Методические рекомендации к работе по валеологии.
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Сизова Нелля Олеговна

Предварительный просмотр:

                           Методические рекомендации к работе по валеологии.

Всех нас, взрослых, беспокоит  здоровье наших детей. Данные последних комплексных обследований петербургских детей свидетельствуют о неутешительных показателях. Лишь 10% пятилетних детей признаны здоровыми. Среди заболеваний наиболее часто встречаются нарушения опорно-двигательного аппарата(63%),отклонения в работе сердечно-сосудистой системы(33%), болезни желудочно-кишечного тракта (18%). Причем частота этих и других заболеваний с возрастом только возрастает. Но подобные показатели характерны и для других регионов России.

На здоровье человека влияют несколько факторов:

25%-экология, климат.

25%-наследственность.

10%-организация здравоохранения.

40%-образ жизни, социально-педагогические условия. Это 20%-труд и быт и 20%-привычки и поведение. Именно на эти 20% педагоги могут и должны оказывать влияние.

Здоровье – это состояние физического, умственного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и недомогания. Медицина и здравоохранение не равнозначны. Здравоохранение охраняет, но не сохраняет. Медицина делится на два поля: лечебная и профилактическая. В профилактической сфере педагоги тоже немало могут сделать. Влияние на привычки и поведение, совместная деятельность с детьми по профилактике заболеваний –  все это указывает  на необходимость внедрения в дошкольных  учреждениях валеологического образования.

Валеология - область научных знаний об укреплении здоровья человека посредством оздоровления его образа жизни.

Валеологическое воспитание - новое направление дошкольной педагогики. Некоторые спросят, а зачем нам это новое, если в детских садах давным-давно есть раздел о воспитании культурно-гигиенических навыков и самообслуживании? Цель валеологического воспитания намного шире: формирование у детей потребности в здоровом образе жизни, как потребности есть, пить, одеваться. Выдающийся педагог – реформатор, автор «педагогики сердца» Януш Корчак писал: «Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься».

В дошкольный период у ребенка может быть заложено понимание последствий поступков, привычек, поведения человека с его здоровьем. Обучение и воспитание предполагает овладение системой знаний, таких как «Я и мое здоровье», «Я и природа», «Я и другие люди».

Валеологическое образование органично входит во все виды деятельности ребенка. Учитывая особенности возраста детей, воспитатель может использовать дидактические игры, применять во время совместной деятельности игровые приемы и упражнения, предложить детям несложные умственные задачи. Поскольку игра-наиболее естественный и распространенный вид деятельности детей, необходимо подобрать дидактические игры, в которых присутствовала бы активная валеологически правильная, развивающая задача.  «Валеологический коврик», «Хорошо - плохо», «Найди ошибку», - эти игры решают следующие задачи: умение установить зависимость между поступками и последствиями, охрана и уход за органами.

Предметные игры - это игры с предметами культурно-гигиенического плана. В них уточняются, конкретизируются представления о свойствах и качествах предметов, необходимых для поддержания здоровья, гигиены тела. Такие, как «Волшебный мешочек», «Чудесный кубик», «Такие разные душистые кусочки мыла», «Удивительное зеркало». Предметные игры особенно хорошо использовать в младшей группе.

Настольно-печатные  игры дают возможность закрепить полученные знания в самостоятельной деятельности: «Азбука полезных продуктов», «Меню для здоровья», «Лото осторожностей», «Валеология малышам». Дидактическая задача: установить связь между употреблением полезных продуктов и здоровьем, научиться видеть опасные ситуации и избегать их, зная, как это делать.

После совместной деятельности в старшей и подготовительной группе по теме «Кожа и уход за ней», познакомьте детей с тактильными дощечками и поиграйте с ними. Серия игр с дощечками поможет в развитии воображения, обучении рассказыванию, разовьет тактильную память. Серия игр «Безопасное путешествие в сказку» поможет на примерах сказочных героев обучиться правильному поведению. Дети видят причинно-следственные связи: если ты обидел кого-то, то обидят и тебя. Не слушая старших,  попадешь в беду. Ты к миру с добром и тебя отблагодарят.

Словесные игры не требуют специального оборудования. В них можно играть на прогулке: «Нужно - не нужно», «Полезно - неполезно», «Съедобно -  несъедобно». Дидактическая задача: закрепить знания о том, как уберечь, как ухаживать за разными органами и частями тела, какие есть вредные для здоровья привычки и продукты.

Всемирная организация здравоохранения давно бьет тревогу по поводу загрязнения окружающей среды. По ее данным в России 53млрд. тонн грязных отходов, это по 471кг на 1кг веса каждого россиянина! В раздел «Я и природа» включен аспект развития у детей эмоциональной отзывчивости, желания активно защищать природу. Такие игры, как «Запрещающие знаки», «Зеленый город», «Мы - дети планеты Земля», «Космическое путешествие» вырабатывают умение наблюдать, делать выводы, воспитывают логику мыслей. Наличие экологических представлений, эмоционально-положительного отношения к природе и организация полезной деятельности детей являются основой осознанного бережного отношения к природе. Игры «Подбери листок», «Доктора природы», «В лес по ягоды», «Мои друзья животные» закрепляют представления детей о безопасном взаимодействии с природой.

В разделе «Я и другие люди» формируем у детей понятие их психического благополучия от умения ладить с другими людьми. Медитация «Мир, свет и любовь всем, кто рядом со мной» настраивает на дружбу, взаимопонимание. Дидактические игры «Угадай, какое настроение», «Помоги другу» помогают понять, в каком настроении человек и соответственно реагировать, учат коммуникабельности.

Здоровье человека связано с семьей. Очень важный аспект - семейный иммунитет. Если в детстве заложили в ребенка добро, теплоту отношений, то этот ребенок крепче в жизни. Счастлив тот человек, кто может рассказать дома о своих проблемах и его поймут и поддержат. Беседы с родителями «Научите ребенка радоваться», «Психогимнастика и сказка- фактор эмоциональной устойчивости детей», «Ювенальная политика России», информация на стенде «Человек-главное чудо света»  помогут в этой работе.

 После нескольких занятий с детьми можно давать для самостоятельной деятельности разные виды гимнастик. Они выполнены в картинках.

1 «Гимнастика для глаз».

2 «Гимнастика для профилактики плоскостопия».

3 « Гимнастика для улучшения пищеварения».

4 «Волшебные точки» (Профилактика простуды).

5 «Массаж ладоней грецкими орехами».

6 «Массаж ладоней щеткой-расческой».

В совместной обучающей деятельности хорошо использовать мнемотехнические приемы: коллажи, мнемотаблицы.

Экспериментальная работа в старшей и подготовительной группе помогает педагогу в большей убедительности  слов о пользе того или иного для организма, о безопасности поведения, о профилактике заболеваний.  Например, детям очень нравится угадывать по запаху с закрытыми глазами, что лежит в стаканчике (Совместная деятельность по теме «Нос и уход за ним», «Мир запахов») или собирать игрушки с завязанными глазами (Тема «Глазки-подсказки»), рассматривать в микроскопе немытое яблоко.

 Детей надо заинтересовать и направить. Безусловно, без поддержки родителей эта работа не эффективна. Только в контакте, только в сотрудничестве можно добиться успеха.

 



Предварительный просмотр:

Конспект комплексного занятия для подготовительной группы по валеологии.

«Самая быстрая улитка в мире» (Органы слуха).

Методические рекомендации к занятию.

Человек получает информацию благодаря разным органам чувств: зрению, слуху, обонянию, осязанию, вкусу. В зависимости от того, какую информацию человек запоминает, можно выделить память на слова, на образы, на эмоции и т.д. Чем больше задействовано приемов запоминания, органов чувств, тем успешнее будет результат занятия.

Программные задачи: дать детям расширенные знания об одном из важнейших органов чувств – слухе; приучать беречь слух, соблюдать правила гигиены по уходу за ушами; развивать внимание, воображение, слуховую и зрительную  память, закрепить навыки счета до 10, совершенствовать конструктивные способности.

Материал к занятию: большая иллюстрация с изображением корабля, плывущего по морю, запись звуков моря; крупная морская ракушка; счетные палочки, мешочек с крахмалом (снег), баночка с песком, колокольчик, свисток, коробочка из-под спичек (для имитации звуков), коллаж « Органы слуха», маленькие ракушки по количеству детей.

Коллаж - учебное пособие, выполняющее следующие задачи: развивает зрительную память, обучает рассказыванию, дает различную информацию. Главная задача коллажа – соединить, связать все картинки между собой. Если коллаж содержит буквы и цифры, задаем вопрос: «Почему здесь эта буква и цифра?» В конце работы с коллажем педагог предлагает детям запомнить порядок расположения картинок на коллаже. В течение 15-20 секунд они его «фотографируют». Затем  картинка убирается и предлагается по памяти рассказать все, что запомнилось.  Затем проверяем себя.

Коллаж к данному занятию может выглядеть так: наклеенные на лист картона формата A4 картинки с изображениями грязных рук, улитки, буквы «у», барабана, волны, воронки для слива жидкостей, магнитофона, цифры «2», пуговицы и гвоздиков, перечеркнутых черной линией, дудочки, играющей громко в ухо, ушек зайца, наковаленки с молоточком, цифры «4», сказочного ветра с надутыми щеками.

Ход занятия.

1.Путешествие.

Рассказ воспитателя должен быть эмоционален, убедителен.

Воспитатель: «Ребята, у нас сейчас зима. На улице холодно. Но если захотеть, можно очутиться в жарких странах, погулять, поиграть. Итак, отправляемся путешествовать па прекрасном паруснике по морю на остров. (Показ иллюстрации корабля, звучит запись звуков моря). Высокие волны бегут нам навстречу, мы стоим на палубе, и брызги соленого моря попадают нам на лицо (побуждаем детей представить, что они плывут на корабле). Ветер развивает нам волосы, надувает паруса. И вот мы подплываем к берегу. Здесь, в бухте тихо. День выдался жаркий. У берега плещется теплое, ласковое море. Становится жарче и жарче, хочется походить босиком по воде. Снимаем туфельки и входим в воду. Ножкам приятно, прохладно. Выходим на берег. Какой горячий песок! А сколько интересных вещей выбрасывает море на берег! Вот лежит красивая ракушка. Она очень похожа на оттопыренное ухо. Посмотрите на ушки друг друга, они и вправду похожи на раковину, на воронку. Это необходимо, чтобы ловить звуковые волны и направлять вглубь уха. Нас природа наградила замечательным подарком и это – слух. Давайте поиграем в игру и проверим, как работают наши органы слуха.

2. Игра «Придумай на что похоже».

За ширмой воспитатель издает разные звуки: шуршит бумагой, хрустит мешочком с крахмалом, переливает воду из емкости в емкость, скрипит палочкой об палочку, стучит коробком со спичками об стол и т.д. После каждого звука дети фантазируют, на что этот звук похож и рассказывают.

Воспитатель акцентирует внимание детей, что все эти звуки помогли услышать уши. Воспитатель предлагает детям поиграть на поляне острова.

3. Физкультминутка.

«Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте замри»». Дети изображают животных. Играем 2-3 раза.

Дети возвращаются за столы.

4. Игра со счетными палочками.

Воспитатель: «Море после шторма выбрасывает на берег щепки, веточки, водоросли. Вот и нам волны принесли разноцветные палочки. Проверим, как наши ушки умеют внимательно слушать. Сколько раз я хлопну в ладоши, столько палочек надо выложить на столе (счет до 10). А теперь сложите какой-нибудь предмет из палочек, а я угадаю, что это».

После игры воспитатель хвалит детей за то, что их уши хорошо слушали ее задание, и какие интересные предметы  они составили из палочек.

Воспитатель сообщает детям, что море приготовило им еще один сюрприз. Волна принесла «загадочную картину».

5. Рассматриваем коллаж «Органы слуха».

Рассказ воспитателя: «Ребята, здесь нарисованы картинки, которые рассказывают нам, как устроены наши уши и как надо ухаживать за ними. Вы думаете, что у нас два уха? Нет, на самом деле не два, а шесть. Только два видимые, а четыре спрятаны внутри. Наружные ушные раковины помогают мозгу понять, с какой стороны долетел звук. Они как воронка ловят звуковые волны. Посередине ушной раковины - маленькое отверстие. Отсюда начинается слуховой проход. Путь звуку преграждает барабанная перепонка. С другой стороны перепонки находится второе (среднее) ухо. В нем находятся три крохотные косточки -  молоточек, наковаленка и стремечко. Они вздрагивают от любого колебания перепонки. Внутреннее ухо закручено, как домик улитки. Вы видите, какой сложный механизм придумала природа? Вы должны беречь его, так как он очень нежный и ранимый. Острые предметы могут поранить барабанную перепонку, грязь вызывает инфекцию и болезни. От очень громких звуков уши могут заболеть. Нельзя часто слушать музыку через наушники. Иногда от этого у молодых людей наступает  глухота. На прогулку в холодное время года плотнее к ушкам надевайте шапочки, чтобы ветер не надул в них. Берегите этот дар природы. Ухаживайте за ним. Вместе с мамой  аккуратно чистите ватными палочкам уши. Протирайте влажной салфеточкой. И никогда не лезьте посторонними предметами в слуховое отверстие! У животных тоже есть уши. Они все разные, но очень им необходимые. Заяц, например, за несколько десятков метров может услышать лису и спастись».

Воспитатель хвалит детей за хорошие ответы и внимательное отношение к важной теме.

Дети получают в подарок маленькие ракушки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по работе с бумагой

Методические рекомендации педагогам по работе с бумагой в технике оригами...

методические рекомендации по работе с детьми в сенсорной комнате

В рекомендациях использованны материалы по работе с детьми в сенсорной комнате, способствующие всестороннему развитию детей....

методические рекомендации по работе с детьми дома

Данные рекомендации помогут родителям правильно организовать  работу по развитию речи в домашних условиях....

Методические рекомендации по работе с детьми, пребывающими с Украины

Для родителей, прибывающих с Украины предоставлена информация по вопросам обеспечения права детей на получение общего образования...

методические рекомендации "Логопедическая работа по развитию лексико-грамматических представлений у детей с ОНР"

В грамматическом оформлении речи детей у детей данной категории можно отметить низкий уровень способности к построению предложения. Такие дошкольники (даже при 3-м уровне речевого развития) зачастую н...

Методические рекомендации к работе в познавательно-экспериментальной деятельности с детьми 5-6 лет.

Данный материал позволяет разнообразить и расширить компетенцию воспитателя в работе с детьми в области познавательно-экспериментальной и продуктивной деятельности в старшей группе. Автор предлагает и...


 

Комментарии

Леонтьева Елена Анатольевна

Валеология действительно интересное направление. Ведь это приучение к здоровому образу жизни, и главное, к охране собственной жизни, а нашим детям так не хватает этих знаний и главное практики - как применить эти знания. Вот вроде школьники уже знают, что нельзя перебегать через проезжую часть, а всё равно бегут (живу рядом с дорогой и часто такое наблюдаю). А вот если бы через игровую деятельность их приучать, то наверное другой был бы результат. Ведь валеология применима и в школе.