Сообщение для педагогов «Развитие творческих способностей детей в театральной деятельности»
материал (младшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_razvitie_tvorcheskih_sposobnostey_detey_v_teatralnoy_deyatelnosti.doc | 124.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию
Администрации Г. о. Подольск
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №57 «Ладушки»
Сообщение для педагогов
«Развитие творческих способностей детей в театральной деятельности»
Подготовила
первой 1 квалификационной категории
Ибрагимова Д.Г.
2017
Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Слово «творчество» в общественном смысле означает искать, изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте, индивидуальном и общественном. Творчество – это не только создание нового в материальной и духовной культуре, но и совершенствование человеком самого себя, прежде всего в духовной сфере.
Театральная деятельности близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало и получая огромное эмоциональное наслаждение.
Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций, при проигрывании ролей.
Занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобразительность. Частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка.
Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых задании в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии. Учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учат четко формулировать свои мысли и излагать их публично и познавать окружающий мир.
Основные формы работы с детьми.
1. Театральная игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.
Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное,
слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.
Театральная игра очень связана с сюжетно – ролевой игрой. Сюжетно- ролевая игра появляется у ребенка примерно в трехлетнем возрасте и достигает расцвета в 5-6 лет.
Театральная игра проявляется в определенный период и как бы вырастает из сюжетно-ролевой. Детям становится интересно основывать игру на литературных произведениях, раскрывать в ней свои чувства, воплощать мечты, совершать желаемые поступки, разыгрывать фантастические сюжеты, придумывать истории.
Сюжетно – ролевая и театрализованная игра имеет общую структуру (строение).
Они включают замысел, сюжет, содержание, игровую ситуацию, роль, ролевое действие, правила. Различие между сюжетно –ролевой и театральной играми состоит в том, что в сюжетно-ролевой игре дети отражают жизненные явления, а в театрализованной берут сюжеты из литературных произведении. В сюжетно – ролевой игре нет конечного продукта, результата игры, а в театральной может быть такой продукт- поставленный спектакль, инсценировка. Детям младшего дошкольного и даже раннего возраста интересны игры с куклами, небольшие инсценировки. Маленьким детям нравится выражать свои эмоции в образно- двигательных импровизациях под музыку.
2. Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.
Задачи. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.
3. Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.
Каждый актер должен уметь четко, выразительно и красиво говорить.
Дети выполняют следующие задания.
1. Произнести фразу «Я скоро пойду в школу» в разном темпе и с различными интонациями: медленно, быстро, громко, шёпотом, радостно, удивленно и т.п.
2. Каждая команда должна «говорить на языке животных» (первая – телят; вторая- поросят; третья – козлят; четвертая –котят.) Образец «разговора воспитатель дает на языке собаки –«гав».
4. Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).
Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.
5. Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем - от этюдов к рождению спектакля.
Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.
6. Этюд. В театральном искусстве этюд – это маленький спектакль, в котором должно происходить определенного событие в предлагаемых обстоятельствах, условиях, ситуациях
Разыграем этюд, когда Волк пытается попасть в теремок, его жители в гневе кричали, размахивая руками: Уходи, зубастый Волк,
Не ломись ты в нашу дверь.
Крепко заперт теремок
На засов и на замок.
Особенности педагогического руководства театрализованной игрой в первой младшей группе
В первой младшей группе театрализованная деятельность представляет собой игру с куклой (игрушкой), знакомство с первыми сюжетами, участие в несложных образных импровизациях. В этом возрасте, считают психологи, происходит сдвиг в развитии игровой деятельности. Появляются первые представления о роли, ребенок осваивает действия, связанные с сюжетом и ролью, - мамы, пациента, врача. Наиболее важным представляется сюжетно-игровое действие с предметом. Для насыщения ребенка художественными впечатлениями необходимо чаще показывать игровые сюжеты: инсценировки с участием2-3 персонажей настольного театра, театра мягкой игрушки, на фланелеграфе. Привлекательными для детей становятся игры с любимыми куклами: кукла обедает, дает концерт, собирается в гости.
Осознание условной игровой ситуации позволяет ребенку постепенно проникать в нее, учиться действовать в ней, а со временем проживать ее. Ребенок 2-3 лет стремится к самостоятельности (самому умываться, одеваться, есть, играть), но постоянное присутствие и поддержка взрослого ему необходимы.
В этом возрасте используют театральные куклы пальчикового театра, театр картинок на фланелеграфе, перчаточный театр, театра рукавичек, настольного театра.
Знакомство с миром театра в данном возрасте начинается именно с кукольного, как наиболее близкого детям. Показывая мини-пьески в театре кукол, воспитатель передает палитру переживаний через интонацию и по возможности через внешние действия героя. Воспитатель должен обращать внимание на четкость дикции, на не слишком быстрый темп действий и речи при показе инсценировок, с тем, чтобы дети могли следить за действием.
Уже с первых игр надо учить ребенка создавать элементарную предметно-пространственную среду: готовить необходимый игровой материал. В действительности место игры оборудует взрослый, но так, чтобы ребенок принимал в этом непосредственное посильное участие.
Для развития театрально-игровой деятельности детей данного возраста необходимо расширять детские впечатления помимо театрализованных игр-занятий. Нужно рассказывать о животных, устраивать экскурсии по детскому
саду, по территории прилегающих участков для прогулки, для того чтобы питать жизненные впечатления детей. Эти знания пригодятся в игре, расширят
детский кругозор, обогатят впечатления. Дети первой младшей группы должны участвовать в общих праздниках детского сада. Для ребят надо выделить особое место в праздничном действии, когда они смогут поучаствовать в игре, спеть песню, потанцевать. Следует отвести в общем представлении театральные сценки, доступные восприятию малышей (игры с Петрушкой, с собачкой), способствующие возникновению положительной эмоциональной реакции.
Театрализованная игра позволяет малышу вступить с миром в такие взаимоотношения, в которые он не может вступить сам из-за ограничений возраста.
КОНСПЕКТЫ ИГР-ЗАНЯТИЙ
ДЛЯ ДЕТЕЙ ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ (2-3 ГОДА)
СЕНТЯБРЬ Занятие 1. Цыплята на прогулке
Цели: вызвать интерес к игре, обогащать эмоции детей; дать заряд бодрости.
Материал и оборудование: игрушка курочка.
Ход занятия
Воспитатель в роли бабушки приглашает детей в гости к курочке , которая живет на бабушкином дворе. Курочка (игрушка) = «ходит к детям из сарайчика и поет песенку:
Я - курочка-хохлатка,
В сарайчике живу,
Поесть своим цыпляткам
Я корма принесу.
Ко-ко-ко, ко-ко-ко,
Я корма принесу.
Воспитатель предлагает деткам стать цыплятками, и поскорее бежать за кормом.
Воспитатель (действует за игрушку курочку). Вы мои детки, послушные цыплятки. Вы любите маму? (Цыплята пищат в ответ.) Вот вам корм, открывайте клювики. (Воспитатель кормит цыплят воображаемым кормом.) А теперь, дети, скажите «спасибо». (Цыплята благодарно пищат.) Побежим на лужок! (Все бегут.) Вот и лужок. Станем делать зарядку для цыплят.
Зарядка для цыплят
Курочка (игрушка).
Вышли детки погулять, (Дети-цыплята прогуливаются.)
Полежать на травке.
Стали детки приседать, (Приседают, прыгают.)
Прыгать на зарядке.
Раз-два-три, приседай.
Раз-два-три, успевай.
Воспитатель. Ну что, цыплята, нагулялись? А теперь, цыплята, пора домой.
6
Шагом марш, идем домой
По дорожке летней.
Шагом марш, скорей за мной,
Поспевайте, детки.
Дануся.
На журнальный столик ставят плоскостной домик, слева от него плоскостной куст, рядом с ним – плоскостной забор. педагог надевает на указательный палец и мизинец правой руки игрушки: кошку и мышонка: распологает игрушки в окошках домика. На указательный палец левой руки над. Собачку, на средний и безымянный – гусей, на мизинец – девочку. До начала спектакля левую руку с игрушками прячет за за плоскостной куст.
Педагог. Села кошка на окошко кошка выглядывает из окошка домика). Мур – мур –мур.
(Педагог наклоняет куклу вперед и возвращает в исходное положение.)
А мышонок,
Хвостик тонок…
(Мышонок выглядывает из другого окошка)
Шур-шур-шур.
(Покачивает игрушкой)
Пес кудлатый возле хаты…
(Педагог распоkагает собаку над плоскостным кустом, который является своеобразной ширмой для данной игрушки.)
Гав-гав-гав
(Покачивает игрушко , убирает ее за куст.)
За Данусей ходят гуси…
(Ведет Данусю и гусей вдоль забора, чуть выше его.)
Га-га-га.
Особенности педагогического руководства театрализованной
Игрой во второй младшей группе
Особенность игровой деятельности детей 3-4 лет состоит в том, что в ней выделяется роль и игровые действия, которые наполняются предметным содержанием. Ребенок использует предметы-заместители, речь его становится более развитой, он с удовольствием повторяет новые слова, услышанные от взрослых. Именно через роль в театрализованной игре ребенок усваивает нормы поведения, принятые в мире взрослых. Для того чтобы ролевое поведение детей обогащалось, надо давать примеры ролевой игры. Это достигается как при проигрывании ролей детьми, так и при выступлении театра взрослых. Основу для пополнения художественных впечатлений составляет также чтение детской литературы. 7
Малыши в этом возрасте любят, когда им читают сказки. Неспешное выразительное чтение сказки взрослым доставляет дошкольникам массу удовольствий, заставляет работать воображение. Дети представляют себе героев, их действия, способны понять взаимоотношения персонажей. Необходимо читать сказки по несколько раз для того, чтобы дети постепенно усваивали сначала общую канву сюжета, потом более ясно им виделись детали эпизодов, затем четче обозначились особенности характера героев. В ходе основательного знакомства со сказкой выразительное чтение нужно сочетать с обыгрыванием отдельных эпизодов.
Дети второй младшей группы способны показать в настольном театре небольшой сюжет. Это могут быть знакомые потешки, песенки, прибаутки.
Можно предлагаем им придумать небольшие истории, происходящие с игрушками, чтобы ребенок мог сам сочинить диалоги, найти выразительные интонации.
При этом помощь оказывается только наводящими вопросами, чтобы не давать готового образца для подражания. Здесь важна роль взрослого, так как речь детей второй младшей группы еще не очень развита, внимание рассеяно. Как бы примитивны ни были истории, сочиненные малышами, мы радуемся вместе с ними любому проявлению творчества, стремимся, чтобы желание поиграть с куклой появилось у каждого ребенка. Ведь разыгрывание сочиненных сказок духовно раскрепощает малыша, дает ему возможность поверить в свои силы.
Нa театральных занятиях необходима атмосфера доброжелательности, взаимного доверия, уважительного отношения друг к другу. Ребенок только тогда может творить, когда чувствует доброжелательное отношение к себе своих сверстников и взрослых. Дети второй младшей группы разыгрывают с настольными куклами хорошо им знакомые русские народные сказки: «Курочка Ряба», «Маша и медведь», «Бычок — смоляной бочок», «Заюшкина избушка». Мы стараемся не заучивать с детьми текст, предлагаем им самим придумать диалоги.
К концу года все дети второй младшей группы овладевают техникой управления настольными куклами, умеют до конца спектакля концентрировать внимание на кукле, учатся внимательно слушать своего партнера, вовремя подавать реплики, пытаются сочинять небольшие сказки, в которых сопровождают движение куклы песенкой, придуманной самостоятельно на заданный текст.
Для развития театрально-игровой деятельности взрослый должен предоставить довольно обширный материал, чтобы дети могли использовать в своих играх все новые и новые сюжеты. В самостоятельной игре дети часто с интересом играют Концерт. Они берут своих любимых кукол, сажают на стульчики зрителей-игрушек и начинают выступать: читают закукол стихи, поют песенки, управляют пляшущими куклами. Это развивает творческие качества детей, способствует развитию воображения, образного мышления. В 3-4 года дети могут сами обустроить место для игры и оснастить ее необходимыми атрибутами. Взрослый помогает детям советом, подсказывает, где найти необходимый материал. Малыши охотно используют в игре элементы костюмов, Моющиеся в игровой комнате.
Уже в этом возрасте дети получают элементарные сведения, которые помогут разобраться в волшебном мире театра. Малыши узнают о том, что в театре есть сцена, на ней выступают артисты, в зрительном зале места для зрителей, которые должны вести себя по правилам.
Воспитателю надо помнить о том, что внимание детей в основном непроизвольно в этом возрасте, они могут сосредоточенно заниматься даже самым интересным делом не более 15 минут, поэтому следует правильно рассчитывать возможности детей в управлении собственной активностью.
1. Педагог и дети разыгрывают потешку, используя настольные куклы: кота и щенка. Педагог напоминает детям: когда «говорит» щенок, котик останавливается и внимательно слушает; когда отвечает котик, замирает щенок. Педагог читает потешку. Дети управляют куклами: один ребенок — котом, другой — щенком.
КОТИК
Русская народная потешка
Педагог:
Котик серенький бежал,
(Котик бежит по столу.)
Пирожок в зубах держал.
Попросил его щенок...
(Котик останавливается.)
Ребенок со щенком:
(Покачивает игрушку в ритме потешки.)
Поиграй со мной чуток!
Педагог: Крикнул котик… Ребенок с котом. Не могу!
Я ж не просто так бегу.
Я бегу кормить котят.
Очень есть они хотят! (Покачивает игрушку в ритме потешки.)
2. Педагог вносит декорации и кукол к спектаклю по русской народной сказке «Маша и медведь», приглашает детей принять в нем участие.
Кукольный спектакль «Маша и медведь»
(Дети управляют куклами: Машей, медведем, собакой и озвучивают их.)
Педагог. Жили-были дедушка и бабушка и была у них внучка Машенька. Раз пошла Машенька в лес по грибы да по ягоды. Идет по лесу и песню поет.
Маша (ведет куклу по столу и поет).
Цветики, цветики, Васильки, ромашку,
Наберу букетики: Розовую кашку.
(Н. Френкель
(Ребенок покачивает куклу вперед и назад в ритме песни.)
Педагог. Шла она, шла и видит: стоит избушка. Вошла Машенька в избушку, а в той избушке жил медведь. Обрадовался он и говорит...
Медведь. Будешь у меня жить! (Покачивает игрушку вперед-назад)
Педагог. Делать нечего! Стала Маша жить в медвежьей избушке. Однажды она попросила медведя отпустить ее в деревню к дедушке и бабушке отнести гостинцы.
Маша. Отпусти меня к дедушке и бабушке. (Покачивает игрушку.)
Медведь. Нет! Не отпущу!
Педагог. Попросила Маша медведя отнести гостинцы в деревню к дедушке и бабушке. Собрала она в короб пирожки и сама туда спряталась. Взвалил медведь короб себе на спину и пошел в деревню. (Ребенок ведет медведя по столу, останавливает игрушку?) Шел, шел медведь и говорит...
Медведь.
Сяду на пенек,
Съем пирожок!
(Ребенок покачивает игрушку.)
Педагог. А Машенька
из короба...
Маша.
Вижу, вижу!
Не садись на пенек,
Не ешь пирожок!
Педагог. Удивился медведь, поднял короб и понес в деревню. Нашел дом дедушки и бабушки, поставил короб, а собака почуяла медведя и давай лаять.
Собака. Гав! Гав! (Покачивает игрушку)
Педагог. Испугался медведь и убежал в лес, а из дома вышли дедушка и бабушка, увидели Машеньку, обрадовались, стали обнимать, целовать, умницей называть.
Куклы пляшут под русскую народную мелодию.
Особенности педагогического руководства театрализованной игрой в средней группе
В 4—5 лет сюжетно-ролевая игра занимает ведущее место в жизни детей. Ребенок среднего дошкольного возраста при грамотном педагогическом руководстве вполне овладевает умениями строить замысел, воплощать свои планы в игре, при помощи взрослого и самостоятельно распределять роли, выполнять игровые правила. В этом возрасте детям интересны выступления театра взрослых. Спектакли в исполнении педагогов дарят детям мир волшебных превращений, яркий и незабываемый, так как только взрослые могут достичь подлинно художественного исполнения, а значит, взволновать детские души, донести до каждого зрителя нравственную идею постановки. Дети очень живо реагируют на сюжетные повороты событий, на игру педагогов-актеров, им становятся понятными особенности характеров героев, они любят театр, им доставляет удовольствие смотреть сказку.
В этом возрасте расширяются рамки знаний о театре как культурном учреждении. Дети знают, что такое внешний вид театра, каково назначение театральных помещений, осведомлены об основных театральных профессиях.
Для полноценного развития театрально-игровой деятельности детей необходимо обогащать их представления: обсуждать прочимые книги, проводить интересные беседы по просмотренным спектаклям, насыщать свободную деятельность детей художественными впечатлениями. Беря в работу какой-либо сюжет, воспитатель должен заинтересовать им ребенка, дать ему возможность путем свободного следования по тексту раскрыть уровень его понимания. Затем, постепенно углубляя представления, вовлекать в игру по ролевому обозначению присущих данному персонажу свойств характера, особенностей поведения, манер, жестов, интонации голоса.
При условии систематических занятий театрализованной игрой у детей средней группы появляется возрастающий устойчивый интерес к перевоплощению. Этому способствуют приобретенные ребёнком навыки и умения: воспринимать художественный образ, видеть его развитие, взаимодействовать с другими детьми. Дети в этом возрасте любят играть главные роли. Для того чтобы не возникало споров, следует определенным образом выстраивать работу над сюжетом. Можно выбрать несколько исполнителей одной роли, которые будут играть по ходу сказки. Так, может быть два колобка, две мышки этот прием очень удобен для длинных сказок. Короткие сюжеты могут обыгрываться по несколько раз для того, чтобы дети переиграли его, причем в разных ролях. Разумеется, это делается на протяжении определенного времени. Большое место в театрализованной игре детей среднего дошкольного возраста имеет музыка. Музыкальные образы несут в себе определенный ритм, ладовую окраску, что воздействует на ребёнка, направляет его чувства, мысли, побуждает к соответствующим движениям. Педагог должен в своей работе идти не только от драматического образа, но и от музыкального: снежинки могут двигаться стремительно или плавно, колобок бежать, подпрыгивая или катиться ровно - все это подскажет
музыка. Кроме того, это поможет развивать музыкальные способности детей. Музыкальность- это качество, которое необходимо ребенку, так как оно дает малышу возможность правильно слышать высоту звучания интонации чувствовать ее ритмические особенности, понимать общее настроение игровой ситуации. Все это необходимо ребенку для освоения художественного образа.
В начале года педагог берет для совместных игр с детьми более простые игры и сюжеты, к концу года они усложняются. Но, главное, усложняется ролевое поведение ребенка в игре, оно становится более продолжительным, выразительным, осознанным. Дети сознательно пользуются атрибутами, уделяют достаточное время для их обдумывания и создания. Педагог должен- отслеживать количество и качество проигрываемых ролей ребенком, поощрять каждое выступление в роли, анализировать игру. Следует привлекать к игре детей, которые пока пассивно участвуют в игровой ситуации, использовать малейшее их желание, стремление к общему действию. Для раскрепощения детей чаще применять общие игры, в которых нет индивидуальных ролей или они очень малы. Это даст ребенку возможность, с одной стороны, ощутить себя в роли и с другой - не находиться в стрессовой ситуации. В работе следует использовать достаточное количество игр-импровизаций для того, чтобы не шаблонизировать сознание детей, а стимулировать, развивать творческие проявления дошкольников. Творчество в игре у детей проявляется и в оформлении места для игры, и в придумывании и воплощении ролей, и в общем участии в игровой ситуации, где каждый ребенок мыслит и действует по-своему.
Понятие «театрализованная игра». «Веселые зайчата»
В средней группе в начале года работа с настольными куклами продолжается. Дети вспоминают приемы кукловождения, придумывают небольшие сценки с настольными куклами. Продолжается работа и по развитию творчества. Малыши самостоятельно придумывают диалоги действующих лиц, опираясь на сюжеты хорошо знакомых сказок.
В конце сентября дети знакомятся с театральной ширмой. Для детей средней группы можно использовать укороченную ширму (высотой 75 см), чтобы облегчить кукловождение. В это время происходит знакомство с новым для них видом кукол на гапите (гапит — это палка, на которую насажена кукла). Управление куклой на гапите требует от ребенка выдержки, терпения, определенных мышечных усилий, так как рука должна вести куклу по краю ширмы, не облокачиваясь на нее. Чтобы облегчить ребенку управление куклой, их делают как можно более легкими.
На театральных занятиях дети знакомятся с приемами кукловождения. Для этой цели используются этюды с куклой, цель которых — научить ребенка сосредоточивать свое внимание на выполнении куклой четкого, ритмичного действия. Также используются этюды на развитие эмоциональной сферы, которые вырабатывают у детей способность понимать эмоциональное
состояние другого человека, умение адекватно выразить свое. Эти этюды дают возможность ребенку осознать себя, посмотреть на себя со стороны , способствуют формированию самоконтроля, попытают уверенность в себе.
Продолжается работа по развитию творчества, в которой используются куклы на гапите. Малыши сочиняют небольшие сказки, и также песенки, которыми сопровождают движения куклы.
Дети с удовольствием разыгрывают русские народные сказки «Колобок», «Теремок», «Репка», используя кукол на гапите . Разыгрывание сказок с театральными куклами позволяет им глубже усвоить содержание полюбившегося произведения, дает возможность проявить творчество.
1. Этюд на интонационную выразительность «Хозяйка и утки»
Хозяйка. А теперь, утята. Пора в сарай, спать!
Утята (ворчливо). Кря- кря-кря!
Хозяйка (берет прут) Вот я вам задам!
Утята. (гневно) кря-кря-кря!
Хозяйка. Марш в сарай! (Загоняет утят в сарай- на стульчики; подходит к сараю и прислушивается ). Как там мои утята?
Утята. (Жалобно). Кря-кря-кря!
Хозяйка. Пожалею вас, моих утят, выходите! (Открывает воображаемую дверь сарая; утята выходят.) Как у вас дела утята?
Утята (просяще). Кря-кря-кря!
Хозяйка. Вот и молодцы, стали послушные. Дам вам за это свежей водицы.
Особенности педагогического руководства театрализованной игрой в старшей группе
В старшей группе в начале года продолжается работа с куклами на гапите. Для этого мы вносим театральную ширму, кукол из разных сказок и предлагаем ребятам придумать с этими куклами небольшие истории. Сочиненные сценки используются как материал для этюдов, помогающий закрепить навыки игры с куклой.
В некоторых историях, придуманных детьми, куклы играют в жмурки, догонялки, принимают участие в плясках. В этот момент ребята могут больше внимания уделить положению куклы на ширме.
Работа над этюдами дает возможность ребенку найти и подчеркнуть характерные особенности каждой куклы, научиться выражать её действия, чувства и мысли. Детям нравится этюдная работа, так как в ней они отдаются творчеству, находят самостоятельно выразительные особенности куклы.
Эти этюды с куклами чередуются с этюдами по развитию актерского мастерства, что дает возможность ребенку овладеть основными нюансами речи, научиться проникать в мир художественных образов.
И конце сентября дети знакомятся с куклами-марионетками, узнают, что марионетки приводятся в движение при помощи ваги (деревянной крестовины, к которой на ниточках подвешивается кукла). Держа вагу горизонтально за
середину и наклоняя ее вправо-влево, кукловод приводит куклу в движение.
Для того чтобы ритмически организовать движения кукол, используются русские народные мелодии в грамзаписи. Когда дети освоят принцип управления куклами, им предлагается прочитать потешки о животных. Так появился спектакль марионеток «В гостях у Василисы», поставленный по мотивам русских народных потешек.
С куклами-марионетками, одетыми в русские костюмы, малыши водят хороводы, импровизируя танцевальные движения, напевая русскую народную песню «Как пошли наши подружки». Эта танцевальная импровизация с куклами-марионетками включена в спектакль «Маша и медведь».
Во второй половине года дети знакомятся с новым для них видом кукол с «живой рукой». Эти куклы обладают яркими выразительными возможностями, удобны для танцевальных импровизаций, а также для импровизаций с использованием детских музыкальных инструментов. Они способны передавать тончайшие нюансы настроений и переживаний героя, обладают выразительной жестикуляцией, недоступной другим куклам.
К концу года ребята старшей группы приобретают необходимые навыки управления куклами различных систем (настольными, куклами на гапите, марионетками, куклами с «живой рукой»). Все свои умения и навыки кукловождения дети используют в кукольном спектакле «Путешествие в страну сказок», который объединяет небольшие сценки, разученные ранее. Этот спектакль является итоговым и подводит определенную черту в работе с детьми за три года, дает им возможность проявить себя в различных видах деятельности, продемонстрировать свои умения в кукловождении, почувствовать радость творчества.
Про собачку жучку.
Вот собачка Жучка
Хвостик закорючкой.
Зубы острые
Шерстка пестрая.
Особенности педагогического руководства театрализованной игрой в подготовительной к школе группе
В подготовительной группе в начале года продолжается работа с куклами с «живой рукой» и марионетками: дети импровизируют небольшие диалоги, заканчивая импровизацию подвижной игрой или веселой пляской.
В октябре происходит знакомство с тростевыми куклами и театральной ширмой в рост ребенка. Ребята узнают, что одной рукой кукловод держит куклу за гапит, а другой — управляет тростями, прикрепленными к рукам куклы.
Тростевые куклы обладают большими выразительными возможностями, чем перчаточные, и побуждают ребенка самостоятельно искать новые выразительные средства для создания образа.
Во второй половине года дети знакомятся с куклами, созданными по системе «люди-куклы». Управление куклами этой конструкции не имеет ничего общего с кукловождением игрушек других систем. Кукловод надевает
на себя костюм куклы, ее огромную голову, большие поролоновые ботинки и перчатки и моментально «входит в образ». Управление такими куклами доставляет огромную радость детям. Превратиться в живую куклу хочет каждый ребенок.
Педагог должен помнить о том, что долго находиться внутри куклы маленький актер не может, так как она сковывает, затрудняет доступ воздуха. Работать с такой игрушкой может не более 2—3 минут, затем ее необходимо снять. Куклу надевают только перед выходом на сцену, в самый последний момент. Если по ходу спектакля кукла должна появиться на дважды, то во второй раз лучше надеть ее на другого ребенка. Не рекомендуется использовать кукол данной системы в работе с физически ослабленными детьми, так как «люди-куклы» довольно сложны в управлении и требуют от участников спектакля определенных физических усилий.
Упражнения с куклами различных систем, работа над этюдами являются подготовительными к постановке спектакля. Работа над ним начинается с чтения и обсуждения текста. Детям дается возможность проявить инициативу, для чего строят (Осуждение так, чтобы каждый ребенок самостоятельно мог разобраться в характерах персонажей. Спектакль разучивается небольшими фрагментами, причем ребенок самостоятельно выбирает для своего персонажа выразительные средства.
Работа над спектаклем ведется двумя составами. Когда дети попробуют себя во всех ролях, им предлагается самим решить, кто какую роль будет исполнять. Важно предоставить детям полипе свободы для творчества и самостоятельного решения проблем, возникающих в процессе работы над спектаклем. Работа над спектаклем объединяет детский коллектив, дает возможность ребятам приобщиться к творчеству и театральному искусству.
Выдающийся советский психолог Л. Выготский писал: «Творческие процессы лучше выражаются в играх детей. Играющие дети представляют примеры самого подлинного, самого настоящего творчества». Кукольный театр и детское творчество в жизни ребенка тесно связаны между собой: его фантазии воплощаются в живые образы и театральное действие. В этом и заключается наибольшая ценность детского театрального спектакля.
Цель, которую мы ставим, занимаясь с детьми театральным искусством, — сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной радостью творчества. Мы считаем, что каждый ребенок талантлив изначально, и наш театр дает возможность выявить и развить в ребенке то, что заложено в нем от рождения. Чем раньше начать работу с детьми по развитию их творческих способностей средствами театрального искусства, тем больших результатов можно добиться в песенном, танцевальном и игровом творчестве. Мы стремимся, чтобы навыки, полученные в кукольном театре, принесли детям пользу в повседневной жизни.
Для того чтобы пробудить у малышей интерес к театрально-игровой деятельности, необходимо проводить театральные занятия два раза в неделю в каждой возрастной группе. Продолжительность занятий соответствует возрасту
детей: во второй младшей группе — 15-20 минут, в средней — 20-25 минут, в старшей группе — 30 минут, в подготовительной к школе группе — 35 минут. Каждое занятие проводится дважды для лучшего усвоения материала.
Основой театральных занятий являются авторская программа «Театр — творчество — дети», разработанная Н.Ф. Сорокиной и Л.Г. Миланович, а также методическое пособие к ней «Играем в кукольный театр» (М.: АРКТИ, 2002). Программа и методические рекомендации прошли экспертизу в Федеральном экспертном совете по общему образованию Министерства образования РФ в 1998 году и рекомендованы к использованию в массовой практике.
Эти материалы помогут педагогам-практикам создать в детском саду кукольный театр, изготовить кукол различных систем и научить детей управлять ими.
Нами разработаны и включены в театральные занятия этюды, развивающие речь, мимику, жесты, эмоции детей, а также этюды, обучающие управлять театральными куклами различных систем.
Большой практический материал (кукольные и драматические спектакли, театральные игры с элементами кукольного театра) поможет педагогам в увлекательной форме провести утренники, досуги, развивающие детское творчество.
Ерема. Р. н. п.
Ерема, Ерема.
Сидел бы ты дома,
Строгал бы ты стружку,
Ребячьи игрушки.
Твоя сестра пряха.
По ниточке пряла,
Моточки мотала,
В коробочку клала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей детей посредством театральной деятельности
Цель творчества- самоотдача!...
"Развитие творческих способностей детей посредством театральной деятельности"
Презентация "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"...
Сообщение на тему: «Развитие творческих способностей детей средствами экспериментальной деятельности».
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания само...
Сценарий театрального ринга для педагогов «Развитие творческих способностей дошкольников через театральную деятельность»
Театральный ринг позволит расширенить знания педагогов о театрализованной деятельности дошкольников и совершенствовать практические навыки, необходимые в работе с детьми по данному направлению....
Консультация для педагогов «Развитие творческих способностей дошкольников через театральную деятельность»
Творчество – это спутник детского развития.Педагоги дошкольного образования, занимаясь с детьми, ставят основной целью своей работы – это развитие творческих способностей средствами театра...
Анализ деятельности по самообразованию Тема: «Развитие творческих способностей детей через театральную деятельность»
Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отстранение стихийно, потому что связ...
Анализ деятельности по самообразованию Тема: «Развитие творческих способностей детей через театральную деятельность»
АНАЛИЗ ТЕМЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ...