Конспект "Свойства воздуха"
план-конспект занятия (средняя группа)

Блинова Ольга Викторовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_eksperimentirovaniyu.docx71.82 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 117 Невского района Санкт-Петербурга  

Опытно-экспериментальная технология

Конспект

совместной образовательной деятельности

с детьми среднего дошкольного возраста

«СВОЙСТВА ВОЗДУХА»

https://fhd.multiurok.ru/0/b/1/0b187f0f1d78b585adc8d38cb0a2877dac2426e4/img10.jpg

Подготовила воспитатель:

Блинова О.В.

Санкт-Петербург

2019

Цель: 

Формировать представление у детей о свойствах воздуха в процессе экспериментирования.

Задачи:

Образовательные:

 -Формировать умение получать сведения о воздухе в процессе его практического исследования.

-Формировать умение выполнять ряд последовательных действий в соответствии с задачей и предложенным алгоритмом деятельности в ходе экспериментирования.

-Способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;

- Способствовать формированию у детей познавательного интереса;

- Обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;

-Дать представление о том, что воздух обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха.

-Обогатить словарь детей новыми словами.

Развивающие:

-Развивать у детей мыслительные операции: умение выдвигать гипотезы, делать выводы, подбирать способы действия.

-Формировать коммуникативные навыки, обогащать опыт сотрудничества;

Воспитательные:

-Воспитывать интерес и желание детей расширять свой кругозор;

- Воспитывать любознательность, взаимопомощь, позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Предварительная работа: наблюдения в природе,  на прогулке и во время экскурсий, чтение энциклопедии «Я познаю мир». Беседа «Воздух в моей жизни». 

Материалы и оборудование.

Игровое оборудование: письмо, снежинки, полиэтиленовые мешочки (по количеству детей); стаканчики с водой (по количеству детей);трубочки-соломинки (по количеству детей); вееры (по количеству детей); воздушные шары (по кол-ву детей).

Аудиозапись муз. «Шум прибоя»;

СОДЕРЖАНИЕ:

I Вводная часть.

(Стук в дверь)

Воспитатель: Ребята, к нам приходил почтальон и принес  письмо от профессора  Почемучкина! Откроем, прочитаем его?

Ответы детей.

Почемучкин: Здравствуйте, ребята. Я целый день тружусь в лаборатории. У меня возникли некоторые проблемы, и я прошу вас мне помочь. Все мы слышали, что нас со всех сторон постоянно окружает воздух. Но его нельзя ни увидеть, ни потрогать руками. Так может, и нет никакого воздуха?

Воспитатель: Ребята поможем профессору Почемучкину? Не будем доверять слухам, а проверим с помощью опытов и экспериментов: существует ли воздух и какими свойствами он обладает. Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас! Ребята, я предлагаю вам пойти в нашу лабораторию и, как настоящим ученым, провести опыты, чтобы узнать много интересного о воздухе. Вы согласны? Тогда – вперед!

Ответы детей.

II Основная часть.

Воспитатель: послушайте загадку:

Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас! Что это?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, посмотрите вокруг себя.  Вы видите воздух?

Ответы детей.

Воспитатель: Если мы не видим воздух, значит он какой? Как иначе можно сказать.

Ответы детей.

Воспитатель: Может, у воздуха есть цвет?

Ответы детей.

Воспитатель: Подумайте,  пож-та,   есть ли запах у воздуха? Что нужно сделать, чтобы узнать?  (понюхать) Понюхайте воздух. Чем пахнет воздух?    

Ответы детей.

Воспитатель:Правильно. Какой же вывод мы с вами можем сделать?

(Помогаю детям сформулировать вывод, если они затрудняются)

Вывод : Воздух невидимый, прозрачный, без запаха.

Посмотрите, пожалуйста, на схемы.

(Использую схемы, знакомые детям, обозначающие:

-не имеет запаха;

-бесцветный;

-невидимый).

Воспитатель: Но ребята, раскрою вам секрет.  Воздух  всё-таки можно обнаружить, если мы его поймаем. Хотите научиться ловить воздух?

Ответы детей.

Опыт 1

Воспитатель: Перед вами лежат полиэтиленовые пакетики, возьмите, пожалуйста, их.

Воспитатель: Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его.  (Показываю детям, они действуют по показу)

Воспитатель: Что в пакете?

Пакет полон воздуха, и стал  похожим  на подушку.

Какой воздух по весу?   Он  легкий или тяжёлый?  Воздух занял всё место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал пустым.  Почему?

Ответы детей.

Воспитатель: Какой же вывод мы можем сделать?

(Дети думают, высказываются. Если затрудняются, помогаю сформулир. вывод)

Вывод: воздух существует, он невидимый, легкий, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его.

Воспитатель:  Ребята, а вы знаете, что воздух живет внутри людей?

Ответы детей.

Воспитатель:  А как это можно доказать? Подскажите мне пож-та, может кто-то знает?

(Дети думают, высказывают свои предположения)

Воспитатель:  Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает?

Ответы детей.

Воспитатель: Конечно! Все люди дышат, вдыхают и выдыхают воздух. Но правильно вдыхать воздух через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики - вдыхаем и выдыхаем воздух. Давайте сначала вдохнем глубоко носом, а затем выдохнем через рот.

(Дыхательная гимнастика «Подуем на снежинки»)  

Воспитатель: Ребята, перед вами лежат снежинки, возьмите, пожалуйста, их за ниточку, подуем вместе на снежинки, от выдыхаемого воздуха они закачаются, закружатся   так мы обнаружим, что  воздух был внутри нас.

Опыт 2

Воспитатель: А вот как ещё можно обнаружить воздух.  Перед вами лежат соломинки  и стаканчики с водой, попробуйте подуть в соломинки, опущенные в стаканчики (дети дуют).

Воспитатель: Ой, что это?

Ответы детей.

Воспитатель: а что они делают?

Ответы детей.

Воспитатель: Почему? (помогаю детям сформулировать ответ, если затрудняются)

Ответы детей.

Воспитатель: Какой же вывод мы с вами можем сделать?

(Помогаю детям сформулировать вывод, если они затрудняются)

Вывод: воздух существует вокруг нас и внутри нас. 

Опыт 3

Воспитатель: Мы настолько привыкли дышать, что даже и не замечаем этого. Между тем мы бы не смогли жить без дыхания. Давайте это проверим. Закройте носики и постарайтесь не дышать. Посмотрим, как долго вы сможете вытерпеть без воздуха.

Вот видите, все вы в итоге отпустили носик, чтобы подышать. Может человек жить без воздуха? Я предлагаю сделать вывод.

Вывод: Человек не может жить без воздуха.

(Предлагаю немного размяться)

Физминутка

Зашагали ножки прямо по дорожке
Весело гуляли, друга повстречали.
– Здравствуй, здравствуй милый друг,
Ты посмотри вокруг,
Ты мне просто улыбнись, крепко обнимись.

Воспитатель: Ребята, подумайте и скажите, пожалуйста, как можно почувствовать воздух?

Ответы детей.

Воспитатель: А если не дуть, как ещё можно почувствовать воздух?

(Дети высказывают свои предположения)

Опыт 4

Воспитатель: Ребята, перед вами на столе лежит веер. Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?

Ответы детей.

Воспитатель: Да, ветер можно почувствовать на улице. Значит ветер-это что такое?

(Помогаю детям сформулировать вывод, если они затрудняются)

Вывод: ветер – это движение воздуха.

Воспитатель: Мы с вами очень много узнали сегодня о воздухе,  сделали выводы и помогли профессору Почемучкину, а ответ ему мы напишем вечером. Хорошо?

Д: Да!

Воспитатель: Я предлагаю еще раз повторить наши выводы. (Повторяем вместе с детьми)

Вывод 1: Воздух существует!

Вывод 2: Воздух невидимый, легкий, бесцветный, прозрачный, без запаха.

Вывод 3: Воздух живет вокруг нас и внутри нас.

Вывод 4: Человек не может жить без воздуха.

Вывод 5: Ветер – это движение воздуха.

Воспитатель: Молодцы! Мы с вами хорошо потрудились, а теперь немножко отдохнем.

III Заключительная часть.

Воспитатель: Закройте, пожалуйста, глаза (включаю спокойную музыку «Шум прибоя»)

Представьте, мы с вами на берегу моря. Ярко светит солнце. Дует легкий ветерок. Тихо колышется травка. Над нами порхают бабочки. Мы вдыхаем чистый, свежий морской воздух. Нам хорошо и приятно. Но вот вдалеке что-то виднеется…

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, какие красивые, разноцветные шарики прилетели к нам с моря. Это ветерок дул, дул и принес к нам эти шарики, потому, что они легкие и внутри у них что?

Ответы детей.

Рефлексия

 (Дарю детям шарики на память о занятии, хвалю за работу)

Вопросы к детям (какие опыты понравились, понравилось ли играть)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект"Воздух" "Где прячется воздух"

Проект «Что такое воздух?» ГБДОУ д/с № 12 Петроградского районаАвтор: Фотеева З.Т.воспитательИсследовательский проект.Долгосрочный проект, длительность – 6 недель.Участники проекта: Дети, воспита...

Презентация "Воздух вокруг нас, воздух есть везде"

Знакомство детей со свойствами воздуха....

"Воздух вокруг нас, воздух есть везде"

Конспект предназначен для воспитателей и детей средней группы....

конспект НОД "Воздух,воздух,где ты воздух"

Познакомить детей с понятием "воздух",его свойствами и ролью в жизни человека;активизировать в речи детей слова: кислород,невидимый,прозрачный...

Цель: Уточнить и расширить знания детей о воздухе, познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения, продолжать знакомить с органами дыхания. Помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека. Расширять и активизировать

ull; Закреплять умение работать в техниках рисования ватными палочками, смятая бумага, печатки из картофеля, рисование ладошкой.• развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук, мы...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «Воздух, воздух, где ты, воздух»

- познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека; активизировать в речи детей слова: кислород, невидимый, прозрачный. - развивать познавательную активн...