Развитие творческой активности дошкольников.
статья (младшая группа)
Данная статья посвящена развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста через систему занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dlya_sayta.docx | 22.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие творческой активности дошкольников.
Путь становления творческой личности сложен, труден. К.Э. Циолковский писал: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому еще не известные». На первом этапе важно разбудить познавательную активность ребенка, чтобы он научился сам искать знания. Ум , приученный с раннего детства к действиям по штампам, по готовому рецепту, теряется там, где от него требуется самостоятельное размышление и решение.
На первых занятиях часто приходится наблюдать, как дети тогда, когда необходимо мыслить, размышлять, высказывать самостоятельное суждение о предметах или явлении, а не только повторять чужие слова, теряю интерес к теме обсуждения, отвлекаются, особенно те, кто бывает активен на обычных занятиях в группе, т.е. дети хорошей памятью, которые привыкли быстро находить ответ на любой вопрос , обращаясь к своей памяти. Другие дети тоже предпочитают молчать. И вдруг (иногда этого момента приходится ждать мучительно долго), как молния, как искорка, мелькнет у кого то самостоятельная мысль, вначале несмелая, робкая, неуверенная. И тут важно не упустить этот момент, помочь ребенку облечь мысль в слова, не дать потухнуть этой искорке, и тогда непременно возгорится пламя, успевай только подбрасывать в этот «костер» вопросы, темы, проблемы.
От первой искорки самостоятельной мысли до потребности думать, мыслить, рассуждать придется пройти немалый путь. Темп, скорость прохождения этого пути у каждого ребенка разные: наберитесь терпения, не ускоряйте, не подгоняйте, не спишите давать готовые решения, не «кормите» ребенка пережеванной «духовной пищей».
Говоря о специфике взаимодействия воспитателей и детей в процессе развивающих занятий, необходимо раскрыть принципы, на которых они основываются.
- Создание атмосферы, благоприятствующей появлению новых идей и мнений, атмосферы, которая может вдохновлять ребенка, вселять уверенность в себе, поощрять интересы, развивать творческой начало.
- Создание климата взаимного доверия, психологической безопасности (следует помнить: критическое высказывание в адрес детей подавляет их творческие способности).
- Восхищение каждой идеей детей, аналогичное восхищению первыми шагами ребенка (позитивное подкрепление всех идей и ответов, поощрение оригинальных идей, использование ошибки как возможности нового, неожиданного взгляда на что –то привычное).
Всем известна истина: «Принуждение – враг творчества». Творческое развитие возможно только при наличии у ребенка положительной мотивации. Поэтому важным моментом в организации развивающих занятий является создание мотивации, которая основывается на базовых потребностях детей дошкольного возраста. Психологи отмечают, что у ребенка очень рано зарождается потребность в осознании своей значимости, признании, самоутверждении, реализовать которую ребенок может в игровой ситуации. Именно в игре реализуется потребность дошкольника действовать самостоятельно, активно, как взрослый. Игровой мотив позволяет сделать так, чтобы у детей выполнение заданий, решение проблемных ситуаций стало осмысленным и в то же время интересным, увлекательным. Дети с удовольствием включаются в игровую ситуацию, выступая в позиции помощника, защитника, чувствуя себя сообразительными, умными.
Важным стимулом, побуждающим дошкольников к деятельности, является мотив личной заинтересованности. Чем старше дети, тем реже возникает необходимость в использовании этого мотива, больше внимания уделяется формированию общественно-значимых мотивов: желание сделать приятное, нужное другим людям, облегчить их положение, принести пользу, оказать помощь.
Значимой для дошкольников является потребность в общении со взрослым. Дети стараются получить одобрение, похвалу, положительную оценку со стороны взрослого. Процесс общения на занятиях должен сопровождаться только положительными эмоциями: радость нового знания, радость открытия, радость творчества, удовлетворенность похвалой. Отрицательные эмоции недопустимы. Иногда все-таки возникают ситуации, когда наряду с одобрением необходима и объективная критическая оценка результатов детской деятельности с целью показа недостатков или коррекции поведения.
От занятия к занятию потребность в общении со взрослыми претерпевает качественные изменения: основным мотивом общения вес чаще выступает стремление получить новую информацию, обсудить какое либо событие или явление. Постепенно наиболее старших дошкольников становится познавательная потребность.
Наряду с познавательной в старшем возрасте проявляется и потребность в созидании, которую педагогу следует всячески стимулировать.
Необходимо учитывать, что в ходе одного занятия мыслительная деятельность детей чаще всего побуждается несколькими мотивами. Важно выбрать тот основной, опора на который обеспечит продуктивное руководство деятельностью детей.
Организуя занятия, необходимо постоянно помнить, что знания и умения, усвоенные без желания и интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, не становятся активным достоянием ребёнка. Эмоциональный настрой в течение всего занятия поддерживает и стимулирует познавательную активность детей, что в свою очередь способствует развитию творческого мышления.
Психологи отмечают, что у детей ярко выражена потребность в неоднократном проживание ситуации. Поэтому занятия должны быть связаны между собой одной темой или одним сюжетом, причем повороты сюжетных линий часто дети придумывают самостоятельно, необходимо вовремя подхватить идею, помочь ее реализовать. В этом случае очень важна педагогическая импровизация - способность педагога быстро и верно оценить ситуацию, принять иной поворот событий. В ходе занятий возникает множество незапланированных ситуаций, выходящих за рамки ранее продуманного хода. Предложения детей могут быть самыми невероятными. Педагог должен умело руководить ходом рассуждения, направляя мысли детей в нужное русло( за одну идею просто похвалить , поблагодарить, а другую развить дополнительными вопросами и довести ее до логического завершения). Такой подход к проведения занятий позволяет существенно повысить его развивающий эффект.
Проводя занятия, объединённые тематически или сюжетно, важно не забывать, что однообразие информации и способов действия быстро вызывает скуку, снижает творческую активность, поэтому следует постоянно менять задания, разнообразить содержание.
Создавая ситуации, требующие от детей погружения в проблему, мы даем им возможность не просто рассуждать, а эмоционально проживать ситуацию, самим находить выход из трудного положения.
В процессе работы с детьми складывается определенная структура занятий, состоящая из нескольких этапов:
- ритуал начала игры;
- создание мотивации;
- совместный поиск путей решения проблемы в ходе дискуссии;
- обсуждение результатов и закрепление впечатлений в изобразительной деятельности;
- ритуал прощания.
Ритуал начала занятия состоит из двух моментов. Один из них предполагает приветствие, создание положительного микроклимата, которое достигается тактильными и зрительными контактами детей друг с другом и воспитателем, создающими атмосферу близости и доверия друг к другу.
Другой момент ритуал начала занятия - встреча с героем, оценивание его настроения, причины такого настроения рассматривание его одежды, внешнего вида,. Он несет в себе определенную педагогическую нагрузку – введение в тему занятия, создание определенной мотивационной направленности занятия.
Не менее важной является заключительная часть занятия, в которой происходит закрепление впечатлений, полученных в ходе беседы, в изобразительной деятельности. Наступает час прощания, а дети не желают расходиться. Поэтому интересное окончание так же важно, как и интересное начало.
Занятия по развитию воображения, нестандартного мышления освобождают детей от психической инерции, раскрепощают их, внушают им уверенность в своих силах, что может иногда привести к завышению самооценки, а также к развитию отрицательных качеств – зазнайства, высокомерия, резкости и даже грубости по отношению к сверстникам, родителям. Поэтому на всех занятиях должны решаться задачи формирования культуры общения, поведения. Ребенок должен овладеть искусством установления и поддержания контактов с окружающими его людьми. На каждом занятие дети должны учиться не только доходчиво выражать свои мысли, но и устанавливать гармоничные отношения со сверстниками; не перебивать говорящего, терпеливо выслушать его, разговаривать друг с другом в приветливой форме; уметь воздерживаться от неуместных слов, действий, вежливо высказывать критические замечания и т.д.
При проведении занятий широко используются игровые приемы, литературные произведения, ролевые игры, решение этических задач.
В содержание занятий по культуре общения можно включать советы Дейла Карнеги. Многие из них понятны детям, некоторые стали принципами нашего межличностного общения, например:
- Улыбнитесь.
- Помните, что имя человека - это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке.
- Внушайте вашему собеседнику сознание его значимости и делайте это искренне.
- Проявляйте уважение к мнению вашего собеседника. Никогда не говорите человеку, что он не прав.
- Будьте щедры на похвалу.
- Я не о ком не буду говорить плохо, но расскажу все хорошее что, знаю о каждом.
- Интересуйтесь другими людьми.
Вот так, постепенно, надо стараться сделать «добрым ум, а сердце
умным».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованные игры для развития творческой активности дошкольников в детском саду
Обзор программ по организации театрализованной деятельности в детском саду1 Опыт отечественных педагогов по организации театрально-игровой деятельности в детском садуII. Театрализованная д...
Модель развития творческой активности дошкольников.
Примерное планирование по всем видам театрализованой деятельности. (старшая, подготовительная группа)...
Роль театрализованной деятельности в развитии творческой активности дошкольника.
Занятия по театрализованной деятельности имеют большое значение для всестороннего развития ребенка. В данном материале мне хотелось бы подчеркнуть, что педагог обязан: создавать условия для творческой...
ТРИЗ в развитии творческой активности дошкольников
Как нам всем известно - одним из основных целевых ориентиров Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является –развитие творческих способностей ребенка, а испо...
Методическая разработка на тему: " Организация музыкальных игра в повседневной жизни детей и развитие творческой активности дошкольников"
Через игровую деятельность и движение ребенок учиться, и в этом смысле игра может называться вдущим видом деятельности, так как определяет развитие" Л.С.Выгодский...
«Развитие творческой активности дошкольников средствами театрализовано-игровой деятельности».
Рекомендации для педагогов...
Конспект открытого занятия по художественно –эстетическому развитию в старшей логопедичекой группе. На тему « Использование современных технологий в развитии творческой активности дошкольников». Рисование с использованием песочных столов: « Весна пришла»
Песочная анимация является новым развивающимся видом искусства, способствующем гармоничному развитию личности. Большим плюсом песочного рисования являются уникальные свойства песка – сыпучесть, ...