Программа самообразования по теме: «Использование интерактивных технологий в формировании произвольности ВПФ у дошкольников с ОВЗ» на 2019-2024 гг.
материал

Малютина Олеся Юрьевна

Использование интерактивных технологий в формировании произвольности ВПФ у дошкольников с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon план самообразования на 2019-2024 г.г134.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Нижнекамская школа-интернат «Надежда» для детей

с ограниченными возможностями здоровья

Программа

самообразования педагога-психолога

Малютиной Олеси Юрьевны

по теме: «Использование интерактивных технологий в формировании произвольности ВПФ у дошкольников с ОВЗ»

г. Нижнекамск 2019 -2024 гг.

Ф.И.О. педагога

Малютина Олеся Юрьевна

Образование

Высшее. Казанский социально-юридический институт, специальность: специальная психология. 2004 г., НГПИ. специальность: преподаватель дошкольной педагогики и психологии, воспитатель, 1994 г., ИЭУиП, специальность: дефектология,  2013 г.

Специальность

Педагог-психолог

Место работы

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Нижнекамская школа-интернат «Надежда» для детей

с ограниченными возможностями здоровья Нижнекамского   муниципального района Республики Татарстан   с апреля 1999 г.                                    

Стаж педагогической работы

 27 года

Стаж (по специальности)

27 лет

Категория

Высшая  

Тема: «Использование интерактивных технологий в формировании произвольности ВПФ у дошкольников с ОВЗ»

Цель: повышение собственной профессиональной компетентности, накопление теоретических знаний и практического опыта по изучению проблемы использования интерактивных технологий в процессе формирования базовых составляющих психического развития дошкольников с ОВЗ. 

Задачи:

1. Изучить и обобщить психологическую и педагогическую литературу по выбранной теме. Определить степень разработанности проблемы в отечественной и зарубежной теории и практике.

 2. Определить место и преимущества интерактивных технологий в психокоррекционном воздействии на базовые составляющие психического развития дошкольника с ОВЗ.

2. Подобрать методы и приёмы формирования произвольности ВПФ у ребёнка с ОВЗ с использованием интерактивной среды.

3. Способствовать коррекции и развитию произвольности ВПФ у детей с ОВЗ в условиях интерактивной среды.

4. Разработать методические рекомендации по использованию интерактивной среды в работе психолога с учетом возрастных и клинических особенностей детей с ОВЗ дошкольного возраста.

5. Формировать систему преемственности в использовании современных интерактивных технологий психолога и семьи, воспитывающей ребёнка с ОВЗ.

 

Актуальность проблемы:

В настоящее время отмечается резкое увеличение числа детей с отклонениями в психическом развитии. Причем характерно, что эта тенденция наблюдается среди учащихся массовых школ, скорее всего по причине яркого выделения проблем развития ВПФ на фоне уже не игровой (как в дошкольном возрасте), а учебной деятельности, ведущей в данном возрасте. Объективные клинические исследования, как правило, не выявляют у этих детей грубых патологий и фиксируют варианты развития в пределах нижних нормативных границ. Между тем проблемы обучаемости их практически неразрешимы.

Заметно увеличивается количество коррекционных классов, всевозможных реабилитационных центров и консультаций. При этом специалисты утверждают, что традиционные общепринятые психолого-педагогические методы во многих случаях перестали давать результаты и в процессе обучения, и в процессе направленной коррекции. То есть в нынешней детской популяции актуализируются какие-то дизонтогенетические механизмы, не позволяющие эффективно воздействовать на тот или иной дефицит психической деятельности ребенка непосредственно, по типу «симптом-мишень». Это положение делает необходимым организацию иного подхода к делу психолого-педагогического сопровождения детей с проблемами в обучении.

С одной стороны коррекционно-развивающие и профилактические мероприятия в данном направлении необходимо начинать как можно раньше периода поступления ребёнка в школу, с другой- искать иные более эффективные пути комплексного воздействия на сам источник -причинный уровень проблем в обучении современного ученика.

Всем этим положениям на наш взгляд отвечает современная эффективно созданная развивающая предметно-пространственная среда с использованием интерактивных технологий уже в дошкольном возрасте, в котором закладываются основы школьного обучения, а также обязательным условием является опора в ходе психокоррекции на базовые составляющие психического развития ребёнка с ОВЗ.

В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДОО развивающая предметно-пространственная среда (РППС) создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи РППС должна быть:

  • трансформируемой
  • полифункциональной
  • доступной
  • безопасной

Всем выше перечисленным принципам и функциям РППС соответствуют интерактивные и ИКТ, которые в настоящее время активно внедряются в практику воспитательно-образовательного процесса ДО (в том числе и специализированных) и имеют ряд важных преимуществ.

В настоящее время компьютеризация проникла практически во все сферы жизни и деятельности современного человека, начиная с его детства.

Причина тому – повышение роли информации, превращение ее в одну из важнейших движущих сил всей производственной и общественной жизни.

Поэтому внедрение информационно-образовательных и интерактивных технологий (ИОТ) в образование – логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом.

Каждый специалист системы дошкольного воспитания должен уметь построить свой «маршрут» трансляции знаний и выработки с детьми навыков поведения с использованием инновационных технологий в стремлении к конечной главной цели- успешной интеграции ребёнка- дошкольника в современное общество и его самореализации.  

Интерактивные методы в психологическом сопровождении ребёнка дошкольника с ОВЗ играют важную роль в формировании модели «вертикальной» организации его психической деятельности.

Базовые составляющие психического развития согласно данной модели надстраиваются над первым «нижним уровнем причинности» психического развития и психической деятельности человека в целом. В свою очередь они как предпосылки собственно психической деятельности являются основой когнитивной, эмоционально-волевой и личностной сферы, ВПФ и сфер деятельности ребёнка, составляющих третий, «верхний», собственно «феноменологический» уровень.

Порой именно в нарушениях развития на уровне базовых составляющих психического развития лежит причина тех или иных отклонений от нормативного развития психики ребёнка. Грамотная диагностика и соответственно коррекция и развитие базовых составляющих у ребёнка дошкольника является современным и четко обоснованным методом коррекции «снизу вверх», в основе которого лежит каузальный принцип психокоррекции. Использование данного принципа дает возможность психологу понять первопричину тех или иных дизонтогенетических отклонений и эффективно простроить программу психокоррекционного воздействия на ребёнка, качественно простроить структуру его дефекта, где чётко будет прослеживаться взаимодействие направлений развития, коррекции, компенсации и профилактики тех или иных нарушений.

Качественная и количественная диагностика базовых составляющих психического развития ребёнка обосновывает и повышает эффективность так называемого метода «ненаправленной» коррекции, в ходе которой разница между календарным и фактическим возрастом созревания психики ребёнка сокращается.

В свою очередь «базовые составляющие психического развития» человека являются многоуровневой системой, в которую входят взаимосвязанные уровни произвольности психической активности, пространственно-временных представлений и базовые аффективной регуляции.

Произвольность в отечественной и зарубежной практике и  теории рассматривается как функция, «модулирующая» все развитие ребёнка, детерминирующая, в частности, психические возрастные новообразования, направляющая движение развития личности ребёнка к собственной индивидуальности.

В отечественной возрастной психологии развитие произвольности рассматривалось как основная и центральная линия развития личности ребёнка. Л.С. Выготский отмечал, что «личность охватывает единство поведения, которое отличается признаком овладения». Д.Б. Эльконин неоднократно указывал на то, что формирование личностного поведения – это возникновение произвольных действий и поступков. А.Н. Леонтьев полагал, что формирование общей произвольности имеет решающее значение для развития личности ребёнка. Л.И. Божович также утверждала, что проблема воли и произвольности является центральной для психологии личности и её формирования.

Наиболее важным и ответственным периодом формирования произвольности является до-

школьный возраст. В последние годы проблема развития произвольного поведения приобретает

особую значимость в связи с усиленным вниманием к подготовке ребёнка к школе. Произвольное поведение рассматривается как важнейшая составляющая школьной зрелости. Вместе с тем, по мнению О.В. Гребенниковой, единодушно признавая важность современного развития произвольности, педагоги и психологи не располагают достаточными сведениями о влияющих на него факторах и конкретными методами формирования этого важнейшего качества

Таким образом, воля и произвольность дошкольника являются необходимым условием для начала систематического обучения и входят в качестве волевого компонента в структуру психологической готовности к школе. Произвольность – это умение ребенка строить свое поведение и деятельность в соответствии с предлагаемыми образцами и правилами, осуществлять планирование, контроль и коррекцию выполняемых действий.

 С точки зрения одной из общепризнанных и научно обоснованных теорий в современной специальной психологии (М.М. и Н.Я. Семаго) произвольность сенсомоторной активности, произвольность регуляции ВПФ и эмоциональной регуляции являются основными подуровнями произвольности психической активности и формируются в периодах линейной последовательности и стадий «перекрытия». Их эффективная диагностика, планомерная и систематическая коррекция и развитие позволяют педагогу значительно повысить эффективность психокоррекционной работы в направлении к главной цели- дальнейшей социализации и интеграции, в подготовке ко взрослой жизни ребёнка с ОВЗ.

Форма самообразования: индивидуальная.

Работа по теме самообразования проводится в 5 этапов.

          Информационный этап: изучение инновационной литературы, передового опыта в данном направлении.

Диагностический этап: использование сравнительного, лонгитюдного метода диагностики произвольности ВПФ как важной составляющей базовых предпосылок психического развития детей дошкольного возраста с ОВЗ в ходе исследовательской работы.

Аналитический этап: обработка результатов диагностики на констатирующем, формирующем и контрольном этапах, качественный и количественный анализ полученных результатов; коррекция методических разработок и планов.

Коррекционный этап: проведение индивидуальных и групповых занятий, тренингов, обучающих школ, консультаций для родителей и педагогов с использованием интерактивных методов психокоррекции и развития произвольности ВПФ у дошкольников с ОВЗ.

Обобщающий этап: обобщение и распространение собственного опыта работы в данном направлении среди коллег на практических семинарах и практикумах, конференциях, на сайтах образовательных порталов.

Основные направления работы

Направление и формы работы

Время реализации

Изучение методической и научно-практической литературы

систематически

Изучение передового практического опыта  по теме, инновационных методов работы психологов республики в данном направлении (на конференциях, семинарах, в базе интернет порталов)

систематически

Повышение квалификации в данном направлении через систему курсов повышения квалификации.

Регулярно,
1раз в 3 года

Использование современных психолого-педагогических технологий и ИКТ в области психокоррекции, на индивидуальных и групповых занятиях с детьми дошкольного возраста с ОВЗ

систематически

Организация работы по систематизации и распространению  накопленного собственного психолого-педагогического опыта по изучаемой проблеме

систематически

Изучение литературы по теме

п/п

Название

Автор

Издательство, год

Период изучения

Компьютерные технологии для психолога

Соловьева, Д. В.

Школьный психолог. – 2009. – №24. – с. 8–10.

2015

2

Информационные технологии в дошкольном образовании

Апатова Н.В

М.2004

2015

3

Образование и ХХ1 век: информационные и коммуникационные технологии

под редакцией И.М.Маркова-

М.2001

2016

4

 «Подготовка педагогов к использованию средств информатизации информационных технологий в профессиональной деятельности

Удалов С.Р.

- издательство ОмГПУ.2005.

2016

5

Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.

Веракса Н. Е., Веракса А. Н.

М.: Мозаика-Синтез, 2008

2016

6

Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации.

Колос Г.Г.

М.: АРКТИ, 2011.

2017

7.

Использование интерактивного оборудования сенсорной комнаты в работе с детско-родительскими парами и детьми раннего возраста //

Галой Н.Ю.

Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2015. - №1. - С.38-45.

2017

8.

Сенсорная комната -волшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие

/ Под ред. Л. Б. Баряевой.

СПб.: НОУ «СОЮЗ», 2006.

2-17

В работе также практикую «Сетевое взаимодействие» с другими специалистами образовательных учреждений. Преимущество этого сервиса заключается в возможности выстраивания единого информационного пространства психологов. В работе использую сервис «Электронная библиотека». Удобства этого направления позволили мне систематизировать все имеющиеся материалы в электронном виде: - нормативно-правовая  документация;

- информационная база Интернет – адресов:

    http://www.psychologies.ru/ Журнал «Психология»

     http://www.psi-net.ru/catalog/sites/index.html сеть российской психологии

    http://flogiston.ru/информационная ФЛОГИСТОН: психология из первых рук

    (новости, обучение, публикации, библиотека, все разделы психологии)

     http://www.voppsy.ru/news.htm журнал «Вопросы психологии»

     http://www.psy.1september.ru/ газета «Школьный психолог»

     http://www.psyedu.ru/ «Психологическая наука и образование»

     http://psyinfo.ru/. Служба практической психологии образования РФ»

     http://www.psy.best-host.ru/ сайт кафедры психологии ИПКиПРО

     http://www.keepsoft.ru/simulator_download.htm KeepSoft,

     http://psycase.narod.ru/index.htm Psycase

         http://softodrom.ru/win/scr/show.php?i=53 – разные варианты компьютерных конструкторов тестов + компьютерные тесты,

         http://www.avelife.ru/ - AVELife TestGold Studio,

         http://test.depressii.net/soft/supertest.php - « SuperTest»,

         http://sight2k.com/?ln=s1 Uni Test System 4

- коррекционно-развивающие программы;

- научная литература по психологии (общей, возрастной, специальной);

- диагностический материал (тесты, опросники)

План работы по самообразованию на 2019-2024 учебные годы

этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

1

Диагностический

Изучение литературы по проблеме и имеющегося передового опыта.

Создание рабочей зоны.

2019-2020 гг.

- подготовка и комплектация рабочей зоны, предметно-пространственной, интерактивной развивающей среды рабочего места;

на протяжении

2019-2024 гг.

-Изучение литературы научно-практического содержания по данной теме:

 -  научно-методических журналов:  "Дефектология", "Дошкольное образование",  "Дошкольная педагогика",  "Дошкольное воспитание",  "Воспитание и обучение детей с нарушениями развития", "Ребенок в детском саду", «Школьный психолог», «Обруч»

-печатных изданий

- материалов на профессиональных интернет сайтах

-в электронных библиотеках

2 Прогностический

Определение целей и

задач темы.

Разработка системы

мер, направленных

на решение

проблемы, диагностического инструментария.

Прогнозирование

результатов

2019-2024 гг.

Подбор диагностических методик для диагностики базовых составляющих произвольности психической активности:

- произвольности ВПФ у дошкольников

2019-24 гг.

Разработка авторских и подбор имеющихся программ по

-психокоррекции произвольности ВПФ

 -включение в данные программы интегративных задач по психокоррекции а) произвольности сенсомоторной и двигательной, телесной активности ребёнка дошкольника в соответствии с законом перекрытия стадий и взаимопроникновения смежных структурных составляющих базовых предпосылок психического развития

б) пространственно-временных представлений ребёнка дошкольника в соответствии с законом перекрытия стадий и взаимопроникновения смежных структурных составляющих базовых предпосылок психического развития

3. Практический

Внедрение опыта

работы.

Формирование

методического

комплекса.

Корректировка

программ и плана работы по теме самообразования

2019-2024 г.г.

Проведение индивидуальных и групповых психокоррекционных занятий с детьми с ОВЗ

Проведение промежуточной диагностики базовых предпосылок психического развития- произвольности ВПФ у дошкольников с ОВЗ      

2020-2024 г.г.

ежеквартально

- Разработка  и  проведение консультаций для родителей:

«Базовые предпосылки психического развития  дошкольников с ОВЗ»

«Преимущества и основные условия использования интерактивных методов в формировании произвольности психического развития ребёнка с ОВЗ»

 «Интерактивная среда и мотивация к познанию при ОВЗ»

«Интерактивная среда в домашних условиях. Правила и варианты её организации и обновления»

«Игры с правилами как важное средство в подготовке ребёнка с ОВЗ к школе»

«Произвольность двигательной и телесной активности. Игры и упражнения»

«Произвольность ВПФ. Особенности её формирования при ОВЗ»

«ИКТ в обучении дошкольников. Преимущества и нормы их использования»

2020-2024 г.г.

ежеквартально

Разработка и проведение школ для родителей по темам:

-методы и приёмы формирования произвольности телесной и двигательной активности у детей с ОВЗ

-методы и приёмы формирования произвольности сенсомоторной активности у детей с ОВЗ

-методы и приёмы формирования произвольности ВПФ у детей с ОВЗ

- игры с правилами в домашних условиях, их задачи и вариативность

- двигательные техники в развитии произвольности ВПФ у дошкольников

-коммуникативные игры и упражнения с целью формирования произвольности ВПФ и воли

-семейные праздники и досуги как важная форма формирования произвольности ВПФ и поведения дошкольника

2020-2024 гг.

-Оформление информационных стендов для родителей и педагогов

ежемесячно на протяжении 2019-2024 гг.

Определение в ходе практической работы преимуществ интерактивных и ИК методов и приемов в психокоррекции детей дошкольного возраста

На протяжении 2019-2024 гг.

- Изучение опыта работы педагогов-психологов через интернет-ресурсы, педагогические сообщества

На протяжении 2019-2024 гг.

-Выработка системы взаимодействия психолога и семьи в направлении психокоррекционной работы с детьми

4 Обобщающий

Подведение итогов

Оформление результатов работы

2024 г.

-Психодиагностические исследования с использованием методов тестирования, анкетирования и наблюдения

-Обобщение качественных и количественных результатов психокоррекционной работы

2023-2024 гг.

- Систематизация практического материала по данной проблеме, создание электронного каталога материалов, используемого в диагностической, просветительской и коррекционно-развивающей работе психолога

2023-2024 гг.

- Разработка методических рекомендаций для родителей по формированию базовых предпосылок психического развития у детей с ОВЗ (произвольности ВПФ)

2023-2024 гг.

Разработка методических рекомендаций для педагогов по использованию интерактивных методов и приемов в коррекции базовых составляющих психического развития дошкольников с ОВЗ (произвольности ВПФ)

5 Внедренческий

Распространение опыта работы

2019-2024 гг.

Мастер-классы, выступления с теоретическими и практическими аспектами по теме самообразования для коллег на городском, региональном и всероссийском уровнях в рамках коррекции и развития:

-базовых составляющих произвольности психической активности ребёнка, их структурирования и взаимосвязи внутренней и межсистемной

-формирование произвольности ВПФ у дошкольников в условиях интерактивной среды;

- использования двигательных техник в формировании произвольности ВПФ у дошкольников с ОВЗ

2019 -2024 гг.

 

-Публикации в периодических изданиях по теме самообразования

-Участие в конкурсах авторских программ и методических разработок на городском, муниципальном, региональном и российском уровнях

2021-2024 гг.

Мастер-классы для студентов факультета психологии института инновационных технологий им. Тимирясова (ИЭУП) Нижнекамский филиал в рамках учебных дисциплин по коррекции и развитию:

-произвольности ВПФ у дошкольников с ОВЗ как одной из важных составных базовых предпосылок психического развития

Источники самообразования:

Курсы повышения квалификации

Семинары и конференции

Мастер-классы

Телевидение

Газеты, журналы

Видео, аудио информация на различных носителях

Платные курсы

Мероприятия по обмену опыта

Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая)

Интернет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование интерактивных технологий в практической работе по овладению дошкольниками речью, как средством общения"

Внедрение в образовательный процесс интерактивных педагогических технологий направлено на формирование интегративных качеств личности дошкольников, овладение ими конструктивными способами и сред...

Возможности использования интерактивных технологий как важного компонента гармоничного развития дошкольников в совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя

Предложенный материал отржает актуальность испоьзования педагогами более эффективных средств обучения и воспитания детей для развития у них устойчивого позновательного интереса....

Условия использования дидактических игр в формировании произвольной памяти старших дошкольников.

   Актуальность проблемы изучения развития памяти у детей дошкольного возраста заключается в том, что без памяти невозможно нормальное функционирование личности и ее развитие. Память ...

Условия использования дидактических игр в формировании произвольной памяти старших дошкольников.

   Актуальность проблемы изучения развития памяти у детей дошкольного возраста заключается в том, что без памяти невозможно нормальное функционирование личности и ее развитие. Память ...