Экспериментальная деятельность "Мир камня"
опыты и эксперименты (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект по экспериментальной деятельности с детьми старшей ( разновозрастной)группы
на тему "Мир камня".
2018 год
Воспитатель :Куфтырева О.В.
Цель:
Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами.
Задачи:
Расширять познавательные способности детей посредством экспериментальной деятельности.
Развивать речевую активность детей .
Воспитывать любовь к родному краю.
Обратить на особености камней.Вместе с детьми классифицировать камни по признакам: размер, поверхность,температура, вес, плавучесть.
Развивать мышечную память . глазомер, логическкое мышление.Способствовать развитию этического вкуса. Побудить детей выражать словами тактильные ощущения. Закреплять знания работы с увеличительными приборами.Способствовать развитию слухового восприятия.
Нацелить детей на поисковую и творческую деятельность.
Воспитывать уважительное отношение к товарищам и воспитателю.
Демонстрационный и раздаточный материал.
- Фотографии, картины гор и горных ландшафтов.
- Сундучок ощущений.
- Набор схем – рисун
- Набор камней на каждого ребенка.
- Лупы.
- Стакан с водой, ложка.
- Большие подносы.
- Салфетки маленькие.
- Салфетки большие.
- Коробка с ячейками.
Предварительная работа.
Беседа с детьми о горах.Рассматривание картин с изображением Уральских гор, знакомство с названиями гор Уральского региона.(Уренга,Зигальга).
Чтение сказки П.П.Бажова “Каменный цветок”,»Серебрянное коптце».
Словарная работа. Жёсткий, плотный, шершавый, шероховатый.
Ход занятия
Дети заходят в зал и встают полукругом вокруг демонстрационного стола. На нём лежит ящик ощущений, внутри которого лежит один большой камень . Дети по очереди подходятящику. Просовывают руки двух сторон и ощупывают предмет. Делают вывод, что же лежит внутри?
Делают вывод: что это-Камень.
Воспитатель: Ребята, с чем мы будем делать опыты? Да, с камнями. Я прошу вас удобно садиться за столы. А сейчас внимательно посмотрим, какие нам нужны помощники для экспериментов?
(Воспитатель напоминает предназначение каждого предмета)
Воспитатель: А сейчас мы все с вами станем учеными и начнем наши опыты. Откройте свои салфетки и подвиньте к себе, поближе подносы. Самыми первыми работают наши глаза. Внимательно осмотри глазами все камни.
Опыт № 1. Определение цвета и формы.
Дети делятся наблюдениями, какого цвета у них камни (серый, коричневый, белый, красный, синий и т. д.).
Вывод: камни по цвету и форме бывают разные
Опыт № 2. Определение размера.
Воспитатель спрашивает: “Все камни одинакового размера?” – Нет. Найдите и покажите мне ваш самый большой камень, самый маленький, средний. Кто сделает важный вывод о размерах камней?
Вывод: камни бывают разных размеров. Для следующего опыта нам нужны будут очень чувствительные пальчики.
Опыт № 3. Определение характера поверхности.
Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая? (Дети делятся открытиями.) Воспитатель просит детей показать самый гладкий камень и самый шершавый.
Вывод: камень может быть гладким и шероховатым.
Опыт № 4. Рассматривание камней через лупу.
Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней мы воспользуемся лупами.
(Дети рассматривают все свои камни.)
Воспитатель спрашивает: «Что интересного вы увидели ребята?» (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т.д.). Молодцы, очень внимательные дети.
Ребята, у меня есть к вам интересное предложение на минуту стать весами. А что делают весами? Да, взвешивают.
Опыт № 5. Определение веса.
Дети по очереди держат камни в ладошках и определяют самый тяжелый и самый легкий камень.
Вывод: камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые.
Ребята, а сейчас положите ладошки на стол и быстренько на щеки. Стол какой? А щеки? Наша кожа может быстро определить температуру.
Опыт № 6: Определение температуры.
Сейчас у нас будет интереснейший, очень сложный опыт. Среди своих камней нужно найти самый теплый и самый холодный камень. Ребята, как и что вы будете делать? (Дети предлагают способы действий, проводят опыт. Воспитатель просит показать теплый, затем холодный камень и предлагает согреть холодный камень.)
Дыхательная гимнастика. Дети берут все камни, кладут их на ладони, делают вдох носом, а выдох через рот, губы трубочкой (3 раза).
Вывод: камни могут быть теплые и холодные.
Воспитатель спрашивает: “Ребята, как вы думаете, что будет с камнем, если положить его в воду? (Версии детей.) Почему вы так думаете? (Доводы детей.) А что нужно сделать, чтобы узнать правду – истину? (Предложения детей.)
Опыт № 7. Плавучесть.
Дети берут банку с водой и осторожно кладут один камень в воду. Наблюдают. Делятся результатом опыта. Воспитатель обращает внимание на дополнительные явления – по воде пошли круги, цвет камня изменился, стал более ярким.
Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные.
(Дети достают камень и вытирают маленькой салфеткой.)
Воспитатель: Ребята! Посмотрите, пожалуйста, на доску. У нас получилось необычное письмо о камнях. Письмо в рисунках и схемах. Кто хочет стать ученым, надеть шапку бакалавра и сделать важный вывод о свойствах камней? (Один ребенок делает вывод обо всех проделанных опытах.) Дети приводят рабочее место в порядок, воспитатель поощряет детей, предлагает пойти на экскурсию и посмотреть выставку камней.
Использованная литература:
- Н.А.Рыжова “Я и природа”, Москва 1996 г.
- Н.А.Рыжова “Экологическое образование в дошкольных учреждениях: теория и практика”, Москва 1999 г.
- Т.М.Бондаренко “Экологические занятия с детьми 6–7 лет”, Воронеж 2002 г.
- А.И.Иванова “Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду”, Москва 2007 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект экспериментальной деятельности "Удивительные камни"
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром.Тема "Удивительные камни"Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами....
Конспект НОД исследовательской и опытно - экспериментальной деятельности.Тема: "Камни и свойство камней".
Дать элементарные представления о камнях и их свойствах при помощи исследовательской и опытно - экспериментальной деятельности....
Конспект интегрированной экспериментальной деятельности «Ознакомление со свойствами камней»
В процессе интегрированной экспериментальной деятельности расширятся представления детей о свойствах камней, их использовании человеком ....
Открытое занятие по экспериментальной деятельности "Удивительные камни"
Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами. Задачи:Обучающие: обратить внимание на особенности камней. Вместе с детьми классифицировать камни по признакам: размер (большо...
Конспект по экспериментальной деятельности "Удивительные камни"
Конспект по экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста...
План-конспект экспериментальной деятельности в старшей группе "Удивительные камни"
Знакомство детей с разнообразием мира камней и их свойствами через опытническую деятельность...
Конспект по экспериментальной деятельности "Камни"
Поддерживать интерес к опытнической работе у детей старшего дошкольного возраста, развивать тактильные ощущения, умение делать выводы, отстаивать свою точку зрения поможет приведённый ниже консп...