Доклад для педсовета «Работа с картинками с детьми раннего возраста»
методическая разработка (младшая группа)
Помня принцип педагогики – от простого к сложному, начиная с конца первого года жизни детей системно заниматься, к 2,5 - 3 годам могут не только продуктивно рассматривать достаточно сложные сюжетные картинки и картины, замечая детали изображения, описывать изображенное с помощью наводящих вопросов, 2-3х словными предложениями, но и выполнять более сложные умственные действия на подбор, группировку, классификацию изображений по словесной инструкции взрослого, что способствует умственному и речевому развитию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_3.docx | 16.02 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБУЗ ТО «Тюменский специализированный дом ребенка»
Доклад для педсовета
«Работа с картинками с детьми раннего возраста»
Воспитатель группы№2
Мышкина Е.М.
г. Тюмень 2019 г.
Занятиям, на которых используется иллюстрированный материал, отводится особая роль в педагогике раннего детства. Уникальность и ценность таких занятий в наглядности, сочетающейся со словом, что особенно значимо для маленького ребенка. Каждая картинка отражает реальный предмет или явление, имеет определенное словесное выражение – название. Но прежде чем узнать изображения и обозначить их словом, ребенок должен неоднократно видеть эти предметы, действовать с ними, обследовать их свойства (двигать, бросать, стучать, лизать и т.д.) Поэтому занятиям с картинками должны предшествовать наблюдения и действия с реальными предметами. Ведь картинка – это плоскостное изображение предмета, и не всегда совпадает с тем, с чем малыш встречался в реальной жизни. Детям раннего возраста для рассматривания вначале следует давать изображения отдельных предметов (предметные картинки), простых по форме, без лишних отвлекающих внимание деталей.
«Работу с картинкой» начинаем в конце первого года жизни, с одиннадцати месяцев. Ребенок на занятии должен понять, что слово «картинка» относится именно к изображению предмета. На первых занятиях сопоставляются реальный предмет и его изображение на картинке по такой схеме:
- Показ и рассматривание предмета.
- Показ картинки.
- Сопоставление картинки и предмета. При этом сначала картинка и предмет показываются одновременно, а затем последовательно с названием того и другого.
В год ребенку предлагается два предмета и две картинки, методика рассматривания и сопоставления такая же, но в этом случае ребенок должен узнать предмет на картинке и выбрать правильный вариант. Помогаем ребенку находить изображения предметов по вопросам («Где кошка? Петушок?»), по просьбе («Найди куклу. Дай мячик»)
В 1 год 3 месяца, когда ребенок начинает хорошо ориентироваться в двух картинках, добавляется третья, закрепляем умение узнавать знакомые предметы на картинке. На последующих занятиях одну из трех картинок меняем.
После 1 года 6 месяцев внимание детей обращаем не только на объект, но и - в основном – на изображение действий. Обучение проходит в несколько этапов:
- Предлагается два разных объекта и два разных действия («Что собачка делает?» - «Сидит», « А что делает кукла?» - «Спит»).
- Разные объекты – одинаковые действия («Кукла ест, кошка ест»).
- Один объект – разные действия («Собака ест, собака спит»).
Вначале ситуации обыгрываются с игрушками, затем детям предлагаются сюжетные картинки для рассматривания и сопоставления.
К 1году 9 месяцам дети начинают ориентироваться на картинке с простым сюжетом, узнают персонажей, понимают действия («Мама купает малыша», «Дети играют в кубики» и т.д.), расширяем представления детей о действиях людей, учим устанавливать по изображению предметов причинно-следственные связи (мама малыша искупает – он станет чистым).
С 2-х лет привлекаем детей к рассматриванию картин со знакомым, но более развернутым сюжетом, отражающим времена года (« Осень в лесу», «Зимние забавы», «Дети одеваются на прогулку», «Пускание корабликов» и т.д.). Предшествует рассматриванию картин предварительная работа с детьми: наблюдения за погодными явлениями, природными изменениями, действия с определенными предметами (лопатка, ведерко, санки), чтобы дети знали их назначение, дидактические игры («Оденем куклу на прогулку») и т.д. Перед рассматриванием картины даем предваряющий рассказ из опыта детей. Затем предлагаем детям рассмотреть изображение, рассказывая о содержании картины. Вначале обращаем внимание на персонажей (например, детей), отмечаем их действия, одежду, настроение, особое внимание обращаем на совместные действия с определенной целью (дети скатывают снежный ком, чтобы сделать снеговика). Затем рассматриваем второй план картины – явления природы, по которым определяется время года. Далее просим детей ответить на вопросы по картине, опираясь на услышанное, помогаем правильно сформулировать ответ.
И тогда им становится ясно, почему именно так, а не по-другому одеты дети; почему у них в руках именно эти, а не другие предметы; почему они действуют (играют) именно так, а не иначе.
Картина не убирается, дети имеют возможность рассматривать ее вне занятия.
На 3-м году значительно усложняется работа с предметными картинками. В речевую практику вводятся существительные с собирательным значением (одежда, игрушки, мебель, посуда, транспорт, домашние и дикие животные, их детеныши, птицы, овощи, фрукты). Дети учатся классифицировать предметы по существенным признакам. Уточняются такие обобщающие понятия, как животные – теперь дети учатся различать домашних животных и животных – обитателей леса, отличить грузовой транспорт от легкового, овощи от фруктов.
Помня принцип педагогики – от простого к сложному, начиная с конца первого года жизни детей системно заниматься, к 2,5 - 3 годам могут не только продуктивно рассматривать достаточно сложные сюжетные картинки и картины, замечая детали изображения, описывать изображенное с помощью наводящих вопросов, 2-3х словными предложениями, но и выполнять более сложные умственные действия на подбор, группировку, классификацию изображений по словесной инструкции взрослого, что способствует умственному и речевому развитию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-дефектолога с детьми раннего возраста
В презентации кратко показаны здоровьесберегающие приемы, которые используют в своей работе учителя-дефектологи Дома ребенка с детьми раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья...
формы работы педагога- психолога с детьми раннего возраста
В статье описаны различные направления работы с детьми 2-3 лет...
Опыт работы с музыкально-одарёнными детьми раннего возраста
Иллюстрация опыта работы с музыкально-одарёнными детьми раннего возраста....
Описание опыта работы с музыкально-одарёнными детьми раннего возраста
Краткое описание основных теоретических аспектов работы с одарёнными детьми...
Направления работы педагога-психолога с детьми раннего возраста в условиях ДОУ
Направления работы педагога-психолога с детьми раннего возраста в условиях ДОУ...
Буклет Работа педагога- психолога с детьми раннего возраста
В.А. Сухомлинский: «Дети должны жить в мирекрасоты, игры, сказки, музыки,рисунка, фантазии, творчества»....
Обобщение педагогического опыта работы по теме: «Нетрадиционные техники работы по аппликации с детьми раннего возраста».
Аппликация - один из видов изобразительной деятельности, предполагающий создание сюжетов из бумаги, ткани, природных материалов, приклеенных на плотную подложку из картона, бумаги, иногда из фанеры.Ка...