Статья. Игра-это хорошо или плохо?
статья
Предварительный просмотр:
Игра – это хорошо или плохо?
В последние время, интерес к игровой деятельности всё возрастает. Это вызвано и тем, что, как убедились на практике, решать некоторые проблему без участия игры невозможно. Помимо этого выросло целое поколение (а может быть и два) не владеющих полноценною игрой, что привело к наличию у них целого ряда трудностей и проблем. Наконец, нельзя не учитывать ту игроманию, которая семимильными шагами распространяется не только среди детей, но и среди взрослых. При этом, как часть отмечается в психологической литературе, игра далеко не всегда помогает человеку. В целом ряде случаев она ведет к проблемам и трудностям, наиболее известной из которых является игрозависимость.
Итак, с одной стороны, без умения играть у человека возникает целый ряд проблем. Более того, многие сущностные характеристики человека возникают и развиваются в игре. Вместе с тем, с другой стороны, у многих людей игра не только не решает имеющиеся у них проблемы, но сама становится основой искаженного психического и личностного развития и разных трудностей.
Чтобы ответить на вопрос, чему помогает, а чему мешает игра, давайте проанализируем два довольно часто использующихся в современной психологии понятия «игра в школу» и «игра в профессию».
Некоторые исследования психологической готовности к школьному обучению показало, что одним из средств, помогающим его становлению и развитию является игра в школу. Более того, в занятиях, направленных на целенаправленное формирование психологической готовности к школьному обучению, игра в школу занимала одно из центральных мест. Вместе с тем, в то же время наблюдения за детьми, испытывающими трудности в школьном обучении, а также анализ их поведения и деятельности свидетельствует о том, что они играют в школу. Таким образом, игра в школу помогает сформировать психологическую готовность к школьному обучению и, одновременно, может стать серьезным препятствием реального школьного учения.
Несмотря на видимое противоречие, в реальности никакого несоответствия между этими двумя положениями нет. Игра в школу, проводимая вне рамок школьного обучения, в детском саду, после школьных занятий и т.п. будет способствовать формированию психологической готовности к школьному обучению. Игра же в школу, заменяющая собой реальную деятельность учения или деятельность, как прообраз школьного учения будет мешать ребенку учиться.
Доказательством сказанному может, с одной стороны выступить результаты экспериментального исследования психологической готовности к школьному обучению. Так, согласно полученным данным игра в школу обеспечивает формирование произвольно-контекстного общения ребенка со взрослым. Отличительные черты этого общения в том, что ребенок может, ориентируясь на контекст, подчинять свое общение со взрослым определенным законам, нормам, правилам. Иными словами произвольно-контекстное общение позволяет ребенку понять взрослого как учителя, вычленить в ситуации определенную проблему, понять и принять задачу как учебную.
В этом контексте произвольно контекстное общение, возникающее в результате игры в школу, помогает установлению особых отношений «учитель-ученик». При этом, как и в любой детской игре, самым главным является не содержание, которое условно и вполне может быть представлено с помощью слов «по-нарошку» и «как будто», а отношения между участниками игры.
способствовать формированию особых отношений между, как участниками игры, так и участниками будущего школьного процесса обучения. Использование же этого вида игры на занятиях будет вести к тому, что два плюс два будет каждый раз по-разному, поскольку для игры это не очень важно.
Другим доказательством того, что игра может помогать учиться, а может серьезно мешать этому процессу, служит то, что по мере развития игры (перед школой) появляются особые виды игр, в которых содержание уже не носит столь условный характер. Речь идет об играх с правилами. В этих играх ты реально выиграл, перешел на следующую ступень, заработал очки и т.п., а не понарошку и как будто. Однако эти виды игр, будучи типичными представителями детской игры, опять таки ориентированы на отношения, а вполне реальные результаты могут быть изменены – игра переиграна, ход берется назад, и т.п. Таким образом, даже если начальные формы учения строить в виде игры с правилами, рассчитывая на их реальный результат, то все равно, они мало походят на школьное учение. Точно также как и в игре, где ребенок по мере приобретения игровой опыта, предпочитает играть с одним партнером и не играть с другим, такие дети выдумывают истории и свято в них верят про «злых» и «плохих» учителей, у которых невозможно учиться.
Только возникающий в связи с играми с правилами период освоения правил может служить прообразом учебной деятельности и его результатом являются не отношения между участниками, а некоторое предметное содержание, способы, с помощью которых можно преобразовать действительность. С этих позиций и на этих основаниях построения обучения как подготовка к играм с правилами вполне может стать не только формированием психологической готовности к школьному обучению, но и реальной помощью в построении школьного обучения.
Совсем по-иному обстоит дело с игрой в профессию. По имеющимся данным игра в профессию предполагает два основания – устойчивый образ себя и устойчивый образ профессии. Таким образом, в игре в профессию человек приобретает возможность произвольно менять свой образ «Я» в сторону образа той или иной профессии. Конечно, здесь, как и во всякой игре, главным выступают отношения. Но в игре в профессию помимо отношений с окружающими, позволяющими осознать собственную профессию и служить основой становления профессионального самосознания, важнейшим выступает отношение субъекта к самому себе. Именно оно становится предметом этой игры, благодаря которому у человека происходит становления образа я как представитель профессии.
Именно этот образ позволяет использовать все имеющиеся у субъекта предметные характеристики профессии и те, которых у него нет средствами реализации и развития профессионального самосознания. В противном случае человек, несмотря на большое количество профессиональных умений, и навыков, не умеет ими пользоваться и оказывается профессионально непригодным.
Последнее, на чем хотелось бы остановиться это то, что в отличие от игры в школу, игра в профессию обязательно связана с наличием определенной профессиональной среды, с помощью которой организуется пространство, в котором она развивается и реализуется.
Анализ игры в школу и игры в профессию позволяет сформулировать их главное отличие: в учении субъект превращает себя из не знающего в знающего, и, соответственно игра в школу призвана формировать эту способность ребенка, то игра в профессию позволяет субъекту трансформировать себя, как представителя профессии, (пусть даже будущей) в более компетентного, умелого, квалифицированного.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Учим ребенка хорошим манерам" рекомендации для родителей
Рекоминдации для родителей...
Статья "Быть здоровым -хорошо, быть здоровым-важно!"
Сборник материалов по итогом регионального семинара-практикума для педагогов дошкольных образовательных учреждений...
Статья для родителей: «Хороший пример заразителен»
Детство, как всем хорошо известно, сензитивный период для развития всех психических функций человека, период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определе...
Статья. ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО...
ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО......
Статья Посмотри, как хорош край, в котором ты живешь!
Посмотри, как хорош край, в котором ты живешь!...
«Игры для хорошего настроения» (малоподвижные игры для дошкольников )
Малоподвижные игры широко используются в дошкольном образовательном учреждении как самостоятельная форма работы по физическому воспитанию. Такой вариант игр и развлечений подходит, например, в качеств...
Статья "Что такое хорошо и что такое плохо"
Выставление ребенку границ и норм допустимого поведения необходимо в первую очередь для него самого. Это помогает ребенку структурировать картину мира, ориентироваться в нем, делае...