Групповая консультация для родителей "Речевая готовность к школе в соответствии с ФГОС ДО и ФГОС НОО"
консультация
Консультирование родителей будущих первоклассников на тему "Речевая готовность к школе в соответствии с ФГОС ДО и ФГОС НОО"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Речевая готовность к школе в соответствии с ФГОС ДО и ФГОС НОО
Уважаемые родители, правильная речь – залог успешного обучения в школе. Все вы мечтаете о том, чтобы ваш ребёнок учился легко и с удовольствием. А это во многом зависит от того, как будущий первоклассник подготовлен к школе, насколько хорошо развита у него речь. Устная речь является основой для письменной речи. Чем лучше у ребёнка развита устная речь, тем легче он овладеет в школе письмом и чтением. Я расскажу Вам об основных компонентах речи, тесно взаимосвязанных между собой. Недоразвитие одного из них сделает речь неполноценной и осложнит обучение в школе.
Что же подразумевает речевая готовность к школе?
Прежде всего это:
- чистое звукопроизношение;
- владение элементарными навыками звукового анализа;
- развитие общения и речевой коммуникации;
- необходимый словарный запас;
- определенный уровень сформированности грамматического строя речи и навыков словообразования;
- возможность элементарных практических обобщений в области различных явлений языка;
- умение связно рассказывать и пересказывать (связная речь);
- сформированный фонематический слух;
- самостоятельные высказывания должны отличаться полнотой, логической последовательностью.
Звукопроизношение: у ребёнка должно быть правильное, чёткое произношение звуков всех фонетических групп (свистящие, шипящие, л, р).
Владение элементарными навыками звукового анализа.
Чтобы успешно освоить чтение и письмо необходимо:
- определять последовательность, порядковое место и количество звуков в словах;
- различать на слух гласные и согласные, твердые и мягкие (ознакомление с характеристикой звуков);
- находить ударный слог и звук в словах;
- выделять из речи слова;
- ориентироваться в его слоговой структуре.
Значительное количество будущих первоклассников страдает речевой патологией. Отклонения в речевом развитии детей, поступающих в первый класс, носят различный характер и по - разному сказываются на общем развитии ребёнка. Однако без оказания своевременной логопедической помощи они приводят к стойким специфическим ошибкам в письме и чтении (дисграфия и дислексия).
Словарь.
К 7 годам у ребёнка должен быть достаточный словарный запас. В словаре 6 – 7 летнего ребёнка должны быть все части речи: существительные, прилагательные, глаголы, наречия, местоимения, предлоги, союзы, частицы. Он должен активно использовать антонимы (грустный – весёлый, молодой – старый, высоко – низко); синонимы (пёс – собака, псина).
Словарный запас в этом возрасте должен составлять от 4 до 5 тыс. слов.
Одним из критериев достаточного словарного запаса является знание обобщающих понятий: «Мебель», «Овощи», «Фрукты» и т.д.
Чтобы речь ребёнка отвечала возрастной норме, а словарь был достаточно богатым, окружающим ребёнка взрослым необходимо соблюдать простые правила:
- во – первых, самим говорить правильно, соблюдать нормы русского языка;
- во – вторых, больше времени уделять речевому общению с ребёнком;
- в – третьих, в случае необходимости, организовать занятия с логопедом.
Грамматический строй речи.
Перед школой проверьте, как будущий первоклассник пользуется предложениями: простыми и сложными.
Ребёнок должен употреблять в своей речи различные союзы, которые соединяют простые предложения в сложные.
Важно также, чтобы не было ошибок при изменении слов.
2 функции – словообразование и словоизменение – формируются у ребёнка не одновременно, словоизменение в норме присутствует у ребёнка к 4-м годам, словообразование – к 7 годам.
Овладение грамматическим строем языка – очень важный показатель не только речевого, но и общего развития ребёнка.
Когда у ребёнка большой словарный запас – это замечательно, но не менее важно владеть умением грамотно строить предложения. Это позволяет ребёнку:
понятно высказываться,
точно выражать свои мысли,
нормально общаться со сверстниками, и с взрослыми.
Слова нужно правильно согласовывать между собой, правильно изменять и образовывать новые.
Словоизменение – образование словоформ той же лексемы, имеющих разные грамматические значения. Это образование форм единственного и множественного числа; изменение по падежам.
Словообразование - образование новых слов (дериватов) от однокорневых слов и возникшее в результате этого формально-семантическое соотношение между дериватом и его производящим словом. Это образование прилагательных от существительных; наречий от прилагательных.
Связная речь.
К 7 годам ребёнок должен свободно:
описывать картинку, игрушку, предмет;
давать характеристику различным явлениям;
·уметь передавать содержание сказки, фильма, спектакля;
·составлять рассказ по серии сюжетных картинок, пересказывать текст – не просто перечислением событий, а именно повествованием, в котором соблюдается логическая последовательность изложения, законченность мысли.
Речевая коммуникация.
К 7 годам ребёнок должен быть достаточно активен в общении, уметь слушать и понимать речь, строить общение с учётом ситуации, легко входить в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражать свои мысли, пользоваться нормами речевого этикета.
Таким образом, недоразвитие любого из компонентов речевой системы может привести к затруднениям в усвоении программы по русскому языку, а также по другим школьным предметам. Это связано с тем, что речь является средством получения и выражения знаний. Именно в этом возрасте необходимо показать ребенку всё богатство родного языка, воспитать лексическое чутье, развить грамматический строй речи, её фонематические процессы, научить почувствовать «вкус» языка, научить, не просто говорить, а сообщать, убеждать, доказывать. Усвоение норм и правил родного языка является необходимым условием для всестороннего развития личности человека на протяжении всей его жизни.
Учитель-логопед ГБУ НСО ОЦДК Лысенко Л.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект родительского собрания «Психологическая готовность детей 6-7 лет к школе в соответствии с ФГОС ДО»
«Быть готовым к школе — не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе — значит, быть готовым всему этому научиться.»Л.А.Венгер(психолог)....
Родительское собрание «психологическая готовность ребенка к школе в соответствии с ФГОС».
Цели: сформировать представление о психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к школе. Ход собрания: Скоро ваши дети пойдут в школу. И каждый из вас хотел бы, чтобы его ребенок б...
Статья "Рекомендации для родителей по формированию психологической готовности к школе в соответствии с требованиями ФГОС ДО"
консультация для родителей по подготовке детей к школе...
Диагностика готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе в соответствии с ФГОС ДО
Диагностика готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе в соответствии с ФГОС ДО. Методики диагностики психологическая готовность к школе....
Круглый стол для педагогов на тему "Мотивационная готовность воспитанников к школе в соответствии принципам" ФГОС ДО
Консультация для круглого стола. При поступлении ребенка в школу важно, чтобы он имел не только развитую речь, но и подготовленную руку, владел зрительно-моторной координацией. Недостаточное разв...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ 6 - 7 ЛЕТ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ «СКОРО В ШКОЛУ» (в соответствии с ФГОС дошкольного образования)
Программа по подготовке детей 6-7 лет к обучению в школе...