«Использование приемов эйдетики в познавательном развитии дошкольников 5-7 лет с задержкой психического развития»
консультация по коррекционной педагогике
Дети воспринимают и запоминают информацию через мир образов. В первом случае основой для запоминания стал яркий образ, а во втором - навязанная взрослым информация. Первые 5-7 лет правое полушарие, ответственное за воображение, развивается у человека быстрее чем левое, ответственное за логическое и аналитическое мышление. Вот почему яркие образы такие важные в жизни детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Использование приемов эйдетики в познавательном развитии дошкольников 5-7 лет с задержкой психического развития»
Дети воспринимают и запоминают информацию через мир образов. В первом случае основой для запоминания стал яркий образ, а во втором - навязанная взрослым информация. Первые 5-7 лет правое полушарие, ответственное за воображение, развивается у человека быстрее чем левое, ответственное за логическое и аналитическое мышление. Вот почему яркие образы такие важные в жизни детей.
Как помочь ребенку запоминать необходимую информацию и вовремя вспоминать ее? Как пробуждать интерес, побуждать дошкольников к речевой активности, дарить ощущение успеха? На эти вопросы отвечает эйдетика. Что же это значит?
Эйдетика – это не только развитие внимания, воображения, памяти, различных видов мышления, но и способ подачи учебного материала. Она привлекает все анализаторы ребенка: позволяет не только увидеть, но и потрогать, услышать, попробовать, понюхать; подает новое через хорошо знакомые детям образы. В эйдетике утверждается, что не бывает плохой памяти, а мы просто часто не умеем ею пользоваться. А причина этого – недостаточно развитое ассоциативное мышление. Метод эйдетики построен на простых принципах:
- Воображение + положительные эмоции = усвоенная информация.
- Радостная, веселая атмосфера.
- Мобильность и доступность игрового материала.
- Разделение информации, в соответствии с особенностями каждого ребенка.
Правила использования эйдетики:
1. Каждая игра – это комплекс задач, которые ребенок выполняет с помощью картинок, игрушек, тактильных карточек, кубиков, кирпичиков и тому подобное.
2. Задачи даются ребенку в разных формах: в виде моделей, схем, плоскостного рисунка, письменных и устных инструкций.
3. Задачи размещены в порядке нарастания сложности, т. е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному.
4. Большинство игр не исчерпывается предложенными образцами, а позволяют детям составлять новые варианты заданий, заниматься творческой деятельностью.
5. Игры не совместимы с принуждением, создают атмосферу свободного и радостного творчества.
Игры следует повторять, ведь это – необходимое условие развивающего эффекта.
«Эйдетика» предлагает строить работу с детьми на основе:
- свободных ассоциаций, связанных с предметными образами;
- цветовых ассоциаций;
ассоциаций, связанных с геометрическими формами;
- тактильных ассоциаций;
- предметных ассоциаций;
- звуковых ассоциаций;
- вкусовых ассоциаций;
- обонятельных ассоциаций;
- графических ассоциаций;
Главный вопрос во время тренировки ассоциативного мышления звучит так: «О чем ты подумал?»
Игры со свободными ассоциациями связаны с предметными образами. Из самого названия «свободные ассоциации следует, что во время занятий нельзя использовать никаких предметных изображений. Поэтому на первом этапе работы нужна помощь педагога. Начинать надо так:
Педагог:
У меня есть цыпленок. О чем вы подумали?
Дети:
Я подумал про арбуз, потому что цыплята любит кушать семечки арбуза.
Я подумала о солнышке, потому что оно желтое, как цыплята.
На этом этапе занятий главное, чтобы дети учились обосновывать свой ассоциативный выбор.
Цветовые ассоциации. Для этого вида работы нужны карточки с нарисованными пятнами различных цветов, но не цветные изображения предметов или явлений.
Педагог дает ребенку или же показывает всей группе картинку с пятном определенного цвета. Задача каждого – выбрать среди картинок разных предметов именно то, изображение которой у него ассоциируется с заданным цветом. Ребенок обязательно должен обосновать ответ. Например:
Вот красный цвет. О чем вы подумали?
Дети.
Я подумал про машину, потому что она должна останавливаться на красный свет.
Я подумал о помидоре, потому что он, когда созреет, становится красного цвета.
Я подумала о зайчике; он грыз красное яблоко.
Можно изменить ход игры: наоборот, предлагайте ряд предметных изображений и записывайте: «О каком цвете вы подумали? Почему?»
Ассоциации, связанные с геометрическими фигурами. Для этого вида работы вам понадобятся картинки с изображениями геометрических фигур и различных предметов. Вопросы задавайте аналогично: «У меня есть круг. О каких предметах вы подумали?»
Тактильные ассоциации. Для этого вида работы нужно иметь набор тактильных картинок, которые предложил профессор, доктор педагогических наук Игорь Матюгин. Основная идея этих карт заключается в том, что каждая из них имеет свою фактуру: мех, наждачная бумага, фланель, веревка, палочки, капельки воска, велюр...К коллекции можно добавить карточку с пуговицами, гречкой, кусками проволоки, с дерматиновым покрытием. Принципы работы остаются такими же, как и в предыдущих видах работы: «О чем ты подумал, прикоснувшись к этой картинка?» (я подумал про зайчика, потому что он пушистый…)
Предметные ассоциации. Этот вид ассоциации предусматривает установление связей предметов или между собой, или с их признаками. Для использования этого приема вам нужно иметь набор разных предметов: ниточку, палочку, трубочку, бумажку, кусок ткани, шишку, каштан, камушек, ракушку, монетку, пуговицу. Педагог берет нитку: говорит: «Длинное и гибкое». О чем вы подумали? Или вы держите монетку и говорите: «Круглое и железное». О чем вы подумали? (банка, ее закрывают крышкой...)
Игры по методу частичного показа. Для этой игры изготовлен домик с окошком (размер окошка соответствует размеру картинки). В окошке есть ставни.
Звуковые ассоциации. В эйдетике применяются аудио записи различных звуков и шумов. Можно создать целую коллекцию звуков, распределив по разным группам: бытовые шумы, звуки природы, музыкальные звуки, звуки улицы и тому подобное. Еще есть второй способ использования звуков. Нужно сделать мешочки и положить в них различные предметы, порождающих звуки. Например: в один мешочек положите бумагу, в другой-монеты, в другие – коробочку с пластмассовыми шариками, камешками, фасолью и тому подобное. Ставим перед ребенком на наборном полотне ряд предметных картинок (книга, лук, еж, листок) и с помощью звукового мешочка с целлофановой бумагой предлагаем выбранный звук, после чего спрашиваем: «О чем ты подумал, услышав этот звук?» (я подумал о книге, потому что, когда ее листают, страницы шуршат). Не стоит отгадывать, что находится в мешочках, важно создавать ассоциативные образы звуков. Кроме того, нужно подготовить стакан с водой, трубочку, дудочку, свисток, музыкальный молоток. Предлагайте звук, например, звон монеток спросите: «О чем вы подумали, услышав этот звук?» Старайтесь прятать за ладонью эти источники звуков, которые не можно положить в мешочек: ножницы, дудочку, стакан с водой
Вкусовые ассоциации. Пожалуй, не найдется ни одного педагога, который бы не играл с детьми в игру «Отгадай на вкус». Но эйдетика не предусматривает угадывать. Вопрос будет такой же, как раньше: «О чем вы подумали?» Для детей старшего возраста можно использовать комбинации сладкое и горячее, соленое и холодное. По желанию можно дать еще тактильно-вкусовые ощущения: хрустящий, сочный, твердый, жидкий и т. п. Обонятельные ассоциации. Обонятельный анализатор – это, пожалуй, самый маленький из всех названных. Поэтому привлекая его к работе, нужно быть особенно осторожным, поскольку способность воспринимать различные ароматы еще недостаточно изучена. Можно использовать обонятельные коробочки с разными ароматами: духов, мятным ароматом, ароматов трав, специй.
Для развития ассоциативного мышления используют друдлы — это загадка–головоломка; рисунок, о котором невозможно четко сказать, что это такое. Так круг дети могут превратить в солнышко, цветочек, яблоко, очки. Друдлы понадобятся на любом занятии. Например: помогут вспомнить животных, овощи, фрукты, транспорт, растения и т.д. Когда показываете друдл, поворачивайте его под разными углами, чтобы дети увидели как можно больше ракурсов этого изображения, чтобы использовать больше резервов выбранного друдла. Использование друдл способствует развитию ассоциативного и дивергентного мышления, памяти, учит находить нестандартные подходы к разнообразным задачам. Работу с друдлами стоит начать со второго полугодия младшей группы. На начальных этапах этой работы применяют предметные изображения, которые легко ассоциируются с предложенным друдлом. На этом этапе используют друдлы и параллельно к ним картинки с изображением радуги, скакалки, ведра с ручкой, платочка, что схожие по форме с этими друдлами. Когда дети начинают легко подбирать картинки к друдлам, работу усложняют. В практической работе используют дудлы отдельно или включают их в игры. Например, предлагают составить рассказ по серии друдл, которые дети подбирают самостоятельно и выкладывают их в определенной последовательности, а затем придумывают по ним рассказ.
Использование этих и других приемов эйдетики в ежедневной работе учителя-дефектолога и воспитателя является чрезвычайно эффективным, к тому же, интересным способом саморазвития и формирования мышления, памяти, речи, креативности у дошкольников, особенно у детей с задержкой психического развития. Она позволяет активно запоминать и быстро воспроизводить любые детали. Она привлекает все анализаторы ребенка: позволяет не только увидеть, но и потрогать, услышать, попробовать, понюхать; подает новое через хорошо знакомые детям образы!
Список литературы:
1. И. Матюгин «Как развить внимание и память вашего ребёнка», М.: Дрофа, 2010.
2.Каменская В.Г., Мельникова И.Е. Психология развития: общие и специальные вопросы: учеб. пособие СПб.: Детство-Пресс, 2008.
3.Агеев В.Н. Семиотика. – М.: Издательство «Весь Мир», 2002
4.Козлова, С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика; С.А. Козлова, - М.: Академия, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие математических представлений у детей с задержкой психического развития с использованием нетрадиционных технологий методов и приемов
Р В статье представлены материалы по системе работы с детьми дошкольного возраста с песком и водой, тканевыми модулями направленные на обучение и закрепление детьми математических представ...
непосредственно- образовательная деятельность по познавательному развитию в группе с детьми с задержкой психического развития.
данное занятие направлено на развитие патриотических чувств и любви к родине....
Интеллектуально-познавательный проект «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством использования универсального дидактического материала и игр»
Цель проекта - формирование и развитие сенсорных навыков у детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития....
«Комплекс игр на основе приемов сказкотерапии для детей дошкольного возраста (5-7 лет) с задержкой психического развития»
Сказочный мир, в котором живут чудеса, волшебство, тайны, всегда притягивает детей. Ребенок с радостью и энтузиазмом погружается в фантазийный мир, активно действует в нем, преобразуя и создавая...
Перспективный план по использованию приемов эйдетики в познавательно речевом развитии детей среднего возраста
Перспективный план по использованию приемов эйдетики в познавательно речевом развитии детей среднего возраста...
Перспективный план по использованию приемов эйдетики в познавательно речевом развитии детей старшего возраста
Перспективный план по использованию приемов эйдетики в познавательно речевом развитии детей старшего возраста...
Опыт работы на тему: «Использование приемов эйдетики в познавательно-речевом развитии дошкольников»
В настоящее время в своей образовательной деятельности с детьми столкнулась с тем, что желание получить большой объем знаний с каждым днем у дошкольников возрастает. В этом потоке информации очень сло...