Организация оздоровительной предметно-пространственной среды в младшей группе
проект (младшая группа)
Введение
«Здоровье - это состояние полного физического, духовного, и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов», - гласит один из девизов, списанных в Устав Всемирной организации здравоохранения «Отсутствие болезней» означает здесь достигнутый в идеале результат и подразумевает большую всеобщую работу по их предупреждению и профилактике, расширение сферы действия доказавших себя методов, поиск новых эффективных средств извлечения от заболеваний. Основы физического здоровья и высокой жизненной активности закладываются в раннем возрасте. В действующем законе «Об образовании» первоочередной задачей является «здоровье человека и свободное развитие личности» охрана здоровья детей входит в число приоритетов деятельности образовательного учреждения. Именно здоровье является условием успешного роста и развития детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_na_kursy.docx | 27.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Итоговая практико-значимая работа
Проект
«Организация оздоровительной предметно-пространственной среды в младшей группе»
Выполнил слушатель курсов
по программе «Здоровье души и тела
как триединство физического,
психического и духовно- нравственного»
Гордеева Татьяна Владимировна
МДОУ –детский сад №44 «Колокольчик»
«Забота о здоровье ребёнка – это не просто комплекс
санитарно-гигиенических норм и правил…и не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это, прежде всего, забота с гармоничной полнотой всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества»
В. А. Сухомлинский
Введение
«Здоровье - это состояние полного физического, духовного, и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов», - гласит один из девизов, списанных в Устав Всемирной организации здравоохранения «Отсутствие болезней» означает здесь достигнутый в идеале результат и подразумевает большую всеобщую работу по их предупреждению и профилактике, расширение сферы действия доказавших себя методов, поиск новых эффективных средств извлечения от заболеваний. Основы физического здоровья и высокой жизненной активности закладываются в раннем возрасте. В действующем законе «Об образовании» первоочередной задачей является «здоровье человека и свободное развитие личности» охрана здоровья детей входит в число приоритетов деятельности образовательного учреждения. Именно здоровье является условием успешного роста и развития детей дошкольного возраста.
Актуальность. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья, особое внимание важно уделять проблеме сохранения и укрепления здоровья, формированию у детей привычки и потребности к здоровому образу жизни.
Здоровье является одной из самых главных ценностей человеческой жизни, без его сохранения не возможно нормальное развитие и деятельность.
Очень важно у каждого человека сформировать определенные знания о здоровом образе жизни. На протяжении многих лет педагоги и психологи исследуют данную проблему. Интерес ученых к поставленной проблеме не случаен. Направленность личности на здоровый образ жизни - процесс довольно сложный и противоречивый, на него влияют особенности развития государства и общественное мнение, экологическая обстановка, технология воспитательно - образовательного процесса, личность педагогов, а также состояние и ориентация семейного воспитания. Большое значение в создании благоприятных условий для формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни играет система дошкольного образования, поскольку забота об укреплении здоровья ребенка, как отмечали ряд автор: А.Ф. Аменд, С. Ф. Васильев, М. Л. Лазарев, О. В. Морозова, Т. В. Поштарева и др. - проблема не только медицинская, но и педагогическая, так как правильно организованная воспитательно - образовательная работа с детьми нередко в большой степени, обеспечивает формирование здорового образа жизни.
Известно, что дошкольный возраст — решающий в становлении физического и психического здоровья человека. Ни в каком другом возрасте здоровье не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые семь лет. Важно в раннем дошкольном образе сформировать у детей навыки здорового образа жизни, потребность в систематических занятиях физической культурой (обогащение и накопление двигательного опыта) всего этого можно добиться, используя здоровье сберегающие технологии.
Цель: Организация работы по сохранение и укрепление здоровья детей через использование здоровье сберегающих технологий с учетом индивидуальных возможностей и способностей.
Задачи:
1.Воспитание у детей культуры здоровья, осознания необходимости заботы о своем здоровье
2.Формирование знаний, умений и навыков, которые необходимы для сохранения и укрепления здоровья
3.Формирование привычки к ЗОЖ, т.е. желания вести ЗОЖ и быть здоровыми
Создание здоровьесберегающей среды в группе
1.Организация рационального двигательного режима для развития двигательных навыков детей и увеличения работоспособности организма
2.Повышение защитных сил организма и устойчивости к различным заболеваниям посредством системы закаливания
3.Создание оптимальных условий для всестороннего полноценного психофизического развития детей и укрепления их здоровья
4.Проведение мониторинга состояния здоровья детей в группе и анализ его результатов.
Направления реализации задач проекта
1.обеспечение здорового образа жизни, гарантии здоровья на основе здоровьесберегающих технологий.
2.забота о социальном благополучии ребёнка.
3.всесторонне развитие ребёнка в деятельности.
Направления реализации задач проекта
1.обеспечение здорового образа жизни, гарантии здоровья на основе здоровьесберегающих технологий.
2.забота о социальном благополучии ребёнка.
3.всесторонне развитие ребёнка в деятельности.
Пути реализации:
1.внедрение здоровьесберегающих технологий и методик в учебно-воспитательный процесс ДОУ
2.партнёрство с родителями на основе вариативного и конструктивного диалога
Ожидаемые результаты:
1.Улучшение показателей физического развития, эмоционального состояния;
2.Благоприятная динамика в состоянии здоровья дошкольников (снижение числа случаев заболеваний в течении года);
3.Оптимальное функционирование организма;
4.Формирование необходимости заботиться о своем здоровье, желания и стремления вести здоровый образ жизни;
5.Формирование основ ЗОЖ, необходимых знаний, умений и навыков, полезных привычек;
6.Повышение адаптивности к неблагоприятным факторам внешней среды.
Здоровьесберегающая среда в группе
Здоровьесберегающая - развивающая среда в группе обеспечивает гармоничное развитие ребенка, а также создает эмоционально-положительную обстановку. Она не только позволяет проводить игры и занятия, но и приучает детей к самостоятельным играм.
Здоровьесберегающая среда в нашей группе включает в себя:
Уголок двигательной активности детей
В этом уголке размещаются следующие пособия:
-скакалки,
-мячи,
-обручи,
-массажные коврики и дорожки (для профилактики плоскостопия и ходьбы ладошками и ступнями одновременно),
-пластмассовые гантели и гантели изготовленные из подручного материала,
-массажные шарики и мячи. мячи суд- джок,
-ленточки, флажки,
-лесенка для лазания и перешагивания,
-дуга для подлезания,
-тренажер для формирования равновесия,
-ростомеры, которые служат также для профилактики нарушений осанки,
-кольцеброс, мячи с песком,
-кегли для сбивания мячиком,
-тренажер для развития ловкости и быстроты (палочки с веревками разных цветов для скручивания),
-пособия для развития глазомера (на стене).
Также в группе имеются пособия:
-для развития мелкой моторики рук - сухой бассейн; массажные мячики, прищепки. шнуровки, вязанная дидактическая игра «Спрячь мышку», « Гусеница»; картотека пальчиковых игр. Игры с прищепками «Развесь флажки, «Веселые прищепки, с массажными мячиками «Дойди до друга», бусы из киндер-яиц, пробок,, бизиборды.
-для развития речевого дыхания- картотека дыхательной гимнастики: сухой дождь, султанчики, листочки, снежинки, тучки, мыльные пузыри.
-комплексы по утренней гимнастики , дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз, гимнастики после сна, пальчиковой гимнастике,
-цветной мягкий модули «Гусеница» для прыгания, лазания, игр.
В уголке здоровья имеются наглядные консультации для родителей на тему «Здоровье»: «Профилактика гриппа», «Витамины», «О пользе прогулок», «Правильное питание», «Физическое развитие дошкольников» и т.д.
уголкок уединения, или зона релакса. На достижение этого направлено решение ряда задач:
В младшем дошкольном возрасте основное предназначение центра уединения — облегчить процесс адаптации, помочь малышам пережить расставание с мамой и привыкнуть к требованиям педагога. Уголок уединения наполнен предметами, к которым ребёнок испытывает тёплые чувства, мягкие красивые подушки и игрушки позволят малышу отвлечься и расслабиться.
Основу режима составили здоровьесберегающие технологии, и спектр медико-восстановительных методик, приемов и способов:
- Обширное умывание;
- Ходьба босиком;
- Ходьба по оздоровительным дорожкам (ребристые, мокрые, солевые и др.);
- Пальчиковая гимнастика;
- Дыхательная гимнастика;
- Артикуляционная гимнастика;
- Гимнастика для глаз;
- Психогимнастика;
- Точечный массаж;
- Физкультминутки;
- Динамические паузы;
- Игры-упражнения для профилактики и коррекции плоскостопия и осанки;
- Подвижные игры;
- Витаминизация.
Кроме того особое место в проекте по оздоровлению отводиться следующим направлениям:
1.Формирование культурно-гигиенических навыков у дошкольников.
2.Создание предметно-развивающей среды (дидактические игры, книги, пособия по формированию потребности в здоровом образе жизни).
3.Информирование и привлечение родителей к укреплению здоровья воспитанников.
Оценка эффективности комплексных воздействий, направленных на оздоровление ослабленных детей, осуществляется на основе общепринятых критериев.
Главные из них:
- Снижение частоты случаев острой заболеваемости;
- Совершенствование функций ведущих физиологических систем организма;
- Улучшение физического развития;
- Устранение отставания в развитии движений (или позитивная динамика в соответствующих показателях);
- Повышение устойчивости к утомлению, повышение работоспособности;
- Позитивные сдвиги в эмоциональной сфере;
- Улучшение аппетита, качества сна, навыков самообслуживания, познавательных возможностей.
Совокупность положительных изменений в состоянии здоровья и развитии ребенка на протяжении года позволит считать, что использованный комплекс коррекционно-оздоровительных средств в сочетании с реализацией гигиенических мероприятий, выполнением рационального режима дня был достаточно эффективным.
Список использованной литературы
1.Гаврючина, Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2010.
2.Зверева, О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2009.
3.Рябышева, О.И., Ленецкая, Л.А. Здоровьесберегающая среда детского сада // Управление ДОУ – 2011 - № 1. - С. 22-25.
4.Сократов Н.В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей. –М.: ТЦ Сфера, 2005 г.
5.Степаненкова, Э.Я. Физическое воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
6.Шебеко, В. Воспитание ребенка как субъекта физкультурно-оздоровительной деятельности // Дошкольное воспитание – 2011. - №5. – С.28-33.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предметно пространственная развивающая среда в младшей группе
Организация предметно пространственной среды в соответствии с ФГОС. Цели, задачи и принципы ппр среды освещены в этой работе....
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в подготовительной группе.
Предметно- развивающаяся среда в детсаде....
Презентация "Организация математической предметно-пространственной развивающей среды в подготовительной группе"
Презентация развивающей математической среды в подготовительной группе....
Презентация " Альбом по предметно-пространственной развивающей среде в младших группах"
Презентация " Альбом по предметно-пространственной развивающей среде в младших группах"...
Презентация "Предметно-пространственная развивающая среда в младшей группе в соответствии с ФГОС"
Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и ин...
Проектирование предметно-пространственной развивающей среды в младшей группе (от 3 до 4 лет) по направлению: сенсорное развитие
Проектирование предметно-пространственной развивающей средыв младшей группе (от 3 до 4 лет) по направлению: сенсорное развитие...
Предметно - пространственная развивающая среда в младшей группе "Ладушки"
Письменная характеристика предметно – пространственной развивающей среды в младшей группе "Ладушки" Воспитатель: Зайнуллина Т.В. Одним из определяющих факторов ...