Методическая разработка для воспитателей "«Роль игры в период адаптации с детьми раннего возраста».
методическая разработка (младшая группа)

Кирюшина Татьяна Николаевна

Данная методическая разработка направлена на решение таких проблем :

 Как облегчить адаптацию детей раннего возраста к  дошкольному учреждению ?

Как помочь в преодолении стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации ?

Как обеспечить развитие навыков взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка?

https://catherineasquithgallery.com/uploads/posts/2021-03/1614691646_80-p-fon-s-ramkoi-dlya-detskogo-sada-89.pngАктуальность данной проблемы  определяется в сближении подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду, формировании эмоционального контакта, доверия. Все это возникает на основе совместных действий, то есть в игре. Основная задача игры в этот период – налаживание доверительных отношений с каждым ребенком, попытка вызвать у детей положительное отношение к детскому саду.

Одним из показателей успешной адаптации человека в обществе является его умение воспринимать и передавать полученную информацию посредством речи. От умения грамотно писать и говорить на родном языке зависит от взаимопонимания с другими людьми, а значит и успех собственной деятельности. Сказанное отмечено осознанием того факта, что хорошей речи, способствующей эффективной коммуникации, надо учить.

Следует особо подчеркнуть, что проблемы владения средствами общения, как вербальными, так и невербальными, порождают трудности социальной адаптации. На это указывается в работах Л.С.Выготского, подтверждается в многочисленных исследованиях отечественных психологов и педагогов Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1991. - с.61-66..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_dlya_vospitateley.docx644.63 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка для воспитателейhttps://catherineasquithgallery.com/uploads/posts/2021-03/1614691646_80-p-fon-s-ramkoi-dlya-detskogo-sada-89.png

«Роль игры в период адаптации

с детьми раннего возраста».

Выполнила: воспитатель Кирюшина Т.Н.

г.Новомосковск Тульской обл.

2022год.

Содержание

1. Введение

2. Теоретическое обоснование

   2.1. Понятие адаптации

   2.2.   Факторы, определяющие особенности адаптации

 ребенка к детскому саду

   2.3.    Условия успешной адаптации

   2.4. Роль игры в  работе с детьми в период адаптации

3. Игровые методики социальной адаптации дошкольников

   3.1. Методика коррекции межличностных отношений

4 . Методики проведения игр

   4.1     Методика проведения игр , направленных на сближение друг с другом и педагогом

   4.2   Методика песочной игротерапии

5. Заключение

6. Список используемой литературы

Введение.

Данная методическая разработка направлена на решение таких проблем :

 Как облегчить адаптацию детей раннего возраста к  дошкольному учреждению ?

Как помочь в преодолении стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации ?

Как обеспечить развитие навыков взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка?

Актуальность данной проблемы  определяется в сближении подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду, формировании эмоционального контакта, доверия. Все это возникает на основе совместных действий, то есть в игре. Основная задача игры в этот период – налаживание доверительных отношений с каждым ребенком, попытка вызвать у детей положительное отношение к детскому саду.https://catherineasquithgallery.com/uploads/posts/2021-03/1614691646_80-p-fon-s-ramkoi-dlya-detskogo-sada-89.png

Одним из показателей успешной адаптации человека в обществе является его умение воспринимать и передавать полученную информацию посредством речи. От умения грамотно писать и говорить на родном языке зависит от взаимопонимания с другими людьми, а значит и успех собственной деятельности. Сказанное отмечено осознанием того факта, что хорошей речи, способствующей эффективной коммуникации, надо учить.

Следует особо подчеркнуть, что проблемы владения средствами общения, как вербальными, так и невербальными, порождают трудности социальной адаптации. На это указывается в работах Л.С.Выготского, подтверждается в многочисленных исследованиях отечественных психологов и педагогов Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1991. - с.61-66..

В период становления речи ребенок лучше различает на слух те звуки, которые он уже произносит, чем те, которые еще не умеет произносить, хотя последние могут быть более звучными и объективно более резко противопоставленными.

Развитию навыков дошкольников способствует дидактическая игра. Выполняя различные воспитательные функции (развивающую, познавательную, развлекательную, диагностическую, корректирующую), она служит средством общения детей. Смысл игры состоит в том, что она формирует типовые навыки социального поведения, являясь своеобразным материалом проявления многих важнейших черт личности.

Существуют специально разработанные показатели, которые достаточно информативно характеризуют особенности поведения и проявление эмоций у ребенка, адаптирующегося к новому коллективу[6]:

1. Отрицательные эмоции - как правило, важнейший компонент, встречающийся, в основном, у каждого ребенка, впервые адаптирующегося к новому коллективу.

2. Страх - обычный спутник отрицательных эмоций. Малыш, впервые придя в детский коллектив, во всем лишь видит скрытую угрозу для своего существования на свете. Поэтому он многого боится, и страх преследует его буквально по пятам.  

3. Гнев. Порой на фоне стресса у ребенка вспыхивает гнев, который прорывается наружу, написанный буквально на лице.https://catherineasquithgallery.com/uploads/posts/2021-03/1614691646_80-p-fon-s-ramkoi-dlya-detskogo-sada-89.png

4. Положительные эмоции - противовес всем отрицательным эмоциям и главный выключатель их. Обычно впервые дни адаптации они не проявляются совсем или немного выражены в те моменты, когда малыш как будто "опьянен" ориентировочной реакцией на новизну. Чем легче адаптируется ребенок, тем раньше проявляются положительные эмоции.

5. Социальные контакты. Уже в 2 года  малыш обычно любит контактировать с людьми, сам выбирая повод для контакта. Коммуникабельность ребенка- это благо для успешного исхода адаптационного процесса.

6. Познавательная деятельность - обычно верный "друг" всех положительных эмоций. Как и они, познавательная деятельность, как правило, снижается и угасает на фоне стрессовых реакций.

7. Социальные навыки. Под прессом стресса малыш обычно изменяется настолько, что может "растерять" почти все навыки самообслуживания, которые уже давно усвоил и которыми успешно пользовался дома. Однако же по мере адаптации ребенка к условиям организованного коллектива, он "вспоминает" вдруг забытые им навыки, в придачу к ним легко усваивая новые.

8. Особенности речи. У некоторых малышей на фоне стресса меняется и речь, вплоть до ее потери, но в процессе привыкания речь восстанавливается.

9. Двигательная активность. Во время адаптационного процесса довольно редко сохраняется в пределах нормы. Ребенок сильно заторможен или неуправляемо гипперактивен.

10. Сон. Вначале сон отсутствует совсем, и в тихий час малыш как "ванька-встанька". По мере привыкания к детсаду ребенок начинает засыпать. И только лишь когда ребенок адаптируется к саду, он сможет тихо провести свой тихий час и спать спокойно.

11. Аппетит. Чем менее благоприятно адаптируется  ребенок, тем хуже его аппетит, отсутствующий иногда совсем.

Итак,  адаптация ребенка к новым для него условиям среды - тяжелый и болезненный процесс. Процесс, сопровождающийся рядом негативных сдвигов в детском организме, затрагивающий все его уровни, и  возможно, приводящий к стрессу.

Поэтому, сгладить процесс адаптации малыша, впервые пришедшего в детский сад, поможет правильно организованная игровая деятельность, направленная на формирование эмоциональных контактов «ребенок – взрослый», «ребенок – ребенок».

Цель: с помощью игры помочь ребенку в адаптации к условиям дошкольного учреждения.https://catherineasquithgallery.com/uploads/posts/2021-03/1614691646_80-p-fon-s-ramkoi-dlya-detskogo-sada-89.png

Задачи:

1. Разработать систему игр , облегчающих адаптацию детей к условиям детского сада, способствующих преодолению стрессовых состояний у ребенка, созданию эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

2. Подобрать игровой наглядно – дидактический материал для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми.

3. Изучение литературы по игровым методикам в период адаптации.

2. Теоретическое обоснование

        2.1         Понятие адаптации

Поступление ребенка в детский сад – это событие, требующее особого внимания со стороны педагогов дошкольного учреждения и родителей. Адаптация – от лат. «приспособляю» - это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом.

Приспособление организма к новым условиям социального существования, к новому режиму сопровождается изменениями поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита. Наиболее сложная перестройка организма происходит в начальный период адаптации, который может затянуться  и перейти в дезадаптацию, что приведет к нарушению здоровья, поведения, психики ребенка.

Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и всязан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма. Чтобы избежать осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, необходим постепенный переход ребенка и их семьи в дошкольное учреждение, поэтому воспитателю необходимо провести опрос родителей с целью организации более успешного посещения ребенком дошкольного учреждения.

В зависимости от длительности адаптационного периода различают три степени приспособления ребенка к детскому саду: легкую (1-16 дней), среднюю (16-32  дня), тяжелую (32-64 дней).

При легкой адаптации поведение ребенка нормализуется в течение двух недель. Аппетит восстанавливается уже к концу первой недели, через 1-2 недели налаживается сон. У дошкольника преобладает радостное эмоциональное состояние, он  контактирует с взрослыми, детьми, окружающими предметами. Ребенок быстро привыкает к новым условиям: новому помещению, общению с группой сверстников, незнакомыми взрослыми. Речь при этом может быть заторможена, но малыш откликается и выполняет указания педагога.

При средней адаптации  эмоциональное состояние ребенка может быть неустойчивым. В течение дня для малыша характерна плаксивость: плач, крик при расставании и встрече с родителями и близкими людьми. Отношение к сверстникам, как правило, безразличное. Речевая активность замедляется. Появляются признаки невротических реакций: избирательность в отношении с взрослыми и детьми, общение только в определенных условиях. Однако при эмоциональной поддержке взрослого ребенок, проявляя познавательную и поведенческую активность, легче привыкает к новой обстановке.https://catherineasquithgallery.com/uploads/posts/2021-03/1614691646_80-p-fon-s-ramkoi-dlya-detskogo-sada-89.png

О тяжелой адаптации свидетельствует плохой (короткий, беспокойный) сон ребенка. Он может вскрикивать, плакать во сне или просыпаться со слезами. Наблюдается снижение аппетита, возможен стойкий отказ от еды. Дошкольник может пребывать в активном эмоциональном состоянии, для которого характерны: плач, негодующий крик, агрессивно – разрушительное поведение. Или, напротив, быть пассивным, подавленным, напряженным, избегать общения со сверстниками, он сторонится и отказывается от участия в какой-либо  деятельности.

Как мы видим, адаптация включает множество индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от состояния ребенка.

  2.2         Факторы, определяющие особенности адаптации

 ребенка к детскому саду

  Поступление ребенка в дошкольное учреждение является кардинальным изменением его условий жизни, социального окружения, изменение отношений к ребенку. Эти изменения у любого ребенка вызывают стресс и напряжение. Однако  одни дети достаточно легко приспосабливаются к новым условиям, другие испытывают более длительное стрессовое напряжение.

           Существует достаточно много факторов, влияющих на адаптацию ребенка к новым условиям:

1 Состояние здоровья детей, уровень физического и нервно- психического развития.

У здоровых детей адаптация проходит относительно легко, в то время как у соматически ослабленных детей данный процесс может протекать с осложнениями.

2 Возраст ребенка.https://catherineasquithgallery.com/uploads/posts/2021-03/1614691646_80-p-fon-s-ramkoi-dlya-detskogo-sada-89.png

Самый лучший возраст, когда ребенка следует отдавать в садик 3-3.5 года. Трехлетние дети отличаются адаптационными возможностями от двух – четырехлеток. Двухлетка сильно привязан к матери, ему трудно привыкнуть к новой обста6новке.

3 От уровня развития общения.

По уровню общения детей можно разделить на три группы:

1 группа – это дети, у которых преобладает потребность в общении только с близкими взрослыми, они ожидают от них только внимания, ласки, доброты, сведений об окружающем. Такие дети, глубоко переживают расставание с близкими

2 группа – это дети, у которых сформировалась потребность в общении не только с близкими, но и с другими взрослыми, не являющимися членами семьи. Такие дети, пока воспитатель рядом спокойны, но детей такой ребенок, как правило, боится и держится от них на расстоянии.

3 группа –дети, испытывающие потребность в активных самостоятельных действиях и общении с взрослыми. Для них характерно спокойное,  уравновешенное  эмоциональное состояние. Они включаются в предметную  самостоятельную деятельность или в сюжетно-ролевую игру. Устанавливают положительные взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. Играют часто самостоятельно.

При поступлении в детский сад больше трудностей испытывают дети, которых можно отнести к 1 группе (потребность в общении только с близкими людьми). Как правило, чем уже круг общения в семье, тем длительнее проходит процесс адаптации. Легче адаптируются дети, условно отнесенные к 3 группе.

      2.3        Условия успешной адаптации

        Для того чтобы процесс привыкания к детскому саду не затягивался, необходимо следующее:

Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

Необходимо сформировать у ребенка положительную установку. Желание идти в детский сад. Это зависит в первую очередь от умения и  усилия воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и доброжелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация. Чтобы ребенку было приятно приходит в детский сад, нужно «одомашнить группу».

         В группе необходим и спортивный уголок, который удовлетворял бы потребность детей 2-3 лет в движении.

        Малыши еще не владеют речью настолько, чтобы выразить четко свои чувства и эмоции. Невыраженные эмоции (особенно) негативные накапливаются и в конце прорываются слезами, которые со стороны выглядят непонятными, потому что никаких внешних причин для такого проявления нет. Психологи и физиологи установили, что изобразительная деятельность для ребенка не столько художественно- эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Уголок изотворчества со свободным доступом детей к карандашам и бумаге поможет решить эту проблему в любое время, как только у малыша возникнет потребность выразить себя.  Умиротворяюще действуют на детей игры с песком и водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период главным является их успокаивающее и расслабляющее действие.https://catherineasquithgallery.com/uploads/posts/2021-03/1614691646_80-p-fon-s-ramkoi-dlya-detskogo-sada-89.png

Работа с родителями, которую желательно начать еще до поступления ребенка в детский сад . Необходимое условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и в детском саду. Родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке[1].

Правильная организация в адаптационный период игровой деятельности, направленной на формирование эмоциональных контактов «ребенок – взрослый» и «ребенок – ребенок» включающей игры и упражнения.

Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к взрослому. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре.

Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом возможностей детей, места проведения.

2.4 Роль игры в  работе с детьми в период адаптации

  В возрасте 2-3 лет дети очень восприимчивы к эмоциональному состоянию окружающих. Они очень подвержены так называемому «эффекту заражения»: если один начинает радостно скакать по группе, то как минимум, еще три «лошадки» будет рядом с ним. Основными чертами ребенка 2-3 лет являются открытость, честность и искренность. Он просто не умеет скрывать свои симпатии или антипатии к кому или чему бы то ни было. Чувства ребенка неустойчивы и противоречивы, а настроение подвержено частой смене.

Проведение игр требует от воспитателя знания и четкого выполнения следующих правил.https://catherineasquithgallery.com/uploads/posts/2021-03/1614691646_80-p-fon-s-ramkoi-dlya-detskogo-sada-89.png

          Правило 1. Первое, и самое важное, правило - добровольность участия в игре. Необходимо добиться того, чтобы ребенок захотел принять участие в предложенной игре. Заставляя, мы можем вызывать в малыше чувство протеста, а в этом случае эффекта от игры ожидать не стоит. В случае отказа от игры, дайте возможность ребенку посидеть в стороне, понаблюдать за действиями детей и воспитателя. Увидев, как играют другие, увлекшись, ребенок сам включается в игру.

          Правило 2. Взрослый должен стать непосредственным участником игры. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми он вовлекает их в игровую деятельность, делает ее важной и значимой для них. Он становится как бы центром притяжения в игре. Это особенно важно на первых этапах знакомства с новой игрой. В то же время взрослый организовывает и направляет игру.

          Правило 3. Многократное повторение игр, которое является необходимым условием развивающего эффекта. Воспитанники по-разному и в разном темпе принимают и усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают понимать ее содержание, лучше выполнять условия, которые создают игры для освоения и применения нового опыта.   

      Правило 4. Наглядный материал (определенные игрушки, различные предметы и т.д.) надо беречь, нельзя его превращать в обычный, всегда доступный. Во-первых, так он дольше сохранится, а во-вторых, этот материал долго останется для детей необычным.

         Правило 5. Взрослый не должен оценивать действия ребенка . Дайте ребенку возможность проявить, выразить себя, не загоняйте его в свои, даже самые лучшие, рамки. Он по-своему видит мир, у него есть свой взгляд на вещи, помогите ему выразить все это!

Среди методов, используемых при адаптации , игра является наиболее адекватной для коррекции трудностей ребенка . О.С. Карабанова[1] выделяет основные психологические механизмы воздействия игры:

В особых игровых условиях ребенок имеет возможность моделировать систему социальных отношений в наглядно-действенной форме, развивать ориентировку в них.

В условиях игры происходит постепенное преодоление познавательного и личностного эгоцентризма, благодаря чуму развивается самосознание ребенка приобретает опыт разрешения проблемных ситуаций.https://catherineasquithgallery.com/uploads/posts/2021-03/1614691646_80-p-fon-s-ramkoi-dlya-detskogo-sada-89.png

Наличие наряду с игровыми партнерских отношений создает в игре условия для позитивного личностного развития. В игре происходит поэтапное освоение, отработка, адекватных способов разрешения проблемных ситуаций.

На основе сознания и вербализации своих внутренних переживаний в игре ребенок получает возможность для осознания смысла проблемной ситуации и изменения  отношения к ней. Подчинение игровым правилам в контексте роли стимулирует формирование элементов регуляции поведения и деятельности ребенка.

Таким образом, раскрывается многофункциональность игровой деятельности, ее комплексное воздействие на развитие личности и поведения ребенка-дошкольника.    

Целью игр является :

- осознание собственных чувств и переживаний;

- развитие интереса к сверстникам;

- развития умения действовать согласованно.

Эти игры способствуют снятию эмоционального напряжения; снижению чувства страха; формированию выдержки, терпимому отношению к физическому контакту с другими людьми; развитию уверенности в себе.

Также используются игры, целью которых является развитие: слухового внимания, восприятия, речи, активного словаря, а также усвоение сенсорных эталонов и расширение кругозора.

Развитие эмоционального мира ребенка немыслимо без существования в нем игрушек. Именно они служат для него той средой, которая позволяет выражать свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя. Выбор игрушек самим ребенком внутренне обусловлен теми же эмоциональными модулями, что и выбор взрослыми друзей и любимых.

   Требования к играм, проводимым в адаптационный период

- они должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием;

- не должны быть слишком длительными (лучше играть с детьми по нескольку раз в день, но понемногу);

- должны использоваться копии реальных предметов, а не их заменители;

всем детям предлагаются одинаковые предметы;

- инициатором игры выступает взрослый.

Преимущества игры перед другими средствами.

- Позволяет маленькому ребенку ощутить себя всемогущим, не испытывать разочарования от того, что он мал и беспомощен, что должен исполнять чужие распоряжения;https://catherineasquithgallery.com/uploads/posts/2021-03/1614691646_80-p-fon-s-ramkoi-dlya-detskogo-sada-89.png

- Помогает познать окружающий мир, развить самоуважение, достичь успеха в собственных глазах;

- Развивает искусство общения;

- Помогает управлять своими чувствами;

- Дает возможность переживать массу эмоций.

3. Игровые методики социальной адаптации дошкольников:

        Чтобы период привыкания к детскому саду прошел быстрее и спокойнее, используются различные адаптационные методики и приемы. Прежде всего необходимо создать естественную стимулирующую среду, в которой ребенок чувствовал бы себя комфортно и безопасно, проявлял творческую активность, развивался, приобретал социальные навыки. Для этого используются следующие методики:

         3.1. Методика коррекции межличностных отношений.

  Опасность конфликтных отношений заключается в том, что явившиеся у ребенка отрицательные качества, в связи с особенностью раннего возраста, определяют все дальнейшее формирование личности. Они  могут обнаружиться и в новом коллективе, и даже в последующей деятельности, препятствуя развитию полноценных отношений с окружающими людьми, собственному мироощущению. Не всегда отношения детей друг с другом складываются благополучно. Одни сразу чувствуют себя хозяевами, другие очень скоро оказываются в подчинении у первых, третьи остаются вообще вне  игры, сверстники не принимают их, четвертые сами уходят от сверстников, предпочитая игру в одиночестве.

Изучение конфликтов в среде дошкольников показало, что независимо от особенностей такого конфликта ребенок не в состоянии разрешить его самостоятельно. Такие дети требуют к себе особого, индивидуального подхода, нуждаются в помощи взрослого. Поэтому для решения этой проблемы  используется игротерапия, где игра выступает в роли своеобразной сферы, в которой происходит налаживание отношений  ребенка с окружающим его миром и людьми. При коррекции учитывается необходимость изучения социальной ситуации развития ребенка, отношения со сверстниками; оказывается педагогическая помощь ребенку в налаживании его отношений с другими детьми.

Принципы игровой коррекции:

- безоговорочная симпатия к ребенку;https://catherineasquithgallery.com/uploads/posts/2021-03/1614691646_80-p-fon-s-ramkoi-dlya-detskogo-sada-89.png

- минимальное количество ограничений;

- активность ребенка.

4 . Методики проведения игр:

        4.1.        Методика проведения игр, направленных на сближение друг с другом и педагогом

Цель игр в период адаптации  — это не развитие и обучение ребенка, а эмоциональное общение, налаживание контакта между ребенком и взрослым.

При проведении игр следует соблюдать постепенность: не следует уже при первом знакомстве с ребенком использовать в играх телесный контакт .
Игры приводятся в такой последовательности:
-знакомство;
-игры с использованием игрушек и предметов;
-контакт руками;
-телесный контакт.
Кроме этого, игры, направленные на формирование общения, требуют
соблюдения нескольких условий:
- Во-первых, взрослый проявляет большую заинтересованность в игре, активно организует взаимодействие с ребенком, прилагает усилия, чтобы увлечь ребенка игрой;
- Во-вторых, взрослый сопровождает игровые действия комментариями, описывая словами все этапы игры.  Во многих играх используются стихотворения и потешки.
- В-третьих, взрослый делает всё, чтобы создать во время игры комфортную, теплую атмосферу.
- В-четвертых, взрослый внимательно следит за ходом игры, контролируя ее начало, продолжение и конец.
- В-пятых, эмоциональные игры, направленные на развитие общения со взрослым и установления с ним контакта, проводятся индивидуально (один взрослый — один ребенок).

Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Следует помнить, что во время игры нельзя ребенка ругать и критиковать за ошибки, надо лишь корректно указывать на них и не жалеть похвалы за каждое правильное действие.

ИГРА " Дай ручку!"
Ход игры: Педагог подходит к ребенку и протягивает ему руку.
—Давай здороваться. Дай ручку!
Чтобы не испугать малыша, не следует проявлять излишнюю напористость: не подходите слишком близко, слова обращения к ребенку произносите негромким, спокойным голосом. Чтобы общение было корректным, присядьте на корточки или детский стульчик — лучше, чтобы взрослый и ребенок находились на одном уровне, могли смотреть в лицо друг другу.


ИГРА "Привет! Пока!"
Ход игры: Педагог подходит к ребенку и машет рукой, здороваясь.
—Привет! Привет!
Затем предлагает ребенку ответить на приветствие.
—Давай здороваться. Помаши ручкой! Привет!
При прощании игра повторяется — педагог машет рукой.
—Пока! Пока!
Затем предлагает малышу попрощаться.
—Помаши ручкой на прощание. Пока!
Этот ритуал встречи-прощания следует повторять регулярно в начале и в конце занятия.
https://catherineasquithgallery.com/uploads/posts/2021-03/1614691646_80-p-fon-s-ramkoi-dlya-detskogo-sada-89.png

Постепенно ребенок станет проявлять больше инициативы, научится приветствовать педагога при встрече и прощании самостоятельно. Эта игра полезна тем, что учит правилам поведения между людьми.


Игра "Хлопаем в ладоши!"
Ход игры: Педагог хлопает в ладоши со словами:
—Хлопну я в ладоши, буду я хороший, Хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие!
Затем предлагает малышу похлопать в ладоши вместе с ним:
—Давай похлопаем в ладоши вместе.
Если малыш не повторяет действия педагога, а только смотрит, можно попробовать взять его ладони в свои и совершить хлопки ими. Но если ребенок сопротивляется, не следует настаивать, возможно, в следующий раз он проявит больше инициативы.

Игра "Лови мячик!"
Оборудование: небольшой резиновый мячик или пластмассовый шарик.
Ход игры: Педагог берет в руки мячик, предлагает ребенку поиграть с ним. Лучше организовать игру на полу: педагог и ребенок сидят напротив друг друга, широко расставив ноги, чтобы мячик не укатился мимо.
__Давай поиграем в мячик. Лови мячик!
Педагог катит мячик по направлению к малышу. Затем побуждает его катить мячик в обратном направлении, ловит мяч, эмоционально комментирует ход игры.
—Кати мячик! On! Поймала мячик!
Игра проводится в течение некоторого времени, прекратить игру следует при первом признаке усталости или потере интереса со стороны ребенка.


Игра "Петрушка"
Оборудование: кукла Петрушка.
Ход игры: Незаметно для ребенка педагог надевает на руку игрушку, затем начинает игру. Петрушка подходит к малышу, кланяется.
— Я Петрушка— веселая игрушка! Привет-привет!
Затем Петрушка предлагает малышу поздороваться, берет его руку в свои.
—Давай здороваться! Дай ручку!
После этого Петрушка выполняет различные действия: хлопает в ладоши, танцует и поет, предлагая ребенку повторить эти действия.
-Давай хлопать в ладошки — хлоп-хлоп-хлоп! А сейчас я песенку спою: ля-ля-ля! Ля-ля-ля!
Затем Петрушка прячется и появляется вновь. Игра заканчивается тем, что игрушка прощается и уходит.
 
Игра "Солнечный зайчик"
Оборудование: маленькое зеркальце в оправе (без острых краев).
Ход игры: Зеркало следует подготовить заранее. Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, педагог берет зеркало и ловит солнечный луч. При этом посредством комментария обращает внимание малыша на то, как солнечный «зайчик» прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т.д.
—Посмотри, на стене солнечный зайчик! Как он прыгает— прыг-скок!
Можно предложить ребенку дотронуться до светового пятна. Затем медленно отодвигать луч, предлагая ребенку поймать солнечного зайчика.
—Потрогай зайчика—вот так. Ой! Смотри: солнечный зайчик убегает — поймай зайчика! Какой шустрый зайчик, как далеко прыгает. А теперь он на потолке— не достать!
Если ребенку понравилась игра, можно предложить ему поменяться ролями — дайте ему зеркало, покажите, как поймать луч, как управлять движениями «зайчика».
Во время игры не забывайте комментировать все действия.
https://catherineasquithgallery.com/uploads/posts/2021-03/1614691646_80-p-fon-s-ramkoi-dlya-detskogo-sada-89.png


Игры направленные на сближение друг с другом и педагогом

Игра "Давайте познакомимся."
         Дети с педагогом становятся в круг. Ведущий держит мяч (для этой игры лучше использовать надувной мяч, так как, во-первых он легкий и неприятности при его ловле исключаются; во-вторых, он обычно яркий, красочный, что безусловно, привлекает малышей).
        Можно также использовать и раскрашенный воздушный шар, но здесь могут возникнуть сложности в его пересылке на большие расстояния. Ребенок называет свое имя и имя того, кому бросает мяч. Названный ребенок ловит мяч, называет имя и имя следующего участника игры. Здесь важно участие педагога, так как дети быстрее запоминают его  полное имя, и он может называть по имени тех детей, которых группа еще не запомнила.
        Обычно малыши с удовольствием играют в эту игру, но е можно и разнообразить: например. Вместо мяча передавать игрушку (самую красивую) или предложить детям приветствовать друг друга по имени.
Вариантов может быть множество.

 Игра "  Раздувайся, пузырь!"
        Дети с педагогом создают тесный кружок – это «сдутый» пузырь. Все начинают его «надувать»: наклонив головы вниз, дуют в кулачки,  составленные один под другим, как в дудочку. При каждом вдувании» делают шаг назад, будто пузырь немного увеличился. Затем все берутся за руки, идут по кругу  со словами:
                Раздувайся, пузырь, раздувайся большой,
Оставайся такой,  да не лопайся!
Получается большой растянутый круг. Затем ведущий (сначала педагог, а позже – кто-то из детей) говорит: «Хлоп!» - пузырь лопнул. Все должны разбежаться по комнате (разлетелись пузырьки).
https://catherineasquithgallery.com/uploads/posts/2021-03/1614691646_80-p-fon-s-ramkoi-dlya-detskogo-sada-89.png


Игра "Лови – лови!"
        Для проведения этой игры необходима палочка длиной 0,5-0,75см с прикрепленной к ней лентой, оканчивающейся легким мячиком (его можно сшить из кусочка яркой ткани, набив ватой или лоскутками).
Все становятся в круг, ведущий с палочкой – в центре (и опять сначала это будет педагог, а потом,  когда дети хорошо освоят эту игру, - ребенок).
«Лови – лови!» - говорит ведущий, подходя то к одному, то к другому ребенку. Задача участников игры – схватить мяч, который все время подлетает вверх, заставляя детей тянуться, подпрыгивать. Можно ловить мяч нескольким участникам одновременно.
        Педагогу необходимо учитывать, что игра очень возбуждает детей, может вызвать излишний шум в группе ее можно проводить на прогулке или после дневного сна, нельзя лишь запрещать детям веселиться от души.


Игра «Осенние листочки»
Цель: способствовать снятию эмоционального напряжения, взаимодействию детей
Оборудование: игрушка Гномик, осенние листочки из картона разных цветов, аудиозапись медленной музыки
Ход игры:
Воспитатель рассказывает детям, что сегодня к детям пришел маленький гномик и принес красивые листочки.
- Давайте назовем, какого цвета листочки.
- Гномик приглашает вас потанцевать с листочками.
Дети берут листочки и кружатся с ними под музыку.
- А хотите потанцевать с гномиком?
Воспитатель, держа гномика в руках, берет за руки одного ребенка и кружится с ним в паре. Так гномик «танцует» со всеми детьми по очереди.
Затем гномика помещают в центр, дети дарят ему листочки, встают в хоровод и идут под музыку вокруг гномика.
В заключение гномик благодарит малышей.
4.2.   Методика песочной игротерапииhttps://catherineasquithgallery.com/uploads/posts/2021-03/1614691646_80-p-fon-s-ramkoi-dlya-detskogo-sada-89.png

        В играх с песком проявляется естественная активность ребенка. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице.  Песок является прекрасным психопрофилактическим средством. Идея терапии с использованием песка была предложена швейцарским психологом и философом К.Г.Юнгом. Наблюдая за играми детей в песочнице, мы видим, как  положительно влияет песок на эмоциональное самочувствие, являясь прекрасным средством для развития и самореализации ребенка[13].

Все игры с песком условно можно разделить на три направления:

  -   обучающие (они облегчают процесс обучения ребенка);

  -   познавательные (с их помощью познается многогранность нашего  мира);

   - проективные (с их помощью осуществляется психологическая диагностика, коррекция и развитие ребенка).

На этапе адаптации ребенка используем обучающие игры, направленные на развитие тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики. Эти несложные упражнения доступны детям и способствуют стабилизации эмоционального состояния, что в высшей степени важно в первые дни пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Что нужно для реализации методики песочной терапии?

Кроме лопаток, формочек, совочков,  должны быть небольшие наборы игрушек и предметов. Песочница – прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если ребенок плохо говорит и не может сказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становиться возможным.

В процессе игр с песком легко решаются такие задачи, как развитие коммуникативных навыков.https://catherineasquithgallery.com/uploads/posts/2021-03/1614691646_80-p-fon-s-ramkoi-dlya-detskogo-sada-89.png

ИГРА Отпечатки наших рук.

        Поверхность песка ровная; песок влажный. Ребенок и педагог по очереди делают отпечатки кистей рук – то внутренней, то внешней сторонами. Необходимо слегка вдавливать руку в песок, прислушиваться к своим ощущениям) песок прохладный или теплый, сухой или мокрый, когда двигаем руками по песку – чувствуем маленькие песчинки).

 ВАРИАНТЫ РАЗЛИЧНЫХ УПРАЖНЕНИЙ :

- отпечатки кулачков, костяшек пальцев, задание – найти сходство со знакомыми предметами (цветок, солнышко, ежик);

- скользить ладонями по поверхности песка – зигзагообразные и круговые движения, задание – показать, как едет машина, ползет змея, карусель. Тоже, поставив ладонь ребром;

- шаги пальчиками, задание – «пройтись» поочередно каждым пальчиком правой и левой рук. Потом двумя руками одновременно;

- «игра на пианино», задание – «поиграть» пальцами по поверхности песка, как на пианино; движения мягкие, вверх – вниз, движется вся кисть);

- «следы невиданных зверей», задание – оставлять следы одновременно двумя пальцами, тремя, пятью. Фантазировать вместе: чьи следы, как выглядят, где живет данное животное и т.д.

Ценность этих игр в том, что наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности  и мелкой моторики ребенок говорит о своих ощущениях, развивает речь, произвольное внимание, память. Происходит формирование таких черт личности, как инициативность, самостоятельность, умение решать проблемы в игре.

5. Заключение.

Таким образом, адаптация, т.е. вхождение ребенка в новую для него среду и приспособление к ее условиям, является активным процессом, приводящим или к позитивным результатам (адаптированности, т.е. совокупности всех полезных изменений  организма и психики), или негативному (стрессу).

Адаптивные возможности ребенка раннего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание  в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.

https://catherineasquithgallery.com/uploads/posts/2021-03/1614691646_80-p-fon-s-ramkoi-dlya-detskogo-sada-89.png

Необходимым условием организации как совместных, так и индивидуальных игр является максимально доброжелательное отношение взрослого к детям и отсутствие отрицательной оценки их действий. В этом возрасте малыши очень чувствительны к поощрениям и порицаниям взрослого. Излишняя требовательность к ребенку может вызвать у него негативную реакцию, из – за чего малыш может отказаться принимать участие в игре. Взрослый должен лишь направлять детей на выполнение действия, но не требовать их полного повторения. И обязательно нужно хвалить детей за выполненное действие. В ходе игры следует как можно чаще ласково обращаться к малышам, делая акцент на том, как хорошо они играют вместе. Это способствует привлечению внимания детей друг к другу.

Поэтому игра является важным фактором социального развития ребенка : она способствует развитию навыков общения, умения понимать чувства и состояния других людей, способности к сопереживанию.

Уважаемые педагоги, опыт нашей работы показывает, что жизнь малыша в детском саду должна быть насыщенной в эмоциональной, познавательной, социальной сферах. Когда ребенку будет интересно, ему некогда будет скучать и вспоминать о доме, о маме. Признаком завершения периода адаптации является хорошее физическое и эмоциональное самочувствие ребенка, его увлеченная игра, доброжелательное отношение к воспитателю и сверстникам. А адаптационные игры помогут воспитателю умело переключить внимание плачущего малыша на интересное дело.

6. Список используемой литературы:

1. Алимовская В.Г. Ясли – это серьезно. – М., 1999.

2. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ. – М., 1991.

3. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М., 1991.

4. Ватутина Н.Д. «Ребенок поступает в детский сад». – М.: Просвещение, 1983.

5.Адаптация детей дошкольного возраста: проблемы и поиск решений. - Издательство « Учитель» 2016г

6. Социально – коммуникативное развитие дошкольников. – Издательство « Мозаика - Синтез» 2016г

7. Развитие общения детей со сверстниками. – Издательство « Мозаика - Синтез» 2008г

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр в период адаптации с детьми раннего возраста

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс.Адаптационные возможности ребенка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий пе...

Картотека игр в период адаптации с детьми раннего возраста.

Сгладить процесс адаптации малыша, впервые пришедшего в детский сад, поможет правильно организованная игровая деятельность, направленная на формирование эмоциональных контактов «ребенок – взрослый», «...

Картотека игр в период адаптации с детьми раннего возраста

Хорошим моментом для успешной адаптации ребенка к ДОУ является умение ребенка знакомиться с другими детьми, знание игр, умение предложить игру другому ребенку....

Картотека игр в период адаптации с детьми раннего возраста

Картотека дидактических игр для детей раннего возраста в период адаптации...

Картотека игр в период адаптации с детьми раннего возраста

Картотека игрв период адаптации с детьми раннего возраста...

Картотека игр в период адаптации с детьми раннего возраста

Материал предназначен для воспитателей групп раннего возраста. Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю....

Методическая разработка : "Применение современных игровых технологий в работе педагогов с детьми раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ

Одной из базовых ценностей ФГОС ДО является поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого ребенка. Поэтому, одной из приоритетных задач дошкольного образования является успешная адаптация...