Педагогический проект "Русская изба: Мудрость предков 3 D"
проект
Организация мобильного мини-музея "Русская изба: Мудрость предков 3D"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Педагогический проект "Русская изба: Мудрость предков" | 441.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 4 «Алёнка» комбинированного вида г.о.Звенигород
Педагогический проект
«Русская изба:
Мудрость предков 3 D»
В рамках реализации темы:
«Народная культура и традиции.
Дела давно минувших дней»
Автор и разработчик проекта:
Старший воспитатель
Банкова Наталья Алекандровна
г.Звенигород, 2018г.
Содержание
Введение:
Проблему духовно-нравственного воспитания необходимо решать уже в дошкольном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства. Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения — той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие.
Культура — это, прежде всего система ценностей, закрепленная в традициях. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по- новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству.
Чтобы ввести дошкольников в мир русской культуры, было решено создать проект «Русскую избу» с эффектом 3D технологий, здесь дети смогут не только увидеть некоторые вещи и предметы быта в объёме, но и осматривать их с разных сторон, пользоваться ими во время спектаклей и театрализованной деятельности. Также в нашей избе есть эффект присутствия некоторых птиц, животных и героев сказок как настоящих.
Детей надо воспитывать так, чтобы в будущем они сохранили то, что сберегли для них предки, были способны учиться у других народов тому, что пригодится им для успешного совместного проживания со всеми народами мира в мире и согласии на нашей огромной и в то же время такой маленькой планете Земля!
Данный проект позволяет окружить и наполнить жизнь всех его участников красотой и добротой, обеспечить историческую преемственность поколений.
Паспорт проекта
Тип проекта: творческий
Вид проекта: групповой
Продолжительность: долгосрочный
Дата реализации проекта: сентябрь 2018 г.
Участники: дети от 3 до 7 лет, воспитатели групп, музыкальный руководитель, старший воспитатель.
Условия реализации: детский сад.
Актуальность проекта
Педагогический проект «Русская изба: Мудрость предков 3 D», имеет хороший потенциал, способствующий возрождению многовековых традиций России. Он определяет новые, основанные на приобщении к истокам русской народной культуры, ориентиры в нравственно- патриотическом воспитании детей, что должно стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность.
Эффективность этого проекта определяется характером взаимодействия детей и взрослых, а также системой ценностей.
Музейно-педагогическая работа имеет хороший потенциал: образовательную среду, методический пакет, неиссякаемый интерес к познанию прошлого.
В основу положено система работы по приобретению знаний и ознакомлению детей с прошлым родного края, с основами русской народной культуры.
Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.
Программа проекта
Цель проекта: Сформировать интерес к познанию истории и культуры наших предков у детей дошкольного возраста.
Задачи:
-познакомить с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами;
-привлечь интерес к культуре русского народа через знакомство с обычаями, обрядами, праздниками, традициями, народным творчеством, искусством;
-способствовать общему развитию ребёнка, прививая ему любовь к Родине (русскому языку, культуре и природе);
-развивать творческие и познавательные способности детей с учётом их возрастных и психологических особенностей.
Предполагаемый результат:
Данный проект пополнит знания детей о культуре и быте предков, поможет прикоснуться к наследию прошлого русского народа, приобщит к разным видам национального искусства (архитектура, музыка, песня, танец, живопись).
Этапы реализации проекта:
1этап. Подготовительный:
- Изучение литературы по народной культуре и традициям.
- Диагностика знаний детей о русской культуре.
- Беседы с детьми о русском народном творчестве.
- Сбор материала для педагогического проекта.
2 этап. Реализация проекта:
- Совместная познавательно-исследовательская и творческая деятельность.
- Разучивание частушек, пословиц, поговорок, потешек, танцев, песен, русских народных игр.
- Организация предметно – развивающей среды.
3 этап. Заключительный.
Итоговые мероприятие:
-театральное творчество с использованием предметов «Русской избы», сказки придуманные детьми;
-презентационный видеоролик.
Планирование работы.
Материальное:
- Создание мини-музея «Русская изба»:
- Стол, лавки, печь, люлька, сундук (мебель);
- Самовар, чугунок, расписная деревянная посуда, чугунный утюг, ступа и т.д. (посуда);
- Коромысло, веретено, прялка, ухват и т.д. (предметы обихода).
Научно-методическое:
- Подбор и разработка планов, конспектов занятий и консультаций.
- Проведение с детьми экскурсий в мини-музей, занятий, бесед, народных игр, развлечений.
- Чтение русско-народных сказок;
- Заучивание потешек, закличек, поговорок, считалок.
Тематический план работы по проекту
Тема | Форма работы | Цель |
Знакомство с бытом русского народа, национальным костюмом. | Беседа «Русская изба»; | Сформировать представление об облике русской избы. Закрепить знания об элементах украшения избы (крыльцо, наличник, лобовая доска, ставни) |
Первое посещение мини-музея «Русская изба»; | Познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением; прививать детям культуру поведения в музее. | |
Чтение сказок «По щучьему веленью», «Гуси-лебеди», «Терёшечка», «Жихарка» | Развивать внимание, память детей, учить внимательно слушать и пересказывать сказки. | |
Музейное занятие «Русская печь» | Дать понятия, для чего нужна была печь раньше. Объяснить его функции. Формировать у детей познавательные качества. Обогащать словарный запас детей: печь, кирпичный, железный, кормилица. Воспитывать интерес к прошлому. | |
Музейное занятие «Посиделки у самовара» | Дать детям возможность взглянуть на чудо-самовар по-особому, научить понимать, уважать и любить культуру своей страны; | |
Знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками о русском народном быте и гостеприимстве. | Изучение малых фольклорных форм | |
Загадывание загадок о предметах крестьянского труда и быта. | Расширять и обогащать словарный запас детей. | |
Аппликация «Русская изба» | Закрепить знания детей о многообразии предметов домашнего обихода. | |
Занятие «Бабушкин сундучок» Рассматривание фотоальбома «Русский национальный костюм» | Ознакомление детей с русскими национальными костюмами: историей, внешним видом, назначением, изготовлением. Расширять словарь детей названиями одежды, ее элементами | |
Проведение русских народных игр. | Знакомство с русскими хороводными играми, с устным творчеством русского народа. Развивать образное восприятие хороводов. | |
Выставка детского творчества | ||
Традиции и обычаи русского народа | Беседа «Что такое обычай, обряд?» | Расширить представления детей о том, что такое обряд, обычай; обогатить словарь детей, развивать диалогическую речь. |
Фольклорное занятие «Традиции россиян. Русские народные праздники на Руси» | Познакомить с традиционными русскими народными праздниками. Прививать любовь к традициям своего народа, развивать понимание народных праздников. | |
Музейное занятие «Традиции русского гостеприимства» | Познакомить детей с русским обычаем – обычаем гостеприимства, хлебосольства. | |
Сюжетно-ролевая игра «Принимаем гостей» | Побуждать творчески воспроизводить в играх приём гостей. Совершенствовать умения самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. | |
Развлечение «Деревенские посиделки» | Приобщение детей к народной культуре через песенно-игровые традиции, обрядовые праздники. | |
Сюжетно-ролевая игра «Ярмарка» | Учить детей передавать обстановку уличной ярмарочной торговли. | |
Чтение русских народных сказок | Рассказать детям о том, что «народ сочинял сказки» и это тоже традиция русского народа. | |
Викторина «Народный фольклор» | Закрепить знания детей о народном фольклоре. | |
Итоговое мероприятие «Жили-были дед и баба», «В гости к дедушке и бабушке». |
Рекомендовано для работы воспитателям групп.
Познавательно – речевое развитие.
Познакомить детей с предметами быта, постройками, интерьером, одеждой наших предков, развивать словарь детей, воспитывать интерес к прошлому своего народа. Формировать у детей умение вести диалог с воспитателем, со сверстниками, быть доброжелательным с собеседником, воспитывать культуру речевого общения.
Беседы:
-«Русский народный костюм»
-«Гости в горнице»
-«Русская изба»
-Экскурсия в мини – музей «Русская изба»
Познавательное развитие
Расширять представления о народных традициях, обычаях, обрядах, о процессе изготовления народных игрушек, приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям (гостеприимство, хлебосольство, трудолюбие). Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине:
-о русской печи;
-о традициях русского чаепития;
-о русской матрешке;
-о дымковских игрушках;
-о деревянных ложках.
Рассматривание предметов домашнего обихода, кухонной утвари, народных костюмов.
Рассматривание иллюстраций, фотографий.
Заучивание пословиц, поговорок.
Дидактические, познавательные, пальчиковые игры.
-Д/и «В русской горнице»
-Д/и «Подбери головной убор к сарафану»
Чтение художественной литературы
Развивать литературную речь детей, интерес к русским народным сказкам. Развивать способность слушать литературные произведения в виде стихотворного текста, эмоционально реагировать на его содержание.
Рассказывание и рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам:
– «Заюшкина избушка», «Маша и медведь», « Три медведя», «Зимовье зверей», «Лиса и журавль», «Лиса и кувшин», «Сивка – бурка»
Чтение стихотворений:
-А.Богомазов «Как будто бы вернулся в детство я»
-Л.Мей «В низенькой светелке со створчатым окном»
Социально – личностное развитие.
Развивать игровую деятельность детей, умение действовать в соответствии с выбранной ролью, приобщить к элементарным общепринятым нормам и правилам. Побуждать детей включаться в совместную со взрослыми игровую ситуацию, воспитывать самостоятельность, активность, аккуратность, желание и умение работать в коллективе.
Сюжетно – ролевая игра:
«Встречаем гостей»
Игры – драматизации:
«Теремок», «Заюшкина избушка».
Участие в итоговом мероприятии: развлечение «Посиделки».
Труд
Развивать умения детей лепить изделия из теста, изготовлять посуду из бумаги и клейстера, изготовлять кукол из ниток, воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду окружающих людей и его результатам. Привлечь родителей к изготовлению кукол.
Ручной труд:
-Изготовление народных кукол «Мастерская старинных кукол» (куклы-закрутки)
-Изготовление хлебобулочных изделий «Игрушек – тестушек».
– Изготовление посуды из папье-маше.
Безопасность
Формировать представления детей об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них.
Беседы:
-«Огонь-друг, огонь-враг».
Художественно – эстетическое развитие
Развивать продуктивную деятельность детей, закрепить методы и приемы лепки из глины, аппликации из бумаги, росписи объемных изделий по дымковским, гжельским, городецким мотивам. Воспитывать интерес к народному творчеству.
Лепка:
– «Посуда», «Дымковские игрушки из глины»
Аппликация:
-«Русская изба»
Рисование:
-Роспись дымковских игрушек, матрешек, гжельской посуды, городецких подносов.
«Музыка»:
Приобщить детей к музыкальному искусству, умению обыгрывать песни, игре на ложках.
-Разучивание частушек.
-Слушание песни «Русская изба» Е.Птичкина, М.Пляцковского в исполнении М.Пахоменко.
-Обыгрывание песни «Где был Иванушка?»
-Разучивание танцев: «Кадриль», « Танец с ложками».
-Оркестр «Игра на ложках».
Создание условий для самостоятельной деятельности детей.
Книжный центр:
Рассказы и сказки: «Три медведя», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Сивка-бурка», «Зимовье зверей», «Лиса и кувшин», «Лиса и журавль», «Теремок».
Музыкальный уголок:
деревянные ложки, трещотки, погремушки, коробочки, колокольчики.
Центр сюжетно-ролевых игр: создание предметно – развивающей среды и совместное изготовление атрибутов.
«Встречаем гостей»- чайная посуда, самовар, изделия из соленого теста: баранки, сушки, крендели.
Центр продуктивной деятельности:
Материалы для рисования, лепки, художественного труда.
Взаимодействие с семьей
– Создание папки-передвижки «Как воспитать маленького патриота».
– Консультация «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».
– Изготовление макета «Русская изба».
– Сбор предметов для музея «Русская изба».
– Шитье костюмов, кукол (Хозяйка и Хозяин русской избы)
Ожидаемые результаты: Данный проект пополнит знания детей о культуре и быте предков, поможет прикоснуться к наследию прошлого русского народа, приобщит к разным видам национального искусства (архитектура, музыка, песня, танец, живопись).
- Используемая литература:
- В.С.Горичева, М.И.Нагибина «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина». Ярославль, «Академия развития», 1998- 190 с.
- Н.М.Калашникова «Народный костюм». Москва, «Сварог и К», 2002 – 374 с.
- М.Ю.Картушина «Русские народные праздники в детском саду». Москва, «Сфера», 2006 – 319 с.
- О.Л.Князева «Как жили люди на Руси». Санкт – Петербург, «Детство-Пресс», 1998 – 24 с.
- М.В.Короткова «Путешествие в историю русского быта». Москва, «Дрофа», 2003 – 256 с.
- И.Н.Котова, А.С.Котова «Русские обряды и традиции. Народная кукла». Санкт – Петербург, «Паритет», 2003 – 236 с.
- Л.С.Куприна, Т.А.Бударина и др. «Знакомство детей с русским народным творчеством». Санкт – Петербург, «Детство- Пресс», 2004 – 400 с.
- Г.В.Лунина «Воспитание детей на традициях русской культуры». Москва, «Элизе трейдинг», 2004 – 128 с.
- Л.В.Соколова, А.Ф.Некрылова «Воспитание ребенка в русских традициях». Москва, «Айрис-Пресс», 2003 – 196 с.
- Г.А.Лапшина «Календарные и народные праздники в детском саду». Выпуск 2. Волгоград, 2009-110с.
- И.А.Агапова, М.А.Давыдова «Детям о памятных датах и культурных ценностях России». Москва, 2014-160с.
- С.Н.Савушкин, Издательский Дом «Сфера образования» и Издательство «КАРАПУЗ» «Истоки патриотизма. Беседы с ребёнком». Москва, 2016.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"мудрость и культура наших предков в духовном развитии детей"
народное искусство обладает огромной силой эмоционального воздействия иявляется основой для формирования духовного мира человека и его нравственности...
"мудрость и культура наших предков в духовном развитии детей"
народное искусство обладает огромной силой эмоционального воздействия иявляется основой для формирования духовного мира человека и его нравственности...
История культуры предков "Русская изба"
Приобщение детей дошкольного возраста к истоком народной культуры...
Педагогический проект "Семейной мудрости начало"
Долгосрочный проект по социальному партнёрству с детской библиотекой...
"Русская изба - мудрость предков".
Презентация об основе жизни в деревне - русской избе. «Ах, какие хоромы!» — так часто говорим мы сейчас о просторной новой квартире или даче. Говорим, не задумываясь о смысле этого с...
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром " Как жили наши предки. Русская изба." для детей подготовительной группы.
Цель: приобщение детей к русской народной культуре, изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому.Задачи: способствовать формированию знаний о культуре, быте, обычаях русского народа....
Проект для детей старшего дошкольного возраста на тему : "Мудрость предков"
Данный проект нацелен на приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской и бурятской народной культуры через один из жанров устного народного творчества - загадку....