Проект нравственно- патриотическое воспитание "Моя семья"
презентация к уроку (средняя группа)
Продолжать формировать у детей понятие «семья»; осуществлять взаимодействие ДОУ и семьи через приобщение к народным и семейным традициям;
создать условия для накопления опыта интеллектуальной и творческой деятельности через самостоятельное исследование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_-_moya_semya_srednyaya_gruppa.docx | 40.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
нравственно-патриотическое воспитание
«Моя семья»
Проект «Моя семья» средняя группа
Пояснительная записка
Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая "малая Родина". Откуда я родом? Вопрос с виду простой, но на самом деле имеет очень глубокий смысл. Интерес к своему прошлому, своим корням, знанию того, откуда ты родом – это в крови у каждого нормального человека. Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.
Актуальность проекта
Содержание нравственного-патриотического воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье, уважительного отношения к своим родителям. В содержание программы дошкольного воспитания «Радуга» включен цикл занятий «Моя семья». Вместе с тем следует отметить, что объём знаний по данной теме ограничен. В программном содержание нет материала, касающимся прошлого семьи ребёнка. В связи с чем мало кто из детей знает историю создания семьи, свою родословную. Уходят в прошлое семейные праздники и традиции. С целью изучения семьи, установления контакта с её членами, ля согласования воспитательных воздействий на ребёнка появилась идея создать проект «Моя семья», которая помогает детям понять значимость семьи, воспитать у детей любовь и уважение к её членам, прививать чувство привязанности к семье и дому.
Знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной, русских и семейных традиций и обычаев – основное содержание этой работы. Чувство любви к Родине зарождается в семье. А семья для ребёнка – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка.
Цель проекта:
Продолжать формировать у детей понятие «семья»; осуществлять взаимодействие ДОУ и семьи через приобщение к народным и семейным традициям;
создать условия для накопления опыта интеллектуальной и творческой деятельности через самостоятельное исследование.
Задачи:
1. Дать представление о понятиях: “род”, “родители”, “родословная”, “семья”, “родные”, “близкие”.
2. Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях.
3. Продолжать развивать познавательные способности у детей, активно включать их в творческо-поисковую деятельность.
4. Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь.
5. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях.
Предполагаемый результат:
- знание детьми информации о своей семье, о её членах;
- понимание детьми значимости семьи в их жизни;
- умение организовать сюжетно – ролевые игры на тему «Моя семья»;
- проявление каждым ребёнком заботы и уважения ко всем членам своей семьи;
- преобразование развивающей среды;
- оптимизация сотрудничества с родителями.
Возраст участников: дети 4-5 лет.
Тип проекта: краткосрочный.
Участники проекта: воспитатель, воспитанники группы 4-5 лет, родители.
Формы организации проекта:
1. Опрос детей.
2. НОД
3. Консультация «Генеалогическое древо»
4. Выставка «Мама, папа, я – дружная семья».
5. Выставка детских рисунков «Моя семья».
7. Сюжетно - ролевая игра «Семья», «Больница», «Магазин».
8. Родительское собрание «Нравственное воспитание в семье»
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный
Создание необходимых условий для реализации проекта
1. Донести до участников проекта важность и нужность данной темы.
2. Создать развивающую среду: подобрать материалы, игрушки, д/игры, атрибуты для игровой и театральной деятельности.
3. Подобрать иллюстрации, художественную литературу по теме, стихи, загадки, материалы для продуктивной деятельности.
4. Сделать подборку в папку – раскладушку «Семья».
5. Анкетирование родителей «Семейные традиции, праздники, увлечения».
6. Тематические беседы «Права и обязанности в семье», «Моё имя»,
II этап – основной (практический)
- Выставка «Генеалогическое древо семьи»
- Создание папки-передвижки «Семья»
- Выставка детских рисунков «Моя семья»
- Совместное изготовление детей с родителями сюжетно - ролевых игр «Семья», «Больница», «Магазин»
- Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме
- Чтение художественной литературы по теме «Семья»:
Е. Благинина «Посидим в тишине»,
Толстой «Бабушка и внучка»,
К. Чуковский «Мойдодыр», «Моя армия родная»,
р. н. с. «Гуси-лебеди», «Кукушка».
- Беседы: «На кого хочу быть похожим», «Любимый отдых моей семьи», «Семейные праздники», «Мои обязанности по дому», «О мужестве и храбрости», «За что я люблю маму».
- Ситуативный разговор: «Выходной день в моей семье», «Наше путешествие», «Наши любимые питомцы», «Как я помогаю дома»
- Тематическое занятие: «Моя семья».
- Художественно – эстетическая деятельность: Изготовление подарков к празднику 23 февраля, 8 марта.
- Сотворчество родителей и детей: «Мама, папа, я – счастливая семья» или «Незабываемый выходной».
- Мир семейных увлечений: Создание коллекций фантиков, салфеток, значков, открыток и т. д.
III этап-заключительный
- Обработка результатов по реализации проекта
- Родительское собрание «Нравственное воспитание в семье»
- Презентация проекта «Моя семья»
- Выпуск семейной газеты «Наша дружная семья».
- Выставка «Мир увлечений».
- Особенность нашего проекта, состоит в том, что вместе с семьей мы не только познаем, осваиваем новое, трудимся, но и работаем в одной команде “Воспитатели-дети-родители”, где родители становятся активными участниками жизни детей в детском саду.
Режим работы: во время и вне занятий.
Ожидаемые результаты проекта:
Дети: воспитание чувства гордости за свою семью и любви к её членам, расширение знаний детей о своей семье: о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек.
Родители: повышение педагогической культуры родителей, установить с ними доверительные и партнёрские отношения.
Методический продукт - «Презентация проекта «Моя семья»
Итоговый продукт – Вечер-досуг «Я и моя семья»
Приложение 1
Конспект родительского собрания «Нравственное воспитание в семье»
Цель:
• Развивать интерес родителей об образовательном процессе, содействовать взаимодействию педагогов и родителей.
• Заинтересовать родителей проблемой, приобщить родителей к развитию нравственности в условиях семьи.
Задачи:
Развивать стремление к педагогическому росту родителей;
Познакомить родителей задачами нравственного воспитания детей;
Вооружить родителей знаниями по вопросам нравственного воспитания, убедить в их целесообразности;
Оптимизировать детско- родительское взаимодействие;
Оборудование: конфедератка, мантия; большая книга «нравственности».
Предварительная работа: подготовка презентации и видео роликов;
Методы активизации родителей:
- обсуждение темы;
- слушание материала;
- анализ проводимых мероприятий в ДОУ;
Ход собрания:
Здравствуйте уважаемые родители!
Сегодня мы все с вами собрались, чтобы обсудить важную тему- нравственное воспитание.
Для начала мне бы хотелось с вами поздороваться, для этого встаньте в круг.
Игра на сплочение «Здравствуйте! »
Ведущий предлагает всем поздороваться со своим соседом способом, принятым в различных странах. При этом ведущий называет страну и форму приветствия:
В России принято пожимать друг другу руки (участники выполняют действия, названные ведущим) .
В Италии – горячо обниматься.
В Бразилии - хлопать друг друга по плечу.
В Зимбабве – трутся спинами.
В Македонии – здороваются локтями.
В Никарагуа – приветствуют друг друга плечами.
Данная игра снимает эмоциональное напряжение и располагает родителей к дальнейшему знакомству и общению.
«Давайте познакомимся»
Представляется первый участник, говорит, как его зовут, рассказывает о своей семье. И так далее по кругу.
Большое спасибо присаживайтесь.
Рассуждая мы часто говорим о нравственном и безнравственном в нашей жизни. Так что же мы вкладываем в это понятие - нравственность? Как Вы это понимаете?
(Ответы родителей, высказывание собственных мнений) .
- Да, действительно это любовь, красота, милосердие согревают нас подобно солнечным лучам, распускаются в наших сердцах подобно цветку, помогите нашему бутону распустится в цветок нравственности.
(Родители называют составляющие понятия нравственности, на слайде презентации распускается цветок) .
Чтобы окончательно разобраться с понятием, мы пригласили магистра нравственного воспитания.
Магистр:
- Слушая ваши высказывания, я поняла, что вы совершенно правы! Придя к вам, я конечно не забыл свою большую книгу нравственности, в которой содержатся следующие блоки нравственного воспитания:
Воспитание гуманности как качества личности (1 страница в книге) ;
Воспитание трудолюбия и желания трудится (2 страница в книге) ;
Воспитание коллективизма (3 страница в книге) ;
воспитание гражданственности и начал патриотизма (4 страница в книге) ;
- Большое спасибо за интересную лекцию.
И так, мы выяснили, что нравственное воспитание это - справедливость, милосердие, отзывчивость, сочувствие, доброта, уважение, ответственность, патриотизм, терпимость, то, что позволяет считать человека личностью, то есть отношения, существующие между людьми, и обязанности, которые вытекают из этих отношений.
Дошкольное детство – уникальный период в нравственном развитии личности. Существует мнение, что ребенок изначально любит свою мать, и нет необходимости развивать это чувство в нём. Недаром народная мудрость гласит: «Сердце матери лучше солнышка греет».
Сегодня мне бы хотелось заострить ваше внимание именно на гражданственном воспитании подрастающего поколения. В нашем детском саду работа по воспитанию любви к матери проводится с детьми всех возрастных групп, но особое место уделяется старшему дошкольному возрасту. Именно в этом возрасте у детей формируются нравственные основы личности. Во время общения с детьми, мы выявили, что у некоторых дошкольников достаточно ярко выражены чувства тревожности, и даже враждебности по отношению к своим родителям, проявляющиеся в высказываниях, поступках. Излишнее оберегание детей от «взрослых» проблем, эмоциональная «закрытость» родителей, не желание вести беседы, общаться, приводит к непониманию детьми их внутреннего состояния, а, следовательно, у ребенка не формируются эмпатийные чувства, что выражается в его полном безразличие к своим родителям и близким людям.
В своей работе мы попытались определить средства и методы, помогающие в воспитании духовно - нравственно ребенка - ребенка не только любящего своих родителей, и в первую очередь маму, но и умеющего любить действенно: проявить заботу, поддержать добрыми словами, сочувствием, конкретными делами.
От матери человек берет все прекрасное и самое чистое. Поэтому каждая мать должна помнить, что она главный педагог, главный воспитатель. От нее зависит будущее общества. Надо помнить, что ребенка в семье надо специально воспитывать, имея в виду, что он в будущем станет отцом или матерью.
Для этого мы организовали работу по приобщению детей к жизни своих мам, и приобщение мам к развитию нравственности своих детей. Для этого разработали ряд мероприятий:
• Беседы- обсуждения бытовых ситуаций на тему: «Почему мама грустит? » (просмотр роликов) ;
• Проведение праздников день матери (просмотр фото) ;
• Игры-упражнения: «Скажи ласково», «Найди свою маму», «Чья мама? » (просмотр ролика «Скажи ласково»).
• Конкурс: «В гостях у мастериц» (выставка) ;
Для Вас уважаемые мамочки мы приготовили список произведений художественной литературы, рекомендуемый для формирования начал нравственного сознания детей (раздача памяток) ;
А также папку с пословицами и дидактическими играми, которые можно организовать дома;
Становление духовности длительный и кропотливый процесс, и если все участники педагогического процесса вместе идут к поставленной цели, то наверняка цель будет реализована.
Входит ребенок читает стихотворение:
Мне мама приносит
Игpyшки, конфеты,
Hо мамy люблю я
Совсем не за это.
Веселые песни
Она напевает,
Hам скучно вдвоем
Никогда не бывает.
Я ей открываю
Свои все секреты.
Hо маму люблю я
Hе только за это.
Люблю свою мамy,
Скажy я вам прямо,
Hy просто за то,
Что она моя мама!
На этой прекрасной ноте мне хотелось бы закончить нашу беседу.
Желаем Вам успехов!
Приложение 2
Вечер-досуг для детей средней группы детского сада.
Тема: «Я и моя семья»
Цели: - расширить представления о семье, ориентироваться
в родственных отношениях, прививать любовь к близким людям;
- закрепить умения детей эмоционально рассказывать стихи о родных людях, активно участвовать в совместных с родителями играх, конкурсах ;
- воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.
Ход вечера – досуга:
Воспитатель:
Приветствует садик веселых гостей,
От теплых улыбок в нашем зале светлей.
Оставили папы сегодня работу.
И мамы забыли большие заботы,
Одевшись быстрее и, взяв малышей,
Пришли на наш праздник сегодня скорей.
И с гордостью каждый сможет сказать,
Что ближе семьи никого не сыскать!
Все мы в семье своей любим друг друга. Наши ребята об этом знают!
Ребенок:
Я люблю свою семью.
Маму, папу я люблю,
Люблю деда и бабусю,
И щенка и кошку Мусю!
Всех кого я так люблю -
Имеют право на семью.
Воспитатель:
Услышав такие стихи и признанья,
Не мог усидеть этот гость на диване!
Он к нам прибежал и ждет у дверей,
Давайте впустим его поскорей! (открывает дверь)
Домовенок Кузя: (вбегает)
- Нафаня! Где ты? Иди сюда! Здесь все такие хорошие!
Нафаня:
- А вот и я!
Везде где дружба и семья
Там ты и я, там ты и я!
Кузя:
Как начну конфеты есть,
У меня друзей не счесть.
А закончились конфеты
И друзей в помине нету.
За конфету каждый друг,
Так и рвет ее из рук!
Нафаня:
Это не настоящие друзья, Кузенька! Настоящие друзья так не поступают! Правда ребята?
Воспитатель:
Давайте расскажем Кузе какие мы друзья!
Инсценировка стихотворения (дети вместе с воспитателем) :
Воспитатель: В детском садике детишки — Все такие шалунишки!
На прогулку вышли дети.
Дети (по строчке) : Раз! — несется с горки Петя.
Два! — за ним летит Ванюша.
Три! — на карусели Ксюша.
А четыре! — в доме Коля.
Пять! — стоит с ведерком Оля.
Шесть! — с мячом играет Митя.
Семь! — с коня слезает Витя.
Восемь! — с куклою Наташа.
Девять! — рядом скачет Маша.
Десять! — по дорожке Федя
Едет на велосипеде.
Воспитатель: А теперь наоборот:
Дети: Десять! — на велосипеде
По дорожке едет Федя!
Девять! — бойко скачет Маша.
Восемь! — c куклою Наташа.
Семь! — с коня слезает Витя.
Шесть! — бросает мячик Митя.
Пять! — ведерком машет Оля.
А четыре! — в доме Коля.
Три! — на карусели Ксюша.
Два! — с горы летит Ванюша.
Раз! — внизу хохочет Петя.
Вместе: Нет дружней ребят на свете!
Кузя:
Да! Весело у вас! Я рад, что не ошибся и пришел к вам в гости! Вы, я слышал, говорили, что своих мам, пап, бабушек и дедушек, сестренок и братишек любите? (Да)
Во всем им помогаете и их не обижаете! (Да)
Воспитатель:
Конечно, Кузенька! Хочешь проверить?
Кузя:
А вот и проверю! Нафаня, где моя «шкатулка добрых дел»?
Нафаня:
Это ты верно придумал! Вот вам ребята корзинка. Она не простая! Подарками к концу нашей встречи наполнится! Но только если вы будете ее передавать друг другу, и каждый в это время доброе дело скажет!
Воспитатель:
Собрались все дети в круг.
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся.
И друг другу улыбнемся! (дети становятся в круг, берутся за руки, улыбаются друг другу)
Игра «Корзина добрых дел»
Дети становятся в круг вокруг корзины. По очереди передают корзину, называя доброе дело: мою посуду, поливаю цветы, заправляю кровать… (Во время игры звучит спокойная музыка)
Кузя и Нафаня: (заглядывая в корзинку)
Вот это да! От такого количества добрых дел, наверное, целая корзинка подарков получится! Давайте поставим ее вот сюда – в уголок, накроем и подождем немного! Пока «поспеет»!
Воспитатель:
А наши дети еще интересную игру знают! Хотите посмотреть?
Игра «Скажи ласково» (Игра с мячом)
В семье друг друга называют ласково, нежно, потому что друг друга любят. Как можно назвать ласково? (Воспитатель называет первое слово, дети продолжают.) (Дочь – доченька, дочурка. Сын — сынок, сыночек. Папа — папочка, папенька. Дед – дедушка, дедуля. Мама — мамочка, мамуля. Сестра-сестрёнка. Ит. д.) В игру можно пригласить родителей.
Нафаня:
Что-то ваши гости засиделись! Надо их повеселить!
Воспитатель:
Это мы запросто! Наши ребята знают веселые частушки! Споем, ребята?
Частушки
1. Мы картину нашей маме
С братом рисовали,
А для яркости помаду,
Да и тени взяли.
2. Весь день о папе я сегодня
Думала, мечтала,
А когда он в сад пришел
Его поцеловала!
3. Закопченую кастрюлю
Юля чистила песком.
Три часа под душем Юлю
Мыла бабушка потом.
4. Мой дедуля дорогой,
Ох, горжусь же я тобой!
Но признаюсь по секрету:
Съел вчера твою конфету!
5. Мы частушки петь кончаем,
Всей семье мы обещаем:
Будем добрыми расти,
Хорошо себя вести!
Кузя:
Замечательные частушки!
А вот как вы всей семьей умеете в конкурсах побеждать!
Посмотрю на ваши лица, с кем здесь можно подружиться?
(вызывает 2 семьи (2мамы, 2папы, 2ребенка) – 2 команды для конкурса)
Конкурс «Бег в обручах»
Вся семья становится в обруч, и проделывает «путь с препятствиями» (кегли, кубики, бег змейкой по скакалке). Выигрывает та семья, которая быстрее справилась с заданием.
Конкурс - игра «Составь семью из картинок»
Двум семьям предлагаются картинки, на которых изображены дети, взрослые, разного возраста, домашние животные. Кто быстрее соберет свою семью.
Воспитатель:
А теперь конкурс для всех мам, который называется «Моя мама». Зачитываются детские зарисовки на тему «Моя мама». Мамы узнают, которая зарисовка соответствует ей. Например: «Моя мамочка называет меня «солнышко». Каждый вечер целует меня в ушко и кладет на подушку мою любимую игрушку. У нее есть любимое голубое платье и синие бусы».
Воспитатель:
А еще наши дети знают стихи о родных и близких людях. Сейчас они их нам расскажут.
1. Стихи про папу
Ты сильный и смелый,
И самый большой,
Ругаешь — по делу,
И хвалишь – с душой!
Я рядом шагаю,
За руку держусь!
Тебе подражаю,
Тобою горжусь.
2. Про деда
Мой дедуля дорогой,
Мы гордимся все тобой!
И скажу я по секрету:
Лучше нет на свете деда!
3. Про бабушку
Мы с бабулей очень дружим.
Мы друг другу помогаем.
Мне она готовит ужин,
Для неё я всё съедаю.
4. Про мамочку
Мама любит и жалеет.
Мама понимает.
Мама всё моя умеет,
Всё на свете знает!
- Почему кусают осы?
Спрашиваю прямо.
И на ВСЕ мои вопросы
отвечает мама.
5. Про брата
Я братом своим очень-очень горжусь.
И в этом всем с радостью вновь признаюсь!
Знакомы с рожденья и с детства дружны,
Поэтому очень друг другу нужны!
6. Про сестренку
У меня сестренка маленькая,
Такая славненькая!
Мама уходит – она не плачет -
Рядом со мною прыгает, скачет.
Конкурс для всех семей
Предлагается каждой семье построить дом из строительного материала сообща. (звучит спокойная музыка)
Итог.
Нафаня: (поучительно)
У нас у всех есть семья. У кого – то большая, у кого-то по меньше. Но в каждой семье вас любят и о вас заботятся. Вы — самые счастливые дети на свете.
РОДИТЕЛИ:
семья
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Кузя:
Смотрите! А в корзинке то, что-то появилось!
(достает большой пирог.)
Давайте вместе чай пить! С пирогами!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
формирование целостной картины мира (нравственно-патриотическое воспитание) "Семь Я" подготовительная группа
В обществе остро ощущается дефицит бережного и заботливого отношения друг к другу, добра и справедливости, чести и благородства. Необходимо убеждать детей в том, что только нравственность и этичность ...
Проект нравственно-патриотического направления «МОЯ СЕМЬЯ» в старшей группе.
Семья – это счастье, любовь и удача,Семья – это летом поездки на дачу.Семья – это праздник, семейные даты,Подарки, покупки, приятные траты.Рождение детей, первый шаг, первый лепет...
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Семь Я» младшая группа
в основе нравственно-патриотического воспитания ребенка лежит развитие его нравственных чувств. Любовь маленького ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке,...
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Семья на ладошке"
Академик Д. С. Лихачёв когда-то писал, что любовь к родному краю, своей стране начинается с любви к семье. Семья влияет на ребёнка, приобщает его к социуму.В раннем дошкольном возрасте у детей начинаю...
Проект по нравственно - патриотическому воспитанию "Семья"
формирование предпосылок нравственно-патриотического воспитания детей раннего возраста через знакомство с семьей....
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Семья на ладошке"
В раннем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения. Детям этого возраста свойственна большая эмоциональ...