Методические рекомендации по работе с методом "Эвроритм"
учебно-методическое пособие
"Понятие - Эвроритм – прием фантазирования, при котором конкретный объект рассматривается по плану (этаж), взявший за основу эврестический метод познания.
Он дает возможность научить детей системно мыслить, направляет на поиск новых, нешаблонных решений. Метод развивает речь ребенка, учит его обобщать, конкретизировать и строить умозаключения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
posobie_evroritm_i_metodicheskie_rekomendatsii.docx | 335.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по работе с методом "Эвроритм"
Подготовила педагог-психолог
Руссу Н.З.
Югорск, 2017
"Понятие - Эвроритм – прием фантазирования, при котором конкретный объект
рассматривается по плану (этаж), взявший за основу эврестический метод познания.
Он дает возможность научить детей системно мыслить, направляет на поиск новых, нешаблонных решений. Метод развивает речь ребенка, учит его обобщать, конкретизировать и строить умозаключения"
В настоящее время в ТРИЗ применяется метод "ступенчатого эвроритма" (Г.С Альтшуллер, 1946 г.), взявший за основу эвристический метод познания. Он дает возможность научить детей системно мыслить, направляет мыслительные действия дошкольников на поиск новых, нешаблонных решений. При систематическом применении метода эвроритма дети учатся формулировать и последовательно производить мыслительные операции по отношению к объектам материального мира.
Метод эвроритма основан на системном подходе к любому объекту. Сначала он имел название "этажное конструирование фантастических идей" или "ступенчатый эвроритм". Классический вариант эвроритма имеет четыре шага, которые соответствуют законам развития систем, и используются для генерации фантастический идей. С.С. Литвин в работе "Развитие творческого воображения" (1996 г.), опираясь на базовые мыслительные приемы, разработанные Г.С. Альтшуллером, создал одиннадцать мыслительных операций, или одиннадцатиступенчатый эвроритм.
Очевидно, что для работы с дошкольниками необходимо адаптировать все шаги (ступени или этажи) эвроритма. Пробные игры и занятия с детьми показали, что лучше использовать мыслительные операции, последовательность которых (алгоритм) представлена в таблице (приложение № 1).
Работа по эвроритму дает дошкольникам инструмент познания и преобразования мира. Он основан на системном подходе и включает в себя основные мыслительные приемы ТРИЗ, такие как: системный оператор, морфологический анализ, метод фокальных объектов и др.. Эвроритм как метод оптимален тем, что дает возможность осуществлять прогноз развития систем. Он позволяет детям представить и описать необычную ситуацию, и себя в ней ("Что бы ты сделал, если бы твой велосипед вдруг …?"). Метод активизирует речь ребенка, учит его обобщать, конкретизировать и строить умозаключения.
Рекомендуется использовать данный метод в работе с детьми старшего дошкольного возраста, так как малыши только накапливают знания, приобретают опыт работы с объектами. Дети 5 - 6 лет готовы к тому, чтобы задумываться над глубинным смыслом явления. Постепенно, при переходе с одной мыслительной операции на другую, дети усваивают способы анализа любого объекта рукотворного мира.
Но нет запретов для использования метода Эвроритм для детей более раннего возраста, здесь лишь стоит ограничиться в использовании нескольких этажей, понятных для ребенка на данном возрастном этапе.
Для более успешного понимания детьми сути мыслительной операции, необходимо ввести "правило этажа". Например: на втором этаже надо определить главные части и рассказать, для чего они. В соответствии с "правилом этажа", которое впоследствии называют сами дети, выбирается и "код". Кодировка (формула, буква, схема по выбору детей) поможет детям быстро производить мыслительные операции, планировать и обсуждать последующие действия. Для формирования у детей умения разграничивать реальные и фантастические ситуации (события), рекомендуется рассматривать объект на каждом этаже с реальной точки зрения, а затем - с фантастической.
Дети учатся сначала создавать необычную ситуацию, а затем рассматривать последствия ее возникновения. При создании объектов детям предлагается отобразить этот предмет в рисунке, лепке, конструировании.
Использование метода эвроритма на занятиях по ознакомлению с окружающим, на занятиях по изобразительной деятельности, в цикле занятий по развитию творческого воображения показало универсальность и продуктивность этого метода для формирования у дошкольников основ системного и диалектического мышления.
Проделанная работа дает положительные результаты, но требует планомерности в педагогическом воздействии в разных видах деятельности.
Рекомендации в работе по методу "Эвроритм":
1. Учет возраста и уровня подготовленности детей:
- при обучении детей младшего дошкольного возраста на каждом занятии прибавляется по одной операции (этаж);
- при обучении старших дошкольников применяется комплексный подход (с 1 по 4
этаж на одном занятии, с 4 по 8 - на другом).
2. Целеполагание конкретного занятия:
- при создании нового объекта используются все этажи (старший возраст);
- при систематизации представлений об объекте используется с 1 по 4 этаж (младший возраст).
3. В предварительную работу рекомендуется включать игровые упражнения
(приложение № 2).
4. Код, или название каждого этажа, выбирается вместе с детьми.
5. На каждом этаже следует делать вывод - обобщение, конкретизирующее для детей
цель мыслительной операции.
6. Занятие рекомендуется заканчивать продуктивной деятельностью.
7. Для детей младшего возраста необходимо брать объекты из классификационных
групп "Игрушки", "Лакомства". Для детей старшего возраста - по одному объекту
из каждой классификационной группы.
Литература.
1. Альтшуллер Г.С. "Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач". - Новосибирск: Наука, 1991 г., 223 с.
2. Гуткович И.Я., Самойлова О.Н. "Сборник дидактических игр по формированию системного мышления дошкольников". - Ульяновск, 1999 г., 40 с.
3. Железнова С.В. "Внедрение ТРИЗ и РТВ в практику обучения и воспитания дошкольников". - Обнинск, ООО "Росток", 1998 г., 182 с.
4. Иванов Г.И. "Формула творчества или как научиться изобретать". - М., "Просвещение", 1994 г., 208 с.
5. Литвин С.С. "Развитие творческого воображения" \ Краткий конспект курса РТВ. - 1996.
6. Мурашковска И.Н. "Когда я стану волшебником". - Рига, 1994 г., 64 с.
7. Селюцкий А.Б. "Правила игры без правил". - Петрозаводск, "Карелия", 1989 г.
8. Сидорчук Т.А. "Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи". - Ульяновск, 1996 г., 152 с.
9. Страунинг А.М. "Методы активизации мышления дошкольников" \ т. 3. - Обнинск, 1997 г., 264 с.
Приложение 1.
Последовательность мыслительных операций "Эвроритма" (алгоритм)
№ этажа (снизу вверх) | Код Этажа | Мыслительная операция |
9 | Дело (функция) не нужно | Людям больше не нужно это «дело». Что изменилось в их жизни? (Системы нет, потому что нет потребности в выполнении функции.) |
8 | Помощники | Наступило время, когда люди научились получать нужную пользу от других объектов. Как люди могут удовлетворить свою потребность без нашего объекта? (Идеальная система: её нет, а функция выполняется.) |
7 | Один | Если бы во всём мире остался один-единственный экземпляр объекта, какие трудности возникли бы у людей? (Система существует в единичном экземпляре или в ограниченном количестве. Это затрудняет или делает невозможным её использование.) Как быть? |
6 | Неудачник | Объект есть, но его «дело» не выполняется. В каких условиях нельзя им пользоваться? (Система есть, но её функция не выполняется из-за невостребованности внешним миром). |
5 | Волшебник | Объект улучшился, научился выполнять новые «дела». Какие? (Для выполнения новых или дополнительных функций полезно представить ИКР. Система получает новое качество. Рекомендуется обратить внимание на те проблемы, которые мешают пользоваться объектом на шаге №4 СОС – объект САМ решает возникшие там проблемы.) |
4 | Сос - проблема, беда | Чтобы объектом невозможно стало пользоваться, как он должен испортиться? (Какие изменения в системе могут повлечь за собой невозможность выполнения функции?) |
3 | Друзья | Какие разновидности нашего объекта вы знаете? (Множество одинаковых или похожих систем, выполняющих одну функцию) |
2 | Части | Из каких частей состоит объект? Как каждая часть помогает выполнять «главное дело» объекта? (Определение составных элементов системы, определение функционально важных частей.) |
1 | Дело ( функция) | Что это? Зачем люди придумали этот объект? (Рождение новой системы, обозначение её функции.) |
Приложение 2.
Игровые упражнения для подготовки детей к работе по "Эвроритму".
№ | Цель | Название игрового упражнения |
1 | Определение функции объекта. | "Кто что умеет делать?", "Дразнилка", "Мои друзья". |
2 | Выявление подсистемных связей. | "Части - целое", "Угадай по части", "Что без чего не бывает", "Теремок", "Что можно сказать о предмете, если там есть …?". |
3 | Изменение частей и свойств объекта. | "Я дарю тебе свою часть", "Аукцион", "Хорошо - плохо" (по вариантам). |
4 | Наделение объекта новой функцией. | "Я дарю тебе свое дело", "Мы - изобретатели", "Юные конструкторы". |
5 | Использование ресурсов объекта. | "Робинзон Крузо", "Аукцион". |
6 | Умение видеть противоречивые свойства объекта. | "Наоборот", "Перевертыши", "Что не так?". |
7 | Нахождение сходства между предметами (по материалу). | "Найди друзей", "Что лишнее", "Маятник". |
8 | Подбор аналогий. | "На что похоже", "Продолжи ряд". |
9 | Умение прогнозировать развитие системы. | "Когда так может быть?". |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по работе с бумагой
Методические рекомендации педагогам по работе с бумагой в технике оригами...
Методические рекомендации по работе над скороговорками, как одно из эффективных средств по развитию речевых навыков
Рекомендации по работе над скороговорками. Правила ....
Методические рекомендации к работе по валеологии.
Методические рекомендации....
методические рекомендации по работе с детьми в сенсорной комнате
В рекомендациях использованны материалы по работе с детьми в сенсорной комнате, способствующие всестороннему развитию детей....
методические рекомендации по работе с детьми дома
Данные рекомендации помогут родителям правильно организовать работу по развитию речи в домашних условиях....
Методические рекомендации по работе с детьми, пребывающими с Украины
Для родителей, прибывающих с Украины предоставлена информация по вопросам обеспечения права детей на получение общего образования...
методические рекомендации "Логопедическая работа по развитию лексико-грамматических представлений у детей с ОНР"
В грамматическом оформлении речи детей у детей данной категории можно отметить низкий уровень способности к построению предложения. Такие дошкольники (даже при 3-м уровне речевого развития) зачастую н...