепощению. Совместное участие в конкурсах, эстафетах и заданиях поможет снять излишнюю тревожность, неуверенность в себе, помогает наладить и укрепить эмоциональный контакт в семье. Участие всех членов семьи создаст у ребёнка ощущение целостности семьи, обогащает опыт семейного общения. Отдыхая и общаясь, участвуя в совместных конкурсах и программах, родители и дети учатся быть ближе друг к другу. Дети проявляют творческую активность и реализуют своё творческое начало. Можно  организовать следующие мероприятия для всей семьи :

«Фестиваль талантов «Семь –я»»- он объединит взрослых и детей одной идеей, сопровождающейся демонстрацией талантов в различных видах песенного, танцевального творчества, игре на музыкальных инструментах, достижений в различных видах искусств.

«Конкурсы , викторины , выставки».- дают возможность проявить всем здоровую конкуренцию, объединиться в стремлении к победе, укрепить взаимопонимание и повысить интерес друг к другу. Цель и основное предназначение этих форм работы – пропаганда достижений дошкольного образования и воспитания, лучшего опыта семейной педагогики. Для повышения результатов работы можно  создать презентации детских работ, совместных работ детей и родителей, воспитателей и детей. В рамках выставки предоставить материал о родителях и детях. Площадки для выставок определить совместно с родителями и детьми.   В конкурсном движении должен складываться  творческий портрет коллектива, позитивный имидж ДОУ

«Клуб выходного дня «Мама и папа ,возьмите меня за руки»- даст родителям понимание ценности  дошкольного периода детства для вхождения ребёнка в мир искусства. Семейные походы в театры, музеи сопровождаются далее обсуждением постановок спектаклей, комментариями об организации выставок. Родители могут принести в детский сад репертуары, буклеты, фотографии. Комментарии родителей-очевидцев к описанным мероприятиям можно  опубликовать в издании газеты детского сада. Это даст возможность проникнуться духом сопричастности к миру искусства тем, кто еще не успел посетить выставку или театральную постановку и вызвать желание сделать это обязательно.

«Добрые праздники»- позволят в пределах одного календарного дня задумать и реализовать творческий замысел по той или иной теме, наполнить обычный день пребывания в детском саду атмосферой праздника, уюта и комфорта . Их можно выбрать исходя из международного календаря, учитывая традиции учреждения, пожелания детей и родителей. В зависимости от того чему посвящен этот день взрослые и дети сами выстроят его ход, наполнят его полезными и интересными делами.

«Семейный вернисаж» – одна из форм работы с семьями воспитанников, способствующая формированию коллектива родителей, установлению доброжелательных отношений друг с другом, поиску совместных интересов, увлечений. Семьям воспитанников можно предложить представить в наглядной форме семейные ценности, традиции, увлечения. Возможно, представить свою родословную, придумать герб, гимн, осветить достижения членов семьи в различных сферах деятельности «Добрые дела своими руками» - детско-родительские акции социально-нравственной направленности, позволяющие объединить детей, родителей, педагогов для осуществления общего дела, реализации единой цели.

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую им не всегда хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Это может происходить по разным причинам. Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. Им надо научиться взаимодействовать в интересах ребёнка.  Я считаю главным в этом направлении установление доверия между семьёй  и детским садом, которое позволит корректировать воспитательные позиции родителей и самих педагогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные формы работы с родителями. Деловая игра "Воспитание положительных взаимоотношений между родителями и детьми".

Деловая игра, цель которой - создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности ребенка, компетентн...

Сценарий мастер-класса "Нетрадиционные формы работы с родителями. Деловая игра "Мостик понимания между родителями и педагогами ДОО"

Конспект проведения педагогического совета с участием родителей в форме деловой игры «Мостик понимания между родителями и педагогам ДОО»Цель: установление партнерских взаимоотношений ...

Нетрадиционные формы работы с родителями. Деловая игра. «Воспитание положительных взаимоотношений между родителями и детьми»

Предлагается разрешить разные типы социально-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка....

Консультация для родителей "Любовь - самый действенный метод в установлении взаимопонимания между взрослыми и детьми.".

Любовь - самый действенный метод в установлении взаимопонимания между взрослыми и детьми....