«Эти забавные насекомые»
проект
Актуальность проекта:
Проблема экологического воспитания относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Педагоги прошлого столетия придавали большое значение природе как средству воспитания детей. Так, Я.И. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 79 комбинированного вида
Познавательный
экологический проект в подготовительной группе
«Эти забавные насекомые»
Выполнила: воспитатель
подготовительной группы
МБДОУ детского сада № 79
комбинированного вида
Самсыкина Н.В.
2019 г
Направленность: экологическое воспитание через познавательно-практическую деятельность.
Вид проекта: познавательно – практический, среднесрочный, 2, 5 месяца.
Участники проекта: воспитатель, воспитанники, родители.
Актуальность проекта:
Проблема экологического воспитания относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Педагоги прошлого столетия придавали большое значение природе как средству воспитания детей. Так, Я.И. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.
В современных условиях, с расширением сферы воспитательного воздействия, проблема экологического воспитания особенно актуальна. С принятием законов РФ «Об охране окружающей природной среды», «Об образовании в РФ» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное образование. Поэтому экологическое воспитание подрастающего поколения – одна из важнейших задач всей системы народного образования.
Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребенка с природой. Отсюда вытекает задача формирования у детей ответственного отношения к природе. И чем раньше начнется работа по экологическому воспитанию, тем большим будет ее педагогическая результативность.
Так, дети дошкольного возраста, познавая окружающий мир и встречаясь с миром насекомых, реагируют по-разному. Одни боятся насекомых, другие губят их, потому что мало знают о пользе насекомых. Объясняется это тем, что вовремя не был поддержан интерес к окружающей природе и на основе здорового интереса их не познакомили с жизнью насекомых. Дети не могут самостоятельно объяснить интересующие явления природы, поэтому это задача взрослых.
Наблюдение — основное средство познания природы. Оно дает возможность познакомить детей с природными явлениями, взаимосвязью живой и неживой природы. Именно наблюдение помогает дошкольникам увидеть изменения, которые происходят с растениями в зависимости от условий внешней среды или созданных человеком. В результате наблюдения дети учатся анализировать и сопоставлять.
Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде, развить творческие способности и поисковую деятельность.
Цель: формирование представлений о жизни муравьев в условиях формикария. Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации проекта.
Задачи проекта:
для детей:
- Формировать у детей элементарные представления о муравьях , их строении, способах передвижения , познакомить с циклом развития, способах питания, образе жизни, защите от врагов.
- Познакомить детей с особенностями содержания муравьев в формикариях; выяснить как влияют на существование муравьиной колонии рацион питания и водный режим;
- Формировать навыки исследовательской деятельности.
- Развивать эмоциональную отзывчивость.
- Заложить основы экологического воспитания, вызвать удовольствие от общения с природой. Воспитывать бережное отношение к живому, интерес к насекомым. Воспитывать трудолюбие, дружелюбие.
для педагогов:
- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей в вопросах экологического образования детей.
для родителей:
- дать представление родителям о значимости экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
- способствовать созданию активной позиции родителей в совместной деятельности с детьми.
- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Методы и формы работы с детьми:
- наблюдения;
- беседы;
- рассматривание формикария, иллюстраций;
- подвижные игры;
- пальчиковые гимнастики;
- дидактические игры;
- художественное слово
- практические действия с оборудованием.
Формы работы с родителями воспитанников:
- Беседы с родителями по теме проекта
- Консультации для родителей
- Ознакомление родителей и детей с фотоматериалом по теме проекта
- Участие родителей в обогащении РППС: создание и пополнение уголка природы для детей.
Ожидаемый результат по проекту:
Для детей:
- Бережное отношение детей к природе, в частности к муравьям.
- Развитие познавательной активности, любознательности
Для педагогов:
- Развитие у детей коммуникативных навыков, умение работать в команде
- Создание условий для проявления воображения, любознательности, применения умений на практике
- Расширение кругозора детей через чтение художественной литературы, знакомство с пословицами, разучивание стихотворений.
Для родителей:
- Привлечение к сотрудничеству по созданию условий для познавательно-исследовательского интереса детей.
Продукт проектной деятельности:
- использование полученных знаний, умений, навыков в самостоятельной игровой деятельности и в жизненных ситуациях.
- самостоятельное наблюдение и уход за насекомыми в условиях формикария.
- бережное отношение к насекомым.
Этапы осуществления проекта.
I этап - подготовительный
II этап -основной
III этап -заключительный
План реализации проекта
I этап – подготовительный
- приобрести формикарий.
- пополнить уголок природы необходимым инвентарем для ухода за муравьями
- подобрать и систематизировать наглядный материал,
- подобрать художественную литературу по теме для чтения детям (стихи, сказки, рассказы),
- подбор консультаций для родителей .
- изготовление папки-передвижки для родителей.
- разработка дидактических игр, бесед
- образовательная деятельность
II этап - основной
Цель: выполнение основных мероприятий, необходимых для достижения поставленной цели.
III этап. Заключительный.
- анализ полученных результатов реализации проекта в соответствии с поставленной целью и ожидаемыми результатами.
- оформление фотоальбома по проекту.
- презентация на педсовете ДОУ.
Приложение 1
План работы по теме проекта
Мероприятия | Цели | Ответственные | ||
| ||||
1.1.Изучение и сбор теоретического и методического материала по использованию проектного метода | Повышение собственной профессиональной компетентности через изучение технологии проектирования | Воспитатель | ||
1.2. Составление плана над проектом. | Реализация мероприятий по проектной деятельности | Воспитатель | ||
1.3. Беседа с родителями на тему | Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта | Воспитатель, | ||
1.4. Приобретение формикария. | Создать условия для реализации проекта | Воспитатель, | ||
1.5. Создание условий для организации работы: обогащение развивающей предметно-пространственной среды. | Воспитывать трудолюбие, развивать творчество детей. | Воспитатель, | ||
1.6. Ознакомление родителей и детей с используемыми материалами по теме проекта. | Сформировать интерес у детей к проектной деятельности. | Воспитатель, | ||
2 этап – основной. | ||||
Сроки | Формы работы с детьми | |||
2 неделя | Рассматривание формикария. Установка в уголке живой природы группы. Инструктаж детей о безопасном поведении в уголке природы. Беседа с детьми об особенностях содержания муравьев в ферме. Правила содержания муравьев в неволе. Кормление. Наблюдение за муравьями в формикарии. Анализ наблюдений. оформление дневника наблюдений за муравьями в формикарии. Беседа «Кто самый сильный из насекомых?» Чтение рассказа В. Бианки «Как муравьишка домой спешил» | |||
3 неделя | Наблюдение за муравьями в процессе кормления. (художественное слово). Анализ наблюдений. Ведение дневника наблюдений за муравьями в формикарии. Беседа: «Почему муравьи - защитники леса?» Лепка муравьев и обыгрывание поделок Отгадывание загадок о муравьях. | |||
4 неделя | Наблюдение за муравьями в формикарии. Анализ наблюдений. Рассматривание иллюстраций муравейника и сравнение со устройством формикария. Вопросы к детям: чем отличается формикарий от муравейника? Сходство и различия?. Ведение дневника наблюдений за муравьями в формикарии. Провести анализ умений детей ухода и чистки формикария под руководством взрослого. Чтение рассказа А. Тамбиева «Кто в муравейнике живет?» Подвижная игра «Муравьи и слон». | |||
5 неделя | Наблюдение за муравьями в формикарии. Анализ наблюдений. Ведение дневника наблюдений за муравьями в формикарии. Беседа " Почему муравье стало больше?! Размножение. Просматривание мультфильма «Путешествие муравьишки» Беседа: «Муравьи и муравейник – предсказатели погоды». | |||
3 этап – заключительный | ||||
3.1. Подведение итогов. Оформление фотоальбома по проекту. | Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе познавательной деятельности детей. | Воспитатель, дети. | ||
3.2.Презентация проекта на педсовете ДОУ | Обобщение опыта работы. | Воспитатель, |
Вывод.
В результате проведенной работы дошкольники научились сравнивать, анализировать и делать выводы.
Дети приобрели новый практический опыт в результате наблюдений и уходе за муравьями в формикарии.
Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к насекомым.
Список литературы:
- Захаров А.А. — «Муравей, семья, колония»
- Захаров А.А. — «Организация сообществ у муравьёв»
- Мариковский П.И. — «Муравьи, кто они?»
- Мариковский П.И. — «Муравей-жнец»
- Длусский Г.М. — «Муравьи пустынь»
- Длусский Г.М., Букин А.П. — «Знакомьтесь: Муравьи!»
- Иосиф Халифман — «Пароль скрещенных антенн»
- Бернар Вербер — «Муравьи»
- Бернар Вербер — «День муравья»
- Бернар Вербер — «Революция муравьев»
- Житка Петрикова — «Муравейник. Как живут муравьи?»
- Слей Шарлотта — «Книга о муравьях»
- Ондржей Секора — «Муравьи не сдаются»
- Бакшт Ф. — «Муравейник глазами геолога»
- Кнауер Ф. — «Муравьи»
- Брайен М. — «Общественные насекомые. Экология и поведение»
- Материал из Википедии — «Муравьи»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/30/picture-365178-1567160275.jpg)
Кроссворды: "Эти чудесные цветы и забавные насекомые".
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫСредняя общеобразовательная школа № 1465 им. адмирала Н.Г. Кузнецова Дошкольное отделение № 5Педагог-организатор: Качалова Татьян...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/01/picture-539953-1417451796.jpg)
Конспект непосредственной образовательной деятельности по лепке "Забавные насекомые" с призентацией
Закреплять и расширять предстваления о насекомых и их характерных признаках. Развитие мелкой моторики, умение работать с пластелином, развивать художественный вкус....
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/10/picture-730566-1457614007.jpg)
Презентация "Эти забавные насекомые"
Презентация для средней группы детского сада, знакомство с богомолом, божьей коровкой, муравьем и палочником....
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/19/picture-1118625-1550583547.jpg)
Проект: "Удивительные и забавные насекомые"
Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую...