Шедевры мирового искусства
статья

Елена Владимировна Гатих

в этой статье я расскажу о проекте шедевры мирового искусства

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shedevry_mirovogo_iskusstva.docx19.64 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Шедевры мирового искусства».

Произведения искусства представляют собой величайшую ценность, являются национальным достоянием. Каждый современный образованный человек должен хотя бы минимально ориентироваться в этой области, и приобщение к искусству детей начинается уже в раннем детстве . Хотя наш город — это город музеев,  у  родителей не всегда есть возможность сходить с малышом в музей. По данным опросов 80% родителей ссылаются на отсутствие времени и интереса, а также стоимости билетов.  Именно для решения этой задачи в нашем детском саду и создана сменная выставка "Шедевры мирового искусства".  Любой экспонат, представленный на выставке, служит темой для беседы между ребёнком и педагогом, или ребёнком и родителем. Каждая картина может рассказать какую-то увлекательную историю, но что бы её услышать, надо внимательно рассмотреть изображение, обращая внимание на мельчайшие детали, подумать, поразмышлять, может даже поспорить, отстаивая свою точку зрения.

Здание нашего детского сада – это архитектурное наследие Санкт-Петербурга. Парадная лестница нашего исторического здания создаёт определённую атмосферу, свойственную музейному пространству. Как только ребёнок открыл дверь и переступил через порог нашего детского сада, он тут же попадает в небольшой музей, где со стен на него смотрят герои удивительных картин Васнецова, Кустодиева, Пластова, Шишкина и других художников. Ежедневно поднимаясь или спускаясь по лестнице с родителями или воспитателями, дети вступают в контакт с произведениями, осваивают мир музея, узнавая новое, необычное, интересное, общаются друг с другом, обмениваются впечатлениями.

Наш проект действует с 2013 года. На данный момент у нас собрано 9 экспозиций, в которых представлено более 100 картин и более 50 художников из разных стран.

  Экспонаты в нашей галерее постоянно меняются. За год 4-5 выставок. Это, конечно, сезонные выставки «Осень, Зима, Весна» в изображении великих художников. Также представлены изображения народных праздников и гуляний: Масленица, Пасха, Рождество, Новый год. Особый интерес для детей представляют выставки, где изображены дети, животные, сказочные персонажи.  Мы стараемся расширить представления детей об окружающем мире, помочь им ощутить разницу между городом и деревней, познакомить с историей, природой в горах и в полях.

При отборе художественных произведений для наших выставок мы придерживаемся следующих правил:

  • содержание и тематика картин должны быть доступны для понимания малышей.
  • уровень художественного восприятия, жизненный и художественный опыт должны соответствовать возрасту детей.
  • картины должны быть представлены в разных жанрах.
  • картины должны отражать разное настроение.
  • Картины должны нравиться  педагогам

При рассматривании картин мы предлагаем две различные методики:

•        способ, когда взрослый выступает как организатор детской деятельности по рассматриванию и обсуждению произведений изобразительного искусства. Дети, рассматривая, добывают для себя новое, интересное, замечают мельчайшие детали, спорят, доказывая свою точку зрения. Задачей педагога на этих занятиях является сосредоточить внимание на тех личностных изменениях, которые происходят в детях. При этом  используются открытые вопросы, то есть таких вопросы, которые не предлагают конкретных ответов.

Самое важное для педагога — услышать каждого ребёнка, обозначить его присутствие перед окружающими, не давая при этом оценку его суждениям.

Классический способ «изучения», когда взрослый выступает в качестве информатора, он рассказывает детям о художнике, его картине, задает ребенку вопросы составляет рассказ.

Особенностью музейной экскурсии является сочетание показа и рассказа при главенствующей роли зрительного восприятия, которое дополняется впечатлениями и моторного характера: осмотр с разных точек зрения, на различном расстоянии. В детских музейных экскурсиях используется вопросно- ответный метод, приёмы игры, театрализации, перевоплощение в героев картин и , конечно, продуктивная деятельности ребёнка (рисунок, лепка, моделирование).

Для продуктивной деятельности предлагаем разные темы:

-вспомни изображение

-отрази своё впечатление

Собственные творения помогают надолго сохранить в памяти художественный образ.

Чтобы ребенок лучше усваивал информацию, конечно необходимо привлекать родителей. Мы проводим для них обучающие экскурсии. Выдаем буклеты с методическими рекомендациями как сделать поход в музей интересным и привлекательным.

У детей есть возможность вместе с родителями продолжить знакомство с художественными образами на интерактивном развивающем ресурсе детского сада. Для этого педагогами ДОУ размещаются методические рекомендации, компьютерные игры, разработанные сотрудниками ДОУ, позволяющие в увлекательной форме закрепить полученные знания о художниках и их произведениях, о различных жанрах живописи.

Огромную роль играет правильно организованный процесс рассматривания картин. Обучая педагогов работе в рамках данного проекта, у нас проводятся семинары «Как работать с экспозицией». На этих семинарах педагогов обучают подготовке и проведению занятий,... основанной на коллективном осмотре музея под руководством специалиста по заранее намеченной теме и специальному маршруту.

Положительную динамику в развитии детей отмечают не только педагоги, но и родители. Что отражается в опросах. 70% опрошенных считают работу данного проекта необходимым в условиях детского сада.

Мы видим, что наша экспозиция помогает малышам полюбить прекрасное наследие, способствует формированию познавательных интересов, приобщает детей к  культурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Пространство нашей художественной галереи не только развивает и обогащает знаниями воспитанников детского сада, а также влияет на их художественно-эстетическое восприятие мира, и способствует формированию духовно-нравственных эталонов.

Совсем недавно у нас появилась школа юных экскурсоводов. Где ребятам даётся возможность почувствовать свою значимость, беря на себя роль взрослого. Рассказывая другим, они более полно осознают значимость художественных произведений.  Развиваются социально — коммуникативные навыки, конечно же речь. Детки проводят экскурсии для малышей и своих родителей, где рассказывают о наиболее понравившихся им картинах, делятся своими эмоциями.

Так после проведения экскурсий детей спросили, что ты почувствовал, побывав в роли экскурсовода, дети ответили:

-я большой и умный

-теперь я знаю историю

-могу всем рассказать о картинах

-у меня теперь есть работа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методика приобщения дошкольников к шедеврам мировой музыкальной культуры».

Взаимодействие различных видов искусств на занятиях по слушанию музыки приводит к значительному и более раннему развитию му­зыкального восприятия у дошкольников.Эффективность цикла занятий «Встречи в ...

Творческий проект «Шедевры мировой классической музыки детям. Времена года»

Творческий проект«Шедевры мировой классической музыки детям. Времена года» «Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков, жаворонк...

Роль шедевров мировой музыкальной культуры в развитии и воспитании дошкольников

В данной статье рассматривается  роль шедевров мировой музыкальной культуры в развитии и воспитании дошкольников ....

Семинар-практикум для педагогов «Ознакомление дошкольников с шедеврами мировой живописи в соответствии с ФГОС ДО»

Цель данного семинара - развитие профессиональной компетентности педагогов в области методики ознакомления дошкольников с произведениями искусства в соответствии с ФГОС ДО....

Статья "Приобщение дошкольников к шедеврам мирового музыкального искусства как средство формирование личностных качеств дошкольника"

Музыка развивает сферу чувств, способствует самопознанию. Она оказывает одно из самых сильных эмоциональных воздействий на человека: заставляет радоваться и страдать, мечтать и грустить, думать, ...