Конспект "Свойства воздуха"
план-конспект занятия (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 117 Невского района Санкт-Петербурга
Опытно-экспериментальная технология
Конспект
совместной образовательной деятельности
с детьми среднего дошкольного возраста
«СВОЙСТВА ВОЗДУХА»
Подготовила воспитатель:
Блинова О.В.
Санкт-Петербург
2019
Цель:
Формировать представление у детей о свойствах воздуха в процессе экспериментирования.
Задачи:
Образовательные:
-Формировать умение получать сведения о воздухе в процессе его практического исследования.
-Формировать умение выполнять ряд последовательных действий в соответствии с задачей и предложенным алгоритмом деятельности в ходе экспериментирования.
-Способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;
- Способствовать формированию у детей познавательного интереса;
- Обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;
-Дать представление о том, что воздух обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха.
-Обогатить словарь детей новыми словами.
Развивающие:
-Развивать у детей мыслительные операции: умение выдвигать гипотезы, делать выводы, подбирать способы действия.
-Формировать коммуникативные навыки, обогащать опыт сотрудничества;
Воспитательные:
-Воспитывать интерес и желание детей расширять свой кругозор;
- Воспитывать любознательность, взаимопомощь, позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Предварительная работа: наблюдения в природе, на прогулке и во время экскурсий, чтение энциклопедии «Я познаю мир». Беседа «Воздух в моей жизни».
Материалы и оборудование.
Игровое оборудование: письмо, снежинки, полиэтиленовые мешочки (по количеству детей); стаканчики с водой (по количеству детей);трубочки-соломинки (по количеству детей); вееры (по количеству детей); воздушные шары (по кол-ву детей).
Аудиозапись муз. «Шум прибоя»;
СОДЕРЖАНИЕ:
I Вводная часть.
(Стук в дверь)
Воспитатель: Ребята, к нам приходил почтальон и принес письмо от профессора Почемучкина! Откроем, прочитаем его?
Ответы детей.
Почемучкин: Здравствуйте, ребята. Я целый день тружусь в лаборатории. У меня возникли некоторые проблемы, и я прошу вас мне помочь. Все мы слышали, что нас со всех сторон постоянно окружает воздух. Но его нельзя ни увидеть, ни потрогать руками. Так может, и нет никакого воздуха?
Воспитатель: Ребята поможем профессору Почемучкину? Не будем доверять слухам, а проверим с помощью опытов и экспериментов: существует ли воздух и какими свойствами он обладает. Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас! Ребята, я предлагаю вам пойти в нашу лабораторию и, как настоящим ученым, провести опыты, чтобы узнать много интересного о воздухе. Вы согласны? Тогда – вперед!
Ответы детей.
II Основная часть.
Воспитатель: послушайте загадку:
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас! Что это?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, посмотрите вокруг себя. Вы видите воздух?
Ответы детей.
Воспитатель: Если мы не видим воздух, значит он какой? Как иначе можно сказать.
Ответы детей.
Воспитатель: Может, у воздуха есть цвет?
Ответы детей.
Воспитатель: Подумайте, пож-та, есть ли запах у воздуха? Что нужно сделать, чтобы узнать? (понюхать) Понюхайте воздух. Чем пахнет воздух?
Ответы детей.
Воспитатель:Правильно. Какой же вывод мы с вами можем сделать?
(Помогаю детям сформулировать вывод, если они затрудняются)
Вывод : Воздух невидимый, прозрачный, без запаха.
Посмотрите, пожалуйста, на схемы.
(Использую схемы, знакомые детям, обозначающие:
-не имеет запаха;
-бесцветный;
-невидимый).
Воспитатель: Но ребята, раскрою вам секрет. Воздух всё-таки можно обнаружить, если мы его поймаем. Хотите научиться ловить воздух?
Ответы детей.
Опыт 1
Воспитатель: Перед вами лежат полиэтиленовые пакетики, возьмите, пожалуйста, их.
Воспитатель: Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. (Показываю детям, они действуют по показу)
Воспитатель: Что в пакете?
Пакет полон воздуха, и стал похожим на подушку.
Какой воздух по весу? Он легкий или тяжёлый? Воздух занял всё место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал пустым. Почему?
Ответы детей.
Воспитатель: Какой же вывод мы можем сделать?
(Дети думают, высказываются. Если затрудняются, помогаю сформулир. вывод)
Вывод: воздух существует, он невидимый, легкий, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что воздух живет внутри людей?
Ответы детей.
Воспитатель: А как это можно доказать? Подскажите мне пож-та, может кто-то знает?
(Дети думают, высказывают свои предположения)
Воспитатель: Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает?
Ответы детей.
Воспитатель: Конечно! Все люди дышат, вдыхают и выдыхают воздух. Но правильно вдыхать воздух через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики - вдыхаем и выдыхаем воздух. Давайте сначала вдохнем глубоко носом, а затем выдохнем через рот.
(Дыхательная гимнастика «Подуем на снежинки»)
Воспитатель: Ребята, перед вами лежат снежинки, возьмите, пожалуйста, их за ниточку, подуем вместе на снежинки, от выдыхаемого воздуха они закачаются, закружатся так мы обнаружим, что воздух был внутри нас.
Опыт 2
Воспитатель: А вот как ещё можно обнаружить воздух. Перед вами лежат соломинки и стаканчики с водой, попробуйте подуть в соломинки, опущенные в стаканчики (дети дуют).
Воспитатель: Ой, что это?
Ответы детей.
Воспитатель: а что они делают?
Ответы детей.
Воспитатель: Почему? (помогаю детям сформулировать ответ, если затрудняются)
Ответы детей.
Воспитатель: Какой же вывод мы с вами можем сделать?
(Помогаю детям сформулировать вывод, если они затрудняются)
Вывод: воздух существует вокруг нас и внутри нас.
Опыт 3
Воспитатель: Мы настолько привыкли дышать, что даже и не замечаем этого. Между тем мы бы не смогли жить без дыхания. Давайте это проверим. Закройте носики и постарайтесь не дышать. Посмотрим, как долго вы сможете вытерпеть без воздуха.
Вот видите, все вы в итоге отпустили носик, чтобы подышать. Может человек жить без воздуха? Я предлагаю сделать вывод.
Вывод: Человек не может жить без воздуха.
(Предлагаю немного размяться)
Физминутка
Зашагали ножки прямо по дорожке
Весело гуляли, друга повстречали.
– Здравствуй, здравствуй милый друг,
Ты посмотри вокруг,
Ты мне просто улыбнись, крепко обнимись.
Воспитатель: Ребята, подумайте и скажите, пожалуйста, как можно почувствовать воздух?
Ответы детей.
Воспитатель: А если не дуть, как ещё можно почувствовать воздух?
(Дети высказывают свои предположения)
Опыт 4
Воспитатель: Ребята, перед вами на столе лежит веер. Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, ветер можно почувствовать на улице. Значит ветер-это что такое?
(Помогаю детям сформулировать вывод, если они затрудняются)
Вывод: ветер – это движение воздуха.
Воспитатель: Мы с вами очень много узнали сегодня о воздухе, сделали выводы и помогли профессору Почемучкину, а ответ ему мы напишем вечером. Хорошо?
Д: Да!
Воспитатель: Я предлагаю еще раз повторить наши выводы. (Повторяем вместе с детьми)
Вывод 1: Воздух существует!
Вывод 2: Воздух невидимый, легкий, бесцветный, прозрачный, без запаха.
Вывод 3: Воздух живет вокруг нас и внутри нас.
Вывод 4: Человек не может жить без воздуха.
Вывод 5: Ветер – это движение воздуха.
Воспитатель: Молодцы! Мы с вами хорошо потрудились, а теперь немножко отдохнем.
III Заключительная часть.
Воспитатель: Закройте, пожалуйста, глаза (включаю спокойную музыку «Шум прибоя»)
Представьте, мы с вами на берегу моря. Ярко светит солнце. Дует легкий ветерок. Тихо колышется травка. Над нами порхают бабочки. Мы вдыхаем чистый, свежий морской воздух. Нам хорошо и приятно. Но вот вдалеке что-то виднеется…
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, какие красивые, разноцветные шарики прилетели к нам с моря. Это ветерок дул, дул и принес к нам эти шарики, потому, что они легкие и внутри у них что?
Ответы детей.
Рефлексия
(Дарю детям шарики на память о занятии, хвалю за работу)
Вопросы к детям (какие опыты понравились, понравилось ли играть)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект"Воздух" "Где прячется воздух"
Проект «Что такое воздух?» ГБДОУ д/с № 12 Петроградского районаАвтор: Фотеева З.Т.воспитательИсследовательский проект.Долгосрочный проект, длительность – 6 недель.Участники проекта: Дети, воспита...
Презентация "Воздух вокруг нас, воздух есть везде"
Знакомство детей со свойствами воздуха....
"Воздух вокруг нас, воздух есть везде"
Конспект предназначен для воспитателей и детей средней группы....
конспект НОД "Воздух,воздух,где ты воздух"
Познакомить детей с понятием "воздух",его свойствами и ролью в жизни человека;активизировать в речи детей слова: кислород,невидимый,прозрачный...
Цель: Уточнить и расширить знания детей о воздухе, познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения, продолжать знакомить с органами дыхания. Помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека. Расширять и активизировать
ull; Закреплять умение работать в техниках рисования ватными палочками, смятая бумага, печатки из картофеля, рисование ладошкой.• развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук, мы...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «Воздух, воздух, где ты, воздух»
- познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека; активизировать в речи детей слова: кислород, невидимый, прозрачный. - развивать познавательную активн...