Люблю я свой осенний край
проект (средняя группа)

Минаева Ольга Николаевна

                                                                         ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

 (ГБОУ СОШ № 2101),

121433, г. Москва, ул. Малая Филевская, д. 26, корп. 2, ОГРН 1037700008488

тел.: 8 (499) 144-48-07, факс: 8(499)144-48-07, e-mail: sch98zao@mail.ru, www.sch98.mskzapad.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проект 

по нравственно-патриотическому воспитанию

«Люблю я свой осенний край»

(средняя группа)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                        Составитель воспитатель Минаева О.Н.

 

Москва 2016 год

 

 

        

 Проект по нравственно-патриотическому воспитанию

«Люблю я свой осенний край»

(средняя группа)

Паспорт проекта

Тип проекта:

практико-ориентированный, краткосрочный, открытый, коллективный

Целевые участники проекта:

 

  • Дети средней группы (4-5  лет).
  • Педагоги ОУ.
  • Родители воспитанников.

Условия реализации проекта:

заинтересованность педагогов, детей и родителей, регулярность и систематичность работы.

Продолжительность проекта:

С октябрь-ноябрь

Актуальность разработки и реализации проекта

Дошкольное детство – важнейший этап становления личности. Одна из задач нравственного воспитания ребенка – воспитание любви к малой Родине, к родному краю. Чтобы воспитать в человеке чувство гордости за свою Родину, надо с детства научить его любить свой край, где он родился и вырос, природу, которая его окружает.

Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретет всё большее общественное значение. И перед дошкольными образовательными учреждениями, на современном этапе стоят задачи формирования с самого раннего детства высоких нравственных качеств: основ гражданственности, любви к Родине, бережного отношения к её природе, историческому и культурному наследию, уважения к старшим и сверстникам, культуре и традициям других народов.

Чувство патриотизма формируется постепенно в процессе накоплений знаний представлений об окружающем, это и любовь к местам, где родился, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим миром и желание сохранять и приумножать богатства малой Родины. Чувство любви к родному дому, краю, природе - одно из слагаемых патриотизма. Нельзя забывать о том, что патриотизм формируется у каждого ребёнка индивидуально.

Важно пробудить интерес к истории своей семьи, родного города.

В привитии любви к Родине важно соблюдать последовательность: от близкого - к далёкому, от малого - к великому (мой дом - моя улица - мой город - моя страна).

 

Малая Родина... У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать — всё. Край, где родился и вырос, где светят звёзды детства, — именно это необходимо каждому человеку. Одной из форм воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста является привитие любви к родному краю. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родному краю играют огромную роль в становлении личности ребенка. Воспитать любовь к родному краю – это значит так показать детям их родной край, чтобы вызвать чувство восхищения своей родиной, чувство  гордости за своих земляков.

          «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Д.С. Лихачев

           В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.             
      Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:
«Ты вспоминаешь не страну большую,
Которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую,
Какой её ты в детстве увидал»
             И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
               Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.

Проблема:

Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родной страной, родным посёлком, с историей родного края, его достопримечательностями и известными людьми.

       Родители имеют недостаточно знаний о своем крае, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном посёлке. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.

       Отсутствие у детей познавательного интереса к истории своих предков и культурному наследию города,  области, страны .

       Недостаточная компетентность родителей в воспитании у детей нравственно-патриотических чувств.

       Изменение качества взаимодействия детского сада и семьи с целью повышения эффективности воспитания нравственно-патриотических чувств у детей.

       Отсутствие эффективной системы  работы по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ.

Цель проекта:

Формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства любви к своей семье, родному городу, к природе. Развивать чувство гордости за свою малую Родину.

Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к Родине.

     Задачи:

      1. Создать оптимальные условия для приобщения взрослых и детей к истокам культуры родного края;

      2. Воспитать чувства любви к своей семье, к своему роду, развитие      интереса к истории семьи, семейным традициям;

      3.Вовлечь взрослых и детей в активно-познавательную, исследовательскую деятельность по изучению и сохранению истории, природы и культуры своего края, города;

       4. Сформировать у детей и взрослых систему знаний о родном городе, крае на основе историко-художественно-краеведческого материала.

       5. Привлечь родителей к активному участию в реализации проекта.

       6. Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;

Реализация проекта осуществлялась в 3 этапа.

1 этап - подготовительный, включает в себя:

  • Изучение интереса детей для определения целей проекта.
  • Сбор и анализ литературы, наглядного материала для взрослых и детей.
  • Обращение к специалистам.

 2 этап - основной, включает в себя формы работы с детьми:

• непосредственно образовательная деятельность;

• тематические беседы;

• презентации;

• календарные праздники;

• развлечения, досуги;

• экскурсии;

• пополнение развивающей среды,

  • выставки детских работ, семейных коллекций

3 этап - итоговый, включает в себя:

  • Выставка продуктов детской деятельности.

Прогнозируемый результат на уровне ребенка:

  • - освоение детьми доступных знаний об истории родного края;
  • - умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь нуждающимся;
  • - расширение знаний детей об известных людях родного города, улицах, названных в честь героев войны, памятниках и других культурных ценностях;
    - расширение у детей области социально-нравственных чувств и отношений;
  • - сформированность системы понятий духовных семейных ценностей,
  • самовыражение творческих способностей детей;
    -обогащение знаний детей о музейной культуре;
    -сформированность элементарных проектно-исследовательских умений и навыков;
  • Гипотеза:
  • Работа над проектом имеет большое значение для познавательных интересов детей. Применение эффективных методов повышает интерес детей к окружающей действительности.
  • Ожидаемые результаты проекта:
  • У детей сформированы начальные представления о родном краевызывающие чувство гордости и любви. Знание названия своего города, улицы, на которой живут, домашнего адреса.
  • Продукт проектной деятельности
  • Фотографии занятий
  • Работы детей
  • Формы работы над проектом:
  • Беседы с детьми
  • Беседа «Моя семья»;
  • Беседа о домашних адресах;
  • Беседа о названиях улиц;
  • Беседа о городском транспорте;
  • Рассматривание серии картинок и фотографий «Наш город»;
  • Рассматривание фотографий достопримечательностей города.
  • Просмотр видеофильма
  • «Наш город любимый».
  •  

 

Тематический план работы по нравственно - патриотическому воспитанию         детей средней группы.

 

    тема

Работа с детьми, с родителями

месяц

 

 

«Мой

любимый

детский

сад»

-Экскурсия по детскому саду и знакомство  с трудом сотрудников.

-Беседы «Моя группа», «Мои друзья».

- Рассматривание альбома « Жизнь нашей группы»

- Игры: «Ласковые слова», «Назови ласково».

-Разыгрывание ситуаций: «Ссора», «Как помириться?»

- Чтение и разучивание стихов о дружбе.

-Выявление степени вовлеченности семей в образовательный процесс: анкета для родителей, определяющая их отношение к патриотическому воспитанию детей.

-Изготовление альбома «Жизнь нашей группы».

-Памятка для родителей: «Как научить детей дружить».

 

 

 

октябрь

 

 

 

«Моя семья»

-Рассказы детей о членах своей семьи.

-Изготовление альбома «Моя семья»

-Беседа «Что значит любить родителей?»

-Беседа «Каждый при деле» - домашние обязанности членов семьи.

-Разыгрывание ситуаций: «Как поднять настроение маме?», «Праздник в семье», «Вечер в семье».

-Д/и « Ты да я – мы семья»

-Консультация «Как весело и с пользой провести выходные с семьёй»

 

 

 

октябрь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Наши защитники»

 

«Народное творчество»

-Беседа с детьми о папе, с рассматриванием фотографий.

-Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря».

-Изготовление подарков для пап

-Аппликация «Самолеты».

-Заучивание песен и стихов об армии

-Игровая ситуация «Мы солдаты».

-  Празднование праздника «Масленица»,

-Д/и «Народная игрушка»,

-Слушание р. н. песни «Детская кадриль».

- Видео презентация р. н. танца «Калинка»,

-Знакомство с дымковской росписью. Рисование «Платочек».

-Изготовление газеты « Мой папа самый лучший»

 

 

 

 

ноябрь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Мой любимый город»

 

 

 

 

-НОД «Символы России»,

-Мультимедийная презентация «Москва - столица нашей Родины»

-Беседы с детьми: «Мой адрес», «Улица, на которой я живу».

-Рассматривание фотографий с улицами города,

-Д/и «Узнай свой город»,

-Д/и «Народная игрушка»,

-Просмотр мультфильма «Россия. Нижний Новгород»

- Изготовление альбома совместного творчества детей и родителей «Я рисую Нижний»

-Родительское собрание «Воспитание дружеских взаимоотношений между детьми»

-Фотовыставка «Мой любимый Нижний Новгород»

-Консультация для родителей «Познакомьте ребёнка с Нижегородским кремлём».

-Презентация книг, статей из газет и журналов на тему патриотического воспитания детей.

 

 

 

 

 

 ноябрь

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osenniy_kray.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

                  ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

 (ГБОУ СОШ № 2101),

121433, г. Москва, ул. Малая Филевская, д. 26, корп. 2, ОГРН 1037700008488

тел.: 8 (499) 144-48-07, факс: 8(499)144-48-07, e-mail: sch98zao@mail.ru, www.sch98.mskzapad.ru

Проект 

по нравственно-патриотическому воспитанию

«Люблю я свой осенний край»

(средняя группа)

                                                        Составитель воспитатель Минаева О.Н.

Москва 2016 год

        

 Проект по нравственно-патриотическому воспитанию

«Люблю я свой осенний край»

(средняя группа)

Паспорт проекта

Тип проекта:

практико-ориентированный, краткосрочный, открытый, коллективный

Целевые участники проекта:

  • Дети средней группы (4-5  лет).
  • Педагоги ОУ.
  • Родители воспитанников.

Условия реализации проекта:

заинтересованность педагогов, детей и родителей, регулярность и систематичность работы.

Продолжительность проекта:

С октябрь-ноябрь

Актуальность разработки и реализации проекта

Дошкольное детство – важнейший этап становления личности. Одна из задач нравственного воспитания ребенка – воспитание любви к малой Родине, к родному краю. Чтобы воспитать в человеке чувство гордости за свою Родину, надо с детства научить его любить свой край, где он родился и вырос, природу, которая его окружает.

Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретет всё большее общественное значение. И перед дошкольными образовательными учреждениями, на современном этапе стоят задачи формирования с самого раннего детства высоких нравственных качеств: основ гражданственности, любви к Родине, бережного отношения к её природе, историческому и культурному наследию, уважения к старшим и сверстникам, культуре и традициям других народов.

Чувство патриотизма формируется постепенно в процессе накоплений знаний представлений об окружающем, это и любовь к местам, где родился, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим миром и желание сохранять и приумножать богатства малой Родины. Чувство любви к родному дому, краю, природе - одно из слагаемых патриотизма. Нельзя забывать о том, что патриотизм формируется у каждого ребёнка индивидуально.

Важно пробудить интерес к истории своей семьи, родного города.

В привитии любви к Родине важно соблюдать последовательность: от близкого - к далёкому, от малого - к великому (мой дом - моя улица - мой город - моя страна).

Малая Родина... У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать — всё. Край, где родился и вырос, где светят звёзды детства, — именно это необходимо каждому человеку. Одной из форм воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста является привитие любви к родному краю. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родному краю играют огромную роль в становлении личности ребенка. Воспитать любовь к родному краю – это значит так показать детям их родной край, чтобы вызвать чувство восхищения своей родиной, чувство  гордости за своих земляков.

          «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Д.С. Лихачев

           В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.             
     Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:
«Ты вспоминаешь не страну большую,
Которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую,
Какой её ты в детстве увидал»
            И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
              Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.

Проблема:

Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родной страной, родным посёлком, с историей родного края, его достопримечательностями и известными людьми.

       Родители имеют недостаточно знаний о своем крае, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном посёлке. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.

       Отсутствие у детей познавательного интереса к истории своих предков и культурному наследию города,  области, страны .

       Недостаточная компетентность родителей в воспитании у детей нравственно-патриотических чувств.

       Изменение качества взаимодействия детского сада и семьи с целью повышения эффективности воспитания нравственно-патриотических чувств у детей.

       Отсутствие эффективной системы  работы по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ.

Цель проекта:

Формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства любви к своей семье, родному городу, к природе. Развивать чувство гордости за свою малую Родину.

Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к Родине.

     Задачи:

      1. Создать оптимальные условия для приобщения взрослых и детей к истокам культуры родного края;

      2. Воспитать чувства любви к своей семье, к своему роду, развитие      интереса к истории семьи, семейным традициям;

      3.Вовлечь взрослых и детей в активно-познавательную, исследовательскую деятельность по изучению и сохранению истории, природы и культуры своего края, города;

       4. Сформировать у детей и взрослых систему знаний о родном городе, крае на основе историко-художественно-краеведческого материала.

       5. Привлечь родителей к активному участию в реализации проекта.

       6. Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;

Реализация проекта осуществлялась в 3 этапа.

1 этап - подготовительный, включает в себя:

  • Изучение интереса детей для определения целей проекта.
  • Сбор и анализ литературы, наглядного материала для взрослых и детей.
  • Обращение к специалистам.

 2 этап - основной, включает в себя формы работы с детьми:

• непосредственно образовательная деятельность;

• тематические беседы;

• презентации;

• календарные праздники;

• развлечения, досуги;

• экскурсии;

• пополнение развивающей среды,

  • выставки детских работ, семейных коллекций

3 этап - итоговый, включает в себя:

  • Выставка продуктов детской деятельности.

Прогнозируемый результат на уровне ребенка:

  • - освоение детьми доступных знаний об истории родного края;
  • - умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь нуждающимся;
  • - расширение знаний детей об известных людях родного города, улицах, названных в честь героев войны, памятниках и других культурных ценностях;
    - расширение у детей области социально-нравственных чувств и отношений;
  • - сформированность системы понятий духовных семейных ценностей,
  • самовыражение творческих способностей детей;
    -обогащение знаний детей о музейной культуре;
    -сформированность элементарных проектно-исследовательских умений и навыков;
  • Гипотеза:
  • Работа над проектом имеет большое значение для познавательных интересов детей. Применение эффективных методов повышает интерес детей к окружающей действительности.
  • Ожидаемые результаты проекта:
  • У детей сформированы начальные представления о родном краевызывающие чувство гордости и любви. Знание названия своего города, улицы, на которой живут, домашнего адреса.
  • Продукт проектной деятельности
  • Фотографии занятий
  • Работы детей
  • Формы работы над проектом:
  • Беседы с детьми
  • Беседа «Моя семья»;
  • Беседа о домашних адресах;
  • Беседа о названиях улиц;
  • Беседа о городском транспорте;
  • Рассматривание серии картинок и фотографий «Наш город»;
  • Рассматривание фотографий достопримечательностей города.
  • Просмотр видеофильма
  • «Наш город любимый».

Тематический план работы по нравственно - патриотическому воспитанию         детей средней группы.

    тема

Работа с детьми, с родителями

месяц

«Мой

любимый

детский

сад»

-Экскурсия по детскому саду и знакомство  с трудом сотрудников.

-Беседы «Моя группа», «Мои друзья».

- Рассматривание альбома « Жизнь нашей группы»

- Игры: «Ласковые слова», «Назови ласково».

-Разыгрывание ситуаций: «Ссора», «Как помириться?»

- Чтение и разучивание стихов о дружбе.

-Выявление степени вовлеченности семей в образовательный процесс: анкета для родителей, определяющая их отношение к патриотическому воспитанию детей.

-Изготовление альбома «Жизнь нашей группы».

-Памятка для родителей: «Как научить детей дружить».

октябрь

«Моя семья»

-Рассказы детей о членах своей семьи.

-Изготовление альбома «Моя семья»

-Беседа «Что значит любить родителей?»

-Беседа «Каждый при деле» - домашние обязанности членов семьи.

-Разыгрывание ситуаций: «Как поднять настроение маме?», «Праздник в семье», «Вечер в семье».

-Д/и « Ты да я – мы семья»

-Консультация «Как весело и с пользой провести выходные с семьёй»

октябрь

«Наши защитники»

«Народное творчество»

-Беседа с детьми о папе, с рассматриванием фотографий.

-Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря».

-Изготовление подарков для пап

-Аппликация «Самолеты».

-Заучивание песен и стихов об армии

-Игровая ситуация «Мы солдаты».

-  Празднование праздника «Масленица»,

-Д/и «Народная игрушка»,

-Слушание р. н. песни «Детская кадриль».

- Видео презентация р. н. танца «Калинка»,

-Знакомство с дымковской росписью. Рисование «Платочек».

-Изготовление газеты « Мой папа самый лучший»

ноябрь

«Мой любимый город»

-НОД «Символы России»,

-Мультимедийная презентация «Москва - столица нашей Родины»

-Беседы с детьми: «Мой адрес», «Улица, на которой я живу».

-Рассматривание фотографий с улицами города,

-Д/и «Узнай свой город»,

-Д/и «Народная игрушка»,

-Просмотр мультфильма «Россия. Нижний Новгород»

- Изготовление альбома совместного творчества детей и родителей «Я рисую Нижний»

-Родительское собрание «Воспитание дружеских взаимоотношений между детьми»

-Фотовыставка «Мой любимый Нижний Новгород»

-Консультация для родителей «Познакомьте ребёнка с Нижегородским кремлём».

-Презентация книг, статей из газет и журналов на тему патриотического воспитания детей.

ноябрь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий совместного праздника « Как люблю я свою маму !», посвящённого Дню матери, дошкольников детского сада и учащихся 1 класса .

28 ноября мы отмечаем День Матери ! Этот праздник мы посвятили самым добрым , самым чутким , самым нежным , заботливым , трудолюбивым , и , конечно же , самым красивым нашим мамам.Нас ожидают встречи ...

Эссе "Люблю профессию свою за то, что детство проживаю многократно"

Эссе выражает мое отношение к профессии воспитатель....

Конспект занятия «Люблю свой город, край. Люблю его природу».

Конспект занятия «Люблю свой город, край. Люблю его природу».   Цель: закрепить знания детей о названии родного города, главные его достопримечательности; закрепить элементарные правила поведен...

Конспект занятия «Люблю свой город, край. Люблю его природу».

Цель: закрепить знания детей о названии родного города, главные его достопримечательности; закрепить элементарные правила поведения, этикет общения и приветствия; развивать речь, внимание, память; вос...

НОД «Люблю тебя - мой Ставропольский край»

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста....

Занятие «Везде в Отечестве своем, от края и до края, мы крепнем, учимся, растем, о будущем мечтая»

Занятие «Везде в Отечестве своем, от края и до края,  мы крепнем, учимся, растем, о будущем мечтая» ...

Программа дополнительного образования "Я люблю родной свой край"

Программа дополнительного образования для старших дошкольников...