Развитие интереса к изобразительной деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья.
статья

Изобразительная деятельность в дошкольном возрасте теснейшим образом связана с эмоциональным развитием ребёнка, с формированием игровой деятельности и зависит от уровня развития восприятия, мышления, речи. Развитие изобразительной деятельности связано с формированием у ребёнка активного интереса к окружающему миру, представляет возможность ребёнку отражать действительность.

    Дети с нарушением интеллекта до окончания периода дошкольного возраста без целенаправленного коррекционно - педагогического воздействия практически не овладевают изобразительной деятельностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл amelchakova_l.docx18.42 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                         Амельчакова Л. А.- воспитатель

                                                                                                    МДОУ № 20  «Дельфин» г. Саяногорска

                     

            Развитие интереса к изобразительной деятельности у детей с

                       ограниченными возможностями здоровья.

Цель: С помощью специально организованных занятий, игр и упражнений развивать интерес к   изобразительной деятельности.

Задачи: *Воспитывать интерес к выполнению изображений различными средствами: фломастерами, красками, карандашами, мелками.

*Формировать у детей представление о рисунке как об изображении объектов и явлений природы.

*Учить детей наблюдать за действиями взрослого при рисовании различными средствами, соотносить графические изображения с реальными объектами и явлениями природы.

*Учить детей правильно действовать при работе с изобразительными средствами - рисовать карандашами, красками, держать кисточку.

Учить способам обследования предмета перед рисованием (обведите по контуру)

*Учить проводить прямые, закруглённые и прерывистые линии.

*Учить называть предмет и его изображение словом.

*Закреплять положительное эмоциональное отношение детей к самой деятельности и её результатам.

*Соотносить рисунок с реальными объектами, называть их.

    Изобразительная деятельность в дошкольном возрасте теснейшим образом связана с эмоциональным развитием ребёнка, с формированием игровой деятельности и зависит от уровня развития восприятия, мышления, речи. Развитие изобразительной деятельности связано с формированием у ребёнка активного интереса к окружающему миру, представляет возможность ребёнку отражать действительность.

    Дети с нарушением интеллекта до окончания периода дошкольного возраста без целенаправленного коррекционно - педагогического воздействия практически не овладевают изобразительной деятельностью.

    На начальном этапе обучения занятия проводим в форме эмоционально насыщенной, привлекательной для ребёнка игры, построенной на тесном взаимодействии с взрослым. Эти занятия направлены на создание предпосылок к развитию изобразительной деятельности: воспитание интереса к графическому изображению, к себе, к окружающему миру; формирование предметной деятельности и элементарных изобразительных умений.

    Для каждого ребёнка создаём условия, способствующие формированию изобразительной деятельности. Такие занятия проводим фронтально, чаще индивидуально.

    Содержание занятий по изобразительной деятельности тесно связано с задачами обучения игре, тематикой занятий по ознакомлению с окружающим миром и развитием речи.

    Для изображения выбираем наиболее яркие явления из жизни детей, чтобы предлагаемая тема была знакома им, вызывала у них интерес, положительный эмоциональный настрой, желание рисовать.

    Используем различные формы связи с игрой: вводим в занятия игровые ситуации, игровые приёмы обучения, обыгрывание рисунков.

    Для более систематичного и планомерного руководства детской изобразительной деятельностью составляем перспективный план на один год.

    Занятия спланированы так, что в течение года одна и та же тема даётся несколько раз в разных вариантах т. к. детям с нарушением интеллекта требуются многократные повторения. Такая работа даёт возможность упражнять детей в изображении наиболее сложных предметов, позволяет сформировать у них навыки и умения.

    Известно, что уровень и качество усваиваемых знаний, умений,  навыков,  зависят не только от содержания обучения, но и от того, какие методы и приёмы использует педагог. Поэтому большое внимание уделяем методике их проведения. Занятия проходят в живой, радостной, эмоциональной атмосфере, с варьированием обстановки, в которой проводятся занятия: за столами, за мольбертами и т.п.

    Изобразительная деятельность должна опираться на  знания, представления, которые получают дети на других занятиях, в процессе прогулок. Перед занятием следует уточнять имеющиеся у детей представления.

    Образцы и рисунки используем в процессе индивидуальной и фронтальной работе т.к. дети с нарушением интеллекта не могут самостоятельно воспроизвести тот или иной рисунок. Педагог обязан постоянно оказывать помощь таким детям во время занятий по изобразительной деятельности, держа руку ребёнка и производить действия вместе с ним.

    Так же на занятиях мы используем не традиционные методы обучения: такие как рисование пальцами, ладошками, коллективное дорисовывание, кляксография, привлекаем родителей к выполнению работ вместе с детьми. Во время занятий используем здоровье сберегающие технологии. (Пальчиковая, дыхательная гимнастика, релаксация и т.д.)  

     Детские рисунки используем в жизни группы, устраиваем выставки детских работ, вместе с детьми дарим рисунки родителям.

      Рисование воспитывает у детей эмоциональное отношение к миру. Входе занятий по рисованию у детей развиваются восприятие, зрительно – двигательная координация, перцептивно – моторные умения и навыки. На данных занятиях у детей формируются элементы учебной деятельности. Систематические занятия рисованием способствуют нормализации поведения ребенка, наполняют смыслом его самостоятельную деятельность.

      В целом продуктивные виды деятельности вносят существенный вклад в компенсацию привычных нарушений в структуре имеющихся у ребенка отклонений и в коррекцию вторичных недостатков, что, в свою очередь, положительно сказывается на развитии его личности, поведении и общении, социализации в целом.

                                                     

                                                           Литература

1.Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. Коррекционно – развивающее обучение и воспитание. Москва « Просвещение» 2003.

2. Т. С. Комарова. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Кн. Для воспитателя дет. Сада. – 3-е изд., перераб. И доп. – М: Просвещение, 1991. – 176с.: ил.

3. Е.С. Слепович, А. М. Поляков. Работа с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Практика специальной психологии. - спб.: Речь. 2008. – 247с.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интереса к изобразительной деятельности у детей младшего и среднего дошкольного возраста через использование художественного материала

Творческая работа по теме:" Развитие интереса к изобразительной деятельности у детей младшего и среднего дошкольного возраста через использование художественного материала"...

Формирование и развитие интереса к изобразительной деятельности у детей младшего дошкольного возраста.

Статья содержит материал об особенностях развития интереса к изобразительной деятельности у детей младшего школьного возраста....

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ "Развитие интереса к изобразительной деятельности детей со сложной структурой дефекта посредством нетрадиционных техник"

В ОПЫТЕ РАБОТЫ ОТРАЖАЮТСЯ1.Актуальность и перспективность опыта.2.Теоретическая интерпретация опыта.3.Новизна опыта.4.Содержательность опыта.5. Стабильность результатов.6. Результативность опыта...

Развитие интереса к изобразительной деятельности у детей 3 – 4 лет через экспериментирование с изобразительными материалами и средствами

Ребенок-дошкольник сам по себе уже является первооткрывателем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности в ходе изобразительного творчества, где он удовлетворяет жажду но...

Презентация "Нетрадиционные техники рисования, как возможность развития интереса к художественной деятельности у детей дошкольного возраста"

Презентация для участия в городских педагогических чтениях "Инвидуализация образовательного пространства как идеология муниципальной системы образования"....