Образовательная программа по дополнительному образованию
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А. В. Бакушинская, П. П. Блонский, Т. С. Шацкий, Н. П. Сакулина, Ю. В. Максимов, Р. Н. Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.
Ребёнок впитывает культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство - этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.
Знакомство с искусством народных мастеров помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. И любая образовательная деятельность, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.
Программа предусматривает ознакомление дошкольников с народными промыслами России и включает в себя знакомство с символикой русского декоративного искусства (а именно Русская матрешка, Дымка, Гжель, Лоскутная мозаика.). Знакомство детей с основами декоративно- прикладного искусства осуществляется на основе программы под редакцией М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой «Комплексные занятия в ДОУ».
Данная программа направлена на развитие творческих способностей детей и эстетическое воспитание детей.
Программа рассчитана на детей 5-6 лет. Кружок по ознакомлению дошкольников с народными промыслами России проводится один раз в неделю. В год проводится 27 занятий. Продолжительность 25 минут.
Срок реализации: 1 год.
Количество воспитанников: 12 детей.
Цель программы: формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народные промыслы России.
Задачи программы:
• Приобщать детей к народным промыслам России; (Русская матрешка, Дымка, Гжель, Лоскутная мозаика.)
• Развивать эстетическое (эмоционально-оценочное, образное восприятие, эстетические чувства;
- • Развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;
- Формировать устойчивый, познавательный интерес к народному искусству, уважение к труду и таланту мастеров.
• Воспитывать интерес к искусству родного народа.
Методы и приемы:
• метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц и др. наглядных пособий);
• словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);
• практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения);
• частично-поисковый;
• проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);
• мотивационный (поощрение);
• жест руки (ребенок показывает элементы узора дотрагиваясь до него пальцем, находит такой же или одинаковой формы по цвету, элементу).
Перспективный план работы.
Месяц/ Недели | Тема | Задачи | Оборудование | Источник |
Октябрь №1 | «Русская матрешка».
| Познакомить детей с историей возникновения матрёшки; учить видеть красоту и своеобразие русской матрешки, воспитывать у детей любовь к русскому народному творчеству. | Матрешки- куклы, иллюстрации матрешек. Стихотворение «Русская матрешка». | |
№2 | Познакомить детей с 3 видами матрешек: семеновская, загорская и полхов-майданская. Обратить внимание детей на яркость, нарядность, составные элементы, композицию, цветовую гамму матрешек. | Иллюстрации матрешек. Художественное слово «Есть ещё для вас игрушка». | ||
№3 | Расширять знания о русской матрёшке; познакомить с её формой, строением, её характерными особенностями | Дидактическая игра «От какой матрёшки сарафан?»; Художественное слово «Восемь кукол деревянных» | ||
№4 | Украшение фартука матрешки» (рисование) | Продолжать учить правильно держать кисть, обмакивать ее в краску, лишнюю краску снимать, промывать.. Совершенствовать навыки работы детей в составлении узоров той лил иной росписи. | Альбомы, кисти, салфетки, краски гуашь ярких цветов. Шаблоны матрешек. | |
Ноябрь №5 | «Веселые матрешки» (лепка) | Продолжать учить лепить пластическим способом, использовать в работе приемы оттягивания и сглаживания; добиваться передачи выразительности образа с помощью стеки. | Стих «Матрёшка – подружка». Пластилин, дощечки, стеки, салфетки. | |
№6 | «Очень любим, мы, матрёшки разноцветные одёжки» (рисование). | Закрепить знания детей о матрёшках из разных областей России. (семеновская, загорская и полхов-майданская.); Совершенствовать навыки работы детей в составлении узоров той лил иной росписи. Создавать радостную атмосферу в группе, стараться вызвать у детей желание самостоятельно рисовать красками. | Альбомы, кисти, салфетки, краски гуашь ярких цветов. | |
№7 | Что умеют делать золотые руки | Познакомить с историей возникновения различных художественных промыслов изготовления глиняной игрушки в России | Иллюстративный и предметный материал | |
№8 | «Дымковская игрушка». | Познакомить детей с новым видом декоративно- прикладного искусства- дымковской игрушкой; -учить видеть красоту и своеобразие дымковской игрушки. | Дымковские игрушки: барышни, лошадки, птички и т.д.; иллюстрации. Стихи «Вятка вздрогнула от свиста», «Чем знаменито Дымково?». | |
Декабрь №9 | -Обратить внимание детей на основные цвета дымковской игрушки. расширить и обогатить знания детей. -развивать художественный вкус; развивать самостоятельность и аккуратность. | Дымковские игрушки, иллюстрации, тематические потешки. Раскраски дымковских игрушек, цветные карандаши. | М.А.Васильева, В.В. Гербова, Т.С.Комарова «Комплексные занятия в ДОУ».Стр.151 | |
№10 | Обратить внимание детей на настроение дымковской игрушки. Воспитывать интерес и эстетическое отношение к народному искусству. | Дымковские лошадки, иллюстрации. Дидактическая игра «Наряди барыню». | ||
№11 | Чудесный материал | Познакомить с глиной как художественным материалом; Познакомить с правилами безопасной работы с глиной Научить правильной организации рабочего места; | Кусочки глины, стеки, досточки блюдца с водой, салфетки | |
№12 | «Индюк» (лепка) | Формировать умения находить самостоятельно приёмы лепки животного. Развивать творчество, фантазию при украшении животного декоративными элементами. Развивать желание лепить игрушки своими руками. | Стихи «Весёлая белая глина», «Вот индюк нарядный». Глина, дощечки, стеки, салфетки. | |
№13 | Дымковские лошадки (рисование) | учить детей раскрашивать фигуру дымковской лошадки -познакомить с элементами: прямая линия, точки- горошина; (волнистая линия, круги); -развивать внимание, память, образное мышление, мелкую моторику пальцев рук; | Шаблоны лошадок. | |
Январь №14 | «Козлик» (Лепка) | Продолжать учить лепить фигуру животного в движении, пользуясь при этом знакомыми приёмами лепки. Развивать желание лепить игрушки своими руками. | Художественное слово «Привезли мы глину…», «Много сказочных мест». Дымковские игрушки, иллюстрации Глина, дощечки, стеки, салфетки. | |
№15 | «Дымковская барыня» | Продолжать знакомить с женскими образами в дымковской игрушке (барыни, няни, водоноски, птичницы, доярки и т. д.). Отметить детали, которые характеризуют образ. | Дымковские игрушки, иллюстрации, тематические потешки. Стихи «Идут кататься нянюшки», «За студёною водицей». | |
№16 | «Нарядная барышня» ( Рисование) | - Учить рисовать силуэт барышни белой краской и украшать узором, выбирая элементы, цвет, композицию. Продолжать учить детей самостоятельно украшать элементами декоративной росписи (кругами, точками, кольцами, прямыми линиями) юбки кукол-барышень. Воспитывать у детей желание рисовать яркие, красочные, нарядные дымковские куклы. | Заготовки с силуэтом кукол барышень, гуашь, кисти ватные палочки, салфетки, палитра, стаканчики с водой, образцы элементов дымковской росписи, аудиозапись | |
Февраль №17 | Закрепить знания детей о декоративно- прикладном искусстве дымковская игрушка. | Дымковские игрушки, иллюстрации с их изображением, детская лепка утка, козлик. | ||
№18 | «Сказочная гжель». | Познакомить детей с новым видом декоративно-прикладного искусства-Гжель. Знакомить детей с историей промысла, рассказать о процессе изготовления изделий. | Предметы народного прикладного искусства «Гжель» (тарелки, чашки, чайники и т.д.), открытки, репродукции, трафареты чайного сервиза,образцы росписи бордюра | |
№19 | -учить выделять элементы росписи - гжель, ее мотивы и композицию узора на изделиях. Обратить внимание детей на гжельские узоры. | «Легенда-сказка. «Откуда в гжели синий цвет? » Изделия гжельских мастеров. Выставка скульптуры малой формы. Аудиозапись «Незабудковая Гжель» муз. Чичикова, сл. П. Синявского. | ||
Март №20 | продолжить знакомить с гжельской керамикой; -учить детей любоваться изделиями гжельских мастеров, отличать их форму, цвет. | Дидактическая игра «Гжельские узоры». Гжельская посуда (тарелки, чашки, чайники и т.д.). | ||
Голубое чудо гжели (рисование). | Учить составлять узор на разных формах, выполняя в центре узор из растительных элементов, по краям кайму, бордюр. Развивать наблюдательность, умение видеть характерные отличительные особенности изделий: качество материала, способ его обработки, фон, колорит росписи, элементы узора. | Гуашь синяя, белая, палитра, кисти, вода, салфетка, силуэтные заготовки посуды из белой бумаги | ||
№21 | –развивать художественное восприятие предметов народного промысла, творческие способности. – воспитывать интерес к русскому народному творчеству, уважение к труду людей. | Изделия гжельских мастеров. Стихи «Фарфоровые чайники», «В тихом Подмосковье», «Есть в Подмосковье такое местечко», «Что может быть прекрасней Гжели?». | ||
№22 | «Чашка» (лепка) | Продолжать учить рассматривать изделия мастеров Гжели, узнавать знакомые предметы; учить лепить чашку из глины способом вдавливания, раскатывания и примазывания; прививать любовь и уважение к труду народных умельцев. | иллюстрации с изображением посуды: тарелки, чашки, блюдо, чайник, украшенные гжельской росписью, глина, влажные салфетки. | |
Апрель №23 | Закрепить знания детей о гжельском промысле; росписью. Учить расписывать заранее изготовленные глиняные чашки по образцу. | Изделия гжельских мастеров. Заранее изготовленные детьми глиняные чашки. Гуашь синяя, белая, палитра, кисти, вода, салфетка, силуэтные заготовки посуды. | ||
№24 | Лоскутная мозаика. | Познакомить детей с историей лоскутного шитья. Обратить внимание детей на то, как шили одежду наши предки. Познакомить с русскими народными костюмами и костюмами народов ханты. Приобщать детей к декоративно - прикладному творчеству. | Отрезы и лоскуты тканей; - образцы мозаики; - подушки и одеяла, сшитые в технике «Лоскутная мозаика». Иллюстрации костюмов . | Грибовская А.А. «Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации» Москва,2008 Стр.139 |
№25 | Аппликация «Веселые утята» | Развивать у детей умение создавать из готовых форм (круг, овал, треугольник) образ утёнка, использовать дополнительные элементы (брызги воды, травку). Воспитывать аккуратность при работе с клеем. | Картина птичьего двора. Из ткани круг диаметром 3 см. жёлтого цвета, овал 3\5 см. жёлтого цвета, треугольник красный, капли воды из ткани голубого цвета, трава из кусочков ткани зелёного цвета, основа – картон синего цвета, клеёнка, кисть клеевая, клей. | |
№26 | Совместная работа по изготовлению куклы с Ростокиной М.А. | Познакомить детей с историей возникновения тряпичных кукол; - дать детям понятие, что в зависимости от назначения тряпичные куклы делились на группы (игровые, обрядовые, обереговые). Научить детей изготавливать куклу способом скрутки, развивать интерес к русскому народному творчеству. способствовать развитию творческой деятельности в процессе создания куклы. | презентации «Русская народная кукла». Альбом с описанием разных видов тряпичных кукол; - подборка иллюстраций и фотографий; Лоскутки разных тканей, клей, ножницы. | |
№27 | По замыслу (рисование). | Закрепить знания, умения, навыки по декоративно-прикладному искусству. Умение выполнять узор на силуэте, развивать творческие способности детей. | Шаблоны матрешек, лошадок, силуэтов кукол. Краски, кисти, салфетки. |
Используемая литература:
- И.А. Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. Карапуз- Дидактика «Сфера», Москва, 2007;
- Наглядные и раздаточные пособия. Демонстрационный материал для детей дошкольного возраста. Издательство: «Айрис- пресс», Москва, 2007;
- М.А.Васильева, В.В. Гербова, Т.С.Комарова «Комплексные занятия в ДОУ»;
- Н. Б. Халезова "Народная пластика и декоративная лепка в детском саду"Пособие для воспитателя.— М.: Просвещение, 1984 г;
- Грибовская А.А. «Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации» Москва,2008.;
- Богатеева, З.А. Занятия аппликацией в детском саду / З.А. Богатеева. – М. : Просвящение, 1988;
- 3. Богатеева, З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях / З.А. Богатеева. – М. : Просвящение, 1986.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа по дополнительному образованию художественно-эстетической направленности « Веселые краски »
Кружок «Веселые краски» проводится на базе старшей и подготовительной к школе группе ДОУ . Кружковой работой охвачены дети , которые имеют художественные способности и желани...
Образовательная программа по дополнительному образованию художественно-эстетической направленности « Веселые краски »
Кружок «Веселые краски» проводится на базе старшей и подготовительной к школе группе ДОУ . Кружковой работой охвачены дети , которые имеют художественные способности и желани...
Образовательная программа кружка дополнительного образования по пластилинографии «Пластилиновое чудо»
Актуальность программы: вводить детей в «большое искусство» следует как можно раньше. Необходимо создавать предпосылку для «самостоятельного вхождения» в это искусство. Именно в детстве за...
Образовательная программа по дополнительному образованию детей 4-7 лет (по народному декоративно - прикладному искусству).
Программа по дополнительному образованию "Берёзонька" (кружковая деятельность)Срок реализации программы 3 года....
Образовательная программа по дополнительному образованию "В мире русского фольклора"
Рабочая программа дополнительного образования по развитию речи для детей среднего дошкольного возраста....
Образовательная программа педагога дополнительного образования область «Художественно - эстетическое развитие» «Пластилиновая живопись» Рассчитана на возраст детей 4-7 лет Срок реализации: 3года
Детское изобразительное творчество – это мир ярких удивительных образов, в которых дети передают свои впечатления от окружающей их действительности.Изобразительная деятельнос...
Образовательная программа педагога дополнительного образования область «Художественно - эстетическое развитие» «Кисточка» Рассчитана на возраст детей 4-7 лет Срок реализации: 3года
Художественное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. На...