Модель развития творческой активности дошкольников.
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) на тему
Примерное планирование по всем видам театрализованой деятельности. (старшая, подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
model_razvitiya_tvorcheskoy_aktivnosti_doshkolnikov.docx | 96.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Модель развития творческой активности дошкольников
(программа «Театр-творчество-дети»)
СХЕМА
Импровизация | Игровые движения | |||||||||||||||||||||||
Роль костюмов, декораций, предметного окружения | Знакомство с основами драматизации | Знакомство с основами актерского мастерства | Выразительное чтение | |||||||||||||||||||||
Мимика | ||||||||||||||||||||||||
Поиск выра- зительных средств | Ребёнок | Выразительность движений | ||||||||||||||||||||||
Игровые движения | Постановка спектаклей | |||||||||||||||||||||||
Знакомство с основами кукольного театра и кукловождения | Самостоятельная театральная деятельность | |||||||||||||||||||||||
Работа над моторикой рук и ее движением на ширме | Игры – драматизации | |||||||||||||||||||||||
Праздники, развлечения | ||||||||||||||||||||||||
Рассказывание сказок | ||||||||||||||||||||||||
Интонация, характер, куклы | ||||||||||||||||||||||||
ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПО ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СТАРШАЯ ГРУППА
Виды деятельности | Программные задачи | Содержание занятия | Репертуар |
I квартал | |||
1.Театральная игра | Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность. Стараться снимать зажатость и скованность, а также согласовывать свои действия с другими детьми. Развивать умение произвольно реагировать на команду. | Игры: «Эстафета», «Знакомство», «Кто во что одет?», «Веселые обезьянки», «Вышивание», «Внимательные матрешки» и др. | Русские народные сказки «Колобок», «Теремок». |
2. Ритмо-пластика и игровой стретчинг | Развивать умение пользоваться жестами. Развивать двигательные способности детей, ловкость, подвижность. Упражняться в попеременном напряжении и расслабление основных групп мышц. Развивать умение равномерно двигаться по площадке, не сталкиваясь друг с другом. Уметь произвольно реагировать на музыкальный сигнал. Развивать умение передавать в свободных импровизациях характер и настроение музыки. | Игры и упражнения: «Самолеты и бабочки», «Первая потеря», «Осенние листья», «Бабочки». «Считалочка», «Муравьи», «Огонь и лед», «Мокрые котята», «Штанга», «Кактус и ива», «Конкурс лентяев», «Пальма». | Делиб «На цыпочках»; Моцарт «Маленькая ночная серенада»;Рахманинов «Итальянская полька»; Шуберт «Аве Мария». |
3. Культура и техника речи | Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию. Развивать дикцию. Формировать умение строить диалог, подбирать слова по общим признакам и определениям к словам. | Игры и упражнения: «Мыльные пузыри», «Веселый пятачок», «Колокольчик», «Удивленный бегемот», «Фыркающая лошадка». Вопрос – ответ: «Волшебная корзинка», «Вкусные слова», «Ручной мяч». | Скороговорки: Шесть мышат в камышах шуршат. Сшила Саша Сашке шапку. От топота копыт пыль по полю летит. Наш Полкан… Стихи: «Мурочка» Вл. Степанов, «Подскажи словечко», «Два кота сидят на крыше» И.Демьянов,«Разговор» С.Маршак; «В гостях у королевы» из англ., ф-ра (пер С.Маршака); «Сапожник» польский ф-р (пер. Б.Заходера); «Паровоз», Считалка Е.Благининой. |
4. Основы театральной культуры | Развивать интерес к сценическому искусству. Знакомить детей с видами театрального искусства: драматическим, музыкальным (опера, балет, оперетта) и кукольным театром | Экскурсия в театральный музей. Рассматривание иллюстраций и фотографий различных театров. Просмотр видеозаписей. Посещение кукольного театра и других детских театров по возможности. | Театральный словарь; театр, опера, балет, оперетта, драма, спектакль, аплодисменты. |
II квартал | |||
1.Театральная игра | Развивать находчивость, воображение, фантазию. Воспитывать доброжелательность и коммуникативность в отношениях со сверстниками. Развивать быстроту реакции и координацию движений. Готовить детей к действиям с воображаемыми предметами. | Игры: «Дружные звери», «Цапля», «Передай позу», «Телепаты», «Летает – не летает», «Где мы побывали?», «Что мы делали, не скажем…». | «Сказка о глупом мышонке» С.Маршак. |
2. Ритмо-пластика и игровой стретчинг | Развивать чувство ритма и координацию движений, пластическую выразительность и музыкальность .Создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений. Развивать умение искренне верить в любую воображаемую ситуацию. Продолжать упражнения в попеременном напряжении и расслабление основных групп мышц. | Игры и упражнения: «Медведи в клетке» «Ежик», « Подарок «В царстве золотой рыбке», «Снежинки «Не ошибись»; «Поймай хлопок»; «Шея есть, шеи нет»; «Закрыть- раскрыть книжку», Осьминог.Пантеры. Зернышко.Цыплята. «Веселая зарядка». | П.Чайковский «Новая кукла», К.Сен-Санс «Аквариум», «Лебедь» («Карнавал животных»), Шопен «Вальс си минор» |
3. Культура и техника речи | Тренировать четкое произношение согласных в конце слова. Упражнять артикуляционный аппарат. Уметь составлять предложения с заданными словами по карточкам. Пользоваться интонациями, произнося фразы грустно, радостно, удивленно, сердито. Стараться строить диалоги. | Забавные стихи «Веселый язычок», «Жало змеи», «Часики», «Сочини предложение», «Фраза по кругу». | Скороговорки: Мышки сушки… Лежебока рыжий кот… На дворе трава… Король – орел… Бобр добр…Стихи: «Скок» И.Токмакова; «Зима» Э.Мошковская. Потешки: «Ежик и дождик» В.Степанов, «Разноцветные страницы» С.Маршак. |
4. Основы театральной культуры | Активизировать познавательный процесс. Познакомить с главными театральными профессиями: актер, режиссер, художник, композитор. | Беседа-диалог с детьми о создателях спектакля. Зачем нужны декорации? Зачем нужна музыка? Что делает режиссер? Что должен уметь актер? | Театральный словарь: актер, режиссер, художник, композитор, декорации, костюмы. |
III квартал | |||
1.Театральная игра | Развивать способности искренне верить в любую воображаемую ситуацию, превращать предметы. Развивать навыки действия с воображаемыми предметами. Уметь сочинять этюды по сказкам и импровизировать игры-драматизации на темы знакомых сказок. | Игры и упражнения: «Поварята», «Живой телефон», «Король», «Волшебная палочка и мячик» (превращение предмета). Этюды по сказкам Задания: наматывать клубок, вышивать, рисовать, стирать платочек и т.п. | «Сказка об умном мышонке» С.Маршак. |
2. Ритмо-пластика и игровой стретчинг | Развивать умение использовать разнообразные жесты. Уметь передавать в свободных музыкально-пластических импровизациях характер и настроение музыкальных произведений. Развивать умение равномерно двигаться по площадке, не сталкиваясь друг с другом. Работа над развитием мимики и жестов. | Игры и упражнения: «В стране гномов», «Заколдованный лес», « В стране цветов», «У жирафа», «Как живешь?», «Бабушка Маланья». Жесты: иди сюда – уходи; согласие – несогласие; клич – прислушивание; плач- утешение; молчание – шепот; приветствие- прощание; не знаю | Э.Григ «Шествие гномов» М.Мусоргский «Картинки с выставки» №1, «Гном» П.Чайковский «Времена года», «Подснежник» |
3. Культура и техника речи | Пополнять словарный запас. Развивать образное мышление. Подбирать к словам слова-действия и слова, противоположные по значению. Совершенствовать навык четкого произношения. | Скороговорки Считалки Стихи Викторины | Стихи: «Жук» Н.Франкель «Туча» А.Плешакова «Маленькие феи» С.Маршак; «Кораблик», «Очень вкусный пирог» Д.Хармс. Скороговорки: Жук, над лужею жужжа…, Съел Валерик вареник…, Три сороки-тараторки…, Три сороки, три трещотки…, У Кондрата…, Милая мила… |
4. Основы театральной культуры | Познакомить детей с устройством театра, зрительного зала и сцены. Воспитывать культуру поведения в театре и на концерте. | Показать фотографии зрительного зала конкретного театра. Провести экскурсию в ближайший театр. Построить с детьми из стульев зрительный зал, отметить расположение на сцене занавеса и кулис. Предложить детям сочинить этюды на поведение в зрительном зале и игру «Что можно взять в театр?» | Театральный словарь: Сцена, занавес, кулисы, партер, амфитеатр, балкон, гардероб, фойе, буфет, антракт |
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА | |||
I квартал | |||
1.Театральная игра | Воспитывать готовность к творчеству Развивать произвольное внимание, память, наблюдательность. Согласовывать свои действия с партнерами, менять свое отношение к предметам, месту действия и партнерам по игре. Совершенствовать навыки действий с воображаемыми предметами. Развивать умение оправдывать свои действия причинами своей нафантазированности. | Игры: «Снежный ком», «Радиограмма», «Запомни фотографию», «Летает – не летает «Тень», «Внимательные звери», «Угадай, что я делаю», «День рождения», «Превращение предмета». | Пьеса по В.Сутееву «Под грибом». |
2. Ритмо-пластика и игровой стретчинг | Развивать умение владеть своим телом, попеременно напрягать и расслаблять различные группы мышц. Развивать умение равномерно размещаться по площадке, двигаться, не сталкиваясь друг с другом в разных темпах. | Игры: «Муравьи», «Буратино и Пьеро. «Баба – Яга», «Насос и кукла», «Снеговик», «Снежная королева», «Гипнотизер», «Марионетки». | «Утро в лесу», «День в лесу». Сборник «Классика для малышей». |
3. Культура и техника речи | Развивать речевое дыхание, тренировать 3 вида выдыхания. Развивать умение пользоваться интонациями, улучшать дикцию. Расширять диапазон и силу звучания голоса. Тренировать свободу звучания с мягкой атакой. Расширять образный строй речи. Развивать умение строить диалог между героями разных сказок в придуманных обстоятельствах. | Игры: «Игра со свечой», «Испорченный телефон», «Снежный ком», «Ручной мяч», «Придумай диалог», Упражнения: «Больной зуб», «Капризуля», «Колокольчики», «Колыбельная». | «Радость» К.Чуковский; «Наоборот» М.Кудинов; Рассказы Н.Сладкова. Считалка: «Шел Кондрат в Ленинград» Скороговорки: Сыворотка из-под простокваши…, Оса уселась на носу…, Жужжит над жимолостью жук…, Перепел перепелку… |
4. Основы театральной культуры | Познакомить детей с особенностями театрального искусства, его отличиями от других видов искусства (живописи, скульптуры, музыки, литературы), отметить его синтетический характер, коллективность творчества. | Беседа-диалог с детьми о материалах и инструментах, которыми пользуются живописец, скульптор, композитор. Выяснение, что театр использует разные виды искусства, объединяет много людей, что зритель становится соучастником процесса создания спектакля. | Театральный словарь: драматург, пьеса, актер, режиссер, художник, композитор, сценическое действие, жест, мимика, пантомима. |
II квартал | |||
1.Театральная игра | Воспитывать инициативность и выдержку. Развивать коммуникабельность и умение общаться с взрослыми людьми в разных ситуациях. Развивать воображение и веру в сценический вымысел. Стараться самостоятельно сочинять этюды с заданными обстоятельствами на эмоции и вежливое поведение. Импровизировать игры-драматизации на тему знакомых сказок как драму, балет, оперу. Стараться действовать на сценической площадке естественно. | Игры: «След в след», «Печатная машинка», «Путешествие». Сочинение этюдов: Знакомство. Просьба. Благодарность. Угощение. Поздравление и пожелание. Покупка театрального билета. Этюды на эмоции: радость, гнев, грусть, удивление, отвращение, страх… | Сказка-пьеса «Репка» |
2. Ритмо-пластика и игровой стретчинг | Развивать чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений. Совершенствовать двигательные способности и пластическую выразительность. Создавать образы предметов и живых существ через пластические возможности своего тела. Развивать умение создавать образы с помощью жеста и мимики. | Игры: «Не ошибись», Поймай хлопок», «Ритмический этюд», « Голова и хвост», «Попугай,. Пантеры. Зернышко. Заводная кукла. Тюльпан.» Жесты: Приглашающий (прошу). Вопрошающий (что это?). Отстраняющий (Уберите это!). Негодующий (Да что же это!). | Музыка для релаксаций и медитации. Бетховен «Немецкий танец»; П.Чайковский «Старинная французская песенка» из «Детского альбома». |
3. Культура и техника речи | Развивать опору звучания на мягкой атаке. Находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом. Подбирать рифмы к заданным словам. Тренировать точное и четкое произношение гласных и согласных звуков. Сочинять коллективно сказку, по очереди добавляя свое предложение. Стараться самостоятельно выполнять артикуляционную гимнастику. | Игры: «Дрессированные собачки», «Птичий двор», «Эхо», «Чудо-лесенка», «Самолет», «Похожий хвостик» «Сочини сказку», «Змейка с воротцами», артикуляционные упражнения для языка, губ, челюсти. | Стихи: «Дракон» В.Берестов; «Жадина» С.Маршак; «Полдня рисовал я красавца коня» Е.Серова; «В трамвае» А.Шлыгин; «Считалочка» Б.Заходер Считалки: «Мандаринка» и другие. Щетинка – у чушки… Ткет ткач. Гравер Гаврила. Шли сорок мышей. |
4. Основы театральной культуры | Активизировать познавательный интерес. Выяснить, кто и как создает спектакль, различия между понятиями «артист» и «актер». | Беседы о театральных профессиях | Театральный словарь: осветитель, гример, звукорежиссер, костюмер, реквизит, бутафория, репетиция, премьера. |
III квартал | |||
1.Театральная игра | Развивать умение одни и те же действия выполнять в разных ситуациях, обстоятельствах по-разному. Воспитывать доброжелательность и коммуникабельность в общении со сверстниками. Оценивать действия других детей и сравнивать их со своими собственными. Уметь реагировать на поведение партнеров, в том числе на незапланированное. Сочинять этюды с нафантазированными обстоятельствами. | Игры: «Воробьи, вороны», Печатная машинка», « Одно и то же по-разному». Этюды: на развитие чувств по сказкам «Дюймовочка», «Золушка». | Пьеса «Дюймовочка» или «Золушка». |
2. Ритмо-пластика и игровой стретчинг | Развивать воображение и способность к пластической импровизации. Совершенствовать умение создавать образы с помощью жеста и мимики, развивать пантомимические навыки. | «Осенние листья». «Снежинки». «В замке Спящей красавицы». «Факиры и змеи2. «Умирающий лебедь». Жесты: агрессивный (вот я тебе), повелевающий (именно так), благодарный. | А.Джойс «Осенний вальс», П.Чайковский Вальс снежных хлопьев из балета «Щелкунчик», Д.Шостакович «Романс», П.Чайковский Арабский танец из балета «Щелкунчик», К.Сен-Санс «Умирающий лебедь» |
3. Культура и техника речи | Формировать четкую, грамотную речь. Развивать умение рассказывать сказку от имени разных героев. Представлять себя другим существом или предметом и сочинять монолог от его имени. | Фантазии о… Моя сказка. Работа со скороговорками | «Не может быть» И.Суриков, «Пчела» Г.Сапгир, «Английский фольклор» С.Маршак, «Бульдог и таксик» Д.Хармс Скороговорки: Бык тупогуб… Сшит колпак… Полпогреба репы… Повар Павел… У четырех черепашек… |
4. Основы театральной культуры | Познакомить детей с устройством театрального здания, обратить внимание на неординарность архитектуры и красивый фасад. Познакомить детей с атрибутами театрального представления. | Рассматривание фотографий с изображением различных театров Игры-занятия: Путешествие с театральным билетом. О чем рассказала театральная программка… | Театральный словарь: театральный билет, театральная программка, репертуар, афиша, антракт, ложа. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованные игры для развития творческой активности дошкольников в детском саду
Обзор программ по организации театрализованной деятельности в детском саду1 Опыт отечественных педагогов по организации театрально-игровой деятельности в детском садуII. Театрализованная д...
Роль театрализованной деятельности в развитии творческой активности дошкольника.
Занятия по театрализованной деятельности имеют большое значение для всестороннего развития ребенка. В данном материале мне хотелось бы подчеркнуть, что педагог обязан: создавать условия для творческой...
ТРИЗ в развитии творческой активности дошкольников
Как нам всем известно - одним из основных целевых ориентиров Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является –развитие творческих способностей ребенка, а испо...
Модель развития речевой активности дошкольников.
примерная модель для развития речевой активности детей имеющих речевые нарушения....
«Модель развития речевой активности дошкольников»
СХЕМА РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ...
Конспект открытого занятия по художественно –эстетическому развитию в старшей логопедичекой группе. На тему « Использование современных технологий в развитии творческой активности дошкольников». Рисование с использованием песочных столов: « Весна пришла»
Песочная анимация является новым развивающимся видом искусства, способствующем гармоничному развитию личности. Большим плюсом песочного рисования являются уникальные свойства песка – сыпучесть, ...
Презентация на тему: «Использование современных технологий в развитии творческой активности дошкольников" ИНТЕРАКТИВНАЯ ИГРА ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ "Знаешь ли ты?"
ЗАДАЧИ:1. Развивать умение самостоятельно выбирать художественные материалы для работы в технике живопись.2. Воспитывать ценностное отношение к продукту своей творческой деятельности(образовательная о...