Аналитический отчет
материал

Николаева Валентина Петровна

Анализ работы по использованию технологии "Клубный час"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiticheskiy_otchet_nikolaeva.docx35.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение детский сад №161

Аналитический отчет

Составила: воспитатель Николаева В. П.

Екатеринбург 2019г.

Введение

Тема социально – личностного развития остается актуальным в наше время. Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях, чем их предшественники. В настоящее время ребенку предстоит во многом самостоятельно определять тактику своего поведения в какой – либо ситуации. Современный ребенок, входящий в этот мир, должен быть уверенным в себе, успешным, умным, умеющим взаимодействовать со взрослыми, со сверстниками, в дальнейшем найти свое место в этой жизни. Поэтому эффективная социализация, то есть приобщение к общепринятым нормам, правилам, ценностям – одно из самых главных условий жизни ребенка в обществе.

Однако в настоящее время образование испытывает дефицит в современных  технологиях, касающихся развития личности. В большинстве случаев дети не готовы к реальной жизни, совершенно не приспособлены к жизни, недостаточно формируется способность разрешить проблемы в общении со сверстниками, а если формируется, и топрибегая к помощи взрослого, не воспитывается умение самостоятельно определяться в своих желаниях, то есть, одним словом, у ребенка дошкольного возраста не происходит развития социальных навыков.

Если проанализировать жизненную ситуацию современного дошкольника, то свободное общение детей занимает от 10% до 20% времени их жизнедеятельности. Конечно же, это происходит во время режимных моментов (прогулка, самостоятельная деятельность детей). Сложившаяся ситуация не позволяет эффективно развивать определенные личностные качества, которые формируются в разных ситуациях и разных формах активности, когда ребенку предоставляется возможность соотносить своё поведение с требованиями ситуации, ожиданиями других людей, актуализировать психологические резервы личности соответственно ситуации общения и межличностного взаимодействия.

Необходимо полностью изменить технологию образовательного процесса, где главная задача в любом виде деятельности – предоставление ребенку условий для социального развития.

За последние несколько лет появилось немало программ и методик социализации детей, где рассматриваются вопросы социальных навыков, знаний, умений и лишь единицы касаются изменения всей технологии жизни ребенка в ДОО.

Фундаментом развития социальных навыков у ребенка дошкольного возраста служит развитие саморегуляции поведения. Разнообразие видов деятельности, которые осваивает дошкольник, объединяет одно – в них формируется важнейшее личностное новообразование этого возраста – произвольная регуляция поведения и деятельности, способность к самоконтролю.

Исследователи Л. И. Божович, В. В. Давыдов, Т.В. Драгунова, И. В. Дубровина, А. В. Захарова, А. К. Маркова, Е. О. Смирнова, Д. И. Фельдштейн, Д. Б. Эльконин и многие другие отмечают, что к концу дошкольного возраста должны быть сформированы новообразования: произвольность, способность к саморегуляции. Одной из важных задач воспитания и развития в образовательном учреждении: научить ребёнка сознательному управлению своим поведением и формирование у него необходимых личностных качеств.

Под способностью к саморегуляции  понимается развитая способность, связанная с оценкой, организацией и накоплением личностного опыта, приобретаемого в процессе организации в совместной с педагогом деятельности. Она определяется возможностью постановки ребенком личностно значимых смыслов, целей, задач, планированием действий, самоконтролем и коррекцией результатов деятельности.

Механизмами развития саморегуляции поведения детей в дошкольных учреждениях являются:

  • создание развивающей трансформируемой среды как предметной, так и среды «Развивающего общения»;
  • трансляция всеми участниками образовательного процесса значимых образцов социального поведения;
  • регулярное проведение специально организованных мероприятий для развития саморегуляции поведения детей;
  • создание эффективной технологии включения родителей в совместную с детьми социально значимую деятельность;
  • разработка технологии создания коллектива единомышленников для овладения новыми методами саморегуляции поведения детей и взрослых.

Исходя из актуальности данной проблемы, возникло противоречие: между признанием необходимости повышения требований детских садов к интеллектуальному уровню дошкольников и недостаточной разработанностью технологий социально - личностного развития ребенка дошкольного возраста и организованностью педагогического процесса.

Цель – создание системы педагогических условий для социально-личностного развития детей  дошкольного возраста.

Объект – образовательный процесс, направленный на социально-личностное развитие детей дошкольного возраста.

Предмет – педагогические условия, обеспечивающие социально-личностное развитие дошкольников.

Гипотеза – процессразвития  дошкольников будет успешным, если будут реализованы следующие педагогические условия:

1. нормативно-правовое обеспечение;

2.  повышение собственной профессиональной компетентности;

3.создание предметно-пространственной среды;

4.обеспечение программно-дидактическим материалом;

5.  создание эмоционально-комфортной атмосферы обучения детей;

6.  разработка технологии овладения навыками всех видов деятельности.

Цель, объект, предмет и гипотеза определили постановку следующих задач:

- развивать социальную компетентность детей дошкольного  возраста посредством использования  технологии эффективной социализации;

- создать предметно-пространственную среду, обеспечивающую социально – личностное развитиедетей дошкольного  возраста;

- организация педагогической и просветительской работы с родителями

Аналитический отчет составлен в соответствии с действующими нормативно-правовыми документами и локальными актами:

1.        Конвенция ООН о защите прав человека и основных свобод (от 4 ноября

1950 года с изменениями и дополнениями);

  1. Конвенция о правах ребенка, 1989 г;

3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от29.12.2012 М273-ФЗ;

4.        Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации

(Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования";

5.        Постановление Главного государственного санитарного врача Российской

Федерации от 15 мая 2013 г, N 26 г. Москва "Об утверждении СанПиН

2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

6.        Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 февраля 2014 г. N 08-

249 "Комментарии к ФГОС дошкольного образования";

7.        Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26

августа 2010 г. N 761 н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" С изменениями и дополнениями от 31 мая 2011 г.;

8.        Устав МАДОУ детского сада №161.

Анализ педагогической деятельности за межаттестационный период

Так как наш детский сад работает по образовательной программе «Тропинки», я остановила свой выбор на технологии эффективной социализации  детей Н.П. Гришаевой, а именно решила в своей педагогической деятельности применить такую технологию, как клубный час.

Предлагаемая система социализации дошкольника включает девять технологий: клубный час, ежедневный круг рефлексии, ситуация месяца, заключительные праздники по «Ситуациям месяца», проблемная педагогическая ситуация, дети – волонтеры, социальные акции, волшебный телефон, технология включения родителей в педагогический процесс, развивающее общение. Данные технологии могут быть использованы как все вместе, так и каждая отдельно. Освоение данных технологий будет намного успешным, если выявлен интерес ребенка и если педагог проявит все желание и умение соблюдать правила работы по технологиям.

Рассмотрим особенности данной технологии Н. П. Гришаевой:

  1. Воспитанник учится своими силами добывать знания, приобретает положительный опыт проживания в различных ситуациях, ролях.
  2. У родителей воспитанников проявляется интерес к жизни ребенка, его внутреннему миру.
  3. Идет взаимосвязь всех участников процесса: детей, родителей, педагогов.

Дети самостоятельно ищут ответы на вопросы, проводят опыты, используют свой  опыт в решении той или иной задачи.

  1. У детей в полной степени формируются социальные навыки. Ребенку предоставлена возможность выбора и самоопределения, самими детьмиразработаны правила общения как со взрослыми, так и со сверстниками.

Клубный час – время, когда дети могут перемещаться по всему зданию (участку) детского сада, соблюдая определенные правила поведения, и по звонку колокольчика возвращаться в группу.

Цели клубного часа:

  • воспитывать у детей самостоятельность и ответственность;
  • учить детей ориентироваться в пространстве;
  • воспитывать дружеские отношения между детьми различного возраста, уважительное отношение к окружающим;
  • формировать умение проявлять инициативу в заботе об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания;
  • формировать умение планировать свои действия и оценивать их результаты;
  • учить детей вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу;
  • развивать стремление выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства;
  • формировать умение решать спорные вопросы и улаживать конфликты;
  • поощрять попытки ребенка осознанно делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями;
  • помогать приобретать жизненный опыт (смысловые образования), переживания, необходимые для самоопределения и саморегуляции.

Выделяются следующие типы клубного часа:

  • свободный (дети свободно передвигаются по всей территории детского сада и самостоятельно организуют разновозрастное общение по интересам без помощи взрослых);
  • тематический;
  • деятельностный (ребенок сам выбирает вид деятельности);
  • творческий;
  • группообразование (дети объединятся в группы);
  • квест (дети на территории участка или в помещении ищут по схеме какую – либо вещь);
  • музейный (дети собирают музейные экспонаты);
  • большая игра

Существуют правила поведения детей во время клубного часа:

  • «Говори «Здравстуйте» и «До свидания», когда входишь в другое помещение»;
  •  «Если взял игрушку поиграть – положи ее на место, когда уходишь»;
  • «Кто первый взял игрушку, тот в нее и играет»;
  • «Помогай проводить занятие, если оно проходит во время клубного часа»;
  • «Говори спокойно»;
  • «Ходи спокойно»;
  • «Возвращайся в группу по сигналу звонка»;
  • «Если не хочешь ходить в другие группы, то можно остаться в своей группе или вернуться в нее, если устал»

В начале мы познакомили родителей с новой технологией, рассказали о правилах поведения клубного часа.  Вместе с родителями мы выбрали темы, которые было бы интересно провести с воспитанниками. Были проведены клубные часы «Золотая осень», День космонавтики», «День туризма», «Безопасность».

Во время клубного часа «Золотая осень» дети показали спектакль «Муха - Цокотуха», вместе с родителями приготовили салат из фруктов, рисовали «Осенний натюрморт», играли в игру «Собери листья», на выставке рассматривали настоящие овощи, была проведена игра «Угадай на ощупь» (дети с закрытыми глазами узнавали овощ или фрукт), составляли рассказ по картинкам, рассматривали лэпбук «Витамины – наши друзья», собирали урожай в огороде на участке детского сада. После завершения клубного часа все  дети собирались в группе, садились полукругом, образуя рефлексивный круг, где делились своими впечатлениями. Я следила за тем, чтобы дети не перебивали друг друга и терпеливо ожидали своей очереди говорить. Обсуждались такие вопросы «Где ребенок был?», «Что тебе запомнилось?», «Хочешь ли ты еще туда пойти и почему?», «Планировал ли ты перед клубным часом куда – то пойти? Смог ли ты это осуществить и если нет, то почему?»,  «Удалось ли соблюдать правила, если нет, то почему?»

Во время клубного часа «День космонавтики» было проведено мероприятие «Космическое путешествие», рисование с элементами аппликации «Космонавт», эстафета, рассматривание иллюстраций, книг, конструирование ракеты.

Во время клубного часа «Безопасность» дети рассказывали о своих поделках, приготовленных совместно с родителями, рассказывали о дорожных знаках (что означает каждый знак), рассматривали иллюстрации, плакаты, играли в сюжетно – ролевые игры, рисовали знаки, пожарную машину, совместно с родителями изготовили светоотражающий значок.

Клубный час «День туризма» проходил на территории детского сада. Вначале детям дана была карта и обозначены места, какие препятствия, преграды им нужно преодолеть, то есть на каждом участке стояло по одному взрослому и детям надо было выполнить то или иное задание, упражнение и  в завершение необходимо было найти клад. Детям было  интересно, они очень увлеклись. И в конце все – таки нашли клад, там оказались монетки (шоколадные конфеты). После этого все дети собирались и делились впечатлениями.

Во время клубных часов дети приобретают умение  найти себе дело и довести до конца. Они способны сделать определенные выводы.  Миша сказал «Сегодня я очень долго играл в физкультурном зале и не успел порисовать. Но в следующий раз обязательно всё успею». Даша ответила «Я очень долго рисовала, поэтому не успела везде побывать.  В следующий раз постараюсь распределить время». Данил сказал «Я сегодня нарушил некоторые правила, но в следующий раз такое не повторится, так как сегодня пропустил самое интересное». Обсуждение в кругу того, что происходило во время клубного часа, дисциплинирует детей, дети становятся отзывчивее друг к другу, конфликтов между ними становится все меньше, у многих детей снижется уровень агрессивности. Они все больше проявляют самостоятельность и инициативность.

Заключение

Считаю, что стоящие передо мной задачи выполнены.

Созданы все условия, направленные на всестороннее развитие личности ребенка. И созданные мною условия привели к качественным изменениям в развитии дошкольников.

Воспитанники проявляют устойчивый интерес к клубному часу, активность и инициативу, дети более самостоятельны, свободно общаются, творчески взаимодействуют не только друг с другом, но и со взрослыми. У детей воспитываются дружеские отношения, навыки сотрудничества, повысилась  культура общения. Они стремятся побыстрее взяться за интересное дело, увлекая своих товарищей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алгоритм составления презентации аналитического отчета "Педагогические достижения за учебный год"

Организация итогового педсовета либо заседания ГМО - обязательное мероприятие в конце года, которое необходимо провести эффективно и интересно в форме "Компьютерной презентации аналитического отчета п...

Алгоритм составления презентации аналитического отчета "Педагогические достижения за учебный год" (для учителей-дефектологов, учителей-логопедов)

Основная задача при подготовке к данной форме отчета - суметь связать в единое целое и отразить в презентации то, что было реализовано в течение учебного года, наглядно показать работу с детьми, родит...

Аналитический отчет

Аналитический отчет...

Аналитический отчет

Аналитический отчет...

Аналитический отчет"Педагогические достижения за 2011-2012 учебный год"

Повышение профессионального уровня педагога, освоение новых образовательных технологий сегодня напрямую связаны с информационно-коммуникативными технологиями (ИКТ).Использование ИКТ на итоговом педсов...

Аналитический отчет инструктора по физической культуре

Вашему вниманию предлагаю аналитический отчет инструктора по физической культуре о результатах педагогической деятельности за период 2011-2012 учебный год....

Аналитический отчет по теме инновационного педагогического опыта

Кинезиология - развитие интеллекта дошкольников через движение....