Особенности проведения подвижных игр для детей дошкольного возраста. Из опыта работы.
статья

Долгополова Елена Анатольевна

Памятка с рекомендациями по проведению подвижных игр.

Наблюдая за проведением подвижных игр педагогами и родителями, я обратила внимание на характерные ошибки. Такие ошибки мешают ходу игры, мешают договориться детям и подчас, утрачивается тренирующий смысл игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_po_igram.docx19.22 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности проведения подвижных игр для дошкольников.

Памятка с рекомендациями по проведению подвижных игр.

Игра — основной вид деятельности ребёнка. . Все дети с большим удовольствием двигаются, прыгают, бегают. Подвижные игры с правилами — это сознательная, активная деятельность ребенка, с помощью которого они готовятся к жизни. С. Л. Рубинштейн (1976) отмечал, что игра хранит и развивает детское в детях, что она их школа жизни и практика развития.

Именно в игре ребенок познает окружающий мир, его законы, учится жить по правилам. Многовековой опыт народов мира создал огромное количество игр и забав.

 Наблюдая за проведением подвижных игр педагогами и родителями, я обратила внимание на характерные ошибки. Такие ошибки мешают ходу игры, мешают договориться детям и подчас, утрачивается тренирующий смысл игры.

Предлагаю памятку с рекомендациями по проведению подвижных игр. Надеюсь, она поможет избежать ошибок. Только тогда игра будет способствовать физическому и умственному развитию, социальному и нравственному воспитанию наших детей.

Проводя подвижные игры, важно помнить:

  • Подвижные игры очень разнообразны, в них могут играть и младшие дошкольники, и старшие школьники, и взрослые. Выбирая игру, необходимо учитывать возрастные особенности детей, возможность выполнять те или иные движения, двигаться в определённом темпе.
  • Игры и роли в игре побираются в соответствии с состоянием здоровья и подготовленностью детей. Не стоит поручать активную роль в игре физически ослабленному ребёнку, это приведет к переутомлению и потере интереса к игре.
  • Принимается во внимание место игры в режиме дня, время года, метеоролого-климатические и другие условия.
  • Нужно учитывать и степень организованности детей, их дисциплинированность: если они недостаточно организованы, то сначала надо подобрать игру небольшой подвижности и проводить ее в кругу.
  • Смысл игры должен быть понятен детям.
  • Чтобы игра оставалась интересной, в неё можно и нужно вносить изменения, усложнения, предварительно оговорив с детьми.
  • Важно оговорить территорию, на которой проводится игра. Это позволит взрослому хорошо видеть действие всех детей. А детям чётко соблюдать правила и избежать ссор.
  • Во всех народных играх – проигравший несёт наказание: выбывает из игры на время или становиться сам водой!
  • В каком возрасте пойманный (запятнанный) должен стать водящим? Только в старшем,  и только тогда, когда ребята поймут соревновательный характер игры. Ведь, догнали (запятнали) - значит проиграл!
  • В младшем возрасте многие дети хотят взять на себя яркую роль героя и если, пойманный становиться водящим, то получается игра в поддавки.
  • Все народные игры имеют чёткие правила, которые могут изменяться по предварительному сговору до игры и неукоснительно выполняются во время игры. (именно, в связи с этим, в разных регионах одна и та же игра может проводиться по – разному). Поэтому, знакомя детей с игрой, проводя её, чётко оговариваем правила и следим за их соблюдением. К старшему возрасту дети приучаются сами отслеживать правила.
  • До игры, при необходимости, взрослый дает пояснения о персонажах. Старшим можно образно, но кратко пояснить смысл игры и роль водящего, дать послушать диалог.
  • Детям младшего возраста объяснять игру надо эмоционально, выразительно, стараясь интонациями своего голоса охарактеризовать персонажей. Объяснения должны быть короткими и по ходу игры.
  • Произносить слова, сопровождающиеся теми или иными движениями нужно четко, не торопясь: несколько громче следует произнести последнюю фразу текста, если она служит сигналом к смене движений.
  • При объяснении необходимо обратить внимание на сигналы, по которым дети в ходе игры меняют свои действия.
  • Не следует заранее разучивать текст диалога, дразнилки, приговорки. В игре дети быстро его выучат.
  • Во время игры взрослый произносит рифмовки вместе с детьми, задавая необходимый ритм тех движений, которые включены в игру.
  • Для детей младшего возраста в играх можно использовать маски. Однако, использование масок часто только мешает двигаться и отвлекает от движений. Используя маски необходимо продумать их «удобство».
  • С новыми атрибутами и масками малышей знакомят заранее.
  • Благодаря развитой способности к имитации большинство подвижных игр детей младшего дошкольного возраста носят сюжетный характер.
  • В старшем дошкольном возрасте подражательность и имитация продолжают играть важную роль, но их начинает интересовать результат и детей привлекают бессюжетные игры, игры соревнования, спортивные игры.  
  • Перед проведением игры с ловлей и увертыванием взрослый напоминает детям правила безопасности: действия «ловишки» («пятнашки») заключается в легком касании рукой убегающего. Нельзя: толкать, хватать за одежду, захватывать в объятия. В процессе игры убегающим ребятам следует обращать внимание на других участников во избежание столкновения.
  • В играх-эстафетах важно объективно оценивать деятельность детей: при подведении итогов игры необходимо оценивать достижения ребенка по отношению к самому себе.
  • Если дети возбуждены, лучше провести спокойную, малоподвижную игру, правила которой требуют от них определенного внимания.
  • Взрослый обязан следить за внешними признаками утомления детей, что является необходимым условием проведения подвижных игр. Игра чередуется с отдыхом.
  • При проведении игр на открытом воздухе в холодную погоду важно ограничить выражения эмоций в виде крика и визга.

Любая игра , при правильном руководстве – представляет собой своеобразное средство познания ребёнком окружающего мира.

Желаю Вам удачи и плодотворной работы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности проведения артикуляционной гимнастики у детей дошкольного возраста

Воспитание чистой речи у детей – серьезная задача не только для логопеда,но и для родителей и воспитателей. И они должны знать специальнуюлогопедическую (артикуляционную) гимнастику, ознакомиться с ме...

Система работы по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста. Из опыта работы

Представленный материал может использоваться учителями-логопедами, воспитателями дошкольных организаций для проведения коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста по разделу "Формиро...

Организация работы в ДОУ по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни детей дошкольного возраста.(Из опыта работы)

В данном докладе сформированы основные мысли об организации работы в детском саду по формированию культуры ЗОЖ...

«Реализация системы работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста» (из опыта работы)

В настоящее время в дошкольных учреждениях большое внимание уделено воспитанию патриотизма у детей дошкольного возраста. Ведь формирование отношения к стране и государству, где живёт маленький человек...

"Приёмы проведения рефлексии с детьми старшего дошкольного возраста из опыта работы учителя-логопеда".

Проведение рефлексии в игровой форме, доставляя ребёнку положительные эмоции, постепенно развивая у него самоконтроль, самооценку, формируя навыки универсальных учебных действий, необходимых в шк...