Преемственность детского сада и школы в соответствии с ФГОС ДО
материал
Ребёнок впервые включается в систему образования, поступая в детский сад, потом впервые приходит на новую образовательную ступень – начальную школу. Именно в этот переходный момент – «подушкой безопасности» должна стать преемственность учреждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
preemstvennost_det.sada_i_shkoly.docx | 30.72 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СЕЦИАЛИСТОВ
«УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»
Х Районные педагогические чтения на тему:
«Преемственность детского сада и школы в соответствии с ФГОС ДО»
С использованием презентации
Конашенкова Наталья Николаевна
Воспитатель
МБДОУ «Детский сад №12»
Тучково 2017
С 01.09.2013 года с учетом вступления в силу нового закона «Об образовании» детский сад становится первой обязательной ступенью образовательного процесса. Государство теперь гарантирует не только доступность, но и качество образования на этой ступени. С 2014 года все дошкольные образовательные учреждения России переходят на новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).
Принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального школьного образования – важный этап преемственности деятельности детского сада и школы. Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе. Цель преемственности – обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания. Необходимо стремиться к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования. Именно с выходом федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования положено начало к обеспечению преемственности двух звеньев системы образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт – это государственный инструмент системных обновлений дошкольного образования. Если мы обратим внимание на содержательные стороны проекта ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования, то ещё раз убедимся в наличии преемственности между областями на дошкольной ступени и ступени начальной школы. Пять образовательных областей, обозначенных в проекте ФГОС дошкольного образования имеет прямую проекцию на предметы основной образовательной программы начального общего образования.
Ребёнок впервые включается в систему образования, поступая в детский сад, потом впервые приходит на новую образовательную ступень – начальную школу. Именно в этот переходный момент – «подушкой безопасности» должна стать преемственность учреждений. Детский сад должен стать фундаментом, а школа зданием. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в
дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка.
Для успешной реализации работу преемственности нужно поставить перед педагогами следующие цели:
- создание преемственности и успешной адаптации при переходе из детского сада в школу.
- обеспечить систему непрерывного образования с учетом возрастных особенностей дошкольников и первоклассников.
- создание благоприятных условий в детскому саду и школе для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка.
- увлечь детей детского сада перспективой школьного обучения, вызвать желание учиться в школе.
-способствовать укреплению и сохранению здоровья дошкольников, готовящихся к обучению в школе .
-всестороннее развитие детей, позволяющее им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой.
-создание благоприятных условий для психического и личностного развития ребенка.
Важно учесть, что преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Учителя должны внимательно познакомиться с формами и методами работы в ДОУ, помочь первоклассникам быстрее адаптироваться к новым условиям.
Осуществление преемственности в работе детского сада и школы заключается в том, чтобы развить у дошкольника готовность к восприятию нового образа жизни, нового режима, развить эмоционально-волевые и интеллектуальные способности, которые дадут ему возможность овладеть широкой познавательной программой. Одна из важнейших задач Федерального государственного образовательного стандарта, это обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного
начального общего образования. Существуют ещё несколько задач преемственности детского сада и школы.
-развитие любознательности - развитие способности самостоятельна решать творческие задачи - формирование творческого воображения, направленное на интеллектуальное и личностное развитие ребёнка - развитие коммуникативности - укрепление и сохранения здоровья дошкольников, готовящихся к обучению в школе -всестороннее развитие детей, позволяющее им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой -создание благоприятных условий для психического и личностного развития ребёнка.
Требования Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Каждый ребёнок идёт в первый класс с надеждой на позитив. Всё зависит от того, насколько ребёнок был психологически готов к школе
К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования.
- ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности.
- ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства.
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми.
- ребёнок обладает развитым воображением, фантазией, творчеством и т.д.
- у ребёнка развита крупная и мелкая моторика.
- ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, может следовать социальным нормам.
- ребёнок проявляет любознательность, склонен наблюдать, экспериментировать, способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.
Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования
Целевые ориентиры Программы не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников.
Формы социально – психологического сопровождения участников образовательных отношений в условиях реализации ФГОС ОО
Работа с детьми:
1) экскурсии в школу;
2) посещение школьного музея;
3) знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
4) участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах;
5) выставки рисунков и поделок;
6) встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада;
7) совместные праздники и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;
8) участие в театрализованной деятельности;
9) посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе.
II. Работа с педагогами:
1) совместные педагогические советы (ДОУ и школа);
2) семинары, мастер- классы;
3) круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;
4) проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
5) взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;
6) открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;
7) педагогические и психологические наблюдения.
III. Работа с родителями:
1) совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;
2) круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
3) консультации с педагогами ДОУ и школы; встречи родителей с будущими учителями;
4) дни открытых дверей;
5) анкетирование, тестирование родителей;
6) образовательно - игровые тренинги и практикумы для родителей
7) визуальные средства общения;
8) заседания родительских клубов
Наш детский сад «Солнышко» тесно сотрудничает со школой: дошкольники ходят на экскурсию в школу, посещают школьный музей. Частые и желанные гости наши выпускники - школьники. Они рассказывают о школе много интересного нашим будущим первоклассникам. Так же привлекаем их к участию в праздниках.
Проводятся взаимопосещениия уроков в первом классе школы и открытых занятий в подготовительной группе. На занятиях в детском саду присутствуют учителя, набирающие детей в 1 класс, в следующем учебном году. После занятий педагоги имеют возможность совместно обсудить насущные проблемы и скорректировать свою деятельность, что даёт возможность совершенствовать методы обучения детей. Начальная школа призвана помочь учащимся в полной мере проявлять свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал. Успешность реализации
этой задачи во многом зависит от сформированности у детей познавательных интересов в детском саду. Интерес ребёнка дошкольного возраста – это его память, внимание, мышление. Развитие познавательного интереса ребенка в детском саду решается средствами занимательности, игры, создания нестандартных ситуаций на занятиях. Ребенка в детском саду необходимо научить размышлять, объяснять получаемые результаты, сравнивать, высказывать предположения, проверять, правильны ли они, наблюдать, обобщать и делать выводы. Размышление одного ребенка способствует развитию этого умения у других.
По определению Д.Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя – педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности.
Закончить свой доклад хочу совами В.А.Сухомлинского
«…Школа не должна вносить резкой перемены в жизнь детей.
Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера…
Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений…"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Расписание непосредственно образовательной деятельности по программе "От рождения до школы" в соответствии с ФГОС ДО
Расписание НОД по ФГОС...
Преемственность детского сада и школы в соответствии с ФГОС ДО
«…Школьное обучение никогда не начинается с пустого места,а всегда опирается на определенную стадию развития,проделанную ребенком ранее" В.А. Сухомлинский...
Проект «Преемственность детского сада и школы в соответствии с ФГОС»
Проект «Преемственность детского сада и школы в соответствии с ФГОС»Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образ...
Групповая консультация для родителей "Речевая готовность к школе в соответствии с ФГОС ДО и ФГОС НОО"
Консультирование родителей будущих первоклассников на тему "Речевая готовность к школе в соответствии с ФГОС ДО и ФГОС НОО"...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ 6 - 7 ЛЕТ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ «СКОРО В ШКОЛУ» (в соответствии с ФГОС дошкольного образования)
Программа по подготовке детей 6-7 лет к обучению в школе...