«Взаимодействие между педагогами ДОО и родителями детей с ОВЗ»
консультация по коррекционной педагогике на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_mezhdu_pedagogami_doo_i_roditelyami_detey_s_ovz.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация учителя-логопеда по теме:
«Взаимодействие между педагогами ДОО
и родителями детей с ОВЗ»
Работа с семьей – это кропотливый труд. И педагог, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем.
Как показывает практика, родители часто не компетентны в вопросах психического и речевого развития детей. Для того, чтобы партнерство педагогов ДОО и семьи было наиболее действенным, необходимо четко определить его цель и задачи.
Цель: повышение эффективности коррекционно-образовательного процесса путём активизации родителей, привлечения их внимания к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, разъяснение ответственности родителей за воспитание детей, воспитание чувства взаимного доверия всех участников коррекционно-развивающего процесса.
Задачи:
- установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и
взаимопроникновения в проблемы друг друга;
- повысить психолого - педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития ребенка, пробудить интерес и желание заниматься со своими детьми;
- формировать навыки наблюдения за своим ребёнком и умение делать правильные выводы из этих наблюдений;
- обеспечить усвоение родителями уверенного и спокойного стиля воспитания с целью обеспечения ребёнку чувства комфортности, защищённости в условиях семьи и в детском саду;
- воспитывать привычку обращаться за помощью в вопросах коррекции и воспитания.
Условия:
- целенаправленность, систематичность, плановость;
- индивидуально - дифференцированный подход;
- доброжелательность.
Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.
Работа с родителями в комбинированных группах для детей с ТНР воспитателем осуществляется в большем объеме, чем логопедом, который видится с ними эпизодически (на собраниях, при сборе анамнестических данных, во время индивидуальных и групповых консультаций). Поэтому помимо работы, выполняемой в общеразвивающей группе, - консультаций по вопросам обучения и воспитания; изготовления ширм, папок-передвижек и другого наглядного материала; оформления информационного стенда для родителей – воспитатель осуществляет и специфические формы работы с родителями.
Специфические формы работы:
1-объяснение задания логопеда, записанного в индивидуальной тетради. Родителям часто не понятны термины, употребляемые логопедом (например: слоговая структура, ритмический рисунок), названия некоторых звуков, принцип выполнения задания (составить схему, отхлопать слово и т.п.). Всё это необходимо объяснить каждому родителю либо нескольким одновременно, если задания совпадают. Особенно тщательно такая работа проводится в начале обучения, когда родителям всё внове: и тетради, и необходимость дома «делать уроки» и масса специальных терминов и понятий. Очень важно воспитателю следить за тем, чтобы родители забирали тетради домой, приносили их обратно, по заданию логопеда занимались с детьми дома. Важно убеждать родителей в необходимости закрепления того материала, который записан в тетради, выполнении рекомендаций логопеда (в тетрадях и папке-передвижке), так как без овладения этими знаниями и навыками невозможно продвигаться дальше в обучении.
2- собрания и открытые занятия, проводимые совместно с логопедом или психологом. В повестку такого собрания полезно включить показ фрагмента занятия или консультацию, проводимые в зависимости от темы логопедом, психологом или воспитателем (тогда родители с большей заинтересованностью относятся к их посещению).
В работе с разными семьями нельзя пользоваться одними и теми же методами, их необходимо варьировать в зависимости от состава родителей по культурному, образовательному уровню, по стилю семейного воспитания, по типу взаимоотношений в семье, по наличию заинтересованности и пониманию проблем своего ребёнка и т.д., то есть необходимо постоянно искать новые пути и способы приобщения родителей к сотрудничеству с педагогами.
Работа с родителями строится по следующим принципам:
1. Доброжелательный стиль общения
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении с родителями неуместны категоричность, требовательный тон.
2. Индивидуальный подход.
Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Педагог, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение родителей. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение педагога успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в какой - либо ситуации.
3. Сотрудничество, а не наставничество.
Современные родители в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будет создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности педагога разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
4. Динамичность.
Необходимо быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы.
5. Открытость. Родитель должен быть информирован обо всех удачах и неудачах ребёнка. Однако не следует спешить огорчать родителей. Лучше не просто сообщать родителям проблему и решение специалистов, а доступным языком рассказать об особенностях их ребёнка, объяснить, как нужно с ним заниматься и на что следует обратить внимание. Важно помнить, что родители детей с ОВЗ болезненно реагируют на замечания педагога по поводу поведения или успехов ребёнка. Поэтому, особенно в начале учебного года, следует отмечать всё положительное, даже мелочи, и по возможности не жаловаться на поведение ребёнка.
Данные принципы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных партнерских отношений, осознание родителями своей роли в обучении и воспитании ребенка.
Родители из “зрителей” и “наблюдателей” постепенно становятся участниками встреч и помощниками учителя-логопеда, воспитателей и детей, создаётся атмосфера взаимоуважения. Анализ результатов своего труда радует и детей и конечно, их родителей. Они начинают сами интересоваться успехами своих детей, предлагают помощь, контролируют и нацеливают на красивую, правильную речь.
Преимущество такого взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны.
Во-первых, это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию и обучению детей. Родители всегда уверены в том, что педагоги всегда помогут в решении педагогических проблем и в тоже время не навредят. Так как будут учитывать мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых осуществляется данное взаимодействие.
Во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживает контакт с семьей, знает особенности каждого ребенка и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса.
В-третьих, это укрепление внутрисемейных связей, что также, к сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на сегодняшний день.
В-четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.
Взаимодействие родителей и детского сада редко возникают сразу. Это длительный процесс, долгий кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования выбранной цели, и постоянный поиск новых путей сотрудничества с родителями. И пройти его необходимо в атмосфере взаимопонимания, взаимоуважения и взаимопомощи.
Учитель-логопед Кошелева Т.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Необходимость взаимодействия между педагогами и мед.персоналом"
Доклад "Необходимость взаимодействия между педагогами и мед.персоналом"...
Спортивные соревнования между педагогами ДОУ и родителей.
Внашем ДОУ проводятся дружеские старты между педагогами и родителями. Которые проходят весело. Представляю сценарий проведения таких соревнований посвящённые декаде здоровья....
Совершенствование процесса взаимодействия между педагогами, детьми и родителями как важный фактор повышения качества образования
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, обр...
Пути достижения взаимопонимания и взаимодействия между педагогом и семьёй ребёнка.
Пути достижения взаимопонимания и взаимодействия между педагогом и семьёй ребёнка в условиях ПНДДС...
Пути достижения взаимопонимания и взаимодействия между педагогом и семьёй ребёнка.
Оказание педагогической и медицинской помощи детям с особыми потребностями требует особого внимания к организации взаимодействия специалистов и родителей.Родителям «особенных» детей необхо...
Особенности взаимодействия между педагогом и семьей
Особенности взаимодействия между педагогом и семьей «Взаимодействие - философская категория, отражающая процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и порож...
Родительское собрание. Тема : Подведение итогов коррекционно – развивающей работы за 2021-2022 учебный год. Перспективы развития процесса взаимодействия между педагогами, родителями и детьми на летний период.
Цель: подведение итогов совместной коррекционно - развивающей и воспитательно-образовательной работы, как средства всестороннего развития ребёнка. Организовать безопасную среду для де...