Конспект НОД в подготовительной группе по образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» на тему: «В гостях у сказки»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Систематизировать знания детей о русском народном творчестве
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_gostyah_u_skazki_zanyatie.docx | 175.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Когалыма «Колокольчик»
Конспект НОД в подготовительной группе по образовательной области
«Социально – коммуникативное развитие»
на тему: «В гостях у сказки»
Составила:
воспитатель,
Попова О. Л.
г. Когалым 2016г.
Цель: Систематизировать знания детей о русском народном творчестве.
Образовательные задачи: вызвать желание узнавать сказку по заданию.
Развивающие задачи: обеспечить развитие свободного общения с взрослыми и детьми, способствовать развитию всех компонентов речевой деятельности.
Воспитательные задачи: формировать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству, приобщать к словесному искусству, способствовать формированию навыка договариваться между собой и действовать согласованно
Оздоровительные задачи: снятие мышечного и нервного напряжений (физ.минутки), обеспечить двигательную активность детей на протяжении всего занятия.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, музыкально-художественная, двигательная.
Методы: игровой, словесный, практический, наглядный.
Приемы: сюрпризный момент, рассказ, загадывание и отгадывание загадок, подвижные игры, драматизация отрывков из сказок.
Словарная работа: волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая.
Материал: маска медведя, маски-шапочки медведя, мышки, лягушки, волка, лисы, зайца, петуха, косынка, сундучок, картинки-раскраски, книга сказок, клубок ниток.
Предварительная работа: образовательная деятельность в ходе режимных моментов - чтение сказок: «Гуси-лебеди», «Маша и медведь», «Лиса и журавль», «Снегурочка», «Царевна-лягушка» и других сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, выставка книг-сказок, сказочных героев, волшебных сказочных предметов, рисование на темы сказок, изготовление вместе с родителями масок, пособий для инсценирования сказок
Ход НОД
1. Организационный момент.
Закличка (приглашаю детей подойти ко мне)
Тай, тай, налетай.
Поиграем мы в игру.
Всех принимаем,
Никого не обижаем!
Приветствие.
«Вот собрался наш кружок Рука другу, рука другу
Улыбнись скорей, дружок Передаём тепло по кругу».
Раз, два, три, четыре, пять
Вместе мы в кругу опять
Будем дружно мы играть
Будем сказки вспоминать.
- Я знаю, что вы любите игры, и мы с вами обязательно поиграем. Но хочу вам сказать, что нет ничего интереснее, чем русские народные сказки.
- Ребята, вы любите сказки! Я тоже их люблю. «Что за прелесть эти сказки!» В мире сказок очень много. Вы какие сказки знаете?
- Молодцы! Много сказок назвали.
- Смотрите, какая у меня красивая книга сказок. Хотите ее подержать? Но для этого вы должны будете сказать, какие сказки могут быть в этой книге.
Игра с книгой сказок , «Какая сказка?» (передача предмета по кругу из рук в руки слева направо)
(Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, веселые, мудрая….).
- Кто придумал эти сказки? С каким еще русским народным творчеством мы познакомились? Чем еще занимался русский народ? Что делал? Придумывал? (народные игрушки, потешки, песенки, подвижные игры)
- Какие народные игрушки вы знаете?
- В какие народные игры играли? («Бабка-Ёжка», «Яша», «Ручеек», «Золотые ворота», «У медведя во бору»).
- Верно. Это самая известная народная игра.
Сейчас я расскажу вам немного о ней. У нас на Руси много лесов. Взрослые да малые ребятушки любили ходить в лес по грибы да по ягоды. А там частенько можно было встретить медведя. Дети изображали встречу медведя с людьми в лесу. Так возникла игра «У медведя во бору». Давайте и мы поиграем в эту игру. (Маска)
Выбираем Медведя считалкой.
- Какую народную считалку знаете?
- А вы берите корзинки, лукошки, пойдемте в лес.
2.Игра «Сказка с дырками»
Приглашаю детей присесть на коврик.
Я зову скорей детей,
Приходите побыстрей
Будем с вами отдыхать
Сказки снова вспоминать.
- А как обычно начинаются сказки? (Жили-были… В некотором царстве, в некотором государстве… Однажды… Случилось это давным-давно…)
- А какими словами заканчиваются? (Стали жить – поживать да добра наживать… Вот и сказке конец… С тех пор у них мир да лад…)
Давайте вспомним ваши любимые сказки, и вы мне поможете их рассказать. Мы сейчас поиграем в игру " Сказки с дырками". Я буду читать сказку, а если что-то забуду, вы мне подскажите.
Чашки три и три постели.
Стульев тоже три, смотри,
И жильцов здесь, в самом деле
Проживает ровно: (три)
Как увидишь, сразу ясно:
В гости к ним ходить: (опасно)
Убегай, скорей, сестричка,
Из окна лети, как: (птичка)
Убежала. Молодец!
Значит сказке всей:(конец)
По слогам читает Федя:
Это сказка: ("Три медведя")
Нет ни речки, ни пруда –
Где воды напиться?
Очень вкусная (вода )–
В ямке от (копытца).
(Сестрица Аленушка и братец Иванушка)
Кто-то за кого-то ухватился цепко,
Ох, никак не вытянуть, ох, засела
(репка).
Но еще помощники скоро прибегут
Победит упрямицу дружный общий труд.
Мышка в погребе жила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабой (помогла).
("Репка")
По тропе шагая бодро,
Сами воду тащат (ведра).
Вымолвил словечко –
Покатилась (печка).
("По щучьему веленью".)
Пред волком не дрожал,
От медведя (убежал),
А лисице на зубок,
Все ж попался (колобок)
Физминутка.
- Ребята! А какую песню пел колобок?
Пальчиковая игра "Колобок"
Я, колобок, колобок! (катают в руках воображаемый колобок)
По сусекам скребен, (правой ладонью скребут по левой ладони)
По амбару метен, (имитируют подметание пола)
На сметане мешен, (делают круговые движения кистью правой руки)
В печку сажен, (показывают обе руки, вытянутые вперед)
На окошке стужен. (показывают руками окно)
Я от бабушки ушел, (перебирают средним и указательными пальцами правой руки по ладони левой)
Я от дедушки ушел.
Ритмическое упражнение.
- А чтобы Колобку было весело катиться по дорожке, давайте мы ему похлопаем в ладошки.
Ко-ло-бок, Ко-ло-бок, у тебя румяный бок.
(хлопки с проговариванием, хлопки без проговоривания)
- А какую потешку мы прохлопываем точно также? (Это народная потешка «Петушок»)
- Что значит «потешка»? Потешка может ободрить, утешить и развеселить ребенка практически в любой ситуации. Это такие короткие стишки для маленьких детей.
3. Игра-драматизация.
Где играют дружно,
Хлопают умело,
Там и сказке можно
Появиться смело.
- Смотрите, что у меня есть – волшебный клубок.
- Что в сказках делал волшебный клубок? (Показывал дорогу)
- И мой клубочек хочет показать нам дорогу к чему-то интересному. Пойдем за ним. (Клубок катится в приемную, там находим волшебный сундучок. В нем маски). Игра называется «Персонажи беседуют» (дети, используя маски, атрибуты ведут диалог героев сказок)
Платочек, маска медведя.
Медведь: Сяду на пенёк,
Съем пирожок!
Машенька:
Вижу, вижу!
Не садись на пенёк,
Не ешь пирожок!
Неси бабушке,
Неси дедушке!
Медведь (удивленно):
- Вот какая хитрая! Высоко сидит, далеко глядит!
Маски зайца и петуха:
Петух: Кукареку! О чем, зайчик, плачешь?
Заяц: Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная; попросилась она ко мне, да меня и выгнала.
Петух: Пойдем, я выгоню ее.
Заяц: Нет, не выгонишь! Собаки гнали — не выгнали, медведь гнал — не выгнал, бык гнал — не выгнал, и ты не выгонишь .
Петух: Нет, выгоню! Кукареку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Поди, лиса, вон!
Маска мышки и лягушки:
Лягушка: Терем-теремок! Кто в тереме живет?
Мышка: Я, мышка-норушка! А ты кто?
Лягушка: А я лягушка-квакушка.
Мышка: Иди ко мне жить!
Маска волка и лисы:
Волк: Здравствуй, кумушка!
Лиса: Здравствуй, куманек!
Волк: Дай мне рыбки!
Лиса: Налови сам, да и ешь.
Волк: Я не умею.
Лиса: Эка, ведь я же наловила; ты, куманек, ступай на реку, опусти хвост в прорубь - рыба сама на хвост нацепляется, да смотри, сиди подольше, а то не наловишь.
Лиса: Битый небитого везет, битый небитого везет.
Волк: Что ты, кумушка, говоришь?
Лиса: Я, куманек, говорю: битый битого везет.
Волк: Так, кумушка, так!..
- Спасибо, ребята! Молодцы!
Итог НОД:
- Вы у меня сегодня все молодцы! Вы самые лучшие знатоки и любители русских народных сказок, самые лучшие ценители!
- Что вам запомнилось из сегодняшнего занятия?
- Какие сказки вспоминали?
- В какую игру играли?
- Что вы можете сказать о сказках?
Читают дети:
В мире много сказок
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло,
Пусть добро навеки
Побеждает зло.
И пусть будет так! Смотрите, что еще есть в сундучке. (Достаю раскраски).
Это вам подарок за ваши знания сказок.
По игрушкам
Продолжаем вспоминать сказки..
Кто так говорит?
Сяду на пенек,
Съем пирожок.
«Маша и медведь»
Несу косу на плечи,
Хочу лису посечи,
Ступай, лиса, вон!
«Заюшкина избушка»
«Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла, она и попросилась ко мне жить, да меня и выгнала».
(Зайчик. «Заюшкина избушка»)
«Кто хлебал из моей чашки, и все выхлебал? »
(Мишутка. «Три медведя»)
«Миш, а Миш, ты спишь? »
(Маша. Из мультфильма «Маша и медведь»)
Девочка играла, братца потеряла
(«Гуси-лебеди»)
(Вкл. запись)
- Чья это песня? Из какой сказки?
- Как много вы сказок знаете. Умеете и по словам узнавать, и по музыке, узнаете и по картинкам.
Вы знаете, народные обычаи? Моя бабушка всегда их соблюдала, а особенно была гостеприимной, хлебосольной и щедрой. Как вы это понимаете? Что значит быть гостеприимной? Про кого можно сказать: что он щедрый и хлебосольный?
Внучка: И я не буду нарушать традиции и приглашаю вас всех на чашечку чая. У меня сегодня много гостей, и я всех приглашаю за хлебосольный стол.
Я для вас мои друзья,
Пирогов напекла.
Гостья: Вы хозяюшку потешьте,
Пирогов ее поешьте.
Не красна изба углами,
А красна пирогами.
(Приглашаем на чай с пирогами)
Рассказ о традиции гостеприимства.
Воспитатель: Это русский самовар. Самовар это предмет народного быта он предназначен для разогрева воды. О популярности чая надо сказать особо: недаром русские, конкурируя с англичанами, считают себя едва ли не самыми большими любителями чая в мире. Наши талантливые предки и тут проявили себя. Не удовлетворившись простым чайником, который использовали в других европейских странах, в Туле изобрели самовар.
Воспитатель: Несмотря на появление газа и электричества, самовар сохранился. Правда, в последние годы самовары делают, в основном, электрические (для использования в быту) или декоративные (для подарка в качестве русского сувенира). Однако если спросить своих друзей и знакомых, то окажется, что самовар есть почти в каждом доме или на даче. Дело в том, что чаепитие из самовара - это не просто трапеза, а особый ритуал, объединяющий людей за неспешным разговором. К чаю традиционно подают сушки, сухари, бублики, мелко колотый сахар, разные варенья. Говорят в народе Не красна изба углами, а красна пирогами.
Сверху пар, снизу пар –
Шипит наш русский самовар.
Милости просим на чашку чая!
Вот так мы живем:
Пряники жуем, чаем запиваем,
И всех в гости приглашаем
Чаепитие.
Звучит русская народная музыка.
Маска медведя
Магнитофон (запись )
Самовар
Чашки, блюдца (по количеству детей)
корзинки, хохломские миски.
Корзинки с конфетами, сушками,
Пряники тульские (порезать потом)
Скатерть
5. Возле леса на опушке
Там три стула, три подушки,
Три кровати и три кружки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(Три медведя)
6. Сидит в корзине девочка
У Мишки за спиной,
Он сам, того не ведая,
Несет ее домой.
Ну, отгадал загадку?
Тогда скорей ответь –
Названье этой сказки...
(Маша и медведь)
Молодцы, ребята! Все загадки разгадали. Хотите в сказку поиграть? Для этого надо заглянуть в волшебный сундучок.
(Из сундучка достаются маски: «мышка», «лягушка», «лисичка», «заяц», «медведь». Проводится музыкальная игра «Теремок». Детям надевают маски. Все остальные берутся за руки и образуют «Теремок». «Звери» находятся за кругом.
Исполняя песню, дети идут по кругу со словами «Вот по полю- полю». «Мышка» бегает за кругом. После того, как произносятся слова: «У дверей остановилась и пищит», все дети останавливаются.
После пения мышка вбегает в круг. Дети снова двигаются по кругу с пением, а за кругом теперь прыгает «лягушка». После пения «Кто-кто в теремочке живет? » «мышка» отвечает: «Я - мышка - норушка» и приглашает в теремок «лягушку». Таким образом, один за другим в кругу появляются и все остальные «звери». Когда же «медведь» лезет на крышу теремка, теремок разваливается. Игра заканчивается).
Ребята, я еще вам приготовила сюрприз. Загляну в сказочный сундучок. Что же у меня здесь находится? (Достает игрушку)
ИТОГ. А теперь давайте, все возьмемся за руки. Я хочу вас поблагодарить за то, что вы были со мной, что были послушными, внимательными, за то, что с вами было так интересно играть. Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к … (имя ребенка), от … к …, и т.д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть она вас не покидает и греет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД в подготовительной группе по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" "Если добрый ты- то всегда легко, а когда наоборот-плохо!"
Конспект НОД по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" в подготовительной группе "Если добрый ты-то всегда легко, а когда наоборот-плохо!"...
Конспект НОД в подготовительной группе по образовательной области «Социально - коммуникативное развитие»
Тема НОД: « Мальчики и Девочеки».Цель: создать условия для формирования гендерных представлений у детей подготовительной группы.Задачи: - расширять представление о сходстве и различии людей по п...
НОД в подготовительной группе по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» на тему: «Мы хотим быть артистами!».
НОД в подготовительной группе по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» на тему: «Мы хотим быть артистами!».Цели:-Формировать умений проводить элементарную инсц...
Конспект НОД для детей подготовительной группы по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" "Школа дорожных наук"
Цель совместной деятельности педагога с детьми - в игровой форме закрепить знания детей о полученных знаниях по правилам дорожного движения....
Конспект ОД в подготовительной группе по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» на тему: «Мы хотим быть артистами!».
конспект образовательной деятельности....
Конспект НОД в подготовительной группе по образовательной области «Социально - коммуникативное развитие»«Путешествие в страну Мальчиков и Девочек».
laquo;Путешествие в страну Мальчиков и Девочек».Цель: создать условия для формирования гендерных представлений у детей подготовительной группы.Задачи: - расширять представление о сходстве...
Конспект НОД в подготовительной группе по образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» в рамках тематической недели: «Неделя правил дорожного движения»
laquo;Знай и выполняй правила дорожного движения!»...