Игры с песком и водой с детьми дошкольного возраста.
консультация по теме

Игры с песком и водой в детском саду могут стать неотъемлемой частью воспитательного процесса.  Когда дети играют с песком или другими материалами, то они активно используют руки, что помогает познавать окружающий мир. Ребенок собственным опытом и своими руками делает себя разумным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx17.79 КБ

Предварительный просмотр:

   

Когда маленькие дети играют в детском саду или же выходят на прогулку с родителями, то больше всего они любят игры с использованием подручных материалов. Таким подручным материалом может стать песок. Летом на море, на берегу реки или просто в песочнице во дворе дети всегда пытаются что-то создать. Также игры с песком в детском саду могут стать неотъемлемой частью воспитательного процесса.  Когда дети играют с песком или другими материалами, то они активно используют руки, что помогает познавать окружающий мир. Известный педагог Монтессори в начале двадцатого века говорила, что когда ребенок трудится, он делает себя сознательным, он творит из себя Человека. Таким образом он собственным опытом и своими руками делает себя разумным.

   Начинать игры с песком стоит с проверки на безопасность места, где будут играть дети. В детском саду в песочнике, безусловно, безопасно, но если песочница возле дома или планируются игры на берегу речки, моря, то обследовать будущее место для игр необходимо. Развитие игр начинается с создания соответствующих условий, отвечающих как гигиеническим, так и педагогическим требованиям:

  1.  Песок, которым пользуются дети, нуждается в постоянном уходе. Его периодически очищают, меняют, поливают, хорошо промешивают.
  2. Главное правило во время игр в песочнице- полный запрет на перекусы в песке. Это не гигиенично, ведь руки ребенка грязные, а значит на них может быть большое количество бактерий.
  3.  Необходимо постоянно следить, чтобы малыш не грыз игрушки в песочнице, а также не пробовал сам песок.
  4.  Еще следует предупредить ребенка, что кидаться песком в других деток нельзя.
  5.  Если у ребенка имеются открытые ранки, тогда в целях безопасности пока они полностью не заживут малышу лучше не играть в песке и с песком.
  6.  Так же ребенку не стоит играть на холодном или сыром песке, нельзя допускать, чтобы ребенок садился на него, так как может образоваться заболевание мочеполовой системы. Это очень важно для девочек, ведь у них могут возникнуть воспалительные заболевания.
  7. Ночью песочницу лучше закрывать фанерой или целлофаном, это поможет избежать визита незваных гостей.
  8. Раз в месяц сдавать анализы на выявление яиц гельминтов, это не зависит от частоты общения с песком, зато позволит выявить заражение на ранней стадии, а значит вылечить заболевание без каких- либо последствий для здоровья ребенка.

    Так как дети очень любят играть с песком и водой в любое время года, эти материалы должны находиться в достаточном количестве не только на дворах, бульварах, но и в помещении.

   Дети в дошкольном возрасте, находясь в детском саду, пытаются найти выход своей творческой энергии, именно поэтому очень часто песком дети рисуют картины: это могут быть картинки на песке или же они будут нарисованы песком на листе бумаги. Творение такое недолговечно, поэтому его можно сфотографировать, чтобы оставить в памяти этот момент.

   Кроме этого, можно в песочнице заняться строительством. Очень часто детям не интересно играть с обычными игрушками, например, с машинками, если нет соответствующей обстановки. Поэтому можно предложить построить дорогу для игр с грузовиками и другими машинками – мальчики будут в восторге. Они могут строить извилистые дороги, туннели и другие элементы – это очень творческий процесс. Девочки могут строить из песка замки. В таком замке они смогут поселить свою кукольную принцессу.

В детском саду летом можно организовать и развивающие игры с песком. В процессе творческой работы воспитатель даст возможность отдохнуть детям от подвижных игр, кроме этого он сможет увидеть уровень восприятия внешнего мира, который сложился у каждого воспитанника. Воспитатель может взять пластиковые пластинки для того, чтобы потом дети могли закопать их в песке: если оставить маленькое окошечко, то получится маленький тайничок. Такие игры с песком очень хороши для самых маленьких ребят. Для детей постарше можно придумать другую забаву: на влажном песке оставлять отпечатки рук или ног. Независимо от игр, результат любого творческого процесса можно сфотографировать на память.

   Основной целью любых игр с песком – это формирование у детей представлений о том, какие особенности имеет сухой и мокрый песок, какие изменения формы песка бывают в зависимости от того, в какую емкость его положили или насыпали. Песок в сухом виде не сохраняет форму – он рассыпается; количество песка можно измерить каким-либо сосудом (чашкой, стаканом) – его может быть мало или много; его можно пересыпать из одного места в другое и сделать это можно ладошками, совком или ложкой. Когда малыш пересыпает песок из одной емкости в другую или из одного места в другое с помощью совка или просто руками, то он может ощутить и понять свойства и особенности, которые имеет сухой песок. В отличие от сухого, мокрый песок сохраняет форму емкости или предмета, в который его положили, даже если его освободили от этого предмета. Можно предложить детям определить вес песка одинакового объема, но находящегося в разном физическом состоянии: для этого в две одинаковые емкости следует поместить сухой и мокрый песок, а потом дети должны будут сами определить – в какой емкости песок тяжелее. Мокрый песок можно поместить в несколько емкостей разнообразной формы. После того как формы будут перевернуты, дети увидят такое же количество фигур, которые имеют форму емкостей. Можно предложить детям пересчитать получившиеся формы. Поскольку песок в сухом виде не сохраняет форму, то подсчитать количества песка, которое соответствует количеству емкостей, не удастся – это можно продемонстрировать детям.

    Игры с водой требуют разнообразных игрушек, с различными свойствами и из различных материалов.

 Для игр с водой в практике употребляются только легкие, плавающие игрушки из пластмассы, которые хотя и держатся на воде, но не всегда устойчивы. Например, в лодках трудно покатать куклу или какую-нибудь другую игрушку. Неудобны игрушки резиновые (надувные). Они красиво оформлены, но очень велики по размерам.

 Хороши игрушки из коры, из дерева. Кроме этого, используются баночки, пузырьки, воронки, лейки, камешки, ракушки и др. Игрушки нужно постоянно дополнять и обновлять.

 Педагогическое руководство игрой должно быть направлено на организацию такой среды, которая развивала бы разнообразную ориентировочную деятельность и тем самым вызывала бы желание детей играть.

    Игры с песком и водой организуются в разные периоды дня по-разному. Утром, до завтрака, когда воспитатель занят приемом детей, беседами с родителями, подготовкой к завтраку, дети играют самостоятельно: формуют пирожки, пересыпают песок, делают «печатки» и т. д. Так как дети играют в этот период в одном общем месте и без надлежащего участия воспитателя, песок и воду им следует давать только тогда, когда дети уже умеют целенаправленно действовать с игрушками и знают правила поведения в таких играх.

Но и в этих случаях воспитатель должен помнить о том, чтобы одни и те же дети долго не стояли у песочных ящиков или не сидели на корточках в песочных двориках, так как это вредно для здоровья ребенка (грудная клетка сдавливается, затрудняя дыхание, позвоночник находится в согнутом положении).

Самым благоприятным периодом, когда воспитатель может постоянно руководить этими играми, будет время прогулки на воздухе и время после сна.

 Развивая детские игры, всегда надо иметь в виду разные возможности детей. Одним долгое время доставляет удовольствие процесс формовки пирожков, другим (они уже умеют делать пирожки) хочется построить домик для зайки, детский сад, гараж и т.д.

Консультация на тему

«Правила безопасного поведения в играх с песком и водой»

Подготовила: Раннева Е.Ю.

2012 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры с песком и водой с детьми раннего возраста с нарушением интеллекта

Данные материалы познакомят Вас с: Ø  Значением игр с песком и  водой;ØЦели и задачи игр с водой и песком;ØПринципы,  методы и приёмы обучения детей с умственной отсталостью играм ...

Консультация "Опыты с водой и песком в работе с детьми дошкольного возраста"

Консультация для педагогов "Опыты с водой и песком в работе с детьми дошкольного возраста". Можно добавить слайды с  обзором уголков экспериментирования по группам, это интересно....

Здоровьесберегающие игры с песком в работе с детьми дошкольного возраста

Здоровьесберегающие игры с песком в работе с детьми дошкольного возраста...

Консультация для педагогов «Игры с песком и водой с детьми младшего дошкольного возраста»

Консультация для педагогов«Игры с песком и водой с детьми младшего дошкольного возраста»...

Консультация "Игры с песком и водой для детей дошкольного возраста"

Игры с песком и водой не только доставляют детям удовольствие, но и развивают, знакомят с окружающим миром, благотворно влияют на психику малышей, снимают напряжение, гасят негативные эмоции, тренирую...

Игры с песком и водой с детьми младшего дошкольного возраста

Игры с песком и водой доставляют удовольствие и детям, и взрослым, но это не только весело, но и полезно и в плане оздоровления, и в плане знакомства малышей с окружающим миром....