Программа самообразования по теме: «Использование интерактивных технологий в формировании произвольности ВПФ у дошкольников с ОВЗ» на 2019-2024 гг.
материал
Использование интерактивных технологий в формировании произвольности ВПФ у дошкольников с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
план самообразования на 2019-2024 г.г | 134.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Нижнекамская школа-интернат «Надежда» для детей
с ограниченными возможностями здоровья
Программа
самообразования педагога-психолога
Малютиной Олеси Юрьевны
по теме: «Использование интерактивных технологий в формировании произвольности ВПФ у дошкольников с ОВЗ»
г. Нижнекамск 2019 -2024 гг.
Ф.И.О. педагога | Малютина Олеся Юрьевна |
Образование | Высшее. Казанский социально-юридический институт, специальность: специальная психология. 2004 г., НГПИ. специальность: преподаватель дошкольной педагогики и психологии, воспитатель, 1994 г., ИЭУиП, специальность: дефектология, 2013 г. |
Специальность | Педагог-психолог |
Место работы | Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Нижнекамская школа-интернат «Надежда» для детей с ограниченными возможностями здоровья Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан с апреля 1999 г. |
Стаж педагогической работы | 27 года |
Стаж (по специальности) | 27 лет |
Категория | Высшая |
Тема: «Использование интерактивных технологий в формировании произвольности ВПФ у дошкольников с ОВЗ»
Цель: повышение собственной профессиональной компетентности, накопление теоретических знаний и практического опыта по изучению проблемы использования интерактивных технологий в процессе формирования базовых составляющих психического развития дошкольников с ОВЗ.
Задачи:
1. Изучить и обобщить психологическую и педагогическую литературу по выбранной теме. Определить степень разработанности проблемы в отечественной и зарубежной теории и практике.
2. Определить место и преимущества интерактивных технологий в психокоррекционном воздействии на базовые составляющие психического развития дошкольника с ОВЗ.
2. Подобрать методы и приёмы формирования произвольности ВПФ у ребёнка с ОВЗ с использованием интерактивной среды.
3. Способствовать коррекции и развитию произвольности ВПФ у детей с ОВЗ в условиях интерактивной среды.
4. Разработать методические рекомендации по использованию интерактивной среды в работе психолога с учетом возрастных и клинических особенностей детей с ОВЗ дошкольного возраста.
5. Формировать систему преемственности в использовании современных интерактивных технологий психолога и семьи, воспитывающей ребёнка с ОВЗ.
Актуальность проблемы:
В настоящее время отмечается резкое увеличение числа детей с отклонениями в психическом развитии. Причем характерно, что эта тенденция наблюдается среди учащихся массовых школ, скорее всего по причине яркого выделения проблем развития ВПФ на фоне уже не игровой (как в дошкольном возрасте), а учебной деятельности, ведущей в данном возрасте. Объективные клинические исследования, как правило, не выявляют у этих детей грубых патологий и фиксируют варианты развития в пределах нижних нормативных границ. Между тем проблемы обучаемости их практически неразрешимы.
Заметно увеличивается количество коррекционных классов, всевозможных реабилитационных центров и консультаций. При этом специалисты утверждают, что традиционные общепринятые психолого-педагогические методы во многих случаях перестали давать результаты и в процессе обучения, и в процессе направленной коррекции. То есть в нынешней детской популяции актуализируются какие-то дизонтогенетические механизмы, не позволяющие эффективно воздействовать на тот или иной дефицит психической деятельности ребенка непосредственно, по типу «симптом-мишень». Это положение делает необходимым организацию иного подхода к делу психолого-педагогического сопровождения детей с проблемами в обучении.
С одной стороны коррекционно-развивающие и профилактические мероприятия в данном направлении необходимо начинать как можно раньше периода поступления ребёнка в школу, с другой- искать иные более эффективные пути комплексного воздействия на сам источник -причинный уровень проблем в обучении современного ученика.
Всем этим положениям на наш взгляд отвечает современная эффективно созданная развивающая предметно-пространственная среда с использованием интерактивных технологий уже в дошкольном возрасте, в котором закладываются основы школьного обучения, а также обязательным условием является опора в ходе психокоррекции на базовые составляющие психического развития ребёнка с ОВЗ.
В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДОО развивающая предметно-пространственная среда (РППС) создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи РППС должна быть:
- трансформируемой
- полифункциональной
- доступной
- безопасной
Всем выше перечисленным принципам и функциям РППС соответствуют интерактивные и ИКТ, которые в настоящее время активно внедряются в практику воспитательно-образовательного процесса ДО (в том числе и специализированных) и имеют ряд важных преимуществ.
В настоящее время компьютеризация проникла практически во все сферы жизни и деятельности современного человека, начиная с его детства.
Причина тому – повышение роли информации, превращение ее в одну из важнейших движущих сил всей производственной и общественной жизни.
Поэтому внедрение информационно-образовательных и интерактивных технологий (ИОТ) в образование – логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом.
Каждый специалист системы дошкольного воспитания должен уметь построить свой «маршрут» трансляции знаний и выработки с детьми навыков поведения с использованием инновационных технологий в стремлении к конечной главной цели- успешной интеграции ребёнка- дошкольника в современное общество и его самореализации.
Интерактивные методы в психологическом сопровождении ребёнка дошкольника с ОВЗ играют важную роль в формировании модели «вертикальной» организации его психической деятельности.
Базовые составляющие психического развития согласно данной модели надстраиваются над первым «нижним уровнем причинности» психического развития и психической деятельности человека в целом. В свою очередь они как предпосылки собственно психической деятельности являются основой когнитивной, эмоционально-волевой и личностной сферы, ВПФ и сфер деятельности ребёнка, составляющих третий, «верхний», собственно «феноменологический» уровень.
Порой именно в нарушениях развития на уровне базовых составляющих психического развития лежит причина тех или иных отклонений от нормативного развития психики ребёнка. Грамотная диагностика и соответственно коррекция и развитие базовых составляющих у ребёнка дошкольника является современным и четко обоснованным методом коррекции «снизу вверх», в основе которого лежит каузальный принцип психокоррекции. Использование данного принципа дает возможность психологу понять первопричину тех или иных дизонтогенетических отклонений и эффективно простроить программу психокоррекционного воздействия на ребёнка, качественно простроить структуру его дефекта, где чётко будет прослеживаться взаимодействие направлений развития, коррекции, компенсации и профилактики тех или иных нарушений.
Качественная и количественная диагностика базовых составляющих психического развития ребёнка обосновывает и повышает эффективность так называемого метода «ненаправленной» коррекции, в ходе которой разница между календарным и фактическим возрастом созревания психики ребёнка сокращается.
В свою очередь «базовые составляющие психического развития» человека являются многоуровневой системой, в которую входят взаимосвязанные уровни произвольности психической активности, пространственно-временных представлений и базовые аффективной регуляции.
Произвольность в отечественной и зарубежной практике и теории рассматривается как функция, «модулирующая» все развитие ребёнка, детерминирующая, в частности, психические возрастные новообразования, направляющая движение развития личности ребёнка к собственной индивидуальности.
В отечественной возрастной психологии развитие произвольности рассматривалось как основная и центральная линия развития личности ребёнка. Л.С. Выготский отмечал, что «личность охватывает единство поведения, которое отличается признаком овладения». Д.Б. Эльконин неоднократно указывал на то, что формирование личностного поведения – это возникновение произвольных действий и поступков. А.Н. Леонтьев полагал, что формирование общей произвольности имеет решающее значение для развития личности ребёнка. Л.И. Божович также утверждала, что проблема воли и произвольности является центральной для психологии личности и её формирования.
Наиболее важным и ответственным периодом формирования произвольности является до-
школьный возраст. В последние годы проблема развития произвольного поведения приобретает
особую значимость в связи с усиленным вниманием к подготовке ребёнка к школе. Произвольное поведение рассматривается как важнейшая составляющая школьной зрелости. Вместе с тем, по мнению О.В. Гребенниковой, единодушно признавая важность современного развития произвольности, педагоги и психологи не располагают достаточными сведениями о влияющих на него факторах и конкретными методами формирования этого важнейшего качества
Таким образом, воля и произвольность дошкольника являются необходимым условием для начала систематического обучения и входят в качестве волевого компонента в структуру психологической готовности к школе. Произвольность – это умение ребенка строить свое поведение и деятельность в соответствии с предлагаемыми образцами и правилами, осуществлять планирование, контроль и коррекцию выполняемых действий.
С точки зрения одной из общепризнанных и научно обоснованных теорий в современной специальной психологии (М.М. и Н.Я. Семаго) произвольность сенсомоторной активности, произвольность регуляции ВПФ и эмоциональной регуляции являются основными подуровнями произвольности психической активности и формируются в периодах линейной последовательности и стадий «перекрытия». Их эффективная диагностика, планомерная и систематическая коррекция и развитие позволяют педагогу значительно повысить эффективность психокоррекционной работы в направлении к главной цели- дальнейшей социализации и интеграции, в подготовке ко взрослой жизни ребёнка с ОВЗ.
Форма самообразования: индивидуальная.
Работа по теме самообразования проводится в 5 этапов.
Информационный этап: изучение инновационной литературы, передового опыта в данном направлении.
Диагностический этап: использование сравнительного, лонгитюдного метода диагностики произвольности ВПФ как важной составляющей базовых предпосылок психического развития детей дошкольного возраста с ОВЗ в ходе исследовательской работы.
Аналитический этап: обработка результатов диагностики на констатирующем, формирующем и контрольном этапах, качественный и количественный анализ полученных результатов; коррекция методических разработок и планов.
Коррекционный этап: проведение индивидуальных и групповых занятий, тренингов, обучающих школ, консультаций для родителей и педагогов с использованием интерактивных методов психокоррекции и развития произвольности ВПФ у дошкольников с ОВЗ.
Обобщающий этап: обобщение и распространение собственного опыта работы в данном направлении среди коллег на практических семинарах и практикумах, конференциях, на сайтах образовательных порталов.
Основные направления работы
№ | Направление и формы работы | Время реализации |
Изучение методической и научно-практической литературы | систематически | |
Изучение передового практического опыта по теме, инновационных методов работы психологов республики в данном направлении (на конференциях, семинарах, в базе интернет порталов) | систематически | |
Повышение квалификации в данном направлении через систему курсов повышения квалификации. | Регулярно, | |
Использование современных психолого-педагогических технологий и ИКТ в области психокоррекции, на индивидуальных и групповых занятиях с детьми дошкольного возраста с ОВЗ | систематически | |
Организация работы по систематизации и распространению накопленного собственного психолого-педагогического опыта по изучаемой проблеме | систематически |
Изучение литературы по теме
№ п/п | Название | Автор | Издательство, год | Период изучения |
Компьютерные технологии для психолога | Соловьева, Д. В. | Школьный психолог. – 2009. – №24. – с. 8–10. | 2015 | |
2 | Информационные технологии в дошкольном образовании | Апатова Н.В | М.2004 | 2015 |
3 | Образование и ХХ1 век: информационные и коммуникационные технологии | под редакцией И.М.Маркова- | М.2001 | 2016 |
4 | «Подготовка педагогов к использованию средств информатизации информационных технологий в профессиональной деятельности | Удалов С.Р. | - издательство ОмГПУ.2005. | 2016 |
5 | Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. | Веракса Н. Е., Веракса А. Н. | –М.: Мозаика-Синтез, 2008 | 2016 |
6 | Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. | Колос Г.Г. | М.: АРКТИ, 2011. | 2017 |
7. | Использование интерактивного оборудования сенсорной комнаты в работе с детско-родительскими парами и детьми раннего возраста // | Галой Н.Ю. | Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2015. - №1. - С.38-45. | 2017 |
8. | Сенсорная комната -волшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие | / Под ред. Л. Б. Баряевой. | СПб.: НОУ «СОЮЗ», 2006. | 2-17 |
В работе также практикую «Сетевое взаимодействие» с другими специалистами образовательных учреждений. Преимущество этого сервиса заключается в возможности выстраивания единого информационного пространства психологов. В работе использую сервис «Электронная библиотека». Удобства этого направления позволили мне систематизировать все имеющиеся материалы в электронном виде: - нормативно-правовая документация;
- информационная база Интернет – адресов:
http://www.psychologies.ru/ Журнал «Психология»
http://www.psi-net.ru/catalog/sites/index.html сеть российской психологии
http://flogiston.ru/информационная ФЛОГИСТОН: психология из первых рук
(новости, обучение, публикации, библиотека, все разделы психологии)
http://www.voppsy.ru/news.htm журнал «Вопросы психологии»
http://www.psy.1september.ru/ газета «Школьный психолог»
http://www.psyedu.ru/ «Психологическая наука и образование»
http://psyinfo.ru/. Служба практической психологии образования РФ»
http://www.psy.best-host.ru/ сайт кафедры психологии ИПКиПРО
http://www.keepsoft.ru/simulator_download.htm KeepSoft,
http://psycase.narod.ru/index.htm Psycase
http://softodrom.ru/win/scr/show.php?i=53 – разные варианты компьютерных конструкторов тестов + компьютерные тесты,
http://www.avelife.ru/ - AVELife TestGold Studio,
http://test.depressii.net/soft/supertest.php - « SuperTest»,
http://sight2k.com/?ln=s1 Uni Test System 4
- коррекционно-развивающие программы;
- научная литература по психологии (общей, возрастной, специальной);
- диагностический материал (тесты, опросники)
План работы по самообразованию на 2019-2024 учебные годы
этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность |
1 Диагностический | Изучение литературы по проблеме и имеющегося передового опыта. Создание рабочей зоны. | 2019-2020 гг. | - подготовка и комплектация рабочей зоны, предметно-пространственной, интерактивной развивающей среды рабочего места; |
на протяжении 2019-2024 гг. | -Изучение литературы научно-практического содержания по данной теме: - научно-методических журналов: "Дефектология", "Дошкольное образование", "Дошкольная педагогика", "Дошкольное воспитание", "Воспитание и обучение детей с нарушениями развития", "Ребенок в детском саду", «Школьный психолог», «Обруч» -печатных изданий - материалов на профессиональных интернет сайтах -в электронных библиотеках | ||
2 Прогностический | Определение целей и задач темы. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы, диагностического инструментария. Прогнозирование результатов | 2019-2024 гг. | Подбор диагностических методик для диагностики базовых составляющих произвольности психической активности: - произвольности ВПФ у дошкольников |
2019-24 гг. | Разработка авторских и подбор имеющихся программ по -психокоррекции произвольности ВПФ -включение в данные программы интегративных задач по психокоррекции а) произвольности сенсомоторной и двигательной, телесной активности ребёнка дошкольника в соответствии с законом перекрытия стадий и взаимопроникновения смежных структурных составляющих базовых предпосылок психического развития б) пространственно-временных представлений ребёнка дошкольника в соответствии с законом перекрытия стадий и взаимопроникновения смежных структурных составляющих базовых предпосылок психического развития | ||
3. Практический | Внедрение опыта работы. Формирование методического комплекса. Корректировка программ и плана работы по теме самообразования | 2019-2024 г.г. | Проведение индивидуальных и групповых психокоррекционных занятий с детьми с ОВЗ |
Проведение промежуточной диагностики базовых предпосылок психического развития- произвольности ВПФ у дошкольников с ОВЗ | |||
2020-2024 г.г. ежеквартально | - Разработка и проведение консультаций для родителей: «Базовые предпосылки психического развития дошкольников с ОВЗ» «Преимущества и основные условия использования интерактивных методов в формировании произвольности психического развития ребёнка с ОВЗ» «Интерактивная среда и мотивация к познанию при ОВЗ» «Интерактивная среда в домашних условиях. Правила и варианты её организации и обновления» «Игры с правилами как важное средство в подготовке ребёнка с ОВЗ к школе» «Произвольность двигательной и телесной активности. Игры и упражнения» «Произвольность ВПФ. Особенности её формирования при ОВЗ» «ИКТ в обучении дошкольников. Преимущества и нормы их использования» | ||
2020-2024 г.г. ежеквартально | Разработка и проведение школ для родителей по темам: -методы и приёмы формирования произвольности телесной и двигательной активности у детей с ОВЗ -методы и приёмы формирования произвольности сенсомоторной активности у детей с ОВЗ -методы и приёмы формирования произвольности ВПФ у детей с ОВЗ - игры с правилами в домашних условиях, их задачи и вариативность - двигательные техники в развитии произвольности ВПФ у дошкольников -коммуникативные игры и упражнения с целью формирования произвольности ВПФ и воли -семейные праздники и досуги как важная форма формирования произвольности ВПФ и поведения дошкольника | ||
2020-2024 гг. | -Оформление информационных стендов для родителей и педагогов | ||
ежемесячно на протяжении 2019-2024 гг. | Определение в ходе практической работы преимуществ интерактивных и ИК методов и приемов в психокоррекции детей дошкольного возраста | ||
На протяжении 2019-2024 гг. | - Изучение опыта работы педагогов-психологов через интернет-ресурсы, педагогические сообщества | ||
На протяжении 2019-2024 гг. | -Выработка системы взаимодействия психолога и семьи в направлении психокоррекционной работы с детьми | ||
4 Обобщающий | Подведение итогов Оформление результатов работы | 2024 г. | -Психодиагностические исследования с использованием методов тестирования, анкетирования и наблюдения -Обобщение качественных и количественных результатов психокоррекционной работы |
2023-2024 гг. | - Систематизация практического материала по данной проблеме, создание электронного каталога материалов, используемого в диагностической, просветительской и коррекционно-развивающей работе психолога | ||
2023-2024 гг. | - Разработка методических рекомендаций для родителей по формированию базовых предпосылок психического развития у детей с ОВЗ (произвольности ВПФ) | ||
2023-2024 гг. | Разработка методических рекомендаций для педагогов по использованию интерактивных методов и приемов в коррекции базовых составляющих психического развития дошкольников с ОВЗ (произвольности ВПФ) | ||
5 Внедренческий | Распространение опыта работы | 2019-2024 гг. | Мастер-классы, выступления с теоретическими и практическими аспектами по теме самообразования для коллег на городском, региональном и всероссийском уровнях в рамках коррекции и развития: -базовых составляющих произвольности психической активности ребёнка, их структурирования и взаимосвязи внутренней и межсистемной -формирование произвольности ВПФ у дошкольников в условиях интерактивной среды; - использования двигательных техник в формировании произвольности ВПФ у дошкольников с ОВЗ |
2019 -2024 гг.
| -Публикации в периодических изданиях по теме самообразования -Участие в конкурсах авторских программ и методических разработок на городском, муниципальном, региональном и российском уровнях | ||
2021-2024 гг. | Мастер-классы для студентов факультета психологии института инновационных технологий им. Тимирясова (ИЭУП) Нижнекамский филиал в рамках учебных дисциплин по коррекции и развитию: -произвольности ВПФ у дошкольников с ОВЗ как одной из важных составных базовых предпосылок психического развития |
Источники самообразования:
∙Курсы повышения квалификации
∙Семинары и конференции
∙Мастер-классы
∙Телевидение
∙Газеты, журналы
∙Видео, аудио информация на различных носителях
∙Платные курсы
∙Мероприятия по обмену опыта
∙Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая)
∙Интернет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности «Использование современных технологий при формировании фонематического восприятия у дошкольников с ОНР. Тема: «Дифференциация звуков «С-З»
Формирование фонематического восприятия у дошкольников с ОНР. Дифференциация звуков "С" - "З"...
"Использование интерактивных технологий в практической работе по овладению дошкольниками речью, как средством общения"
Внедрение в образовательный процесс интерактивных педагогических технологий направлено на формирование интегративных качеств личности дошкольников, овладение ими конструктивными способами и сред...
Возможности использования интерактивных технологий как важного компонента гармоничного развития дошкольников в совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя
Предложенный материал отржает актуальность испоьзования педагогами более эффективных средств обучения и воспитания детей для развития у них устойчивого позновательного интереса....
Условия использования дидактических игр в формировании произвольной памяти старших дошкольников.
Актуальность проблемы изучения развития памяти у детей дошкольного возраста заключается в том, что без памяти невозможно нормальное функционирование личности и ее развитие. Память ...
Условия использования дидактических игр в формировании произвольной памяти старших дошкольников.
Актуальность проблемы изучения развития памяти у детей дошкольного возраста заключается в том, что без памяти невозможно нормальное функционирование личности и ее развитие. Память ...
Использование современных технологий при формировании фонематического восприятия у дошкольников с ТНР ОНР. «Звук [Ч]». Лексическая тема «Весна».
Материал для учителей-логопедов, работающих с детьми старшего возраста с ОВЗ ТНР ОНР...
Презентация к занятию Использование современных технологий при формировании фонематического восприятия у дошкольников с ТНР ОНР.«Звук [Ч]». Лексическая тема «Весна».
Материал для учителей-логопедов, работающих с детьми старшего возраста с ОВЗ ТНР ОНР...