Проект "Любимая игрушка"
проект (младшая группа)

Апаринова Елена Федоровна

Проект для детей 1 младшей группы "Любимая игрушка" долгосрочный, групповой. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_igrushki_n-n.doc685.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального  образования «Нижегородский институт  развития и образования»                    

Курс: «Проектирование образовательной деятельности ДОО

на основе ФГОС ДО»

Тема  проекта: «Любимая игрушка»

 

                                                                                            Выполнила: воспитатель МКДОУ                      

                                                                         детский  сад № 9  « Солнышко»                                                                        

                                                                          1 квалификационной  категории

                                                                           Апаринова  Елена  Федоровна

                                                города Чкаловска

                         

Нижний – Новгород    2018 год


По доминирующей деятельности: игровой

По количеству участников: коллективный

По характеру контактов: среди детей одной группы

Проблема Поводом организовать и провести этот проект послужило то, что замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна. Большие возможности для развития эмоциональной сферы малыша предоставляет игра. 

Программное  содержание:

Способствовать благоприятной адаптации детей в детском саду, поддерживать эмоционально-положительное состояние детей.

Развивать игровой опыт каждого ребенка, помогая детям отражать в игре представления об окружающей действительности.

Поддерживать доброжелательные взаимоотношения детей, развивать эмоциональную отзывчивость, привлекать к конкретным действиям помощи, заботы, участия (пожалеть, помочь, ласково обратиться).

Актуальность проекта:

Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире.

 В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое. Причём все эти способности не возникают сами по себе, а требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности.

Игрушка – неизменный спутник ребенка с первых дней его жизни. Хорошая игрушка побуждает ребенка к размышлениям, ставит перед ним различные игровые задачи. А это и способствует развитию познавательных процессов, память, воображение, мышление, речь ребенка. И вообще развивает всесторонне развитую личность.


Объект  проекта:  дети.

Предмет  проекта:

  • новые представления детей об игрушках,
  • проявление интереса к  игрушке и желание играть с ними,
  • речевая активность детей,
  • совместное с воспитателем включение в сюжет игры различных игрушек и попытка осуществить ролевой диалог,
  • бережно отношение к игрушкам,
  • общение и взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослыми.

 Цель проекта:

  • Формирование у детей социально-нравственных качеств через организацию разных видов деятельности: игровой, познавательной, продуктивной;
  • Овладение детьми игровыми действиями, отражающие известные им жизненные ситуации.
  • Формировать бережное отношение к игрушкам, взаимодействие с ними.
  • Способствовать накоплению опыта доброжелательных отношений детей и взрослых, умения играть вместе.
  • Задачи:
  • Продолжать развивать игровые, познавательные, сенсорные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка;
  • Формировать у детей эмоционально-эстетическое и бережное отношение к игрушкам;
  • Развивать умение общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослым.

Время  выполнения: 9  месяцев.

Участники проекта: дети 1  младшей группы, воспитатели, родители.

Развивающая  предметно-пространственная  среда:

Центр  книги:  книги  А.Барто «Игрушки»,  «Чьи голоса?», книга  для  самых  маленьких «Ладушки, ладушки…», «Курочка  ряба»,  «Маша  и медведь», «Репка»,«Колобок»,  «Теремок»,плоскостные  театры : «Курочка  ряба», «Колобок», варежковый  театр «Маша и медведь» ,  настольный  театр «Теремок»,театр на  палочках «Теремок».


Центр музыкальной деятельности: дудочки , шумелки, погремушки, барабаны, металлофон, музыкальный  молоток, ложки, платочки  разноцветные  ленты,  колокольчики, бубны, магнитофон,  диски с  музыкальными  сказками, песенками, голосами леса, шумом  воды, музыкальные  игрушки: неваляшки и т.д.

Центр «Ряженья»:  ширма, сундучок  с элементами костюмов для  ряженья,   шапочки, косынки, бусы и т.д.

 Центр физического развития и двигательной активности: мячи разных  размеров (мягкие, резиновые,  пластмассовые), ленты, флажки, машины, рули, дуги, игры  для дыхательной  гимнастики, игрушки- каталки, различные дорожки  для предупреждения плоскостопия, мешочки и т.д.

Центр творчества: цветные  карандаши, фломастеры,  восковые  мелки, мелки, доска  для  рисования, пластилин,  доски  для  работы  с пластилином, гуашь, бумага  для  рисования ит.д..

Центр  природы: комнатные  растения, лейки,  тряпочки,  макет  скотного  двора с   мелкими  домашними  животными,  картинки  со  временем  года, дидактический  стол  для  игр  с песком  и водой, альбомы  и  игры о диких  и домашних  животных,  об овощах, фруктах  ит.д.

Центр  развивающих  игр: пирамидки  разных размеров, разноцветные  вкладыши, матрешки, лотки  для  прокатывания  шариков, кубики Никитина, различные  шнуровки.

Зона «Моя семья»: мебель  для  кукол, куклы  разных  размеров, посуда  кукольная, 2  комплекта  постельного  белья, коляски, модули: газовая   плита, стиральная  машина, мойка, ширма  со съемными элементами  декора  для  комнаты.

Зона релаксации «Уединения»: фотографии родителей, каскад  с  лентами и цветами, мягкая детская  мебель, чехол- накидка на  стол для  уединения, мягкие  подушки.

Предполагаемый продукт проекта: Анкетирование родителей: “Игрушки”. Приложение№ 1.

 Развлечение на тему: «Мы играем и поем…». Приложение №2

 Коллективная работа детей с родителями по продуктивной деятельности: конкурс: “Игрушки своими руками” , фотоотчет по конкурсу: «Эти игрушки  сделали  наши  мамы» Приложение № 7


 Рекомендации для воспитателей по организации игровой деятельности детей в первой младшей группе.

   

Список  литературы:

  1. Л.В. Белкина «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ». ТЦ «Учитель», г. Воронеж, 2004 год.
  2. Г.Г. Григорьева «Играем с малышами». Москва «ПРОСВЕЩЕНИЕ», 2005 год.
  3. С.Л. Новоселова «Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста». Москва «ПРОСВЕЩЕНИЕ», 1985 год.

4.Основная образовательная программа  дошкольного образования            

   Муниципального казенного дошкольного образовательного                

   учреждения  детский сад № 9 «Солнышко»

Содержание проекта:

1 этап – подготовительный.

Сентябрь, октябрь.

Изучает методическую литературу по теме.

Определяет цели и задачи проекта.

Наблюдает за детьми.

Ноябрь, декабрь

Подбирает игры, литературу, иллюстрации, игрушки.

Пополняет игровые уголки атрибутами.

Организует разные виды игр для детей.

                                                 Деятельность детей:

Сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.

Самостоятельная деятельность детей с разнообразными игрушками.

     Рассматривание иллюстрации, рассматривание    

      картины “Дети играют”.                                                                                  

    Рассматривание игрушек.                                                                      

    Опытно-экспериментальная  

    деятельность «Тонет, не тонет» Приложение№4

                                             Деятельность родителей:

Сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.

Наблюдение за играми детей дома.

      Анкетирование родителей: “Игрушки”.

2 этап – практический:

                                          Деятельность воспитателя:

Январь, февраль, март.

Изучает методическую литературу по теме.

Определяет цели и задачи проекта.

Наблюдает за детьми.

Подбирает игры, литературу, иллюстрации, игрушки.

Пополняет игровые уголки атрибутами.

     Организует разные виды игр для детей. (Занятие на тему:      

     « Наш  любимый грузовик») Приложение №3

                                                    Деятельность детей:

Январь, февраль, март.

Пытаются найти способы решения с помощью воспитателя

Играют с игрушками.

С помощью воспитателя выбирают игрушки для игры.

Рассматривают иллюстрации, книги, игрушки с помощью  воспитателя.

Повторяют за воспитателем действия, звуки, слоги, слова и фразы стихотворений.

                                             Деятельность родителей:

Январь, февраль, март.

              Привлечение родителей к осуществлению проекта.

Подготовка памятки: “Какие игрушки приобретать детям?”

Подготовка консультаций: “Какие  игрушки  нужны детям 2-3 лет?»”приложение №  5, (подбор художественной литературы, наблюдения.

 Памятка  для  родителей. Приложение №5

3 этап – итоговый:

                                          Деятельность воспитателя:

Апрель, май

Анализирует работу.

Представляет конспекты.

Проводит мониторинг.

Пополняет развивающую среду группы.

Пополнение методической литературы.                                                      Фотоотчет: «Эти игрушки  сделали  наши  мамы» Приложение №7

                                                    Деятельность детей:

Апрель, май

Интересуются  игрушками, играют с ними.

Повторяют слова стихотворений об игрушках.

С интересом наблюдают за играми других детей.

                                             Деятельность родителей:

Апрель, май

Повышение активности родителей в жизни группы.

Конкурс для родителей: “Игрушка своими руками” (изготовление игрушки своими руками вместе с детьми). Развлечение на тему: «Мы играем и поем…».

 

Методическое  обеспечение: демонстрационный и раздаточный  материал из  методкабинета  по  1  младшей  группе, игрушки: кукла, мишка, заяц, машинка и т.д.


Образовательная область: “Познавательное развитие”.

Д/ игры “Чудесный  мешочек”, “Угадай, кто кричит? ”,“Назови  игрушку ”.“Солнечный зайчик”,

Игры с водой (резиновые игрушки), “Пускаем бумажные кораблики”.

Игры (действия  с предметами по  показу  воспитателя) “Купание кукол”, “Уложим куклу спать””, “Магазин игрушек”, “Семья”.

Настольные игры: “Колпачки”, “Мозайка” (крупная), Рассматривание книг «Русские  народные  потешки», А.Барто «Игрушки» Игровое упражнение “Большие и маленькие”.

Чтение стихотворений А.Барто из серии “Игрушки”.

Образовательная область: “Речевое развитие”.

Чтение сказок “Теремок”, “Курочка Ряба”, “Колобок”. Разучивание стихотворений из книги А. Барто “Игрушки”.

Образовательная область: “Социально-коммуникативное развитие”.

“Поможем кукле Кате”.

“Оденем (разденем кукол”).

Образовательная область: “Художественно-эстетическое развитие”.“Яблочко для любимой игрушки”, “Мяч”, “Пирожки для Маши”, “Конфетки для зайчат” и др.

Песни Е. Тиличеевой “Догони зайчика”, Е. Макшанцевой «Покатаем Машеньку», С. Гавриловой «Цап-царап», М. Раухвергера «Погремушки».

Образовательная область: “Физическое развитие”. Подвижные игры: “Зайка”, «Мишка косолапый», “Мы любимые игрушки”. “Поезд”, “

Приложение №1

Анкета для родителей на  тему: «Игрушки».

1. Какие условия созданы в семье для игр ребёнка? (наличие игрового уголка, места и времени для игр, набор игрушек, соответствие их возрасту ребёнка)

2. Есть ли у ребёнка среди игрушек любимые? Какие это игрушки?

3. Кто и как часто покупает игрушки? По какому принципу осуществляется выбор игрушки?

4. Часто ли ребёнок ломает игрушки, и как вы поступаете в таких случаях?

5. Кто из членов семьи чаще всего играет с ребёнком? Что вызывает трудности?

6. Если в семье есть старшие брат или сестра, наблюдаете ли вы, во что играют дети, организуют ли старшие дети игры?

7. В какие игры чаще всего играет ребёнок?

Приложение №2

Развлечение «Мы играем и поем…»

Цель: Подарить детям радость, эстетическое удовлетворение от исполнения плясок, игр и стихов.

Задачи:  Учить детей овладевать концертными навыками выступления.

​Побуждать малышей принимать активное участие в действии.    Оборудование: машина с игрушками, шкафчик с игрушками, зайчик, лошадь, бычок, медведь, мяч.                                                                                          

Раздаточный материал. Колокольчик на каждого ребенка.                      

Предварительная работа:                                                                      

Работа с методической литературой, написание конспекта.

Чтение и заучивание стихов А. Барто.

Словарь: мяч, бычок, медведь, лошадка, зайчик.

Методические методы и приемы:

Сюрпризный момент.

Художественное слово.

​Словесный, наглядный.

Просьбы, стимулирующие добрые дела.

Имитационные игры.

Ход развлечения:

Воспитатель. Дети любят игрушки

Так все говорят.

Ну, а разве игрушки

Не любят ребят?

Конечно, любят. Дети, вы хотите пойти в магазин игрушек?

Дети. Да, хотим.

Воспитатель. Идемте, ребята, посмотрим, какую игрушку выбрала Вика?

Дети. Зайчика.

Воспитатель. Вика, расскажи про него стихотворение.

Вика. Зайку бросила хозяйка.

Под дождем остался зайка.

Со скамейки слезть не смог.

Весь до ниточки промок.

Воспитатель. Молодец, Вика! А теперь, дети, зайчик хочет поиграть с вами в игру «Ну-ка зайка, попляши!». Согласны?

Дети. Да!

Игра «Ну-ка зайка, попляши!»

Дети под музыку выполняют движения.

Воспитатель: Леша, а ты какую игрушку выбрал?

Леша. Мяч.

Воспитатель. Расскажи, какое стихотворение про мяч, ты знаешь?

Леша. Наша Таня громко плачет

Уронила в речку мячик.

Тише, Танечка, не плач.

Не утонет в речке мяч.

Воспитатель: Молодец, Леша! Теперь мы с вами дружно и весело поиграем с мячами.

Игра: «Догони  мяч»


Воспитатель. Какие подвижные и веселые мячи у нас. А теперь посмотрим, какую игрушку выбрала Аня.

Аня. Мишку

Воспитатель: Чем Анечка нас порадует?

Аня. Уронили Мишку на пол;

Оторвали Мишке лапу –

Все равно его не брошу,

Потому что он хороший.

Воспитатель. Ой, жалко Мишку. Давайте мы для Мишки станцуем.

Танец. «Мишку на руки возьмем».

Воспитатель. А кого выберет Матвей?

Матвей. Лошадку.

Воспитатель. Какое стихотворение Матвей знает про лошадку?

Матвей. Я люблю свою лошадку;

Причешу ей шерстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик,

И верхом поеду в гости.

Матвей под песню «Лошадка» выполняет танцевальные упражнения.

Воспитатель. В магазин игрушек идет  Саша.

Воспитатель. Кого выбрал Саша?

Дети. Бычка

Воспитатель. Расскажи про него стихотворение.

Саша. Идет бычок качается;


Вздыхает на ходу-

Ой, доска кончается,

Сейчас я упаду!

Саша выполняет имитационные движения под песню «Бычок»

Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Колокольчики». Давайте спрячемся за ширму.

Игра «Колокольчики»

Воспитатель: Я по комнате хожу,

Деток я не нахожу!

Ну, куда же мне пойти?

Где ребяток мне найти?

Колокольчики, звените!

Всех ребяток позовите.

Как услышат – прибегут,

С колокольчиками в  пляс пойдут.

Дети выбегают из-за ширмы и танцуют вместе с воспитателем с колокольчиками.

Воспитатель. Дети, понравилось вам в магазине игрушек?

Дети. Да!

Воспитатель. Хорошо. В следующий раз мы с вами еще туда пойдем.


Приложение №3

Занятие в 1  младшей  группе  на тему:

«Наш  любимый грузовик»

Задачи: закрепить знания детей о транспортном средстве — грузовом автомобиле и его назначением, о профессии «водитель», о частях автомобиля (кузов, кабина, колёса) ; продолжать закреплять знания цветов (красный, жёлтый, синий, зелёный); тренировать составление грузового автомобиля из частей; развивать внимание, ориентирование в пространстве, умение реагировать на сигнал; воспитывать желание получить профессию шофера.
                                                                                                                                         
Приемы и методы: словесный, игровой, наглядный.
Материал: грузовая машина, жилеты, разноцветные рули и гаражи, части грузового автомобиля (кузов, кабина, колёса) на каждого ребёнка. 
Словарная работа «водитель», «грузовая», «чёрный».

Ход занятия :
1. Организационный момент
Дети, послушайте загадку: 
Я — рабочая машина, 
Есть и кузов, и кабина. 
Грузы я возить привык, 
И зовут все ... (грузовик) 
Правильно, молодцы. 
Ребята, вы слышите сигнал автомобиля? 
(Звук сигнала БИ-БИ-БИ.) 
2. Сюрпризный момент
(Воспитатель ввозит в группу большой грузовик): Ребята, посмотрите, какая к нам приехала машина. 
Машина, машина бежит, гудит. 
В машине, в машине — водитель сидит. 
Би–би–би! Би–би–би! 
А как называется машина, которая перевозит грузы? 
Дети: Грузовая. 
Правильно, ребята, эта машина называется грузовая. 
А что перевозит грузовая машина? 
Дети: Песок, кубики. 
Правильно. Ребята, скажите, пожалуйста, а куда складывают груз? 
Дети: В кузов. 
Воспитатель: Правильно. А какого цвета кузов у нашей грузовой машины? 
Дети: Зеленый
Воспитатель: Правильно. У каждой машины есть водитель. Водитель — это человек, который управляет машиной. А где у нас сидит водитель? 
Дети: В кабине. 
Воспитатель: Правильно. Какого цвета кабина у нашей грузовой машины? 
Дети: желтая
Воспитатель: Правильно, ребята. А без каких частей машина не поедет? 
Дети: Без колёс. 
Воспитатель: Правильно, без колёс. Колёса по форме круглые, а по цвету — чёрные. Какие бывают колёса по форме и по цвету? 
Дети: Круглые, чёрные. 
Воспитатель: Правильно. Ребята, а где у нас едут машины? 
Дети: По дороге. 
3. Игровой момент
А сейчас мы поиграем в игру: «Поставь машину в свой гараж». 
Вы все будете водителями автомобилей. Все автомобили будут ездить со мной по кругу, а когда я скажу: «Автомобили едут в гараж», надо будет поставить машину в гараж такого же цвета, как руль, который я сейчас каждому дам.
(Воспитатель раздаёт детям разноцветные рули.) 
Шуршат по дорогам весёлые шины. 
Спешат по дорогам машины, машины. 
А в кузове важные срочные грузы: 
Кирпич и железо, дрова и арбузы. 
Автомобили едут в гараж! 
- Молодцы, все были внимательными водителями, справились с заданием, никто не перепутал свой гараж. 
Грузовые автомобили перевозят много тяжёлых грузов. И вот случилась беда, они сломались. Надо помочь, отремонтировать грузовые автомобили, собрать из частей. 
(Игра «Собери машину». Каждому ребёнку раздаются части грузовой машины, их надо собрать.) 
- Вот какие мои ребята молодцы, все автомобили отремонтировали. Машины — наши верные помощники. Надо следить за машинами, аккуратно с ними обращаться. 
4.Итог:
А вот этот большой грузовик останется у нас в группе, он будет жить у нас среди игрушек. 
Качу, лечу во весь опор, 
Я сам шофёр, я сам мотор, 
Нажимаю на педаль, 
И машина мчится вдаль. 
(Ребенок ставит грузовую машину среди игрушек.)

Приложение №4.

Опытно-экспериментальная деятельность «Тонет, не тонет»

 Цель: формировать элементарную познавательно-исследовательскую деятельность и экспериментирование.

   Задачи:

1. Стимулирование интереса детей к играм с природным материалом (вода) и к опытам с предметами (тонут, не тонут, плавают);

2. Уточнение и закрепление правил безопасного поведения у водоёма;

3. Расширение у детей знаний о цвете и форме предмета.

      Ход:

С плачем появляется кукла Таня.

-Что случилось Танечка, почему ты плачешь?

-Я играла у нас на озере, и мой мячик упал в воду, теперь у меня нет такого красивого мячика.

-Ребята как вы думаете мячик утонет? (ответы детей).

-А мы сейчас посмотрим, тонут резиновые мячики или нет. Посмотрите какие мячики, большие, маленькие, красные, жёлтые, синие, зелёные! А вот у нас маленький бассейн. Мы с вами положим мячи в воду и посмотрим, что у нас получится.

-Кирилл, возьми мячик. Какой мячик ты взял? (ответ)

-Что с ним случилось? (мячик плавает)

-Софья, какой мячик ты взяла? (ответ)

-Положи мячик в воду, что с ним произошло? (плавает)

Аналогично опрашиваются все дети.

-Посмотрите, ни один мячик не утонул, значит, резиновые мячики не тонут и твой мячик не утонул. Надо попросить взрослых и они тебе его достанут. Только сама в воду не заходи. Детям нельзя заходить в воду если нет рядом взрослых. Запомнила? (кукла отвечает)

-Давайте вспомним стихотворение Агнии Барто про Таню и мячик. (дети вместе с вос-лем читают стих)

Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку мячик.

» Тише, Танечка, не плачь,

Не утонет, в речке мяч».


Кукла Таня: «В кармане у меня ещё камушки лежат они тонут или нет?»

-Давайте посмотрим ребятки, утонут  камушки или нет?

-Возьмите камушки и бросьте в бассейн с водой. Что же случилось с камнями? (утонули)

-Видите, дети, резиновые мячи не тонут, а тяжёлые камушки тонут.

-Сейчас мы возьмём оставшиеся мячи и пойдём с ними играть.


Приложение № 5. 

Приложение №6.

Рекомендации для воспитателей по организации игровой деятельности детей в первой младшей группе.

Полноценное развитие игры дошкольника во многом зависит от того, насколько успешно проходит ее освоение в период раннего возраста. К трем — трем с половиной годам у детей необходимо сформировать азы сюжетной игры — умение осуществлять разнообразные условные игровые действия. Начиная работу по формированию сюжетной игры, воспитатель должен исходить не только из паспортного возраста детей, но и учитывать общий уровень развития ребенка, имеющийся у него опыт жизни в детском саду, а также игровой опыт, приобретенный в семье. Формирование сюжетной игры должно осуществляться на фоне постоянной организации воспитателем условий для элементарного предметного взаимодействия детей друг с другом. Начинать формирование простейшего взаимодействия между детьми можно, используя любые «катающиеся» предметы (мячик, тележка и т. п.), которые стимулируют детей к взаимоподражательным, зеркальным действиям, направленным друг на друга. Для проведения такой работы нужны скамеечка или банкетка (не менее полутораметровой длины) и мячик. Воспитатель предлагает одному из детей встать у конца скамеечки, сам встает у другого конца и обращается к ребенку: «Давай поиграем! Будем мячик катать!» Взрослый прокатывает мяч по скамейке к ребенку и стимулирует его ответное действие: «А теперь ты мне!» Достаточно 4—6 обменов мячом, чтобы ребенок освоил такого рода действия. Можно поиграть так со всеми малышами поочередно. Чтобы переключить в дальнейшем детей на партнеров-сверстников, надо продемонстрировать им целостную схему взаимодействия. Для этого воспитатель может покатать мяч вдвоем с няней: «Ребята, посмотрите, как мы с няней поиграем!.. Кто теперь так хочет поиграть? Освоив его при помощи воспитателя, дети легко вступают во взаимодействие со сверстником самостоятельно, если в их распоряжение предоставляются необходимые предметы (пара скамеечек, мячи).


Такая работа по организации взаимодействия детей на доступном им уровне позволяет обеспечить большую их самостоятельность, ориентацию на сверстников, заложить основу совместной сюжетной игры в будущем Условное действие всегда включает в себя два плана — это то, что делает ребенок фактически, и то, что данное действие означает, какой смысл оно имеет. Одно и то же смысловое содержание может быть реализовано в разных по типу условных действиях. Например, ребенок в игре кормит куклу. Он может осуществлять условное действие «кормления» посредством игрушечной ложки, т. е. сюжетной игрушки-копии настоящей вещи. Ребенок может кормить куклу палочкой — действовать с предметом-заместителем, мало похожим на ложку. И наконец, он может лишь осуществлять движения, напоминающие «кормление» ложкой, — действовать с воображаемым предметом. Пока ребенок играет один, ему вполне достаточно подразумевать смысл осуществляемого действия. Но если появляется партнер — взрослый или сверстник, — он тоже должен понимать смысл этого действия. По степени «понятности» для партнера три типа игрового действия существенно различаются. Если действие с сюжетной игрушкой говорит само за себя, то смысл действий с предметом-заместителем и воображаемым предметом может быть не вполне ясен. Для того чтобы быть понятым партнером, ребенку нужно назвать, пояснить само игровое действие или условное значение предмета («Я кормлю», «Это у меня ложка»).

Наиболее эффективно формирование игровых умений осуществляется в совместной игре взрослого с ребенком (детьми), где взрослый выступает для ребенка одновременно как партнер и носитель формируемого способа игровой деятельности.

Совместную сюжетную игру с детьми воспитателю следует организовывать в отрезки времени, отведенные режимом для свободных занятий детей. Наиболее удобным является время перед полдником и после него, когда дети находятся в помещении групповой комнаты.


Организовав самостоятельную деятельность всех детей группы на доступном для них уровне, воспитатель может уделить время для игры с тем или иным ребенком или с парами детей, преследуя цели формирования у них игровых умений.

Первоначально педагог решает задачу формирования у детей условных действий с сюжетными игрушками. Для этого он развертывает сюжетную игру на виду у детей, одушевляя кукол или других игрушечных персонажей. Это легче всего сделать, приписав им какие-либо близкие и понятные детям желания. Делать это нужно примерно следующим образом. Воспитатель усаживает за детский столик куклу (мишку, зайца размером не менее 50 см), ставит на стол игрушечную тарелку, кладет ложку (соответствующих кукле размеров). Обращаясь к детям, говорит: «Вы играете, и я поиграю с куколкой. Я сейчас ее покормлю, она есть хочет. Вот здесь кашка в тарелке, давай кушать, дочка!» Берет ложку и несколько раз (5—6) подносит ее ко рту куклы. При этом разговаривает с куклой: «Ешь, открывай рот! Вот какая хорошая, ест кашу!»

Такая игра воспитателя — это не специально организованное занятие, где взрослый беспристрастно, с дидактическими целями демонстрирует детям тот или иной «сюжет». Дети должны видеть, что воспитатель искренне заинтересован игрой, эмоционально относится к куклам (хочет им помочь, радуется за них или печалится). Такого рода игра педагога необходима для втягивания малышей в условную ситуацию, для возникновения у них желания включиться в нее.

Не нужно специально организовывать детей, ставить их возле себя. Достаточно первоначального обращения к детям. Эмоциональная окраска действий взрослого, необычность его позиции «играющего» сразу же привлекают внимание детей. Как правило, малыши внимательно наблюдают за игрой взрослого: одни подходят к нему, другие — «замирают» на месте и, отвлекшись от своих игрушек, следят за действиями взрослого.


Если кто-то из детей занят собственной игрой, не надо настаивать на том, чтобы он ее прекратил.)

Начатая воспитателем игра может продолжаться уже с вовлечением в нее какого-то определенного ребенка, в данный момент наиболее расположенного к общению со взрослым.

Аналогичным образом можно поиграть с детьми, используя и другие сюжетные ситуации. Например, воспитатель готовит для игры большую куклу и игрушечную кровать, соответствующую размеру куклы. Берет куклу и говорит так, чтобы было слышно детям: «Ты спать хочешь, поэтому и капризничаешь! Давай, я тебя покачаю, песенку спою!» (Садится на детский стульчик, баюкает куклу.) «Все, глазки закрылись, теперь она спит, тихонечко в кроватку положу!» (Кладет куклу в кровать.) Можно тут же привлечь к игре одного из детей: «Маша, зайка тоже, наверное, спать хочет. Побаюкай его, уложи спать!»

Важно в этот период обеспечить малышам возможность развернуть игровые действия с куклой (мишкой, зайцем) самостоятельно. Воспитатель использует простые и понятные детям ситуации: кукла хочет есть — не хочет есть, хочет спать — не хочет спать, хочет купаться — не хочет купаться и т. п.

На данном этапе игровые предметы, используемые воспитателем в игре, должны имитировать реальные, это поможет пониманию детьми смысла игровой ситуации, включению в нее.

По мере освоения детьми действий с сюжетными игрушками воспитатель переходит к игре, включающей уже не одну, а две смысловые ситуации, связанные друг с другом: «варит» кашу на игрушечной плите, а затем «кормит» ею кукол; «кормит» кукол, а затем укладывает их спать; «купает» куклу, а затем «укладывает» ее спать; «стирает» кукольное белье в игрушечном тазике, а затем «гладит» его утюгом и т. д. Еще раз напомним, что все эти сюжеты игры включают в себя действия, уже известные, понятные детям, наблюдаемые ими в реальности.

Сюжеты с двумя взаимосвязанными ситуациями позволяют воспитателю вовлекать ребенка в игру таким образом, чтобы его игровые действия не просто повторяли, но дополняли, продолжали по смыслу действия взрослого.

После того как дети научились развертывать игру с сюжетными игрушками, подключаться к игровым действиям партнера-взрослого и дополнять их своими действиями, воспитатель переходит к реализации следующей задачи — формированию игрового действия с предметом-заместителем. В этот период воспитатель наряду с сюжетными игрушками — подобиями реальных вещей (игрушечными кастрюлями, кроватками, утюгами и пр.) использует в совместной игре с детьми предметы-заместители (например, палочку вместо ложки, кубик вместо мыла и т. п.).

Необходимость самому использовать предмет-заместитель возникает у ребенка только тогда, когда он уже включен в условную смысловую ситуацию игры, хочет ее продолжать и не видит «здесь и сейчас» подходящей сюжетной игрушки. Аналогичным образом воспитатель может внести кубик (брусочек и т. п.) вместо мыла, развертывая в игре, к примеру, ситуацию «купания».

При введении в игру предметов-заместителей воспитатель должен не только осуществлять игровые действия с ними (подносить ложку-палочку ко рту куклы, намыливать мишку мылом-кубиком), но и словесно обозначать условный предмет («Это у нас мыло», «Это как будто ложка» и т. п.), смысл производимого с ним действия («Намылю мишке лапки, хорошо мылится мыло» и т. п.), делать это неоднократно в ходе игры, чтобы для ребенка полнее выступала условность игрового предмета и действия. Именно в этот период словесные комментарии взрослого особенно необходимы, так как без них условное действие может остаться непонятным ребенку. В то же время следует стимулировать и самих детей обозначать игровые действия словом («Чем ты свою куклу кормишь? Ах, это у тебя хлеб»? и т. п.).


Важно иметь в виду, что детям раннего возраста свойственно употреблять предмет-заместитель в самостоятельной деятельности именно в том условном значении, в котором его использовал взрослый в совместной игре с детьми. Поэтому воспитателю в дальнейших совместных играх с детьми следует расширять круг действий с предметами-заместителями: использовать один и тот же предмет для выполнения разных игровых действий, т. е. придавать ему различное условное значение (например, в одной игре палочка используется как ложка, в другой — та же палочка — градусник, в третьей — расческа и т. д.); использовать разные предметы-заместители для выполнения одного и того же по смыслу игрового действия (например, в первый раз в игре вместо мыла берется кубик, в следующий раз — плоская коробочка, брусочек и т. п.).

На первых порах для того чтобы дети могли развертывать игровые действия самостоятельно, воспитателю следует сохранять предметно-игровую среду, а в последующие дни специально ее организовывать, подбирая те же игрушки, которые использовались в совместной игре с детьми, или аналогичные им по смыслу. При этом надо предоставить возможность нескольким детям одновременно развертывать в самостоятельной деятельности привлекающие их сюжеты игры. Так, если воспитатель поиграл с ребенком в «купание куклы», можно поставить в игровом уголке еще 1-2 игрушечных тазика, положить кубик-мыло, чтобы и другие дети могли поиграть.

По мере работы с детьми, предметно-игровая среда при сохранении стабильных ключевых игровых предметов (игрушечные персонажи, кухонная плита, кроватки для кукол, умывальник и т. п.) должна периодически частично изменяться педагогом. Сюжетные игрушки и предметы-заместители, дополняющие ключевую ситуацию, могут все больше отличаться от тех, которые использовались взрослым в совместной игре с детьми.


Воспитатель должен продумывать, какие игрушки он может заменить аналогичными, какие — на время убрать из поля зрения детей, чтобы у них возникла необходимость самостоятельного поиска подходящего предмета взамен недостающего.

Однако, даже если воспитателем создана соответствующая игровая обстановка, у ряда детей могут отмечаться стереотипные манипуляции с игрушками, «застревание» на одном и том же игровом действии (его многократное повторение). В таких случаях полезным является подключение воспитателя к уже возникшей игре, игровым действиям ребенка. Это подключение должно преследовать цель расширения смысла игровой ситуации для малыша. Оно может реализовываться через игровые действия взрослого, дополняющие по смыслу действия ребенка и стимулирующие его переход к новому действию. Например, если ребенок бесконечно «варит» что-то на игрушечной плите (ставит на нее одну кастрюлю, потом вместо нее другую, помешивает в ней палочкой), воспитатель может усадить рядом за стол мишку и начать с ним «разговаривать»: «Хочешь есть, мишка? Видишь, Петя что-то варит в кастрюле. Петя, ты что варишь? Кашу? Уже, наверное, сварилась, готова. Мишка как раз есть хочет» и т. п. В такой ситуации ребенок скорее всего с легкостью перейдет от «приготовления» каши к кормлению «голодного» мишки.

Если воспитатель замечает, что кто-то из малышей обнаруживает пристрастие к определенной игрушке, оставаясь на уровне простых бесцельных манипуляций с нею, можно подключиться к его самостоятельной деятельности, затеяв как бы параллельную с ребенком игру: ребенок манипулирует предметом, а взрослый в вербальной форме, через рассказ «приписывает» сюжетный, условный смысл этому простому предметному действию.


Внимательно наблюдая за самостоятельной деятельностью детей, воспитатель может «обыграть» таким образом любое случайно возникшее у ребенка действие с предметом, придав ему условный, сюжетный смысл. Например, малыш, находясь рядом с кукольным столом, вертит в руках зеленый мяч. Воспитатель говорит: «Вася, это у тебя арбуз? Куклам хочется сладкого!» и т. п.

К двум годам, когда ребенок уже усвоил действия «понарошку», т. е.  для него открылась условность действия с предметом, нужно включать в игру наряду с предметом-заместителем и воображаемый предмет, с которым осуществляется игровое действие (например, причесываться расческой, которой нет, брать воображаемое яблоко, конфету и т. п). Воспитатель, играя с детьми, протягивает ребенку руку с воображаемой конфетой, если ребенок не принимает этого предложения, взрослый сам угощает мишку воображаемой (отсутствующей) конфетой.

Овладение ребенком действиями с предметами-заместителями, воображаемыми предметами, самостоятельное включение их в простенькую игровую ситуацию свидетельствуют о том, что ребенок усвоил азы сюжетной игры.

По мере овладения детьми условным игровым действием воспитатель может переходить от совместной игры с одним-двумя малышами к совмещению такой деятельности с игрой, позволяющей включать большее количество детей — всех желающих, откликающихся на предложение взрослого поиграть вместе с ним. В такой игре с несколькими участниками можно обойтись и без игрушек-персонажей, развертывая сюжет таким образом, чтобы дети направляли условные действия с заместителями и воображаемыми предметами на самих себя, а не только на кукол (это важно для дальнейшего развития игры).

Воспитатель может придумать множество таких простых сюжетов; главное, чтобы они были понятны детям и стимулировали развертывание условных действий с заместителями или воображаемыми предметами.

Итак, дети научились самостоятельно развертывать игровые действия, дополнять по смыслу действия взрослого в совместной с ним игре. В то же время систематическая организация условий для парного предметного взаимодействия дала свой результат — дети уже в известной мере ориентированы друг на друга, на совместные действия. Теперь воспитатель может направлять ребенка на дополнение по смыслу условных действий сверстника, т. е. переводить детей к элементарному взаимодействию в рамках общего сюжета. Участвуя в игре, воспитатель развертывает сюжет таким образом, чтобы действие одного из малышей было адресовано сверстнику, он как бы «замыкает» детей друг на друге. Например, развертывая «кормление» кукол, говорит: «Вася уже тарелку для каши приготовил. Настя, подай ему, пожалуйста, кастрюльку с кашей»; играя с детьми в «поездку в лес» предлагает: «Маша, какую большую ягодку ты нашла (ягода воображаемая). Угости ею Диму» и т. п.

Совместная игра воспитателя с одним-двумя или несколькими малышами, как правило, привлекает внимание и других детей группы. Наблюдение за такой игрой служит дополнительным источником обогащения игрового опыта детей. Овладение детьми разнообразными условными игровыми действиями в совместной игре со взрослым приводит к усложнению их самостоятельной деятельности, расширению круга смысловых ситуаций, которые они стремятся воссоздать в своей игре.

Проверить продвижение детей в освоении игровых умений воспитатель может, наблюдая за их самостоятельной деятельностью. Если дети в самостоятельной игре развертывают цепочки из 2—3 действий с сюжетными игрушками, включают в игру отдельные предметы-заместители, называя действия с ними, могут вызвать с помощью игрушки или краткого речевого обращения ответное игровое действие сверстника — можно считать, что самые простые игровые умения у них сформированы.

При этом воспитатель должен учитывать, что у каждого ребенка свои темпы освоения элементарных игровых умений, каждому требуется разная «доза» совместной игры со взрослым, наблюдения за игрой взрослого с другими детьми.

Воспитатель также должен иметь в виду, что дети третьего — четвертого года жизни в связи с психофизиологическими особенностями еще не способны к длительному сосредоточению, для них характерно постоянное стремление к двигательной активности. Поэтому частое перемещение детей по групповой комнате, смена ими занятий при кратковременном сосредоточении на сюжетной игре — нормальная картина в периоды самостоятельной деятельности. Кратковременными являются и эпизоды взаимодействия ребенка со сверстниками: он часто переходит от взаимодействия с партнером к индивидуальным действиям, вновь возвращается к партнеру и подключается к привлекшим его внимание действиям другого ребенка. Эти моменты нужно учитывать, чтобы избежать «заоргаиизованности» детей в промежутках времени, отведенных для свободной самостоятельной деятельности.

Необходимо также учитывать, что в реальном педагогическом процессе формирующие воздействия воспитателя и самостоятельная игра детей не разнесены во времени: воспитатель играет с детьми и создает условия для их самостоятельной игры постоянно на протяжении всего года. Ежедневно воспитатель может охватывать формирующими воздействиями несколько детей следующим образом: совместная игра с 1—2 детьми (или 1—2 парами детей), совместная игра с небольшой подгруппой детей. Игра воспитателя с 1—2 детьми или подгруппой должна занимать не более 7—10 минут. Педагог по своему усмотрению распределяет эту нагрузку на весь день, используя все периоды времени, отведенные режимом для игры и свободных занятий детей.


 В первом полугодии воспитатель в основном решает задачи формирования у детей условных действий с сюжетными игрушками и предметами-заместителями, элементарного предметно-игрового взаимодействия ребенка со сверстником, используя втягивание одного-двух детей в игру со взрослым, организуя групповые игры, требующие от всех участников однотипных условных игровых действий. Во втором полугодии воспитатель формирует у детей умение выстраивать в игре смысловые цепочки из 2—3 игровых действий с сюжетными игрушками, предметами-заместителями и воображаемыми предметами. Средством формирования и здесь является совместная игра воспитателя с детьми, в которой он развертывает двухфазные, а затем и более сложные сюжеты.

Приложение №7

 

Фотоотчет: «Эти игрушки  сделали  наши  мамы»                                                                     

    

Мониторинг:

Было продиагностировано 15 человек.

     1.   Умеют ли дети называть игрушку.

2.   Действия детей с игрушкой.

3.   Бережное отношение  к игрушкам.

4.   Умение взаимодействовать друг с другом.

5.   Соблюдение элементарных правил поведения в игре.


1 младшая группа   «Грибочки».

Номер вопроса

Ф.И. ребёнка

1

2

3

4

5

Итог

1.

Галя Б.

-

-

+

-

-

0,5

2.

Соня В.

-

-

-

+

-

0,2

3.

Ева Г.

+

+

+

+

-

0,8

4.

Денис Г.

+

+

+

-

+

0,8

5.

Дима Е.

+

+

+

-

-

0,6

6.

Марк З

+

-

+

-

+

0,6

7.

Геля И.

+

-

-

-

+

0,4

8.

Миша Л.

-

-

-

+

+

0,4

9.

Мила Л.

+

-

-

-

-

0,2

10

Маша Л.

-

-

-

+

-

0,2

11.

Кира М.

-

+

+

-

-

0,4

12

Катя Р.

+

+

+

+

+

1

13.

Лера С.

+

+

-

+

-

0,6

14.

Егор С.

+

-

+

-

-

0,4

15.

Даня У.

-

+

+

+

-

0,6

Коэффициент

0,6

0,5

0,6

0,5

0,3

По результатам диагностики 4  человек имеют критический уровень усвоения знаний по данной теме  6 недопустимый.

Ожидаемые результаты: 

  • Пополнить представление детей об игрушках,
  •  проявлять интерес и желание играть с игрушками,
  • Развивать  речевую  активность  детей,
  • Формировать умение детей бережнее относиться к игрушкам.

Итоговая диагностика

1 младшая  группа   «Грибочки».

Номер вопроса

Ф.И. ребёнка

1

2

3

4

5

Итог

1.

Галя Б.

+

+

+

-

-

0,6

2.

Соня В.

+

-

-

+

-

0,4

3.

Ева Г.

+

+

+

+

+

1

4.

Денис Г.

+

+

+

-

+

0,8

5.

Дима Е.

+

+

+

-

+

0,8

6.

Марк З

+

+

+

+

+

1

7.

Геля И.

+

+

+

-

+

0,8

8.

Миша Л.

+

+

-

+

+

0,8

9.

Мила Л.

+

-

+

-

-

10

Маша Л.

-

-

+

+

-

0,4

11.

Кира М.

+

+

+

+

+

1

12

Катя Р.

+

+

+

+

+

1

13.

Лера С.

+

+

+

-

+

0,8

14.

Егор С.

+

-

-

+

-

0,4

15.

Даня У.

+

+

+

+

-

0,8

Коэффициент

0,9

0,7

0,8

0,6

0,6

По результатам диагностики можно сделать вывод, что проведенная работа пополнила знания детей об  игрушках. Во время самостоятельных игр в игровых уголках и в совместных играх с педагогом, дети стали более внимательными и бережливыми по отношению к игрушкам, с удовольствием играют друг с другом.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 1 младшей группы на тему "Любимые игрушки" в рамках тематической недели "Игры и игрушки"

Конспект итогового развлечения в первой младшей группе на тему: «Игрушки». Задачи: Образовательная область «Коммуникация»: - Способствовать расширению активного словаря детей по теме: «Игрушки». -...

Рассказ о дымковской игрушке «В мастерской дымковской игрушки»

Программное содержаниеВоспитывать у детей уважение и интерес к народным промысламЗакреплять представления о процессе создания игрушекУчить создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки.Ф...

Музыкальные игрушки своими руками. Музыкальные игрушки и игры.

Для домашнего музицирования необходимы музыкальные игрушки и инструменты.  Они продаются в магазинах, но часть из них можно изготовить с ребёнком дома из подручных материалов. Так малыш заодно пр...

Ознакомление дошкольников с русской глиняной игрушкой на примере филимоновской игрушки

В работе раскрыта теоретическая часть для работы с детьми по ознакомлению их с филимоновской игрушкой....

Логодосуг "Раз игрушка, два игрушка".

Цель логопедического досуга создать праздничное позитивное  настроение у детей, закрепить лексико-грамматический материал по теме "Игрушки", изучаемого на логопедических занятиях. Элементы соревн...

Еще раз об игрушках или Игрушки для самых маленьких.

Всем известно, что игрушки детям необходимы, но как выбрать именно такие, которые будут полезны, с которыми ребенок будет играть долго? Подробнее остановимся на играх и игрушках, необходимых для полно...