Проект познавательно-творческий "Золотая Хохлома"
проект (подготовительная группа)

Ишеева Людмила Вадимовна

В проекте представлены: беседа, дидактические игры, пластилинография, рисование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zolotaya_hohloma.docx865.95 КБ

Предварительный просмотр:

Наименование проекта: Золотая Хохлома.

Тип проекта: познавательно - творческий.

Вид проекта: творческий.

Продолжительность проекта:  краткосрочный.

Срок реализации: месяц.

Участники проекта:  дети подготовительной к школе группы, воспитатель, родители воспитанников.

Цель: формировать интерес к народным промыслам России на примере хохломского промысла.

Задачи:

Познакомить с историей возникновения и выразительными средствами хохломской росписи (колорит, содержание, чередование, симметрия и асимметрия в узоре);

Развивать сенсорную чувствительность (восприятие цвета, формы, фактуры), мелкую моторику, творческие способности дошкольников;

Воспитывать эстетический вкус, интерес к изучению народных промыслов, любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев;

Формировать умение использовать нетрадиционные техники рисования «пластилинография), получать удовольствие от своей работы;

Актуальность проблемы:

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину задача особенно актуальная сегодня, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должны начинаться, как можно раньше, как образно говорит наш народ: «с молоком матери» ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство – этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров.

Народное искусство, как и искусство вообще многофункционально и одна из функций воспитательная. В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности, которые до сих пор не реализуются в полной мере.

В своих работах А.П.Усова пишет, что использование народного искусства в детском саду никогда не было просто случайным побуждение и модой, а всегда выступало в тесной связи с педагогическими и художественными задачами дошкольной педагогики, практической реализацией которых во многом способствовало народное искусство. «Маленьким детям еще не доступно понятие о Родине. Воспитание в этом возрасте и состоит в том, чтобы подготовить почву для них, вырастив ребенка в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками его страны».

Именно это и побудило провести целенаправленную работу по воспитанию детей на материале народного искусства.

Механизм реализации проекта:

Формы работы с дошкольниками:

  • беседы о хохломском промысле,  об особенностях узора, композиции, цветосочетании;
  • рассматривание элементов росписи;
  • рисование основных элементов хохломской росписи в порядке усложнения;
  • непосредственная образовательная деятельность;
  • познавательные рассказы воспитателя;
  • просмотр фильма о хохломском промысле;
  • дидактические игры;
  • раскрашивание плоскостных силуэтов: ложек, чашек, салфетниц, солонок, вазочек;
  • рассматривание иллюстраций и хохломских изделий;
  • роспись тарелочек, ваз хохломским узором в технике пластилинография.

Взаимодействие с родителями:

  • изготовление  папки  «Хохломская роспись»;

Деятельность педагога:

  • подбор литературы, презентации о народном промысле "Золотая Хохлома";
  • иллюстраций хохломских изделий;
  • изготовление плоскостных силуэтов для росписи;
  • проведение выставки народных мастеров по мотивам хохломской росписи.

Ресурсное  обеспечение проекта:

  • информационные  ресурсы (научная и  педагогическая литература по данной проблеме);
  • материально-технические ресурсы (мультимедийное оборудование,  дидактические,  развивающие пособия, игры, книги, фотографии);

Сроки  и этапы реализации проекта:

Проект осуществляется в несколько этапов:

  • Организационно-подготовительный.
  • Основной (этап непосредственной реализации).
  • Итоговый (результативный, рефлексивный).

Организационно-подготовительный:

- обозначение проблемы и темы проекта, определение цели и основных задач;

- подбор художественной литературы, иллюстраций, наглядных пособий;

- разработка конспектов непосредственно-образовательной деятельности, бесед;

- составление плана реализации проекта;

- оформление папки  «Хохломская роспись»;

Основной: 

Рассматривание посуды, элементов хохломской росписи, иллюстраций в альбомах.

Отгадывание загадок о хохломе, разучивание стихов и частушек.

Дидактические игры: «Собери картинку», «Составь узор «ягодки», «Найди лишнее и объясни почему», «Назови элемент», «Укрась вазу», «Дорисуй рисунок», «Составь узор», «Раскрась картинку».

Просмотр презентаций о хохломе.

Рисование: «Элементы хохломы», «Хохломские ложки», «Роспись чаши»

Пластилинография «День рождения Ушастика»

Пластилинография «Хохломская тарелочка». Мастер-класс с пошаговым фото.

Итоговый:

- обобщение результатов работы;

-оформление выставки народных мастеров по мотивам хохломского промысла.

- презентация  «Золотая Хохлома»

Ожидаемые результаты:

- дети активные, любознательные, интересуются возникновением русского народного промысла;

- выделяют характерные средства выразительности хохломской росписи: элементы узора, колорит, сочетание цветов, композицию цветовых пятен, симметрию и ассиметрию в узоре, этапы росписи  и т.п.;

- самостоятельно и творчески применяют умения и навыки, полученные на занятиях в самостоятельной художественной деятельности.

Вывод по проекту: в результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно-прикладному искусству у них появилось желание больше узнать о творчестве русских мастеров.

Без знания детьми народной культуры не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребенка.

Красота нужна всем, но прежде всего она необходима детям.

Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамическое по рисунку, пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическим чувствам.

Проект на тему «Хохломская роспись» разрешил проблему и реализовал поставленные задачи. Создал информационную копилку с целью обогащения опыта и знаний у детей дошкольного возраста. Дети узнали много интересного и познавательного. Научились лепить и украшать посуду хохломским узором. Повысился интерес к разным видам деятельности,

Используемая литература:

1. «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно - прикладного искусства» Л. В. Орлова - Москва «Мозаика – синтез».

2. «Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации (конспекты занятий)» Грибовская А. А. - Москва 2011 г.

3. «Народное декоративное – прикладное искусство» - М.: Просвещение, 1984.

4. «Дети и народное творчество» - М.: Просвещение, 1995 г.

5. «Хохломская роспись по дереву. Наглядное пособие» - М.: Мозаика – Синтез, 2002 г.

6. Жигалова С. Роспись Хохломы. - М.: Детская литература,1991.

7. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. - М. ,1990.

8.О. А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно – прикладным искусством. - М. ,С., 2003.

9. Соломенникова О. А. Радость творчества. - М. ,Мозаика-синтез,2005.

Приложение к проекту «Золотая Хохлома»

Беседа в подготовительной группе на тему: «Золотая хохлома».

Цель: развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному искусству; художественного творчества в декоративном рисовании.

Задачи:

Приобщать детей к декоративно-прикладному искусству.

 Воспитывать интерес к народным промыслам, любовь и бережное отношение к природе, к народному декоративному творчеству.

 Развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы рисования при создании узоров по мотивам хохломской росписи.

Учить выделять элементы узора Хохломы (листок, ягодка, травка) и видеть красоту;

 Развивать цветовое восприятие, чувство ритма, творческое воображение;

 Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев;

Формировать знания об особенностях росписи  посуды.

Воспитатель:

Сегодня день у нас особый,

Я приглашаю вас друзья.

А вы со мной идти готовы?

В чудесный мир зову вас я.

 - Любите отгадывать загадки? (Да). Тогда слушайте:

Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.

Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым.

Засияла, поднялась, сладким соком налилась.

А трава, как бахрома. Что же это? … (Хохлома)

- Посмотрите вокруг, сколько разных предметов, украшенных яркими, нарядными узорами, которые отливают золотом.

Как волшебница Жар-птица,

Не выходит из ума

Чародейка-мастерица,

Золотая Хохлома.

 И богата, и красива,

 Рада гостю от души.

 Кубки, чаши и ковши.

 И чего здесь только нет:

 Гроздь огненных рябин,

 Маки солнечного лета

 И ромашки луговин.

 Всё вобрала, словно память:

 Зорь червонные лучи

Здесь посуда знатная

Складная да ладная

Она повсюду славится,

Она и вам понравится!

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьется и цветы

Удивительной красы.

Блестят они, как золотые,

Как будто солнцем залитые.

Все листочки, как листочки,

Здесь же каждый – золотой.

Красоту такую люди

Называют хохломой.

-А хотите узнать, ребята, откуда взялась вся эта красота, кто её придумал?

Воспитатель: Все эти предметы сделаны из дерева. Дерево всегда было одним из самых доступных и любимых материалов русских умельцев. Один из деревянных промыслов зародился в Нижегородской области.  В окрестностях города Нижний Новгород  находится село с весёлым названием Хохлома. В Хохломе посуду делали из древесины липы, берёзы и ольхи. Но посуда изготавливалась также и во многих окрестных сёлах, затем свозилась на ярмарку в Хохлому и оттуда уже  расходилась расписная посуда по всему белому свету. Вот и прозвали её хохломской

Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так их расписывал (раскрашивал), что казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но сколько ни искали, не смогли найти чудо-мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать «золотую» посуду. В каждой избе сверкали «золотом» чашки до ложки. Много «золотой» посуды продавалось на ярмарке в селе Хохлома. Так и родилось название «золотая хохлома».

А сделать настоящую хохлому совсем не просто.

Сначала мастер вырезает из дерева заготовку - будущую чашу. Потом сушит ее и покрывает тонким слоем глины. Похожа теперь чаша на глиняную,

 И узорчатый орнамент

 Древне суздальской парчи.

 Листья рдеют, не редея,

 От дыхания зимы.

 Входим в царство Берендея,

 В мир волшебной Хохломы.

- Посмотрите ребята, как красиво вокруг! Мы  попали в царство Золотой Хохломы!

В группе организована выставка хохломских изделий.

C:\Users\Администратор.ADMIN-P28Z7GYFZ\Desktop\IMG_1885.JPG

C:\Users\Администратор.ADMIN-P28Z7GYFZ\Desktop\IMG_1887.JPG

не требуется! Вместо дорогого золота натирают чашу оловянным или алюминиевым порошком. Чаша блестит, будто серебряная. Потом художник мягкой кистью рисует затейливый орнамент. Потом чашу покрывают лаком и ставят в печь. Не кашу варить, а для просушки, для «закалки». И происходит чудо: деревянная чаша становится золотой, с нарядным, красочным рисунком!

- Давайте еще раз рассмотрим эти изделия. Сколько тепла излучают они, мягкие, гладкие на ощупь, радующие глаз. А как вкусно есть из такой сказочной посуды! Да еще золотистой расписной ложкой. Не боится хохлома ни жара, ни влаги, ни стужи. Все так же будут сиять ее краски, не потускнеет «золото». Потому что сделали это чудо золотые руки мастеров.

- Кто скажет мне,  какой цвет использует  художник в хохломской росписи? (Красный, жёлтый, чёрный и может присутствовать зелёный).

- Какой цвет используют мастера для фона? (Красный, жёлтый, чёрный).

- Назовите элементы узора в хохломской росписи (Завитки, травинки, капельки, осочки, кустики, листочки и трилистники, ягодки).

- А какие ягоды рисуют художники? (Малинку, клубничку, чёрную и красную смородину, рябину, вишенки, крыжовник, бруснику).

- Молодцы, ребята!

- Посмотрите, тут и алые гроздья рябины, и спелая ягодка земляники, и завитки трав и листьев. И главное - мерцающий золотой фон.

- А сейчас мы с вами поиграем. Я буду показывать вам различные элементы хохломской росписи, а вы должны будите правильно их назвать. Согласны? (Да!).

C:\Users\Администратор.ADMIN-P28Z7GYFZ\Desktop\IMG_1867.JPG

C:\Users\Администратор.ADMIN-P28Z7GYFZ\Desktop\IMG_1869.JPG

Физкультминутка.

На столе хохломской самовар,

(«надуть» живот, одна рука на поясе).

Очень важный, из носика пар.

А вокруг расписные чашки,

(кружиться, рисуя руками круг)

Нет посуды хохломской ярче.

Рядом с ними золотые ложки,

(потянуться, руки сомкнуты над головой)

На них «травка» - это древняя роспись.

Вот с малинками поднос,

(взяться за руки, образовать большой круг)

Он нам все это принес.

Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)

Наше чудо – дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой)

Красоты невиданной! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).

Нарисуем травку (руки перед грудью одна на другой)

Солнечною краской (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Ягоды рябинки (руки перед грудью одна на другой)

Краской цвета алого (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)

Вот так чудо дивное! (руки поднять вверх, через стороны опуст - Молодцы! Присаживайтесь:

Воспитатель: Удивительна и богата земля русская своими мастерами!

                 И талантлив наш народ.

                 О Руси родной, умельцах

                 На весь мир молва идет.

                 Много сказочных мест у России,

                 Городов у России не счесть.

                 Может где-то бывает красивей,

                 Но не будет роднее, чем здесь!

Ребята нам пора заканчивать наше удивительное путешествие в мир «Золотой хохломы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Хохлома, хохлома - краше нет нигде тебя.

Презентация проекта, развлечение....

Проект «Хохлома, хохлома, краше нет нигде тебя!»

Проект: Хохлома, хохлома – краше нет нигде тебя!Паспорт проекта.1. Название проекта: Хохлома, хохлома – краше нет нигде тебя!2. Выполнила: Яблокова Анастасия (под ру...

«Хохлома, хохлома – краше нет нигде тебя!»

Цель: Углублять знания детей о народном промысле – Хохломе, воспитывать гордость за мастерство нашего народа.Образовательные задачи:• «Познание»: Приобщать детей к русской культ...

Беседы для детей по знакомству с русским народным декоративно-прикладным искусством "Золотая Хохлома, Хохлома, Хохлома!"

Сегодня я хочу вас познакомить с русским народным декоративно-прикладным искусством – хохломской росписью....

Проект "Мир золотой Хохломы"

Познакомить детей с одним из народных промыслов России - хохломской росписью её историей...

Проект : «Хохлома, хохлома – краше нет нигде тебя…»»

Проектв средней группе №3 «Колокольчик»тема: «Хохлома, хохлома – краше нет нигде тебя…»»...

Проект во второй младшей группе тема "Хохлома, хохлома, разукрасилась земля"

   Целью нашего проекта было формирование у детей эмоционально-ценностного отношения к родной культуре, выделению предметов народных промыслов из окружающей действительности. Живопись...