Семинар практикум для воспитателей
материал
Семинар-практикум для воспитателей «Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum_dlya_vospitateley.docx | 20.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для воспитателей
«Использование театрализованной деятельности
в развитии речи дошкольников»
Театр – это волшебный мир.
Он дает уроки красоты, морали
и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее
идет развитие духовного мира детей…”
(Б. М. Теплов)
Актуальность темы: Театрализованная деятельность имеет огромное значение для развития творческих способностей дошкольников, она позволяет решать вопросы развития личности, активизирует словарь, развивает монологическую и диалогическую речь ребенка, способствует умение организовывать общение со сверстниками, умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника.
Цель: Повысить компетентность педагогов, как театральная игровая деятельность помогает развитию речи детей.
ЗАДАЧИ:
1.Привлечь внимание педагогов к проблеме развития речи детей посредством театрализованной деятельности.
- Систематизировать знания педагогов в особенностях и условиях развития речи детей.
3.Активизировать деятельность педагогов в направлении речевого развития ребёнка через театрализованную деятельность.
Слайд №5
В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное мышление, тренирует память и образное восприятие, совершенствует речь.
Речь – основа психического развития дошкольников. Развитие речи – одна из основных задач процесса образования. Дошкольный возраст – период интенсивного развития ребёнка. Поэтому, важно чтобы дети вовремя овладели правильной речью. Решающую роль в развитии речи играет театрализованная деятельность.
Театрализация - это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков.
Так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности - пением, движением под музыку, слушанием, необходимость систематизировать ее в едином процессе.
- Участвуя в театрализованных играх, ребёнок знакомится с окружающим миром через образы, краски, звуки.
- Работая над персонажем, малыш подражает его мимике, жестам, голосу.
- Активизируется словарь дошкольника, звуковая культура речи.
- Дети учатся сопереживать и сострадать, дружить и радоваться, управлять своими эмоциями, становятся менее замкнутыми
- В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.
Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального воспитания. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
Театрализованные игры помогают налаживать общение друг с другом. Общение в ходе игры позволяет проявить ребенку свою индивидуальность, показать свои возможности.
Речь ребенка выполняет три функции связи его с внешним миром: коммуникативную, познавательную, регулирующую.
Период с 3-х до 7 лет - это период усвоения грамматической системы русского языка, развитие связной речи. В это время совершенствуется грамматическая структура и звуковая сторона речи, создаются предпосылки для обогащения словаря.
Таким образом, процесс развития речи ребенка дошкольного возраста – процесс сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи. Одним из таких средств является театрализованная деятельность.
Слайд № 6
Основные направления речевой работы в театральной деятельности:
Развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения.
- Развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения.
- Развитие сценического мастерства и речевой деятельности: развитие мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.
Слайд №7
Значение театрализованной деятельности
- помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств
- появляется живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению
- совершенствует артикуляционный аппарат
- формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь
- улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий
- дети получают эмоциональный подъём
- способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса
- позволяет формировать опыт социального поведения
- стимулирует активную речь
Слайд №8
Театрализованную игру исследователь Л.В.Артёмова делит на две группы:
режиссерские и игры – драматизации.
В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве "артиста", самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.
Видами драматизации являются:
- игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
- ролевые диалоги на основе текста;
- инсценировки произведений;
- постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки
Слайд №9
В режиссерской игре "артистами" являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как "сценарист и режиссер" управляет "артистами"
Ребёнок «озвучивая» героев и комментируя сюжет, использует разные средства вербальной выразительности.
Режиссёрские игры могут быть групповыми: каждый ведёт игрушки в общем сюжете или выступает как режиссёр импровизированного концерта, спектакля. При этом накапливается опыт общения, согласования замыслов и сюжетных действий.
Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду.
Виды театра
- Стендовый Настольный Кукольный Живая кукла
Речь ребенка и различные виды театра
Пальчиковый театр: Способствует развитию речи, внимания, памяти;
- формирует пространственные представления;
- развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений; повышает работоспособность, тонус коры головного мозга.
- Стимулирование кончиков пальцев, движение кистями рук, игра с пальцами ускоряют процесс речевого и умственного развития
Вязаный театр: Развивает моторно- двигательную, зрительную, слуховую координацию;
- Формирует творческие способности, артистизм;
- Обогащает пассивный и активный словарь
Конусный :
Помогает учить детей координировать движения рук и глаз; Сопровождать движения пальцев речью;
- Побуждает выражать свои эмоции посредством мимики и речи.
Театр топотушки (тамтамарески):
- Помогает расширять словарный запас, подключая слуховое и тактильное восприятие;
- Знакомит с народным творчеством;
Обучает навыкам общения, игры, счета
Стендовый:
- Развивает творческие способности;
- Содействует эстетическому воспитанию;
- Развиваюет ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
- Действуя с различными картинками, у ребенка развивается мелкая моторика рук, что способствует более успешному и эффективному развитию речи.
Теневой: Развивает пластичность, подвижность, чувство ритма, координацию движений;
- Развивать тембр голоса;
- Умение раскрепоститься. вести диалогическую и монологическую речь.
Театр Би-ба-бо
- Оказывает потрясающее терапевтическое воздействие: помогает бороться с нарушениями речи, неврозами;
- Помогает справиться с переживаниями, страхами;
- Перчаточная кукла передает весь спектр эмоций, которые испытывают дети.
- Посредством куклы, одетой на руку, дети говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью отождествляют себя( свою руку) с куклой.
- Развивает абстрактное мышление
Костюмированный театр
- способствует активизации разных сторон речи – словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствования звуковой стороны речи.
- способствует реализации творческих сил и духовных ценностей ребенка, раскрепощению и повышению личной самооценки.
Вывод:
Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества народа.
Увлеченный привлекательным замыслом театральной постановки ребенок учится многому, учится тому, как навыки, полученные в театральной игре можно использовать в повседневной жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для воспитателей «Формирование у дошкольников познавательного интереса к истории и культуре Кубани»воспитатель Сахно Н.И. МБДОУ №41 «Подснежник» ст.Анапская
Цель: Повысить профессиональную компетентность педагогов по вопросу формирования у дошкольников познавательного интереса к истории и культуре Кубани. Материал: слайды...
Семинар – практикум для воспитателей ДОУ «Воспитатель и родитель:диалог или монолог?»
Семинар – практикум для воспитателей ДОУ...
Семинар - практикум для воспитателей "Причины и способы разрешения конфликтов между воспитателем и родителями воспитанников"
В материале представлены способы выработки умений у воспитателей позитивно разрешать конфликты и профессионально анализировать конфликтные ситуации в процессе взаимодейст...
Семинар-практикум для воспитателей семейных групп по теме «Проведение тематических занятий воспитателями групп семейного воспитания.» Перспективный план развивающих занятий по лексическим темам.
Проблемы и задачи развития речи детей дошкольного возраста были актуальны всегда. Во все времена развитию речи детей уделялось большое внимание. Значение речи в становлении личности ребёнка настолько ...
семинар-практикум для воспитателей "применение артикуляционной и дыхательной гимнастики в работе воспитателя"
очень важно, прежде чем использовать артикуляционную и дыхательную гимнастики в своей работе, изучить все методические рекомендации и требования, чтобы не навредить!...
Семинар-практикум для воспитателей "Работа ДОУ по правовому воспитанию". Организация работы с воспитателями и родителями ДОУ по правовому воспитанию старших дошкольников.
Концептуальным фактором в современной ситуации российского детства должна стать защита прав ребёнка, в первую очередь, защита права на адекватное его природным задаткам развитие и реализацию при...
Выступление на тему: "Использование тестопластики в работе с детьми. Практикум." на семинаре-практикуме для воспитателей ДОУ и студентов МСГИ
Солёное тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из солёного теста – древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому - что сейчас ценится всё эколо...