Создание здоровьесберегающего пространства в подготовительной группе ДОО в соответствии с требованиями ФГОС
статья (подготовительная группа)
Большую часть времени в детском саду ребёнок проводит в группе, где основное внимание уделяется развитию детей и тем проектным средствам, которые этому способствуют, т.е. средствам предметно - развивающей среды, окружающим детей каждый день. Значит, развитие дошкольника во многом зависит от рациональной и здоровьесберегающей организации предметной среды в групповом помещении.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сазанова С.Н., воспитатель
ГБДОУ детский сад №85 Приморского района
Санкт-Петербурга
Создание здоровьесберегающего пространства в подготовительной группе ДОО в соответствии с требованиями ФГОС
Большую часть времени в детском саду ребёнок проводит в группе, где основное внимание уделяется развитию детей и тем проектным средствам, которые этому способствуют, т.е. средствам предметно - развивающей среды, окружающим детей каждый день. Значит, развитие дошкольника во многом зависит от рациональной и здоровьесберегающей организации предметной среды в групповом помещении.
Понятие «здоровьесберегающий» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько при её реализации решается задача сохранения здоровья воспитанников (среда жизнедеятельности).
Здесь имеет значение всё: цвет стен и потолка, разделение пространства на функциональные зоны, разнообразие игр, игрушек и соответствию их возрасту детей, индивидуальным психологическим особенностей ребёнка, интересам, желаниям дошкольников, наличие места для самостоятельных игр, уединения ребёнка, уставшего от постоянного общения со сверстниками.
Всё, что окружает дошкольника, во многом определяет его настроение, формирует отношение к окружающему.
Все предметы, убранства, оборудования должны представлять собой единое целое , гармонично сочетаться по цвету, по стилю и материалам, из которых изготовлены.
Значит, всё, что окружает ребёнка должно развивать не только умственные способности, но и органы чувств и обеспечивать ребенку необходимый психологический комфорт.
При формировании здоровьесберегающего пространства в группе, необходимо учитывать требования ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде, которая должна быть содержательно- насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Развивающая среда в нашей группе соответствует как принципам здоровьесбережения, так и требованиям ФГОС ДО. Она базируется на творческих "центрах активности" (зонах, уголках) работа в которых строиться на следующих положениях:
-игра пронизывает все виды деятельности;
-осуществление индивидуального подхода к детям во всех ситуациях;
- предоставление детям свободы выбора;
- установка на формирование и поддержание у каждого ребёнка положительного самоощущения;
- сочетание различных видов деятельности, индивидуальных и групповых игр и занятий;
- стремление к обеспечению всестороннего развития ребёнка в каждом центре активности..
Если предметно - пространственная среда в которой действует ребёнок будет информативна, вариативна, многофункциональна, соответствовать уровню психического развития ребёнка тогда будет наблюдаться и гармоничное, всестороннее развитие и воспитание детей дошкольников.
Всё пространство предметно-развивающей среды нашей группы безопасно, соответствует санитарно-гигиеническим требованиям и правилам пожарной безопасности. В соответствии с требованиями СанПин 2.4.1.3049 от 30.07.2013 г., функциональные размеры используемой мебели для сидения и столов ежегодно подбираются нами в соответствии с ростом и возрастом детей. Детская мебель изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей. Вся игровая мебель в групповых помещениях закреплена и не несет угрозы жизни и здоровью детей. В образовательной деятельности мы используем игрушки, безвредные для здоровья детей, отвечающие санитарно-эпидемиологическим требованиям и имеющие сертификаты, подтверждающие безопасность (не имеют острых углов, не токсичны, не имеют раздражающей окраски, используются строго в соответствии с возрастом). Мягконабивные игрушки используются только в качестве дидактических пособий.
Соблюдается низкий уровень шума (детей приучаем не кричать, разговаривать спокойным тоном, не издавать громких звуков предметами, игрушками; аудиозаписи и мультфильмы воспроизводятся на комфортном для восприятия уровне звука).
Оборудование групповых помещений безопасно, привлекательно, несет развивающие и здоровьесберегающие функции.
Развивающая предметно-пространственная среда насыщенна, пригодна для совместной деятельности взрослого и ребенка и самостоятельной деятельности детей, соответствует возрастным возможностям детей и содержанию реализуемой Программы;
Для реализации Программы и ФГОС ДО пространство группы организовано в виде
хорошо разграниченных зон (центров, уголков), оснащенных большим количество развивающих материалов, которые условно подразделяются на три зоны:
- Зона умеренной активности –
«Центр познания», «Центр занимательной математики (игротека)», «Библиотека»;
«Центр природы»,
«Центр патриотического воспитания»;
- Зона средней активности:
«Центр конструирования», «Центр безопасности»,
«Центр творчества»;
- Зона повышенной активности
- «Центр двигательной активности», «Центр музыки», «Центр театра», «Центр игры», «Центр дежурства».
Разделение пространства в помещении группы на центры активности способствуют большей упорядоченности самостоятельных игр и занятий, позволяет детям заниматься конкретной деятельностью, используя конкретные материалы, без дополнительных пояснений и вмешательства со стороны взрослого. Кроме того наличие центров активности помогает детям лучше понимать, где и как работать с материалами.
Занятия и игры в центрах (зонах, уголках) стимулируют исследовательскую активность, развивают способности ребёнка.
Дети имеют возможность играть самостоятельно в одиночку или небольшими группами.
Трансформируемость предметно-пространственной среды позволяет ребенку взглянуть на игровое пространство с иной точки зрения, проявить активность в обустройстве места игры и предвидеть ее результаты, обеспечивает возможность менять её в зависимости от требования образовательных задач. Учебный центр, легко становится местом для активных игр. Каждый ребенок, при необходимости может найти место для уединения.
Гибкое расположение центров, позволяет детям в одно и то же время, не мешая друг другу, заниматься по своим желаниям и интересам: музыкой, рисованием, конструированием, экспериментированием и т.п.
Разнообразие тематики, многообразие дидактического и информативного материала отвечает принципу информативности.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает доступ к объектам природного характера; побуждает к наблюдениям на участке детского сада за ростом растений, участию в элементарном труде, проведению опытов и экспериментов с природным материалом.
Развивающая предметно-пространственная среда организовывается как культурное пространство, которое оказывает воспитывающее влияние на детей (изделия народного искусства, репродукции, портреты великих людей, предметы старинного быта и пр.), подразумевает возможность её изменения в зависимости от образовательной ситуации.
Для эффективной организации двигательной активности в групповых помещениях мебель размещена по периметру помещения таким образом, что во время свободной деятельности детей столы раздвигаются, оставляется максимальное пространство для движения. В спальне за счёт установки 2-х и 3-ярусных кроватей, тоже высвобождается место для двигательной активности детей.
Многие материалы развивающей среды полифункциональны, т.е. материалы для одной образовательной области могут быть использованы и ходе реализации другой. Это способствует интеграции образовательных областей.
Предметно-развивающая среда в группе стабильна и одновременно динамична, является постоянной, созданной на длительный срок, но в неё регулярно вносятся изменения в зависимости от возрастных особенностей, периода обучения, программных задач, времени года, интересов детей.
В подготовительной группе замысел основывается на теме игры, поэтому разнообразная полифункциональная предметная среда пробуждает активное воображение детей, и они всякий раз по-новому перестраивают имеющееся игровое пространство, используя мягкие модули, маты, ширмы, предметы из природного и бросового материала: гладкие камни, шишки, жёлуди, крупные семена, крышки, пластиковые бутылки и др.
Вариативность предметно-развивающей пространственной среды заключается в том, чтобы создать детям ситуацию выбора и эффект новизны. Периодическая смена игрового материала и появление новых предметов стимулирует игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей, а так же создает условия для комфорта и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого ДОУ.
Психологическую комфортность обеспечивают благоприятные условия жизнеобеспечения, созданные в нашей группе:
- соответствие гигиеническим требованиям (СанПиН 2.4.1.3049-13от15.05.2013г.) к содержанию помещений, питанию и режиму, в том числе пребывание ребенка на свежем воздухе не менее 3-х часов;
- доступность окружающей среды: игрового пространства, других потребностей детей;
- цветовая палитра в оформлении помещений группы представлена теплыми, пастельными тонами, отсутствуют тёмные давящие цвета, такие как чёрный, коричневый и т.д. Основной цвет в интерьере – спокойный бежевый. Кроме того, в пространстве группы присутствуют яркие детали (детские рисунки, декор, элементы отделки), создающие приятные, позитивные ассоциации;
- использование элементов психогимнастики в образовательной деятельности и режимных моментах;
- при необходимости использования спокойного музыкального фона, сопровождающего различные виды деятельности детей
Все это создает такие условия, при которых ребенок чувствует себя психологически защищенным, она не только развивает, но и рождает доверие к окружающему миру, создает атмосферу защищённости и благополучия как у детей, так и у взрослых.
Подведя итог вышеизложенному, можно сказать, что в нашей группе созданы здоровьесберегающие условия, отвечающие требованиям ФГОС ДО, соответствующие возрастным и индивидуальным возможностям детей подготовительной к школе группы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по речевому развитию в 1 младшей группе, оформленный в соответствии с требованиями ФГОС «Дружная семейка»
Конспект НОД по речевому развитию в 1 младшей группе, оформленный в соответствии с требованиями ФГОС «Дружная семейка»Цель: Речевое развитиеЗадачи:Образовательная область «Познавательное развитие...
Конспект НОД по речевому развитию в 1 младшей группе, оформленный в соответствии с требованиями ФГОС «Дружная семейка»
Цель: Речевое развитиеЗадачи:Образовательная область «Познавательное развитие"Развитие любознательности, познавательных интересов, формирование первичных представлений о животном мире.Образовател...
Рекомендации по созданию развивающей предметно пространственной среды по ОБЖ в соответствии с требованиями ФГОС ДО
Рекомендации по ОБЖ...
Конспект НОД по речевому развитию в 1 младшей группе, оформленный в соответствии с требованиями ФГОС «Птичий двор»
Закрепляем представление о домашних птицах. Упражнять в отчетливом произнесении звукоподрожаний, способствуем развитию слухового внимания....
"Создание здоровьесберегающего пространства младшей группы ДОО в соответствии с требованиями ФГОС"
Создание здоровьесберегающего пространства в условиях детского сада (охрана и укрепление здоровья воспитанников, всестороннее физическое развитие) одно из ведущих направлений ...
Создание здоровьесберегающего пространства в младшей группе ДОО в соответствии с требованиями ФГОС
laquo;Создание здоровьесберегающего пространства в младшей группе ДОО в соответствии с требованиями ФГОС» Здо...
Создание здоровьесберегающего пространства в младшей группе ДОО в соответствии с требованиями ФГОС
Создание здоровьесберегающего пространства в младшей группе ДОО в соответствии с требованиями ФГОС...