«Хочу все знать»
материал (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Хочу все знать» «Исследование состояний воды.» по макротеме: «Зимушка, зима!» | 19.79 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №7»
Конспект работы образовательного центра
«Хочу все знать»
«Исследование состояний воды.»
по макротеме: «Зимушка, зима!»
Подготовила и провела:
Воспитататель В К К
МБДОУ« ЦРР- детский сад №7»
Петрухненко Н. С.
2019
Цель : Открытие нового знания о свойствах воды посредством экспериментирования, анализа собственных действий и осмысления полученного результата.
Задачи: Поощрять и стимулировать проявление речевой активности каждого ребенка; развитие умения анализировать и самостоятельно делать выводы.
Развитие познавательной активности.
Воспитывать интерес к познанию окружающего мира и экспериментированию.
Воспитывать чувство сотрудничества, доброжелательного отношения друг к другу.
Воспитывать бережное отношение к использованию воды.
Методические приёмы:
Мотивационно-побудительный этап:
Введение в игровую ситуацию ; создание ситуации занимательности.
Организационно – поисковый этап:
Актуализация знания: познавательная и практическая мотивация.
Открытие нового знания: наглядный (показ образца, демонстрация), практический (эксперименты, игровые упражнения, сравнение), словесный (напоминание, беседа, рассказ, вопросы поискового характера, пояснение, индивидуальные ответы детей).
Рефлексивно – корригирующий этап:
Осмысление: анализ опытов.
Воспитатель привлекает внимание детей к конверту . Воспитатель: Как вы считаете, от кого может быть это письмо?
(Дети выдвигают предположение, от кого могло бы прийти письмо)
Воспитатель: Я думаю, что это письмо предназначено вам, поэтому с удовольствием его зачитаю. (Читает письмо)
« Пишет вам б. Яга. Я украла мешок д. Мороза и верну его вам , если вы мне подарите бусы из воды.
Воспитатель: Да ну и задача .Но мы справимся. Давайте исследовать воду ее свойства.
Дети: Что такое вода? Какая она? Зачем она нужна на Земле?
Воспитатель: А как же мы с вами узнаем столько о воде?
Дети: Необходимо исследовать и как можно больше узнать о воде.
Воспитатель: А как? Где мы можем найти ответы на наши вопросы? А поможет нам наш исследовательский фартук.
Выбор методов исследования.
Дети: прочитать в книге; найти в компьютере; спросить у мамы или папы, или у старшего брата; понаблюдать.
Воспитатель подсказывает (если дети не назовут) детям, что можно провести эксперимент и подумать самим.
Воспитатель: Я предлагаю составить план нашего будущего исследования. Подумайте и скажите, что мы должны сделать вначале? потом? ( ответы детей). Воспитатель подводит детей к тому, что вначале необходимо подумать самостоятельно. Как только дети с этим согласились, кладем на первое место карточку с символом « подумать самостоятельно». Затем дети предлагают найти нужную информацию в книгах. Ставим на второе место карточку с символом « посмотреть в книгах». Затем « спросить у других", " посмотреть в компьютере", « провести эксперимент» и « понаблюдать».
В: Итак, ребята, у нас получился план исследования. Вы согласны со мной? Исследователи, вы готовы к поиску информации по этому плану?
Д: Да!
Воспитатель : Следующий шаг - сбор материала. Как мы будем фиксировать получаемые сведения, чтобы не забыть ? Предлагаю маленькие листочки бумаги, на которых будете делать заметки - рисунки, значки, символы, буквы, слова и т.п. фломастерами. ( Каждый ребёнок берёт несколько листочков для фиксации.)
Сбор материала.
Первый метод "подумай сам".
Воспитатель : Давайте подумаем, вода это....?
Дети: Вода это - жизнь, без неё не растут растения, погибают животные, человеку тоже нужна вода. ( Дети обсудив решили нарисовать сердечко).
Дети: : Вода – это жидкость, ее нельзя удержать в руках, она вытекает. Вода прозрачная ( ), не имеет цвета ( ), запаха ( ), без вкуса ( ), не имеет собственной формы, она принимает форму того сосуда, в которой её наливают ( ). Она бывает питьевая ( отмечают буквой «п»), морская ( рисуют волны на листочках), вода необходима для отдыха ( зонтик), перевоза грузов (кораблик), воду нужно беречь и экономить ( кран с каплей перечеркнут), в воде живут много морских обитателей (символ - рыбка). (Воспитатель помогает детям, если дети затрудняются с определением символа).Она может замерзать и превращаться в лед.
Дети вместе с педагогом рисуют пиктограммы (рисуночки) и кладут в кармашек "фартука информации".
Второй метод « прочитать в книге».
Воспитатель : Из каких источников мы можем найти нужную информацию о воде?
Дети: Мы можем найти нужную информацию из книг, журналов, энциклопедий.
Воспитатель : В моей энциклопедии есть интересные факты. Подойдите к столу, рассматривайте.
Поищите самую интересную и полезную информацию в энциклопедии.
Из книг дети узнали, что " вода необходима всему живому на земле, вода нужна
людям, животным, растениям. В воде живут много разных животных и рыб, поэтому воду нужно беречь и экономить. Вода широко используется людьми в разных отраслях. У воды можно отдыхать летом, купаться, Ещё по воде перевозят разные грузы."
Д: Что можем нарисовать на листочке? (дети предлагают, вместе рисую пиктограмму и кладут в кармашек "фартука информации" ).
Третий метод " посмотреть в компьютере";
" Воды на земле очень много, она занимает 80% планеты (рассматривают глобус ). В человеке тоже много воды, 2 части из 3 - это вода".
Дети смотрят презентацию о воде, рисую пиктограмму и кладут в кармашек"фартука информации".
Четвертый метод « спросить у специалиста» или у взрослого.
Дети подходят к взрослым и просят об интересующем объекте, зарисовывают и кладут в кармашек "фартука информации".
Дети : Мы ещё узнали, что в море можно плавать и не утонуть. ( Воспитатель объясняет , что морская вода содержит много соли, поэтому в ней сложно утонуть. Рисуем символ – солонку ).
Воспитатель : Какой еще метод у нас остался?
Дети: Провести эксперимент.
Воспитатель : Но сначала предлагаю немного отдохнем.
Физкультминутка.
Начинается разминка.
Встали, выровняли спинки.
Вправо-влево наклонились
И ещё раз повторили. (Наклоны в стороны.)
Приседаем мы по счёту,
Раз- два -три- четыре- пять.
Это нужная работа —
Мышцы ног тренировать. (Приседания.)
А теперь рывки руками
Выполняем вместе с вами. (Рывки руками перед грудью.)
Воспитатель : Какой же метод у нас еще остался, ребята?
5 метод: "провести эксперимент ".
Воспитатель : Для проведения эксперимента приглашаю вас всех в лабораторию. Чтобы идти в лабораторию, предлагаю надеть халаты и шапочки, и вспомнить правила поведения в ней.
Дети называют правила поведения в лаборатории и выбирают какие они будут проводить опыты. Рассматривают алгоритм своего опыта.
Опыт № 1. Определение запаха воды.
В: Ребята, скажите, а вода чем-нибудь пахнет? Давайте сейчас понюхаем воду и узнаем, пахнет она или нет (разные ответы детей). Правильно, чистая вода ничем не пахнет! Добавим в воду лимон.
А теперь ребята понюхайте воду с лимоном. Есть запах у воды? (есть)
Как вы думаете, почему вода с лимоном пахнет? (Лимон пахнет, поэтому и вода пахнет). Правильно, потому что у лимона есть запах. Значит, какой мы можем сделать вывод? Чистая вода не пахнет, а если в нее добавить что-нибудь, то у воды появится запах, что в нее добавили.
Опыт № 2. Определение возможности воды растворять.
В: Опустите в воду кусочек сахара. Что с ним происходит? (он исчез, растворился). Где в жизни мы можем наблюдать? (когда мы кладём кусочек сахара в чай, он растворяется и становится сладким). Вывод: вода растворитель, может растворять различные вещества.
ОПЫТ №3 Воспитатель : Ребята, вы сказали, что в соленой воде не утонешь? Хотите это проверить? (да)
Нам понадобятся два больших стакана с водой и два сырых яйца. Попробуем узнать, что будет с яйцом, если его положить в воду. Сначала положим яйцо в чистую (не солёную) воду. Что произошло с яйцом? (яйцо опустилось на дно стакана) .
Во второй стакан добавим соль, и размешаем. Опустим в этот стакан яйцо. Что произошло с яйцом (оно плавает на поверхности).
Воспитатель : Какой мы можем сделать вывод из этого опыта?
Дети: В соленой воде предметы не тонут.
Опыт № 4 . Определение цвета воды.
В: Посмотрите, что у нас на столах. Предлагаю вам сейчас налить в один стакан воду, а в другой молочко. Определите, в каком стакане вода. Как вы догадались и как определили? (Вода прозрачная, а молоко нет).
А давайте с вами посмотрим, правда это или нет? Положите в стаканчик с водой 2-3 ракушки. Они видны в стакане с водой? (да) А теперь положите ракушки в стаканчик с молоком. Видно их? (нет) Теперь мы с вами убедились, что чистая вода на самом деле прозрачна. А вся ли вода прозрачна (грязная вода не бывает прозрачной). Но какой же всё-таки цвет имеет вода на самом деле? (разные ответы)
Давайте мы с вами это проверим. У вас на столах лежат разноцветные крышки. Вы будете опускать в воду эти крышки по очереди и смотреть, с цветом какой крышки совпадет цвет воды (выполняют действия с крышками и наблюдение за результатом).
Ну, что ребята, подошла какая-нибудь крышка по цвету? (нет)
Тогда какой вывод мы можем с вами сделать? Есть цвет у воды? (Нет, у воды нет цвета). Она бесцветная.
ОПЫТ №5 «Вода нужна всем».
Воспитатель: Вы сказали, что всему живому нужна вода. Проверим это на опыте с растениями?
Воспитатель: Перед вами 2 стаканчика с водой. Какой цвет у воды?
Дети: Вода прозрачная.
Воспитатель: Чтобы узнать, как растение пьёт воду, нужно приготовить разноцветную воду. Как из прозрачной воды сделать цветную воду?
Дети: Развести в воде краску.
Воспитатель: Добавьте в 1й стаканчик синюю краску, во 2ю - красную. Тщательно перемешайте до растворения. А теперь в каждый стаканчик мы поставим по цветку, которые лежат на тарелочке. Как называется цветок? Какого он цвета?
Дети: Подснежники. Они белого цвета.
Воспитатель: А теперь понаблюдаем. Что изменилось? Что произошло с цветами? Какими стали цветы?
Дети: Цветы перекрасились в цвет воды.
Воспитатель: Почему?
Дети: Цветок пьет воду, вода поднимается по цветку вверх.
Вывод. «Цветы пьют воду; вода движется по цветку».
Воспитатель : Ребята, много ли интересного мы узнали с вами о воде?
Дети: Много.
Воспитатель : Достаньте из кармашек ваши рисуночки-информации, разложите на столе так, чтобы все их видели. Разложите пиктограммы в определенной последовательности. Слева, на первом месте кладем пиктограмму с самой важной информацией, затем то , что на втором месте, на третьем месте и т.д.
А теперь исследователи расскажем по алгоритму опытов все, что вы узнали о воде. Дети делают Доклад:
" Вода- это жидкость, она прозрачная, не имеет запаха, вкуса, цвета. Вода не имеет собственной формы, она принимает форму того сосуда, в которой её наливают. Воды на земле очень много, она занимает 80% планеты. В человеке тоже много воды, 2 части из 3 - это вода". Без воды нет жизни, человек, животные, растения всем нужна вода. Воде живет много разных животных и рыб, поэтому воду нужно беречь и экономить. Вода бывает соленая и не солёная, питьевая. В морской воде не утонешь, потому что она соленая. У воды можно отдыхать летом, купаться. Ещё по воде перевозят разные грузы". Она не имеет запаха, цвета, растворитель. Она превра щается в лед.
Дети: давайте сделаем бусы из льда.
Воспитатель: Вы сегодня все старались, сделали много новых открытий продолжайте свои опыты и эксперименты. Желаю вам удачи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Хочу все знать"
Программа кружка - лаборатории "Хочу все знать" содержит пояснительную записку, в которой раскрыты цели, задачи и принципы по реализации программы....
Перспектвный план кружка "Хочу все знать".
План работы кружка - лаборатории на один год в подготовительной группе.Кружок нацелен на развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению....
Занятия кружка - лаборатории "Хочу все знать"
Конспекты занятий кружка в подготовительной группе....
Разработка занятия с детьми по проектной деятельности Исследовательский метод «Хочу всё знать!»
Разработка занятия с детьми по проектной деятельности Исследовательский метод «Хочу всё знать!»...
Перспективный план работы кружка "Хочу всё знать" в старшей группе
материал по поисково - исследовательской деятельности с детьми старшей группы...
Из опыта работы кружка дополнительного образования "Хочу всё знать".
Кружок "Хочу всё знать" в нашем ДОУ является частью системы работы по формированию познавательных интересов дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность. В работе описаны методические...
Проект "Хочу летать, хочу все знать"
Данный проект направлен на формирование объема словаря, на развитие лексической системности у детей с общим недоразвитием речи на материале темы «Воздушный транспорт». Цел...