Доклад на тему: «Роль игры в период адаптации»
материал (младшая группа)

Романова Татьяна Александровна

Доклад на тему: «Роль игры в период адаптации»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на тему: «Роль игры в период адаптации»

Подготовила и провела: воспитатель Романова Т. А.

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период. Адаптация – приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к совершенно иным условиям. Изменения, сопровождающие адаптацию, затрагивают все уровни организма ребенка – от молекулярного до психологической регуляции деятельности.

От правильно организованного периода адаптации к детскому саду зависит состояние малыша не только в момент привыкания, но и в дальнейшем. Именно поэтому одна из основных задач перед воспитателем в адаптационного периода - помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоиться в новой ситуации, почувствовать себя увереннее, хозяином ситуации.

Для формирования чувства уверенности в окружающем необходимо:

1) знакомство, сближение детей между собой;

2) знакомство с воспитателями, установление открытых, доверительных отношений между воспитателями и детьми;

3) знакомство с группой (игровая, спальная и др. комнаты);

4) знакомство с детским садом (кухня, медкабинет и др.);

5) знакомство с педагогами и персоналом детского сада;

Именно игра – основная и специфическая форма детской активности, проявляющейся в потребности собирать сведения о природе и объектах окружающей среды, подражать взрослым и действовать активно и творчески.

Игра занимает большое место в жизни ребенка: все время, не занятое сном, кормлением малыш играет. Это его естественное состояние. Игра доставляет ему много радости, сопровождается положительными эмоциями: он удивляется, радуется от получения новой информации, достижения желаемого результата, общения со взрослыми и сверстниками. Игра - путь детей к познанию окружающего мира.


Ребенок в игре знакомится со свойствами предметов, при этом много «экспериментирует», проявляет инициативу, творчество. Во время игры формируются внимание, воображение, память, мышление, развиваются такие важные качества, как активность, самостоятельность в решении игровых задач. Именно в игре формируются первые положительные отношения со сверстниками: интерес к играм других детей, желание включиться в их игру, ервые совместные игры, а в дальнейшем - умение считаться с интересами сверстников.

Во время самостоятельной деятельности у детей складываются положительные взаимоотношения и эмоционально-деловые связи со взрослыми. Они тянутся к тем, кто с ними занимается, играет; быстро перенимают тон отношения к ним взрослого (внимание, ласку, сочувствие) и сами начинают проявлять взаимные чувства. Уже на втором году жизни дети очень чутко прислушиваются к оценке воспитателем их деятельности и ориентируются на нее.

Проведение игр требует от взрослого знания и четкого выполнения определенных правил. Познакомимся с этими правилами.

Правило 1. Первое, и самое важное, правило - добровольность участия в игре. Необходимо добиться того, чтобы ребенок захотел принять участие в предложенной игре. Заставляя, мы можем вызывать в малыше чувство протеста, а в этом случае эффекта от игры ожидать не стоит. В случае отказа от игры, дайте возможность ребенку посидеть в стороне, понаблюдать за действиями детей и воспитателя. Увидев, как играют другие, увлекшись, ребенок сам включается в игру.

Правило 2. Взрослый должен стать непосредственным участником игры. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми он вовлекает их в игровую деятельность, делает ее важной и значимой для них. Он становится как бы центром притяжения в игре. Это особенно важно на первых этапах знакомства с новой игрой. В то же время взрослый организовывает и направляет игру. Таким образом, второе правило заключается в том, что взрослый совмещает две роли - участника и организатора. Причем совмещать эти роли взрослый должен и в дальнейшем.

Правило 3. Многократное повторение игр, которое является необходимым условием развивающего эффекта. Воспитанники по-разному и в разном темпе принимают и усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают понимать ее содержание, лучше выполнять условия, которые создают игры для освоения и применения нового опыта. А чтобы при повторении игра не надоела, необходимо выполнять правило 4.

Правило 4. Наглядный материал (определенные игрушки, различные предметы и т. д.) надо беречь, нельзя его превращать в обычный, всегда доступный. Во-первых, так он дольше сохранится, а во-вторых, этот материал долго останется для детей необычным.

Правило 5. Взрослый не должен оценивать действия ребенка: слова типа "Неверно, не так" или "Молодец, правильно" в данном случае не используются. Дайте ребенку возможность проявить, выразить себя, не загоняйте его в свои, даже самые лучшие, рамки. Он по-своему видит мир, у него есть свой взгляд на вещи, помогите ему выразить все это!

Самостоятельная деятельность детей в период адаптации включает разные виды игр (сюжетные, подвижные, дидактические, со строительными материалами, игры-забавы); самостоятельную ходьбу, бег, лазанье; рассматривание книг, картинок; наблюдения за окружающим; общение со взрослыми, с детьми; элементарные практические (трудовые) действия; первые попытки изобразительной деятельности.


В адаптационный период приносят детям огромную радость, снимают эмоциональное напряжение, удовлетворяют потребность в движении подвижные игры. Поэтому такие упражнения, как «Полетаем, как птички», «Полетели, как самолеты», «Попрыгаем, как зайчики»и др., надо проводить как можно чаще, привлекая к их выполнению новеньких, которых обычно этот прием привлекает, отвлекает от переживаний.

Для овладения ходьбой и другими видами движений во время бодрствования следует побуждать детей к подвижным играм с мячами, тележками, каталками и др.

Чтобы ребенок не перевозбуждался, надо своевременно переключать его с подвижных игр на спокойные, расслабляющие.

• хороший эффект дают разнообразне игры с песком и водой, сухой бассейн, перебирание фасоли и др.

• затормаживают отрицательные эмоции монотонные движения руками или сжимание кистей рук, поэтому для детей готовятся такие игры, как нанизывание шариков на шнур, резиновые игрушки-пищалки, крупные детали конструктора "Лего" и др.

• подбираются игрушки-забавы, куклы .

Также способствуют развитию и улучшению периода адаптации, специальные игры-занятия. Они могут быть разнообразны по содержанию и направленными не только на развитие речи ребенка и ориентировки в окружающем, но и на умение общаться как со взрослыми, со сверстниками, получать навыки самообслуживания, культурно-гигиенические навыки.

Пример:

Игры-занятия, направленные на сближение детей друг с другом и воспитателем:

• «Давайте-познакомимся»

• «Лови-лови»

• «Кто-кто в домике живет?» (на основе сказки «ТЕРЕМОК»).

• «Раздувайся, пузырь» и др.

Игры-занятия, направленные на знакомство детей с группой

• Можно начать с игры-занятия «Познакомим куклу Машу с нашей раздевалкой», так как это первое помещение, куда приходят дети.

• «Покажем кукле Маше, где мы моем руки» и т.д.

Игры-занятия, направленные на освоение окружающей среды ребенка и его знакомства с персоналом детского сада:

• «Найди игрушку»

• «Чья вещь»

• «Как пройти»

• «Степашка заболел»

Игры-занятия, направленные на получение навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков:

• «Поможем мишке одеться-раздеться»

• «Помоем куклу Машу»

Игры-занятия всегда должны происходить с сюжетно-образными игрушками. Нельзя использовать предметы-заместители или воображаемые предметы в период адаптации, так как у ребенка недостаточен опыт действий с реальными предметами. Игры с образными игрушками включает элементы воображения и протекает в форме решения игровых задач (покормить куклу, уложить мишку спать и т.д.). Воспитателю очень важно знать, какими игровыми способами и средствами должны постепенно овладевать дети, чтобы игра совершенствовалась и оказывала развивающий эффект на психику ребенка (прежде всего на развитие мышления, речи, эмоций).

Также всем детям предлагать для игр-занятий только одинаковые предметы, так как даже минимальное отличие игрушек между собой, может вызвать негативные реакции у детей.

Все игры-занятия не должны быть слишком длительными, так как у детей снижена способность к долговременной сосредоточенной умственной работе.


Эти основные принципы организации и проведения игр-занятий определились в ходе практической работы и показали свою обоснованность и необходимость выполнения в период адаптации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль игры в период адаптации

Презентация о цели и роли игры в период адаптации ребёнка к условиям ДОУ....

"Роль игры в период адаптации детей раннего возраста."

Основная задача игр в адаптационный период – наладить доверительное отношение с каждым ребенком, подарить ему минуты радости, попытаться вызвать положительное отношение к детскому саду.Чтобы решить эт...

Роль игры в период адаптации ребенка в ДОУ

Изменения, которые обрушиваются на ребенка с поступлением в детский сад, создают для него стрессовую ситуацию. А лучшее лекарство от стресса - смех. Поэтому в адаптационный период необх...

Статья "Роль игры в период адаптации детей раннего возраста в детском саду

В статье рассказывается о том, как игры помогают легче адаптироваться детям к детскому саду в период адаптации....

Методическая разработка для воспитателей "«Роль игры в период адаптации с детьми раннего возраста».

Данная методическая разработка направлена на решение таких проблем : Как облегчить адаптацию детей раннего возраста к  дошкольному учреждению ?Как помочь в преодолении стрессовых состояний у...

Роль игры в период адаптации

Игра - это жизнь, преломленная сквозь психику ребенка. Использование игр на общение, пальчиковых, подвижных игр, игр - забав в адаптационный период способствуют снижению напряжения, формированию состо...

папка передвижка "Роль игры в период адаптации"

папка передвижка "Роль игры в период адаптации". Консультация для родителей...