Игры с песком и водой с детьми раннего возраста с нарушением интеллекта
консультация

Качина Вера Анатольевна

Данные материалы познакомят Вас с:

 
Ø  Значением игр с песком и  водой;
ØЦели и задачи игр с водой и песком;
ØПринципы,  методы и приёмы обучения детей с умственной отсталостью играм с водой и песком;
ØИгры с песком;
ØИгры с водой.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_s_peskom_i_vodoy.docx43.2 КБ
Файл igry_s_peskom_i_vodoy.pptx2.66 МБ

Предварительный просмотр:

Игры с песком и водой в психокоррекционной работе с детьми раннего возраста с УО

Значение игр с песком и  водой:

Значение игр с водой и песком для детей раннего возраста трудно переоценить. Вода и песок действуют на ребенка волшебно - успокаивается нервная система, уходит негативная психическая энергия, происходит гармонизация, профилактика и коррекция психоэмоционального состояния ребенка.

Ребенок раннего возраста впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей: ему все и везде интересно, он все изучает, пробует на вкус, трогает руками. В этот период маленький человечек активно познает окружающий мир, осваивает способы действия в быту, игре, на занятиях. Дети, как правило, очень любят играть с водой и песком. Конечно же, их можно понять: вода льется, может быть теплой, холодной, ее интересно переливать из одного стаканчика в другой, шлепать по ней ручкой... Да мало ли что может придумать маленький исследователь!

В результате игр с водой и песком в раннем возрасте развивается наблюдательность, интерес детей к окружающему, обогащение детской речи и познавательного опыта. Также игры развивают моторную ловкость рук, уточняют и конкретизируют детский понятийный аппарат, формируют реальные представления об окружающем мире, стимулируют речемыслительную активность детей, мотивируют их на осмысленную познавательную деятельность и овладение активной речью.

Игры с природным материалом (вода, песок) имеют глубокие исторические корни. Они как бы «оживляют» генетическую память ребёнка, дают ему возможность сделать первые шаги в изучении окружающего его мира. В практической работе с детьми, много внимания уделяю играм с водой и с песком, т.к. они являются базовой основой формирования у детей физической «картины мира», не следует забывать, что в процессе взаимодействия человека с природным миром зародились первые игры.

Во время игры создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается «мануальный интеллект» ребенка, познавательный интерес, обогащается эмоциональный опыт. Песок и вода действуют на ребенка как магнит: забирают негативную психическую энергию, происходит гармонизация психоэмоционального состояния ребенка, успокаивается нервная система, происходит профилактика и коррекция их психического состояния.

Дети с удовольствием играют с водой и песком, потому что такие игры насыщены разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью. А это очень важно для них, так  как многие  из них имеют проблемы с речью: кто-то мало говорит, кто-то плохо произносит звуки, кто-то вообще не говорит. Через игру развивается речь, рождается или усиливается чувство доверия, приятия, успешности.

Цели, задачи и содержание игр с водой и песком

Основными задачами обучения детей играм с водой и песком являются:

- знакомство детей с различными природными материалами и их свойствами (вода горячая, холодная; песок сыпучий, сухой, мокрый; шишки колючие, жёлуди гладкие и т.п.);

- формирование у детей навыков и умений адекватно, бережно и осторожно действовать с природными материалами;

- развитие у детей орудийных действий: использование орудий  и предметов для достижения цели, например, вылавливание ракушки сачком из воды, пересыпание песка совком, манки ложкой из одной ёмкости в другую;

- развитие познавательных функций рук детей: координации движений обеих рук со зрительным прослеживанием (захват, удерживание, приближение, поворачивание, вкладывание и т.п.);

- формирование у детей элементарных математических представлений;

- стимуляция речевой активности в процессе игр с природными материалами;

- стимуляция стремления действовать вместе с взрослым, по показу, по образцу и по словесной инструкции взрослого и наблюдать за преобразованием природных материалов;

- получение радости и удовольствия от игр с природными материалами.

Игры с водой и песком организуются в тёплом помещении или на улице в тёплое время года. Перед занятием проводится самомассаж рук, для которого используются различные массажёры, как специальные (мячи, валики, кольца), так и импровизированные (шишки, каштаны, орехи). Можно предложить детям опустить руки в ванночку или в тазик с тёплой водой на некоторое время. Затем, вытерев их насухо, растереть массажным полотенцем. Это стимулирует чувствительность кожи, активизирует кровоток, тренирует мышцы рук.

Основная цель проведения игр и упражнений с водой – формирование у детей представлений о её особенностях, о температурных характеристиках, о значимости воды для жизни животного и растительного мира, об изменчивости её формы в зависимости от формы ёмкости, в которую она наливается.

При проведении игр с водой необходимо учитывать особенности психофизического развития детей. Их сначала обучают различным игровым действиям: совместно с педагогом, по подражанию ему, по образцу предложенному взрослым, по словесной инструкции, самостоятельным.

Основная цель проведения игр и игровых упражнений с песком - формирование у детей представлений об особенностях сухого и мокрого песка, об изменчивости его формы в зависимости от формы ёмкости, в которую он насыпается или укладывается.

Принципы,  методы и приёмы обучения детей с тяжёлой умственной отсталостью играм с водой и песком

Коррекционно - развивающую работу по развитию игровой деятельности детей с использованием природного материала необходимо строить на основе различных дидактических принципов.

Принцип связи знаний и умений с жизнью. Игра с природным материалом тем понятнее и привлекательнее для ребёнка, чем её содержание ближе к его жизненному личному опыту. В связи с этим, содержание игр необходимо строить в опоре на имеющиеся у ребёнка знания и опыт деятельности. Таким образом, они будут актуальны, доступны и интересны для ребёнка на данный момент. Благодаря этому, игры с природным материалом будут способствовать уточнению, закреплению и расширению собственного действенного и чувственного опыта детей, обеспечивать развитие умения, применять имеющиеся знания и умения в новых ситуациях, для решения разнообразных проблемных задач. Это особенно важно для умственно отсталых детей, у которых опыт действия с предметами значительно обеднён, не зафиксирован и не обобщён.

Принцип доступности. Доступность игр с природным материалом предполагает обеспечение ребёнку возможности принимать активное участие в выполнении игровых действий. При этом степень самостоятельности ребёнка может быть различной. На этапе знакомства с новой игрой ребёнок может выполнять игровые действия вместе с взрослым. Взаимодействие с взрослым и интерес к деятельности являются основными показателями доступности, (то есть соответствия возможностям) игры для ребёнка. На этом закрепления соответствующих игровых действий предполагается самостоятельная деятельность ребёнка, поэтому ему предлагается хорошо знакомая игра.

Принцип системности, систематичности и последовательности, который определяет логику содержания знаний, навыков и умений, последовательный переход от одних играм к другим, расширенным и усложненным.

Обучать играм с природным материалом необходимо в двух направлениях:

1. Систематизация знаний, в том числе о качествах, свойствах природного материала.

2. Построение системы знаний об окружающем мире как базовой основы представлений о «картине мира».

Организация системных знаний об объектах природного мира осуществляется не простым объединением, как при систематизации, а путём анализа, выявления каждого объекта.

Системность и последовательность организации и проведения игр с природным материалом обеспечиваются чётким планированием, разбивкой содержания на отдельные «порции», установлением связи каждого предыдущего этапа с последующим.

Требование последовательности и систематичности обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью учитывается и при определении объёма знаний, проявляется в частой и многократной повторяемости игр при небольшом увеличении объёма и незначительном усложнении содержания.

Принцип развивающего и воспитывающего обучения. Развивающим обучение может стать только тогда, когда оно построено с учетом уровня актуального развития ребенка, направленно в «зону ближайшего развития» и обеспечивает её расширение.

Обучая действиям с природным материалом, необходимо стремиться активизировать мыслительную деятельность детей. Для этого используются все доступные и значимые для развития дошкольников виды деятельности. Естественно, если речь идёт об играх с природным материалом, то ведущей будет игровая деятельность.

Наиболее благоприятной для реализации принципа воспитывающего и развивающего обучения является личностно ориентированная модель взаимодействия ребёнка и взрослого, и именно она должна стать одной из ведущих в системе коррекционно-развивающей работы с проблемными детьми.

Кроме того, воспитательные функции должны быть заложены уже в содержании игр, с помощью которого у детей формируется отношение к действительности. Воспитывающего эффекта коррекционного обучения можно достичь, используя познавательный потенциал природного материала: дети знакомятся с природным материалом, который они собирают вместе с взрослыми;  они узнают о свойствах и качествах воды (живая и мёртвая вода), о предметах, которые являются результатами труда людей; у них формируются представления о бережном отношении к ним.

На протяжении всего обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточность игровой деятельности внимание взрослых должно быть направленно на развитие таких качеств, как организованность, дисциплинированность, целенаправленность, последовательность и т. д.

Принцип динамичности. Темп игр определяется педагогом с учетом специфики каждого ребенка, обеспечивая решение поставленных задач. Особенно важно обеспечить темп деятельности детей в случае, когда игра проводится с подгруппой детей. Как правило, степень владения игровыми действиями и темп деятельности детей, даже тогда их 3-5 человек, различны. Соответственно педагогу необходимо прилагать большие усилия, чтобы обеспечить единый темп деятельности. Для этого ему необходимо, например, оказывать некоторым детям индивидуальную помощь, чтобы они могли успевать за другими. Благодаря этому все дети в одно время решают игровую задачу и достигают результата игры.

Принцип вариативности. Для овладения знаниями и умениями нашим детям требуется гораздо большее количество повторений. Именно игра с природным материалом позволяет обеспечить необходимое количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально-положительного отношения к содержанию и деятельности. Для наших детей частое обращение к одним и тем же дидактическим играм и выполнение однотипных действий не столь утомительно, как для нормально развивающихся. Наоборот, дети с проблемами в интеллектуальном развитии предпочитают новым играм хорошо знакомые, участие в которых им удаётся без труда и доставляет удовольствие. Следование их желаниям может привести к тому, что они овладеют лишь ограниченным количеством игр и игровых действий и не смогут приобретённые знания и умения перенести в другую ситуацию на другой материал. Чтобы избежать этого и вместе с тем обеспечить повторность содержания и действий необходимо предлагать дидактическую игру в разных вариантах.

Вариативность игр можно достичь за счёт внесения изменений в материал, приёмы руководства игрой, место проведения игры, количество участников. Внесение изменений хотя бы в один из перечисленных элементов вносит в игру новизну

Изменение материала является самым простым способом возникновения нового варианта игры. Оно может происходить за счёт изменения несущественных свойств используемых предметов. Например, в играх с песком на формирование представлений о размере предметов можно варьировать за счёт увеличения (уменьшения) их количества, цвета, материала, из которого они сделаны.

Принцип активности и самостоятельности. Игры с природным материалом всегда предоставляют ребёнку возможность выполнять реальные действия с предметами для решения с их помощью проблемных ситуаций, что способствует приобретению личного опыта. Это особенно важно для детей с интеллектуальной недостаточностью, у которых опыт действия с предметами обеднён, слабо дифференцирован и не обобщён. Очевидно, что в дошкольном возрасте у них самостоятельность крайне низка, поэтому её активизация – это важнейшее условие их психомоторного развития в целом, а также овладения всеми видами деятельности.

Важным средством формирования самостоятельности как деятельности и личной характеристики ребёнка может стать игра с природным материалом. Хорошая организация применения игр в коррекционно-образовательном процессе позволяет постепенно у ребёнка предпосылки самостоятельной деятельности и желание проявлять самостоятельность при выполнении разнообразных действий. Главное условие успешности этой работы- правильное применение приёмов руководства играми детей. Началом формирования самостоятельной деятельности является совместное выполнение игровых действий взрослым и ребёнком. Благодаря этому ребёнок, у которого ещё малый собственный опыт, предметных и игровых действий, имеет возможность быстрее освоить образцы этих действий. Когда ребёнок понимает смысл и назначение действий, способ его выполнения, взрослый предлагает в аналогичной игре выполнить игровые действия по подражанию, затем по образцу и словесной инструкции.

Таким образом, предоставление ребёнку всё большей самостоятельности в игре происходит постепенно, с учётом его возрастающих возможностей, при постоянном контроле со стороны педагога и своевременном оказании им помощи ребёнку при возникновении трудностей на любом этапе освоения игровых действий.

В процессе работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью сохраняется представленная последовательность при применении игр, включающих новые игровые действия, независимо от возраста детей и этапа их обучения.

Принцип всесторонности и гармоничности развития детей.

В содержании игр с природным материалом, необходимо включать информацию о разных сторонах окружающей ребёнка действительности, привлекать умения и навыки из других видов деятельности, которыми в соответствии со своими индивидуально - типологическими особенностями может овладеть ребёнок. Потребность в этом диктуется необходимость:

- социального развития ребёнка, который будет жить в многообразном мире, а следовательно, строить своё поведение и деятельность;

- умственного развития ребёнка;

- подготовки ребёнка к школе.

Обучение играм с природным материалом осуществляется с помощью следующих методов:

1.Практических.

2.Наглядных.

3.Словесных.

К практическим методам относятся:

- разнообразные практические действия, служащие основой для умственного развития детей;

- целенаправленные действия практического характера с различным дидактическим материалом;

- формирование элементарных навыков систематизации, счёта, измерения и т.д.;

- создание условий для широкого применения навыков взаимодействий с природным материалом в быту, в игре, в различных видах деятельности.

Наглядные методы используются при построении предметно - развивающей среды. При этом необходимо отметить, что предлагая своё видение организации и проведения игр с природным материалом, мы отдаём предпочтение методам естественной наглядности.

В процессе игр также используется словесные методы обучения - это рассказывание детям о природном материале, об орудиях - предметах бытового назначения.

Необходимым условием успешной работы по обогащению игрового опыта является применение следующих приёмов:

  • Проигрывание действий педагогом на глазах у детей.
  • Совместное выполнение игровых действий.
  • Выполнение действий по подражанию действиям педагога.
  • Выполнение действий по образцу, предлагаемому взрослым.
  • Выполнение действий по словесной инструкции.
  • Предметно - развивающая среда для обучения детей  играм с водой и песком.

Для проведения игр с водой и песком необходимо создать соответствующую предметно - развивающую среду. При создании предметно - развивающей среды    целесообразно соблюдать следующие рекомендации:

Помещение для игр должно быть достаточно светлым, тёплым и уютным. Желательно, чтобы оно было оборудовано раковиной, где дети могли бы вымыть руки, набрать вместе с воспитателем воды и т.д.

Для удобства работы пол в комнате также должен быть выложен плиткой, чтобы мелкие неудачи (разлилась вода, рассыпался песок и т.д.) не вызывали больших проблем и затруднений в их устранении. Кроме этого, потребуются: водонепроницаемые пластмассовые или деревянные ящики или специальные столы для воды и песка, а также вода и чистый просеянный и прокаленные в духовом шкафу песок.

2.   Обязательным условием проведения игр с водой и песком является наличие специальной одежды (халаты, фартуки, нарукавники из полиэтилена и т.п.), которые дети одевают перед игрой, чтобы не испачкать и не намочить свою одежду.

3. Для хранения игрового оборудования и материалов важным является наличие стеллажей. Они помогут удобно расположить разноцветные пластмассовые ванночки, тазы, подносы разных цветов и размеров, натуральные предметы домашнего обихода (разноцветные пластмассовые, деревянные, металлические кувшины, миски, ложки, кастрюли трёх-четырёх размеров, совочки, формочки, вёдра, сачки, лейки, бутылочки, сита).

4.   Разнообразным должен быть игровой материал:

- природного происхождения: - камешки, различные по величине, форме и цвету, ракушки, жёлуди, орехи, листья, веточки, шишки, горох, фасоль, разноцветный песок и д.р., размещённые в разных емкостях.

- наборы мелких резиновых, пластмассовых игрушек:

а) фигурки людей и животных, птиц и пр.;

б) растения, (деревья, цветы, кустарники);

в) средства транспорт(машины, лодки, корабли и пр.);

г) постройки (мосты, ограды, ворота, загоны для скота);

д) пластиковые или деревянные буквы и цифры, различные геометрические фигуры, игрушечные удочки с магнитами, счётные палочки, пуговицы и т. д.

Игры с песком.

Идея «терапии песком»была предложена еще швейцарским психологом и философом Карл Густав Юнгом, основателем аналитической терапии. Наблюдая за играми детей, мы видим, как положительно влияет песок на их эмоциональное самочувствие, являясь прекрасным средством для развития и самореализации ребенка.

Игра с песком как способ развития и самотерапии ребенка известен с древних времен. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Человек выступает в песочнице как созидатель — один жизненный сюжет меняет другой, следуя законам бытия: все приходит и все уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, просто старое превращается в нечто иное, новое. При многократном переживании этого ощущения человек достигает состояния душевного равновесия.

Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.

Что же происходит с ребенком, когда он играет в песок? Часто словами ребенок не может выразить свои переживания, страхи и тут ему на помощь приходят игры с песком.

Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо! Этот опыт в виде «концентрата» попадает в бессознательное ребенка (тогда как глубинный смысл проигранного может и не осознаваться). Некоторое время бессознательное активно ассимулирует новый материал в имеющуюся систему мировосприятия. И наступает момент (срок для каждого индивидуален), когда мы можем заметить в поведении ребенка определенные изменения. Это удивительно, но он начинает применять в реальности свой «песочный» опыт! Таким образом, осуществляется «круговорот переносов в природе».

Перенос традиционных психолого - педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».

В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.

В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми.

Таким образом, жизнь маленького человека как общественного существа начинается с игр в песок, и на склоне лет человек, занимаясь с землей, приобретает душевное равновесие и спокойствие, гармонию с миром и самим собой.

Опираясь на психолого - педагогические исследования и собственный опыт, можно сказать о том, что использование песочной терапии - это хорошая среда для индивидуальной и групповой коррекционно - развивающей и профилактической работы с детьми.

Игры с песком предполагают выполнение различных игровых действий в соответствии с особенностями развития детей: совместные действия детей и взрослых; действия по подражанию и по образцу; самостоятельные действия, которые отражают их собственный замысел.

Игры с песком на начальном этапе обучения проводятся  индивидуально. В этом случае педагог становится единственным партнёром ребёнка по игре и сам предлагает ему образец разнообразных действий с песком. Педагог объясняет детям, как можно играть с песком (в зависимости от его состояния – мокрый и сухой), какие предметы и орудия могут быть использованы  в играх.

На следующих этапах обучения такие игры организовываются группами, в которые входят дети как с примерно одинаковым, так и с разным уровнем развития игровых действий. При объединении детей в группы со сходными возможностями им предлагаются одинаковые по сложности игры.

На начальном этапе  при ознакомлении  со свойствами песка взрослый показывает детям, как надо брать песок ладошками, просыпать  его между пальцами, поливать водой, делая его мокрым. На этом этапе обучения большое внимание уделяется практическим действиям с песком. Дети учатся скатывать в комочки, то есть лепить из него шарики; накладывать мокрый песок в формочки, а затем, перевернув их, освобождать песок так, чтобы получился «куличик». Дети пересыпают песок совком, ложкой и другими предметами из одной ёмкости в другую; указательными пальчиками делают углубления в песке; оставляют на песке следы от ладошек и т.д. и т.п. Этим действиям придаётся особое значение в процессе обучения, поскольку они направлены на развитие координации рук и зрительного прослеживания, на выделение ведущей руки, на формирование тактильного опыта и т.п. Как правило, вначале игр с песком дети с проблемами в интеллектуальном и сенсомоторном развитии бывают или очень скованны, или действуют импульсивно, хаотически манипулируя сыпучими материалами. Они не могут катать песок руками, действуют, сжимая пальчики, выполняют движения обеими руками нескоординировано и т.п.

В процессе подготовки к игре детям даётся возможность многократно исследовать песок. Им показываются действия, которые можно производить с этим сыпучим материалом, а также выполняются совместные действия, направленные на преобразование песка и т.п.

В отличие от сухого, мокрый песок может сохранять форму того предмета, в который он был положен, и после того, как будет освобождён от этого предмета.

С детьми проводятся различные игровые упражнения: «Печём куличики», «Скатываем шарики из песка», «Наполним песком большую и маленькую миски» и т.п.

Таким образом, на начальном этапе обучения играм с песком у детей формируется не только представление о свойствах песка: мокрый «лепится», а сухой распадается на песчинки, - но и пространственные представления.

В играх с песком у детей формируются операционально-техническая сторона деятельности, развивается зрительно-двигательная координация. Они учатся прослеживать взглядом за движениями рук в процессе игры, располагать формочки с песком, выполнять движения пальцами, ладонями на песке и т.п.

По мере того, как дети овладевают способами взаимодействия с песком, познают его свойства и качества, они всё больше используют его в разных видах деятельности – в игре, рисовании, конструировании. Игры с песком становятся всё более значимыми и в дальнейшем могут активно использоваться в различных направлениях коррекционно-развивающей

Игры с песком  используются в процессе специализированных занятий, целью которых является математическое развитие, развитие речи, обучение конструированию детей с интеллектуальной недостаточностью. такие игры формируют у детей представления о непрерывности, о величине и форме, учатся ориентироваться в пространстве и т.д.

  Все игры с песком условно можно разделить по трем направлениям:

обучающие(облегчают процесс обучения);

познавательные(с их помощью познается многогранность нашего мира);

проективные(через них осуществляется психологическая диагностика, коррекция и развитие ребенка).

Через игру в песок у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия и успешности, а также решаются следующие задачи:
        

1. Развитие коммуникативных навыков, т.е. умение правильно общаться. Песочница прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. Если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным. В песочнице быстрее устанавливаются доверительные отношения между воспитателем и ребенком. Для ребенка роль воспитателя становится понятной, предсказуемой и значимой, что укрепляет его базисное доверие к миру. Педагоги  олучают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент.

        2. В играх с песком происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения как ребенка, так и воспитателя, тоже испытывающего в этот период нервные перегрузки. Это ведет к сокращению сроков психофизической адаптации.

        3. В песочнице, взаимодействуя с взрослым и сверстниками, ребенок более осмысленно и быстро осваивает нормы и правила поведения и общения в группе.

        4. В песочных играх с миниатюрными фигурками ребенок с помощью взрослого проигрывает психотравмирующую ситуацию расставания с родителями, встречу с неизвестным, осваивает позитивные способы поведения.

        5. Воспитатель становится для ребенка проводником в освоении умений, навыков и знаний об окружающем мире и самом себе в этом мире. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!

Оборудование «педагогической песочницы»

1. Водонепроницаемый деревянный ящик или пластиковый таз, дно и

борта которых должны быть голубого/синего цвета (дно символизирует воду,

а борта — небо). Высота бортов не менее 10 см. Размеры большой песочницы

для подгрупповых занятий — 90x70 см, песок в ней можно разделить на две

части: сухой и мокрый. Для индивидуальных занятий можно использовать несколько пластиковых прямоугольных тазов. Желательно, чтобы у песочниц

были съемные крышки.

2. Песок должен быть желтого или светло-коричневого цвета,

сертифицированный (такой песок привозят в детские сады в песочницы),

песчинки должны быть среднего размера. Песком заполняется 1/3 ящика.

Перед использованием песок должен быть просеян, промыт и обеззаражен —

его нужно прокалить в духовке или прокварцевать. Кварцевать песок

необходимо не реже одного раза в неделю с обязательным указанием

последней даты кварцевания на бирке (на внешней стенке песочницы).

Мокрый песок по окончании занятия необходимо подсушить, поверхность

сухого песка выровнять и сбрызнуть водой.

3. Набор игрового материала (хранится в пластиковых контейнерах

с отверстиями):

• лопатки, широкие кисточки, сита, воронки;

• разнообразные пластиковые формочки разной величины —

геометрические; изображающие животных, транспорт, людей; формочки для

теста;

• миниатюрные игрушки (высотой 5–10 см), изображающие людей

разного пола и возраста; различных животных и растения; транспорт и пр.

(игрушки из «киндер-сюрпризов» для занятий в младших группах не

использовать);

• набор игрушечной посуды и игрушечные кроватки (для игр

«Песочный детский сад» и «Семья»);

• различные здания и постройки;

• бросовый материал: камешки, ракушки, веточки, палочки, большие

пуговицы, одноразовые соломки для коктейля.

Игра «Здравствуй, песок!»

Цель: снижение психофизического напряжения.

Содержание.

Взрослый просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка.

Ребенок:

• дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;

• легко/с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу;

• дотрагивается до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной;

• перетирает песок между пальцами, ладонями.

В последнем случае можно спрятать в песке маленькую плоскую игрушку: «С тобой захотел поздороваться один из обитателей песка — ...»

Старшие дети описывают и сравнивают свои ощущения: «тепло — холодно», «приятно — неприятно», «колючее, шершавое» и т.д.

Игра «Песочный дождик»

Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.

Содержание.

Взрослый говорит о том, что в «песочной стране» может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит.

Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.

Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.

Игра «Узоры на песке»

Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.

Содержание.

Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения), простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого. Вариант: взрослый рисует на доске, дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный узор.

Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов, например камешков, желудей, больших пуговиц и пр.

Пример: сегодня мы с тобой будем украшать наш песочный дом. Посмотри, какие узоры на песке можно нарисовать. Нарисуй, как я. Придумай свой узор, рисунок. В верхней части песочницы будут узоры из кругов, а внизу — из треугольников.

Игра «Необыкновенные следы»

Цель: развитие тактильной чувствительности , воображения.

Содержание.

«Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

«Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).

«Кроказябла» — дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны).

Игры с водой.

        

Игры с водой на начальном этапе обучения проводятся  индивидуально. В этом случае педагог становится единственным партнёром ребёнка по игре.  

На следующих этапах обучения детей объединяют в группы с учётом сходных возможностей и предлагают им одинаковые по сложности игры. При объединении  в одну группу с различным уровнем развития игровых навыков необходимо дифференцировать игровые заданию по степени сложности или привлекать к играм пары детей, взаимодополняющие друг друга.

В процессе игр с водой и различными игрушками или натуральными предметами у детей формируется представление об окружающем мире.

На начальном этапе необходимо знакомить детей с характерными свойствами воды. В процессе игр с водой дети узнают, что вода мокрая, что: она может быть тёплой и холодной, чистой и грязной, иметь вкус и запах и не иметь вкуса и запаха («Тёплая и холодная», «Узнай на вкус», «Найди такого же цвета», «Вода грязная и чистая» и др.).

Далее проводятся игры, построенные с учётом тех или иных свойств материалов. Дети знакомятся с различными предметами, которые:

-

На последующих этапах проводятся игры с математическим содержанием.

В ходе  игр с водой у детей формируются представления о величине.        

Наряду с играми-экспериментированиями, к играм с водой относятся отобразительные игры с куклой, игры на овладение элементарными навыками самообслуживания и т. п. Например, можно предложить детям умыть или искупать куклу, используя различные гигиенические средства: мыло, пену для ванны и т.п. Игра может сочетаться с разучиванием стихотворения.

Важную роль играют занятия с водой и в развитии речи детей. В играх с водой формируется навык речевого и неречевого общения детей. Эмоционально реагируя на температуру воды (холодная, тёплая), на действия с водой (брызгаться, поливать, вытираться, мыть, умываться), ребёнок гораздо быстрее усваивает речевые конструкции, предложные формы и т.д.

Организовывая занятия с водой в детском саду, воспитатель преследует следующие задачи:

  • Физическое развитие ребенка, развитие мелкой моторики, зрительной координации;
  • Знакомство детей с особенностями окружающей среды, в игровой форме изучаем свойства воды, рассказываем детям, что вода мокрая. Развиваем познавательную деятельность. Например, объясняем малышам, почему их ручки видны сквозь воду;
  • Обогащается словарный запас;
  • Вода способствует снятию напряжения, негативных эмоций;
  • Поддерживаем интерес детей к совместным играм, учим общению в коллективе;
  • Закаливаем ребенка.

Для организации игровой деятельности с водой подготовьте поролоновые губки, лейки, пластиковые чашечки, крышки, стаканчики, два тазика, фартуки, полотенца.

КРУГИ НА ВОДЕ

Возраст: с 1,5 лет

Вам потребуется: большая посуда, наполненная водой.

Как играть. Налейте в посуду воду и дождитесь, чтобы вода была абсолютно спокойной. Дальше все зависит от вашей фантазии: вы можете дотронуться пальцем до середины (или пусть это сделает ребенок). По воде пойдут круги. Кстати, довольно часто в книгах встречаются картинки с изображением кругов на воде. Малышу будет проще на практике понять и узнать это явление.

Если размеры посуды позволяют, покажите ребенку небольшие волны.

ТОНЕТ — НЕ ТОНЕТ

Возраст: с 1,5 лет

Вам потребуется: прозрачная миска с водой. В другой чашке сложены различные мелкие предметы:  камешек, бусинка, кубик, тряпочка, губка и т. д., полотенце.

Как играть. Ребенок по очереди опускает в миску с водой один за другим все предметы. Он наблюдает — тонет предмет или нет.

Перед опытом «погадайте» с малышом, что утонет, а что нет. Часто интуитивно дети дают правильные ответы.

Проверенные предметы можно откладывать в две кучки по принципу «тонет» или «не тонет». В конце игры картина будет полной. Обратите внимание маленького ученого, из каких материалов вещи утонули, а из каких нет.

Такую игру легко проводить в момент купания ребенка, можно использовать различные игрушки и предметы, например ложку, небольшое полотенце, шарик и т. п.

РЫБОЛОВ

Возраст: 1,5-5 лет

Вам потребуется: миска с водой; мелкие предметы; маленькое сито с ручкой.

Как играть. Налейте в миску воды и бросьте туда несколько мелких предметов: кусочки пробки, веточки и т. п. Предложите малышу с помощью маленького сита с ручкой выловить все эти предметы.

Игра развивает мелкую моторику, координацию движений, усидчивость и аккуратность.

ЕСТЬ ЛУЖА - НЕТ ЛУЖИ

 Возраст: 1,5-5 лет

Вам потребуется: вода; поднос; губка; 2 тарелки.

Как играть. Сначала научите малыша переносить губкой воду из одной тарелки в другую. Для этого поставьте на поднос две тарелки: слева с небольшим количеством  воды, справа — пустую. Покажите, как пользоваться  губкой, набирая ею воду в одной тарелке и отжимая над другой. Обратите внимание на то, что вода не должна капать с губки на поднос. Затем пролейте немного воды на поднос и покажите, как вытереть лужу с помощью губки.

В играх такого типа у ребенка вырабатывается навык и привычка убирать за собой, аккуратность, развивается координация движений.

ПЕРЕЛИВАНИЕ ИЗ ЧАЙНИКА В ЧАШКУ

Возраст: с 2 лет

Вам потребуется: небольшой чайник (можно использовать заварочный); маленькая чашка; губка.

Как играть. Малыш переливает воду из чайника в чашку. Это простое действие для нас, взрослых, но довольно сложное для 2-3-летних детей. Как вы догадались, губка понадобится для того, чтобы исправить некоторые неудачи.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игры с песком и водой в психокоррекционной работе с детьми раннего возраста с нарушением интеллекта 2017

Слайд 2

Содержание: Цель и задачи; Значение игр с песком и водой; Цели и задачи игр с водой и песком; Принципы, методы и приёмы обучения детей с умственной отсталостью играм с водой и песком; Игры с песком; Игры с водой; Вопросы; Список литературы.

Слайд 3

Цель: Изучит специфику проведения игр с песком и водой с детьми раннего возраста с УО. Задачи: Уточнить значение игр с песком и водой; Изучить принципы, методы и приёмы обучения детей с умственной отсталостью играм с водой и песком; Ознакомится с вариантами игр с песком; Ознакомится с вариантами игр с водой; Воспитывать интерес к изучению психокоррекции .

Слайд 4

Значение игр с песком и водой Игры с водой и песком - это процесс развития самосознания ребенка, это его спонтанная « самотерапия », это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности, познание окружающего мира.

Слайд 5

Игры с природным материалом (вода, песок) имеют глубокие исторические корни. Они как бы «оживляют» генетическую память ребёнка, дают ему возможность сделать первые шаги в изучении окружающего его мира. Песок и вода действуют на ребенка как магнит: забирают негативную психическую энергию, происходит гармонизация психоэмоционального состояния ребенка, успокаивается нервная система, происходит профилактика и коррекция их психического состояния.

Слайд 6

Цели и задачи с водой и песком Основными задачами обучения детей играм с водой и песком являются: - знакомство детей с различными природными материалами и их свойствами (вода горячая, холодная; песок сыпучий, сухой, мокрый; шишки колючие, жёлуди гладкие и т.п.); - формирование у детей навыков и умений адекватно, бережно и осторожно действовать с природными материалами; - развитие у детей орудийных действий: использование орудий и предметов для достижения цели, например, вылавливание ракушки сачком из воды, пересыпание песка совком, манки ложкой из одной ёмкости в другую; - развитие познавательных функций рук детей: координации движений обеих рук со зрительным прослеживанием (захват, удерживание, приближение, поворачивание, вкладывание и т.п.); - формирование у детей элементарных математических представлений; - стимуляция речевой активности в процессе игр с природными материалами; - стимуляция стремления действовать вместе с взрослым, по показу, по образцу и по словесной инструкции взрослого и наблюдать за преобразованием природных материалов; - получение радости и удовольствия от игр с природными материалами.

Слайд 7

Основная цель проведения игр и упражнений с водой формирование у детей представлений о её особенностях, о температурных характеристиках, о значимости воды для жизни животного и растительного мира, об изменчивости её формы в зависимости от формы ёмкости, в которую она наливается. Основная цель проведения игр и игровых упражнений с песком формирование у детей представлений об особенностях сухого и мокрого песка, об изменчивости его формы в зависимости от формы ёмкости, в которую он насыпается или укладывается.

Слайд 8

Принципы, методы и приёмы обучения детей с умственной отсталостью играм с водой и песком Коррекционно - развивающую работу по развитию игровой деятельности детей с использованием природного материала необходимо строить на основе различных дидактических принципов: Принцип связи знаний и умений с жизнью; Принцип доступности; Принцип системности, систематичности и последовательности; Принцип развивающего и воспитывающего обучения; Принцип динамичности; Принцип вариативности; Принцип активности и самостоятельности; Принцип всесторонности и гармоничности развития детей.

Слайд 9

Обучение играм с природным материалом осуществляется с помощью следующих методов: Практических. Наглядных. Словесных. К практическим методам относятся: - разнообразные практические действия, служащие основой для умственного развития детей; - целенаправленные действия практического характера с различным дидактическим материалом; - формирование элементарных навыков систематизации, счёта, измерения и т.д.; - создание условий для широкого применения навыков взаимодействий с природным материалом в быту, в игре, в различных видах деятельности.

Слайд 10

Наглядные методы используются при построении предметно - развивающей среды. При этом необходимо отметить, что предлагая своё видение организации и проведения игр с природным материалом, мы отдаём предпочтение методам естественной наглядности. В процессе игр также используется словесные методы обучения - это рассказывание детям о природном материале, об орудиях - предметах бытового назначения.

Слайд 11

Необходимым условием успешной работы по обогащению игрового опыта является применение следующих приёмов : Проигрывание действий педагогом на глазах у детей. Совместное выполнение игровых действий. Выполнение действий по подражанию действиям педагога. Выполнение действий по образцу, предлагаемому взрослым. Выполнение действий по словесной инструкции. Предметно - развивающая среда для обучения детей играм с водой и песком.

Слайд 12

Для проведения игр с водой и песком необходимо создать соответствующую предметно - развивающую среду Помещение для игр должно быть достаточно светлым, тёплым и уютным. Обязательным условием проведения игр с водой и песком является наличие специальной одежды (халаты, фартуки, нарукавники из полиэтилена и т.п.). Для хранения игрового оборудования и материалов важным является наличие стеллажей. Игровой материал должен быть разнообразным

Слайд 13

Игры с песком Идея «терапии песком» была предложена еще швейцарским психологом и философом Карл Густав Юнгом, основателем аналитической терапии. Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.

Слайд 14

Юнгианская песочная терапия, наряду с игротерапией , как раз представляют собой такой подход, который в невербальной форме с помощью игры с песком и перестановки миниатюрных фигурок, а также через построение песочных картин позволяет проникнуть в глубинные слои психики, в бессознательные эмоции. Метод дает возможность определить, увидеть в самой постройке, в проявленной художественной форме эмоциональное состояние клиента ребенка, характер отношений между сознанием и бессознательным, между Эго и Самостью. Работа с песком, как и спонтанная игра, позволяет найти внутри психики силы, движущие ее к исцелению и интеграции.

Слайд 15

Игры с песком предполагают выполнение различных игровых действий в соответствии с особенностями развития детей : совместные действия детей и взрослых; действия по подражанию и по образцу; самостоятельные действия,которые отражают их собственный замысел.

Слайд 16

Игры с песком на начальном этапе обучения проводятся индивидуально В этом случае педагог становится единственным партнёром ребёнка по игре и сам предлагает ему образец разнообразных действий с песком. Педагог объясняет детям, как можно играть с песком

Слайд 17

На начальном этапе при ознакомлении со свойствами песка взрослый показывает детям, как надо брать песок ладошками, просыпать его между пальцами, поливать водой, делая его мокрым. На этом этапе обучения большое внимание уделяется практическим действиям с песком. Дети учатся скатывать в комочки, то есть лепить из него шарики; накладывать мокрый песок в формочки, а затем, перевернув их, освобождать песок так, чтобы получился «куличик». Дети пересыпают песок совком, ложкой и другими предметами из одной ёмкости в другую; указательными пальчиками делают углубления в песке; оставляют на песке следы от ладошек и т.д. и т.п.

Слайд 18

На следующих этапах обучения такие игры организовываются группами, в которые входят дети как с примерно одинаковым, так и с разным уровнем развития игровых действий. Игры с песком используются в процессе специализированных занятий, целью которых является математическое развитие, развитие речи, обучение конструированию детей с УО. * Игры формируют у детей представления о непрерывности, о величине и форме, учатся ориентироваться в пространстве и т.д.

Слайд 19

Все игры с песком условно можно разделить по трем направлениям: обучающие(облегчают процесс обучения); познавательные(с их помощью познается многогранность нашего мира); проективные(через них осуществляется психологическая диагностика , коррекция и развитие ребенка). « Через игру в песок у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия и успешности.»

Слайд 20

Игра «Здравствуй, песок!» Цель: снижение психофизического напряжения. Содержание . Взрослый просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка. Ребенок: • дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно; • легко/с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу; • дотрагивается до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной; • перетирает песок между пальцами, ладонями.

Слайд 21

Игра «Узоры на песке» Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей. Содержание. Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения), простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого.

Слайд 22

Игры с водой Игры с водой на начальном этапе обучения проводятся индивидуально. В этом случае педагог становится единственным партнёром ребёнка по игре. На следующих этапах обучения детей объединяют в группы с учётом сходных возможностей и предлагают им одинаковые по сложности игры

Слайд 23

На начальном этапе необходимо знакомить детей с характерными свойствами воды. В процессе игр с водой дети узнают, что вода мокрая, что: она может быть тёплой и холодной, чистой и грязной, иметь вкус и запах и не иметь вкуса и запаха («Тёплая и холодная», «Узнай на вкус», «Найди такого же цвета», «Вода грязная и чистая» и др.). Далее проводятся игры, построенные с учётом тех или иных свойств материалов. Дети знакомятся с различными предметами, которые: На последующих этапах проводятся игры с математическим содержанием. В ходе игр с водой у детей формируются представления о величине. Наряду с играми-экспериментированиями, к играм с водой относятся отобразительные игры с куклой, игры на овладение элементарными навыками самообслуживания и т. п.

Слайд 24

Важную роль играют занятия с водой и в развитии речи детей. В играх с водой формируется навык речевого и неречевого общения детей. Эмоционально реагируя на температуру воды (холодная, тёплая), на действия с водой (брызгаться, поливать, вытираться, мыть, умываться), ребёнок гораздо быстрее усваивает речевые конструкции, предложные формы и т.д.

Слайд 25

Круги на воде Возраст: с 1,5 лет Вам потребуется : большая посуда, наполненная водой. Как играть . Налейте в посуду воду и дождитесь, чтобы вода была абсолютно спокойной. Дальше все зависит от вашей фантазии: вы можете дотронуться пальцем до середины (или пусть это сделает ребенок). По воде пойдут круги. Кстати, довольно часто в книгах встречаются картинки с изображением кругов на воде. Малышу будет проще на практике понять и узнать это явление. Если размеры посуды позволяют, покажите ребенку небольшие волны.

Слайд 26

ТОНЕТ — НЕ ТОНЕТ Возраст: с 1,5 лет Вам потребуется : прозрачная миска с водой. В другой чашке сложены различные мелкие предметы: камешек, бусинка, кубик, тряпочка, губка и т. д., полотенце. Как играть. Ребенок по очереди опускает в миску с водой один за другим все предметы. Он наблюдает — тонет предмет или нет. Перед опытом «погадайте» с малышом, что утонет, а что нет . Часто интуитивно дети дают правильные ответы .

Слайд 27

Источники: ЗНАЧЕНИЕ ИГР С ВОДОЙ И ПЕСКОМ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ - Юденок Юлия Вячеславовна ИГРЫ С ПЕСКОМ И ВОДОЙ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА работа по самообразованию воспитателя второй группы раннего возраста цимбалюк С. В. М.2014 год Методическая разработка на тему: Методические рекомендации "обучение детей с тяжёлой умственной отсталостью играм с водой и песком" . Иванова Наталья Сергеевна Методическая разработка по конструированию, ручному труду (младшая группа) по теме: картотека игр с песком (для детей раннего возраста) - Скляренко Вера Викторовна Http://baragozik.Ru/razvivaemsya-i-uchim/pesochnaya-terapiya-dlya-detej-terapevticheskie-igry-v-pesok-po-metodike-sandplay.Html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" ОРГАНИЗАЦИЯ ИГР С ПЕСКОМ И ВОДОЙ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА"(в рамках метод объединения)

Консультация для воспитателей. Как организовать игры с песком и водой....

"ОРГАНИЗАЦИЯ ИГР С ПЕСКОМ И ВОДОЙ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА"

Данная работа будет хорошим пособием для начинающих воспитателей и родителе для развития мекой моторики и ознакомления с окружающим миром....

Игры с песком и водой с детьми дошкольного возраста.

Игры с песком и водой в детском саду могут стать неотъемлемой частью воспитательного процесса.  Когда дети играют с песком или другими материалами, то они активно используют руки, что помогает по...

перспективный план на год по эксперементированию песком и водой с детьми раннего возраста

перпективный план на год по эксперементированию песком и с водой с детьми раннего возраста...

Организация игр с песком и водой с детьми раннего возраста

"Консультация для родителей "Организация игр с песком и водой с детьми раннего возраста"...

« Организация предметно-развивающей среды для игр с песком и водой с детьми раннего возраста».

laquo; Организация предметно-развивающей среды дляигр с песком и водойс детьми раннего возраста»....