Педагогический проект "Русская изба: Мудрость предков 3 D"
проект

Банкова Наталья Александровна

Организация мобильного мини-музея "Русская изба: Мудрость предков 3D"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 4 «Алёнка» комбинированного вида г.о.Звенигород

C:\Users\usr\Desktop\ПРОЕКТЫ\2018-2019\Проект-Русская изба-2018\фото избы\P80904-104916.jpg

Педагогический проект

«Русская изба:

Мудрость предков 3 D»

В рамках  реализации  темы:

«Народная культура и традиции. 

Дела давно минувших дней»

        Автор и разработчик проекта:

Старший воспитатель

Банкова Наталья Алекандровна

                              

                                                             

        г.Звенигород, 2018г.

                                                          Содержание

Введение:  

Проблему духовно-нравственного воспитания необходимо решать уже в дошкольном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства.   Известно, что основой   духовно-нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения — той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие.

Культура — это, прежде всего система ценностей, закрепленная в традициях. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по- новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству.

Чтобы ввести дошкольников в мир русской культуры, было решено создать проект «Русскую избу» с эффектом  3D технологий,  здесь дети смогут не только увидеть некоторые вещи и предметы быта в объёме, но и осматривать их с разных сторон, пользоваться ими во время спектаклей и театрализованной деятельности. Также в нашей избе есть эффект присутствия некоторых птиц, животных и героев сказок как настоящих.

         Детей надо воспитывать так, чтобы в будущем они сохранили то, что сберегли для них предки, были способны учиться у других народов тому, что пригодится им для успешного совместного проживания со всеми народами мира в мире и согласии на нашей огромной и в то же время такой маленькой планете Земля!

         Данный проект позволяет окружить и наполнить жизнь всех его участников красотой и добротой, обеспечить историческую преемственность поколений.

Паспорт проекта

Тип проекта: творческий

Вид проекта: групповой

Продолжительность: долгосрочный

Дата реализации проекта: сентябрь 2018 г.

Участники: дети от 3 до 7 лет, воспитатели групп, музыкальный руководитель, старший воспитатель.

Условия реализации: детский сад.

                                             Актуальность проекта

Педагогический проект «Русская изба: Мудрость предков 3 D», имеет хороший потенциал, способствующий возрождению многовековых традиций России. Он определяет новые, основанные на приобщении к истокам русской народной культуры, ориентиры в нравственно- патриотическом воспитании детей, что должно стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность.

Эффективность этого проекта определяется характером взаимодействия детей и взрослых, а также системой ценностей.

Музейно-педагогическая работа имеет хороший потенциал: образовательную среду, методический пакет, неиссякаемый интерес к познанию прошлого.

В основу положено система работы по приобретению знаний и ознакомлению детей с прошлым родного края, с основами русской народной культуры.

Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных  переживаний.

                                                 Программа проекта

Цель проекта: Сформировать интерес к познанию истории и культуры наших предков у детей дошкольного возраста.

Задачи:    

-познакомить с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами;

-привлечь интерес к культуре русского народа через знакомство с обычаями, обрядами, праздниками, традициями, народным творчеством, искусством;

-способствовать общему развитию ребёнка, прививая ему любовь к Родине (русскому языку, культуре и природе);

-развивать творческие и познавательные способности детей с учётом их возрастных и психологических особенностей.

Предполагаемый результат:

Данный проект пополнит знания детей  о культуре и быте предков, поможет прикоснуться к наследию прошлого русского народа, приобщит к разным видам национального искусства (архитектура, музыка, песня, танец, живопись).

 

                                 Этапы реализации проекта:

          1этап. Подготовительный:

  1. Изучение литературы по народной культуре и традициям.
  2. Диагностика знаний детей о русской культуре.
  3. Беседы с детьми о русском народном творчестве.
  4. Сбор материала для педагогического проекта.

2 этап. Реализация проекта:

  1. Совместная познавательно-исследовательская и творческая деятельность.
  2. Разучивание частушек, пословиц, поговорок, потешек, танцев, песен, русских народных игр.
  3. Организация предметно – развивающей среды.

3 этап. Заключительный.

Итоговые мероприятие:

-театральное творчество с использованием предметов «Русской избы», сказки придуманные детьми;

-презентационный видеоролик.

 

                                     Планирование работы.

Материальное:

  1. Создание мини-музея «Русская изба»:
  • Стол, лавки, печь, люлька, сундук (мебель);
  • Самовар, чугунок, расписная деревянная посуда, чугунный утюг, ступа и т.д. (посуда);
  • Коромысло, веретено, прялка, ухват и т.д. (предметы обихода).

Научно-методическое: 

  1. Подбор и разработка планов, конспектов занятий и консультаций.
  2. Проведение с детьми экскурсий в мини-музей, занятий, бесед, народных игр, развлечений.
  3. Чтение русско-народных сказок;
  4.  Заучивание потешек, закличек, поговорок, считалок.

Тематический план работы по проекту

Тема

Форма работы

Цель

Знакомство с бытом русского народа, национальным костюмом.

Беседа «Русская изба»;

Сформировать представление об облике русской избы. Закрепить знания об элементах украшения избы (крыльцо, наличник, лобовая доска, ставни)

Первое посещение мини-музея «Русская изба»;

Познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением; прививать детям культуру поведения в музее.

Чтение сказок «По щучьему веленью», «Гуси-лебеди», «Терёшечка», «Жихарка»

Развивать внимание, память детей, учить внимательно слушать и пересказывать

сказки.

Музейное занятие «Русская печь»

Дать понятия, для чего нужна была печь раньше. Объяснить его функции. Формировать у детей познавательные качества. Обогащать словарный запас детей: печь, кирпичный, железный, кормилица. Воспитывать интерес к прошлому.

Музейное занятие «Посиделки у самовара»

Дать детям возможность взглянуть на чудо-самовар  по-особому, научить понимать, уважать и любить культуру своей  страны;

 Знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками о русском народном быте и гостеприимстве.

Изучение малых фольклорных форм

 Загадывание загадок о предметах крестьянского труда и быта.

Расширять и обогащать словарный запас детей.

Аппликация «Русская изба»

Закрепить знания детей о многообразии предметов домашнего обихода.

Занятие «Бабушкин сундучок»

Рассматривание фотоальбома «Русский национальный костюм»

Ознакомление детей с русскими национальными костюмами: историей, внешним видом, назначением, изготовлением. Расширять словарь детей названиями одежды, ее элементами

 Проведение русских народных игр.

Знакомство с русскими хороводными играми, с устным творчеством русского народа. Развивать образное восприятие хороводов.

Выставка детского творчества

Традиции и обычаи русского народа

Беседа «Что такое обычай, обряд?»

Расширить представления детей о том, что такое обряд, обычай; обогатить словарь детей, развивать диалогическую речь.

Фольклорное занятие «Традиции россиян. Русские народные праздники на Руси»

Познакомить с традиционными русскими народными праздниками. Прививать любовь к традициям своего народа, развивать понимание народных праздников.

Музейное занятие «Традиции русского гостеприимства»

Познакомить детей с русским обычаем – обычаем гостеприимства, хлебосольства.

Сюжетно-ролевая игра «Принимаем гостей»

Побуждать творчески воспроизводить в играх приём гостей. Совершенствовать умения самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку.

Развлечение «Деревенские посиделки»

Приобщение детей к народной культуре через песенно-игровые традиции, обрядовые праздники.

Сюжетно-ролевая игра «Ярмарка»

Учить детей передавать обстановку уличной ярмарочной торговли.

Чтение русских народных сказок

Рассказать детям о том, что «народ сочинял сказки» и это тоже традиция русского народа.

Викторина «Народный фольклор»

Закрепить знания детей о народном фольклоре.

Итоговое мероприятие

«Жили-были дед и баба», «В гости к дедушке и бабушке».

Рекомендовано для работы воспитателям групп.

Познавательно – речевое развитие.

Познакомить детей с  предметами быта, постройками, интерьером, одеждой наших предков, развивать словарь детей, воспитывать интерес к прошлому своего народа. Формировать у детей умение вести диалог с воспитателем, со сверстниками, быть доброжелательным с собеседником, воспитывать культуру речевого общения.

 

Беседы:

-«Русский народный костюм»

-«Гости в горнице»

-«Русская изба»

-Экскурсия в мини – музей «Русская изба»

 

Познавательное развитие

Расширять представления о народных традициях, обычаях, обрядах,  о процессе изготовления народных игрушек, приобщить детей  к общечеловеческим нравственным ценностям (гостеприимство, хлебосольство, трудолюбие). Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине:

-о русской печи;

-о традициях русского чаепития;

-о русской матрешке;

-о дымковских игрушках;

-о деревянных ложках.

Рассматривание предметов  домашнего обихода, кухонной утвари, народных костюмов.

Рассматривание иллюстраций, фотографий.

Заучивание пословиц, поговорок.

Дидактические, познавательные, пальчиковые игры.

-Д/и «В русской горнице»

-Д/и «Подбери головной убор к сарафану»

 

Чтение художественной литературы

Развивать литературную речь детей, интерес к русским народным сказкам. Развивать способность  слушать литературные произведения в виде стихотворного текста, эмоционально реагировать на его содержание.

Рассказывание и рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам:

– «Заюшкина избушка», «Маша и медведь», « Три медведя», «Зимовье зверей», «Лиса и журавль», «Лиса и кувшин», «Сивка – бурка»

Чтение стихотворений:

-А.Богомазов «Как будто бы вернулся в детство я»

-Л.Мей «В низенькой светелке со створчатым окном»

 

Социально – личностное развитие.

Развивать игровую деятельность детей, умение действовать в соответствии с выбранной ролью,  приобщить к элементарным общепринятым нормам и правилам. Побуждать детей включаться в совместную со взрослыми игровую ситуацию, воспитывать самостоятельность, активность, аккуратность, желание и умение работать в коллективе.

Сюжетно – ролевая  игра:

«Встречаем гостей»

Игры – драматизации:

«Теремок», «Заюшкина избушка».

Участие в итоговом мероприятии: развлечение «Посиделки».

 

Труд

Развивать умения детей лепить изделия из теста, изготовлять посуду из бумаги и клейстера, изготовлять кукол из ниток, воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду окружающих людей и его результатам. Привлечь родителей к изготовлению кукол.

Ручной труд:

-Изготовление народных кукол «Мастерская старинных кукол» (куклы-закрутки)

-Изготовление хлебобулочных изделий «Игрушек – тестушек».

– Изготовление посуды из папье-маше.

 

Безопасность

Формировать представления детей об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них.

Беседы:

-«Огонь-друг, огонь-враг».

 

Художественно – эстетическое развитие

Развивать продуктивную деятельность детей, закрепить методы и приемы лепки из глины, аппликации из бумаги, росписи объемных изделий по дымковским, гжельским, городецким мотивам.  Воспитывать интерес к народному творчеству.

Лепка:

– «Посуда», «Дымковские игрушки из глины»

Аппликация:

-«Русская изба»

Рисование:

-Роспись дымковских игрушек, матрешек, гжельской посуды, городецких подносов.

«Музыка»:

Приобщить детей к музыкальному искусству, умению обыгрывать песни, игре на ложках.

-Разучивание частушек.

-Слушание песни «Русская изба» Е.Птичкина, М.Пляцковского в исполнении М.Пахоменко.

-Обыгрывание песни «Где был Иванушка?»

-Разучивание танцев: «Кадриль», « Танец с ложками».

-Оркестр «Игра на ложках».

 

Создание условий для самостоятельной деятельности детей.

Книжный центр:

Рассказы и сказки: «Три медведя», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Сивка-бурка», «Зимовье зверей», «Лиса и кувшин», «Лиса и журавль», «Теремок».

Музыкальный уголок:

деревянные ложки, трещотки, погремушки, коробочки, колокольчики.

Центр сюжетно-ролевых игр: создание предметно – развивающей среды и совместное изготовление атрибутов.

«Встречаем гостей»- чайная посуда, самовар, изделия из соленого теста: баранки, сушки, крендели.

Центр продуктивной деятельности:

Материалы для рисования, лепки, художественного труда.

 

Взаимодействие с семьей

– Создание папки-передвижки «Как воспитать маленького патриота».

– Консультация «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».

– Изготовление макета «Русская изба».

– Сбор предметов для музея «Русская изба».

– Шитье костюмов, кукол (Хозяйка и Хозяин русской избы)

Ожидаемые результаты: Данный проект пополнит знания детей о культуре и быте предков, поможет прикоснуться к наследию прошлого русского народа, приобщит к разным видам национального искусства (архитектура, музыка, песня, танец, живопись).

 

  1. Используемая литература:

 

  1. В.С.Горичева, М.И.Нагибина «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина». Ярославль, «Академия развития», 1998- 190 с.
  2. Н.М.Калашникова «Народный костюм». Москва, «Сварог и К», 2002 – 374 с.
  3. М.Ю.Картушина «Русские народные праздники в детском саду». Москва, «Сфера», 2006 – 319 с.
  4. О.Л.Князева «Как жили люди на Руси». Санкт – Петербург, «Детство-Пресс», 1998 – 24 с.
  5. М.В.Короткова «Путешествие в историю русского быта». Москва, «Дрофа», 2003 – 256 с.
  6. И.Н.Котова, А.С.Котова «Русские обряды и традиции. Народная кукла». Санкт – Петербург, «Паритет», 2003 – 236 с.
  7. Л.С.Куприна, Т.А.Бударина и др. «Знакомство детей с русским народным творчеством». Санкт – Петербург, «Детство- Пресс», 2004 – 400 с.
  8. Г.В.Лунина «Воспитание детей на традициях русской культуры». Москва, «Элизе трейдинг», 2004 – 128 с.
  9. Л.В.Соколова, А.Ф.Некрылова «Воспитание ребенка в русских традициях». Москва, «Айрис-Пресс», 2003 – 196 с.
  10.  Г.А.Лапшина «Календарные и народные праздники в детском саду». Выпуск 2. Волгоград, 2009-110с.
  11. И.А.Агапова, М.А.Давыдова «Детям о памятных датах и культурных ценностях России». Москва, 2014-160с.
  12. С.Н.Савушкин, Издательский Дом «Сфера образования» и Издательство «КАРАПУЗ» «Истоки патриотизма. Беседы с ребёнком». Москва, 2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"мудрость и культура наших предков в духовном развитии детей"

народное искусство  обладает огромной силой эмоционального воздействия иявляется основой для формирования духовного мира человека и его нравственности...

"мудрость и культура наших предков в духовном развитии детей"

народное искусство  обладает огромной силой эмоционального воздействия иявляется основой для формирования духовного мира человека и его нравственности...

История культуры предков "Русская изба"

Приобщение детей дошкольного возраста к истоком народной культуры...

Педагогический проект "Семейной мудрости начало"

Долгосрочный проект по социальному партнёрству с детской библиотекой...

"Русская изба - мудрость предков".

Презентация об основе жизни в деревне - русской избе. «Ах, какие хоромы!» — так часто говорим мы сейчас о просторной новой квартире или даче. Говорим, не задумываясь о смысле этого с...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром " Как жили наши предки. Русская изба." для детей подготовительной группы.

Цель: приобщение детей к русской народной культуре, изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому.Задачи: способствовать формированию знаний о культуре, быте, обычаях русского народа....

Проект для детей старшего дошкольного возраста на тему : "Мудрость предков"

Данный проект нацелен на приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской и бурятской народной культуры через один из жанров устного народного творчества - загадку....