Условия, средства, роль педагога в эстетическом воспитании детей
материал

Ненахова Виктория Александровна

Условия, средства, роль педагога в эстетическом воспитании детей

Скачать:


Предварительный просмотр:



«Условия, средства, роль педагога в эстетическом воспитании детей»

(сл.1)

 Получить в детстве начало

эстетического воспитания – значит

на всю жизнь приобрести чувство

прекрасного, умение понимать и

ценить произведения искусства,

приобщаться к художественному

творчеству.

Н.А. Ветлугина

(сл.2) Тяга к прекрасному присуща людям с самого рождения. Даже самые маленькие дети легко отмечают красоту вокруг себя: будь то красивый цветок, услышанная где-то песня. По мере своего взросления дети стремятся не просто разглядеть красоту вокруг себя, но и принять участие в ее создании – вылепить что-нибудь из пластилина, спеть песенку, нарисовать приглянувшуюся игрушку. А может быть, написать первое стихотворение. Все то, что окружает дошкольников, в будущем будет порождать определенные мысли и чувства внутри них. Упорядочить этот процесс позволяет художественно-эстетическое воспитание, осуществляемое как в дошкольных образовательных учреждениях, так и самими родителями.

(сл.3)Эстетическое воспитание — это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребёнка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. В результате этого у ребёнка развивается способность замечать красоту окружающей среды, любить искусство и быть к нему причастным. Начинается оно с первых лет жизни детей.

Научить ребенка чувствовать и понимать красоту жизни — большая и трудная задача, которая требует длительной работы взрослых.

Для реализации целенаправленного процесса эстетического воспитания дошкольников необходимы определенные условия.

(сл.4) Одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества – разнообразие и вариантность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы – вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку.

(сл.5) Возможно, чтобы всякий раз воспитатель создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применять усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой – искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание сознательно трудиться. Жесткие, «единственно верные» правила сковывают инициативу педагогов и детей, лишают их возможности проявлять творческие способности.

(сл.6) Следующим условием является учет индивидуальных особенностей развития. Индивидуальные различия между детьми проявляются в том, как они овладевают изобразительными умениями и навыками. Кто-то осваивает их легко, схватывая правильные приемы работы с первого показа, но таких детей не много; большинству же требуется определенное время и упражнения. Выявив различное отношение детей к изобразительной деятельности и разный уровень требований к своим рисункам, педагог определяет индивидуальный подход и направления развития детей.

(сл.7) Следующее педагогическое условие – бережное отношение к процессу и результату детской деятельности. Об индивидуальном подходе к детям важно помнить и при рассматривании и анализе детских работ в конце занятия. Высокая оценка их работ, частая похвала могут привести к тому, что у ребенка развивается самоуверенность. В других случаях, когда дети овладевают навыками и умениями с большим трудом, они не всегда могут создавать воображение в соответствии с поставленными требованиями. Не нужно упрекать их в присутствии товарищей. Это может вызвать негативное отношение к занятиям изобразительной деятельностью, заронить неуверенность в себе. Следует индивидуально обсудить после занятия, позаниматься дополнительно, показать, заинтересовать, мотивировать.

(сл.8) Для обработки способов изображения и выразительного применения различных изобразительных материалов можно использовать образные игровые упражнения и разнообразие игр. Благодаря связи с игрой изобразительная деятельность становится более интересной, привлекательной для ребенка, вызывает у него яркий эмоциональный отклик, что в свою очередь обеспечивает ее более высокую эффективность. (сл.9)Можно придумать множество игровых ситуаций. «Построим сказочный дом для новых кукол», «Оформим наш уголок природы», «Сделаем подарок», «Напишем письмо картинками» и многое другое.

(сл.10)Особую роль в развитии творческих способностей дошкольников играет развивающая предметно-пространственная среда – «пространство творчества» как на занятиях, так и в повседневной жизни. (сл.11)Использование различных материалов обогатит детей знанием способов работы с ними, их изобразительных возможностей, сделают работы более интересными, творческими, разнообразными.

(сл.12)Немаловажным условием для развития творческих способностей у дошкольников является общение с искусством.

Поэтому, мы, педагоги ДОУ должны помочь ребёнку в художественно - эстетическом развитии, для того чтобы он мог развиваться всесторонне. Для этого мы должны так организовывать свою деятельность, чтобы во всех режимных моментах дня раскрывать детям красоту окружающего мира, помочь им увидеть ее прелесть и подобрать такие слова для описания этой красоты, которые будут доступны сердцу ребенка.

(сл.13)Средствами эстетического воспитания детей являются отобранные педагогом и специально организованные для воспитания детей предметы и явления окружающей действительности. К ним относятся:

  1. Эстетика быта, внешнего вида, общение. Жить в красоте, замечать красоту, поддерживать и создавать красоту вокруг себя - делают эстетику средством эстетического воспитания ребенка. Но не только красивые предметы эстетически воспитывают детей, но и та живая работа, то заботливое отношение воспитателя и детей к вещам, которые необходимо воспитывать.
  2. (сл.14)Произведения искусства (музыка, литература, театр, произведения декоративно-прикладного искусства и др.) способствуют формированию эстетического вкуса.(сл. 15)
  3. Природа заключает в себе многообразие, способствует пониманию детьми богатства мира, в котором живут.(сл.16)

Эффективны экскурсии на природу, к памятным местам,(Сл.17) ведь пережитые ребенком в дошкольном возрасте впечатления оставляют след на всю жизнь. Для педагога важно подобрать такие слова для сопровождения наблюдения, которые отвечали бы задачам эстетического воспитания. (сл.18)Вырастая среди природы, ребенок учится видеть гармоничность, красоту, богатство красок каждого времени года, воспроизводить свои впечатления в устных рассказах, рисунках и др.

  1. (сл.19)Разнообразные виды игр: дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, игры-драматизации и др. Все мы знаем, что игра является ведущим видом деятельности и что, играя дети легко обучаются.
  2. (сл.20)Разные виды труда детей в детском саду, о значении которых говорил В.А.Сухомлинский, связывая их с формированием представлений о красоте бытия и радости её создания: «Радость труда — красота бытия».
  3. (сл.21)Физические упражнения, когда в процессе разных видов художественной деятельности детей развиваются моторика, ручная умелость, микро-  и макродвижения, зрительно-двигательная координация. Это сближает задачи художественно-эстетического и физического развития детей.
  4. (сл.22)Самостоятельная художественная деятельность детей. Является важным средством эстетического воспитания дошкольников. В процессе художественной деятельности они реализуют свои творческие замыслы, задатки, которые впоследствии могут развиться в способности к художественному творчеству.
  5. (сл.23)Важным средством эстетического развития детей так же считаются праздники. Основное в празднике — идея, оформленная в музыке, изобразительном искусстве, художественном слове.

         (сл.24)Важную роль в эстетическом воспитании дошкольника играет и роль педагога. Педагог должен являться примером нравственного поведения, быть разносторонне-развитой личностью, так как ребёнок опирается на собственные чувства и эмоции.

Педагогу необходимо грамотно отбирать содержание предлагаемого материала и определять его с возрастными и индивидуальными возможностями дошкольника.

(сл.25) Система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на эстетическое развитие, строится в ДОУ в трех направлениях:

1.специально организованное обучение;

2.совместная деятельность педагогов и детей;

3.самостоятельная деятельность детей.

(сл.26)Задача педагога - не нарушая замысла ребенка, помочь ему, если возникнет такая необходимость. Но главное - создать условия для самостоятельной деятельности: дети должны знать, где взять необходимые материалы, (сл.27)где именно можно, не мешая другим, рисовать, строить, музицировать и т.п. Воспитатель развивает самостоятельность детей, используя подсказку, привлечение внимания к предмету, объекту, вопросы, предложения, оценку результатов и уровня самостоятельности, выдумки, фантазии.

(сл.28)Умение видеть и ценить красоту вокруг себя – это не врожденное качество, а навык, который формируется путем упорядоченной и систематической работы.

Формирование художественного вкуса начинается с самого рождения ребенка, ненавязчиво и легко том случае, если среда, в которой он находится, будет культурно богатой и ребенку будут доступны различные виды творчества.

Используя методы эстетического воспитания младших и старших дошкольников, можно помочь ребенку увидеть мир по-настоящему ярким и незабываемым.

(сл.29)Таким образом, дошкольный возраст - это особенный возраст для эстетического воспитания, где главную роль в жизни дошкольника играет воспитатель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов " Роль педагога в эстетическом воспитании детей"

Консультация для педагогов " Роль педагога в эстетическом воспитании детей"...

Сообщение из опыта работы «Условия, средства, роль педагога в эстетическом воспитании детей»

Получить в детстве началоэстетического воспитания – значитна всю жизнь приобрести чувствопрекрасного, умение понимать иценить произведения искусства,приобщаться к художественномутворчеству.Н.А. ...

Условия, средства, роль педагога в эстетическом воспитании дошкольников

 Средствами художественно-эстетического воспитания детей являются отобранные педагогом и специально организованные предметы и явления окружающей действительности. Правильно-организова...

«Условия. Средства. Роль педагога в эстетическом воспитании детей старшего дошкольного возраста»

С первых дней жизни ребенка привлекают яркие блестящие игрушки и предметы, красочные цвета и привлекательные элементы. Удовлетворенный интерес вызывает у них чувство радости и удовольствия. Понятие &l...

Условия, средства, роль педагога в эстетическом воспитании детей

Получить в детстве начало эстетического воспитания – значит на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, приобщаться к х...

Условия, средства, роль педагога в эстетическом воспитании детей

Тяга к прекрасному присуща людям с самого рождения. Даже самые маленькие дети легко отмечают красоту вокруг себя: будь то красивый цветок или услышанная где-то песня. По мере своего взросления дети ст...

«Условия, средства, роль педагога в художественно-эстетическом воспитании детей»

laquo;Условия, средства, роль педагога в художественно-эстетическом воспитании детей»Получить в детстве началоэстетического воспитания – значитна всю жизнь приобрести чувствопрекрасного ,...