Конспект непосредственно образовательной деятельности по духовно - нравственному воспитанию старший дошкольный возраст Тема: «Обитель добра, любви на Костромской земле»
план-конспект занятия (старшая группа)

Ильинская Татьяна Александровна

Духовно-нравственное воспитание заключается в формировании общечеловеческих ценностей. Важно с малых лет формировать душевные качества детей. Научиться дюбить, беречь свои истоки - главное для растущего человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_3_konspekt_obitel_dobra.docx24.65 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по духовно - нравственному воспитанию

старший дошкольный возраст

Тема: «Обитель добра, любви на Костромской земле»

Цель: формирование у детей интереса к духовному наследию Костромского края, знаний о традициях православной культуры через знакомство с жизнью и деятельностью Преподобного Никиты Костромского.

Задачи:

Обучающие:

  • познакомить детей небесным покровителем нашего города - преподобным Никитой Костромским, с историей образования Богоявленско-Анастасииного женского монастыря города Костромы;
  • расширить исторические представления детей о культурных традициях  русского народа;
  • расширять  активный словарь детей за счет новых слов: набат, перезвон, старец, монастырь, монах.

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес к истории своего города;
  • развивать  умение слушать и активно воспринимать услышанное, умение анализировать и комментировать увиденные изображения.

Воспитательные:

  • воспитывать  уважение к истории, культуре родного края;
  • формировать ценностное отношение к добрым делам.

Методы и приемы:

  • беседа,
  • художественное слово («Щедрый человек» Елена Екимова),
  • вопросы к детям,
  • демонстрации   фото-слайдов.

Интегрируемые образовательные  области:

  • познавательное развитие;
  • социально-коммуникативное;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие.

Деятельность  педагога

Деятельность   детей

Раздается   звон   колокольчика. У  воспитателя на  подносе колокольчики разные    по  размеру.

Воспитатель: - Дети, где  мы можем  увидеть  колокольчики? Как называют большие «колокольчики»?  Где  вы видели колокола на улицах нашего города?  Как вы думаете, почему звонят колокола? Вот  послушайте,  как  они  звучат. Какие у вас возникли чувства? Да, радость на душе. Это праздничный  перезвон. А сейчас, что вы ощущаете? Верно, тревога и настороженность. Этот звон называют – набат.

Колокольный  звон слышен очень далеко. В старину он сообщал  людям  о  разных  событиях. Колокола созывали народ на церковные службы и праздники, звонили при встрече высокого (знатного) гостя или начальства.  Они  сообщали о пожарах и нападении врагов (слайд).  Каждый день утром и вечером, с раннего детства человек слышал колокольный звон.

На протяжении многих веков колокола сопровождали своим звоном жизнь народа. Они размеряли течение дней, возвещая время трудиться и время отдыхать, время бодрствовать и время спать, время веселью и время скорби.

По церковному звону все знают, что в храме начинается служба.

Кострома  с давних  времен  была богата храмами. Кремль стоял на  берегу  реки Волги. К сожалению, он сгорел. Но я могу вам показать старинные фотографии (слайд). В  наше  время Кремль  решили восстановить. Возможно, и мы с вами побываем на кремлевской колокольне.

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

Я рассказывать начну,

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли.

А преданья старины,

Забывать мы не должны.

Посмотрите  следующий  слайд. Вы узнали что это? Кто даст точное название этому фото? (Ипатьевский монастырь/ Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь). А что такое монастырь? Монастырь — это ряд зданий, в которых живут монахи или монахини. Кто такие монахи? Монахи – это люди,  решившие вести уединенный образ жизни  в  молитве.

Сейчас в монастыре размещен ещё Музей дома Романовых в Царских палатах и сокровища Ипатьевского монастыря.

 Наш  город очень старинный. В нем много красивых и любимых нами  мест. Давайте о нашем городе скажем душевные и красивые слова. 

Игра «Скажи красивое слово о родном городе».

Вот  еще  фотография-слайд.  Вы узнали  этот храм? (Богоявленско – Анастасиин  кафедральный собор). Этот  храм был построен  очень давно.

Много лет тому назад

На Руси святой

Старец жил Никита

По прозванью Костромской

И была такою силой

Вера у него

Что для матушки России

В честь святой Анастасии

Чудо храм возвел

Был он добрым и смиренным

Кострому любил…(слайд)

Как вы думаете, кто такой старец?  Правильно мыслите. Старец  тот, кто оставляет мир, чтобы стать монахом, он отдаляется от мира, чтобы  постоянно молиться о стране, о городах и о нас свами.

Вблизи нашего города, в лесу, старец Никита основал Богоявленский мужской монастырь, которым управлял многие годы. Старец Никита родился в Ростове, в семье благочестивых христиан. Родом из  знатных ростовских бояр, состоял в родстве с преподобным Сергием Радонежским. Был  обучен грамоте, и, видя перед собой пример боголюбивого своего родственника, исполнял заветы Бога. Преподобный Сергий был примером православной веры для Никиты Костромского. Первоначально монастыри   делали  из дерева.  Деревянные  стены монастыря защищали город от врагов. И наш монастырь был из дерева. Значительно позднее началось строительство Богоявленского собора из камня.

 За  свою праведную жизнь, за любовь к Богу, ко всем людям Никита Костромской был причислен к лику святых.

Святых  людей изображали на иконах  (слайд).

Люди приходят поклониться его святым мощам в Богоявленско-Анастасиином женском монастыре города Костромы.

За доброту души и благочестие память о преподобном Никите Костромском будет долговечна. Как вы считаете, что такое доброта?

Человек бывает вредным,

Неприветливым, скупым.

А бывает очень щедрым,

Добрым,   радостным, простым.

Он  конфеты и печенье

Сам не съест и всем раздаст,

Дарит все без сожаленья

И последнее отдаст.

А еще он кормит птичек,

Воробьишек, голубей,

Галок, маленьких синичек,

Чтоб жилось им веселей.

Как вы думаете, добрые  поступки сложно делать? Какие вы добрые поступки совершали? Совершая  добро, вы доставляете радость себе   и другим людям.

А вы хотите порадовать малышей? Тогда давайте сделаем им подарочки. Наверное,  малыши будут рады, если им подарят разные   колокольчики. Вы  недавно научились делать их из бумаги. Подходите к столу, выбирайте то, что вам потребуется, начинайте трудиться. Мы сегодня обязательно подарим малышам разноцветные колокольчики.

Что  вы узнали сегодня нового? Что для вас было самым интересным? Как вам пригодятся эти знания?

Дети подходят, интересуются и рассматривают  их.

Возможные ответы детей.

«Можем  увидеть в музыкальном  зале, на концерте, в упряжке у  лошади, на колокольне…»

 Слушают аудиозапись. Рассуждения  детей

Ответы детей.

Дети встают в полукруг. Подбирают душевные  слова, передавая друг другу  цветочек

( родной, цветущий, душевный, яркий, древний, старинный…)

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Рассуждения детей.

Ответы детей.

Дети складывают из бумаги колокольчики.

Ответы детей.

Список литературы.

  1. Гладких, Л. П. Основы православной культуры: науч.-метод. пособие для педагогов детских садов / Л. П. Гладких, архимандрит Зиновий

( А.А. Корзинкин), В.М. Меньшиков; Курск. гос. ун-т. - Курск, 2008.

  1. Кончаловская Наталья.  «Наша древняя столица». – изд. «Детская литература».
  2. Костромской Богоявленско-Анастасиин монастырь. – Кострома: Изд-е Богоявленско-Анастасииного монастыря Костромы, 2006.
  3. Интернет – ресурсы:

http://alchevskpravoslavniy.ru/zhitie-svyatyx/prepodobnyj-nikita-kostromskoj-radonezhskij-serpuxovskij-vysockij-borovskij.html

http://www.севернаяправда.рф/5448-2015-09-25-1.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Праздник Покрова Пресвятой Богородицы»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Праздник Покрова Пресвятой Богородицы». Цели и задачи: воспитывать лю...

Конспект непосредственно- образовательной деятельности по духовно- нравственному воспитанию в старшей группе: «Вербное воскресенье».

Цель: Способствовать развитию эмоциональной отзывчивости на весенние проявления природы, традиций Вербного Воскресенья.Задачи:Образовательные:  Дать представления о празднике Вербное Воскресенье....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по духовно - нравственному воспитанию в средней группе «Дорогами добра».

Воспитание доброжелательного отношения детей друг к другу.Задачи:1.Формировать умения делиться, уступать, быть добрыми.2.Развивать умения различать эмоции других людей и ориентироваться в своих собств...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по духовно – нравственному воспитанию подготовительной группе Тема: « Дорога добра»

Конспект непосредственной образовательной деятельностипо духовно – нравственному воспитаниюподготовительной группеТема: « Дорога добра»Задачи:Обучающие - формировать умение пони...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной к школе группе на тему: "Цветок добра»

Формировать у детей понятие о доброте, как о важном нравственном качестве человека, мотивировать  их на совершение добрых поступков, воспитание эмпатичных качеств....