Семинар практикум для воспитателей
материал

Петрова Ольга Германовна

 Семинар-практикум для воспитателей  «Использование театрализованной деятельности  в развитии речи дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_dlya_vospitateley.docx20.31 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для воспитателей                                           

«Использование театрализованной деятельности                                         

 в развитии речи дошкольников»

                                    

Театр – это волшебный мир.
Он дает уроки красоты, морали
и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее
идет развитие духовного мира детей…”
(Б. М. Теплов)

Актуальность темы: Театрализованная деятельность имеет огромное значение для развития творческих способностей  дошкольников, она позволяет решать вопросы развития личности, активизирует словарь, развивает монологическую и диалогическую речь ребенка, способствует умение организовывать общение со сверстниками, умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника.

Цель:  Повысить компетентность  педагогов,  как  театральная игровая  деятельность помогает развитию речи детей.

ЗАДАЧИ:

1.Привлечь внимание педагогов к проблеме развития речи детей посредством театрализованной деятельности.

  1. Систематизировать знания педагогов в особенностях и условиях развития речи детей.

3.Активизировать деятельность педагогов в направлении речевого развития ребёнка через театрализованную деятельность.

Слайд №5

В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное мышление, тренирует память и образное восприятие, совершенствует речь.

Речь – основа психического развития дошкольников. Развитие речи – одна из основных задач процесса образования. Дошкольный возраст – период интенсивного развития ребёнка. Поэтому, важно чтобы дети вовремя овладели правильной речью. Решающую роль в развитии речи играет театрализованная деятельность.

Театрализация - это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков.

 Так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности - пением, движением под музыку, слушанием, необходимость систематизировать  ее в едином процессе.

  • Участвуя в театрализованных играх, ребёнок знакомится с окружающим миром через образы, краски, звуки.
  • Работая над персонажем, малыш подражает его мимике, жестам, голосу.
  • Активизируется словарь дошкольника, звуковая культура речи.
  • Дети учатся сопереживать и сострадать, дружить и радоваться, управлять своими эмоциями, становятся менее замкнутыми
  • В процессе  работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.

Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального  воспитания. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Театрализованные игры помогают налаживать общение друг с другом. Общение в ходе игры позволяет проявить ребенку свою индивидуальность, показать свои возможности.

Речь ребенка выполняет три функции связи его с внешним миром: коммуникативную, познавательную, регулирующую.

Период с 3-х до 7 лет - это период усвоения грамматической системы русского языка, развитие связной речи. В это время совершенствуется грамматическая структура и звуковая сторона речи, создаются предпосылки для обогащения словаря.

 Таким образом, процесс развития речи ребенка дошкольного возраста – процесс сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи. Одним из таких средств является театрализованная деятельность.

Слайд № 6

Основные направления речевой работы в театральной деятельности:

Развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения.
 - Развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения.
- Развитие сценического мастерства и речевой   деятельности: развитие мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.

Слайд №7

Значение театрализованной деятельности

  • помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств
  • появляется живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению
  • совершенствует артикуляционный аппарат
  • формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь
  • улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий
  • дети получают эмоциональный подъём
  • способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса
  • позволяет формировать опыт социального поведения
  • стимулирует активную речь

Слайд №8

Театрализованную игру  исследователь  Л.В.Артёмова  делит на две группы:
режиссерские  и   игры – драматизации.

В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве "артиста", самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.

      Видами драматизации являются:

  • игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
  • ролевые диалоги на основе текста;
  • инсценировки произведений;
  • постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;

 игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки

Слайд №9

В режиссерской игре "артистами" являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как "сценарист и режиссер" управляет "артистами"

Ребёнок «озвучивая» героев и комментируя сюжет, использует разные средства вербальной выразительности.

        Режиссёрские игры могут быть групповыми: каждый ведёт игрушки в общем сюжете    или выступает как режиссёр   импровизированного концерта, спектакля. При этом накапливается опыт общения, согласования замыслов и сюжетных действий.

         Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду.

Виды театра

  • Стендовый Настольный    Кукольный    Живая кукла

Речь ребенка и различные виды театра

Пальчиковый театр: Способствует развитию речи, внимания, памяти;

  • формирует пространственные представления;
  • развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений; повышает работоспособность, тонус коры головного мозга.
  • Стимулирование кончиков пальцев, движение кистями рук, игра с пальцами ускоряют процесс речевого и умственного развития 

Вязаный театр: Развивает моторно- двигательную, зрительную, слуховую координацию;

  • Формирует творческие способности, артистизм;
  • Обогащает пассивный и активный словарь 

Конусный :

Помогает учить детей координировать движения рук и глаз; Сопровождать движения пальцев речью;

  • Побуждает выражать свои эмоции посредством мимики и речи. 

Театр топотушки   (тамтамарески):

  • Помогает расширять словарный запас, подключая слуховое и тактильное восприятие;
  • Знакомит с народным творчеством;

 Обучает навыкам общения, игры, счета

Стендовый:

  • Развивает творческие способности;
  • Содействует эстетическому воспитанию;
  • Развиваюет ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
  • Действуя с различными картинками, у ребенка развивается мелкая моторика рук, что способствует более успешному и эффективному развитию речи. 

Теневой: Развивает  пластичность, подвижность, чувство ритма, координацию движений;

  • Развивать тембр голоса;
  • Умение раскрепоститься. вести диалогическую и монологическую речь.

Театр Би-ба-бо

  • Оказывает потрясающее терапевтическое воздействие: помогает бороться с нарушениями речи, неврозами;
  • Помогает справиться с переживаниями, страхами;
  • Перчаточная кукла передает весь спектр эмоций, которые испытывают дети. 
  • Посредством куклы, одетой на руку, дети говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью отождествляют себя( свою руку) с куклой. 
  • Развивает абстрактное мышление

Костюмированный театр

  • способствует активизации разных сторон речи – словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствования звуковой стороны речи.
  • способствует реализации творческих сил и духовных ценностей ребенка, раскрепощению и повышению личной самооценки.

Вывод:

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать  богатейший материал словесного творчества народа.

Увлеченный привлекательным замыслом театральной постановки ребенок учится многому, учится тому, как навыки, полученные в театральной игре можно использовать в повседневной жизни.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для воспитателей «Формирование у дошкольников познавательного интереса к истории и культуре Кубани» воспитатель Сахно Н.И. МБДОУ №41 «Подснежник» ст.Анапская

Цель: Повысить  профессиональную  компетентность педагогов по  вопросу формирования у дошкольников познавательного интереса к истории и культуре Кубани. Материал: слайды...

Семинар - практикум для воспитателей "Причины и способы разрешения конфликтов между воспитателем и родителями воспитанников"

В материале представлены способы выработки  умений  у воспитателей позитивно разрешать конфликты и профессионально анализировать кон­фликтные ситуации в процессе взаимо­дейст...

Семинар-практикум для воспитателей семейных групп по теме «Проведение тематических занятий воспитателями групп семейного воспитания.» Перспективный план развивающих занятий по лексическим темам.

Проблемы и задачи развития речи детей дошкольного возраста были актуальны всегда. Во все времена развитию речи детей уделялось большое внимание. Значение речи в становлении личности ребёнка настолько ...

семинар-практикум для воспитателей "применение артикуляционной и дыхательной гимнастики в работе воспитателя"

очень важно, прежде  чем использовать артикуляционную и дыхательную гимнастики в своей работе, изучить все методические  рекомендации  и требования, чтобы не навредить!...

Семинар-практикум для воспитателей "Работа ДОУ по правовому воспитанию". Организация работы с воспитателями и родителями ДОУ по правовому воспитанию старших дошкольников.

Концептуальным фактором в современной ситуации российского детства должна стать защита прав ребёнка, в первую очередь, защита права  на адекватное его природным задаткам развитие и реализацию при...

Выступление на тему: "Использование тестопластики в работе с детьми. Практикум." на семинаре-практикуме для воспитателей ДОУ и студентов МСГИ

Солёное тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из солёного теста – древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому - что сейчас ценится всё эколо...