Выявление у детей трудовых умений, навыков и знаний
тест

Гараева Юлия Игоревна

Констатирующий эксперимент Для него были подобраны вопросы для беседы с детьми по выявлению у них трудовых умений, навыков и знаний по методике, разработанной Куцаковой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperiment_dasha.docx23.23 КБ

Предварительный просмотр:

Провела 3 этапа эксперимента: констатирующий эксперимент, формирующий и контрольный эксперимент.

Для проведения каждого этапа были созданы определенные условия: выбрана диагностическая методика, определены критерии для определения уровней сформированности трудовых умений у детей в групповой комнате, раздевальной комнате созданы условия для выполнения детьми трудового поручения, то есть весь материал, оборудование располагался в пределах досягаемости детей.

Констатирующий эксперимент

Для него были подобраны вопросы для беседы с детьми по выявлению у них трудовых умений, навыков и знаний по методике, разработанной Куцаковой.

Для выявления у детей трудовых умений, навыков и знаний была проведена беседа:

- Кто моет полы, вытирает пыль?

Первым ответил Максим.

- Помощник воспитателя, Р.Ф.

Затем все дети повторили ответ.

- А кто моет посуду и ставит ее в шкаф?

- Тоже Р.Ф.! Ответили все дети хором.

- Кто убирает снег на участке?

- Дворник - ответила Полина.

- Правильно, а зачем снег убирают и подметают участок?

- Чтобы около детского сада было чисто, красиво сказал Сергей.

- И чтобы мы могли ходить, а если снега много, то мы не сможем заходить в детский сад - добавил Максим.

- Скажи мне Лиза, кто сшил красивую одежду для кукол?

- Правильно, воспитатель. Скажите, а почему ничего нельзя бросать на пол?

- Потому что Р.Ф. подмела, а потом опять будет грязно в группе, - ответил Владик.

- Тимур, скажи, а куда нужно складывать мусор?

Тимур показал мусорное ведро.

- Молодец, правильно, Илья покажи, как ты умеешь мыть руки?

Илья подошел к раковине, включил воду и не закатывая рукава принялся мыть руки, причем без мыла.

- Даша, посмотри, правильно ли он моет руки, покажи, как надо правильно?

Даша не могла найти ошибку. Помог Максим.

- Нужно закатать рукава, а то они будут мокрые.

- Дети, скажите, а руки нужно мыть с мылом или нет?

- Да руки нужно мыть с мылом! - ответили все хором.

- Алиса, покажи, как нужно застегивать пуговицы?

Алиса начала застегивать пуговицы начиная с середины. Сергей тут же указал ей на ошибку. Пуговицы нужно застегивать снизу.

- Соня, скажи, а почему нельзя разбрасывать свои вещи?

Соня не ответила, не знала ответа.

- Ваня, помоги Соне, ответь на вопрос?

Ваня тоже не смог ответить. Дети ответили хором.

- Родион, скажи, что нужно сказать, когда тебе помогает кто - нибудь?

- Спасибо,- ответил Родион.

- Кто из вас помогает друг другу? И как?

- Я помогаю Соне застегивать пуговицы, - сказала Полина

- А ты, Лиза, помогаешь кому - нибудь?

- Нет.

- А почему?

Лиза пожала плечами.

- Нужно помогать друг другу, застегивать пуговицы, зашнуровывать шнурки.

- Покажи, Тимур. Как ты разлаживаешь ложки?

Тимур, отказался.

- Покажи, Полина всем как нужно правильно разлаживать ложки!

- Молодец, Полина, правильно все сделала.

- Расскажи Лиза, как ты помогаешь няне.

- Я не помогаю няне.

- Почему?

Пожала плечами.

- Так, скажите дети, а как вы помогаете няне?

Ребята наперебой начали кричать.

- Подождите, давайте послушаем Алису!

- Я беру ложки и раскладываю их на столах.

- А что говорит няня?

- Она говорит, ты неправильно их разложила и показывает как надо.

- Покажи мне, Тимур, как надо вытирать листья у фикуса?

Тимур взял тряпку и провел по листьям.

- Ребята, посмотрите, правильно он вытирает пыль с листьев?

- Нет, нужно аккуратно поддерживать листья снизу и вытирать их, - сказала Полина.

- Правильно, скажи Даша, а для чего надо протирать пыль?

- Чтобы они были чистыми!

- А еще зачем? Скажите, а растения живые?

- Да.

- Что необходимо растениям, чтобы они росли?

- Дышать!

- Правильно, значит растения необходимо поливать и вытирать с них пыль, чтобы они были чистыми и смогли дышать!

- Скажите, а как называется это растение?

- Фикус,- крикнул Сергей.

- Правильно, молодец! Посмотрите на аквариум, скажите, как называются эти рыбки?

Никто не ответил.

- Посмотрите, вот эта рыбка называется Гуппи.

- Скажите, а зачем надо кормить рыбок?

- Потому что рыбы тоже хотят есть, - сказал Максим.

- Правильно, молодцы! Правильно ответили на все вопросы.

Критерии определения уровня сформированности трудовых умений ребенка

Высокий

Средний

Низкий

1.Ребенок самостоятельно одевается и раздевается в определенной последовательности.

2.Ребенок без помощи взрослого моет руки.

3.Ребенок помогает няне накрыть на стол к обеду (расставляет посуду).

4.Убирает на место после игры игрушки.

5.Самостоятельно кормит животных и птиц.

1.Ребенок одевается с помощью взрослого в определенной последовательности.

2.При напоминании взрослого моет руки.

3.Убирает на место игрушки при напоминании.

4.С помощью взрослого кормит животных и поливает растения.

1.Неправильно надевает одежду.

2.Не умеет мыть руки, моет только при помощи.

3.Накрывать на стол не может самостоятельно.

4.Убирает игрушки только при указании взрослого.

5.Не интересуется животными, ухаживает только при помощи воспитателя.

Диагностическая карта трудовых умений детей

Ф.И.О. ребенка

Одевание

Умывание

Помощь няне

Уборка игрушек

Самостоятельное кормление животных и птиц полив растений

Уровень

1.Полина

2.Ваня

3.Максим

4.Соня

5.Родион

6.Алиса

7.Лиза

8.Сергей

9.Владик

10.Даша

+ -

+

+

+ -

-

-

-

+

+ -

+ -

+

+

+

+ -

-

+ -

+ -

+

+ -

+ -

+ -

+ -

+

+

+ -

-

-

+ -

+ -

-

+ -

+

+ -

+

+ -

+

+

+ -

+

-

+ -

+

+

+ -

+

-

-

+

+

-

С

В

В

С

Н

Н

Н

С

С

Н

Формирующий эксперимент

План работы с детьми по формированию трудовых умений в разных видах труда.

В формирующем эксперименте я проводила работу с детьми по организации поручения в разных видах труда. Сначала составила план работы.

Содержание трудовых поручений

Первая половина дня

Коллектив детей

Вторая половина дня

Коллектив детей

Самообслуживание

1.Помочь товарищу расстегнуть пуговицу.

2.Поправить одежду в шкафах

1

1

1.Помочь сверстнику одеть колготки.

2.Развязывать шнурки.

3.Поставить в шкаф забытую обувь.

1

1

1

Хозяйственно- бытовой труд

1.Вытереть полочку от пыли.

2.Раздать карандаши для рисования.

3.Помочь няне расставить игрушки.

2

2

1

1.Собрать игрушки по окончанию прогулки

2.Собрать бумаги с пола.

3.Вынести на участок небольшие игрушки

2

1

2

Труд в природе

1.Покормить рыбок.

2

1.Полить комнатные растения.

2.Вынести на участок корм зимующим птицам

2

2

В первый же день нашего пребывания на педагогической практике в первой половине дня, после обеда я укладывала детей спать. Дети самостоятельно раздевались и укладывались спать. Но некоторые дети не могли самостоятельно расстегнуть пуговицу. Дала поручение Ване помочь Алисе, расстегнуть пуговицы. Ваня с удовольствием выполнил поручение. Обратила внимание детей, что мальчики должны помогать девочкам. Похвалила Ваню: «Посмотрите, какой Ваня молодец! Помог Алисе расстегнуть пуговицы».

После занятия, многие дети играли. Я решила дать поручение Сергею. Попросила его посмотреть в коридоре все ли у нас чисто, все ли лежит на своем месте. Шкафчик Лизы был приоткрыт и из шкафа торчали рукава ее куртки. Он посмотрел, увидел это и сказал: «Лиза не закрыла дверь своего шкафчика». Попытался ее закрыть, но рукава куртки мешали. Предложила ему, попробовать убрать рукав куртки, то есть поправить ее. Выполнил все правильно. Дверь закрылась: «А теперь посмотри, и скажи все ли у нас лежит на своем месте, все ли лежит аккуратно?» Он ответил утвердительно. Поблагодарила его: «Молодец, Сергей! Теперь у нас чисто и красиво. Нужно всегда поддерживать чистоту не только дома, но и в группе и даже на улице». После сна все начали одеваться. Многие оделись, а некоторые еще не одели колготки. Я сказала вслух, что кто оделся пусть поможет другим. Максим, который уже стоял со стулом, подошел к Даше и начал ей помогать одеваться. Рассказал, что ей необходимо одеть сначала. Я сказала вслух: «Ребята, посмотрите на меня, скажите, что нужно надевать сначала». Ответил Максим: «Колготки, носки, шорты, майку». «Вот именно, ребята, одеваться нужно в определенной последовательности, чтобы было одевать вещи было удобно, посмотрите, как сейчас одевается Полина, сначала она надевает колготки, затем носочки и сандалии. А Максим у нас сегодня молодец, он помог Даше, одеть колготки правильно!».

После прогулки многие дети буквально вбежали в группу. Все быстро начали снимать обувь не развязывая шнурки: «Ребята, а почему вы не развязываете шнурки, ведь потом вам трудно будет ее развязать, как только вы пришли с улицы необходимо не снимать обувь, а сначала развязать шнурки, и вам так будет удобно снимать обувь». Все сели, ведь обувь снимают и одевают сидя, посмотрите у всех шнурки завязаны бабочкой. Потяните один конец шнурка и аккуратно двумя руками развязывайте шнурки. Объясняю детям совместно с показом. У Алисы не получалось, а Владик сказал, что у него на обуви нет шнурка, она на заклепке. Дала ему поручение помочь Родиону развязать шнурки, но не только развязать, но и показать, как это делать. Остальные правильно, сами, развязали шнурки. Похвалила Владика, сказав, что он все сделал правильно.

Все переоделись, осталась только Соня. Она одевала сменную обувь. Попросила ее посмотреть не оставил ли кто одежду или обувь, все ли в раздевалке в порядке. Она посмотрела по сторонам увидела кем- то оставленную обувь, подбежала к ней и вспомнила, чья она. Вспомнив, что обувь Даши. Она положила ее в шкаф. Похвалила ее: «Молодец, Соня! Помогла мне, а ведь если бы ты ее не заметила Даша искала бы ее». Даше напомнила, что необходимо свои вещи класть в шкаф.

Поручения в хозяйственно- бытовом труде - вытереть полочку от пыли я взяла всех детей. После занятия принесла теплой водички, тряпочки и предложила детям убраться в группе- помыть игрушки, вытереть полочки. Родиону и Полине дала поручение вытереть полочки от пыли, а Сергею и Даше расставить игрушки, остальные моют игрушки. Все принялись за работу, помогала детям, показывала, как нужно правильно мыть игрушки, дети с заданием справлялись. Родион и Полина вытирали полочку, им показала, как необходимо вытирать полочку.

После того как все игрушки были вымыты, полки протерты от пыли, а игрушки расставлены, похвалила всех детей.

На занятие мне нужно было раздать карандаши и альбомные листы. Попросила Алису и Ваню помочь мне разложить необходимые принадлежности по количеству детей. Ваня положил на каждого ребенка по одному карандашу, а Алиса, разложив листы обнаружила у себя два оставшихся листа, но я ей дала столько листов сколько было детей. «Алиса, пройди еще раз вдоль столиков и посмотри, чтобы на каждого ребенка было по одному листу. Лист должен лежать около карандаша». Алиса прошла вдоль столов увидела свою оплошность и исправила ее. Похвалила детей.

Одевая детей на прогулку я спросила у них не хотят ли они взять на прогулку игрушки. Все согласились и тут же начали спорить кто понесет игрушки. Распорядилась: «Мальчики - Максим и Владик вынесут игрушки на прогулку. Полина вынесет мячик. Девочки после окончания соберут игрушки и сложат в корзину. Сергей и Родион занесут корзину в группу. «А, я?» - спросил Ваня,- «А, ты Ваня, будешь держать дверь, чтобы мальчики смогли вынести корзину» - закончила я . Когда надо было собирать в группу. Родион стоял около корзины и ждал, пока девочки соберут игрушки и складут их в корзину, чтобы занести в группу. Показала, как нужно складывать игрушки, предварительно стряхнув их. Похвалила всех детей.

К концу нашей практики в первой половине дня организовала труд в природе. Подвела всех детей к аквариуму и спросила, кого они там видят? Чем питаются рыбки? Показала корм. Спросила у них, не хотят ли они покормить рыбок. Показала, как это необходимо сделать. По очереди дети кормили рыбок, рассматривали их. Похвалила детей.

Во второй половине дня у меня было задание по плану труд в природе. Принесла теплой водички. Тряпочку, опрыскиватель. С детьми мы вытирали пыль с растений, поливали их, рыхлили. Я показывала, дети повторяли. С показом объясняла детям, что нужно растениям. «Молодцы, дети, хорошо справились с заданием. Необходимо поливать комнатные растения не только в группе, но и дома».

В течении практики, я ежедневно давала детям поручения те о которых написала выше с целью закрепления трудовых умений детей, чтобы вызвать положительное отношение к труду старалась чаще поощрять детей.

Свою работу проводила в контакте с семьей, консультировала родителей по трудовому воспитанию, беседовала с ними о том как они воспитывают у детей самостоятельность в самообслуживании.

Контрольный эксперимент

В контрольном эксперименте я провела снова диагностику сформированности у детей трудовых умений, при этом использовала ту же диагностическую методику, что и в констатирующем, то есть методику Куцаковой.


Результаты диагностики оформила в диагностической карте.

Ф.И.О. ребенка

Одевание

Умывание

Помощь няне

Уборка игрушек

Самостоятельное кормление животных и птиц полив растений

Уровень

1.Полина

2.Ваня

3.Максим

4.Соня

5.Родион

6.Алиса

7.Лиза

8.Сергей

9.Владик

10.Даша Г

+

+

+

+

+ -

+ -

+ -

+

+

+ -

+

+

+

+ -

+ -

+ -

+ -

+

+ -

+ -

+

+

+

+

+

+ -

+ -

+

+

+ -

+

+

+ -

+

+ -

+

+

+

+

+ -

+ -

+

+

+ -

+

+ -

+ -

+ -

+

+ -

В

В

В

С

С

С

С

В

Н

Выводы

При изучении и формировании у детей младшей группы трудовых навыков и умений мной был проведен эксперимент в 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.

1 этап - констатирующий эксперимент. Я использовала диагностическую методику, разработанную Куцаковой. Составила критерии. На основе критериев определила уровни развития каждого ребенка. Выводы беседы оформила в диагностической карте трудовых умений детей.

По результатам беседы много было выявлено 2 ребенка - с высоким уровнем, 4 - со среднем уровнем, и 4 с низким уровнем.

2 этап - формирующий эксперимент. Составила план работы, который содержал в себе трудовые поручения в разных видах труда. Реализовала поручения в первой и во второй половине дня, и при руководящей роли воспитателя.

3 этап - контрольный эксперимент. Здесь я повторно провела диагностику сформированности у детей трудовых умений, при этом использовала ту же диагностическую методику, что и на первом этапе эксперимента, то есть методику Куцаковой. Результаты диагностики оформила в диагностической карте. Было выявлено четыре ребенка с высоким уровнем, пять детей со средним и один с низким.

Заключение

Я пришла к выводу, что поручения в младших группах использовались для поддержания интереса к труду, желания трудиться; для обучения трудовыми навыками и умениями, для формирования у детей уверенности в своих силах и способностях; для удовлетворения потре6ности в общении со взрослым; для подготовки к другим формам организации труда.

Анализ передового опыта по данной проблеме, показал, что для начала необходимо изучить возможности детей. Затем организовывать трудовые поручения с простых заданий и индивидуально, причем необходимо заинтересовать детей. Также необходимо показывать и объяснять важность определенного поручения. Можно использовать, показывая трудовой процесс, их знания о трудовом процессе, тем самым активизировать детей.

В конце поручения необходимо давать положительную оценку, независимо от того правильно ли сделал ребенок, похвалить его. Огромное значение придается и инициативе ребенка если он захотел, что - то сделать. Он просит воспитателя, а воспитателю необходимо поддерживать его инициативу, самостоятельность.

Необходимые условия для овладения трудовыми навыками и умениями должны быть не только в дошкольном учреждении, но и в семье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у детей 5-7 лет трудовых умений и навыков

Рабочая программа воспитателя детского дома по формированию у детей 5-7 лет трудовых умений и навыков....

«Взаимодействие с родителями по выявлению у детей знаний, умений и навыков здорового образа жизни»

Методики игровой диагностики для определениязнаний, умений и навыков здорового образа жизни...

Экологическое воспитание детей посредством трудовых умений и навыков.

Сегодня  как никогда важен   вопрос экологического воспитания дошкольников.  Необходимо прививать детям любовь и заботу  к природе с самого раннего возраста.  Дети, видя...

Статья по трудовому воспитанию детей в средней группе. Тема: «Формирование трудовых умений и навыков у детей среднего дошкольного возраста средствами экологии»

Формирование трудовых умений и навыков у детей дошкольного возраста является одной из важнейш их задач нашего общества. Его истоки лежат в раннем детстве, когда ребенок впервые начинает испытывать пот...

Доклад "Обучение детей 3-4 лет простейшим трудовым умениям и навыкам".

В докладе описан процесс формирования трудовых навыков у детей младшего дошкольного возраста и зависимость их приобретения с успешным обучением в дальнейшем образовательном процессе....

Формирование трудовых умений и навыков у детей с задержкой психического развития

В статье освещены вопросы трудового воспитания детей с задержкой психического развития, его значимость для  развития  и коррекции всех сторон воспитания детей( физического , умственного ,нра...

Механизмы формирования трудовых умений и навыков у детей.

В детском саду, в семье, доступном ему общественном окружении — всюду ребенок сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Поначалу внимание детей привлекают лишь внешние моменты...