Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группы на тему «Мой дом. Моя семья»
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа)

Шац Татьяна Андреевна

Материал можно использовать воспитателям подготовительных групп на тему "Мой дом. Моя семья"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательная деятельность в подготовительной к школе группы на тему «Мой дом. Моя семья»

Автор-составитель: Шац Татьяна Андреевна МАДОУ Детский сад № 2 «Радуга» город Калтан

Цели: формирование в детях чувство семейной сплоченности на основе представлений о семье, ее составе, взаимоотношениях.

Задачи:

Образовательные:

  1. Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе.
  2. Закреплять знания о родственных связях членов семьи;

Развивающие:

1. Развивать логическое мышление, зрительную память, внимание.

Воспитательные:

1. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам своей семьи, желание высказывать свои чувства к близким людям;

2. Воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.

Активизация словаря:

1. Понимание, любовь, уважение, доверие, доброта, забота, помощь, дружба.

2. Развитие лексико-грамматических категорий  – члены семьи.

Предварительная работа:

Рассматривание семейных альбомов с фотографиями; беседа по фотографиям; рассказы детей о членах своей семьи; разучивание индивидуальных стихов; разучивание физкультминутки и слов, обозначающих членов семьи; совместная работа с родителями по составлению семейного древа; чтение художественной литературы, разучивание пословиц и поговорок о семье; рисунки детей «Моя мама» (бабушка, сестра, рисунки родителей «Мой малыш», дети и родители изготавливают дома семейные «островки»(фотографии, их композиции) для большого настенного ковра; оформление альбома «Веселые истории моей семьи» с помощью родителей;  обсуждение смысла пословиц о маме, о семье. Чтение – Л. Квитко «Бабушкины руки», А. Яковлев «Мама».

Принципы работы:

Принцип открытости:

Ребёнок имеет право:

  • Участвовать или не участвовать в общем деле;
  • Представить или не представлять результаты своего дела;
  • Принять решение о продолжении (завершении) начатой работы.

Принцип диалогичности:

  • Все участники группового сбора имеют право обсуждать план, виды деятельности;
  • Все участники имеют возможность вхождения в беседу по поводу выполненной работы, полученного результата, перспектив её продолжения.

Принцип рефлексивности:

  • Развитие детской инициативы и творческих способностей;
  • Осознание ребёнком своих действий;
  • Самооценка результата;
  • Саморегуляция поведения.

Ход.

Звучит  песенка из мультфильма про мамонтенка

Воспитатель: Ребята! Обратите внимание, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся!

Сегодня мы собрались все вместе, как одна большая дружная семья. Сейчас, я вам предлагаю взяться за руки и образовать круг. Мы с вами тоже большая дружная семья.

 (В кругу) Мы – одна семья!

Улыбнись тому, кто слева,

Улыбнись тому, кто справа.

Мы – одна семья!

В конце стихотворения, не размыкая рук, мы сводим их к центру круга.

Воспитатель: Садитесь все на ковер и ответьте мне на вопрос: Что же такое семья? По вашему мнению?

(Это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге).

Семья – это родные люди, живущие вместе, ваши родственники.

Семья – это особый союз, где все друг другу помогают, где человек старается согласовать свои действия с жизнью остальных. 

      В семье есть особый порядок, при котором старшие, более опытные в жизни, помогают младшим, менее знающим. 

Воспитатель:

А какие же заповеди должны жить в семье?

Ответы детей.

  • Почитай отца, мать,
  • Возлюби ближнего своего, как самого себя.
  • Делай другому так, как хотел бы, чтобы делали тебе.
  • Не огорчай никого.

Воспитатель: Ребята! Скажите, пожалуйста, что это такое у меня в руках?

Дети: Фотоальбом!

Воспитатель: В семейных альбомах - в них отражена наша жизнь, наши родные; мы можем увидеть свое детство, когда были совсем маленькими, какие маленькие были наши мама и папа и т. д. Просматривая семейные альбомы, мы на фотографиях узнаём себя, маму, папу, бабушку. Видим их разными: весёлыми, грустными, смешными.

Воспитатель: Посмотрите повнимательней, и вы увидите здесь свои фотографии.

Ребята, кто здесь изображён?  Как, одним словом сказать? (Ваша семья)

Ответы детей.

Воспитатель: Семья – это самое главное, самое дорогое, что есть у человека, поэтому во все времена русский народ составлял пословицы и поговорки о семье. Ребята, назовите, пожалуйста, какие пословицы и поговорки вы знаете о семье

«В хорошей семье хорошие дети растут»,

«Вся семья вместе и душа на месте»,

«Дерево держится корнями, а человек семьёй»,
«Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют»,

«Материнское сердце, лучше солнца греет»,

 «В семье дружат - живут, не тужат»,

«Семья крепка, когда над ней крыша одна»,

«Своя семья, самые верные друзья».

Воспитатель: Ребята, хотите поиграть в игру  «Кто я?» (+ МЯЧ)

Знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? Давайте проверим.

Я – мама (папа), а ты кто: сын -  дочь

Кто тебе мамина мама?- (Бабушка) 

Кто тебе папин папа?- (Дедушка) 

Мальчик для папы и мамы кто? (сын) 

Девочка для папы и мамы? (дочь) 

Жена у папы для вас? (мама) 

Муж у мамы для вас? (папа) 

Мальчик для девочки в семье кто(брат) 

Девочка для мальчика в семье кто(сестра) 

Мама у мамы или папы? (Бабушка) 

Папа у мамы или папы? (Дедушка) 

- Молодцы! У каждого в семье есть родные и дорогие люди.

Сейчас мы узнаем, какие же ласковые слова вы назовёте о своих родных. Игра «Назови ласково». Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
Дети – детки – деточки.
Семья – семейка.
Мама – маменька, мамулечка, матушка.
Папа – папочка, папуленька, папулечка.
Сын – сыночек, сынуля, сыночка.
Дедушка – дедулечка.
Бабушка – бабулечка.
Дочь – дочка, доченька, дочуленька.
Внук – внучка, внучок.
Внучка – внученька.
Сестра – сестричка, сестрёночка.
Брат – братик.

Дидактическая игра «Подбери признаки» (Предлагаю подобрать как можно больше слов прилагательных о маме, папе, дедушке, бабушке.)

Мама, какая? - добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная, требовательная.

Папа - строгий, умный, сильный.

Бабушка - старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная, седая.

Дедушка - старый, мудрый, седой.

Сестра - весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая.

Брат - сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, подвижный.

Воспитатель: Ребята, сейчас мы поиграем в весёлую игру «Изобрази настроение».

Я буду говорить какое настроение изобразить, а вы показывать это настроение.

Дети изображают разные настроения своих родных.

Воспитатель: Отгадайте ребята, ещё одну загадку.

 В нем живет моя родня,

Мне без нее не жить ни дня.

В него стремлюсь всегда и всюду,

К нему дорогу не забуду.

Я без него дышу с трудом,

Мой кров, родимый, тёплый …

Ответ: Дом

Слышен плач ребёнка.

Воспитатель: Ребята, вы, слышите, кто-то плачет. Как вы думаете, кто это? (ответы детей). Голос – запись.     « А где я буду жить?»

Воспитатель:  Правильно, это Чебурашка. Скажите мне, пожалуйста, где же мы живём? Правильно, мы живём кто в квартире, кто доме. А у Чебурашки нет дома. Как же нам быть? Как помочь Чебурашке? (ответы детей). Молодцы нам надо построить Чебурашке дом. Проходите в центр экпериментирования и попробуем построить дом.

(вместе с детьми строим дом: из бумаги, веток, соломы, камней, из кирпичей пластиковых бутылок). Выявляем из чего лучше построить дом.

    Скажите мне, пожалуйста, Чебурашка это игрушка или зверь. Правильно, игрушка. Мы с вами уже приготовили для него дом, но он пустой (рассматривание макета дома). Что же в нём не хватает» (ответы детей). Вот сейчас мы его обустроим. Нарисуем картину и повесим её на стену в доме Чебурашки необычным способом. Рисование на пене для бритья.

Воспитатель: Напомните мне, пожалуйста, какие центры у нас есть? Центр конструирования, центр художественно-эстетического развития, где работают три направления: рисование, лепка, аппликация.

Подумайте и решите, кто в какой центр пойдёт работать

(Всё это позволит каждому откликнувшемуся воспитаннику самостоятельно спланировать свои действия на день, выбрать партнёров деятельности)

Проговаривание плана.(1-2 мин.)

  • Уточнение последовательности действий («С чего ты хочешь начать свою работу? Что будешь делать потом?»);
  • Уточнение партнёров по деятельности («Кого бы ты хотел (а) пригласить поработать с собой?»);
  • Предложение воспитателем своей помощи (в случае необходимости).

Физминутка«Семья»

Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)

Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч)

Раз, два, три, четыре, пять (Хлопки в ладоши)

Всех могу пересчитать; (указательным пальцем пересчитывают)

Папа, мама, брат, сестренка,

Кошка Мурка, два котенка,

Мой щегол, сверчок и я-

Вот и вся наша семья(загибают поочередно пальцы на руке)

Воспитатель: Ребята, кто уже сделал свой выбор? Пожалуйста, можете идти работать в центр, который выбрали. Под музыку дети расходятся по центрам и выполняют свои работы.

1. Аппликация  «Ковры», «Картины»

2 Конструирование из различного конструктора «Мебель»

3.Рисование на темы «Портрет Чебурашки», « Ковёр», «Дорожки».

4. Конструирование из картона и бумаги: «Бытовая техника», «Мебель»

5Лепка. «Вазочки с цветами»

6.Конструирование «Коврик».

      Работа выполняется под музыкальное сопровождение.

      После окончания каждой выполненной работы воспитанники самостоятельно «обустраивают» дом Чебурашки. Подводится итог детской деятельности.

Воспитатель: Как вы думаете, понравится наш дом Чебурашке?

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему: «Приятный сюрприз» Приоритетная образовательная область: Познавательное развитие.

Данный конспект с презентацией демонстрирует широкий спектр возможностей использование ИКТ в качестве заданий и в качестве проверки выполнения заданий. Соответствует ФГОС....

Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему «Кислотность»

Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему  «Кислотность»...

Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему « В поисках математического сундучка» в рамках проведения РМО воспитателей групп предшкольного возраста.

Квест — игра «В поисках математического сундучка»1. Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие «Формирование элементарных математических представ...

План – конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему «Найди сокровища»

Способствовать осмысленному восприятию окружающего мира, побуждению фантазии, творчества и интереса, поддержанию положительно-эмоционального настроения....

Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему «Юные инспекторы движения»

Конспект занятия по формированию и расширению представления детей по безопасному поведению на дороге....

Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему: «Юные пожарники»

Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему: «Юные пожарники»...