Общекультурная компетенция педагога как компонент его педагогической культуры.
статья (подготовительная группа)

Инна Николаевна Шарешик

В настоящее время, когда общество вышло на качественно новый уровень своего развития, им предъявляется новый социальный заказ на качественно иную личность. И перед детским садом, как исполнителем социального заказа, стоит задача поиска новых подходов к формированию ОКК обучающихся, необходимых для решения накопившихся сложных проблем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Общекультурная компетенция педагога как компонент его педагогической культуры

Поскольку воспитать личность может только другая личность, то огромное значение приобретает развитие личности педагога. Роль транслятора культурных образцов предъявляет к личности педагога высокие требования: он сам должен обладать высоким уровнем культурной компетентности, которая проявляется и во внешнем облике и во внутреннем содержании. Это человек, обладающий высоким уровнем педагогической культуры, которая предполагает наличие определенных личностных качеств и профессионального мастерства, в совершенстве владеющий навыками межличностного взаимодействия. Повышение уровня общекультурной компетенции педагога помогает ему обеспечивать разностороннее восприятие учащимися изучаемого материала, сделать процесс преподавания более доступным для них, прививать школьникам интерес к преподаваемому предмету. Наличие у   педагога высокого уровня общекультурной компетенции выступает одной из основных предпосылок успешного решения задачи интеграции  детей  в национальную и мировую культуру, позволяет педагогу  «очеловечивать» программный материал, эффективно осуществлять меж предметные связи с гуманитарными дисциплинами.

В этой связи важным условием повышения уровня педагогической культуры педагогов является развитие их общекультурной компетенции, как личностной и профессиональной характеристики педагога, показывающей его подготовленность и готовность к приобщению учащихся к культурному контексту  того чему он учит детей. 

 Одним из важнейших критериев педагогического мастерства

считается результативность работы педагога, проявляющаяся в хорошей усваивоемости,  воспитанности  дошкольников, т.е. педагог - мастер, если умеет учить всех без исключения детей. Профессионализм педагога наиболее ярко проявляется в хороших результатах тех детей, которых принято считать не желающими, не умеющими, не способными  чему либо учиться.

Условно все критерии, которые определяют успешность работы педагога можно разделить на 3 группы:

1. Педагогические;

2. Психологические;

3. Личностные.

I. Педагогические критерии успешности педагога. О работе учителя, воспитателя, во-первых, судят по конечному результату, поэтому первый критерий - это уровень обученности, воспитанности детей, подготовка к дальнейшей жизни в обществе. «Педагог - это человек, который учится всю жизнь». Он находится в постоянном развитии и всю свою трудовую жизнь является исследователем. Поэтому важным критерием успешности работы педагога становятся его самообразование, целью которого является овладение ими теоретических сведений о различных методах и формах преподавания и воспитания, поэтому второй критерий - состояние исследовательской работы и работы по самообразованию. Третий критерий - образование педагогов и повышение квалификации. С.И. Ожегов дает такое определение самообразованию: «Самообразование - это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя».

Это одно из важнейших условий для повышения качества преподавания.

Четвертый критерий - способность к самоанализу. Каждый педагог, безусловно, всегда размышляет по поводу того, что и как он делает и что из этого получается. Эта способность очень важна, поскольку она даёт возможность быть занятым поиском новых идей, импровизировать, используя новшества, соответствующие современным направлениям работы в образовании. Пятый критерий- инновационная деятельность. Эта деятельность позволяет осуществлять образовательный процесс на более высоком, современном уровне, способствует развитию всего детского сада.

     Энергию для своего личностного и профессионального роста и самосовершенствования педагог может черпать лишь из своих удач, которые становятся удачами его учащихся. Словом, стать успешным, педагог может, делая таковым ученика. Я убеждена в том, что самое важное – ориентир на самообразование, самоорганизацию, саморазвитие, что, в свою очередь, является залогом успешности.







По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Функциональные компоненты профессионально-педагогической культуры воспитателя

В качестве функциональных компонентов (далее функция) профессионально-педагогической культуры воспитателя ДОУ исследователи обычно выделяют: образовательную, воспитательную, развивающую, нормативную, ...

Структурные компоненты профессионально-педагогической культуры воспитателя

Достижение нового качества дошкольного образования и личности ребенка возможно, только при условии повышения уровня профессиональной компетентности и педагогической культуры педагогов....

Личностно-творческий компонент профессионально-педагогической культуры воспитателя

Проблема педагогического творчества имеет прямой выход на проблему самореализации педагога. В силу этого педагогическое творчество - это процесс самореализации индивидуальных, психологических, интелле...

«Журнал группы» как средство партнерского взаимодействия с семьями воспитанников компетенции родителей для повышения психолого-педагогической культуры, компетенции родителей по вопросам образования, охраны и укрепления здоровья детей

laquo;Журнал группы»как средство партнерского взаимодействияс семьями воспитанников компетенции родителей для повышения психолого-педагогической культуры, компетенции родителей по вопросам обра...

Когнитивный компонент профессионально-педагогической культуры педагога

Когнитивный компонент профессионально-педагогической культуры   педагога...

Когнитивный компонент профессионально-педагогической культуры педагога

Когнитивный компонент профессионально-педагогической культуры   педагога...

Выступление на педагогическом совете: «Инновационно-технологический структурный компонент профессионально-педагогической культуры воспитателя"

В современных условиях педагог, прежде всего, исследователь, обладающий высоким уровнем педагогического мастерства научным психолого-педагогическим мышлением, развитой педагогической интуицией, критич...