Структурные компоненты профессионально-педагогической культуры воспитателя
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Достижение нового качества дошкольного образования и личности ребенка возможно, только при условии повышения уровня профессиональной компетентности и педагогической культуры педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_statya_mokrysheva.docx | 22.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Структурные компоненты
профессионально-педагогической культуры воспитателя
Воспитатель Мокрышева Е.Ю., ГБОУ "Школа № 842", Москва, ЗелАО
Исаев И. Ф. выделяет следующие структурные компоненты профессионально-педагогической культуры: ценностный, когнитивный, инновационно-технологический, личностно-творческий.
Ценностный компонент - Основные педагогические ценности педагога (воспитателя) являются:
- человеческие: ребенок как главная педагогическая ценность и педагог, способный к его развитию, сотрудничеству с ним, социальной защите его личности, помощи и поддержке его индивидуальности, творческого потенциала;
- духовные: совокупный педагогический опыт человечества, отраженный в педагогических теориях и способах педагогического мышления, направленный на формирование личности ребенка;
- практические: способы практической педагогической деятельности, проверенные практикой образовательно-воспитательной системы, педагогические технологии, включающие обучаемых в различные виды деятельности;
- личностные: педагогические способности, индивидуальные особенности личности педагога как субъекта педагогической культуры, педагогического процесса и собственного жизнетворчества, способствующие созданию личностно-гуманного взаимодействия.
Когнитивный компонент - Основой профессиональной деятельности педагога (воспитателя), является знание возрастных и индивидуальных психолого-педагогических особенностей развития детей дошкольного возраста. Учитывая их, педагог планирует дальнейшую работу: организовывает игровую деятельность, самостоятельную, учебную, конструктивную, изобразительную и др. Знание возрастных особенностей необходимо при использовании форм, методов и приемов работы с детьми: педагог учитывает закономерности развития познавательных способностей детей разного возраста.
Педагог должен четко знать концептуальные основы организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, основные направления развития учреждения. Эти знания педагог использует при составлении программы, календарно-тематических и перспективных планов работы с детьми в разных возрастных группах.
Инновационно-технологический компонент.
Педагогическая инновационная деятельность связана с преобразованием, совершенствованием образовательного процесса, с внесением новых, стабильных элементов. Педагог должен уметь ориентирован в многообразном потоке психолого-диалогической и методической информации, уметь пользоваться различными носителями информации, владеть средствами информационных технологий; уметь работать с информацией с помощью этих средств для удовлетворения личных и общественных потребностей. Педагог должен быть гуманистически ориентированным на развитие личности ребенка различными средствами. Развитие когнитивного компонента способствует освоению современных средств, форм, методов и технологий осуществления педагогической деятельности.
Личностно-творческий компонент
Личностно-творческий компонент отражает творческое начало личности педагога. Педагогическое творчество требует от педагога наличия таких личностных качеств, как инициатива, индивидуальная свобода, самостоятельность и ответственность, готовность к риску, независимость суждений. Становится очевидным, что педагогическая культура является сферой творческого приложения и реализации педагогической способности личности. В педагогических ценностях личность опредмечивает свои индивидуальные силы и опосредует процесс присвоения нравственных, эстетических, правовых и других отношений, т.е. воздействуя на других, творит себя, определяет свое собственное развитие, реализуя себя в деятельности.
Достижение нового качества дошкольного образования и личности ребенка возможно, только при условии повышения уровня профессиональной компетентности и педагогической культуры педагогов. Исходя из этого, существуют задачи методической службы:
- Моделирование основной общеобразовательной программы согласно ФГОС ДО.
- Создание развивающей образовательной среды, которая позволит реализовать достижения нового качества образования.
- Формирование коллектива единомышленников: выработать педагогическое кредо, развить традиции, контроль и анализ учебно-воспитательного процесса, выявить, обобщить и распространить передовой педагогический опыт, приобщить воспитателей к экспериментальной работе.
- Способствование развитию профессиональных компетентностей воспитателей, направленных на использование продуктивных педагогических технологий.
- Повышение педагогического мастерства педагогов через привлечение их к участию в конкурсных проектах.
Для развития профессионально-педагогической культуры педагогов используются разнообразные формы организации педагогов, эффективные методы и приёмы:
- тренинги: личностного роста; с элементами рефлексии; по развитию креативности;
- индивидуальные и групповые консультации;
- собеседования в начале учебного года с обсуждением индивидуальной образовательной программы развития педагога в текущем году;
- открытые просмотры, взаимные посещения занятий;
- коллективная деятельность в творческих группах с последующей защитой проектов;
- организация выставок методических разработок, дидактических материалов и обсуждение их значимости;
- презентация результатов работы, распространение и внедрение инновационных наработок в образовательный процесс;
- лекции в форме диалога, активизирующие мыслительную и познавательную деятельность.
Источники:
- Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогической профессии.
- Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии
- Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы как саморазвивающаяся система
- Самородова А.П. Теоретические основания развития профессионально-педагогической культуры воспитателя дошкольного образовательного учреждения.
- Толочек В.А. Стили профессиональной деятельности.
- Горелова Г.Г. Личность и профессия: Профессиональная личностная реадаптация в условиях "тройного" кризиса. Челябинск.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Функциональные компоненты профессионально-педагогической культуры воспитателя
В качестве функциональных компонентов (далее функция) профессионально-педагогической культуры воспитателя ДОУ исследователи обычно выделяют: образовательную, воспитательную, развивающую, нормативную, ...
Личностно-творческий компонент профессионально-педагогической культуры воспитателя
Проблема педагогического творчества имеет прямой выход на проблему самореализации педагога. В силу этого педагогическое творчество - это процесс самореализации индивидуальных, психологических, интелле...
Консультация для воспитателей «Структурные компоненты занятий и совместной деятельности с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в рамках ФГОС ДО» (ОО Социально-коммуникативное развитие). Сюжетно-ролевая игра.
Современные требования к образованию, ставят перед педагогами задачу научить каждого ребенка самостоятельно учиться, особое значение приобретает вопрос о формировании познавательных интересов, а...
Взаимодействие детского сада с Нижневартовским драматическим театром, как структурный компонент общей культуры.
laquo;Искусство в самом глубоком смысле человечно. Оно идет от человека и ведет к человеку – к самому живому, доброму, к самому лучшему в нем.Оно служит единению человеческих душ»(Л...
Когнитивный компонент профессионально-педагогической культуры педагога
Когнитивный компонент профессионально-педагогической культуры педагога...
Когнитивный компонент профессионально-педагогической культуры педагога
Когнитивный компонент профессионально-педагогической культуры педагога...
Выступление на педагогическом совете: «Инновационно-технологический структурный компонент профессионально-педагогической культуры воспитателя"
В современных условиях педагог, прежде всего, исследователь, обладающий высоким уровнем педагогического мастерства научным психолого-педагогическим мышлением, развитой педагогической интуицией, критич...